Реферат по предмету "Экономика"


Государственная политика в области монополистического регулирования

Федеральноеагентство по образованию
ГОСУДАРСТВЕНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институтнациональной и мировой экономики
Кафедрагосударственного регулирования национальной экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине«Экономика общественного сектора»
на тему
«Государственная политикав области монополистического регулирования»
Выполнила студентка
Вечерней формы обучения
специальности Национальная экономика
3 курса, группы 1 ____________ Л.А. Киреева(подпись)
Руководитель работы
__________________
Москва – 2010

Содержание
Введение
1. Монополияи антимонопольная политика
1.1Понятие, типология и история явления монополизма
1.2Антимонопольная политика разных стран
2.Аналитическое исследование антимонопольной политики в России
3.Предложения по усовершенствованию антимонопольной политики
Вывод
Списоклитературы

Введение
Рыночная система в классическом представлении содержитстихийное и целенаправленное регулирование.
Основой стихийного регулирования (саморегулирования)являются объективные экономические законы (например, закон спроса и предложенияи другие). Последствия их действия не всегда имеют положительный эффект с точкизрения социально-экономических интересов общества.
Поэтому саморегулирование необходимо корректировать идополнять целенаправленным воздействием на экономическую систему с цельюуменьшения негативных проявлений рыночной стихии. Такое влияние осуществляетсяпри помощи государственного регулирования экономики, одним из видов которого иявляется антимонопольное регулирование.
Тема «Государственная политика в областимонополистического регулирования», выбранная мною, актуальна на данный момент,потому что в настоящий период времени мир переживает экономический кризис, а втаких крайне тяжелых для существования бизнеса условиях, компании сплачиваются,объединяются или происходит поглощение одной компании другой. Взаимосвязанностьявлений – кризиса и монополий – указывает на одну из причин монополизации, аименно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений вмонополистической практике. Не случайно монополии в экономической литературенередко нарекались как «дети кризиса».
Процессы монополизации внесли существенные изменения всоциальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменениехозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы.Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координациядеятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферупланомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массовогопроизводства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителейдешевыми и качественными товарами. Доказано, что увеличение объемовпроизводства в два раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.
Таким образом, монополии на современном этапе — этопреимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью иминимальными затратами.
С другой стороны, количество негативных факторовсуществования монополий значительно больше и первый из них — практикаобразования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создаютдополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителясвоеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары поценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост ценнаблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когдацены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положениямонополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.
Кроме того, результатом деятельности монополий являетсяторможение развития научно-технического прогресса, а также деформацияхозяйственных отношений и процессов, что обуславливает застой и загниваниехозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой длянормального рынка.
Объектом исследования моей курсовой работы является государственнаяполитика, регулирующая деятельность монополий.
Предметом исследования курсовой работы являются методыантимонопольной политики.
Цель курсовой работы – описать существующие методы борьбыс монополизацией рынка, для этого поставлены следующие задачи: изучить историювозникновения и сущность монополий, определить характер воздействия монополийна экономику и хозяйственные связи страны и описать существующие методы борьбыс ней.
Для этого рассмотрены следующие основные понятия:
Закрытая монополия, естественная монополия, открытаямонополия, картель, синдикат, трест, многоотраслевой концерн, конгломерат ит.д.

1. Монополия и антимонопольная политика
1.1 Понятие, типология и история явления монополизма
Монополия – (от mono – один и греч. Poleo – продаю),исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели,синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль надотраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрациипроизводства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечениямонопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования впромышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединенияпредприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительноеколичество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующееположение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования,добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные)прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии)является занятие монопольного положения. Последнее определяется какдоминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможностьсамостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренциюна рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным длякаждого предпринимателя или предприятия, т. к. оно позволяет избежать целый рядпроблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию нарынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять надругих участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, чтомонополисты навязывают своим контрагенам, а иногда и обществу свои личныеинтересы.
Формирование и рост монополий исторически неразрывносвязаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистическийкапитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополийпривел к усилению их диктата и господства.
Итак, можно выделить признаки монополии:
1. Монополистический рынок представлен одним продавцом имножеством покупателей.
2. Производимая продукция является уникальной (то естьотсутствуют товары-заменители).
3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-заэкономических барьеров (патентов).
Существует три вида монополии: закрытая, естественная иоткрытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая отконкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторскихправ и т. д.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которойдолгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирмаобслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштабпроизводства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынокпредъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержекпроизводства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большимколичеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективномалы.
Открытая монополия – это монополия, при которой однафирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщикомпродукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.
Различают пять основных форм монополистическихобъединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства:непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основемонополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистическихобъединений — картели и синдикаты.
Картель — это объединение нескольких предприятий однойсферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производстваи произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, идоговариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отраслипромышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства,но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняютпроизводственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыттовара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединенийвозникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферунепосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокаяформа монополистических объединений как трест.
Трест — это объединение ряда предприятий одной илинескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность насредства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческуюсамостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы,управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятийполучают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении иприсваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и дажесотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли,участники которого теряют собственность на средства производства ипроизведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участникамиобъединения финансовый контроль.
В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появилисьи начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения,образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющихтехнического и производственного единства.
Есть несколько причин существования монополий.
