Реферат по предмету "Право"


Виды нормативно правовых актов и способы их публикации

Западно-Уральскийинститут экономки и права
Негосударственноеобразовательное учреждение
Лицензия № 000514 от23,03,2003
Свидетельство огосударственной аккредитации № 000929 от 23,03,2003
Юридический факультетКонтрольная работа

Предмет: Информационная культура специалиста
Тема: «Виды нормативно- правовых актов и способы ихпубликации»
Выполнил: студент
1 курса/ 6 летобучения/
Миронов ЕвгенийПавлович
Проверил: к.п.н.
Исаченкова АннаИвановна
Пермь 2003 г.
Оглавление.
1.  Нормативно – правовые акты,как источники права. Их        отличия от других источников права.
2.  Виды нормативно- правовыхактов.
3.  Способы опубликования.

1. Нормативно – правовые акты, как источники права. Ихотличия от других источников права.
Среди многочисленных форм(источников) права важное место занимают нормативно – правовые актыгосударственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.
            Поднормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решениякомпетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.
Это– акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаютсяили же отменяются правовые нормы.
            Всебез исключения нормативно — правовые акты являются государственными по своемухарактеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.
Имеютволевой характер. В них содержится и через них преломляется государственнаяволя. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах,связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иныхюридических последствий.
            Вчисле нормативно — правовых актов, издаваемых государственными органами,следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета),приказы министров, председателей государственных комитетов, решения ипостановления, применяемые местными органами государственной власти иуправления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятсяконституцией, а так же изданными на её основе специальными законами,положениями о тех или иных государственных органах, правительственнымипостановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания,изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается, какой органв соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.
            Нормативныеакты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иныхправовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально –определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем :
1.   нормативные акты есть результатправотворческой деятельности компетентных органов государства и должностныхлиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;
2.   они содержат в себе общеобязательныеправила поведения (нормы);
3.   содержащиеся в них предписанияявляются выражением государственной воли;
4.   применяются и реализуются в особомпроцессуальном порядке;
5.   имеют строго определённуюдокументальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);
6.   направлены на регулированиенаиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения нормправа касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций,обстоятельств.
7.   рассчитаны на постоянное либодлительное действие.
8.    нормативные акты неперсонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числусубъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.
            В итоге нормативно – правовой акт можноопределить, как изданный в особом порядке официальный акт – документкомпетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.   

