Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Международныеотношения: субъекты и формы взаимодействия………..4
2. Основныетеории международной политики ……………………………....9
3. Современныетенденции развития международных отношений ………....12
4. Россия всистеме международных отношений……………………………..16
Заключение………………………………………………………………………19
Литература……………………………………………………………………….21
Введение.
После распада СССР иобразования СНГ сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация дляРоссии. Россия сократилась в своих геополитических параметрах. Она потеряла рядважных морских портов, военных баз, курортов, появился анклав – Калининградскаяобласть, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишиласьтрадиционных союзников в Восточной и Центральной Европе, но и получила вдольсвоих «прозрачных» границ ряд государств с недружественно настроеннымруководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, сталаеще более северной и континентальной страной.
Значительно пострадалаобороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками.Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморскийфлот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военныегруппировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии,Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушнойобороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы.Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее сЕвропейским союзом и НАТО. Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье ибеженцев из соседних государств.
Таким образом, с высотысегодняшнего дня выглядят беспочвенными первоначальные представления российскихдемократов о том, что бывшие союзные республики, благодарные Москве запредоставленную свободу и разделяющие с ней общие идеалы, будут стремиться ксохранению «братских уз» с преобразившейся метрополией. Оказалисьутопией и радужные надежды на то, что после окончания «холоднойвойны» народы заживут дружной семьей и на земле возобладают мир,стабильность, порядок и добрососедство. Развеялись иллюзии относительно того,что Запад является для новой России самым надежным идеологическим иполитическим союзником, щедрым и бескорыстным донором, идеальным образцом дляподражания в вопросах социально-экономического развития.
Справедливости ради необходимо отметить то, что Западосуществляет политику в отношении России не самым лучшим образом. Так, вопрекисопротивлению нашей страны произошло расширение НАТО за счет вступления в нееВенгрии, Польши и Чехии. Судя по заявлениям западных политиков, двери этойорганизации открыты для приема в нее некоторых государств, возникших напостсоветском пространстве. В соответствии с принятой доктриной «гуманитарнаяинтервенция» Североатлантический альянс вышел за пределы зоны своего влияния исовершил нападение в марте 1999 г. на Югославию. США не прислушались к доводам России ине отказались от нанесения ракетного удара по Ираку. Сегодня активнообсуждаются американские планы выхода из Договора о ПРО 1972 г., которые в случае ихреализации разрушат всю существующую систему контроля над ядерными вооружениямив мире. Видимо, в этот ряд недружественных действий по отношению к России состороны Запада необходимо занести жесткое финансово-экономическое давление полинии МВФ, Парижского клуба государств-кредиторов, а также осуществлениедискриминационных «антидемпинговых» санкций.
Таким образом,к концу ХХ века внешнеполитические ивнешнеэкономические отношения России со странами как «дальнего», так и «ближнего» зарубежья можно короткоохарактеризовать, как полный провал.Одним из путей выхода из сложившегося кризиса, мне видится, трезвая оценка, каксовременного мира, так и места нашей страны в нем.
Итак, сегоднянашей задачей будет разобраться, каковымеждународные отношения и формы их взаимодействия, основы теории и развития.Разовравшись в этом, мы сможем указать место России в системе современных международныхотношений и сказать о возможных путях решения наиболее важнейших проблем.
1. Международные отношения: субъекты и формывзаимодействия.
Независимые государства не развиваютсяв вакууме, они взаимодействуют друг с другом и выступают субъектами политикиболее высокого уровня — мировой политики.То есть государства действуют в сфере международных отношений.
Международныеотношения— это совокупность экономических,политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных идругих связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировойарене.
Главной особенностью международных отношенийявляется отсутствие в них единого центрального ядра власти и управления. Онистроятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в международныхотношениях большую роль играют стихийные процессы и субъективные факторы.
Международные отношения выступают темпространством, на котором сталкиваются и взаимодействуют на разном уровне(глобальном, региональном, многостороннем и двустороннем) различные силы:государственные, военные, экономические, политические, общественные иинтеллектуальные.
