Реферат по предмету "Политология"


Экономическое содержание "перестройки"

Экономическое содержание «перестройки»
В первой половине 80-х годов застойные явления в экономикестали перерастать в предкризисные. Хотя рост национального дохода имелположительное сальдо, однако темпы его прироста подошли к уровню приростанаселения страны,  что означало стагнацию,  преддверие кризиса.  В ноябре 1982года  на   76-м  году  жизни  скончался  Генеральный  секретарь ЦК КПСС   Л.И.Брежнев, занимавший этот пост с 1964 года  (с  1964  по   1966 г.  — Первый секретарь ЦККПСС). Сменивший его Ю.В.Андропов, бывший председатель Комитета государственнойбезопасности (КГБ), сделал попытку укрепить управленческую и трудовую дисциплину, обновить кадры.  За пятнадцать месяцев  его   руководства  было  сменено  18союзных министров,  37 первых   секретарей обкомов.  Несколько оживиласьэкономика,  повысилась дисциплина.  Однако попытка усилить командные рычагине   смогла оказать должного воздействия.
После смерти  Ю.В.Андропова  6  февраля 1984 года Генеральнымсекретарем был избран 73-летний К.У.Черненко,  который спустя год скончался, не внеся ничего заметного в политику государства.  В марте 1985 года  на  пост руководителя   партии  был  избран  54-летний секретарь ЦК по сельскомухозяйству М.С.Горбачев,  с именем которого связан новый этап в   жизни Советского государства,  получивший название «перестройки» иположивший  начало  глубоким,  коренным  изменениям   всего состояния советскогои российского общества.
Период «перестройки» можно разделить на два этапа:1)1985-1988 гг. — попытка добиться «ускорения» социальноэкономического  развития на основе сохранения административно-командной системыуправления.2) 1989-1991 гг.- реформа политической системы общества при   отказекоммунистической партии от руководящей роли, введение   элементов рыночнойэкономики.  
   К середине  1991  года ситуация ознаменовалась глубоким  политическим кризисом, попыткой введения чрезвычайного положения  в  стране(«путч» августа 1991 г.),  роспуском КПСС и   вступлением государствав новый исторический период.
В начале  1985  года  новое  руководство партии выбрало   курсна радикальную реформу экономики.  В основу экономической  политики  была положена  концепция «ускорения социально-экономического развития страны».  Выдвинутая  апрельским   (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС изакрепленная XXVII съездом партии (март — апрель 1986  г.),  экономическая реформа  нашла   свое выражение в «Основных направлениях экономического исоциального развития СССР на 1986 — 1990 годы и на  период  до   2000года.»
Под ускорением понималось повышение темпов  экономическогороста.  Так,  за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в двараза при удвоении производственного потенциала, повысить производительностьтруда в 2,3 — 2,5   раза.  Стратегия «ускорения» была основана навсемерной  интенсификации  производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики,  эффективных форм   управления, организациии стимулирования труда.
Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены  волевые  рычаги,  проведен ряд «кампаний».  Основными из них   были:антиалкогольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки,активизация человеческого фактора и   др.  В конце мая 1985 года,  то естьспустя два месяца после   избрания М.С.Горбачева Генеральным секретарем ЦККПСС,  была   объявлена решительная борьба с пьянством, результаты которой  должны  были  сказаться на значительном повышении производительности труда иукрепить трудовую дисциплину.  В ряде мест   ликвидировались винно-водочныезаводы,  вырубались виноградники.  В итоге антиалкогольной  кампании производство  винно-водочных  изделий  значительно сократилось.  Так,  если в  1980 году выпускалось 295 млн.  декалитров водки и 323  млн.   декалитроввина,  то в 1985 году — 238 и 265, а в 1988 — 142   и 179 соответственно. Жители стали изготовлять  самогон  из   сахара, которого в 1984 году былопроизведено 160 млн. декалитров. 5 (*)
Вместо повышения производительности труда борьба с пьянствомвызвала нежелательные явления, а именно:- была  подорвана  экономическая  базаюжных винодельческих   районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане,Молдавии и др;- увеличились потери рабочего времени в силу того, что возниклибольшие очереди за алкогольными напитками;- участились  случаи отравления людейот самодельных и технических спиртосодержащих жидкостей;- значительносократились поступления в доходную часть бюджета, возникли  перебои с выплатой заработной платы, правительство начало денежную эмиссию.
