--PAGE_BREAK--2. Предпосылки возникновения тоталитаризма
Переплетение традиционных и современных форм политических режимов в определенной степени искажало исторические рамки возникновения тоталитаризма. Некоторые ученые полагали, что тоталитаризм – результат развития всей человеческой истории, начиная с появления деспотических режимов древности, другие же утверждают, что он продукт только капиталистической формации промышленной эпохи. Первая точка зрения наименее доказательна, т.к. специфическое отличие тоталитаризма от деспотизма и абсолютизма состоит в том, что он строится на признании равенства всех «сынов нации» и активном участии каждого через партийно-бюрократическую власть в строительстве общества светлого будущего. Что касается деспотизма и абсолютизма, то они всегда исходили из иерархической структуры и отстранения народа от политики, являющейся привилегией избранных.
Только в начале XXв. с развитием производительных сил и научно-технической революцией появились реальные условия формирования тоталитарных режимов.
Тоталитаризм— это принятие большинством индивидов власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. Для того чтобы возник и существовал тоталитаризм, нужен был не только диктатор, но и масса индивидов, отравленных ядом абсолютной власти— власти над историческими закономерностями, временем, пространством над собой и другими людьми. Эта власть зачастую не давала материальных благ, напротив, она требовала величайшей самоотдачи, самопожертвования.[5]
Появление такого тоталитарного индивида— первая предпосылка формирования тоталитаризма, без которой он не мог возникнуть даже в том случае, если бы были налицо остальные.
Главной общей предпосылкой тоталитаризма стала индустриальная стадия развития общества. Она привела к созданию системы массовых коммуникаций, усложнила общественные связи и организацию, сделав технически возможной систематическую идеологическую обработку, тотальное «промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль за личностью.
Социальными основами тоталитаризма стали углубление социально-классовых противоречий и социального неравенства между буржуазией и трудящимися массами, люмпенизация населения, их социальная аморфность, дезориентированность, ненависть ко всем состоятельным классам и социальным слоям буржуазного общества и т.д.
Одной из важнейших субъективных предпосылок тоталитаризма является психологическая неудовлетворенность человека в индустриальную эпоху, разрушением традиционных коллективистских общинных и религиозных связей и ценностей, нарастанием социального отчуждения. Тоталитаризм имеет для социально отчужденной, одинокой личности психологическую привлекательность. Он дает надежду с помощью новой веры и организации утвердить себя в чем-то «вечном», несравненно более значительном во времени и пространстве, чем отдельный индивид, — в классе, нации, государстве, партии и т.п.
Психологическая неудовлетворенность существующим строем, а также привлекательность тоталитаризма резко возрастают в периоды острых социально-экономических кризисов. Кризис резко усиливает бедствия и недовольство населения, ускоряет созревание необходимых для тоталитаризма социальных предпосылок – появления значительных по численности и влиянию социальных слоев, непосредственно участвующих в тоталитарной революции или поддерживающих ее. Это достигается в первую очередь через резко усиливающиеся в кризисные времена маргинализацию и люмпенизацию общества. Наиболее решительными сторонниками тоталитаризма выступают маргинальные группы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной среды обитания, утратившие культурную и социально-этническую идентификацию. Маргиналы обычно нигилистически настроены по отношению к прошлому и настоящему, не дорожат им и склонны к различным политическим и социальным авантюрам. Они больше, чем кто-либо, связывают свои надежды с идеологическими утопиями, тоталитарным коллективистским мировоззрением.
Перечисленные выше факторы, благоприятные для рождения тоталитаризма как государственного строя, могут сыграть роль лишь при наличии соответствующих политических условий. К ним относятся прежде всего этатизация общества (резкое расширение государственного влияния), а также появление тоталитарных движений и партий нового типа – предельно идеологизированных, достаточно массовых организаций с жесткой полувоенной структурой, претендующих на полное подчинение своих членов новым символам веры и непосредственно их выразителям – вождям. Именно эти веры организации и движения, использующие благоприятные социальные условия, и явились главным непосредственным творцом тоталитаризма как политического и общественного строя.