Все международные отношения можноподразделить на два основных типа: отношения соперничества и отношения сотрудничества.
Международная или мировая политикаявляется ядром международных отношений.
Мировойполитикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений,затрагивающих жизнь мирового сообщества.
В современной мировой политике действуетогромное количество различных участников. Но до сих пор преобладающим остаетсявзгляд, что основными субъектамимировой политики являются государства и группы (союзы) государств.
Однако сегодня обозначилась объективнаятенденция расширения участников международных отношений. Все более важными субъектами в международныхотношениях становятся международные организации. Они обычно разделяютсяна межгосударственные или межправительственные и неправительственные организации.
Межгосударственные организации являютсястабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладаютопределенной согласованной компетенцией и постоянными органами.
Сложность межгосударственных отношений вполитической сфере, потребность регулировать международную жизнь привели ксозданию неправительственных организаций. Неправительственные организацииимеют более сложную структуру, чем межгосударственные. Они могут быть и чистонеправительственными, а могут иметь смешанный характер, то есть включать иправительственные структуры, и общественные организации, и даже индивидуальныхчленов.
Как субъекты международных отношениймеждународные организации могут вступать в межгосударственные отношения отсвоего собственного имени и в то же время от имени всех государств, входящих вних. Число международных организаций постоянно растет.
Международные организации охватываютсамые разные аспекты международных отношений. Они создаются в экономической,политической, культурной, национальной областях, имеют определенныеособенности и специфику. В качестве примера различных международныхорганизаций можно привести:
—региональные организации, такие как Ассоциация ГосударствЮго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС, Общийрынок), Лига Арабских Государств (ЛАГ) и т. д.;
—организации экономического характера, охватывающиесферу финансов, торговли и так далее, например: Международная Торговая Палата(МТП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции иРазвития (МБРР);
—организации в области отдельных отраслей мирового хозяйства,например: Международное Энергетическое Агентство (МЭА), Международное Агентствопо Атомной Энергии (МАГАТЭ), Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК) и т.д.;
—политико-экономические организации, например: ОрганизацияАфриканского Единства (ОАЕ);
—профессиональные организации: Международная ОрганизацияЖурналистов (МОЖ); Международная Организация Криминальной Полиции (ИНТЕРПОЛ);
—демографические организации: Международная ДемократическаяФедерация Женщин (МДФЖ), Всемирная Ассоциация Молодежи (ВАМ);
—организации в области культуры и спорта: МеждународныйОлимпийский Комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по ВопросамОбразования, Науки и Культуры (ЮНЕСКО);
—военные организации: ОрганизацияСеверо-Атлантического Договора (НАТО), Тихоокеанский Пакт Безопасности(АН-ЗЮС);
—профсоюзные организации: Международная КонфедерацияСвободных Профсоюзов (МКСП), Всемирная Конфедерация Труда (ВКТ);
—различные организации в поддержку мира и солидарности:Всемирный Совет Мира (ВСМ), Пагоушское Движение, Международный Институт Мира;
—религиозные организации: Всемирный Совет Церквей(ВСЦ), Христианская Мирная Конференция (ХМК);
—Международный Красный Крест (МКК)— организация, целью которой является помощьвоеннопленным, другим жертвам войны, катастроф и стихийных бедствий;
—экологические организации: Гринпис и др.
Самую значительную роль в системемеждународных отношений играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она сталапрактически первым в истории механизмом широкого многогранного взаимодействияразличных государств в целях поддержания мира и безопасности, содействияэкономическому и социальному прогрессу всех народов.
Созданная в1945г., ООН превратилась в неотъемлемую часть международной структуры. Еечленами являются 185 государств, что свидетельствует о том, чтоона достигла практически полной универсальности. Ни одно крупное событие в мирене остается вне поля зрения Организации Объединенных Наций.
