Реферат по предмету "Политология"


Политическая партия: создание, виды

Содержание
 
Введение
Глава 1. Понятие политической партии
Глава 2. Порядок и этапысоздания политической партии
Заключение
Список литературы
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Вопрос о возможностисоздания политической партии, безусловно, является актуальным, так какполитические партии являются важнейшей частью политической системы РоссийскойФедерации. В отличие от других объединений, действующих на политической арене(профессиональных и предпринимательских союзов, так называемых групп давления ит.п.), партии, преследуя собственные политические цели, открыто борются заместа в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управлениегосударством, а через него — всем обществом.
Надо отметить, что вполитической истории России долгое время не признавался принципмногопартийности, а у власти с 1917 года по 1991 года фактически находиласьодна партия- коммунистическая. Лишь в 90-е годы ХХ века, возродиласьмногопартийность. Право на объединение было закреплено в Конституции РоссийскойФедерации, принятой в 1993 году.
Право каждого наобъединение, как следует из статьи 30 (часть 1) Конституции РоссийскойФедерации относится к базовым ценностям общества и государства, основанным напринципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создаватьобъединения для защиты своих интересов и свободу деятельности общественныхобъединений.
Но статья 30 КонституцииРоссийской Федерации непосредственно не закрепила право граждан на объединениев политические партии. Однако, по её смыслу данное право, включающее правосоздания политической партии и право участия в ее деятельности, являетсянеотъемлемой частью права каждого на объединение, а свобода деятельностиполитических партий как общественных объединений гарантируется.
Формирование российскихпартий началось в 1989-90-ом годах, однако, отдельное правовое регулированиеони получили только в середине 2001 года с принятием Федерального закона «Ополитических партиях» (далее по тексту работы – Закон о партиях[1].В настоящее время в России существуют десятки политических партий. При этом вФедеральном собрании Российской Федерации представлены всего 4 партии. Напрактике создание новых партий в настоящее время затруднено. Специалистысчитают, что это связано с завышенными требованиями к созданию политическихпартий в России.
Актуальность работепридает и то, что проблема правового статуса политических партий относится кнаименее разработанным в юридической науке России, а именно в наукеконституционного права Российской Федерации. Проблематика политических партийвсегда широко разрабатывалась политологами, историками. С принятием Закона опартиях стал возможен пересмотр места группы норм, регулирующих статусполитических партий в системе конституционного права Российской Федерации.Несмотря на указанные важные изменения правового регулирования политическихпартий в Российской Федерации, по-прежнему не существует достаточногоколичества научных работ, имеющих своей главной целью всестороннее изучениепартий как правового явления, как института конституционного права. При этомопределенный интерес по данной теме имеют работы таких исследователей как М.В. Баглай,А. Г. Головин, Л.Ю. Грудцына, В. А.Лебедев, В. В.Киреев и ряда других.
Исходя из актуальности, цельюработы является изучение проблемы создания политической партии в РоссийскойФедерации.
Цель определяет основныезадачи работы:
-характеристика понятияполитической партии;
-анализ порядка и этаповсоздания политической партии.
Структура работы состоитиз введения, двух глав, заключения и списка литературы.
/>/>/>/>Глава1.Понятие политической партии
Анализ порядка созданияполитической партии можно начать с характеристики общих подходов к понятию«политическая партия». Надо отметить, что существуют различные политологическиеопределения партии, которые применимы, прежде всего, в научном исследованииданного исследования. Например, в теории государства и права закреплено, что«политическая партия представляет собой один из видов общественных объединенийграждан, создаваемых на добровольных началах в целях участия в политическойжизни общества (участие в выборах, представление интересов в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления) посредствомформирования и выражения политической воли граждан»[2].
От теоретическихопределений следует отличать те определения политической партии, которыезакреплены действующим законодательством.
В конституциях различныхгосударств отсутствует определение понятия «политическая партия». Вних следующим образом определяются только цели и задачи. Например, политическиепартии: «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4Конституции Франции); способствуют «выражению народной воли и организацииполитической власти» (ст. 47 Конституции Португалии); «должны служитьсвободному функционированию демократического режима» (ст. 29 КонституцииГреции); должны «демократическим путем содействовать определениюнациональной политики» (ст. 49 Конституции Италии).
Цели и задачиполитических партий отражаются в их уставах и программах. В зависимости отэтого выделяются консервативные, либеральные, демократические, революционные,реформистские, буржуазные, крестьянские, пролетарские и иные политическиепартии.
Иногда их деятельностьносит прямо противоположный, а иногда и тождественный характер по отношениюдруг к другу. А целом для современных политических партий характерны следующиечерты: это негосударственные, действующие на постоянной основе добровольныеобщественные организации; имеют органы управления и структурные образования; имеютустав и программу действий; чаще всего имеют фиксированное членство; отражаютинтересы определенного слоя людей.
