МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТАКАДЕМИКА И.Г.ПЕТРОВСКОГО
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ НАТЕМУ:
«Фашизм: сущность, признаки, современность»
Выполнила студентка 2 курса специальности «Экономика иуправление на предприятии (таможне)»:
Проверила:
БРЯНСК 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………..…..3
1. Истокифашизма……………………………………………………...........5
2. Фашистское тоталитарное общество:черты и отличительные особенности…………………………………………………………….....14
3. Нацизм и фашизм с христианской точкизрения……………………….22
Заключение………………………………………………………………..26
Список использованнойлитературы…………………………………….28
ВВЕДЕНИЕ
Для фашиста все в государстве, и ничточеловеческое и духовное не имеет ценности вне государства. В этом смысле фашизм- тоталитарен, и фашистское государство, синтезируя и объединяя все ценности,интерпретирует их, развивает и придает силы всей жизни народа. (Б. Муссолини)
В качествеэпиграфа к моему работе я взяла знаменитые слова одного из самых известныхфашистских лидеров – Бенито Муссолини. Слова, подкупающие своей простотой ичеткостью и пугающие своим содержанием. Данная работа – одна из моих попытоканализа политической доктрины фашизма, и акцентировать своё внимание я буду,прежде всего, на концепции фашистского государства.
Потрясшее XXвек социальное явление, названноефашизмом, до сих пор вызывает широкие дискуссии в научном мире, и в особенностиу историков и политологов. Тема фашизма и тоталитаризма действительно оченьпривлекательна для исследователя, особенно в свете переживаемого Россиейперехода от тоталитаризма к демократии. Однако, по мнению Работяжева,проблематика данного вопроса у нас развита слабо.[1]
Прежде всего, давайтеответим на вопрос что такое фашизм? Термин «фашизм» (от итальянского fascio –фаши — пучок, связка, объединение) — это идеология и практика, утверждающиепревосходство и исключительность определенной нации или расы, отрицаниедемократии, установление культа вождя; применение насилия и террора дляподавления политических противников и любых форм инакомыслия; оправдание войныкак средства решения межгосударственных проблем»[2].Такое определение дает в своей работе А. Галкин. Обращаю внимание на то, чтоуже в определении четко проявляются некоторые черты политической концепциифашизма. И.Мазуров обращает внимание на то, что еще с довоенного периода дляобозначения фашистского режима в Италии стал употребляться термин«тоталитаризм»[3]. «В 1952 году в США былапроведена конференция, где был сделан вывод, что тоталитарным можно назвать закрытоеобщество, в котором все, от воспитания детей до выпуска продукции, контролируетсяиз единого государственного центра». Однако понятие «тоталитаризм» и «фашизм»не тождественны. «Фашизм есть правая форма тоталитарного режима, котораяхарактеризуется национальным ценностным критерием организации общества».
Тоталитаризмпредставляет собой принципиально новый тип диктатуры, в которой особую рольиграют государство и идеология. Термин «тоталитарный» ввел политическийлексикон уже упоминавшийся мною лидер итальянских фашистов Б. Муссолини. Целифашистского движения, по его мнению, состояли в создании сильного государства,использовании исключительно силовых принципов осуществления власти и подчинениявсех общественных сил иерархическому принципу.
Теоретикитальянского фашизма Дж. Джентиле раскрывал содержание «тотального государства»следующим образом: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничточеловеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени этообладает какой-либо ценностью вне государства. В этом смысле фашизмтоталитарен, и фашистское государство как объединение и унификация всехценностей дает толкование жизни всего народа, способствует расцвету и придаетему силы. Вне государства не должны существовать ни индивиды, ни группы(политические партии, общества, синдикаты и классы)».