В рамках ООН сложился целый рядорганизаций, которые органически вошли в систему международных отношений и какструктуры ООН, и как самостоятельные организации. К ним относятся:
—ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения);
—МОТ (Международная Ассоциация Труда);
—МВФ (Международный Валютный Фонд);
—ЮНЕСКО (Организация, занимающаяся вопросами культурыи науки);
—МАГАТЭ (Международная Организация по АтомнойЭнергии);
—ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию);
—Международный суд.
Международные правительственныеорганизации имеют больше рычагов воздействия на международную политику иотдельные государства, чем общественные организации, которые воздействуют, восновном, через формирование международного общественного мнения.
Огромным влиянием на мировой аренепользуются международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Кним относятся предприятия, учреждения и организации, целью которых являетсяполучение прибыли и которые действуют через свои филиалы одновременно внескольких государствах. Крупнейшие ТНК обладают огромными экономическимиресурсами, дающими им преимущества в этом отношении не только перед малыми, нодаже и крупными державами.
Важными субъектами мировой политикивыступают религиозные организации.
Чрезвычайно влиятельным субъектомформирования и функционирования мировой политики выступают сами люди, которымпо праву должна принадлежать решающая роль в выработке основных принциповвнешнеполитической стратегии, как своих стран, так и мира в целом.
Но все же роль всех вышеназванныхсубъектов остается поканесоизмеримой с ролью государств, которые имеют полномочия представлятьв мировой политике общество в целом, а не какую либо отдельно взятуюсоциальную группу или политическую организацию. Вопросы, связанные собщенациональными задачами обеспечения суверенитета, безопасности, территориальнойцелостности, находятся в ведении именно государства. Политологи подчеркивают,что государство— единственныйобщенациональный институт, имеющий легитимные полномочия участвовать вотношениях с другими государствами, заключать договоры, объявлять войну. Государствапо-прежнему остаются основными субъектами мировой политики и международныхотношений.
Влияние, силу государства на мировойарене можно представить как его способность, защищая собственные интересы,воздействовать на другие государства, на ход событий в мире.
Силу государства, его положение всистеме международных отношений обусловливает целый ряд факторов. Еще недавносчиталось, что главным для этого является военная мощь. Безусловно, военныйпотенциал страны во многом определяет ее могущество и соответствующееположение на международной арене.
Реальное положение государства намировой арене определяется более широкими показателями. К ним принято относитьвеличину территории, природные и людские ресурсы, структуру национальнойэкономики, объем и качество промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, умение обеспечивать поступательное развитие страны,гарантировать экономическую безопасность обществ, а также способность страныоказывать прогрессивное влияние на международное развитие.
Международные отношения как системунельзя понять без взаимосвязи с такой категорией, как «внешняя политика». В конечном итоге международные отношенияскладываются, прежде всего, из совокупности внешнеполитической деятельностигосударств, которые являются основными участниками международных отношений ив качестве самостоятельных субъектов, и как члены каких-либо организаций.
Внешняя политика регулирует отношенияданного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностейи интересов на международной арене.
Внешняя политика есть деятельность ивзаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступатьот имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы испособы их реализации.
Внешнеполитическая деятельность подостижению поставленных целей реализуется различными средствами:политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.
К политическим средствам относится, впервую очередь, дипломатия. Дипломатия— это официальная деятельность государства влице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов,методов, допустимых с позиций международного права и имеющихконституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в видепереговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки изаключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки,участия в работе международных организаций.
Экономические средства внешней политикиподразумевают использованиеэкономического потенциала данной страны для достижения внешних политическихцелей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью,занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие потерритории государства, небогатые материальными и людскими ресурсами, могутиграть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, котораябазируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижениядалеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являютсяэмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле,предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи илиотказ в ее предоставлении.
К военным средствам внешней политикипринято относить военную мощьгосударства, которая включает в себя армию, ее численность и качествовооружения, моральное состояние, наличие
военных баз, обладание ядерным оружием.Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так икосвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Так, за последние55 веков человечество жило в мире всего300 лет. На протяжении этих веков произошло14,5 тысячи войн, в которых погибло 3,6 млрд. человек. Большинство людей на Землесогласно со словами Дж. Бернала, что «война—всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однакоосознание губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствиядругих точек зрения. Например, Гегель считал, что война— двигатель прогресса. А по мнению Мальтуса: «Война естьестественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современномобществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнемурассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики.