В юридической наукенеоднократно утверждалось и утверждается, что существенную связующую иобъединяющую роль в отношениях между гражданским обществом (как неполитическойсферой) и государством (как политической сферой) призваны сыграть политическиепартии. И это несмотря на то, что еще сравнительно недавно, в 1850 году, какотмечает Л.Ю. Грудцына «ни одна страна мира (за исключением США) не зналаполитических партий в современном значении этого термина»[3].
То есть формированиенормативного понятия «политическая партия» произошло лишь в ХХ веке, спринятием законодательства регулирующего создание партий и с закреплением вКонституциях зарубежных стран принципа многопартийности, идеологическогомногообразия.
Выделяя данные принципыС. А. Авакьян указывает, что это «такое состояние в обществе и государстве,когда никакая идеология не получает юридически статуса официальнойгосударственной или обязательной идеологии, а для выражения и воплощенияразличных политических идей и взглядов могут создаваться партии и иныеобщественные объединения, и все они действуют на основе (т. е. в рамках, ссоблюдением) закона и равны перед законом»[4].
Государство не можетопределять количество политических партий, их идеологическую направленность, нооно устанавливает правовой статус этих организаций. В России согласно Закону опартиях деятельность партий не должна противоречить требованиям законности, аих цели — основам конституционного строя, правам человека, национальнойбезопасности России[5].
Согласно Закону ополитических партиях политическая партия — это общественное объединение,созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизниобщества посредством формирования и выражения их политической воли, участия вобщественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целяхпредставления интересов граждан в органах государственной власти и органахместного самоуправления.
Таким образомполитическая партия выступает как вид общественного объединения. При созданиипартии следует учесть общие требования, при которых партия может быть признана.
Политическая партиядолжна отвечать следующим требованиям:
а) политическая партиядолжна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РоссийскойФедерации, при этом в субъекте Российской Федерации может быть создано толькоодно региональное отделение данной политической партии;
б) в политической партиидолжно состоять до 1 января 2010 года — не менее пятидесяти тысяч членовполитической партии, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерацииполитическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менеепятисот членов политической партии. В остальных региональных отделенияхчисленность каждого из них не может составлять менее двухсот пятидесяти членовполитической партии. Следует учесть, что с 1 января 2010 года до 1 января 2012года численность политической партии должна быть не менее сорока пяти тысяччленов политической партии, при этом более чем в половине субъектов РоссийскойФедерации политическая партия должна иметь региональные отделения численностьюне менее четырехсот пятидесяти членов. В остальных региональных отделенияхчисленность каждого из них не может составлять менее двухсот членов политическойпартии. С 1 января 2012 года – численность партии должна быть не менее сорока тысяччленов, при этом более чем в половине субъектов Российской Федерацииполитическая партия должна иметь региональные отделения численностью не менеечетырехсот членов политической партии. В остальных региональных отделенияхчисленность каждого из них не может составлять менее ста пятидесяти членовполитической партии;
в) руководящие и иныеорганы политической партии, ее региональные отделения и иные структурныеподразделения должны находиться на территории Российской Федерации.
Учитывая федеративноеустройство России в настоящее время, особое значение имеет деятельностьрегиональных отделений партии.
Под региональнымотделением политической партии понимается структурное подразделениеполитической партии, созданное по решению ее уполномоченного руководящегооргана и осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РоссийскойФедерации.
В субъекте РоссийскойФедерации, в состав которого входит (входят) автономный округ (автономныеокруга), может быть создано единое региональное отделение политической партии.Иные структурные подразделения политической партии (местные и первичныеотделения) создаются в случаях и порядке, предусмотренных ее уставом.
Цели и задачиполитической партии излагаются в ее уставе и программе. Основными целямиполитической партии являются: формирование общественного мнения; политическоеобразование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросамобщественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности иорганов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) навыборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации, в законодательные(представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации,выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органымуниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работеизбранных органов.
Надо отметить, что внастоящее время самой массовой и многочисленной политической партией всовременной российской политической системе является «Единая Россия».Данная партия имеет региональные отделения во всех субъектах РоссийскойФедерации.
Таким образом, одним изосновных требований к политической партии является ее численность (до 50000).Надо отметить, что в литературе данную норму называют ограничивающей правограждан на объединение[6]. Но Конституционный СудРФ, призванный толковать Конституцию в целом неоднократно признавал норму очисленности партии конституционной[7].
Партии могут быть толькофедеральными организациями, осуществляющими свою деятельность на всейтерритории России. Это положение Закона было оспорено в Конституционном Суде РФобщественно-политической организацией «Балтийская республиканскаяпартия», которая, будучи региональной организацией, полагала, что вправесохранять свое наименование партии и просила Конституционный Суд признатьсоответствующее положение Закона противоречащим Конституции РФ. Конституционныйсуд признал данные требования соответствующими Конституции[8].
Помимо названныхполитическая партия в целом должна отвечать требованиям закона, которые следуетучесть при создании политической партии. Политическая партия вправеосуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации.
