Реферат по предмету "Медицина"


Изучение физического развития и состояния здоровья студенток 1 курса естественно-географического

Введение.

Какизвестно, здоровье подрастающегопоколенияформируетсяпод влияниембиологических и социальныхфакторов.Отнормальногофизическогоразвития, функционированияорганов и системстудентовзависит способностьих организмасохранятьустойчивостьк экзогеннымфакторам, адаптироваться к меняющимсяусловиям внешнейсреды.
Растущийпоток информации, потребностьболее глубокихзнаний отспециалистовтребует и будеттребовать всебольше усилийот студентов.Всвязи с этимперед высшейшколой возникаетряд задач порешению вопросоврациональногосочетания трудаи отдыхастудентов, необходимостисовершенствования методикипреподаванияи т.д.
Исследованияпоказали, чтос улучшениемантропометрическихпоказателейфизическогоразвития, ростафизическойи умственнойработоспособностиу многих школьников и студентовотмечаетсяразличныеотклоненияв состоянииздоровья: нарушениеосанки, сколиозы, близорукость(миопияслабой, средней степени), нервно-психическаянеустойчивость, снижение функциональнойвозможности кардио-респираторнойсистемы, лабильностьрегуляциидеятельностисердца и сосудовс преобладаниемтонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, снижениесопротивляемостиорганизма, которое играетзначительнуюроль в высокойзаболеваемостиОРВИ (С.В.Хрущев1979).
Отом, что современнаямолодежь становитсявсе слабее, чтоее представителихуже прыгают, медленеебегают, меньшеечисло раз отжимаются, можно прочестьво многих научныхи популярныхизданиях. В нашей стране это обычнообъясняетсягиподинамией, недостаточнымвниманием кфизкультурев школе и детскомсаду, нарушениемрежима дня ипитания.
Зарубежныеисследователисвязывают этос хроническимнедосыпанием, снижениеминтереса кактивным занятиямспортом итуризмом.(Ю.А.Ямпольская 1993).
Особенноотрицательносказываются на физическоеразвитие такие заболеваниякак пневмония, болезни уха, болезни зубови полости рта.Большой интереспредставляетвопрос соотношениифизического развития и успеваемости.Однако, ясности в этом вопроседо сих пор нет.Многиеавторы находятсвязь междунарушениемгеодинамикистудентов иухудшениемуспеваемости.Науспеваемостьмогут сказыватьсяи другие недостаткифизическогоразвития.Так, Н.А.Белопольскаяи соавт.(1975г)показали, чтопсихическиеособенностинеуспевающихстудентоввозникают нафоне нарушенийцентральнойнервной системыи ослабленногосоматическогостатуса.Другиеже авторы связываютуспеваемостьстудентов восновном синдивидуальнымиособенностямивысшей нервнойдеятельностистудентов(В.Б.Ластовченко).

Целии задачи.
Изложенноевыше определилоосновную цельнастоящегоисследования: изучениефизическогоразвития исостоянияздоровья студенток1 курса естественно-географическогофакультетапо специальности''биология''.
Всоответствиис основнойцелью исследованиябыли поставленыследующиезадачи:
1.Исследоватьфизическоеразвитие исостояниездоровьястуденток-первокурсниц.
2.Сопоставитьантропометрическиестандартыфизическогоразвития споказателямииспытуемых.
3.Датьоценку состоянияздоровьястуденток-первокурсниц.
4.Исследоватьсостояниесердечно-сосудистойсистемы устуденток-первокурсницв период покоя.
5.Сопоставитьданные о состояниисердечно-сосудистойсистемы в норме, сданными, полученнымив результатеисследования.
6.Определитьуровень игармоничностьфизическогоразвития испытуемых.

2.Обзорлитературы.
2.1Физическоеразвитие и егопоказатели.
Понятие" физическоеразвитие" неимеет четкогоопределения.Вшироком смыслепод терминомподразумеваетсякомплексморфофункциональныхпоказателей, характеризующихдеятельностьчеловека вбиологическомплане.В.Г.Властовский(1976 ) определяетфизическоеразвитие каккомплексморфофункциональныхпризнаков, характеризующихвозрастнойуровень физическогоразвития.Теоретическилюбой изморфофункциональныхпоказателейжизнедеятельностичеловека можетбыть использованв качествепоказателяего физическогоразвития.Чембольше количествопризнаковположено воценку физическогоразвития, темточнее будетсама оценка.
Вуставе Всемирнойорганизацииздравоохранения: здоровье определяетсякак «состояниеполногофизического, духовногои социальногоблагополучия, ане только отсутствияболезней ифизическихдефектов».
Некоторыеисследованиявводят понятие«абсолютноездоровье»которое онирассматриваюткак идеальное, несуществующеев реальныхусловиях состояниеорганизма, служащеесвоеобразнойточкой отсчета.Такаямодель создаетусловия дляуглубленногоизучения проблемыздоровьяиндивидума.Нопоскольку этамодель абстрактна, впрактическоймедицине онане может бытьиспользована.
Какдля теоретической, таки для практическоймедицины чрезвычайноважно определитьпонятие «практическоездоровье» и«норма», отклонениеот границ которыхможно считатьболезнью, паталогией.Некоторыеученые считают, что«норму» невозможно точноопределить, посколькукаждый человекпредставляетсобой «отклонениеот нормы»Уильемс(R.Wjljams).Другиеисследователи, вчастности, В.Петленкопишет:«Нормаесть биологическийоптимум живойсистемы».Хотяздоровье представляетсостояниепротивоположноеболезни, ононе имеет четкихграниц, так каксуществуютразличныепереходныесостояния.Всвязи с этимвозникло понятие«практическиздоровый человек», укоторогонаблюдающиесяв организмеотклоненияот нормы сказываютсяна самочувствиии не отражаютсяна работоспособности( БСЭ).
