Реферат по предмету "Политология"


Формы правления 3

--PAGE_BREAK--

            Рис. 1 – Типология современных форм правления



2. Современные формы правления2.1. Монархическая форма правления

         2.1.1. Понятие монархии. Виды монархии


         Монархия – это исторически сложившаяся форма правления, при которой во главе государства стоит, как правило, единоличный монарх (король, царь, император, шах, калиф, герцог, султан и т.д.), являющийся источником верховной власти, либо наделенный другими органами государства или гражданами, властью соразмерной верховной, и, занимающий престол в соответствии с наследственным или выборным принципом, юридически не отвечающий за свои действия и осуществляющий функции государственного управления в рамках и на основе монархического правосознания народа.[8]

         Монархия в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Вмонархии формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

         Монархия – одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (Ш – П тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.

         Монархии нашего времени делятся на два вида – абсолютные и конституционные (ограниченные)[9].

         При абсолютной монархии монарху принадлежит вся полнота законодательной и исполнительной власти. Сущность абсолютной монархии ясно сформулировал знаменитый французский «король-солнце», Людовик XIV: «Государство – это Я!».[10] Но это не означает, что государственная власть в монархии всегда осуществляется во вред человеку. Абсолютные монархии часто характеризуются высоким уровнем жизни, миролюбиивой внешней политикой и т.п. Эта форма правления характерна для стран, вкоторых во многом сохраняются докапиталистические, традиционные политические отношения (Саудовская Аравия, Бруней и др.).

         В конституционной монархии полномочия главы государства лимитированы. По степени ограничения они бывают дуалистическими и парламентскими.[11]

         В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует парламент, который издает законы, утверждает бюджет (в отдельных из них есть даже институтпарламентской ответственности правительства). Монарх же обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иорданияи пр.).

         В парламентских монархияхреальная власть монарха очень скромна. В одних странах функции монарха сведены лишь к представительству (в Японии – по конституции 1947 г., в Швеции – по конституции 1974 г.). В других государствах (например, в Великобритании, Бельгии, Дании, Нидерландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, однако он пользуется ими только в результате инициативы правительства, иного органа или вообще не прибегает к ним, так что эти полномочия предусмотрены в качестве резервных на случай какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента (там, где оно формально имеется у монарха), на практике, как правило, не применяется.

         Этот вид монархии сохраняется, главным образом, благодаря историческим традициям. В данном случае показателен пример Испании, где после сорокалетнего срока диктатуры Франко в 1975 г. народ Испании высказался за восстановление монархии.[12]

         У ряда монархий есть определенные особенности. Например, государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, именуются теократическими(гр. theos– бог). Существуют и, так называемые, выборные монархии – государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей среды выдвигают единого правителя. Круг избирателей и кандидатов здесь довольно узок – коронованные особы состоящих в союзе монархий (Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты).

         Своеобразна монархическая форма правления в бывших доминионах Британской империи (англ. dominion– владение), с 1947 г. входящих в Содружество наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Гренада и др.). Формально главой государства в них является британский монарх, но его более чем урезанные функции осуществляет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства данного члена Содружества.[13]        

Таким образом, монархия была господствующей формой правления на про­тяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

         Монархия не только существует в современных условиях, но и продолжает развиваться, как в Бельгии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании и других королевствах. Современные парламентские монар­хии, отдавая дань политической тра­диции и поддерживая тем самым уважение граждан к государст­ву, фактически мало отличаются от республик– второй основ­ной формы правления.
    продолжение
--PAGE_BREAK--         2.1.2. Сравнительный анализ видов монархии


         Исходя из выше изложенного, определим линии сравнения и проведем сравнительный анализ основных видов монархии (табл. 2).

         Таблица 2 – Виды монархий и линии их сравнения

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентская



1

2

3

4

1. Принадлеж­ность законо­дательной власти

Монарху

Разделена между мо­нар­хом и  пар­ламентом

Парламенту

2. Осуществление исполнительной власти

Монарх

Формально – монарх, фактически – правительство

3. Назначение главы правительства

Монарх

Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

Перед монархом

Перед парламентом

5. Право роспуска парламента

-

(нет парламента)

У монарха (неограниченное)

У монарха (рекомендация правительства)

         Продолжение табл. 2



1

2

3

4

6. Право вето монарха на решения парламента

-

(нет парламента)

Абсолютное вето

Предусмотрено, но не используется

7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

8. Современные государства

Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

            Монархия является одной из самых эффективных систем организации власти. Она построена, как правило, на патерналистском восприятии государства  и личности монарха. Монарх является как бы отцом огромной семьи – государства, и каждый из подданных находится под его покровительством и опекой.

            Одним из главных достоинств монархии, как абсолютной, так и конституционной, является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию – миссию символа и инструмента единства.

            В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность – один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.

         Другим достоинством монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, чем в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а, следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны – это угроза отречения, а гибель страны – гибель династии.

         Главный недостаток династической (абсолютной) монархии – случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям.

         Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII в. фаворитизм стал почти государственным учреждением.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Республиканская форма правления

         2.2.1. Республика и ее виды


         Республика – это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.[14]

         Общими признаками республиканской формы правления являются:

         — существование единоличного и коллегиального главы государства;

         — выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

         — осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;

         — юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

         — обязательность решений верховной государственной власти.[15]

         Республики, как и монархии, существуют с древнейших времен. Еще в месопотамских городах-государствах (IV– IIIвв. до н.э.) формируются основные признаки этой формы правления.[16] Греческие республики – знаменитые города-полисы вошли в историю в качестве классического примера демократических способов управления делами общества и государства. По образцу древнегреческих республик строились республиканские государства средневековой Италии – Флоринтийская, Веницианская республики.

         Но наибольшее распространение эта форма правления получила в периоды Новой и Новейшей истории. В 1991 г. в мире было 127 республик, но после распада СССР и Югославии их общее число превысило 140.[17]

         В республиках источником власти являет­ся народное большинство, высшие органы государства избира­ются гражданами.

         Республика – самая распространенная в нынешнее время форма правления – существует в трех видах: парламентская, президентская и полупрезидентская (смешанная).[18] В основу этой классификации заложена структура отношений между исполнительной и законодательной ветвями власти.

         Возникновение парламентской республики связано с исторической практикой британской политической системы, оформившейся в современном виде примерно в XVII– XVIIIвв.   

         В парламентской республике руководящий орган государственной власти – парламент. Правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. В современной политике существует довольно много различных форм организации института парламентаризма; вместе с тем они обладают определенными общими – классическими – характеристиками:        

         — выборы одновременно решают вопрос о составе парламента и правительства, а также проблемы союзов (коалиций) партий и депутатских фракций;        — парламент назначает правительство, и он же может его отозвать;

         — глава правительства входит в нижнюю палату, избранную всеобщим голосованием, и имеет  полномочия распустить ее;

         — раздельная исполнительная власть: представительские государственные функции возложены на главу государства (например, президента), реальная властьпринадлежит премьер-министру (в ФРГ – канцлеру и т.д.);

         — правительство имеет право законодательной инициативы (в отдельных случаях – ФРГ – еще  и право вето на законопроекты);

         — независимость правительства по отношению к главе государства.

         Кроме того, оппозиция, существующая в рамках парламента, обладает определенными средствами воздействия на органы исполнительной власти.[19]

         Роль главы государства в парламентской республике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назначения правительства, но осуществляет он это только исходя из расстановки политических сил в парламенте.Свое право досрочного роспуска парламента он реализует либо в соответствии с императивными нормами законодательства, либо по инициативе премьер-министра. Избирается глава государства (президент), как правило, парламентским путем, т.е. членами парламента или коллегией выборщиков, не менее половины которой составляют депутаты (есть и исключения – в Австрии президент избирается всеобщим голосованием). Типичныепримеры парламентских республик – Италия, ФРГ, Ирландия.

         Разновидностью парламентской республики является форма правления со смешением ветвей власти в пользу законодательной – так называемый режим ассамблеи. Особенность его заключается в сосредоточении всей полноты верховной власти в государстве у единственного собрания, представляющего суверенный народ. Исторические примеры такой формы правления: во Франции – начало IРеспублики (1793 г.) и 1918 – 1958 гг.(IVРеспублика, кроме вишистского периода оккупации страны в годы Второй мировой войны); современная модель – государственность Швейцарии, поскольку ее двухпалатное Федеральное (Союзное) собрание осуществляет высшую власть в стране, конституционно ограниченную только правами народа и кантонов.[20] При этом типе государства правительство избирается парламентом из числа его депутатов и может быть отозвано им же. Глава государства и правительства – президент.

         Впрезидентской республике самым строгим образом проводится принцип разделения ветвей (центров) власти: президентской, парламентской и судебной, каждая из которых обособленно выполняет соответствующую функцию. Четкое разделение властей позволяет обеспечить их взаимный противовес. (Исторический прототип президентства закреплен в конституции США 1787 г.; президентскими республиками являются также Аргентина, Бразилия и др.).[21]

         Современный институт президентства при некотором разнообразии в принципах разделения властей и их функциях обладает рядом общих характеристик, а именно:

         — в конституционном порядке разграничены полномочия и обязанности институтов президента, парламента, суда;

         — исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно главой государства и правительства;

         — президент и парламент избираются отдельно, потому они взаимонезависимы;

         — президент политически ответствен перед народом, а правительство – перед президентом;

         — парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент), но у него вся полнота законодательной власти, бюджетные и контрольные полномочия;

         — при классической форме (США) президент не вправе распустить парламент, у него нет возможностей для законодательной инициативы, но есть право вето, которое преодолевается двумя третями парламента;

         — исключено совмещение правительственной должности и парламентского мандата (однако, в США вице-президент – председатель сената).[22]

         Таким образом, президент не несет парламентской ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона с использованием процедуры импичмента. Президента избирают внепарламентским путем – всеобщим прямым голосованием граждан либо коллегией выборщиков, тоже намеченных всеобщим голосованием (этот непрямой порядок избрания принят в США). Правительство при президенте осуществляет различные исполнительные функции, а также служит совещательным и вспомогательным органом.