В наименованииполитической партии, как полном, так и сокращенном, не допускаетсяиспользование наименований иных существующих в Российской Федерацииполитических партий и других общероссийских общественных объединений, а такжеполитических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации.
В наименованииполитической партии не допускается использование наименований органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или)фамилии гражданина.
Политическая партия можетиспользовать в своем наименовании слова «Россия», «РоссийскаяФедерация» и образованные на их основе слова и словосочетания.
Общественные объединения,не являющиеся политическими партиями, не могут использовать в своемнаименовании слово «партия».
Политическая партия можетиметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться вуставе политической партии. Символика политической партии не должна совпадать сгосударственной символикой Российской Федерации, государственной символикойсубъектов Российской Федерации, символикой муниципальных образований, а также сгосударственной символикой иностранных государств.
Запрещается использоватьсимволику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг РоссийскойФедерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимнРоссийской Федерации, флаги, гербы, гимны субъектов Российской Федерации,муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а такжесимволы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства.
Деятельность политическихпартий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления,законности и гласности. Политические партии должны создавать мужчинам иженщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимсячленами политической партии, равные возможности для представительства вруководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и наиные выборные должности в органах государственной власти и органах местногосамоуправления.
Статья 9 Закона о партияхопределяет, что запрещаются создание и деятельность политических партий, целиили действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.Включение в уставы и программы политических партий положений о защите идейсоциальной справедливости, равно как и деятельность политических партий,направленная на защиту социальной справедливости, не может рассматриваться какразжигание социальной розни. Не допускается создание политических партий попризнакам профессиональной, расовой, национальной или религиознойпринадлежности. Данные положения пытались оспорить представители политическойорганизации «Православная партия России» которой не разрешили деятельность.Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П пункт 3 статьи 9признан не противоречащим Конституции РФ в части, не допускающей созданиеполитических партий по признакам национальной или религиозной принадлежности[9].
Также к требованиямотносится то, что политическая партия не должна состоять из лиц однойпрофессии. Структурные подразделения политических партий создаются и действуюттолько по территориальному признаку.
Не допускается созданиеструктурных подразделений политических партий в органах государственной властии органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах Российской Федерации, вправоохранительных и иных государственных органах, в государственных инегосударственных организациях. Создание и деятельность на территорииРоссийской Федерации политических партий иностранных государств и структурныхподразделений указанных партий не допускаются
По закону о партиях не допускается деятельностьполитических партий и их структурных подразделений в органах государственнойвласти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных(представительных) органов государственной власти и представительных органовмуниципальных образований), в Вооруженных Силах Российской Федерации, вправоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных(представительных) органов государственной власти, в государственныхорганизациях. Запрещается вмешательство политических партий в учебный процессобразовательных учреждений.
М.В. Баглай отмечает, чтоданные ограничения не противоречат международному законодательству. Он пишет: «Международный пакт о гражданских иполитических правах (ч. 2 ст. 22) все жепредусматривает возможность законных ограничений для лиц, входящих в составвооруженных сил и полиции. В соответствии с этой нормойправомерна норма действующего Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которой военнослужащие могут состоять только в тех общественных объединениях, которые не преследуют политическихцелей, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении военнойслужбы. Сохраняет силу также положение действующегозаконодательства, исключающего возможность вступленияиностранцев в политические партии, хотя в то же время допускается создание в стране отделений общественных объединений иностранных государств. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ находится Закон РФ «О статусе судей вРоссийской Федерации», по которому судьям запрещено принадлежать к политическим партиям. Федеральным законом о прокуратуре также ограничено такое право для прокуроров»[10].
К признакам политическойпартии можно отнести и устройство данной партии. Политическая партия, ее региональные отделения и иныеструктурные подразделения действуют на основании устава политической партии и всоответствии с ним. Политическая партия должна иметь программу, определяющуюпринципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методыреализации целей и решения задач. Членство в политической партии являетсядобровольным и индивидуальным.
Требованиями к членству впартии является:
-Членами политическойпартии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.
-Не вправе быть членамиполитической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а такжеграждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными.
-Прием в политическуюпартию осуществляется на основе личных письменных заявлений граждан РоссийскойФедерации в порядке, предусмотренном уставом политической партии.
-Члены политическойпартии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несутобязанности в соответствии с ее уставом.
-Члены политическойпартии имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы политическойпартии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений, получатьинформацию о деятельности политической партии и ее руководящих органов, а такжеобжаловать решения и действия указанных органов в порядке, предусмотренномуставом политической партии.
-Гражданин РоссийскойФедерации может быть членом только одной политической партии. Член политическойпартии может состоять только в одном региональном отделении данной политическойпартии — по месту постоянного или преимущественного проживания.
-Запрещается требовать отграждан Российской Федерации, чтобы они при представлении официальных сведенийо себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.
-Членство гражданинаРоссийской Федерации в политической партии или отсутствие такового не можетслужить основанием для ограничения его прав и свобод, а также быть условиемпредоставления ему каких-либо преимуществ.