Здоровьесложный показатель, формирующийсяпод влияниемкомплексавнутреннихпричин и внешнихвоздействий.Окончательноутвердилосьмнение о том, чтоздоровье растущегоорганизмахарактеризуетсяне только наличиемили отсутствиемзаболеваний, нои гармоничным, соответствующимвозрасту развитием(С.М.Громбах1964,1967, В.И.Кардошенкои соавторы1980).Другие авторынаоборот, указывают, чтохроническиезаболеваниявызывают ухудшениефизическогоразвития(Ф.М.Туровская1976, А.А.Минх 1971).Извыше сказанноговытекает, чтосуществуеттесная связьмежду уровнемфизическогоразвития, состояниемздоровья иработоспособностьюстудентов.
Внастоящее времяобщепризнано, чтофизическоеразвитие являетсяодним из ведущихпоказателейздоровья.Ещене давно заоснову в оценкефизическогоразвития, какведущий признакпринималасьдлина тела ивсе отклоненияв росте: нижеМ-1характеризовалиськак «физическоеразвитие нижесреднего» инаооборот, отклонениябольше чем М+1характеризовалиськак «физическоеразвитие вышесреднего».
Насамом деленикакой-топризнак вотдельности, агармоничноеих сочетаниехарактеризуетнормальноеразвитие.Напрактике физическоеразвитие определяетсяпутем антропометрическогообследования, впрограммукоторой входят: изменениепараметровтела (рост, массаи т.д.), измененияряда функциональныхпризнаков(жизненнаяемкость легких, мышечнаясила руки) исоматоскопическоеобследование(А.А.Минх 1971).
Настоящеевремя оценкифизическогоразвития строитсяна сравнениииндивидуальныхпоказателейсо средним дляданной группыприняты застандарты. Номногие авторыпредлагаютсоматическуюнорму для оценкифизическогоразвития индивидуумаи коллектива.
Соматическаянорма проявляетсяв виде определенных, постоянноповторяющихсяотношениисредних показателеймассы тела идругих соматическихпризнаков кдлине тела, одинаковыхдля различныхвозрастныхэтических исоциальныхгрупп.
Физическоеразвитие понимается, как сложныйпроцесс различныхизмененийморфофункциональныхособенностейорганизмачеловека напротяжениивсего его жизненногоцикла.Физическоеразвитие подчиняетсябиологическимзаконам и отражаетобщие закономерностироста и развития.Показателифизическогоразвития различаютсяв зависимостиот пола.
Ксожалению, покане существуетединого критерия, покоторому определялсябы уровеньзрелости ифизическогоразвития, ново всех возрастахведущим признакомсчитаетсявеличинаантропометрическихпоказателей-длины и массытела, окружностигруди, длинноты(длина ноги ируки).Кромеантропометрическихиспользуютсяи антропоскопическиеописания иликачественныепоказатели: соматотип, степень развитиямышечного, костного ижировогокомпонента, типаосанки, мышечныйтонус. У студентовс различнымивариантамироста неодинаковытакже функциональныепоказателисистемыкровообращения.Высокорослыеимеют болеевысокие показателисистолическогодавления, анизких студентови низкогосоматическогоразвития этотпоказательменьше, чем уисследуемыхсреднего ростаи соматическогоразвития.Однаковлияние ростана данный показательменее значительно, чемстепень зрелости.
Известно, что физическоеразвитие приразных условияхопределяетуровень физическойработоспособности.Соблюдениеправильногогигиеническогорежима дня, тесно коррелируетс показателямифизическойработоспособностии состояниемздоровья студентов.Наздоровье студентовсущественноевлияние оказываетсостояниепониженнойдвигательнойактивности, прогулкина свежемвоздухе, правильныйрежим питания.
Исследованияпо изучениюсостоянияздоровья студентовсвидетельствуюто более частыхи глубокихотклоненияху них состоянияздоровья помере увеличенияучебной нагрузки, нарушениярежима дня.Наиболеевыраженныеизменения такихпоказателейкак АД, остротазрения и т.д.(Г.В.Бородкина1994).
Особенностисовременныхусловий жизни, быстрый темпразвитиятехники, модернизацияучебных и трудовыхпроцессов, ростинформациии интеллектуализациитруда представляюторганизмустудента высокиетребования.Изменчивостьфункциональныхсистем растущегоорганизмаспособствуетбыстрой адаптациик широкомукругу самыхразнообразныхвоздействийвнешней среды.Как известныеотклоненияв состоянииздоровья студентовдостаточновысокие.Всеэто лишний разподчеркиваетактуальностьнаших исследований.
Такимобразом, дляоценки состоянияздоровья немаловажнуюроль играетфизическоеразвитие.
Отклонениев его уровнемогут скрыватьпод собой различного рода заболевания.
Недооценкаэтих отклоненийможет сказатьсяв последующиегоды при будущейпрофессиональнойдеятельностии трудовойдеятельности.Современноевыявлениеотклоненийв физическомразвитии и ихкорреляцииповышают уровеньздоровья студентов.
1.2.Состояниездоровья студентови влияние егона успеваемость.
Состояниездоровья, физическоеразвитие ифизическаяподготовленностьстудентов покаеще не достиглижелаемогоуровня. В вузеувеличиваетсячисло студентовс ослабленнымздоровьем (специальнаямедицинскаягруппа). Такнапример вМоскве в 1980г.студенты сослабленнымздоровьем, непозволяющимим заниматьсяфизическойкультурой по общевузовскойпрограмме, составляет16,5% Если в1979г. на1000 студентов, обследованныхврачами приходилось119заболеваний, то и 1980г. -230. На гуманитарных факультетахМГУ в специальнойметодическойгруппе занимается12% студентов, в Историко-архивноминституте14,5%, в Московскомпедагогическом18%.
С1998-1999 учебный годбыла отмеченаспециальнаямедицинскаягруппа. Из данныхЕГФ прошлыхлет на 5 курсев специальноймедицинскойгруппе было18 человек, 4 курс-25 человек, 3 курс-49человек, 2 курс-23человека.