         Известная американская система сдержек и противовесов дополняет разделение властей и позволяет их механизмам функционировать как еди­ное целое. Такая система включает: право отлагательного вето президента в отношении законов; парламентский импичмент со смещением президента; принцип, в соответствии с которым суды должны руководствоваться в своей деятельности актами, издаваемыми парламентом, но обладают правом проверки их конституционности и т.д.

         Полупрезидентская, или смешанная, форма правления (ее называют президенциализмом) соединяет отдельные характеристики парламентской и президентской республик, однако их совокупность создает новое качество. Роль президента здесь особенно велика. Подобный тип государственности существует во Франции, Португалии, Финляндии, Шри Ланке, Казахстане, ряде стран Южной Америки, Африки и в других регионах. [23]

         Для президенциализма характерны следующие принципы:

        — глава государства – президент – избирается на всеобщих прямых выборах;

        — президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, который политически ответственен перед ним;

        — правительство не только зависит от президента, но и ответственноперед парламентом и может быть смещено им после вынесения вотума недоверия;

        — партийная принадлежность президента, премьер-министра и парламентского большинства не обязательно совпадают (так нередко бывает в современной Франции);

        — президент вправе распустить парламент (чаще всего нижнюю палату) и назначить новые выборы;

        — у главы государства есть права отлагательного вето на акты парламента и законодательной инициативы;

        — у президента и парламента, как правило, разные сроки деятельности (во Франции были 7-летний президентский и 4-летний парламентский мандаты).[24]

         При полупрезидентской форме правления назначение и увольнение в отставку президентом главы правительства и других министров не имеют формального характера, как в парламентской республике. В определенных случаях президент председательствует на заседаниях правительства, решения которого он утверждает. Во Франции, например, парламент может принимать законы только в строго установленных конституцией сферах, а все остальные регулируются актами правительства. Таким образом, значение президента в этой стране оказывается еще выше.

         Полупрезидентской формой правления охвачено 42 государства мира.

         В современном политическом мире существуют и другие, более спефические разновидности президентских республик: с коллегиальной главой государства; с институтом капитан-регентства; так называемые суперпрезидентские.

         В ряде стран имеется коллегиальный, а не индивидуальны глава государства. Например, в Швейцарии функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом – Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе семи членов на относительно широкой коалиционной основе. Председа­тельствует в Совете президент, который избирается сроком на один год поочередно из состава его членов и выполняет чисто представи­тельские функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. То есть форма правления в Швейцарии обладает чертами президентской республики, за исключением того, что глава государства не единоличный. Коллегиальный глава государства дей­ствует также в Гвинее-Бисау.[25]

         В Сан-Марино (датой возникновения республики считается 301 г.) обязанности главы государства и правительства исполняют два капитана-регента, избираемые парламентом на шесть месяцев. По закону они должны все вопросы решать единогласно. Формально Сан-Марино не знает института парламентской ответственности капитанов-регентов, но короткий срок их позволяет парламенту фактически контролировать деятельность этих руководителей.[26]

            В ряде африканских республик центральная фигура в системе государственных органов – тоже президент. Роль представительных и судебных институтов здесь невелика, фактически почти вся полнота власти сосредоточена в руках главы государства. Отдельные африканские страны возглавляются пожизненными президентами (в т.ч. пришедшими к власти в результате военного переворота), в других – президентом автоматически становится лидер правящей и, как правило, единственной легальной партии. В ряде стран, где президентов формально периодически переизбирают парламентским или всеобщим голосованием, на практике их победа предопределена, т.к. оппозицию, если она существует, верховная власть подавляет, не допускает к участию в выборах, все СМИ и пропагандистский л холятся под контролем президента и сплотившейся вокруг него узкой политической группировки. Из-за особенностей местной политической культуры население воспринимает выборы как некий ритуал, где все и писаны заранее.[27]

        

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Взаимодействие налогов и цен. Формирование основных налогов, уплачиваемых предприятиями
Реферат Налогообложение доходов и операций с ценными бумагами
Реферат Общая характеристика ООО Швейная фабрика Весна 2
Реферат Эволюция или сотворение?
Реферат Женская "трудовая повинность" в нацистской Германии (1933-1939 гг.)
Реферат Економічне становище на українських землях під час козацької доби
Реферат Разработка и внедрение нововведений на сельскохозяйственном предприятии ЗАО "Иковское"
Реферат Анатолийское этнополитическое койне и особенности эллинизма в Малой Азии (на примере Вифинского царства)
Реферат Старший жуз
Реферат Организация нового производства технико экономическое обоснование
Реферат Смысл и назначение коммунистической идеи
Реферат Модель рыночной экономики американская, японская, немецкая, шведская, французская, южнокорейска
Реферат Технико-экономический проект развития передающего радиоцентра 3
Реферат Созвездие Рыб
Реферат 1. Предмет, структура и социальные функции политической науки