Впервые после войны был включен денежный станок.
В результате  подобного  рода  кампаний государственный  финансово-кредитный  механизм  оказался  разбалансированным,   кризисныепроявления стали возрастать.  Общие показатели народнохозяйственнойдеятельности продолжали оставаться низкими. Это означало, что концепция«ускорения» фактически провалилась.  Начались  поиски иных путейреформирования.В июне   1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты «Основные положения   коренной перестройки управления экономикой». Тем самымполитическое руководство сделало упор на изменение  системы  управлениянародным хозяйством.  Поскольку управление огромной   300-млн. страной с сотнямитысяч предприятий из одного центра  представлялось затруднительным,  былопределен путь предоставления самостоятельности предприятиям.
Принятый закон  «О государственном предприятии(объединении)» существенно расширил права предприятий,  предоставил   имполный хозрасчет,  самоокупаемость и самоуправление.  Директивныйгосударственный план был заменен  госзаказом.  Был   принят также закон «Окооперации», который стимулировал развитие кооперативных форм в сферепроизводства  и  обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативамполучения значительных субсидий из государственной казны.
В условиях   господства  государственной  экономической  системы без налаженного рыночного механизма такие меры могли   привести  лишь к негативным последствиям,  что не замедлило   сказаться. Новые кооперативы, неимевшие первоначального капитала  из-за  отсутствия соответствующих социальныхслоев в   советском обществе,  получили огромные  финансовые  кредиты,  которые  не дали сиюминутной прибыли,  а лишь способствовали   оттоку денежныхсредств из бюджета и стимулировали инфляцию.     Тем более, что налог накооперативы был установлен в размере   всего лишь 3 процентов.
Расширение прав  предприятий сразу же привело к повышениюзаработной платы при минимальном росте  выпуска  продукции.  Если  приростденежных доходов населения в процентах к   предыдущему году в 1987 годусоставил 3,9, то в 1988 — 9,2, в   1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990году эмиссия наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза .
В результате с 1988 года разбалансировка народного  хозяйства стала приобретать кризисные черты,  которые проявились в глубоком расстройствефинансовой системы,  возрастающем  дефиците бюджета,  усиливающейся инфляции, процветании   теневого рынка,  нехватке потребительских  товаров.  С  лета  1989  года  острота экономических проблем усугубилась серией   забастовок нашахтах основных угольных бассейнов и осенью  в   Воркуте. Ухудшение условийтруда, продовольственного снабжения вызвало взрыв недовольства.Принятый осенью 1988  года  закон о порядке разрешения   трудовых конфликтов не далрезультатов.
Складывающаяся обстановка  требовала новых подходов.  В   1989- 1991 гг.  в основу стратегии  преобразования  хозяйственного  механизмазакладывается идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 годаправительство продолжило   свою  программу  перехода  к «планово-рыночной  экономике»,   рассчитанную на 6 лет.  На первомэтапе (1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс чрезвычайных мер.Предполагалось использовать как директивные методы управления,  так  и  экономические  рычаги,  роль  которых постепенно должна была   возрастать.  Навтором этапе (1993-1995 гг.)  ведущее  место   отводилось экономическим методамруководства.
Помимо правительственной,  был ряд альтернативных программ, втом числе программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета,которая  предлагала более  радикальные меры, ускоренный переход к рыночнойэкономике. Для нормализации потребительского рынка и обеспечения социальнойзащищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке:1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом   продуктов и товаров понизким ценам.2. Свободный рынок (коммерческие цены),  который должен был   постепеннорасширяться.
Съезд народных  депутатов СССР утвердил правительственнуюпрограмму.  Однако уже через несколько месяцев стало ясно,  что она недействует.Положение на потребительском рынке   усложнилось.  В сложившейсяобстановке правительство  срочно   приступило к подготовке целого пакетазаконопроектов с целью   ускорить переход к регулируемой рыночной экономике.
На третьей  сессии Верховного Совета СССР правительство  выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков),в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и напромышленные товары с частичной компенсацией.
В июле 1990 года  состоялась  встреча  Президента  СССР  М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которойбыла достигнута договоренность о разработке   альтернативной программы. Быласоздана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского.
Таким образом,  разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии:  правительственная и Шаталина — Явлинского.  Комиссия  Шаталина  Явлинского  подготовила общесоюзную«Программу 500 дней».  В   ее разработке принимали участиепредставители почти всех союзных республик.