ИСТОКИ ФАШИЗМА
Фашизм возникв Италии в 1919 г. после Первой мировой войны из глубокого разочарования её результатами.Тогда в Европе демократические космополитические силы одержали победу надконсервативными, монархическими, но победа демократии не принесла обещанныхблаг, а разразился сильнейший кризис: хаос, инфляция, массовая безработица. Ипротив такой демократии началась реакция. К 1930-м. гг. половина европейскихпарламентов прекратила существование, везде возникли диктатуры – это явлениебыло примечательно для тех лет.
Фашизмпроисходит от слова «фашина», это пучок, связка прутьев – символ ещё древнеримскогогосударства, который Муссолини использовал как символику «нового Рима», так онназывал своё государство. И, в общем, в фашизме на первый взгляд было многопривлекательного.
Фашизм как связка провозгласил единство нации в противоположностьмарксистскому тезису о борьбе классов и в противоположностьлиберально-демократическому партийному принципу. Фашизм провозгласил корпоративноегосударство, построенное не на партийном принципе, когда партии участвуют ввыборах, набирают голоса, а построенное на корпорациях- это естественная демократия, вырастающая снизу вверх, на основепроизводственной, профессиональной общности людей. Корпорации могут быть,скажем, работников металлургической промышленности, медицины, сельскогохозяйства, причем каждая корпорация включает в себя как руководящий персонал,так и врачей, бухгалтеров, электриков, короче говоря, всех людей, которыезадействованы в ней. В Японии сейчас что-то похожее существует на фирменнойоснове- фирма строится как ячейкаобщества; примерно то же хотел Муссолини, называя это «производственнойдемократией». Кстати, фашизм считали-как это, может быть, ни странно будет звучать-демократическим явлением даже такие наши демократы, как Г. Федотов, известныйпублицист, историк Церкви, и его журнал «Новый град» об этом многописал.
Чем жепривлекал фашизм? Почему так много людей поддались этому соблазну- увидеть в фашизме что-то действительноновое, преображающее всю Европу на фоне этого хаоса. Вот пример из«Доктрины фашизма» Муссолини:
«Фашизм — ... это духовная позиция, возникшая изобщего движения нашего столетия против обессилевшего материалистическогопозитивизмаXIX столетия… Эторелигиозное воззрение, рассматривающее человека в его внутренней связи с высшимзаконом, объективным духом, который превосходит отдельный индивидуум и делаетего сознательным членом духовного сообщества… Народ- не раса или географическая область»...[4]
Я прервуцитату, чтобы подчеркнуть, что в первоначальном фашизме не было расизма,который был в гитлеровском режиме; итальянцы не считали свой народ лучше другихи высшей нацией, которой должен принадлежать мир, который нужно покорять. Нопродолжу:
«Народ- не раса или географическая область, а непрерывносохраняющаяся в историческом развитии общность,... личность, духовное явление». И дальше о том, какие требования фашизмпредъявлял к человеку: «Человек фашизма подавляет в себе инстинкт эгоистичногожелания, чтобы вместо этого в чувстве долга укоренить высшую жизнь нации, неограниченную рамками пространства и времени: жизнь, в которой индивидуум путемсамоотречения и пожертвования личных интересов, даже через смерть- осуществляет предельно духовное бытие, накотором основывается его человеческое достоинство… Ни одно действие неускользает от моральной оценки. Поэтому жизнь в понятии фашиста- серьезна, строга, религиозна. Он создает изсамого себя инструмент построения достойной жизни...».[5]
Как мы видим,вот это дисциплинирующее, собирающее, орденское начало в фашизме на фоне хаоса,безработицы- оно привлекло очень многихлюдей. И даже нужно отметить, что католическая Церковь очень горячоподдерживала фашистские реформы и само движение фашизма, потому что оносоответствовало социальному католическому учению, именно в его основе лежиткорпоративное устройство общества.