Первая причина: «естественная монополия». Еслипроизводство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем егопроизводство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественноймонополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведенопродукции, тем меньше ее стоимость.
Вторая причина: одна-единственная фирма обладаетконтролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в видесырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.Пример: алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма«Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией,потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаевзащищенных патентами.
Третья причина: государственное ограничение. Монополиисуществуют, так как они покупают или им предоставляется исключительное право напродажу некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой правона монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продаватьтабак.
История монополий достигает глубокой древности.Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степенипроявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но ихновейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во времяэкономического кризиса 1873 года). Однако только в конце XIX столетия рынокчуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложнымипроблемами. Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этогонеобходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенныепрепятствия в виде монополистических образований в экономике.
1.2 Антимонопольная политика разных стран
Экономические системы большинства стран мира базируютсясегодня на принципах эффективной конкуренции и свободного предпринимательства.Антимонопольные законы приняты почти в 90 странах. Вначале исследуемгосударственную конкурентную политику США, поскольку многие другие страны взялиза основу антимонопольное законодательство именно этой страны. Затем краткоостановимся на особенностях регулирования поведения фирм в Западной Европе иЯпонии. В заключение отметим основные черты антимонопольной политики России иСНГ.
Антимонопольная политика в США
Цель антимонопольной политики США заключается в том,чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов сточки зрения ее воздействия на конкуренцию.
Антимонопольную политику в данной стране проводятфедеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главныйзаконодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительнаявласть).
К основным законодательным документам, принятым в США,относятся:
Акт Шермана (1890), который предполагает запрет трестов,запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действияфирм трактуются как уголовное преступление, что предусматривает наказание ввиде тюрьмы до 3 лет; штрафа до 1 млн долл. для компаний и до 100 тыс. долл.для частного лица или расформирования компании. Монополия здесь понимается какдоминирующее положение фирмы на рынке;
Акт Клейтона (1914), который делает акцент на поддержкуконкурентной ситуации в целом. Он запрещает слияния при угрозе конкуренции инаправлен главным образом против горизонтальных слияний;
Акт Робинсона-Пэтмана, который предполагает запретценовой дискриминации и уголовную ответственность за политику хищнических(грабительских) цен — установление цены ниже уровня средних/предельных издержекс целью вытеснения конкурента с рынка.
Согласно законодательной классификации США, выделяютследующие виды антиконкурентных действий фирм.
Незаконные как таковые (по сути, на основании буквызакона). Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющимикомпенсировать их антиконкурентное воздействие.
Незаконные на основании правила разумности (духа закона).
Решения суда по данным действиям принимаются на основесравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствийантиконкурентного действия.
К первому виду относятся:
горизонтальное фиксирование цен;
горизонтальный сговор о доле рынка;
групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать стретьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
договоренность о взаимных продажах и закупках;
взаимосвязанные продажи;
неправильная информация о товаре.
Ко второму виду относятся:
вертикальное фиксирование цен;
отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
исключительное право покупки или продажи.
Особой сферой действия отраслевой политики США являетсярегулирование слияний и поглощений фирм — определение критериев, при которыхподобное взаимодействие фирм не допускается.
Другим направлением государственной политики служитрегулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождаетсяналичием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда:
трудно проверить качество товара;
фирма выпускает экспериментальные товары;
происходят одноразовые продажи изделия;
совершаются спекулятивные операции краткосрочногохарактера.
Во всех подобных ситуациях органы регулирования — государственные (Федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам;Комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров);потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей(объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние напараметры поведения фирмы — объекты регулирования:
стандарты качества (обязательное установление, вчастности, для пищевых продуктов и лекарств);
стандарты упаковки: требования маркировки товара(обязательное указание ингредиентов изделия);
гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются длятоваров длительного пользования);
стандарты использования товара (обязательное приложениеинструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, чтопотребитель может и чего не должен делать с продуктом).
Антимонопольная политика в Западной Европе
К особенностям государственного регулирования отраслевыхструктур экономик Западной Европы следует отнести такие общие характеристики:
запрет монополий в Европе мало распространен;
в основном происходит регулирование монополий идоминирующих фирм. Монополия рассматривается в качестве другой формыконкуренции; прогресс в монополии идет через совершенствование методовпроизводства и дифференцирование товара, что расширяет возможностипотребительского выбора и указывает новые направления технологических поисков;
вводится понятие «эффективная конкуренция» — это конкуренция, которая способствует структурной перестройке национальнойэкономики.
Основой регулирующих мероприятий стран — членовЕвропейского сообщества является Римский договор. В силу этого соглашениязапрещаются картели и другие ограничительные соглашения между фирмами (ст. 85);осуждаются злоупотребления доминирующим положением на рынке (ст. 86);предусматриваются регулирование слияний, запрет слияний, которые могут создатьдоминирующее положение данной фирмы; запрещается государственная помощь фирмам,искажающая торговлю между странами (ст. 92). Исключения предусматриваются в техслучаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому илиэкономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперациив сфере НИОКР).
Антимонопольная политика в Германии
В Германии к органам проведения отраслевой политикиотносятся: Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральныйорган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитетэкспертов, которые дают советы по выработке конкурентной политики; действуеткак консультативный орган).
Здесь контролю подвергаются:
приобретения активов предприятия полностью;
приобретение долей 25, 50 и более процентов акций фирмы;
любая сделка, в результате которой фирма приобретает прямойили косвенный контроль над предприятием;
любая сделка, включая приобретение менее 25 процентовакций предприятия, если это дает возможность фирме-покупателю влиять наконкурентное поведение другой фирмы.