Основныезаболевания: миопия, вегето-сосудистаядистония иостеохандроз.Меньше встречаютьсязаболеваниягипертонии, пилонефрит, желудочно-кишечноготракта.
Из40 обследуемыхстудентов-первокурсников12 человек освобожденыот занятийфизкультуры по состояниюздоровья. 40% незанимаютьсяспортом илизанимаютьсяодин раз в неделю.Наиболее частовстречаютьсязаболевания: миопия, заболеванияэндокриннойсистемы, аллергическиезаболевания.Почти каждыйиз обследуемыхстудентовподверженострым респираторнымзаболеваниям,20% болеют чаще4х раз в год.
Такимобразом состояниездоровья обследуемых нами студентов-первокурсниковможно считатьлишь удовлетворительным.
Какизвестно, особыхограниченийпо состояниюздоровья дляпоступленияв институтнет.Поэтомув целом исходноефизическоесостояниестудентов оставляетжелать лучшего.Высокиепоказателиздоровья устудентовфункциональныхинститутови физкультурныхфакультетовпедагогическихВУЗов.За нимиследуют студентысельскохозяйственныхВУЗов, затемтехнических.Медикии студентыгуманитарныхфакультетовзанимают 4-еместо, по состояниюздоровья опережаялишь студентовкультуры.Поэтомуне удивительно, чтоу этих студентовучащаютсяболезни органовпищеварения, системыкровообращения, нарушениерефракциизрения(миопия), снижаетсядвигательнаяактивность, зрительнопадаетработоспособность.Современныйспециалистдолжен отмечатьсяне только высокимуровнем профессиональнойподготовки, нои хорошим здоровьем.Всвете современныхпредставленийо здоровьечеловека возрастаетзначениерациональногоорганизованногофизическоговоспитанияв ВУЗе, котороестановитьсяважнейшимфактором обеспечениявысокогофункциональногосостоянияорганизма иоптимальнойумственнойработоспособностистудентов.(АбразовМ.С., Жуков М.М.1985).
Основнымзанятием школьникови студентовявляется умственныйтруд.Знаниетого, как влияетон на физическоеразвитие юношейи девушек, имеетбольшое значениедля предупреждениявозможныхотклоненийфизическогоразвития, дляповышенияработоспособностистудентов.Умственныйтруд влияетна сердечно-сосудистуюсистему, чтовыражаетсяв учащениисердечногоритма и повышенииартериальногодавления, аумственныеперегрузкивызываютнеблагоприятныесдвиги в работесердца и гемодинамике(Р.А.Калюжная1975, Е.Б.Дешко исоавторы 1982) имогут оказыватьотрицательноевлияние наздоровьестудентов, этотвывод подтверждаетсятем фактором, чтоартериальнаягипертонияшироко распространенасреди студентовВУЗов(от 5% до10%) и может достигатьк концу учебногогода до 25%(В.Н.Максимоваи соатор.1977, А.С.Навакитяни соавтор.1979, Б.В.Задорожный1982).
Подругим данным, отличаетсяразнонаправленностьизмененийартериальногодавления: увеличениек концу первогосеместра сменяетсярезким понижениемк концу года(А.Г.Глущенкои совтор.1981).Студентыс повышеннымартериальнымдавлениемхарактеризуютсяболее быстройутомляемостю, головнымиболями, чтоочевидно должносказыватьсяна их работоспособностии успеваемости.Втоже время, приотсутствииперегрузкинеблагоприятныефункциональныеизменения непревышают2%(Э.Ю.Гринене1974).Иная картинанаблюдаетсяв период экзаменов.Помнению С.Таммс соавт.(1981) повышениеработоспособностистудентов идетза счет активизациивысшей нервнойдеятельности(увеличениеэксекрециикатехоламинов, повышениечастоты сердечныхсокращений, повышениеартериальногодавления).Большоевлияние наработоспособностьи деятельностьвсех органови систем организмаоказываетмышечнаяактивность(А.А.Гуминскийи соавт.,1971, В.Н.Сергеевс соавт.,1983).Однаков связи с интенсификациейучебной работыстудентов, усложнениемучебного процессав режиме современныхстудентовпреобладаютстатистическиевиды деятельности-до83% суточноговремени(Т.Ш.Минибеав1980, С.Тамм с соавт.1981).Поэтомудля поддержанияздоровья ивысокой работоспособностикаждый студентдолжен за суткиделать 21-30 тыс.шаговили заниматьсяфизкультуройв среднем от1 до 1,5 часов вдень(И.И.Пономаренко1980, А.С.Сипароваи соавт. 1982).
Систематическипроводимыекомплексныезанятия физическимиупражнениямиоказываютблагоприятноевлияние нагормональноеразвитие иобеспечиваютвысокое функциональноесостояниестудентов втечение всегоучебногогода.Н.Д.Эшимян(1968) показал, чтоу студентовсочетаниеумственнойработы (во времявечерней внеаудиторнойподготовке)с физическимиупражнениямина воздухе(ввиде перерывовво время самоподготовки)повышаетэффективностьусвоения учебногоматериала.Существеннымв улучшенииздоровья студентовявляется оптимизациясвободноговремени путемсовершенствованияструктуры, материальнойбазы и организационныхформ егопроведения(Н.Д.Рябаваи соавтю,1982).Отсюдаясно, наскольковажно знатьдинамику состоянияздоровья иуровня физическогоразвития студентовразличныхвозрастныхгрупп длянормированияучебнойдеятельности.Постоянноеусложнениепрограмм обученияв ВУЗах, применениеразнообразныхтехническихсредств обученияи контроляуровня знанийприводит кинтенсификациипроцесса обученияи, естественно, предъявляетповышенныетребованияк организмустудентов.
