Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ — это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее — к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей. Бёрк утверждал, что народный суверенитет — это «самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу». На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека. Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства. Кроме того, предполагаемое равенство людей — тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства.
Эдмунд берк
Свобода
Дух свободы, часто провоцирующий беспорядки и эксцессы, действуя как бы в присутствии канонизированных предков, умеряется благодаря глубокому уважению. Идея свободы, полученная людьми вместе с врожденным чувством достоинства, защищает поколения от неизбежной наглости выскочек. Все ваши софисты не могут предложить ничего лучшего для сохранения всеобщей гармонии, которая в природе и обществе возникает через взаимную борьбу противоположных сил.
Если бы вы не вычеркнули из памяти своих предков, сберегли их принципы, улучшив и приспособив к современной ситуации — показали бы всем, что: свобода совместима с законностью, и когда она не отвергает дисциплину, то и способствует ей.
Распространение вредных теорий вредно, так как к ним привыкают и со временем могут обратить в практику.
Например: Распространители этой идеи (народный выбор — необходимое условие законного существования королевской власти) рассчитывают, что на нее станут смотреть сквозь пальцы до тех пор, пока она не будет обращена на королей Великобритании. К ней постепенно привыкнут. Затем политики будут ждать время, когда эту идею можно будет пустить в дело.
О Просветителях: они подготавливали общественное мнение, не имея возможности действовать сразу. Захватили литературную славу, весь мир отдавал им должное; за таланты им прощали ту опасную цель, которую они поставили перед собой.