Это не былокакое-то преступное явление. Во всех европейских странах возникли партии,которые можно назвать фашистскими, даже в демократических странах, во Франции,в Англии. А где были осуществлены принципы этого корпоративного государства:они были осуществлены и в Италии, и в Австрии на чисто христианской основе именно вАвстрии, это было при канцлере Дольфусе. И уж, конечно, важны примеры Испании иПортугалии (при Франко и Салазаре) они в наиболее чистом виде выявили лучшиестороны этих тенденций, которые тогда наметились во всей Европе. Следуетсказать о настроениях среди русской эмиграции. Очень мало эмигрантов было настороне демократий, почти все симпатизировали авторитарным режимам, потому чтоименно авторитарные режимы были единственными, провозгласившимиантикоммунистическую борьбу. Вспомним Антикоминтерновский пакт в 1930-е гг.,- а демократии тогда вступили в союз соСталиным именно против фашизма. Поэтому эмиграция симпатизировала авторитарнымрежимам.
Подавляющеебольшинство русских эмигрантов, если не прямо называли себя организациямифашистскими, то симпатизировали фашизму. Фашистскими были, скажем, на ДальнемВостоке — «Союз русских фашистов», в Америке- партия Вонсяцкого, который издавал журнал «Фашист»; вГермании было русское национал — социалистическое движение. И даже самаякрупная организация эмиграции, «Русский Обще-Воинский Союз»- это остатки Белых армий, которыесоединились вместе в эмиграции,- тожесчитал, что нужно изучать фашизм и нужно разрабатывать свой русский фашизм.
Приведу здесьвступительную статью В. Новикова к книге Б. Муссолини «Доктрина фашизма»вышедшей в Париже в 1938 году. Она как нельзя лучше характеризует настроениерусской эмиграции тех лет:
«Величайшим явлением в жизни народовпослевоенного периода является фашизм, который в настоящее время совершает свойпобедный путь по всему миру, завоевывая умы активных сил человечества ипобуждая к пересмотру и перестройке всего общественного порядка. Фашизмзародился в Италии и творцом его является гениальный вождь фашистской партии иглава Итальянского правительства Бенито Муссолини.
В борьбе Итальянского народа противнадвигающегося на страну кошмара красного коммунизма фашизм дал итальянскоймолодежи, передовому бойцу за национальное возрождение, идеологическую основудля этой борьбы.
Коммунистической идеологии былапротивопоставлена новая идеология национального государства, национальнойсолидарности, национального пафоса.
Благодаря этому, фашизм создал мощнуюорганизацию активного меньшинства, которая, во имя национального идеала,вступила в решительную войну со всем старым миром коммунизма, социализма,либерализма, демократии и своим самоотверженным подвигом совершила духовную игосударственную революцию, преобразившую современную Италию и положившую началоИтальянской фашистской государственности.
Совершив поход на Рим в октябре 1922 года,фашизм овладел государственной властью и приступил к перевоспитанию народа иреорганизации государства, в порядке основных законов которые окончательнозакрепили форму фашистского государства. В ходе этой борьбы вырабатывалась идоктрина фашизма. В уставе фашистской партии, в постановлениях партийных ипрофсоюзных съездов, в резолюциях Большого Фашистского Совета в речах и статьяхБенито Муссолини постепенно формулировались основные положения фашизма. В 1932году Муссолини посчитал своевременным дать своему учению законченнуюформулировку, что он сделал в своей работе «Доктрина фашизма»,помещенной в 14 том итальянской энциклопедии. Для отдельного издания этойработы он дополнил ее примечаниями. Для Русского читателя весьма важноознакомится с этим произведением Б. Муссолини. Фашизм есть новое мировоззрение,новая философия, новая корпоративная экономика, новое государственное учение.Таким образом, отвечая на все вопросы человеческого общежития, фашизм вышел зарамки национальной Италии. В нем выработались и нашли свою формулировку общиеположения, определяющие нарождающийся общественный уклад 20-го столетия, почемуони приобрели универсальное значение. Другими словами, идейное содержание фашизмасделалось общим достоянием. Всякий народ имеет свой национализм, и сам творитформы своего бытия; никакое подражание даже лучшим образцам недопустимо. Ноосновные идеи Итальянского фашизма оплодотворяют государственное строительствово всём мире. В настоящее время идеи фашизма имеют большоераспространение среди Русской эмиграции.