-Члены политическойпартии не связаны решениями политической партии при исполнении своихдолжностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих вруководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, еерегиональных отделений или иных структурных подразделений.
-Членство в политическойпартии не может быть ограничено по признакам профессиональной, социальной,расовой, национальной или религиозной принадлежности, а также в зависимости отпола, происхождения, имущественного положения, места жительства. Ограничениеправа на вступление в политическую партию либо обязанность приостановлениячленства в политической партии может устанавливаться для определенных категорийграждан Российской Федерации федеральными конституционными законами ифедеральными законами.
Высшим руководящиморганом политической партии является съезд политической партии. Высшимруководящим органом регионального отделения политической партии являетсяконференция или общее собрание регионального отделения политической партии.
Надо отметить, чтоважнейшим условием деятельности политической партии является ее государственнаярегистрация.
Политическая партия каксамостоятельная организационно-правовая форма общественных объединений указанав Федеральном законе «Об общественных объединениях»[11]при внесении в него изменений и дополнений 12 марта 2002 г., до этого партии считались разновидностью общественных организаций.
Выделение партий в особуюорганизационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная рольв политической и государственной жизни.
В части создания идеятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партийот общественных организаций, по мнению Л.Ю. Грудцыной в следующем: в партии можетбыть лишь индивидуальное членство физических лиц, в то время как в общественныхорганизациях возможно также и членство иных общественных объединений — юридических лиц; в партию входят лишь граждане Российской Федерации, вобщественных организациях их уставами может допускаться членство иностранцев; партияявляется только федеральной организацией, в то время как общественныеорганизации могут быть по территории деятельности федеральными,межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальныхобразованиях); партия должна быть обязательно зарегистрирована Федеральнойрегистрационной службой, а существование общественных организаций допускается ибез юридической регистрации[12].
Таким образом, в целомполитическая партия это общественное объединение российских граждан, отвечающееустановленным в законе требованием и зарегистрированное в установленномпорядке.

/>/>Глава2. Порядок и этапы создания политической партии
политическаяпартия общество воля
Процесс созданияполитической партии включает закрепленный законом порядок и этапы, основным изкоторых является государственная регистрация политической партии. Политическаяпартия создается свободно, без разрешений органов государственной власти идолжностных лиц. Статья 11 Закона о партиях закрепляет два способа созданияполитической партии.
Первый способ этосоздание новой политической партии. Политическая партия может быть создана научредительном съезде политической партии либо путем преобразования вполитическую партию общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения на съезде общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения.
При этом политическаяпартия считается созданной со дня принятия учредительным съездом решений осоздании политической партии, об образовании ее региональных отделений болеечем в половине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политическойпартии и о принятии ее программы, о формировании руководящих иконтрольно-ревизионных органов политической партии. Делегаты учредительногосъезда политической партии являются учредителями политической партии.
Со дня созданияполитическая партия осуществляет организационную иинформационно-пропагандистскую деятельность, связанную с формированиемрегиональных отделений политической партии и получением политической партиейдокумента, подтверждающего факт внесения записи о ней в единый государственныйреестр юридических лиц.
Второй способ –этосоздание в порядке преобразования. В случае преобразования в политическуюпартию общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения съезд общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения принимает решения о преобразованииобщероссийской общественной организации или общероссийского общественногодвижения в политическую партию, о преобразовании их региональных подразделенийв субъектах Российской Федерации в региональные отделения политической партии,о принятии устава политической партии и о принятии ее программы, о формированиируководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии.
При создании политическойпартии путем преобразования в политическую партию общероссийской общественнойорганизации или общероссийского общественного движения политическая партиясчитается созданной со дня внесения соответствующей записи в единыйгосударственный реестр юридических лиц.
Для создания партиинеобходимо создание организационного комитета в составе не менее десятичеловек.
Организационный комитетуведомляет в письменной форме федеральный орган исполнительной власти, уполномоченныйна осуществление функций в сфере регистрации политических партий, о своемнамерении создать политическую партию и указывает ее предполагаемоенаименование. В настоящее время государственную регистрацию политических партийосуществляет Министерство юстиции РФ в лице специального регистрирующегооргана.
Вместе с уведомлением вуказанный орган направляются:
а) сведения не менее чемо десяти членах организационного комитета (фамилии, имена, отчества, датырождения, гражданство, контактные телефоны);
б) протокол собранияорганизационного комитета, в котором указываются цель его создания, срокполномочий (но не более одного года), место нахождения, порядок использованияденежных средств и иного имущества организационного комитета, а также сведенияо члене организационного комитета, уполномоченном открыть расчетный счет дляформирования средств организационного комитета и заключать гражданско-правовыедоговоры для обеспечения его деятельности (фамилия, имя, отчество, датарождения, адрес места жительства, гражданство, серия и номер паспорта илизаменяющего его документа, контактный телефон).