Антимонопольный закон Германии включает рассмотрение дело создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условиикоординации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такиекритерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения.Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда уфирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; если фирма располагает большейвластью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы сточки зрения ее доминирующего положения включает такие факторы, как:
доля рынка (1/3 рынка для одной фирмы; не менее 50процентов рынка для 3 фирм; не менее 2/3 рынка для 5 фирм);
финансовые показатели (прибыль, выручка, затраты);
доступ к каналам распределения;
связи с другими предприятиями;
барьеры входа на рынок;
наличие товаров-субститутов;
возможность обращения клиентов к другим поставщикам.
Фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянииколлективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если ониобладают значительной властью над третьей стороной рынка.
Антимонопольная политика в Великобритании
В Великобритании органами контроля при проведенииантимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности;Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган); Комитет по свободнойторговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводитпредварительное расследование). Критерием доминирования на рынке служит доляфирмы в 25 процентов рынка.
При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются вовнимание следующие практические соображения:
влияние данного мероприятия на платежный баланс страны;
влияние государственной отраслевой политики на занятость.
Антимонопольная политика в Италии
В Италии проведение отраслевой политики осуществляетсяКомиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленныхпредприятий (за исключением средств массовой информации и банков), а такжерасследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качественаказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии — до1 процента оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершенавопреки запретительному решению Комиссии, — 1-10 процентов оборота.
Антимонопольная политика во Франции
Особенностью отличается и антимонопольная (скорее,однако, промонопольная) политика регулирования отраслевых структур во Франции.Здесь в послевоенный период в соответствии с политикой правительствапредусматривалось создание в каждой отрасли 1-2 крупных предприятий(национальных лидеров), которые должны были защищать средние и мелкиепредприятия — своих поставщиков и потребителей. Предусматривалось такжесоздание региональных правительственных агентств для оказания помощи этимкрупным предприятиям в случае банкротства.
В 1980-е годы национальным лидерам отводится рольэкспертов в отдельных секторах рынка, что позволяет им бытьконкурентоспособными в этих нишах рынка. 1990-е годы характеризуются какполитика «ниш»: происходит оказание государственной помощи отдельнымотраслям — нишам экономики — для обеспечения вертикального потока продукции.Политика правительства направлена на стимулирование слияний, поощрение НИ-ОКР,производства на экспорт, финансирование правительством инвестиций, подготовкирабочей силы, увеличении государственных закупок товаров частных фирм.Конкурентная (антимонопольная) политика не представляется значимой. Однаконезаконными считаются:
коллективные ограничения торговли;
злоупотребления доминирующим положением;
контроль уровня розничной цены;
дискриминация покупателей.
К органам регулирования во Франции относятся: Комиссия поконкуренции и Министерство экономики, которые в основном контролируют слияния ипоглощения.
Антимонопольная политика в Японии
Для Японии характерно проведение антимонопольной политикитакими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерствопромышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляетсяспецифическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальныхрешений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных»случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд йен и выше должны ежегоднопредставлять в Комиссию отчет о своем участии в деятельности других компаний иотчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируютсянеформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия(слияния, участия).
Доминирующие слияния разрешаются:
в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;
в случае зарубежных обязательств Японии (чтобы ихвыполнить);
для поддержания курса йены;
в интересах занятости;
в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.
Антимонопольная политика стран СНГ
На территории СНГ государствами-участникамипроводитсясогласованная антимонопольная политика, которая строится нареализации национального антимонопольного законодательства и взаимодействиинациональных антимонопольных органов. Основой такой политики является Договор опроведении согласованной антимонопольной политики. По своей природесогласованная политика менее эффективна, чем единая, вместе с тем это весьмаважный и решительный шаг стран СНГ на пути необратимости проведения рыночныхреформ в пределах Содружества. После подписания Договора пяти стран СНГ оТаможенном союзе и Едином экономическом пространстве созданы предпосылки дляпроведения не только согласованной, но и единой антимонопольной политики. Этопозволяет рассчитывать в дальнейшем на распространение подобных тенденций и врамках всего Содружества Независимых Государств.
Регулирование вопросов, связанных с антимонопольнымконтролем, пресечением недобросовестной конкуренции, защитой прав потребителей,осуществляется в рамках национальных законодательств государств специальносозданными в данной области органами (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Антимонопольные органы государств — участниковСНГАзербайджанская республика Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Республика Армения Министерство промышленности и торговли Республика Беларусь Министерство предпринимательства и инвестиций Грузия Государственная антимонопольная служба при Министерстве экономики Республика Казахстан Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса Киргизская Республика Национальная комиссия по защите и развитию конкуренции при Президенте Республика Молдова Министерство экономики и реформ Российская Федерация Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Республика Узбекистан Комитет по демонополизации и развитию конкуренции при Министерстве финансов Украина Антимонопольный комитет
К основным задачам государственных антимонопольныхорганов стран Содружества относятся:
государственный контроль за соблюдением антимонопольногозаконодательства;
разработка и осуществление мер по предупреждению,ограничению и пресечению монополистской деятельности и недобросовестнойконкуренции;
содействие формированию рыночных отношений на основеразвития конкуренции и предпринимательства;
защита законных интересов граждан (потребителей) отпроявлений монополизма и недобросовестной конкуренции.