К косвенным военным средствам относитсягонка вооружений, включающая испытание новых видов оружия, учения, маневры,угрозу применения силы. Например, военные расходы всего мира в последнее времясоставляли1000 млрд. долларов в год,более половины ученых мира работали над созданием новых видов оружия массовогопоражения.
К военным средствам внешней политикиследует отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижениянауки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особоеразвитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.
Пропагандистские средства включают всебя весь арсенал современныхсредств массовой информации, пропаганды и агитации, которыеиспользуются для укрепления авторитета государства на международной арене,способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. Спомощью средств массовой информации формируется положительный образ своегогосударства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости— антипатии и осуждения по отношению к другимгосударствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобызавуалировать те или иные интересы и намерения.
2. Основные теориимеждународной политики.
Путь научного обоснования международных отношенийсвязан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулироватьключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основныхтаких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса,теория прагматизма и политического реализма, модернистские теориимеждународных отношений и геополитическая теория.
Заметное место среди теорий международной политикизанимает концепция революционной трансформации мирового порядка, разработаннаяК. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Для нее характерны: классовый подход к анализу мировых проблем,изучение внешней политики государства в связи с внутренней, рассмотрениемеждународных отношений в каждую историческую эпоху в соответствии сзакономерностями развития конкретных общественно-экономических формаций,исследование объективных и субъективных факторов расстановки сил.
Считая эпоху после1917г. переходной от капитализма к социализму,марксисты-ленинцы выдвинули положение о мировом революционном процессе, обантиимпериалистической борьбе.
Согласно В. И. Ленину, содержанием внешней политики империализмаявляется мировое господство, при капитализме невозможна иная основа, инойпринцип дележа, кроме силы.
Теория политического реализма и прагматизма во внешнейполитике была разработана в серединеXXв. Дж. Кеннаном,3. Бже-зинским, У.Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетомданного направления является Г. Моргентау.
Рассматривая несовершенство положения в мире какрезультат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвалине противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципыникогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случаеприблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный балансинтересов и всегда непрочное урегулирование конфликтов». Международнаяполитика понимается «реалистами» какборьба за власть, начатая суверенными государствами в погоне запревосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм»мировых процессов.
Значительное внимание «реалисты» уделяли определениюцелей и задач международной политики: что движет деятельностью государств намеждународной арене, во имя чего они вступают во взаимоотношения друг с другом.Реалисты считают, что если в политике всегда выражаются общезначимые илигрупповые интересы, то в международной политике— преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получилаосновательную разработку концепция национальных интересов. Национальный интерес представляет собойосознание и отражение в деятельности его лидеров коренных потребностейнационального государства. К постоянным интересам относятся«национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономическиеинтересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциалаи заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержаниямирового порядка». Существуют интересы, играющие подчиненную роль иливозникающие одновременно.
Подчеркивая значимость понятий «национальные» и «государственные»интересы следует отметить, что между ними существуют и определенные различия.При некоторых обстоятельствах национальные и государственные интересы могут несовпадать.
Борьба за реализацию интересов позволяет державезанять в мире положение, соответствующее ее силе. «Международная политика, каки всякая другая,— подчеркивает Г.Моргентау,— есть борьба за силу. Каковыбы ни были абсолютные цели международной политики, сила всегда являетсянепосредственной целью».
«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционнойтеории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР смоделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило подсильным влиянием количественным методов исследований. Представители данноготечения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и созданиитаких моделей, которые можно было бы анализировать с помощью ЭВМ.
Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М.Ка-план. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального исистемного анализа внешней политики. Модернисты иначе, чем реалисты,анализируют политику государства. Еслиреалисты рассматривали государства как цельные единицы, определяющие свой курсна основе национальных интересов, то модернисты рассматривают государства каксистемы, подверженные влиянию извне и изнутри. Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальныеи политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществлениевнешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике триобласти: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям функционированиядействующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросамвнешней политики государственным руководством; роль элит и групп давления вформировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепциейвнутриполитических истоков внешней политики.