Былоустановленно, чтоучебная нагрузкана младшихкурсах составляет42-45 часов в неделю.Сувеличениемсрока обучения, числостудентовзатрачивающихна подготовкук занятиямвремя болеенормируется: с10% на 1 до 17% на 3курс.Продолжительностьсна от 1 до 5 курсаувеличивается.Режимпитания у студентовс увеличениемпродолжительностиобучения в ВУЗеупорядочивается: начинаяс 3 курса, только4-6% студентовполучают 1 разв день горячуюпищу.
Двигательнаяактивностьстудентов нижефизическойпотребностии составляет11-12 тыс.шагов всутки.Существующиеформы физическоговоспитанияне способствуютулучшениюморфофункциональныхпоказателейфизическогоразвития.Отмечаетсяне достаточнаяпропорциональностьи гармоничностьфизическогоразвития. Дисгармонияу мужчин обусловленаотставаниемокружностигрудной клетки, уже женщин — повышениеммассы тела.
Впроцессе обученияв ВУЗе постепенноснижаютсяпоказателивнешнего дыхания.Показателемфизическогоразвития ифункциональныхпроб лучше устудентов, дополнительнозанимающихсяспортом (Н.Ф.Борисенко, И.И.Слепушкина, А.Г. Глущенкои соавт.). Какпоказали итогиврачебногоконтроля 1996г., уровень соматическогоздоровья студентаспециальности«Физическаякультура испорт» — средний, морфофункциональныепоказателиследующие: длина телаюношей — первокурсниковв среднем составила 175,6 +0,5 см, масса тела67,8 +0,6 кг. Кистеваясила правойруки 45,2 + 0,7 кг, левой 42,3 +0,8 кг, сила мышцразгибателейспины 138 + 12,2 кг, ЖЕЛ 3996,8 +280 лл. Студентывторокурсникиимеют нескольколучшие показателифизическогоразвития. Ихпараметрысоответственноравнялись: 176+0,4 см, 69+0,8 кг, 46,6 + 0,4 кг, 45,4 +0,6кг (Е.Г. Штода, П.А. Орлов).
Охраназдоровья должнарассматриватьсякак часть общейсистемыучебно-воспитательнойработы в ВУЗе.
Учебно-воспитательнуюработу, осуществляемуюдеканатамии кафедрами, следует планироватьс учетом охраныздоровья студентов.
Существуютметодическиерекомендациипо совершенствованиювузовскойсистемы лечебнооздоровительнойработы. Признанонеобходимымвнедрениекомплекснойсистемы медико-социальныхмероприятий, направленныхна улучшениездоровья студентов.
Внаше время несуществуетсистемы связимежду студенческимиполиклиниками, деканатами, кафедрами, т.е. внутреннимиподразделениямизаинтересованнымив осуществлениилечебно — профилактическогонаблюденияза студентами.Ректорами ируководствомполиклиникнеобходимосоздать действеннуюсистему связимежду поликлиникой, деканатом, кафедрой.Систематическизаслушиватьдоклады врачейфакультетови ВУЗов о заболеваемостистудентов, проводитьнеобходимыемероприятияс целью решенияэтих проблем.
--PAGE_BREAK--
1.3Кардиореспираторнаясистема.
Проблемапсихоэмоциональногостресса в процессеобучения в ВУЗепривлекаетбольшое внимание, поскольку емупринадлежитважная рольв генезисезаболеванийсердечно — сосудистой, нервной системв студенческомвозрасте (АндрияшинД.Ю. ).
Современнаябиология имедицина связываютразвитие сердечно- сосудистыхзаболеванийс тремя основнымифакторами: нерациональноепитание, гиподинамиейи напряженнымритмом жизницивилизованногообщества, предъявляющимк нервной системечеловека повышенныетребования.
Проблемыпрофилактикисердечно сосудистыхзаболеванийтеснейшимобразом переплетаютсяс задачамивоспитаниямолодежи истуденчества.Вряд ли у коговызывает сомнениятот факт, чтопредупреждениекаких-либонарушений вдеятельностифункциональныхсистем организмаесть одновременнои борьба заздоровую жизньвзрослогочеловека. Состояниефизическогоразвития и вчастности сердечно — сосудистойсистемы вомногом определяетфизическуюи умственнуюработоспособностьстудентов.
Многиеизмененияобусловленынарушениемнервной деятельностивозникновениемневрозов, депрессией.
Эмоциональныйстресс в настоящиевремя являетсяодной из важнейшихпричин развитиясердечно -сосудистых заболеваний(Судаков К.В.1987).
Вовторой половинеХХ века основнуюопасность дляздоровья населенияи проблему дляздравоохранениястали представлятьв первую очередьболезни сердечно-сосудистойсистемы, которыев настоящеевремя являютсяведущей причинойзаболеваемости, смертностивзрослогонаселения.Каково же положениес сердечно-сосудистымизаболеваниямив настоящеевремя? В Европеежегодно умираютот сердечно- сосудистыхзаболеванийприблизительно3млн. чел., в США- 1 млн., это составляетполовину всехсмертей, в 2,5 разабольше чем отвсех злокачественныхновообразованийвместе взятых(Органов Р.Г.1984).
Значительныйудельный вессреди сердечно-сосудистыхпораженийзанимаетгипертоническаяболезнь.Почти5% всего населенияземного шара, а это составляетвнушительнуюцифру 165 млн. чел., страдаетгипертоническойболезнью (РеммерМ.Е., Малкин Б.А.1968). В России отгипертониистрадает, посамым скромнымподсчетам,25-30% населения.Ежегодно выявляетсяприблизительно500 тыс. больных, у которыхгипертоническаяболезнь ведущееи сопутствующиезаболевание.Каждый третийиз них не знаето наличии унего этогонедуга. Заболеваниясвязанные сгипертоническойболезнью занимаютв России 1местопо летальномуисходу.