Одним из основных направлений деятельностиантимонопольных органов с момента их образования было дальнейшеесовершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
Российская Федерация и другие государства-участники СНГактивно осуществляют международное сотрудничество в области конкурентнойполитики. Это способствует успешному проведению преобразований внутри страны ипозволяет эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство, учитывая опытведущих зарубежных стран.
В странах СНГ за короткий срок была создана и нынесуществует достаточно развитая правовая база в сфере антимонопольногорегулирования, — как на национальном, так и на многостороннем уровне. Принятызаконодательные и нормативные акты, которые охватывают практически все основныесферы проведения согласованной политики, направленной на развитие конкуренции.
Проведение государственной антимонопольной политики иформирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода крынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так какмонополизация сегментов народного хозяйства в советское время носилогипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ вобласти конкурентной политики является одним из важнейших направлений ихинтеграционной деятельности.
Задача формирования однородных правил регулированияконкуренции приобретает особую актуальность по мере восстановленияхозяйственных связей государств — участников СНГ и создания единогоэкономического пространства.
На современном этапе, когда под воздействиемнаучно-технического прогресса расширяется интернационализация производства иособенно острый характер приобретает международная конкурентная борьба, всеболее ощутимой становится потребность в сближении правил конкуренции,обеспечивающих формирование однородной предпринимательской среды вмеждународном масштабе. В этой связи возрастает роль наднациональногорегулирования конкуренции, призванного обеспечить межгосударственный контрольза ограничительной деловой практикой предприятий.
В этих условиях задачей государственных уполномоченныхорганов государств Содружества, с одной стороны, является борьба смонополистскими проявлениями, с другой, — создание условий для восстановлениятрадиционных хозяйственных связей и при этом, контроль за поддержаниемнормальной конкурентной среды.
Взаимодействие стран СНГ в области конкуренции,безусловно, играет положительную роль с точки зрения создания однородногоправового пространства на территории СНГ.
Проблемой антимонопольного регулирования на ОЭП стран СНГявляется отсутствие четкой системы взаимодействия антимонопольных органовразличных интеграционных группировок и образований. В самом деле, в различныхинтеграционных образованиях проводится один и тот же вид работы, в частности,унификация антимонопольного законодательства:
в рамках МСАП, согласно Плану первоочередных мероприятийАнтимонопольного совета на 2006-2009 гг., странам — членам МСАП предписанопровести сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ поопределенным направлениям (недобросовестная конкуренция, экономическаяконцентрация, антиконкурентные соглашения, злоупотребление доминирующимположением, нарушение антимонопольного законодательства органами исполнительнойвласти и местного самоуправления и т.д.);
в рамках Союза Беларуси и России, согласно Планусовместных мероприятий МАП России и Министерства предпринимательства иинвестиций Республики Беларусь по проведению антимонопольной политики в рамкахСреднесрочной программы развития Союза Беларуси и России на 3-5 лет, стороныобязуются провести гармонизацию нормативных документов в областиантимонопольной и конкурентной политики;
Аналогичные действия проводятся в рамках Таможенногосоюза.
Таким образом, унификация антимонопольного законодательстваРоссии и Беларуси проводится в рамках МСАП, Союза Беларуси и России,Таможенного союза. Причем гармонизируются одни и те же законы, а этапы и срокине согласованы. Возникает достаточно комичная ситуация: приняв поправки к томуили иному законодательному акту, например, приведя его в соответствие саналогичным актом Беларуси, через некоторое время вносятся изменения в этот жедокумент, но в рамках программы гармонизации с Республикой Молдова. Врезультате, законодательный акт не согласован с законодательством Беларуси. Аформально — программы сотрудничества между государствами выполнены. Или обычно,на первом этапе унификации законодательства проводится сравнительный анализнормотворческой базы. Часто одна и та же работа проводится разными уставнымиорганами интеграционных группировок на территории стран — участников СНГ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в странахСНГ за короткий срок была создана и ныне существует достаточно развитаяправовая база в сфере антимонопольного регулирования — как на национальном, таки на многостороннем уровне. На данный момент серьезной проблемой, тормозящейпроцессы экономической интеграции на Общем экономическом пространстве СНГ,является несогласованность действий уставных органов различных интеграционныхобразований в рамках СНГ (Аппараты Интеграционного комитета Таможенного союза,Исполкома Союза Беларуси и России). Это приводит к коллизиям в части выполненияпрограмм сотрудничества, принятых на двусторонней и/или многосторонней основах.
История антимонопольного аппарата в России
В 1990 был образован Государственный комитет РСФСР поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур всоответствии с Законом Российской Советской Социалистической ФедеративнойРеспублики «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР».Председателем Комитета был назначен Валерий Петрович Черногородский.
В 1992 году в целях обеспечения развития рыночныхотношений и конкуренции в Российской Федерации, утверждены новое Положение оГосударственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике иподдержке новых экономических структур (добавлены задачи и функции), ачисленность работников центрального аппарата увеличена. В ноябре 1992 годаПредседателем Комитета назначен Леонид Арнольдович Бочин.
В марте 1997 года Государственный комитет РоссийскойФедерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структурпреобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации. Вавгусте 1997 г. Председателем Комитета назначена Наталья Евгеньевна Фонарева.
