Курсовая работа по теме:
«Формы и виды контроля знанийучащихся по неорганической химии»
ВВЕДЕНИЕ
Контроль результатов обучения химии выполняет, как ивсе другие компоненты учебного процесса, образовательную, воспитывающую иразвивающую функции. Контроль имеет системные свойства и является неотъемлемойчастью обучения. С помощью контроля устанавливается степень достигнутости целейи осуществляется управление обучением. Главное требование к контролю — егосистематичность.
Методы контроля при всем их разнообразии эффективнытолько тогда, когда они адекватны содержанию и деятельности учащихся по егоусвоению.
С контролем тесно связаны диагностика и учетполученных учащимися результатов. Они позволяют следить за развитием учащихся,их успехами в учебе, анализировать их достижения и причины неудач.
1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ КОНТРОЛЯРЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Контроль результатов обучения — важная частьпроцесса обучения.
Его задача заключается в том, чтобы определить, вкакой мере достигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школеобучающий характер, его методы рассматриваются в тесной связи с другимиметодами обучения.
Контроль результатов выполняют все три функции,присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное,воспитывающее и развивающее значение.
Особенно важен он для учащихся. Обучающее значениеего выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения.Воспитательное значение контроля велико.
Постоянная проверка приучает учащихся систематическиработать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений.У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучшихрезультатов.
Контроль воспитывает целеустремленность,настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствуетформированию нравственных качеств личности.
Систематический контроль способствует развитиюсамостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование кконтролю — его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя,так как позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс,и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей.
Контроль помогает учителю управлять учебнымпроцессом.
В процессе обучения должна контролироватьсяреализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержаниемпроверки.
Содержание контроля результатовобучения
Контролю подлежит реализация всех функций процессаобучения и в процессе контроля должно быть определено, соответствует ли уровеньусвоения целям обучения в целом.
При изучении основ химической науки контролюподлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а такжесвязи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль завыработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, уменийнаблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а такжеза усвоением прикладных знаний.
Особое внимание должно быть уделено контролю общихинтеллектуальных умений — развития мыслительных приемов анализа, синтеза,сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читатьучебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное ит. д.
Во всех случаях контроль результатов обучения долженопределяться важным критерием — уровнем усвоения. Последний зависит от целей итребований к обучению.
Уровень узнавания и воспроизведения объектаизучения.
Уровень, характеризующийся умением найти необходимыйпуть решения познавательной задачи.
Высший уровень — умение ставить перед собой задачу ирешить ее, используя необходимые мыслительные приемы.
В процессе контроля учитель должен твердо знать,каким должен быть уровень усвоения, и соответственно давать задания либо навоспроизведение, либо на применение знаний в сходной ситуации, либо на применениезнаний в новой ситуации.
Кроме того, контролируя глубину, объем, полноту,конкретность знаний учащихся, учитель не должен забывать и об обязательномминимуме содержания (для основной школы). Ориентиром для учителя могут быть иимеющиеся в некоторых программах рубрики «Основные требования к знаниям иумениям учащихся».
Контроль результатов обучения в значительной степениутрачивает свою ценность, если не сочетается с диагностикой. Сам термин,происходящий от слова «диагноз», обращает наше внимание на то, что мало толькофиксировать ошибки, нужен анализ причин их возникновения. Этот анализ, особенноесли ошибки массовые, стимулирует учителя пересмотреть свой методический подходк изучению того или иного содержания.
Диагностика может вскрыть несоответствие учебногоматериала возрастным особенностям учащихся, указать на недостаточный бюджетвремени для его изучения или на гигиенические условия работы класса.
Диагностика — обязательный элемент методическогоисследования.
2. ФОРМЫ, ВИДЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Формы контроля зависят от способа организации илиподачи информации от учащихся к учителю. В дидактике нет единой классификацииформ контроля.
Помимо форм контроля, в дидактике различают видыконтроля в зависимости от выполняемой дидактической функции: предварительный,текущий, тематический (периодический), заключительный.
Предварительный контроль предназначен для того,чтобы выявить исходный уровень знаний, от которого можно отталкиваться впоследующем обучении. Он может проводиться в начале учебного года или в началеурока.
Текущий контроль осуществляется на протяжении всегоурока с целью контроля за ходом усвоения изучаемого материала.