2. Виды нормативно – правовых актов.
Классификациянормативно – правовых актов производится по различным основаниям: поюридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, ихиздающим.
            Поюридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются назаконы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актовявляется наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет ихместо и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящихправотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем актынижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и воисполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческимиорганами.
            Нормативно –правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое делениев известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не вовсех нормативно -  правовыхактах содержатся нормы однородногосодержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли прав(трудовое,семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативнымиактами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормыразличных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни.Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примерыкомплексных нормативно — правовых актов  
            По объёму ихарактеру действия нормативно – правовые акты подразделяются :
-     на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношенийопределённого вида на данной территории;
-     на акты ограниченного действия – распространяются только на частьтерритории или на строго определённый контингент лиц, находящихся на даннойтерритории;
-     на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивныевозможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, накоторые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).           Поосновным субъектам государственного правотворчестванормативно –правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); актыисполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционныеакты общего характера).
            Закон. Этоглавный и преимущественный нормативно правовой акт современного государства. Онсодержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороныобщественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулироватьследующим образом: это нормативно – правовой акт, принимаемый высшимпредставительным органом государства в особом законодательном порядке,обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественныеотношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
            Из данногоопределения вытекают признаки закона, как основного источника права, какнормативно – правового акта, обладающего высшей юридической силой:
1.   законы принимаются высшими представительными органами государства илисамим народом в результате референдума;
2.   законы принимаются по основным наиболее существенным вопросамобщественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересовличности;
3.   законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присущеподзаконным правовым актом. Принятие закона включает в себя четыре обязательныестадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждениезаконопроекта; принятие закона; его опубликование. Принятие закона врезультате референдума также осуществляется в законодательном порядке,предусмотренном Законом о референдуме ;
4.   законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого – либодругого органа государства. Они могут быть отменены или изменены толькозаконодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд можетпризнать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить егоможет только законодательный орган ;
5.   Законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, ониобуславливают структуру всей совокупности нормативно – правовых актов,юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно – правовых актов поотношению друг к другу.
        Ведущее и определяющееположение    законов в системе нормативно – правовых актов государства выражаетодно из основных требований законности – верховенство закона в регулированииобщественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферузаконодательного регулирования. Он должен быть приведён в соответствии сзаконом или немедленно отменён.
            В свою очередь законыподразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законыопределяют основные начала государственного и общественного строя, правовоеположение личности и организаций. На основе конституционных законов строится идетализируется вся система нормативно – правовых актов. Конституция поотношении к другим нормативно – правовым актам, в том числе и законам, обладаетвысшей юридической силой.
            Подзаконныенормативно – правовые акты.  
       Это правотворческие актыкомпетентных органов, которые основаны на законе и не противоречат ему.Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они базируютсяна юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективныерегулирования общественных отношений имеют место тогда, когда общие интересысогласуются с индивидуальными интересами. Подзаконные акты как раз и призваныконкретизировать основные принципиальные положения законов применительно ксвоеобразию различных индивидуальных интересов.
            По своему содержаниюподзаконные акты, как правило, являются актами различных органовисполнительной  власти. По субъектам издания и сфере распространения ониподразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.
            1.Общиеподзаконные акты. Это нормативно – правовые акты общей компетенции,действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. Посвоей юридической силе и значению в системе правового регулирования общиеподзаконные акты следуют за законами. Посредством подзаконным актовосуществляется государственное управление обществом, координируютсяэкономические, социальные и другие вопросы общественной жизни.
            К общим подзаконнымактам относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительнойвласти. В зависимости от формы государственного правления они находят выраженияв двух разновидностях подзаконных актов.
            Нормативные указыпрезидента. В системе подзаконных актов они обладают высшей юридическойсилой и издаются на основе и в развитие законов. Полномочия президента вправотворческой деятельности определяются конституцией страны или специальнымиконституционными законами. Они регламентируют самые разнообразные стороныжизни, связанные с государственным управлением.
            Постановленияправительства. Это подзаконные нормативные акты, принимаемые в контексте суказами президента и призванные в необходимых случаях урегулировать болеедробные вопросы государственного управления экономикой, социальнымстроительством, здравоохранением и т.д.
            2.Местныеподзаконные акты. Это нормативно – правовые акты органов представительной иисполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительнойвласти и органы местного самоуправления. Действие этих актов ограниченыконкретной территорией власти и управления, обязательны для всех лиц,проживающих на данной территории. Это могут быть нормативные решения илипостановление совета, муниципалитета, мэрии, префекта по самым различнымвопросам местного характера.
            3. Ведомственныенормативно – правовые акты (приказы, инструкции). Это нормативно – правовыеакты общего действия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферуобщественных отношений ( таможенные, банковские, транспортные, государственно –кредитные, и другие ).