22 сентября 1998 года Указом Президента РоссийскойФедерации были упразднены ряд комитетов и служб, занятых антимонопольнымрегулированием, на их месте образовано Министерство Российской федерации поантимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России).Министром назначен Геннадий Максимович Ходырев. В мае 1999 года министром сталИлья Артурович Южанов.
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а егополномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функциифедерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественныхмонополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновьобразованной Федеральной антимонопольной службе, являющейся сегодня главнымантимонопольным органом. Деятельность Федеральной антимонопольной службырегламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важнымииз них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сферезащиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работаантимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общегохарактера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти».
Для определения конкретного круга полномочий ФАС РоссииПравительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольнойслужбы» и Положение о ФАС России.
Антимонопольное законодательство в России
Основой российского антимонопольного законодательстваявляется федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничениясвободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующихсубъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнегоустанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынкеили определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших(в смысле объема продаж) компаний.
Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:
1) установление, поддержание монопольно высокой илимонопольно низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такогоизъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодныхдля него или не относящихся к предмету договора;
4) экономически или технологически не обоснованныесокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеетсяспрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности егорентабельного производства;
5) экономически или технологически не обоснованные отказлибо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) вслучае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;
6) экономически, технологически и иным образом необоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, еслииное не установлено федеральным законом;
7) установление финансовой организацией необоснованновысокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок иливыходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;
10) нарушение установленного нормативными правовымиактами порядка ценообразования.
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции»вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетовакций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующимисубъектами, раздел рынка и некоторые другие практики. В случае выявления необоснованногороста цен на региональных оптовых и розничных рынках, территориальныеуправления ФАС России также возбуждают дела по признакам нарушенияантимонопольного законодательства в отношении продавцов, реализующихнефтепродукты в опте, мелком опте и рознице.
Первый вариант антимонопольного законодательства в Россиибыл принят в 1991 году — Закон Российской Федерации «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Онбазировался главным образом на принципах конкурентной политики, изложенных вРимском договоре ЕС (в частности, ст. 85 и 86). Закон определил основныеположения государственной антимонопольной политики, направленной напредупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектамидоминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестнойконкуренции и способы ее преодоления. Впервые был законодательно оформленведущий антимонопольный орган — Государственный Комитет Российской Федерации поантимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) — сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Значительные изменения взакон были внесены в мае 1995 года. В настоящее время разрабатывается новыйвариант Закона «О конкуренции».
Преобладающее влияние европейской модели государственногорегулирования взаимодействия фирм нашло свое выражение в полномочиях и впрактической деятельности федеральных антимонопольных органов. Имииспользуются, главным образом, административно-организационные методывоздействия на предприятия и структуры рынков, с упором на принцип«контроля за злоупотреблениями», в отличие от американской системыантитрестовского права, которая строится на принципе «запрещения»монополии и предполагает в основном судебную форму данного процесса.
Верховные органы регулирования обеспечивают общие условияфункционирования фирмы в экономике с учетом их эффективного взаимодействия.Затем федеральный антимонопольный орган и соответствующие органы на местах(территориальные управления) реализуют общие условия эффективной деятельностифирм внутри отраслей и продуктовых рынков, что в итоге должно приводить кобеспечению эффективности рыночной экономике в целом.
Рассмотрим основные характеристики антимонопольногозаконодательства России в современном виде.
Теоретической основой Закона о конкуренции послужилструктурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью законапредполагается не только противодействовать существующим противоправныммонополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующихсубъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику инегативно влияющих на структуру рынка.
Доминирующее положение на рынке
Прежде всего, Закон регулирует злоупотребления, связанныес доминирующим положением экономического агента на рынке. Важную роль взаконодательстве играет определение доминирующей фирмы. Определениедоминирующей фирмы дается через ее функциональные характеристики. Фирмапризнается доминирующей (и, следовательно, подвергается возможным санкциям),если она оказывает решающее воздействие на общие условия товарооборота на рынкеили затрудняет доступ на рынок другим экономическим агентам. В то же время,российское законодательство определяет количественные параметры возможногодоминирования. Если рыночная доля фирмы менее 35%, фирма ни в коем случае непризнается доминирующей; при рыночной доле от 35 до 65% антимонопольным органамследует доказать доминирование фирмы; при доле рынка свыше 65% предполагается,что фирма является доминирующей, противоположное должно быть доказано самойфирмой.
При этом следует подчеркнуть, что доля рынка имеетсоответствующее значение для государственных органов только в том случае, еслиона является стабильной. Такой подход способствует устранению из-под действияантимонопольного законодательства инновационных фирм, чьи доли могут превышатьустановленный предел в течение относительно короткого периода внедрения нарынок нового продукта. То есть антимонопольное законодательство не препятствуетразвитию рынков и росту фирм.
Соглашения фирм
Российское законодательство проводит четкое различиемежду горизонтальными и вертикальными соглашениями фирм. Как мы знаем,горизонтальные соглашения в большей степени подрывают конкуренцию на рынке, ониболее очевидны и потому объявляются незаконными как таковые во многих странах.Сложнее обстоит дело с вертикальными соглашениями (соглашениями типа«покупатель-продавец»). Здесь вопрос о степени антиконкурентностикаждого агента, включенного в вертикальную цепочку, решается индивидуально,поскольку часто вертикальные соглашения могут представлять собой превентивнуюмеру против злоупотребления доминирующим положением какой-либо фирмы и вдействительности, несмотря на согласованность действий покупателя и продавца,способствовать конкуренции. Различение подобных ситуаций является сильнымместом антимонопольного законодательства России. В отличие от горизонтальныхсоглашений, которые всегда попадают под действие закона, вертикальныесоглашения становятся объектом внимания антимонопольных органов только, еслиони ведут к доминированию отдельной фирмы и если одновременно они ограничиваютконкуренцию.