Внимательное изучение фашизма началосьприблизительно с 1924 года, когда в Сербии была сделана попытка организацииРусской фашистской партии. Руководили этим движением проф. Д.П. Рузский и ген.П.В. Черский.
В 1927 году эта, так называемая,«национальная организация Русских фашистов» издала свою программу,которая, исходя из общих положений Итальянского фашизма, но соответственнорусским условиям, намечала путь революционной борьбы с большевизмом и будущийход восстановления освобожденной от коммунизма России.
Однако это движение не получилоорганизационного развития. Зато идеи фашизма перебросились на ДальнийВосток, где Русская эмиграция сумела использовать и, создав в 1931 годуРоссийскую фашистскую партию, возглавленную молодым и талантливым человекомВ.К. Родзаевским.
До настоящего момента Р.Ф.П. развилабольшую организаторскую и агитационную работу, издавая ежедневную газету«Наш Путь» и ежемесячный журнал «Нация».
На 3-ем съезде в 1935 году была принятановая партийная программа, которая представляет собой попытку приспособленияначал универсального фашизма к Российской действительности в вопросах будущегоустройства Российского государства.
Следует, однако, отметить, что идеологияРоссийского фашизма на Дальнем Востоке находится под сильным влиянием Немецкогонационал-социализма и за последнее время уклоняется в сторону старого Русскогонационализма.
Но и в Европе Русская фашистская мысльпродолжает развиваться и представителем ее является журнал «Клич»,издаваемый в Бельгии.
Редакция журнала «Клич», примкнула к программе национальнойорганизации Российских фашистов и ведет проповедь фашистской идеологии, какединственного реального противовеса коммунизму, признавая при этом вИтальянской государственности, созданной гением Б. Муссолини, действительноеразрешение кризиса, переживаемого современным обществом.
В развитие программы 1927 года,«Клич» издал брошюру своего сотрудника Вериста (псевдоним);«Основные начала Российского фашизма». В ней автор под лозунгомРоссийского фашизма «Бог, Нация и Труд», устанавливает общиеположения Российского фашизма, представляющего собой учение о национальномвозрождении России на основе новой национальной государственности, сформулированнойи утвержденной на опыте Итальянской Империи создателем фашистской доктрины ивождем Итальянского фашизма Б. Муссолини.
При таком интересе Русской эмиграции кфашистскому учению нужно приветствовать издательство «Возрождение»,пожелавшее предложить вниманию Русского читателя «Доктрину фашизма» Б.Муссолини.
Со своей стороны, переводчик считает своимдолгом выразить Б. Муссолини свою глубокую признательность за его любезноесогласие на издание русского перевода „Доктрины фашизма“.
Париж, 10 июня 1938 года
Вячеслав Новиков
Даже такиелюди, как П.Б.Струве,- он, будучи редакторомгазеты „Возрождение“, огромное внимание уделял фашизму, писал об этомпередовицы как о большом важном явлении. Такие люди как, Г.Федотов- христианский социалист и демократ, видели вфашизме много интересных новинок в социальной организации общества. Периодика1930-х гг. русской эмиграции очень интересна тем, что опыт фашистских социальных реформ был проанализирован, было отделеноположительное от отрицательного в этих режимах. И мне кажется, что Россиясейчас находится в таком состоянии, что некоторые из этих реформ были бы оченьполезны для нашей страны. Это не значит, что нам нужно их так называть илиперенимать прямо какие-то фашистские разработки, но если, допустим, человекпользуется каким-то инструментом, ножом или вилкой за едой, это не значит, чтомы должны отказываться от ножа и вилки только потому, что таким же ножом елфашист. Ведь разные режимы пользуются одними и теми же инструментами- суд, армия, полиция, правовые законы; это не значит, что еслиГитлер был преступником, то у него все нужно отвергнуть, забыть и ничего незнать и не изучать.