Федеральныйуполномоченный орган или территориальный орган федерального регистрирующегооргана в день получения уведомления и иных документов выдает уполномоченному лицуорганизационного комитета документ, подтверждающий их представление.
Организационный комитет втечение месяца со дня выдачи ему документа публикует в одном или несколькихобщероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создатьполитическую партию и о представлении в федеральный уполномоченный органсоответствующих документов.
В целом организационныйкомитет самостоятельно определяет порядок своей деятельности.
В течение срока своихполномочий организационный комитет проводит учредительный съезд политическойпартии. В этих целях организационный комитет:
-осуществляеторганизационную и информационно-пропагандистскую деятельность, направленную наформирование в субъектах Российской Федерации региональных отделенийсоздаваемой политической партии, в том числе проводит собрания сторонниковсоздаваемой политической партии для избрания делегатов на учредительный съездполитической партии;
-открывает черезуполномоченное лицо организационного комитета расчетный счет в одной изкредитных организаций Российской Федерации и сообщает об этом в федеральныйуполномоченный орган.
Средства организационногокомитета формируются из пожертвований политическим партиям. Требования кпожертвованиям определены в статье 30 Закона о партиях. В частности комитетвправе принимать пожертвования в виде денежных средств и иного имущества отфизических и юридических лиц при условии, что эти пожертвования документальноподтверждены и указан их источник. Общая сумма ежегодных пожертвований наличныхденежных средств от одного физического лица не должна превышать четыре тысячитриста тридцать рублей.
Не допускаютсяпожертвования от: иностранных государств и иностранных юридических лиц;иностранных граждан; лиц без гражданства; граждан Российской Федерации, недостигших возраста 18 лет; российских юридических лиц с иностранным участием,если доля (вклад) иностранного участия в их уставном (складочном) капиталепревышает 30 процентов на день внесения пожертвования (для открытых акционерныхобществ — на день составления списка лиц, имеющих право участвовать в годовомобщем собрании акционеров за предыдущий финансовый год); международныхорганизаций и международных общественных движений; органов государственнойвласти, иных государственных органов, органов местного самоуправления;государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальныхунитарных предприятий; юридических лиц, в уставном (складочном) капиталекоторых доля (вклад) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и(или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день внесенияпожертвования (для открытых акционерных обществ — на день составления спискалиц, имеющих право участвовать в годовом общем собрании акционеров запредыдущий финансовый год); воинских частей, военных организаций,правоохранительных органов; благотворительных организаций и религиозныхобъединений, а также от учрежденных ими организаций; анонимных жертвователей.Под анонимным жертвователем понимается гражданин, который не указал в платежномдокументе на внесение пожертвования любое из следующих сведений: фамилию, имя иотчество, адрес места жительства — или указал недостоверные сведения, либоюридическое лицо, о котором в платежном документе на внесение пожертвования неуказано любое из следующих сведений: идентификационный номер налогоплательщика,наименование, банковские реквизиты — или указаны недостоверные сведения;юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесенияпожертвования; некоммерческих организаций, получавших в течение года, предшествующегодню внесения пожертвования политической партии, ее региональным отделениям,денежные средства либо иное имущество от иностранных государств; российскихюридических лиц с иностранным участием, если доля (вклад) иностранного участияв их уставном (складочном) капитале превышала (превышал) 30 процентов на деньперечисления этих денежных средств либо передачи иного имущества (для открытыхакционерных обществ — на день составления списка лиц, имеющих право участвоватьв годовом общем собрании акционеров за предыдущий финансовый год) и т.д..
После проведенияучредительного съезда политической партии организационный комитет прекращаетсвою деятельность. При этом денежные средства и иное имущество организационногокомитета, а также финансовый отчет об их использовании, в котором указываютсяисточники поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданнойполитической партии.
В случае, еслиорганизационным комитетом в течение срока его полномочий не будет проведенучредительный съезд политической партии, по истечении этого срокаорганизационный комитет прекращает свою деятельность.
При этом оставшиесяденежные средства организационного комитета передаются жертвователямпропорционально внесенным пожертвованиям, иное имущество возвращается жертвователям.В случае невозможности возврата оставшиеся денежные средства и иное имуществоорганизационного комитета обращаются в доход Российской Федерации.
Далее должен бытьпроведен учредительный съезд партии или съезд общероссийской общественнойорганизации или общероссийского общественного движения, созываемый для ихпреобразования в политическую партию.
Сведения о месте и датепроведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийскойобщественной организации или общероссийского общественного движения,созываемого для их преобразования в политическую партию, организационныйкомитет либо общероссийская общественная организация или общероссийскоеобщественное движение публикует в «Российской газете» или иныхобщероссийских периодических печатных изданиях. Указанные сведения публикуютсяне позднее, чем за месяц до дня созыва учредительного съезда политическойпартии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения, созываемого для их преобразования в политическуюпартию.