Согласно закону, соглашения (согласованные действия)между конкурентами считаются противоправными при условии, что его стороны имеютили могут иметь в совокупности долю на рынке какого-либо товара более 35процентов.
К безусловно антиконкурентной практике относитсядеятельность хозяйствующих субъектов, направленная на ограничение цен, объемовпроизводства, раздел товарного рынка по территориальному принципу или поассортименту реализуемых товаров, установление барьеров входа для потенциальныхконкурентов, дискриминацию продавцов или покупателей.
В отдельных случаях допускается создание явных картельныхсоглашений, если согласованная политика фирм, формирующих картель, способствуетнасыщению рынка товарами, улучшению качества товаров, ростуконкурентоспособности российских товаров, в том числе и на мировом рынке, атакже если положительный эффект картеля превосходит негативные последствияжесткости картельных цен на соответствующем рынке.
Регулирование деятельности монополий
Основной метод регулирования возникающих и существующихмонополий в российской практике — это установление лимита цен, хотя, согласнозаконодательству, возможно применение такого метода, как демонополизация (разделениеили выделение предприятий и объединений), для фирм, уличенных в монопольныхдействиях более чем два раза.
Ценовое регулирование монопольного поведения было восновном характерно для 1992-1993 гг. и состояло из следующих мероприятий:
•установление абсолютного верхнего предела (лимитнаяцена);
•установление предельного размера рентабельности(процентный лимит);
•установление предельных коэффициентов изменения цен;
•предварительное декларирование повышения свободных цен.
Однако на практике российского антимонопольногорегулирования была выявлена непригодность такой ценовой политики, поскольку онастимулировала рост издержек предприятий и сводила на нет их заинтересованностьв развитии конкурентоспособности, подрывала базу налогообложения. Поэтому в настоящеевремя подобные меры используются в крайне ограниченных масштабах.
Слияния и поглощения
Отношения к слияниям и поглощениям в российскомантимонопольном законодательстве базируются на количественном критерии — определенной доли активов и рынка. Входным параметром для обращения вантимонопольные органы для получения согласия на создание, реорганизацию иликвидацию фирм выступает балансовая стоимость активов. При этом нижний порогразмера суммарной балансовой стоимости активов экономических агентов прислиянии установлен в 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда, а совокупнаядоля рынка после слияния не должна превышать 35%.
Несмотря на количественные критерии, слияния и поглощения(в российской практике — присоединения) могут быть разрешены, если положительныеэффекты для рынка и экономики в целом подобного структурного измененияпревосходят его отрицательные последствия.
Таким образом, мы видим, что антимонопольная политикаРоссии базируется в целом на тех же принципах, что и регулирование взаимодействияфирм в развитых странах, в основном, используя те же способы и методы защитыконкуренции и ограничения деятельности монополий.

2. Аналитическое исследование антимонопольной политики вРоссии
Федеральная антимонопольная служба установила, что крупнейшиевертикально интегрированные нефтяные компании в январе-феврале и в мае-июне2009 года искусственно создали на оптовом рынке автомобильного топлива дефицити спровоцировали ажиотажный спрос со стороны перепродавцов автомобильноготоплива. Это привело к резкому и практически единовременному повышению оптовыхцен и явилось причиной роста розничных цен в регионах Российской Федерации.
ФАС России квалифицировала эти действия крупнейшихнефтяных компаний — ОАО «Лукойл», ОАО «НК Роснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО«Газпром нефть» — как очередные нарушения статьи 10 Федерального закона «Озащите конкуренции». В настоящий момент уже приняты решения о признании ОАО «НКРоснефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг» и ОАО «Газпром нефть» нарушившимиантимонопольное законодательство в первую половину 2009 года, компании будутпривлечены к административной ответственности с учетом повторного совершениянарушения законодательства. Всего 2008-2009 году ФАС России и еетерриториальные органы уже рассмотрели порядка 200 дел в отношении нефтяныхкомпаний, как в опте, так и рознице. По 113 делам приняты решения о признаниифакта нарушения, наложены штрафы на общую сумму более 6 млрд. рублей. Большаячасть из них приходится на крупнейшие нефтяные компании:
ОАО «ТНК-ВР Холдинг» — 1 112 448 795,36 рублей,
ОАО «Газпром нефть» — 1 356 560 819,53 рублей,
ОАО «ЛУКОЙЛ» — 1 443 072 960,13 рублей,
ОАО «НК «Роснефть» — 1 508 688 396,37 рублей
По делам в регионах совокупный размер штрафовприближается к 1,5 млрд. рублей.
Территориальными органами ФАС России продолжаетсяпроведение ежемесячного мониторинга цен по группе социально значимых товаров — мука, хлеб, молочное сырье, молоко и подсолнечное масло по всей взаимосвязаннойцепочке производства указанных продуктов. Необходимо также отметить, что ванализе данных используются сведения, полученные только от крупнейшихпроизводителей/ поставщиков указанных продуктов в соответствующих регионахРоссийской Федерации.