Повышенное внимание модернисты уделяют международныморганизациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международныхотношений, влияющим на формирование мировой политики.
Если с традиционной точки зрения угроза силой наиболееэффективное средство внешней политики, то модернисты делают упор настимулирование или препятствование развитию процессов взаимной зависимости.
Введение в научный оборот самого термина «геополитика»связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена(1846-1922). Он характеризовал геополитику как«науку, которая рассматривает государство как географический организм илифеномен в пространстве».
Отцами-основателями и главными адептами геополитикисчитаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г.Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международныхотношений Н. Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер.
В трактовке отцов-основателей геополитики центральноеместо в детерминации международной политики того или иного государстваотводилась его географическому положению. Смысл геополитики виделся ввыдвижении на передний план пространственного, территориального начала.
По мнению Г. Маккиндера: «Тот,кто управляет Восточной Европой, руководит Хартлендом (срединной землей)Евразии; кто управляет Хартлендом, руководит мировым островом Европы, Азии,Африки, а тот, кто управляет мировым островом, руководит миром». Хартлендупротивостоит «островной комплекс» (Америка, Австралия, Океания,Великобритания), родина либерализма.
Идея значения географических:факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы можетсчитаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение враспределении ресурсов держав и при планировании ими внешней политики.
Главный недостаток этой модели международныхотношений, как, впрочем, и многих других,—в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировойполитики.
Таковы основные теории внешней политики, лежащие воснове политической науки о международных отношениях и внешней политике.Многие из них в той или иной степени берутся на вооружение политическимидеятелями, оказывают влияние на формирование внешнеполитического курсагосударств нашей планеты. Разумеется, ни одна из этих теорий не являетсяисчерпывающей и не обладает монополией на истину в последней инстанции. Однако,взятые вместе, они с разных сторон и по-разному проливают свет на сложный ипротиворечивый мир внешней политики.
3. Современныетенденции развития международные отношений.
Современный этап международных отношенийхарактеризуется стремительностью перемен, новыми формами распределения власти.
Ушло в прошлое противостояние двух сверхдержав— СССР и США. Разрушилась старая системамеждународных отношений, которая получила название биполярной— двухполюсной.
В пестрой картине ломки старых и строительства новыхмеждународных отношений все же можно выделить несколько четкопросматривающихся тенденций развития.
Первая тенденция развития современных международныхотношений— рассредоточение власти. Идет процессстановления мультиполярного (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль вмеждународной жизни приобретают новые центры. На мировую арену все активнеевыходит Япония, которая уже сегодня является «экономической сверхдержавой».Идут интеграционные процессы в Европе. В Юго-Восточной Азии возникли новыепостиндустриальные государства— такназываемые «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем вмировой политике сильнее всего заявит о себе Китай.
Среди политологов пока нет единого мнения о будущемсистемы международных отношений. Одни склонны к мнению о том, что в настоящеевремя происходит формирование системы коллективного лидерства США, ЗападнойЕвропы и Японии. Другие исследователи полагают, что надо признать СШАединственным мировым лидером. Третьи не исключают возрождения биполярнойсистемы, в которой место СССР в идеологическом и военно-политическомпротивостоянии с США займет Китай.
Второй тенденцией развития современных международныхотношений стала их глобализация(С1оЬе— земной шар), заключающаяся в интернационализации экономики, развитииединой системы мировой связи, изменении и ослаблении функций национальногогосударств, активизации деятельности транснациональных негосударственныхобразований. На этой основе формируется все более взаимозависимый ицелостный мир; взаимодействия в нем приняли системный характер, когдамало-мальски серьезные сдвиги в одной части мира неизбежно дают отзвук в другихего частях, независимо от воли, намерений участников таких процессов.