Тематический (периодический) контроль проводится вконце темы (или какого-либо длительного отрезка учебного времени — четверти,полугодия и т. п.).
Заключительный контроль проводится в конце года илив конце всего курса обучения в виде выпускного экзамена.
Внутри названных форм и видов контроля усвоенияразличают методы контроля. Их рассматривают по группам, соответствующим устной,письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.
В арсенале учителя много методов контролярезультатов обучения, их число постоянно увеличивается. Следует помнить, чтоконтроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретномухимическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.
Если нужно проверить, умеют ли учащиеся наливатьраствор из склянки в пробирку, бесполезно требовать, чтобы они об этомрассказали, надо предложить им это сделать практически. Если нужно научитьучащихся писать химические формулы,бессмысленно спрашивать у них, что такое индекс в формуле. Нужно проверить, какон ее напишет. Если нужно проверить, знают ли учащиеся правила техникибезопасности, их не просто спрашивают об этом, а предлагают описать своидействия в какой-то конкретной обстановке[2].
Лимит времени у учителя на уроке ограничен, поэтомуон вынужден выбирать такие методы контроля, которые позволяют экономить время.
Освоить методику контроля результатов обучения химиимолодому учителю непросто. Обычно учителя пользуются сочетанием разнообразныхметодов контроля. Но для того, чтобы их сочетать, нужно рассмотреть ихпоочередно и осознать сильные и слабые стороны каждого метода [3].
3. МЕТОДЫ УСТНОГО КОНТРОЛЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
3.1 Индивидуальный контроль результатов
Индивидуальный контроль результатов проводится почтина каждом уроке. Это наиболее полноценный метод проверки результатов усвоения,так как в процессе устного ответа учащегося может быть проверено усвоениелюбого содержания. Так, можно проверить знание химического материала, наличиемировоззренческих знаний, владение речью и другими интеллектуальными умениями,уровень усвоения материала. Во время устного ответа учащегося учитель имеетвозможность задать дополнительный вопрос диагностического характера, которыйпоможет выявить состояние знаний и умений отвечающего. Проведение устногоиндивидуального контроля — большое искусство, так как учитель должен выявитьзнания учащихся в течение 2-3 мин. в VIII-IX и за 4-5 мин — в X-XI классах.
Учитель должен четко представлять себе, что онсобирается проверить, и исходя из этого строить вопрос. Например, он предлагаетучащимся рассказать об окислительных свойствах азотной кислоты, чтобы проверитьзнания о свойствах азотной кислоты на уровне воспроизведения, умение составлятьуравнения окислительно-восстановительных реакций на первом уровне усвоения,конкретизировать теоретические знания применительно к изучаемому факту, а такжепроверить понимание единства противоположных процессов окисления ивосстановления.
При ответе на вопрос о сходстве окислительныхсвойств азотной и серной кислоты используется мыслительный прием сравнения, актуализируются ранее изученные знания.Контроль усвоения материала о свойствах азотной кислоты требует более сложныхмыслительных операций, соответствующих второму уровню усвоения, где требуетсянайти необходимый путь решения для данных условий. Наконец, ответ на вопрос,предлагающий доказать, что свойства разбавленной азотной кислоты отличаются отсвойств разбавленных серной и соляной кислот, требует третьего уровня усвоениязнаний.
Индивидуальный контроль может проводитьсяуплотненно: каждый ученик получает карточку с вопросами, и, пока один отвечает,другие готовятся к ответу. Прежде чем вызвать учащегося, вопрос карточкиоглашают в классе, чтобы сосредоточились и подготовились к ответу все.Отвечающему задают, кроме основного, дополнительный вопрос, который тоже связаннепосредственно с темой урока и подготавливает класс к восприятию новогоматериала. Учитель продумывает его до урока, тогда как наводящий вопрос,естественно, возникает в том случае, если отвечающему нужна помощь.
Все вопросы нужно формулировать кратко, точно, впонятных ученику терминах. Детализировать и давать план ответа нерекомендуется, так как это загромождает вопрос. План ответа можно задать надом, например план характеристики элемента по периодической системе послеизучения теории строения вещества:
1. Положение элемента в периодической системе Д. И.Менделеева.
2. Заряд ядра и число электронов в атоме.
3.Число энергетическихуровней.
4. Число электронов в наружном энергетическом уровне.
5.Характер свойствэлемента.