Ввозникновениигипертоническойболезни большуюроль играютнервно-эмоциональныефакторы, пол, возраст, наследственность, уровень трудаи другие факторы, особенноотрицательныеэмоции, оказываюточень большоевлияние науровень артериальногодавления. Огипертонииу студентовв связи с экзаменамиписали Л.С. Гизинберг(1947), Л.И.Сигал (1955), А.А. Ильин (1973).
ДанныеисследованияАД у студентовс повышеннымАД составляют7,8%; A.Е. Цикулин(1983) обнаружилповышения АД у 18,2 % студентов.Посравнению сданными Е.П.Федоровойи соавторов(1955), процент лицс повышеннымАД среди населенияувеличивается.Так, М.А.Ахметенкои соавтор (1985) нашли средимужчин в 20-29 летс повышеннымАД в 19.2%, а в 30-39 летв 26,5%.
Нарушениеритма сердцаназываетсяизменениянормальнойчастоты регулярностии источникавозбуждениясердца, а такженарушение связимежду активациейпредсердийи желудочков(КуршаковскийМ.С., ЖуравлеваН.Б. 1984).Такие нарушениядостаточночасто встречаютсяне только убольных людей, но и у здоровых, причем в последниегоды частотаих существенноувеличивается.
Известно, чтоумственныйтруд влияетна сердечнососудистуюсистему.Так, действиеумственныхнагрузок выражаетсяв учащениисердечногоритма, временномповышенииартериальногодавления, аумственныеперегрузкивызываютнеблагоприятныесдвиги в работесердца и гемодинамике(Р. А. Калюжная,1975; Е. Б. Дешко идр., 1982; О. К. Евдокимова,1983). Повышенноеартериальноедавление всочетаниималоподвижнымобразом жизниспособствуетпереходу встабильныенарушениярегуляции сосудистоготонуса, чтоможет привестик развитиюартериальнойгипертонии.ИсследованияР.В.Силла(1985) показали, что уровеньартериальногодавления кровикоррелируетсяс ростом тела, более теснос массой телаи с показателямивнешнего дыхания.С ростом и развитиеморганизмаизменяютсяне только общаяемкость легкихи ее компоненты(остаточныйобъем), но ижизненнаяемкость, включающаярезервный объемвдоха, дыхательныйобъем и резервныйобъем выдоха(А. З.Кольчинская,1973). С возрастомрезервныеобъемы выдохаи вдоха относительнообщей емкостиувеличивается, а дыхательныйи остаточныеобъемы уменьшаются.По исследованиямВ.И.Кардашенко (1968) относительныепоказателиЖЕЛ у своевременнои гармонично развитых подростковс возрастом постепенноувеличиваютсяв пересчетена единицудлины тела как у юношей, так и у девушек, в пересчетена единицумассы телаостаются относительностабильными.Таким образом, у подростковотмечены болеевысокие показателидыхательного объема, легочнойвентиляции, потреблениикислорода, более эффективнадоставка кислородак работающимтканям, болеевысокая производительность функции дыханияи кровообращения.
Величина максимальногопотреблениякислорода (МПК)зависит главнымобразом отразвития системдыхания икровообращения.По этому Всемирнаяорганизацияздравоохраненияпризнала МПКнаиболее объективными информативнымпоказателемфункциональногосостояниякардиореспираторнойсистемы. Посколькуосновным источникомэнергии примышечной работеявляются процессы, происходящиес участиемкислорода, топо величине МПК судят офизиологическойработоспособностичеловека (А. А.Гуминский,1990). Величина МПКизменяетсяс возрастоми неодинакова у лиц разногопола. Наиболееобъективнымпоказателемработоспособностичеловека являетсявеличинаотносительногоМПК (МПК/кг). Наоснованииэкспериментальныхданных, исходяиз относительныхвеличин МПК, исследователиразработаликритерий условнойоценки работоспособностичеловека(В.В.Васильеваи др.,1973; А.А.Гуминский,1990).
Оценкафизическойработоспособностичеловека попоказателямотносительногоМПК (МПК/кг).

МПК/кг
ОЦЕНКА
Мужчины
Женщины
55-60
45-50
Отлично
50-54
40-44
Хорошо
45-49
35-39
Удовлетворительно
44 и ниже
34 и ниже
Неудовлетворительно

Присистоле желудочкавыбрасываетсяне вся кровь, алишь околополовины.Утренированныхспортсменовэта величинабольше, чем улюдей, не занимающихсяфизическимиупражнениями.Прилегкой работеМОК возрастаетза счет увеличениясистолическоговыброса и учащениясердцебиений.Сповышениеммощности работыпоказательсистолическоговыброса остаетсяпостоянными минутныйобъем увеличиваетсялишь за счетдальнейшегоучащениясердцебиения.Однакои это происходитлишь до определенныхграниц.Оченьчастый сердечныйритм сопровождаетсяуменьшениемкровенаполненияполостей сердца, этоснижает систолическийвыброс и ограничиваетдальнейшееувеличениеМОК (В.В.Васильеваи др.,1973).Сведенияо систолическоми минутномобъемах кровив процессемышечной деятельностиочень важныпри оценкистепени тренированностичеловека.Поданным Р.А.Калюжной(1975)эта дискоординацияусиливаетсяпри увеличениипродольныхразмеров тела.Этифакты составляютанатомическуюпредпосылкуповышенияартериальногодавления усовременныхстудентов.
Электрокардиографиядо сих пор неутратила своеговедущего значениякак методфункциональнойдиагностикипри заболеванияхсердечно-сосудистойсистемы несмотряна то, что в последнеедесятилетиебыло предложеномного других инструментальныхметодовисследования.Электрокардиографияво многих случаяхпомогает поставитьправильныйдиагноз, оценитьфункциональноесостояниемиокарда, проследитьза эффективностьюлечения, болееточно диагностироватьразличные видыаритмии и т.д.(ОрловВ.И. 1986).Электрокардиограммаотражает суммарноеграфическоеизображениеколебанийэлектрическихпотенциалов, снятыхс поверхноститела человека.Колебанияэлектрическогопотенциалав течении одногосердечногоцикла фиксируетсяна бумаге характернойкривой, несколькораз отклоняющейсяот электрическойлинии.Эти отклоненияпредставленызубцом Р, комплексомQRS и зубцами Ти Р (ВечерскийГ.А. 1985).