По результатам анализа данных, представленныхтерриториальными органами ФАС России за ноябрь 2009 года, установлено, чтоотпускные и закупочные цены на муку в анализируемый период в преобладающембольшинстве регионов оставались стабильными, либо снижались относительно ноября2009 года.
В России распространены естественные монополии. Главнымииз которых можно назвать:
Схема 1. Система государственного антимонопольногорегулирования Российской Федерации.
/>

Антимонопольное законодательство состоит изконституционных норм о конкуренции (например, ст.8,34,74 Конституции РоссийскойФедерации) и законодательных актов, которые непосредственно регулируютконкурентные отношения и служат проводниками антимонопольной политикигосударства.(законодательные акты о конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности, о биржах, о банках, о защите прав потребителей, о связи инекоторые другие акты, содержащие требования антимонопольного характера).
Антимонопольное законодательство включает в себяперечисленные выше нормы Конституции Российской Федерации и законодательныеакты, а также указы (распоряжения) Президента Российской Федерации ипостановления (распоряжения) Правительства России, содержащие правилаантимонопольной направленности (например, об отдельных направлениях антимонопольнойполитики, о поддержке малого предпринимательства и другие).
Антимонопольное законодательство охватывает не толькоперечисленные виды норм и актов, но и все гражданское законодательство, так какконкуренция обеспечивается такими юридическими принципами и категориями, какравенство, свобода договора, возмещение убытков и ответственность.
Схема 2. Механизм реализации Закона о защите конкуренции.
/>
Закон о защите конкуренции (антимонопольный закон)является инструментом государственного регулирования рыночных отношений иприменяется с целью:
1.Охраны и поощрения конкуренции;
2.Осуществления контроля за хозяйствующими субъектами,обладающими существенной властью на товарном рынке;
3.Регулирования процессов концентрации на товарных рынкахи контроля за структурой рынка;
4.Защиты прав и интересов потребителей;
5.Содействия малому предпринимательству.
Таблица 2. Структура антимонопольного законодательстваРоссийской Федерации по состоянию на 1 января 2009 года.Антимонопольное законодательство РФ Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Федеральный закон «О защите конкуренции» 26 октября 2006 г. Федеральный закон «О рекламе» 22 февраля 2006 г. Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» Федеральный закон «О естественных монополях» Закон РФ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» 8 июля 2005 г.
Таблица 3. Принципы и методы реализации антимонопольнойполитикиПринципы Методы 1.Содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, контроль за процессами концентрации
1.Содействие развитию товарных рынков и конкуренции (устранение административных межрегиональных и других барьеров).
Поддержка малого предпринимательства.
Проведение политики демонополизации производства и обращения.
4.Наблюдение и контроль за состоянием и уровнем концентрации товарных рынков, поведением хозяйствующих субъектов на них.
5.Совершенствование антимонопольного законодательства.
6.Наблюдение и контроль за деятельностью естественных монополий 2.Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
1.Контроль и наблюдение за субъектами, имеющими доминирующее положение на рынке.
2.Контроль и наблюдение за согласованными действиями субъектов, направленными на ограничение конкуренции.
3.Пресечение недобросовестной конкуренции.
4.Контроль за актами и действиями органов власти, направленными на ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов 3.Принцип разумного подхода при применении норм антимонопольного законодательства, направленных на эффективное функционирование товарных рынков и конкуренции
1.Исследование структуры рынка, анализ поведения и оценка результата функционирования рынка.
2.Приоритет положительного эффекта в социально-экономической сфере над действиями, направленными на изменение структуры и концентрацию рынка
3.Верховенство законов над другими нормативными актами, принимаемыми органами власти и управления.
4.Преемственность норм международного права и интегрирование российского антимонопольного законодательства в европейское. 4.Законность, гласность и публичность в действиях антимонопольных органов
Пропаганда основных требований и норм антимонопольного законодательства.
2.Формирование общественного сознания в пользу развития рыночных сил
Таблица 4. Влияние тарифов естественных монополий напроизводствоОтрасль Насколько (%) затраты предприятий выросли в 2009 году от повышения тарифов Насколько предприятия в итоге подняли (+) опустили (-) цены На электроэнергию на 30% На газ на 18 % На ж\д перевозки на 34,5% Всего Промышленность 2,5 0,5 0,3 3,3 10,7 Электроэнергетика 7,8 2,5 0,5 10,8 30,2 Газовая промышленность 2,6 0,7 0,1 3,4 41,5 Ж\Д транспорт 2,5 0,1 2,6 34,4 Легкая 1,7 0,1 1,8 10,9 Пищевая 0,5 0,1 0,1 0,7 15 Нефтедобывающая 1,6 1,6 -2,9 Нефтеперерабатывающая 4,8 0,1 4,9 -15,5 Черная металлургия 2,1 0,5 1 3,6 3,5 Цветная металлургия 33 0,2 0,2 3,3 -10,6 Машиностроение 1,3 0,1 0,1 1,6 16,5 Сельское хозяйство 1 1 2,4

3. Предложения по усовершенствованию антимонопольнойполитики
Антимонопольная политика государства, следуя заизменяющимися условиями рыночной экономики, требует внесения корректив вдействующее антимонопольное законодательство, адаптируя его к потребностямсовременного российского общества. Поскольку «Закон о конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» создавалсяв начале переходного периода экономики, необходимые поправки и уточнениявносились неоднократно. Назрела необходимость переопределения ряда терминов ифункций антимонопольных органов, перехода к экономически обоснованным санкциямпо отношению к нарушителям законодательства, изменились требования к активампредприятий, которые участвуют в сделках, подлежащих контролю.
Меняющиеся условия экономической жизни внутри государств,усиливающееся влияние мирового рынка и необходимость гармонизацииантимонопольных законодательств государств обуславливают постоянноесовершенствование принятых законов в рамках общего правового поля, требуютотражения ряда положений антимонопольного законодательства и конкурентногоправа в законодательстве, относящемся к другим отраслям права, в том числе,конституционном, финансовом, хозяйственном праве и других. В развитие принятыхзаконов в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующиеконкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля,методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства,определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственнойдеятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобыпринимаемые документы были направлены на углубление достигнутыхдоговоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.
Что касается несогласованности действий различныхинтеграционных образований на территории Содружества Независимых Государств, торешение проблемы заключается в выборе стратегии стран СНГ. На мой взгляд, возможныдва пути:
В рамках Межгосударственного антимонопольного советасоздать комитеты по интеграционным группировкам стран-членов МСАП. Т.е.преобразовать уставные органы различных объединений в комитеты или комиссии врамках МСАП, так как членами Антимонопольного совета являются все страны СНГ.Это решит проблему несогласованности, так как вся работа будетсосредоточиваться в одном органе.
Постоянно проводить рабочие совещания по координациидеятельности антимонопольных органов стран-членов СНГ, уставных органовинтеграционных группировок и всех заинтересованных министерств и ведомств.
Второй путь значительно дороже и менее реалистичен спрактической точки зрения. Первый же путь более реальный, но болезненный, таккак неминуема реорганизация, возможно сокращение общего числа работниковуставных органов, изменение в целом стратегии и стиля работы и т.д.

Вывод
Итак, государство представляет собой неотъемлемую частьфункционирования фирмы в экономической системе современного общества. Принимаяте или иные решения относительно производства и сбыта товара, фирма вынужденаучитывать реакцию государства на ее действия. Контроль государства задеятельностью фирм на рынке преследует цели повышения эффективностиобщественного благосостояния, достижения оптимального варианта поведенияэкономических субъектов, решения глобальных задач обеспечения наилучшего типаэкономического развития страны в целом. При этом государство использует дванаправления своего влияния: защиту принципов свободной конкуренции на рынке ирегулирование функционирования отраслей естественной монополии. Антимонопольнаяполитика государства преследует положительные цели достижения эффективностираспределения ресурсов в экономике. Она также может использоваться дляконкурентной борьбы и получения дополнительных преимуществ самими фирмами.Антимонопольной политики рассматривает в качестве объектов государственноговоздействия такое поведение фирм, как: фиксирование продажных цен; ограниченияпокупки; ограничения продажи; взаимосвязанные продажи; недобросовестная реклама;недобросовестная маркировка товара; вертикальные или горизонтальные ограниченияконкуренции; слияния и поглощения фирм. Поскольку отрасли естественноймонополии в силу специфического (убывающего) характера издержек допускаютбезубыточную деятельность только одной крупной фирмы, регулирование подобныхрынков затруднено. Возможно несколько способов: ценообразование по предельнымиздержкам с предоставлением субсидии производителю; ценообразование по среднимиздержкам; введение конкуренции за право доступа на монопольный рынок иливведение конкурентных начал непосредственно в отрасль даже при потери частипроизводственной эффективности; ценовая дискриминация; нелинейное или пиковоеценообразование; контроль качества продукции монополиста, контроль инвестиционныхрешений регулируемой фирмы.

Список литературы
1.        Конституция Российской Федерации
2.        Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничениимонополистической деятельности на товарных рынках»
3.        Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции нарынке финансовых услуг»
4.        Федеральный закон от 17.08.1995 г. (с изм. и доп. от 12.12.2005г.) №147-ФЗ «О естественных монополиях»
5.        Федеральный закон от 18.07.1995 г. (с изм. и доп. от 04.07.2006г.) №108-ФЗ «О рекламе»
6.        Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 331«Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»
7.        Приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2006 г. № 135 «Обутверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольнойслужбы»
8.        Качалин В.В. Система антимонопольной защиты общества в США // М.: Наука,1997. С. 78-134
9.        Дж. Вильсон, В. Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросыэкономики 2005 год № 11.
10.     В. Миронов, А. Зимогляд, А. Яковлев «Российский монополизм иприватизация»// Экономист 2005 год № 6.
11.     Якобсон Л.И.Я. Экономика общественного сектора. Основы теориигосударственных финансов. М.: Наука, 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Carlo Collodi Le avventure di Pinocchio
Реферат Коммерческо-посреднические организации рынка (Coca-Cola )
Реферат Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности
Реферат Холодные блюда и закуски
Реферат Анализ работы школьного методического объединения учителей биологии и химии 2010 2011 учебный год
Реферат Организация работы фермы ООО Велюр по получению второго приплода у хорьков
Реферат Candide Essay Research Paper In 1755 an
Реферат Конституция Российской Федерации сущность структура и содержание
Реферат Конфликт? Приглашайте посредника
Реферат Принципы бюджетного устройства в унитарных и федеративных государствах
Реферат Успешная молитва
Реферат Модели экономического развития развивающихся стран
Реферат Основные положения Таможенного кодекса Российской Федерации и дополнения к нему
Реферат Методологическое значение сравнительного метода в зоологических исследованиях
Реферат Планирование и организация рекламной компании 2