6. Высшая положительная степень окисления элемента.
7. Формула высшего оксида и характер его свойств.
8. Формула высшего гидроксида и характер его свойств.
9. Отрицательная степень окисления элемента (если онавозможна).
10.Формула летучего водородного соединения (еслионоимеется).
При вызове к доске учащийся характеризует тот илииной элемент по положению его в периодической системе согласно плану.
Если ученику во время ответа понадобилось что-тонаписать на доске, а для этого требуется более или менее продолжительное время,то учитель использует это время для работы с классом: предлагает вопрос другомуученику, которому не нужноспециально готовиться, проводит фронтальную беседу, проверяет домашнее заданиеу класса, предлагает выполнить несложный опыт у демонстрационного стола.
Самая большая ошибка молодого учителя во время индивидуальногоучета знаний — затягивание его во времени. Если очевидно, что ученик не готов куроку, не нужно задавать ему дополнительные и наводящие вопросы — он на них всеравно не ответит. В результате интерес класса к уроку будет потерян, а темаурока не раскрыта. Такого ученика нужно посадить на место, указать ему наплохую подготовку к занятиям и по окончании урока провести с ним беседу.1Плохую оценку можно сразу не ставить, пока не выяснится причинанеудовлетворительного ответа. Как правило, грозящая «двойка» действует наученика эффективнее, чем уже поставленная в журнал.
Когда ученик отвечает, весь класс должен внимательнослушать его ответ, так как он носит обучающий характер. Для того, чтобыдобиться активного внимания, учитель может предложить отрецензировать ответ,исправить ошибки, продолжить рассказ учащегося, даже написать рецензию, которуюможно оценить. Оценку ставят и за устную рецензию, если она содержательна иобоснованна.
Во время ответа учащегося рекомендуетсядемонстрировать все необходимые средства наглядности, которые были использованыпри объяснении темы на предыдущих уроках. Можно использовать видеофильм. Можнодемонстрировать фрагмент фильма с выключенным звуком, а отвечающемупредлагается его прокомментировать.
Книги и тетради должны быть закрыты, еслипредлагается вопрос на воспроизведение информации. При проблемном илиобобщающем вопросе, при выполнении задачи или упражнения целесообразноиспользовать для работы учебники и тетради.
Учитель обязан внимательно слушать отвечающего, следяодновременно за классом и за записью на доске, исправляя ошибки с помощьюучащихся, так как научить нужно не одного ученика, стоящего у доски, а всех.Замечания, которые учитель делает отвечающему, произносят достаточно громко,чтобы их слышали все учащиеся. Затем учитель комментирует ответ учащегося, указывает ошибки, отмечаетудачные стороны. После этого громко сообщает оценку, которая должна бытьобоснована. Такой прием исключает возражения по поводу оценки, а учащиесяпривыкают к предъявляемым единым требованиям.
Добиться того, чтобы все ученики в классе стремилисьи любили отвечать у доски, — большое искусство. Этого можно достигнуть толькопри тщательно продуманной методике учебного процесса в целом.
3.2 Фронтальная контролирующая беседа
Фронтальная контролирующая беседа, как правило,кратковременна. Вопросы, как и во всякой другой беседе, требуют краткогоответа, поэтому за один такой ответ ученику ставить оценку нельзя. Нужнозаранее наметить тех учеников, ответ которых во время беседы хотят оценить, изадавать им целенаправленно запланированные для беседы вопросы. Однако неследует задавать подряд вопросы одному и тому же ученику. Работать должен веськласс.
Фронтальная беседа может сочетаться с устным учетомзнаний, когда несколько учащихся готовятся к ответу у доски. Сложность работызаключается в том, чтобы не упускать из поля зрения класс, участвующий вбеседе, и учащихся, отвечающих у доски. Беседа должна быть прекращена в тотсамый момент, когда один из отвечающих у доски подготовился к ответу. Иначе удоски начнется взаимное консультирование и подсказки.
3.3 Зачет
Одним из методов устной проверки знаний являетсязачет. Его проводят обычно в конце какой-либо большой и сложной темы. Например,может быть проведен зачет по теме «Теория электролитической диссоциации», «Азоти его соединения» или по всему разделу о металлах. Зачет назначается вовнеурочное время; класс при этом разделяется на две или три группы, которыеприходят на зачет по очереди в разное время. Нередко учителя называют зачетомобычную контрольную работу, которую проводят на уроке в классе. Но это искажаетсмысл зачета. Зачет — это метод устного контроля, но ученикам предоставляетсявозможность более длительно и обстоятельно ответить на вопрос. Иногда можнопривлекать и химический эксперимент.
О зачете сообщают заранее, чтобы учащиеся могли кнему подготовиться. Для подготовки к зачету учитель составляет вопросы, а такжепримерные задачи, рекомендует литературу, предварительно проверив, имеется лиона в школьной библиотеке. Вопросы учащимся нужно продиктовать, а затемвывесить на доске объявлений химического кабинета, чтобы учащиеся, пропустившиезанятия, могли их переписать.
На зачете вопросы для подготовки должны быть выданысразу всем учащимся, которых отпускают по мере сдачи зачета. Учащихся, часто ихорошо отвечающих в классе на уроке, можно от зачета освободить, объявив это вклассе как поощрение.
Сроки проведения зачета должны быть известны завучушколы, чтобы можно было регулировать нагрузку учащихся. На зачет можно пригласитьпредставителя администрации школы или классного руководителя [4,5].
3.4 Экзамен
Метод заключительной проверки — выпускной экзамен,который проводится в XI классе по окончании обучения в школе. С одной стороны,это проверка знаний, с другой — торжественный акт.
К экзамену должен быть специально подготовленхимический кабинет. Нужно разместить оборудование для подготовки экспериментатак, чтобы учащимся это было удобно. В кабинете вывешивают таблицы, которыеиспользовались в процессе обучения, связанные по содержанию с вопросамибилетов, дополнительные доски и т. п.
Перед экзаменом проводится консультация, целькоторой — показать учащимся, как расположено оборудование в кабинете,проконсультировать их по неясным вопросам. Обычно таких вопросов бывает мало,так как подготовка к экзамену начинается задолго до его проведения, в течениепоследней четверти. Недопустимо готовить учащихся к экзамену путем натаскиванияпо билетам. Однако в процессе обобщения знаний в конце XI класса, которое имеетчеткую логическую структуру, указывать, что данный вопрос имеется в билетах,что на него нужно обратить особое внимание. Если учащиеся сами проявятинициативу и станут записывать в тетради конспекты ответов на вопросы билетов,их нужно поддержать в этом и помочь.
Экзаменационные билеты едины для всех школ.Утверждает их Министерство общего профессионального образованияРФ, а разрабатывают их Российская Академия образования (РАО) совместно сИнститутами повышения квалификации учителей. Билеты печатают большим тиражом идоводят до сведения каждого школьника.
Вэкзаменационных билетах предлагается более обобщенная формулировка вопросов,например: Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Вбилетах дано примерное содержание задач, однако конкретные задачи учащимся необъявляют заранее, а предъявляют их только на экзамене. Для каждого классасоставляют свой комплект задач.
Дляпроведения экзамена класс делят на две группы.1 Пришедшую группуучащихся вводят в химический кабинет, и шестеро из них получают билеты дляподготовки. Ответивший ученик выходит из кабинета. В кабинете присутствуетучитель-экзаменатор и ассистент. Функции ассистента выполняет либо другойучитель химии, если он в школе имеется, либо учитель физики или биологии. Онслушает отвечающих, оформляет ведомости, ведет записи.
Послесдачи экзамена группой и согласования оценок с ассистентом учащимся всем сразуобъявляются результаты. Оценивается не только качество теоретических знаний, нои уровень владения мыслительными приемами, терминологией и химическойсимволикой, умение делать выводы мировоззренческого характера.
Наэкзамене особое внимание обращается на технику безопасности проведенияхимических опытов, планируемых по билетам. Прежде чем начать опыт, учащийсядолжен нарисовать схему прибора, который он планирует собрать, перечислитьправила техники безопасности при работе. После этого он получает разрешение навыполнение эксперимента.
Приподготовке к ответу учащимся разрешается пользоваться бумагой только сошкольным штампом. После ответа черновики отбирают, чтобы потом можно былообсудить ответ ученика более подробно. Во время ответа учитель и ассистентделают пометки об ошибках и недочетах ответа экзаменующегося.
Экзамен- это заключительный контрольный акт, поэтому учащегося ничему учить наэкзамене не следует, но недостатки ответа необходимо указать сразу, иначе приобъявлении оценки у учащихся могут возникнуть претензии.
4. ПИСЬМЕННАЯ ПРОВЕРКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
4.1 Контрольная работа
Кметодам письменной проверки результатов обучения относятся письменнаяконтрольная работа на 45 мин, проверочные работы на 10-15 мин, письменныедомашние задания, письменный учет знаний отдельных учащихся по карточкам,химические диктанты, задания тестового типа и т. п.
Длительныеконтрольные работы по химии проводятся редко, обычно после прохожденияотдельной темы. О проведении контрольной работы учащихся предупреждают заранее,чтобы они могли подготовиться. Иногда учитель предлагает вопросы для подготовкик ней. Контрольная работа по химии не чаще чем раз в четверть включается вграфик контрольных мероприятий школы завучем школы, которого учитель ставит визвестность. В этот день ни один другой учитель не имеет права провести контрольнуюработу в том же классе.
Содержаниеконтрольной работы охватывает весь наиболее важный материал контролируемойтемы. В такой большой контрольной работе задания должны быть едиными дляучащихся всех уровней развития.
Молодомуучителю иногда довольно трудно определить, не перегружена ли работа, не слишкомли она трудна для учащихся. Для проверки можно воспользоваться следующимприемом. Нужно самому выполнить эту работу на время так, как бы вы хотели,чтобы ее выполнили дети. Израсходованное время для учеников VIII-IX классовнадо увеличить в 5 раз, так как они медленно пишут, а для старших классов — в 3раза. Если же все-таки до конца справились с заданиями единицы, значит заданияперегружены.
Еслиу вас есть сомнения, не слишком ли трудны составленные вами задания, пригласитесреднего ученика из любого класса после уроков в кабинет за 1 — 2 дня допроведения в этом классе контрольной работы и предложите ему выполнить задание,вызывающее у вас сомнение.
Вконтрольную работу рекомендуется включать вопросы, требующие разнообразныхмыслительных операций, тестовые задания, задачи, графические задания и т. д.Вариантов должно быть как можно больше, чтобы исключить заимствование.
Тетрадидля контрольных работ — документ, который может быть проверен администрациейшколы и инспектором отдела народного образования. Тетрадь должна быть подписана.На ней также ставится номер стола в химическом кабине.
4.2Самостоятельнаяпроверочная работа
Проверочные работы на 10-15 мин проводятся на урокедовольно часто. При их проведении учащихся заранее не предупреждают. Проводитьих можно даже после объяснения нового материала для проверки его усвоения илизакрепления. Для этой цели можно использовать и тестовый (программированный)контроль. Содержание таких работ весьма разнообразно. Например, в VIII классечасто используется химический диктант по проверке усвоения символов элементов,работа по расстановке коэффициентов, по определению валентности элемента всоединении, по написанию химических формул по валентности и т. д. В IX классе — по написанию ионных уравнений и т. п.
В настоящее время получил распространение письменныйиндивидуальный опрос по карточкам, когда нескольких учащихся усаживают запередние столы и они пишут в течение 10-12 мин ответы на вопросы. Негативнойстороной такого учета знаний является то, что эти учащиеся отключены на некотороевремя от общей работы класса.
4.3 Взаимоконтроль
Сравнительно новым методом контроля, вошедшим вомногие технологии обучения, стал взаимоконтроль.В свое время Н. Н. Палтышев,преподаватель физики ПТУ, начал широко его использовать. В начале урока каждойпаре учащихся, сидящих за одним столом, выдают опросный лист, в которомсодержится 10-14 небольших вопросов. На каждый из них можно ответить однойдвумя фразами. Ученики задают эти вопросы друг другу и по очереди отвечают наних. На половину вопросов отвечает один из сидящих рядом учеников, а на другуюполовину — другой. Иногда между учениками возникает дискуссия, которая можетбыть разрешена либо при помощи учебника, либо листа с готовыми ответами,который выдают ученикам по окончании работы (через 7-10 мин.). Правильныеответы получают, таким образом, подкрепление.
После этой работы с опорой на актуализированные с еепомощью знания продолжается изучение очередной темы урока. Во времявзаимоконтроля учитель может вмешаться в работу любой пары и проверитьсостояние подготовленности учащихся к уроку.
Новым методом контроля, еще не получившимдостаточного развития в школьной практике, но перспективным и интересным,особенно в сильных классах, являются групповые проверочные работы. Методика ихпроведения заключается в следующем. Каждый ученик получает вариант с заданием.Весь класс разбивается на группы по 4 человека (сидящих за двумя столами другза другом). Один из членов группы назначается консультантом. Все, в том числе иконсультант, выполняют свои задания, а затем передают их друг другу по часовойстрелке. Теперь каждый ученик проверяет работу своего товарища, ставит под нейсвою фамилию, отмечает ошибки. После этого работу снова передают по часовойстрелке и т. д. Затем все сдают работы консультанту, и он оценивает работысвоих товарищей, работу по рецензированию и свою собственную. После этого всеработы сдают учителю, который проводит проверку и ставит свою оценку. Такимобразом, все ученики в группе выполняют по 4 варианта работы.
В таких работах развиваются навыки самоконтроля,требовательности к себе и товарищам. При их выполнении повышается интересучащихся к предмету, к учебному труду.
Таким образом, взаимоконтроль — это не только методустного контроля. Он может быть и письменным. Взаимоконтроль — это взаимопомощьодноклассников друг другу.
4.4 Самоконтроль
Если взаимоконтроль — это метод контроля результатовобучения, то самоконтроль — это не просто метод. Это острейшая проблема,стоящая перед каждым членом общества. Самоконтроль — это умение предвидетьрезультат своих действий и сопоставлять с ним реально полученные результаты.Навыкам самоконтроля необходимо постепенно и терпеливо обучать учащихся,постепенно расширяя спектр использования этих навыков.
Долгое время самоконтроль в обучении ограничивалсяприменением при решении задач, когда свой ответ ученик сверял с готовымответом, имевшимся в конце задачника. Но этого оказалось совершеннонедостаточно. Важно было научить ученика находить этап, на котором он допустилошибку. Ученику нужно было гораздо более частое подкрепление, чтобы установитьмомент ошибки. Мало этого, ему нужно было не просто найти ошибку, но и понять,как ее исправить. Все эти корректирующие приемы входят в понятие «внутренняяобратная связь». Ее осуществление необходимо для того, чтобы ученик правильно,через корректировку своих умственных действий усваивал химические понятия инаучился уже без всякой помощи находить ошибку [4,6].
5. УЧЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
Учет результатов — это регистрация успехов учащихся,выявленных в ходе проверки результатов его деятельности [1]. Учет, если онправильно ведется, является, пожалуй, единственным способом судить о динамикедостижений учащихся, их развитии, обученности, состоянии их знаний и умений.При учете фиксируется не только результат обучения, но и время, когда былпроведен контроль.
Контроль результатов обучения включает в себя нетолько выбор форм и методов его, не только оценивание по пятибалльной системедеятельности учащихся, но и учет результатов.
Во-первых, каждый учитель хочет иметь перед собойполную картину оценки деятельности ученика, осуществляемой при выполненииразных видов работы: усвоения теоретических знаний, выполнения практическихработ, решения задач (расчетных, качественных, экспериментальных), выполнениядомашних заданий и т.д. А во-вторых, для учителя важно состояние обученностиучащихся, усвоения ими содержания всех разделов и тем. Для этого ему необходимопроверить по каждому разделу или теме знания и умения всех учащихся.
Это очень трудно сделать индивидуально, поэтому чащевсего осуществляется с помощью письменных работ. Таким образом, учитель строит систему проверки результатов обучения каждого ученика и старается, чтобы он принял участиев разных видах деятельности и по каждой теме. Это требует от учителя специальногоучета, который он ведет по каждому классу помимо классного журнала.
В своей тетради учитель вправе ставить отметки сплюсами и минусами (что не допускается в классном журнале). У себя в тетрадиучитель вправе делать любые записи по поводу ответа ученика, делать заметки прифронтальном опросе, ставить всевозможные условные значки, понятные только ему,регистрировать успехи учеников.
Такой подход позволяет обоснованно дать заключениеоб успехах ученика за определенный период времени: за учебную четверть,полугодие, год.
Учитель обычно не придерживается такого подхода,когда отметка выводится как средняя арифметическая. Он всегда учитывает, закакую работу поставлены отметки и даже в какой последовательности онипоставлены.