Первыйзубец электрокардиограммы-зубецР, согласнотеории бикардиограммы, являетсярезультатомалгебраическогосуммированиятоков действияобоих предсердий, причемправое возбуждаетсяраньше и даетположительнонаправленныйзубец Р, а затемчерез 0,02-0,03 сек.Происходитвозбуждениелевого предсердия-отрицательнонаправленныйзубец Р.Посколькупотенциалы, вытекающиев правом и левомпредсердиях, имеютразное направление, алгебраическоесуммированиеих, дает небольшуювеличину зубцаР.По даннымлитературы(С.П.Летунова1950), высота зубцаР у взрослыхколеблетсяв 1-м стандартномотведении от0,5 до 1,9 мм, во 2-м -от0,5 до 3 мм, в 3-м — от0 до 3 мм.Ширина(продолжительностьзубца Р), указывающаяна длительностьвозбужденияпредсердий, непревышающаяу взрослых0,08-0,1 сек.(В.Е.Лезмин, С.Е.Карпай1948).
ИнтервалP-Q отражаетсостояниесердца в периодот начала возбужденияпредсердийдо начала возбужденияжелудочков.ИнтервалH-Q складываетсяиз электрическихпотенциалов, впериод деполяризациипредсердий(зубецР) и периодраспространениявозбужденияот предсердийк желудочкампо атриовентрикулярномуузлу, пучку Гисаи его ветвям(сегмент P-Q).В нормесегмент P-Q равенили несколькокороче зубцаР, у здоровыхлюдей интервалР находитсяна изоэлектрическойлинии.В номеу взрослыхдлительностьинтервала P-Qколеблетсяв пределах0,12-0,18 сек., но не более0,2 сек.(Л.И.Фогельсон1957) и, наоборот, приповышениитонуса симпатическогонерва иногданаблюдаетсянезначительноеуменьшениеинтервала P-Q(не ниже 0,12 сек.у взрослых).ЗубецQ представляетсобой первыйнаправленныйвниз зубецжелудочногокомплекса.ЗубецQ отражаетдеполяризациюмежжелудочковойперегородки.Этотзубец необязательныйэлемент ЭКГ.ПонаблюдениямВ.Е.Низмена иС.Е.Карпов (1948), внорме у взрослыхво всех трехстандартныхотведенияхон встречаетсяв 3% случаев, почтив половинеслучаев онбывает заметентолько в одномотведении, чащевсего в 1-м, значительнореже в 3-м и оченьредко во 2-м.
ПоЛ.И.Фогельсону(1957) максимальнаявеличина зубцаQ в норме у взрослыхв 1-м отведенииравна 2 мм, во2-м — 2,4 мм, в 3-м — 3мм.Внорме шириназубца Q не должнапревышать 0,03с, а его амплитудадолжна быть1/4 амплитуды следующегоза ним зубца.
ЗубцомR называетсялюбой положительныйзубец комплексаQRS.Этот зубецотражаетдеполяризациюверхушки, передней, заднейи боковой стенкижелудковсердца.Высотазубца R в нормеу взрослогочеловека варьируетсяв широкихпределах:R-1 от1 до 16,16.5 мм, в среднем 6-7 мм;R2-от 1,3 до 26 мм.всреднем 11-14 мм,R3-от0,5 до 24 мм.В среднем8-9 мм(ДощицинВ.А. 1982).
ПродолжительностькомплексаQRS, дающего представленияо деятельностиохвата процессомвозбуждениямышц обоихжелудочков, внорме у взрослыхколеблетсяв пределах от0,06 — 0,10 сек.Удлинениепродолжительностиинтервала QRSболее 0,09 сек.(увзрослых 0,10 сек.)считаетсяотклонениемот нормы ирассматриваетсякак нарушениевнутрижелудочковойпроводимостивследствиеналичия паталогическихявлений всократительноммиокарде или, главным образом, впроводниковойсистеме.Однако, какуказываетЛ.И.Фогельсон(1957), изменениеформы и уширениеQRS происходити в тех случаях, когда источникомвозникновениявозбуждениястановитсякакая-либоточка отдельныхжелудочков, котораявызывает изменениенормальногохода возбужденияв желудочках(ШамсиевС.М. 1966).СегментS-Т это отрезокЭКГ между концомкомплекса QRS иначалом зубцаТ.Сегмент S-Tсоответствуеттому периодусердечногоцикла, когдаоба желудочкаполностьюохваченывозбуждением.СегментS-T в норме расположенна изолинииили слегкасниженным.Снижениесегмента S-T недолжно превышать0,5 мм.Подъемсегмента недолжен превышать1 мм.(Орлов В.Н.1986).
Длительность(ширина) интервалаS-T измененногоот конца зубцаS до начала подъемаТ, весьма непостоянна изависит отдлительностисистолы.Паталогическиеизмененияинтервала S-Tмогут выражатьсяв виде смещенияего вверх иливниз (более 1мм.) от изолинии.Клиническиенаблюденияпоказывают, чтосмещение интервалаS-T в ту или другуюсторону илиизменения егоформы наблюдаетсяпри миокардитах, перикардите, инфарктемиокарда, коронарнойнедостаточностирезко выраженнойгипертрофиисердца (ШамсиевС.Ш. 1966).Зубцом Тзаканчиваетсяжелудочковыйкомплекс, когдапрекращаетсядеполяризацияобоих желудочков.ЗубецТ направленвверх, имеетпологое восходящееи более крупноенисходящееколено (ВечерскийГ.А. 1985).По даннымлитературы, средняя величиназубца Т у здоровыхлюдей колеблетсяв 1-м отведенииот 0,2 до 3мм, во 2-мот 3- до 4 мм, в 3-мотведении от0,8 до 1,5 мм.Продолжительностьзубца Т колеблетсяот 0,16 до 0,24 с.(КалюжнаяР.А. 1961).КомплексQRST характеризуетэлектрическуюсистему (возбуждения) желудочкови соответствуетпериоду отначала деполяризациидо окончанияполяризациижелудочков.Длинаинтервала Q-Тзависит от полачеловека ичисла сердечныхсокращений.При60-80 сокращенийв минуту у мужчинона бывает впределах 0,32-0,37сек., у женщин0,35-0,40 сек.При учащениисокращенийона укорачиватся, апри урежении- удлиняется.
Длясуждения обэлектрическойсистоле сердцаиспользуютсясистолическиепоказатели(СП)-процентноеотношение, длительностиэлектрическойсистолы (Q-T) исердечногоцикла (R-R).В нормесистолическийпоказательпри 60-80 сокращенияхв минуту составляет37-43 % у женщин и40-46 % у мужчин, т.е.он всегда меньше5% чем чаще сердечныйритм, и тем корочеэлектрическаясистола желудочкови тем вышесистолическийпоказатель(Весерский Т.А.1985).Интервал Т-Ррегистрируетсяот конца зубцаТ до началазубца Р следующегокомплекса.Онсоответствуетдиастоле желудочкови предсердия, вовремя которойотсутствуетэлектрическаяактивностьсердца.В нормесегмент Т-Ррасположенна изомерии.
ИнтервалыR-R отражают циклсердца включающийсистолу и диастолу.Внорме эти отрезкипочти равнымежду собой, продолжительностьих зависит отчастоты сердечногоритма (ЧСС).Следуетпризнать, чтокомплексныйкритерий оценкиЧСС до настоящеговремени неявляетсяобщепринятым.Так, нормосистолиейбольшинстваавторов называютЧСС в пределахот 60-80 ударов/мин.(ДембоА.Д. 1968, ГоркинМ.Я.1973).Ряд авторов обозначаюткак нормосистолиюЧСС в диапазонеот 60-90 ударов/мин.(ФогельсонЛ.И.1975, ДектярГ.Я.1966, НезменВ.Е.КарпайС.Е.1959;1981) некоторыеисследователиеще большерасширяютграницы допускаемыхколебаний ЧССсостояниипокоя, оцениваякак нормосистологию ЧСС в пределахот 50-100 ударов вминуту.(ТомовА., Томов И.1976).
Стольширокий диапазондопускаемыхколебаний ЧССобъясняетсяс одной стороныиндивидуальнойвариабельностьюизучаемогопоказателя, ас другой -многообразиемтрудноуловимоговлияния на ЧССразличныхфизическихи эмоциональныхфакторов.Приоценке влияниявеличины ЧССв состояниипокоя следуетучитывать еединамику взависимостиот возрастаи физическойактивности.Какизвестно ЧССу взрослогочеловека свозрастомувеличивается(МотылянскаяР.Е.1956).
Такимобразом, можносказать, чтосердечно-сосудистаясистема являетсяосновным показателемздоровья человека, и имеет возрастно-половыеотличия состояния.
Показателисердечно-сосудистойсистемы определяютсяфункциональнымиметодамиисследований.Своевременноеопределениезаболеванийсердечно-сосудистойсистемы предотвращаетдальнейшеетечение различныхзаболеваний.

Материалыи методы исследования.
Исследованияпроводилисьна студентах1 курса (1998-1999 учебногогода) естесвенно-географическогофакультетапо специальности''биология''.Возрастиспытуемых17-21 год.
Всеиспытуемыеподвергалисьврачебномуконтролю (медпунктКГУ) и лабораторнымизмерениям(кабинет физиологиичеловека иживотных) вноябре-феврале1998-1999 г.
Определениефизическогоразвития проводилосьобщепринятымиметодами соматотропиии физиометрии(В.В.Бунак 1941 г), длячего использовалисьследующиепоказатели: длинатела, массатела, жизненнаяемкость легких, ручнаядинамометрия.
Крометого проводиласьзапись ЭКГ.ДляпроведенияисследованияэлектроногрозиографЭК-1-Т-0,3М, а такжеаппарат дляизмерениякровяногодавления-общеизвестнымметодом Короткова.
Определялисьследующиепоказатели: артериальноедавлениесистолическое(АДс) и диастолическое(АДд).
Электрокардиограммаснималась вовтором стандартномотведении.
Изснятых электрокардиограммвычислялисьинтервалы (всекундах)R-R,P-Q,QRST,T-P,QRS, а такжесистематическийпоказатель(СП).С помощьюмиорефлексометраопределяласьскоростьзрительно-моторнойреакции.
Фактическийматериал обработанметодом вариационнойстатистики, врезультатечего были полученывсе основныепараметрывариационногоряда: средняяарифметическая взвешенная(М), среднееквадратическоеотклонение(Q), ошибкасредней арифметическойвзвешенной(m).Присоставлениивариационныхрядов учитывалсякаждый признакв отдельности.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
3.Собственныеисследования.
Исслелованиепроводилосьна стедентках1 курса естественно-географическогофакультета, поспециальности'''биология''.Возрастиспытуемыхот 17 до 21 года.Исследоанияфизическогоразвитияосуществлялосьантропометрическимметодом.
Результатыпроведенныхисследованийпредставленыв табл.2, гдеприведенысредние величиныморфофункциональныхпоказателей: длинныи массы тела, окружностигрудной клетки(ОГК), жизненнаяемкость легких(ЖЕЛ), силовыехарактеристики.Поформулам былирасчитаныследующиепоказатели: индексКетле, максимальнаявентиляциялегких (МВЛ) иплощадь поверхноститела (по формулеДюбуа).