Учредительный съездполитической партии считается правомочным в случае, если в его работе принялиучастие делегаты, представляющие более чем половину субъектов РоссийскойФедерации и преимущественно проживающие в этих субъектах Российской Федерации.Норма представительства делегатов учредительного съезда устанавливаетсяорганизационным комитетом из расчета, что каждый из указанных субъектовРоссийской Федерации должен быть представлен не менее чем тремя делегатами.Решения учредительного съезда политической партии принимаются большинствомголосов делегатов учредительного съезда политической партии.
Решение о преобразованииобщероссийской общественной организации или общероссийского общественногодвижения в политическую партию и иные решения принимаются съездомобщероссийской общественной организации или общероссийского общественногодвижения в соответствии с их уставами.
Съезд общероссийскойобщественной организации или общероссийского общественного движения считаетсяправомочным, если в его работе приняли участие делегаты, представляющиенаходящиеся на территориях более чем половины субъектов Российской Федерациирегиональные отделения общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения и преимущественно проживающие в этихсубъектах Российской Федерации.
Норма представительстваделегатов съезда устанавливается из расчета не менее трех делегатов от каждогоиз указанных региональных отделений. Создание организационного комитета вслучае преобразования общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения в политическую партию не требуется.
После проведенияучредительного съезда политической партии либо съезда общероссийскойобщественной организации или общероссийского общественного движения, принявшегорешение о преобразовании общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения в политическую партию, политическаяпартия в течение месяца представляет основные положения своей программы в«Российскую газету» для опубликования. «Российская газета»обязана в течение месяца после представления указанных положений набезвозмездной основе опубликовать основные положения программы политическойпартии в объеме не менее двухсот газетных строк.
Политическая партия и еерегиональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии сФедеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей» с учетом установленного Законом о партияхспециального порядка государственной регистрации политической партии и еерегиональных отделений.
Политическая партия и еерегиональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в томчисле как юридические лица, с момента государственной регистрации.Подтверждением государственной регистрации политической партии или еерегионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записио политической партии или ее региональном отделении в единый государственныйреестр юридических лиц.
Решение о государственнойрегистрации политической партии и ее региональных отделений принимаетсясоответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальнымиорганам. Это служит основанием внесения в реестр.
Документы, необходимыедля государственной регистрации политической партии, представляются вфедеральный уполномоченный орган не позднее чем через шесть месяцев со дняпроведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийскойобщественной организации или общероссийского общественного движения, принявшегорешение о преобразовании общероссийской общественной организации илиобщероссийского общественного движения в политическую партию.
Государственнаярегистрация региональных отделений политической партии осуществляется послегосударственной регистрации политической партии, при этом более чем в половинесубъектов Российской Федерации государственная регистрация региональныхотделений политической партии должна быть осуществлена не позднее чем черезшесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.
Федеральныйуполномоченный орган или его территориальный орган при установлениисоответствия документов, необходимых для государственной регистрацииполитической партии или ее регионального отделения принимает решение огосударственной регистрации политической партии или ее регионального отделенияи направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые дляосуществления данным органом функций по ведению единого государственногореестра юридических лиц.
На основании указанногорешения, принятого федеральным уполномоченным органом или его территориальныморганом, и представленных ими необходимых сведений и документов регистрирующийорган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимыхсведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лицзапись о политической партии или ее региональном отделении и не позднеерабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом ворган, принявший решение о государственной регистрации политической партии илиее регионального отделения.
Федеральныйуполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через трирабочих дня со дня получения от регистрирующего органа информации о внесенной вединый государственный реестр юридических лиц записи о политической партии илиее региональном отделении выдает уполномоченному лицу политической партии илиее регионального отделения документ, подтверждающий факт внесениясоответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Приэтом в случае, если не принято решение об отказе в государственной регистрацииполитической партии или ее регионального отделения, указанный документ долженбыть выдан не позднее чем через месяц со дня подачи соответствующего заявленияо государственной регистрации.
За государственнуюрегистрацию политической партии и ее региональных отделений взимаетсягосударственная пошлина в порядке, предусмотренном законодательством РоссийскойФедерации.
При создании научредительном съезде политической партии для регистрации необходимо представитьследующие документы: заявление, подписанное уполномоченными лицами политическойпартии, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства иконтактных телефонов; устав политической партии в двух экземплярах,сброшюрованный, пронумерованный, заверенный уполномоченными лицами политическойпартии, а также текст устава в машиночитаемом виде; программа политическойпартии, заверенная уполномоченными лицами политической партии, а также текстпрограммы в машиночитаемом виде; заверенные уполномоченными лицами политическойпартии копии решений учредительного съезда политической партии о созданииполитической партии, о принятии устава политической партии и о принятии еепрограммы, о создании региональных отделений политической партии, оформировании ее руководящих и контрольно-ревизионных органов с указанием данныхо представительстве делегатов на этом съезде и результатах голосования; документоб уплате государственной пошлины; сведения об адресе (месте нахождения)постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которомуосуществляется связь с политической партией; экземпляр общероссийскогопериодического печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте идате проведения учредительного съезда политической партии; заверенныеуполномоченными лицами региональных отделений политической партии копиипротоколов проведенных более чем в половине субъектов Российской Федерацииконференций или общих собраний региональных отделений политической партии суказанием численности членов политической партии в ее региональных отделениях,а также места нахождения руководящих органов региональных отделенийполитической партии.