            4.Внутриорганизационные подзаконные акты.  Это такие нормативно  -  правовыеакты, которые издаются различными организациями для регламентации своихвнутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. В рамках,определённых актами высшей  юридической силы, внутриорганизационные  нормативныеакты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретнойдеятельности государственных учреждений, предприятий, воинских частей идругих   организаций.
                        Актысудебной власти.
            Решения судебныхорганов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебнойпрактики, которая в своей основе носит индивидуальный, правоприменительныйхарактер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда всилу неясности, противоречивости или неопределённости нормативных предписанийсуд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм илисоздавать новые нормы вследствие обнаруженных пробелов в праве.
            Правотворческиефункции судов формируются самой судебной практикой, потребностями правовогоурегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом.Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такиерешения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или инойгруппы юридических дел.
            Высшие органы судебнойвласти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создают впределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящегоразъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим припрактическом разрешении юридических дел.
            Однако необходимоиметь в виду, что обязательная сила судебной практики состоит не в ней самой, ав велениях законодательной власти. Правотворческая деятельность судов вправовом государстве всецело основывается на своих законных полномочиях, врамках законности и принципов данной системы права.
3. Способы опубликования.
Опубликование(обнародование)— официальное доведение до всеобщего сведения в установленном порядкепринятых парламентом и подписанныхглавой государства законов, атакже иных нормативных актов, принимаемых органами государственной власти. Официальное опубликование имеет важное юридическое значение. Только официально опубликованный текст закона считается аутентичным, т. е. именно тем, который принят законодателем. Суд и иные органы, применяющие закон, должны ссылаться только наофициальный источники его опубликования. Официально опубликование — необходимая предпосылка вступления закона силу (действие). Этот важный принцип закреплен в ч. 3 ст. 15  Конституции РФ: «Законы подлежат официальному опубликованию Неопубликованные законы не применяются».Если бы законы и другие нормативные акты непубликовались, то известный правовойпринцип «незнание закона не оправдывает» потерял бы смысл. Официальным считается опубликование текста закона впечатных органах, наделенных статусом органа официального опубликования закона.Все иные органы печати не имеют права публиковать текст принятого закона до его официального опубликования.Они могут давать информацию о новом законодательстве,излагать его содержание, но все это не считается официальным опубликованием. Датой опуб­ликования закона считается день выхода всвет официального изда­ния, в котором помещен его текст.
 В РФ порядок официального опубликования определен Феде­ральным законом «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных зако­нов, федеральных законов, актов палатФедерального Собрания» от 14 июня 1994 г. Как видно уже из названия, закон не регламентирует порядокопубликования и вступле­ния в силу указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семидней после их подпи­сания Президентом РФ, приэтом в официальном тексте указывают­сядаты принятия закона Государ­ственной Думой и Советом Феде­рации иподписания его Президен­том РФ.Постановления палат ФедеральногоСобрания публику­ются не позднеедесяти дней со дня их принятия.Международные до­говоры, ратифицированные Феде­ральным Собранием,публикуются одновременно с федеральными за­конамиоб их ратификации. Офи­циальнымопубликованием всех этих актов считается первая публи­кация их полного текста в «Россий­ской газете»или в «Собрании зако­нодательстваРоссийской Федера­ции». Однако в законе может быть определен ииной порядок его офи­циальногоопубликования, напри­мер доведение до всеобщего сведе­ния по телевидению, радио, иным каналам связи.«Собрание законо­дательства РоссийскойФедера­ции» состоит из пяти разделов:в первом публикуются федеральные законы,во втором — акты палат ФедеральногоСобрания, в третьем— Указы ираспоряжения Президента РФ, в четвертом — постановления и распоряжения Правительства РФ, в пятом — постановления Кон­ституционногоСуда РФ о толкова­нии Конституции РФ и осоответ­ствии ей законов и иных норматив­ных актов, подведомственных Конституционному Суду РФ.
Порядокопубликования актов (указов и распоряжений) Президента РФ, актов (Постановленийи распоряжений) Правительства РФ инормативных правовых актов фе­деральныхорганов исполнитель­ной властиопределен Указом Пре­зидента от 23мая 1996 г. Указ исхо­дит из принципаобязательности официального опубликования пе­речисленных выше актов, кроме актов (или их отдельных положе­ний), содержащих сведения, со­ставляющие государственную тай­ну, илисведения конфиденциаль­ного характера. Всеостальные акты Президента РФ иПравительства РФ подлежат официальному опуб­ликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Рос­сийскойФедерации» в течение де­сяти дней после дняих подписания. Официальными являютсятакже тексты актов Президента РФ и ак­товПравительства РФ, распростра­няемые вмашиночитаемом виде научно-техническим центром пра­вовой информации «Система». Акты ПрезидентаРФ и акты Пра­вительства РФ могут бытьопубли­кованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, ра­зосланыгосударственным органам, органамместного самоуправления, должностным лицам, предприяти­ям, учреждениям, организациям, переданы поканалам связи. Нормативно- правовые акты федеральныхорганов исполнитель­ной власти, затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющиемежведомственный ха­рактер — прошедшиегосударственною регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обяза­тельному официальному опублико­ванию в газете «Российские вести», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов испол­нительнойвласти» (издательство «Юридическая литература»). Если эти акты не прошлирегистрацию или зарегистрированы, но неопубликованы, они не влекут правовых последствийи не могут служить основанием для регулирования соответствующихправоотношений, на них нельзя ссылаться приразреше­нии споров. Нормативно- правовые акты законодательной иисполнительной власти субъектов федерации публикуются в газете, котораясчитается официальной для данного региона. В Пермской области такой газетойявляется «Звезда». Другие издания могут только продублировать публикациюнормативно- правовых актов после их опубликования в «Звезде», либо комментируютсодержание того или иного акта. Органы местного самоуправления публикуют своиакты в газете, которая является официальным органом для данной территории. ВСивинском районе (где проживает автор данной работы) таким изданием являетсярайонная газета « На родной земле».
Официальноеопубликование— необходимое предварительное условие вступления в силу законов и других нормативных актов. Исходя из датыофициального опубликова­ния, определяется момент их вступ­ления в действие.
Литература.
1. «Общая теория государства и права» С.А. Комаров
2. «Теория государства и права»
под ред. Карельского
3.  «Теория государства и права»
Марченко
4. «Теория государства и права»
В.Н. Хропанюк
5. «Малая энциклопедияконституционного права»
М.В. Баглай


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :