РЕФЕРАТ: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКАНА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ ПОСЛЕ СВЕРЖЕНИЯ РЕЖИМА С. ХУСЕЙНА В ИРАКЕ
иран внешнеполитический ирак американский
Новая политическая обстановка, сложившаяся послесвержения режима С. Хусейна в Ираке, привела к изменению баланса сил в регионеБлижнего Востока и поведенческого стереотипа ближневосточных государств, однимиз которых является Иран.
На протяжении ряда последних лет серьезноевлияние на формирование внешней политики ИРИ оказывала внутриполитическая обстановкаи борьба между реформаторской частью правящей элиты, деятельность которойобычно ассоциировалась с именем президента М. Хатами, и консервативными силамив иранском руководстве во главе, как принято считать, с А. Хаменеи. Отказконсервативно настроенных клерикалов, контролирующих ключевые посты вправительстве, армии и спецслужбах, от углубления реформ и пассивная в целомпозиция президента М. Хатами в вопросе противодействия консервативным силам(которая особо рельефно проявилась в ходе его выступления перед студентами всентябре 2003 г.) ведут к определенной эрозии внутренних опор власти ипоявлению нового «центра сил» на внутриполитической арене ИРИ. Социальная базаэтого «центра сил» представлена, в основном, студенчеством и маргинальными слоямииранского общества. На сегодня они слабо оформлены ворганизационно-политическом отношении и поэтому не могут пока оказыватьсерьезного воздействия на процесс реформ. В значительной степени эти слоииранского общества являются объектом манипуляции тех или иных сил в правящейэлите ИРИ в целях мобилизации на решение задач в интересах определенныхвластных группировок. Поэтому реформаторское движение в Иране сегодня носитскорее элитарный характер и не имеет прочных корней в широких слоях иранскогообщества.
Наиболее видные сторонники реформ являютсяпредставителями властной элиты общества, сформировавшейся в условиях исламскогогосударства. Однако в последнее время все большее влияние на ход реформ в Иранеоказывает державшаяся прежде в тени группа бывших высокопоставленныхпредставителей иранских силовых ведомств. Одним из видных представителей этойгруппы является бывший офицер контрразведки Сайд Хаджарян. Именно емуприписывают заслугу в создании в 1989 г. Центра стратегических исследований(ЦСИ), который сегодня служит своеобразным «мозговым центром» для МИД, Высшегосовета национальной безопасности ИРИ, а также лабораторией реформаторских идей.В работе ЦСИ задействованы бывшие высокопоставленные офицеры разведки КСИР(Акбар Гянджи, Хамид Реза, Джалай Пур, Мохсен Армии, Мохсен Мохдави и др.).Многие из этих политических деятелей служили за рубежом. Так, М. Пур, который вначале 80-х годов был послом в Сирии, считается одним из организаторовливанской «Хезболлы», а М. Армии с 1983 по 1989 гг. служил в штабе КСИР вЛиване и в определенной степени участвовал в выработке внешнеполитическогокурса ИРИ. В тесном контакте с ЦСИ действуют представляющие реформаторскиекруги иранского духовенства такие организации, как Меджлис Роханиюн Мобарез(Ассамблея борющегося духовенства), одним из лидеров которой является бывшийминистр внутренних дел ИРИ Али Акбар Мохташеми Пур. Эта группа имеет своюконцепцию реформирования иранского общества и стремится к укреплениюсобственных позиций во властных иранских структурах с тем, чтобы в дальнейшемпопытаться возглавить общественное движение в поддержку реформ. Деятельностьданной группы особенно активизировалась по мере усиления вмешательства США вполитические процессы в регионе Центральной Азии и Ближнего Востока. Иракская войнаи ее последствия для всего ближневосточного региона и Ирана, в частности,вызывают опасения у этих политических функционеров в том, что дальнейшееобострение соперничества в правящей иранской элите может привести кдестабилизации власти в ИРИ и неконтролируемому выходу на политическую аренуновых социальных сил (недавние события в Саудовской Аравии косвенноподтверждают подобные опасения).
В этой связи названные группировки стремятсяусилить свое влияние на ход реформ и определить основные контуры внешнеполитическойлинии ИРИ, это стало особенно заметно по мере приближения парламентских выборов(февраль 2004 г). Некоторые представители консервативных кругов начинаютпроявлять больше прагматизма в подходе к реформам, признавая их историческуюнеизбежность и опасаясь, что в случае отсутствия должной гибкости, они рискуют,в конечном итоге, оказаться на обочине политических процессов.Неоконсервативные элементы иранского духовенства, придерживающиеся либеральногонаправления в исламе, начинают постепенно дистанцироваться от сторонниковжесткой линии и ищут союза с реформаторскими кругами. В случае укрепленияданной тенденции это может снизить политическую напряженность в обществе впредвыборный период и обеспечить успех реформаторского движения в ИРИ.
Присутствие американских войск в Ираке вызываетсерьезные опасения у иранского руководства. Иран опасается, что это можетпривести, в конечном итоге, к окружению его проамериканскими режимами в случаеукрепления правительства Карзая в Афганистане, развития военно-политическогосоюза США с Турцией, Пакистаном и странами Центральной Азии, усиленияамериканского присутствия в Саудовской Аравии и других монархиях Персидскогозалива. Иран также опасается, что инициированная США война с Ираком имеет своейдальней целью изменение сложившейся конфигурации «центров сил» в ОПЕК и в целомна мировых рынках нефти не в пользу Ирана. ИРИ считает, что, оккупировав Ирак,США могут попытаться превратить его в нефтяную сверхдержаву, чтобы снизить рольСаудовской Аравии в ОПЕК и таким образом поставить под свой контроль этуорганизацию. Об этом, в частности, заявил X. Рафсанджани во время встречи сминистром иностранных дел РФ И. Ивановым в марте 2003 г.
Сложившиеся политические реалии в регионеоказывают неоднозначное влияние на политику соперничающих группировок виранском руководстве. Если сторонники М. Хатами проявляют больше гибкости иинициативы в поисках компромиссов и диалога с США, то консервативные элементыправящей духовной элиты, напуганные военными успехами США, пытаются активизироватьусилия по эксплуатации антиамериканских настроений внутри страны и в арабскоммире с целью ограничить американское присутствие в Персидском заливе. Втактическом плане иракская война и американские планы по переустройствуближневосточного региона могут укрепить консервативное направление во внешнейполитике ИРИ. Но в то же время факты свидетельствуют о том, что идет поискновых подходов к выработке внешнеполитического курса Ирана. Так, если А. Хаменеив ходе пятничной проповеди сразу же вслед за падением Багдада в своем обращениина арабском языке к иранскому народу и всему арабскому миру продолжалдемонстрировать враждебное отношение к США, то бывший президент ИРИ X. Рафсанджанипридерживался более реалистичных взглядов в отношении внешней политики Ирана. Винтервью иранской газете «Рахбар» – печатному органу ЦСИ – X. Рафсанджани неисключил возможности изменений в традиционно враждебном отношении Ирана к США иЕгипту. Он подчеркнул, что действительно существуют проблемы в отношении Иранас США, рядом арабских стран (Египет), но они уходят корнями еще во временаХомейни. В настоящее же время «Виляете факих» имеет свое видение этой проблемы.Рафсанджани отметил, что хотя США по-прежнему рассматриваются как фактор угрозыдля Ирана, изменение тактических внешнеполитических установок ИРИ могло быукрепить региональные международные позиции Ирана.
Этим своим заявлением Х. Рафсанджани попыталсянесколько смягчить позицию, занятую Хаменеи в отношении США. Вместе с темвыступление Рафсанджани является определенной реакцией иранского руководства наусилившийся нажим США на Иран, особенно в вопросах разработки и созданияракетно-ядерной программы ИРИ. Заявление, сделанное X. Рафсанджани, идет дальшепредыдущих высказываний большинства иранских лидеров и свидетельствует онекотором пересмотре приоритетов внешнеполитического курса ИРИ. Что это неслучайное заявление бывшего президента, подтверждают и интервью, данноеРафсанджани агентству IRNA, где он подчеркнул, что МИД ИРИ может вестисамостоятельную внешнюю политику без одобрения других органов власти (имеются ввиду органы духовенства). При этом он ссылался на слова А. Хаменеи о том, чтосамые важные религиозные обязанности иранцев могут быть пересмотрены с учетомтребований системы государственного устройства и необходимости приспособления ксовременным обстоятельствам. «Наша идеология гибкая, – заявил Рафсанджани. –Ввергнуть страну в хаос, мотивируя это соображениями ислама, не имеет ничегообщего с религией». Рафсанджани считает, что проблемы в отношениях с США могутрешаться двумя путями. Путем референдума и последующей ратификации егомеджлисом и «Велаяте факих» и посредством передачи этой проблемы для решения вСовет по целесообразности, который и определит, в чем состоит национальныйинтерес Ирана. Конечно, мнение Совета также должно быть одобрено «Велаятефаких». Рафсанджани добавил, что МИД должен ускорить процесс принятия решенийпо этим важным вопросам.
Американское присутствие в Ираке оказываетсерьезное влияние на формирование основных направлений внешней политики ИРИ вотношении Ирака. За последнее время позиция ИРИ по Ираку неоднократно меняласьот резкого неприятия силового вмешательства США до активного нейтралитетанакануне войны и просто нейтралитета в ходе военных действий. С одной стороны, Иранрассматривал свержение режима С.Хусейна в качестве определенного позитивногофактора – удаления военной угрозы. С другой, сохраняющееся военно-политиче-скоеприсутствие США на границе с Ираном представляет несомненную угрозу длябезопасности ИРИ. В этих условиях иранское руководство предпочитает заниматьвыжидательную позицию в отношении планов США создания нового Ирака ивоздерживается от явных сигналов своим сторонникам в Ираке по вопросу оподдержке политики коалиционных властей. При этом определенную роль в своейближневосточной политике, в том числе в отношении Ирака, Иран отводит влиянию изначению шиитских общин. У Ирана имеются долгосрочные интересы в отношениишиитской общины в Ираке. Этот интерес базируется на религиозной общности,идеологической основе, на политических и экономических соображениях. Иранприветствует укрепление иракских религиозных шиитских структур. ОслаблениеИрака означает усиление роли Ирана в Персидском заливе. С точки зренияэкономики, это увеличение нефтедобычи, более выгодное распределение квот вОПЕК, а также возврат к неурегулированным вопросам репараций временирано-иракской войны и пересмотр пограничных проблем Шатт-аль-Араба. Иранскаяполитика в отношении шиитской общины Ирака определяется стремлением ИРИ иметьна своих границах дружественный Ирак с сильным шиитским элементом во властныхструктурах.
Однако эту политическую линию Иран сможетпроводить только крайне осторожно из-за необходимости сохранения дружественныхотношений с арабскими монархиями Персидского залива и стремления избежатьконфронтации с США в вопросах развития своего ракетно-ядерного оружия.Возможность усиления шиитского сепаратизма в Ираке вызывает озабоченность уруководства арабских монархий, по их оценкам, это может привести к нарушениюбаланса сил в Персидском заливе и укреплению там иранского влияния. В связи сэтим очень своевременно прозвучало заявление президента Ирана М.Хатами во времяего визита на Ближний Восток в мае 2003 г. На митинге в Бейруте он заявил, чтоИран не поддерживает идею любого конфессионализма в устройстве будущей власти вИраке. Иран заинтересован в интернационализации усилий международногосообщества в создании нового Ирака и в скорейшем выводе сил коалиции из Ирака истран ССАГПЗ. В этом интересы России и Ирана совпадают. Война в Ираке исвержение правящего там режима нанесли серьезный урон экономическим интересамряда крупных российских компаний, многие из которых, прежде всего нефтяные,связывали свое будущее с деятельностью в этой стране. Конечно, только этим неисчерпывается весь потенциал российско-иранских отношений.
Вместе с тем Иран опасается, что падение режимаХусейна может в перспективе ослабить роль Ирана как духовного центра шиизма вмире и регионе. После прихода к власти в Ираке режима С. Хусейна шиитские духовныелидеры вынуждены были выехать из религиозных центров Ирака (Неджеф, Кербела) иобосноваться в Куме. С этого времени Кум превратился в мировой духовный центршиизма. Поэтому Иран и его духовенство стремятся сохранить за собой эту роль иукрепить легитимную основу своих претензий на лидерство. Это особенно важно,когда в самом Иране все чаще предпринимаются попытки подвергнуть ревизии рольинститута «Велаяте факих» в государственной системе страны. Одним из косвенныхподтверждений этих опасений иранского духовенства могут служить наметившиесянакануне войны в Ираке разногласия между духовными лидерами ИРИ и духовнымлидером «Хезболла» шейхом Фадлаллой, который ориентирован на Неджеф в большейстепени, чем на Кум, и имеет особые отношения с Дамаском. По сообщениямарабской прессы, клерикальное руководство ИРИ даже планировало физическоеустранение Фадлаллы, чье влияние стало активно распространяться среди шиитов.Конфликт между Фадлаллой и духовным руководством ИРИ возник в результатевыпущенных им в начале 2003 г. фетв, в которых этот шейх крайне негативновысказался против США и переустройства Ирака, что не согласовывалось с позициейнейтралитета, занятой Ираном в связи с войной в Ираке. С учетом близкихотношений Фадлаллы с сирийским руководством Иран обвинил духовного шейха«Хезболлы» в том, что он был косвенно повинен в расколе шиитской общины Ливанаи изменении ее позиций в отношении войны в Ираке. Высказывания генсека«Хезболлы» X. Насраллы в отличие от резких антиамериканских заявлений Фадлаллы,напротив, отличались умеренностью и больше соответствовали позициинейтралитета, занятой иранским руководством. В этих условиях сирийскийпрезидент Б. Асад отменил свой визит в Тегеран в январе 2003 г. из-занесогласия с нейтральной позицией Ирана в отношении американских плановнападения на Ирак, что не могло не отразиться на сирийско-иранских отношениях вэтот политически сложный период.
Все это вызывает особое беспокойство у иранскогоруководства, в частности, в вопросе ближневосточного урегулирования. Если СШАсмогут разблокировать процесс ближневосточного урегулирования по своемусценарию, то это может привести к изменению баланса сил в регионе не в пользуИРИ. Усилившийся после окончания боевых действий в Иране нажим США на Сирию,являющуюся одним из главных арабских союзников Ирана, вызывает озабоченностьиранского руководства. Не случайно накануне визита госсекретаря США К.Пауэлла вСирию в Дамаск и Ливан прибыл заместитель министра иностранных дел ИРИ М. Садр,который провел переговоры с сирийским и ливанским руководством и передалтвердое намерение Тегерана поддерживать исламское сопротивление на юге Ливана ив Палестине. Иран заинтересован в укреплении союза с Дамаском и Бейрутом вцелях упрочения своих позиций в этом регионе. В случае, если Сирия и Ливансогласятся с требованием США о разоружении «Хезболлы» и пересмотрят своиотношения с радикальными исламскими и палестинскими организациями, этосущественно ослабит влияние ИРИ на политические процессы в ближневосточномрегионе. Иран опасается, что в американских планах имеется намерение попытатьсяполностью изолировать ИРИ от ближневосточных политических процессов, что,несомненно, окажет серьезное влияние на развитие внутриполитической ситуации вИране. Поэтому ближневосточное направление внешней политики ИРИ остается однимиз основных императивов внешнеполитического курса Ирана на сегодняшний день.
Основным содержанием политики США в отношенииИрана является не допустить вмешательства ИРИ в процесс переустройства БлижнегоВостока с тем, чтобы Иран не стал моделью для государств арабского мира. Войнав Ираке продемонстрировала, что авторитарный режим С.Хусейна не пользовалсяподдержкой народа, а национальные вооруженные силы оказались неэффективны сточки зрения защиты суверенитета страны. Быстрая победа коалиционных сил вИраке была в значительной мере обусловлена тем обстоятельством, что правящийрежим не имел глубоких корней в народе, и иракцы в массе своей не встали на егозащиту. Даже шиитское духовенство Ирака не выпустило ни одной фетвы с призывомк борьбе против войск коалиции.
С учетом того, что авторитарный характер власти вбольшинстве монархий Персидского залива имеет в большей или меньшей степеничерты, схожие с режимом в соседнем Ираке, эти страны сталкиваются со сложнойпроблемой выбора своего дальнейшего пути развития. В аравийских общественныхкругах усиливаются позиции сторонников реформ и изменения сложившейся властнойконфигурации собственными силами, не дожидаясь «помощи» от США. Пример Ирана,чья система власти по сравнению с некоторыми арабскими режимамипродемонстрировала большую самостоятельность и устойчивость, может статьобразцом для некоторых отрядов реформаторских движений, что представляет дляСША определенную проблему. США не могут оказать столь эффективное воздействиена ход внутриполитических процессов в ИРИ и поэтому вынуждены считаться с«иранским фактором» в своей ближневосточной политике. В этих условиях США будутоказывать давление на Иран, однако вряд ли прибегнут к использованию силы,поскольку политическая роль США на Ближнем Востоке будет тогда сведена к нулю,и Америке придется реализовывать свою политику в регионе исключительно военнымисредствами. Белый дом причисляет Иран к «оси зла», но единого взгляда на этупроблему в американских правящих кругах нет. Если одни обвиняют Иран встремлении создать оружие массового поражения и оказать помощь радикальнымисламским группировкам, то другие считают, что Иран переживает сложный периодтрансформации, перехода от воинственной фазы исламской революции к болееумеренному и либеральному режиму, символом которого является президент М. Хатами.В Иране в условиях теократического режима формируется гражданское общество,существует свобода дискуссий и относительный плюрализм мнений.
В противовес американской политике силы в Ираке ирегионе в целом президент ИРИ М.Хатами в ходе своего недавнего визита наБлижний Восток противопоставил политику «диалога цивилизаций». Выступая вБейруте, он дал ясно понять, что несмотря на то, что принципиальные положениявнешней политики ИРИ в регионе остаются прежними (поддержка сопротивления югаЛивана, справедливые решения палестинской проблемы и т.д.), средства еереализации будут меняться, и сделал упор на политические и гуманитарные способырешения этой проблемы.
В последнее время в отношении Ирана с арабскимимонархиями Персидского залива наметился существенный прогресс. В октябре 2002г. Иран подписал соглашение о безопасности с Кувейтом, аналогичное ранеезаключенному с Саудовской Аравией, весьма результативным стал визит короляБахрейна в Иран. Идут переговоры об островах и т.д. Другим важным направлениемвнешней политики ИРИ в регионе является проблема ближневосточногоурегулирования и создания палестинского государства. Все большее значениеприобретают отношения Ирана с участниками ближневосточного процесса, преждевсего с Египтом, который активно участвует наряду с США и Израилем в разрешениипалестинского вопроса.
Отношения Ирана с крупнейшей арабской странойЕгиптом пока полностью не восстановлены. Несмотря на то, что начиная с 1992 г.наметились позитивные тенденции в развитии двусторонних связей, ониограничиваются научно-культурной сферой. Дипломатические отношения в полномобъеме не возобновлены. Египет считает, что поскольку Иран стал инициаторомразрыва дипломатических отношений в 1986 г., то он и должен проявить активностьв их восстановлении. В то же время консервативные круги духовенства ИРИнастороженно относятся к Египту из-за его отношений с США и Израилем. Так,принятое в октябре 2002 г. Советом национальной безопасности ИРИ подпредседательством Хаменеи решение об активизации связей с арабскими странами и,в том числе, с Египтом получило развитие в отношении арабских государствПерсидского залива, а не Египта. И все же, если Иран стремится активноучаствовать в делах арабского мира, то он вряд ли сможет игнорировать Египет иего роль на Ближнем Востоке. Судя по всему, в иранском руководстве это понимаюти продолжают налаживать взаимоотношения с Египтом. Об этом свидетельствует иприведенное выше высказывание X. Рафсан-джани об отношениях с Египтом.
В этой связи важным может оказаться изменениеотношения ИРИ к поддержке радикальных исламских организаций на Ближнем Востоке,деятельность которых негативно сказывается на Египте и осложняет переговорныйближневосточный процесс, формальную ответственность за который в качествепосредника несет Египет перед США.
Происходящие на Ближнем Востоке событиянепосредственно затрагивают государственные интересы ИРИ. Будучи крупнойрегиональной державой, Иран озабочен тем, чтобы иметь возможность оказыватьвлияние на развитие обстановки в регионе с учетом обеспечения своих интересов.В то же время ИРИ сталкивается с очень серьезными проблемами в регионе ивраждебной Ирану политикой США. Война в Ираке и ее последствия непредсказуемоменяют конфигурацию политических сил в регионе и заставляют Иран опасаться засвою безопасность. В связи с этим меняются и внешнеполитические приоритетыиранской политики.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1) MEMRI. Inquiry and Analysis. Series, № 128, March, 26; № 132,April, 15.
2) The Christian Science Monitor, 03.10.2003.
3) IRNA, 09.03.2003.
4) Рахбар,20.04.2003.
5) IRNA,12.04.2003.
6) Аль-ВатанАль-Арабий, 07.02.2003