Реферат по предмету "Разное"


«Проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в условиях социо-культурной среды Волоколамского муниципального района и пути их решения»

Выступление начальника управления системой образования Администрации Волоколамского муниципального района Бураковой Ольги Павловны «Проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в условиях социо-культурной среды Волоколамского муниципального района и пути их решения»Уважаемый Владыка Ювеналий! Уважаемая Лидия Николаевна! Уважаемое собрание! Позвольте передать вам привет от особой подмосковной земли - земли преподобного Иосифа Волоцкого, земли просветителей, патриотов и воинов, привет от Волоколамска – города воинской славы. Такая мощная связь веков на нашей земле ко многому обязывает живущих на ней людей, требует упрочения духовной крепости и нравственной сущности наших детей. Беру на себя ответственность утверждать, что педагогические работники района в большинстве своем хорошо понимают важность заявленной проблемы. Отрадно сознавать, что в этом сложном деле мы не одни: союз Волоколамского Благочиния и системы образования крепнет. Еще в 1999 году при храме Рождества Богородицы были организованы курсы для преподавателей основ православной культуры трех районов: Волоколамского, Шаховского, Лотошинского. Их окончили свыше 50 человек. С того времени наши учителя успешно осваивают предметы духовно-нравственного профиля: В 16 общеобразовательных учреждениях изучается предмет «Духовное краеведение Подмосковья», в двух школах ведется системная работа по реализации курса «Азбука нравственности», включающего в себя разделы, адаптированные для учащихся различного возраста и направленные, прежде всего, на воспитание гармонично развитой и высоко духовной личности. Не остаются в стороне и детские сады: в 2 крупнейших ДОУ района успешно работают кружки, программы которых позволяют малышам приобщиться к ценностям православной культуры, победам и драмам Волоколамской земли. Заслуживает большого внимания опыт Т.А. Комаровой, учителя – логопеда МДОУ «Центр развития ребенка-детский сад № 9», кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, лауреата премии Губернатора Московской области. По ее инициативе и при участии настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы, благочинного Волоколамского церковного округа отца Константина Попова в детском саду создана и функционирует группа православного воспитания, разработаны и реализуются программы духовно-нравственной направленности. С раннего возраста ребята посещают храм, узнают традиции и обычаи православной России. Центром гуманитарного, в том числе и духовно-нравственного, образования в Волоколамском районе, является МОУ «Гимназия №1» г. Волоколамска. В 2000 году в ней была создана кафедра духовно-нравственного воспитания. На базе Гимназии ежегодно проводятся районные Рождественские чтения, конференции и открытые мероприятия. День гимназии, который проводится в День памяти святой мученицы Татьяны 25 января, традиционно начинается с молебна. В течение 8 лет на базе в образовательном учреждении реализуется авторский литературно-краеведческий проект «Татьянин день». В его рамках ежегодная районная конференция «Мне видится мое селенье», « В начале жизни школу помню я», «Имена, в истории района просиявшие», «Родительский дом – начало начал». Под руководством опытных педагогов юные волоколамцы всегда достойно представляют район на областных конференциях: в 2010 году они получили дипломы 1 и 2 степени на областной конференции «Православие – основа нравственного и духовного возрождения русского народа» в г. Дмитрове. Стихотворение ученицы гимназии Першхавы Елены было напечатано в православном журнале «Шестое чувство». Учащиеся школ района получат возможность приобщиться к духовному наследию. Иосиф Волоцкий, Максим Грек, Владыка Питирим, архимандрит Иннокентий Просвирнин – эти имена хорошо знакомы ребятам. Опыт литературно-духовной экскурсии был представлен на Всероссийских Краеведческих чтениях учеником 9 класса Гимназии №1 Ильиным Николаем. В районе полтора десятка действующих церквей. Находить общий язык в деятельности школы и церкви нам помогает очень важный фактор: многие священники – наши бывшие выпускники. Это помогает доверительным отношениям и взаимопониманию. Экскурсии в монастырь или ближайший храм – одно из звеньев воспитательной системы классных руководителей. На территории нашего района находится Иосифо-Волоцкий монастырь, известный в православии как опора для русской государственности, как центр борьбы с ересями, как место одной из лучших библиотек. Осенью 2009 года его посетил патриарх Кирилл, взят курс на воссоздание Музея Библии и русской книжности. Составляющей духовно-нравственного воспитания в работе является патриотическое направление. В 18 школах открыты и успешно функционируют краеведческие музеи. Они внесли свой посильный вклад в то, чтобы Волоколамск получил статус города воинской славы. Так члены музея «Волоколамская земля» посвятили свой поиск землякам – волоколамцам, погибшим и похороненным от Берлина до Пекина. Они нанесли на карту десятки захоронений и в музее в капсулах собирается земля с этих мест. В сборах принимает участие общественность, родители, иностранные гости. Много уроков и других мероприятий проводится в школьных музеях. Широкие возможности для классных руководителей открывает международный кинофестиваль «Волоколамский рубеж». Просмотр и обсуждение хроники документального кино и художественных фильмов, посещение мероприятий в рамках фестиваля позволяет формировать сознание подростков. Школы нашего района включились в новые стандарты образования. Мы хорошо понимаем, что дополнительные ресурсы сегодня отыскать непросто и всей своей деятельностью стараемся выполнить возложенную на нас миссию. Проблема, кстати, заключена не только в детях, но и в педагогах. Очень важна духовная личность учителя, ее просвещение, развитие, воспитание. У нас есть идея создания педагогической гостиной, где звучал бы учительский диалог, где можно было бы послушать священнослужителей и других заинтересованных лиц. Большая забота у учителя и во влиянии на семью, на уклад отношений, на взаимопонимание в некоем триединстве: учитель – ученик – его семья. Вот почему к творческой работе на всех уровнях мы стараемся привлечь родителей. В районе реализуется эксперимент по развитию научно-исследовательской работы учащихся в условиях полевых лагерей, на туристических слетах, которые ежегодно проводятся Гимназией, Детгородковской средней школой и Шестаковской основной школой. Итогами такой работы стали не только исследовательские работы ребят, но и сформированные у школьников навыки цивилизованного общения, взаимопомощи и понимания друг друга. Традиционными стали районные родительские собрания. В рамках Рождественских чтений пройдет районное родительское собрание с участием священнослужителей на тему: «Духовно-нравственное воспитание в семье». Ежегодно среди учащихся проводится конкурс сочинений, посвященных Дню Матери, а среди дошколят – конкурс рисунков. В районе растет и ширится волонтерское движение. Уже много лет подряд школьники оказывают посильную помощь Марфо-Мариинскому подворью в селе Каменки: они облагораживают прихрамовую территорию, помогают монахиням в уходе за огородом. Стало доброй традицией проведение в районе Дня славянской письменности и культуры. В рамках этого мероприятия в школах и детских садах проводятся беседы и лектории, литературные вечера и гостиные. В 2009 году учащиеся нескольких школ высказали идею установки Поклонного креста на месте погребения матери преподобного Иосифа Волоцкого. Надеемся, что к осени следующего года нам удастся реализовать эту идею. Заканчивая свое выступление, я хотела бы сказать, что трагедия современного человека начинается в ошибке выбора ценностей жизни. Пока у нас есть дети, небезразличные к жизненной правде, ищущие смысл жизни, надо помочь им сделать выбор. Это – благородная обязанность Учителя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.