Главное- как пользоваться армией, судом и полицией.Опыт русской эмиграции в изучениифашизма заключался в следующем: был отвергнут фашистский дух как неприемлемый,как дух, ограничивающий свободу человека, не соответствующий православномупониманию соборности. Нужно сказать, что даже фашистские организации в русскойэмиграции строились на основе Православия, они действовали с благословенияиерархов Церкви и только условно можно назвать эти организации фашистскими.
ИванАлександрович Ильин, наш выдающийся философ, дал очень хорошую формулировкуэтому опыту познания русской эмиграцией фашистских режимов. Он писал, чторусским незачем было всё это, даже ценное, что было в авторитарных режимах тоговремени, незачем было прямо заимствовать у них, у иностранного фашизма;наоборот, писал он,- фашизмбессознательно стремился осуществить идеал, близкий к русскому. Цитата:
«Государство не есть механизм состязающихся корыстей,но организм братского служения, единения веры, чести и жертвенности: таковаисторико-политическая основа России. Россия стала отходить от нее и сокрушилась.Россия вернется к ней опять. Фашизм не дает нам новой идеи, но лишь новыепопытки по-своему осуществить эту христианскую, русскую национальную идеюприменительно к своим условиям».[6]
Фашистский героизмвыродился во вседозволенность, и абсолютизация своего государства вела к тому,что на соседей смотрели пренебрежительно, оправдывая войны против них.Например, Бердяев дал точную характеристику фашизма: это языческий соблазн, этонатурализм, который, конечно, совершенно несовместим с православным мировоззрением,поэтому в России фашизма быть не может. У нас другая культура, у нас другаяистория, и если бы нынешние борцы с фашизмом внимательно это изучили, они неискали бы фашизм в русском национальном самосознании.
Сейчас всеназывают Германию тех лет фашистской, но сам режим не называл себя фашистским,это был национал-социализм. И как раз слово «социализм», то, что вназвании этого преступного режима была как бы социалистическая компонента,- это было очень неприятно левым журналистами, естественно, советским органам пропаганды, и поэтому слово фашизм натянулиочень быстренько на нацизм.
Но разницаздесь кардинальная. Она в том, что нацистский режим, был расистским и ставилцелью овладение миром для немецкой нации, все остальные народы должны были бытьлибо уничтожены, либо обращены в рабов. Фашисты же не ставили себе таких целейи, например, такой либеральный деятель православной парижской юрисдикции,историк Церкви, как Карташев, уже после войны, когда уже фашисты все проиграли,и уже было утопией строить подобные планы, говорил, что сохранилось две страны- Испания и Португалия, где по-новомувоплощены принципы христианской государственности. Это была смелость, сказатьэто после войны, но он это сказал честно.
Так вот намправильнее было бы сегодня говорить:
«Победа над нацизмом, а не над фашизмом»
Мне кажется,что если бы власти России хотели по-настоящему бороться с экстремистскимишовинистическими явлениями, то нужно было бы начать с объяснения корнейфашизма, корней антисемитизма, а ведь эти вопросы табуированы.
Чтобы найтиболее приемлемое определение фашизма нужно открыть любой солидный западныйсправочник. Именно западный, потому чтовсе советские дают одно и то же штампованное определение – «фашизм- политическое течение, возникшее в периодобщего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных иагрессивных сил империалистической буржуазии с целью сохранениякапиталистического строя» [«ФЭС», 1983].
Но это полнаячушь, потому что это было явление революционное, которое опиралось на массы.Ведь и Гитлер имел огромную поддержку в массах, он-то легально пришел к власти,демократическим путем. Так что это совершенно неточное определение.