Одной из форм учета результатов обучения в последнеевремя стала рейтинговая система оценки. В западноевропейских и американскихшколах такая система «работает» уже давно. В нашей стране она началаприменяться постепенно, когда учителя стали ощущать недостаточную объективностьоценок по пятибалльной системе. Уже упомянутая система поэлементного анализаписьменных работ учащихся, когда содержание их ответов расчленяется наотдельные элементы, что помогает объективно установить, какие действиянедостаточно сформированы и вызывают затруднения, уже содержит зачаткирейтинговой системы.
При рейтинговой системе оценки каждый относительнокрупный компонент содержания, подлежащий контролю, оценивается определеннымчислом условных баллов. Само число баллов в каждом случае устанавливается учителем.При этом он оценивает сложность содержания (т. е. наличие в нем некоторогочисла компонентов), субъективная трудность его усвоения учащимися, объем и др.,а также умственные действия, которые предстоит выполнить учащимся при усвоенииэтого содержания. Учитель определяет максимальную «ценность» данного содержанияв условных баллах, подобно тому, как во время спортивных соревнований,например, по фигурному катанию, оценивается каждый выполняемый элемент. Этаоценка учителем контролируемого содержания принимается за эталон.
Если ученик выполняет все правильно, ему начисляетсямаксимальное число баллов. Если он допустил ошибку или его ответ оказалсянедостаточно полным, он набирает меньше баллов. Если ученик подошел к ответу навопрос творчески, так, как учитель не предусмотрел, ему начисляютсядополнительные баллы сверх максимальных.
Легче всего такой письменный контроль наладить приписьменной проверке, но можно разработать такой подход и для оценки устныхответов. В итоге каждый ученик за некоторый промежуток времени набираетопределенное число рейтинговых баллов.
Специфика рейтингового контроля в том, что каждыйученик отчитывается за усвоение каждого раздела программы. При этом пробел полюбому разделу становится очевиден и не перекрывается успехами в другихразделах. Кроме того, соблюдается относительная объективность оценки. Доучащегося с самого начала доводятся условия рейтинга, своего рода «правилаигры», которые уже никто не вправе менять до конца действия рейтинга, иначебудет подорвано доверну к учителю и исчезнут стимулы добиваться высокогорейтинга.
Некоторые учителя пользуются экраном успеваемости,где отражен рейтинг каждого ученика. Другие считают, что это мешает создаватьситуацию успеха для учащихся со слабой обучаемостью, наоборот, вызывает у нихстресс, напряженность в общении с товарищами по классу.
Ученик может повысить свой рейтинг, поработавдополнительно над плохо усвоенным разделом и повторно выполнив задание.
Хорошо сочетается рейтинговый контроль с модульнойтехнологией обучения, с компьютерной оценкой, (см. ниже)
В учебных заведениях Запада, где рейтинговойсистемой пользуется школа или вуз в целом, условия рейтинга вырабатываютсяколлегиально группой ведущих преподавателей, проводится подробный инструктаж, иитог обучения подводится тоже в условных рейтинговых баллах. На Западесуществует сложная система расчетов рейтинговой ценности содержания.
В отечественной школе, где официально принятапятибалльная система оценки, приходится разрабатывать нормативы соотношениячисла рейтинговых баллов с пятибалльной системой. Например, В. Н. Торгашов [7]определяет это соотношение так: если по большому блоку содержания учащийсянабрал 60-74% от максимально возможного числа рейтинговых баллов, то онполучает оценку «3», если 75-84%, то «4», если 85% и более, то «5». Учащийся,желающий повысить оценку, сдает зачет.
Литература
1.Котлярова О.С. Учет знаний похимии. — М.: Просвещение, 1977.
2.Лагутина Н.Н. Итоговый контрользнаний по органической химии // Химия в школе. Библиотека журнала. — М.:Школа-пресс, 1998.
3.Потапов В.М., Чертков И.Н.Проверь свои знания по органической химии. — М.: Просвещение, 1985.
4.Рысс В.Л. Контроль знанийучащихся. — М.: Педагогика, 1982.
5.Рысс В.Л., Коробейникова Л.А.Проверь свои знания по неорганической химии. — М.: Просвещение, 1981.
6.Сорокин В. В., Злотников Э.Г. Какты знаешь химию? — СПб.: Химия, 1993.
7.Торгашов В.Н., Чернобельская Г.М.Обучаться, соревнуясь // Химия в школе, 1998, К» 5. С. 25-31.