 В чем ее суть?
В качестве  первого  решающего  шага  предусматривалась  стабилизация финансово-денежной системы.  При этом  цены  на   основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мерестабилизации рубля  они  должны    были «опускаться» по группамтоваров при сохранении контроля   над ценами по другим товарам.  Авторыпрограммы расписали по   периодам  -  какие  меры  должны быть осуществлены втечении   каждого из них.  Это давало возможность осуществлять  постепенный контроль за выполнением программы.  В ней были также   обстоятельно проработанытакие вопросы как  разгосударствление и приватизация экономики, вопросыструктурной перестройки хозяйства,  внешнеэкономической деятельности  и валютной   политики, социальной защиты населения и т.д.
В начале сентября  1990  г.  сессия  Верховного  Совета  РСФСР в целом одобрила «Программу 500 дней» и определила начало ееосуществления — 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена наВерховный Совет СССР. Одновременно  был  заслушан  доклад  Председателя  Совета   Министров   Н.И.Рыжкова о правительственной программе.
Обсуждение  на сессии  не привело к принятию ни той, ни  другой программы.Было решено выработать единый компромиссный   вариант, хотяэти программы были концептуально несовместимы.   В октябре  1990 года ВерховныйСовет СССР утвердил новый вариант президентской  Программы «Основныенаправления по стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночнойэкономике». Многие специалисты оценили ее как скорее документполитический, чем  экономический: она носила  общий неконкретный   характер, неуказывала сроки осуществления тех или иных мер.   В отличие от "Программы  500 дней " предусматривались более   медленные темпы  приватизации.В президентскую  программу не   вошли  наиболее  радикальные предложенияшаталинской группы.   Президентская  программа по существу  фактическиблокировала   выполнение «Программы 500 дней», что вызвало  конфликтмежду   Центром и Россией.
Однако в 1991 году  разразился экономическийкризис ., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и  межнациональную сферу.  В 1990 году, впервые за послевоенный   период,  валовыйнациональный продукт снизился на 2 процента   по  сравнению с предыдущимгодом,  национальный доход — на 4    процента. В 1991 году положение еще болееусугубилось. Падение  производства в 1991 году в процентах к 1990 годусоставило по продукции промышленности — 6,2,  сельского хозяйства   — 11.валовый национальный продукт снизился на 10 процентов.   Добыча нефти упала доуровня середины 70-х годов,  угля — до   уровня начала 70-х годов. Инфляцияпереросла в гиперинфляцию   и составила 145 процентов в 1991 году.
Таким образом,  пятилетний  эксперимент  на базепланово-государственного хозяйства и командных методов  руководства  оказалсянеудачным.  Более того,  недостаточно глубокий   анализ причин спада изастойных явлений,  недооценка  происшедших  качественных  изменений  в международной политике и   структурных сдвигов в экономическом механизме,расчет на волевые воздействия со стороны руководства и проведение непродуманныхдо конца экспериментов привели к глубокому экономическому, а такжеполитическому и межнациональному кризису.
Неэффективность принимаемых мер приводила  к  выводу  о  необходимости  коренной перестройки политического механизма,   что проявилось вреформе политической системы советского общества.
Список литературы
Орлов А.С. и др. Основы курса истории России. – М.:Простор,1997


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Человек и исторический процесс
Реферат Российское управление и русские губернаторы в Восточной Пруссии в годы Семилетней войны
Реферат Порівняльно-правовий аналіз законодавства в галузі правового забезпечення екологічної безпеки у плануванні та забудові міст
Реферат 18. проблемы инновационного развития региона. Обзор текущей литературы
Реферат The Bookseller Essay Research Paper The Bookseller
Реферат Исследование методов разделения уплотнения каналов связи
Реферат Book Review A Farewell To Arms Essay
Реферат «Проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в условиях социо-культурной среды Волоколамского муниципального района и пути их решения»
Реферат Организация севооборотов сельскохозяйственного предприятия "Петровское" Первомайского района Нижегородской области
Реферат Мое отношение к литературе на военную тему
Реферат Визначення та аналіз факторів що впливають на ефективність маркетингової стратегії у брендингу
Реферат Фрагмент урока по математике
Реферат Народ в произведениях А.П.Чехова
Реферат Економіко-статистичний аналіз і шляхи підвищення ефективності виробництва соняшника в СООО ім
Реферат Христианский брак Новый Завет