ФАШИСТСКОЕТОТАЛИТАРНОЕ ОБЩЕСТВО: ЧЕРТЫ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Практическивсё в политической доктрине фашизма основано на идее сильного государства. Государство– это тот центр, вокруг которого вращаются все и вся.
Б.Бессоновобращает наше внимание на то, что уже в первой партийной программе итальянскихфашистов (1921) особое место было отведено государству. Рассмотрим еёподробнее. «Партия рассматривает государство не как простую сумму индивидов,живущих в определенное время и на определенной территории, а как организм,содержащий в себе бесконечные ряды прошлых, живущих и будущих поколений, длякоторых отдельные индивиды представляются лишь переходящими моментами. Из этойконцепции партия выводит категорический императив: индивиды и классы должныподчинять свои интересы высшим интересам национального организма»[7].
Давайтеохарактеризуем это государство. Проще всего дать характеристику через признакиявления.
Кпервому признакутоталитарного фашистского государства следует отнести абсолютную концентрацию власти,реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный ввысшую степень. Такая концентрация власти с точки зрения формы правления непременнопредставляет собой автократию, для которой характерны: а) соединениезаконодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствиинезависимой судебной власти; б) принцип «вождизма» (причем вождьхаризматического типа).
Всущности, тоталитаризм и монархия – взаимозаменяющие системы, для которых«вождизм» не является чем-то, пришедшим извне. Он возникает из низкого уровняразвития демократического сознания и потребности людей в вожде как символенации, особенно в период национальной нестабильности. В качестве примера«вождизма» можно привести принцип «фюрерства» в фашистскойГермании. Фюрер стоит во главе государства и выражает его волю: силагосударства исходит от фюрера. Верховный фюрер наделяет всех других фюреровопределенными полномочиями в строго иерархическом порядке. Каждый из фюреровбезоговорочно подчиняется своему непосредственному начальнику, но при этом, посути, имеет неограниченную власть над своими подчиненными[8].Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связьвождя с массами носит скорее мистический, личностный характер и особенноподробно на этом останавливается А. Галкин: «…выдвигается идея о мессианскойроли вождя, отмеченного печатью избранности. Фюрера покрывает ореол полнойнепогрешимости…»[9]. «Фюрер нации стоит вышекритики любого немца на вечные времена… Никто не имеет права задаватьсявопросом: прав ли фюрер, верно ли то, что он говорит. Ибо, повторяю еще раз,то, что он говорит, всегда верно», — это слова Лея, лидера профсоюзов в фашистскойГермании. Реализацию данных идеологические позиций легко подтверждает одинизвестный факт: в апреле 1942 года Рейхстаг объявил Гитлера над законом и«провозгласил его неограниченным владыкой над жизнью миллионов немцев»[10].
Второй признак- однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политическихорганизаций. «Государство – это партия. Партия – это вождь плюс элита …правление государством должно осуществляться через элиту для народа»[11].Такая политическая система тесно связана с двумя моментами. Во-первых,идеальной основой однопартийной политической системы обязательно становитсямонистическая (т. е. единая, господствующая, не допускающая плюрализма,идеология, исходящая значительно от правящей партии и не терпящая никакойоппозиции или критики.
Нужноотметить, что тоталитарный режим — детище XX века, он невозможен без достаточновысокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта.Вплоть до XX века политическая деятельность была, как правило, уделоминтеллигенции, грамотных, слоев общества, умеющих читать и писать, обращатьсячерез прессу к себе подобным. Научно-технический прогресс XX века значительнорасширил возможности коммуникации, повысил социальную мобильность населения.Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространениекоторого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения,люмпен-пролетариат, что весьма расширило массовую базу политической борьбы[12].Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничиваетсялишь захватом внешних рычагов власти — государственного управления и аппаратанасилия. Наличие только названных факторов — признак авторитарного государства,я же в работе рассматриваю фашистское тоталитарное государство. Режиму тоталитарногогосударства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесьважное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именнопропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризмусредства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человекутоталитарное сознание.