3. Сущность, характерные черты и основные формы тоталитарного режима
В современной зарубежной политологии явление тоталитаризма изучено сравнительно глубоко. Для нас же, выросших и воспитанных в условиях тоталитаризма, представляет еще большую трудность увидеть в привычном, «естественном» способе политического существования жесткие черты, объединяющие его с фашистскими системами Германии, Италии, Испании, репрессивными государствами Южной Америки.
Исторический опыт и практика показывают, что тоталитарную систему нельзя изменить, реконструировать, ее можно только разрушить. Вслед за конструктивным преодолением тоталитаризма общество неизбежно должно прийти к демократизации всех сфер общественной жизни.
3.1. Характерные черты тоталитаризма
Известные западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956г.) выделили следующие признаки тоталитаризма:
ü официальная идеология, которая должна признаваться всеми;
ü монополия на средства массовой информации;
ü монополия на все средства вооруженной борьбы;
ü система террористического полицейского контроля;
ü централизованная система контроля и управления экономикой.[6]
Можно дополнить предложенный список следующими видовыми чертами, присущими тоталитарному режиму:
ü чрезмерное огосударствление общественной жизни;
ü правовое закрепление руководящей роли одной партии;
ü осуществление насильственного господства власти над человеком во всех сферах жизни с помощью партийно-государственных институтов.
Теперь следует более подробно охарактеризовать черты, присущие тоталитарным режимам.
Тоталитаризм есть качественно иное явление, нежели любая другая власть, сколь бы суровой она ни была. Это феномен идеологический, и тоталитарные режимы, прежде всего— режимы идеологические. Они рождены идеологией и существуют ради нее. Если в традиционном деспотическом обществе политическая власть самоценна и ее носители используют идеологию как средство для поддержания этой власти, то для носителей тоталитарного начала самоценна идеология, а политическая власть завоевывается с целью утверждения этой идеологии. Закономерно, что целью уже установившегося режима является распространение своей идеологии в максимальном масштабе. Внешняя экспансия таких режимов вызывается не столько территориальными притязаниями и экономическими стимулами (как, например, приобретение рынков сбыта, рабочей силы и т.д.), но главным образом идеей мирового господства своей идеологии.
Ядром тоталитарной политической системы выступает предельно централизованное политическое движение за новый порядок во главе с партией нового, тоталитарного типа. Эта руководящая партия срастается с государством, концентрирует в себе реальную власть в обществе. Запрещается всякая политическая оппозиция и создание без санкций властей любых организаций. В то же время тоталитарная политическая система претендует на выражение народной воли, воплощение народности или демократии высшего типа.
Господство идеологии и политики проявляется также и в экономике. Здесь отличительными чертами тоталитаризма являются этатизация хозяйственной жизни, социальное ограничение, а в идеале полное устранение частной собственности, рыночных отношений, конкуренции, планирование и командно-административные методы управления. Устанавливается монополия государства на распоряжение всеми важнейшими общественными ресурсами и самим человеком.
Для тоталитарного режима характерна монополия на информацию, полный контроль за СМИ, крайняя нетерпимость ко всякому инакомыслию, взгляд на идейных оппонентов как на политических противников. Этот строй устраняет общественное мнение, заменяя его официальными оценками. Отрицаются общечеловеческие основы морали, а сама она подчиняется политической целесообразности и по существу разрушается. Всячески подавляются индивидуальность, оригинальность в мыслях, одежде, поведении и т.п.
Согласно Х.Арендт, тоталитаризм – это, прежде всего система массового террора, обеспечивающая в стране атмосферу всеобщего страха. Страха тотального, пронизывающего все поры общества, оказавшегося под властью «вдохновителей и организаторов» системы террора. Карательные органы в этой системе— материализация повсеместного страха, своего рода арбитр в споре, столкновении индивидуальных властей. Но их существование в большей степени вызвано необходимостью искоренять инакомыслящих- тех, кто не принял условия тоталитаризма, правила его игры.[7]
«Тоталитарные средства управления обеспечивают не только монополию на абсолютную власть, но и беспримерную достоверность того, что все команды будут всегда выполнены; тоталитаризм знаменит запутанной иерархией, множеством приводных ремней, которые обеспечивают полную независимость диктатора от всех подчиненных и делают возможными быстрые и непредсказуемые политические изменения»[8].
продолжение
--PAGE_BREAK--