Для государственнойрегистрации политической партии, созданной путем преобразования в политическуюпартию общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения, в федеральный уполномоченный орган представляютсяследующие практически те же документы.
Сведения о создании иликвидации политических партий публикуются в общероссийских периодическихпечатных изданиях.
Регистрирующий органвносит записи о государственной регистрации политических партий и ихрегиональных отделений в единый государственный реестр юридических лиц,открытый для всеобщего ознакомления.
Федеральныйуполномоченный орган ежегодно публикует перечень политических партий и ихрегиональных отделений по состоянию на 1 января в общероссийских периодическихпечатных изданиях и размещает этот перечень с указанием даты регистрации каждойполитической партии и каждого ее регионального отделения, а также текстыуставов и программ политических партий на специальном сайте винформационно-телекоммуникационной сети общего пользования. На указанном сайтеежегодно размещаются также сводные финансовые отчеты политических партий,контактные телефоны постоянно действующих руководящих органов политическихпартий и их региональных отделений и иная открытая информация о политическихпартиях.
В целом при созданииполитической партии следует учесть, что отказано может быть только пооснованиям установленным в законе. В частности согласно статье 20 Закона опартиях политической партии может быть отказано в государственной регистрации вслучае, если: положения устава политической партии противоречат КонституцииРоссийской Федерации, федеральным конституционным законам, иным федеральнымзаконам; наименование и (или) символика политической партии не соответствуюттребованиям закона; не представлены документы, необходимые для государственнойрегистрации политической партии; федеральным уполномоченным органомустановлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрацииполитической партии документах информация не соответствует требованиям Закона опартиях; нарушены установленные настоящим Федеральным законом срокипредставления документов, необходимых для государственной регистрацииполитической партии.
Региональному отделениюполитической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае,если не представлены документы, необходимые в для государственной регистрациирегионального отделения политической партии; территориальным органомустановлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрациирегионального отделения политической партии документах информация несоответствует требованиям закона.
Программа политическойпартии представляется исключительно для сведения федерального уполномоченногооргана. Любые ошибки, неточности в программе политической партии не могутслужить основанием для отказа в государственной регистрации политическойпартии, за исключением нарушения требований установленных в законе.
В случае принятияуполномоченными органами решения об отказе в государственной регистрацииполитической партии или ее регионального отделения заявителю сообщается об этомв письменной форме не позднее чем через месяц со дня получения представленныхдокументов с указанием конкретных положений законодательства РоссийскойФедерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственнойрегистрации данной политической партии или ее регионального отделения.
Отказ в государственнойрегистрации либо уклонение от государственной регистрации политической партииили ее регионального отделения могут быть обжалованы в суд. Заявлениеполитической партии или ее регионального отделения об обжаловании отказа вгосударственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дняподачи заявления. Отказ в государственной регистрации политической партии илиее регионального отделения не является препятствием для повторных представленийдокументов в уполномоченные органы для государственной регистрации политическойпартии или ее регионального отделения при условии устранения оснований,вызвавших такой отказ. Рассмотрение уполномоченными органами повторныхпредставлений документов и вынесение по ним решений осуществляются в порядке,предусмотренном законом для государственной регистрации политической партии илиее регионального отделения.

/>/>/>/>Заключение
В целом можно придти кследующим выводам:
-В настоящее времяполитическая партия может быть создана только на условиях определенных в Законе«О политических партиях». Создание на иных условиях, или использование наименованияполитическая партия в названиях общественных объединений, иных организаций, недопускается.
-Согласно Закону ополитических партиях политическая партия — это общественное объединение,созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизниобщества посредством формирования и выражения их политической воли, участия вобщественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целяхпредставления интересов граждан в органах государственной власти и органахместного самоуправления. Таким образом политическая партия выступает как видобщественного объединения. При создании партии следует учесть общие требования,при которых партия может быть признана. К общим требованиям можно отнеститребования о численности партии; общефедеральный характер деятельности;создание региональных организаций; требования о структуре партии и ееорганизации; порядку создания; членству в партии.
-Процесс созданияполитической партии включает закрепленный законом порядок и этапы, основным изкоторых является государственная регистрация политической партии. Политическаяпартия создается свободно, без разрешений органов государственной власти идолжностных лиц. Политическая партия может быть создана на учредительном съездеполитической партии либо путем преобразования в политическую партиюобщероссийской общественной организации или общероссийского общественногодвижения на съезде общероссийской общественной организации или общероссийскогообщественного движения. Законом установлена необходимость созданияорганизационного комитета, проведения учредительного съезда, а такжепредоставления документов на государственную регистрацию. Политическая партиясчитается созданной со дня принятия учредительным съездом решений о созданииполитической партии, об образовании ее региональных отделений более чем вполовине субъектов Российской Федерации, о принятии устава политической партиии о принятии ее программы, о формировании руководящих и контрольно-ревизионныхорганов политической партии. Делегаты учредительного съезда политической партииявляются учредителями политической партии. При этом деятельность свою партия назаконных основаниях должна осуществлять только после государственнойрегистрации.