Во-вторых,однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствиемдемократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждениеиндивида от политической власти. Возможное существование некоторыхобщественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельностьэтих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируетсягосударственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы,основной задачей которых было внедрение мифов в массовое сознание и контроль заним. Отрицанием демократических институтов тоталитарный режим реализует одну изважных задач — ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят междугосударством и индивидом, в результате чего происходит полное поглощениеиндивида государством.
Третьим признакомтоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политическогодвижения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этомподробнее.
Каковаже роль тоталитарного общественно – политического движения (ОПД)? Формируетсяоно в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структуранемедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. «Тоталитарныедиктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современнойтехнологии»[13], — пишет А.Галкин. Вхарактере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по следующимпричинам. Во-первых, именно через ОПДкак социальную базу режима происходит формирование в общественном сознаниишироких масс населения «тоталитарной идеи» (о данном понятии — ниже).Во-вторых, через ОПД достигаетсявсеохватывающий контроль тоталитарного фашистского государства над всемипроявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление тоталитарногогосподства власти. Каким образом? Дело в том, что все сохранившиеся прифашистском режиме организации (молодежные, профессиональные, спортивные)являются на практике ответвлениями партии-монополистки, с помощью которых онадержит под контролем мышление и поведение граждан. В-третьих, в конечном счетеОПД позволяет осуществить не простототалитарный контроль над массами, но сформировать именно позитивное отношениемасс к тоталитарному режиму, другими словами, тотализировать массы«изнутри», что, в свою очередь, достигается через атомизациюобщества.
Несколькослов о том, что такое «тоталитарная идея». Являясь объединяющимначалом тоталитарного общества, она не тождественна идеологии Движения.Идеология — понятие более широкое, включающее в себя и традиционный аспект,общественную мораль, например. Составляющая ядро идеологии «тоталитарнаяидея» представляет собой полностью искусственную конструкцию, созданную набазе всей совокупности мифов Движения, и заключает в себе основной ценностныйкритерий организации тоталитарного общества. По сути своей «тоталитарнаяидея» — та оболочка, в которую завернуто конкретное общество. Именно она иотличает одну форму тоталитаризма от другой.
Наличиеобщественно-политического движения — массовой социальной базы — создаетвидимость какого-то подобия «народовластия», демократии, отсюда иопределенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными.Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает свременем существования тоталитарного Движения. Движение имеет периодзарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима)и период внутреннего распада. Так, если говорить о Германии, то фашистскийрежим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. ВИспании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительнодо начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного.Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год,затем постепенно стало терять тоталитарный характер.
Признаки тоталитарногообщественно-политического движения следующие: цельДвижения — установление диктатуры в какой-либо форме; обращение к силе вкачестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда — террористическиепотенции Движения; неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другимпартиям, движениям; идея мессианства.
Четвертым признакомтоталитарного фашистского режима является государственно организованный террор,основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основойтоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, вобеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой,логическое продолжение тоталитарной пропаганды»[14].Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарногорежима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилиемфизическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируютнаселение, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет — со стороны пропагандыи со стороны карательных органов государства — разлагает личность, практическигасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольнымрефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете, такое давление со стороныгосударства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попыткуинакомыслия.
Оченьточно описывает состояние индивида в атмосфере террора, исходящего отгосударства, Ж.Желев: «Систематически совершенствуемый, деспотическиосуществляемый государственный террор парализует волю отдельного человека,ослабляет и подтачивает всякую общность. Он въедается в души, как изнурительнаяболезнь, и — это его последний секрет — вскоре всеобщая трусость становится емупомощником и прибежищем, потому что если каждый чувствует себя подозреваемым,он начинает подозревать другого, а боязливые из-за страха еще и торопливоопережают приказы и запреты своего тирана»[15].
Пятым признакомтоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткойрегламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.Появление тоталитарных тенденций в общественном развитии обусловлёно выходомряда стран из патриархальног