В международной области эта тенденция стремительно реализуетсяв форме взрывоопасного роста международного сотрудничества, влияниямеждународных институтов— политических,экономических, гуманитарных,— а такжесоздания по своей сути наднациональных органов.
Третьей тенденцией развития международных отношенийстало нарастание глобальныхпроблем, а соответственно стремление государств мира к совместному ихрешению.
Научно-техническая революция (НТР), зародившаяся всерединеXX века, в течениенескольких десятилетий произвела такие радикальные изменения в развитиипроизводительных сил, перед которыми блекнут тысячелетние достижения нашихпредшественников. Она способствовала резкому повышению производительноститруда, привела к огромному приросту необходимой для людей продукции. Но существуети другая сторона этой революции: возникло множество неординарных, такназываемых глобальных проблем, которые встали перед человечеством во весь рости показали, что наш неспокойный и полный противоречий мир есть в то же времявзаимосвязанный, взаимозависимый и во многом целостный мир. Мир, императивно,повелительно требующий не разобщения и противостояния, а объединения усилийвсех стран и народов во имя сохранения цивилизации, ее приумножения иблагополучия как нынешнего, так и грядущих поколений людей.
Все глобальные проблемы, стоящие перед человечеством,можно разделить на четыре основные группы: политические, экономические,экологические, социальные.
Важнейшая из них, раньше всех заставившая человечествосначала почувствовать, а затем и понять надвигающуюся угрозу,— появление, быстрое накопление и совершенствование оружия массовогопоражения, которое в корне изменило ситуацию в мире. Характерядерного оружия не дает возможности любому государству военными средствамиобеспечить надежность своей обороны. Иначе говоря, безопасности в мире можнодобиться лишь совместными усилиями. Она может быть либо общей для всех стран,либо ее вообще не может быть.
Положительные сдвиги в отношениях между ведущими странамимира, обладающими наибольшим научным, экономическим и военно-техническимпотенциалом и сделавшими значительный шаг на пути к осознанию опасности гонкивооружений, сняли былую напряженность в международных отношениях.
Важной проблемой, беспокоящей все человечество,становится международный терроризм, среди различных форм которого наиболееопасной является государственный терроризм.
К другой, не менее важной, но гораздо более труднорешаемой группе экологических проблем следует отнести проблемы сохранения окружающей среды.Опасность нарушения экологического равновесия возникла не сразу. Онанадвигалась как бы исподволь, иногда в результате неосведомленности, а чащевсего из-за пренебрежения людей к возможным вредным и даже губительнымпоследствиям своей практической деятельности.
Проблема сохранения окружающей среды органически связанас резким возрастанием хозяйственной деятельности человека, обусловленнойзакономерными тенденциями общественного развития: увеличением численностинаселения, его стремлением к прогрессу, улучшению материального благополучия ит. д..
Чрезмерная, без оглядки, эксплуатация человекомприроды привела к массовой вырубке леса, ухудшению качества ресурсов преснойводы, загрязнению морей, озер, рек, нарушению озонового слоя, что представляетопасность для жизни людей. Повышается доля углекислого газа в воздухе.Увеличиваются выбросы других химических соединений (окислов азота, серы),следствием которых являются «кислотные дожди». Происходит потепление климата напланете, ведущее к возникновению так называемого «парникового эффекта». Яркимпоказателем загрязнения окружающей среды стала Чернобыльская катастрофа.
Безобразная, неконтролируемая хозяйственная деятельностьлюдей опасна своими последствиями, не знающими государственных границ и непризнающими никаких преград. Это обязывает все страны и народы объединитьусилия, направленные на защиту и улучшение окружающей среды.
Экологические проблемы тесно взаимосвязаны сэкономическими— с проблемами ростаобщественного производства, и возрастанием в связи с этим потребностей вэнергии и сырье. Природные ресурсы не безграничны, а поэтому требуетсярациональный, научно обоснованный подход к их использованию, Однако решениеэтой задачи связано с немалыми трудностями. Одна из них обусловлена резкимотставанием развивающихся стран по уровню потребления энергии на душу населенияот промышленно развитых стран. Дру