В целом анализ порядкасоздания политической партии показывает, что установление требований кчисленности партии, наличие региональных отделений, требований к формированиюфинансовых средств в целом ограничивают создание новых политических партий.
С одной стороны этонаправлено на борьбу с засильем карликовых партий, партий создаваемых накороткое время для конкретных целей, с пресечением попыток иностранныхгосударств, юридических или физических лиц определять деятельность партии, сдругой эти меры препятствуют реализации права граждан на объединениезакрепленное в Конституции РФ.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетомпоправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. № 237, 25.12.1993.
2. Федеральный законот 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 17.12.2009) «О политических партиях»// Собрание законодательства РФ. 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
3. Федеральный законот 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об общественных объединениях»// Собрание законодательства РФ", 22.05.1995, N 21, ст. 1930
4. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 16 июля 2007 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 3, 18 и 41 Федерального закона»О политических партиях" в связи с жалобой политической партии«Российская коммунистическая рабочая партия — Российская партиякоммунистов» // СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3989.
5. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 15.12.2004 N 18-П «По делу о проверкеконституционности пункта 3 статьи 9 Федерального закона „О политическихпартиях“ в связи с запросом Коптевского районного суда города Москвы,жалобами общероссийской общественной политической организации»Православная партия России" и граждан И.В. Артемова и Д.А.Савина" // Собрание законодательства РФ. 20.12.2004, N 51, ст. 5260.
6. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. N 1-П «По делу о проверке конституционности абзацев второго и третьего пункта 2 статьи 3 и пункта 6 статьи47 Федерального закона „О политических партиях“ в связи с жалобойобщественно-политической организации „Балтийская республиканскаяпартия“ // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 491.
7. Авакьян С. А. Конституционное право России: Учеб.курс: В 2 т. Т. 1. М., 2005.
8. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. — М.,2007.
9. Габричидзе Б.Л.,Елисеев Б. П., Чернявский А.Г. Конституционное право современной России.- М.,2007.
10. Головин, А. Г. Политические партии как один изинститутов, обеспечивающих реализацию права граждан Российской Федерацииучаствовать в управлении делами государства. // Конституционное и муниципальноеправо. 2008. №8. С.2-6.
11. ГрудцынаЛ.Ю.Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательствои экономика, 2007. №10. С.5-13.
12. Комментарий кКонституции Российской Федерации (постатейный) // Под ред. Г.Д. Садовникова.-М., 2009.
13. КонституцияРоссийской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред.Ю.А. Дмитриева.-М., 2007.
14. Конституционноеправо России: учебник (издание третье, переработанное и дополненное). Под ред.Е.И. Козлова, О.Е. Кутафина М., 2004.
15. Лебедев, В. А.,Киреев, В. В.Конституционно-правовые аспекты взаимодействия демократическогогосударства и политических партий //Конституционное и муниципальное право.2009. № 11. С. 2 – 5.
16. Лебедев В.А.,Киреев В.В. Политические партии и проблемы современного российскогоконституционализма // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 6.С.12-15.
17. Лапаева В.В. Законодательное требование к численностиполитической партии как ограничение конституционного права на объединение:критерии правомерности // Журнал российского права. 2007. № 9. С. 25-34.
18. Мелехин А.В.Теория государства и права. М., 2007.
19. Постатейныйкомментарий к Федеральному Закону „О политических партиях“ / Под ред.С. Н. Бабурина, А. Ю. Малумова, А. А. Спиридонова. М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль иностранного капитала в экономике России на рубеже ХIХ - ХХ веков
Реферат Криминологическая характеристика организованной преступности
Реферат Решение систем дифференциальных уравнений методом Рунге-Куты 4 порядка
Реферат Правовые учения об особенности исторического развития в России в конце XVIIIв
Реферат Substance Abuse In The Workplace Essay Research
Реферат Историко-культурные этнотипы как лингвистический феномен: языковая личность и среда (к постановке проблемы)
Реферат «Работы учащихся секции иностранных языков школьного научного общества»
Реферат Перспективы государственного регулирования общего образования в условиях рынка
Реферат A Discussion Of The Eruption Mt Helena
Реферат Тема Родины и природы в лирике С.А.Есенина.
Реферат Рынок банковских услуг: особенности и пути развития
Реферат Frankenstein Theme Essay Research Paper Themes of
Реферат Смысл названия романа Л.Н.Толстого "Война и мир"
Реферат Окликни улицы Москвы…
Реферат Образование как объект педагогической психологии