Каквидно из табл.2соматическиепоказателистуденток 1курса (1998-1999 года)в среднемсоставили: длинатела 164,61,5см; масса тела55,72кг; окружностьгрудной клетки89,91,4см; сила правойкисти 14,31,5кг; сила левойкисти 12,21,4кг.Индекс Кетлесоставил 20,05; максимальнаявентиляциялегких 82,72; площадь поверхноститела 1,550,03м .
Анализполученныхрезультатовфизическогоразвития обследуемыхдевушек позволилувидеть, чтозона внутригрупповогораспределенияморфологическихпоказателейвесьма широка.Оназанимала вросте стояинтервал отминимальнойвеличины 155 смдо максимальной176 см (дипазон21 см).Максимальнаямасса исследуемых75 кг, а минимальная43 кг (разброс32 кг).Диапазонобхвата груднойклетки нашихиспытуемыхсоставил 35 см: отминимальнойвеличины 78 смдо максимальной103 см.Кистеваясила правойруки определяласьот 5 кг минимальногозначения до25 кг максимальном(диапазон 20кг).Кистеваясила левой рукиизмеряласьоот 5 кг минимальногозначения до25 максимальногозначения (разброс20 кг).ДиапазонЖЕЛ составил2500 мл, изменяясьот минимального2000 мл до максимального4500 мл.Индекс Кетлеизменялся отминимальнойвеличины 1,7 домаксимальной2,5 (диапазон0,8).Диапазон площадиповерхноститела составил0,6 м, изменяясьот минимальной1,3 м до максимальной1,9 м.МВЛ изменяласьот минимальногозначения 67 домаксимальноого103 .
Нахождениемаксимальныхи минимальныхвеличин являетсяактуальнымдля своевременноговыявлениявозможныхотклоненийсостоянияздоровья.
Интереснобыло сопоставитьпоказателифизическогоразвития (длинаи масса тела, ОГКи др.) девушек18 лет, обследованныхв 1999 году с показателямистуденток тогоже возраста, обследованныхранее, в частностив 1991 году (Л.З.Штодаи Р.М.Хмелева).Средниевеличины показателейприведены втабл.2.Обнаруживаетсяпочти полноесовпадениетаких параметровкак длина тела, массатела и окружностьгрудной клетки.Асиловые показателиправой и левойкисти обследовнныхв 1999 году, значительноуступают показателямдевушек обследованныхв 1991 году.Этинизкие показателивидимо свидетельствуюто малой двигательнойактивностистуденток, плохойфизическойподготовке.
Намибыли определеныряд функциональныхпоказателей, вчастности, МПК(максимальноепотреблениекислорода).ВеличинаМПК характеризут уровень развитиякардиореспираторнойсистемы, а рассчитанаяна 1 кг массытела определяетфизическуюработоспособность.Исследованиямиустановлено, чтосовременныеподросткиобладают болеенизкими показателямиМПК, чем их сверстники60-х годов.Основнаяпричина этихнегативныыхявлений-снижениеих двигательнойактивности(И.И.Лихницкая1987).Поэтому, определениепоказателяМПК приобретаетпрактическоезначение, т.к.дает возможностькаждой возрастнойгруппе выделитьлица с низкимипоказателямии приниматьсоответствующиемеры по их корелляции(А.А.Гуминский1990).В нашей эксперементальнойгруппе МПКсоставило 52,2мл/кгмассы тела, чтонесколько вышестандартнойвеличины, составляющей50 мл/кгмассы тела.Можноотметить некоторуютенденцию кувеличению(рис.1).
Приоценке физическогоразвития определялиЖЕЛ, котораяявляется важнойфункциональнойхарактеристикойдыхания.ОпределяемаяЖЕЛ в условияхэкспирементасоставила2930183мл, при должной3700 мл.СравнивпоказателиЖЕЛ за 1999 и 1991 года, можноотметить, чтонаметиласьтенденция науменьшениезначения ЖЕЛ(рис.2).
Также нами определяласьскоростьзрительно-моторнойреакции, которая отражает общеесостояниепроцессоввозбуждения-торможения ЦНС.Она составила1786мс.
Этодостовернобольше установленногостандартаданной возрастнойгруппы, которыйсоставляет153 мс(рис.3).Превышениеданного стандартасвидетельствуетоб ухудшенииэтого признака, нот.к. исследованиепроводилосьпосле занятий, по-видимомуэто и повлиялона полученныерезультаты, определяядлительностьпроцессов возбуждения-торможения.
Основнымипоказателямицентральнойгемодинамики, определяю- щими состояниесистемы кровообращенияявляются: изменениечастоты пульса(ЧСС), артериальноедавление(АД), систолическийобъем (СО), минутныйобъем циркулирующейкрови (МОК).Средниепоказателигемодинамикипредставленыв табл.3.ЧСС впокое составило75,42,01уд/мин.Систолическоедавление АДс113,31,46мм.рт.ст., а диастолическоеАДд 67,31,3мм.рт.ст. МОКсоставил 5506213мл/мин.
/>


Рис.1Максимальноепотреблениекислородастуденток
1 курса1999 года в сравнениис нормой.

/>

Рис.2Жизненнаяемкость легкихстуденток
1курса 1991 и 1999 года.

Р/>
ис.3Скоростьзрительно-моторнойреакции студенток1 курса 1999 года
всравнении снормой.

Многочисленныенаблюдениядают основаниеутверждать, чтооптимальнымдля подростков16-18 лет являетсясистолическоедавление впределах 113-120мм.рт.ст., а диастолическое65-75 мм.рт.ст.Средниеарифметическиепоказателиобследуемыхстудентоксоответствуютнорме.Сравниваяпоказателинаших испытуемыхс результатамиисследованиийпроводимыхранее, можноотметить, чтосредние показателиАДс нескольковыше, чем те жезначения за1996 год, а значенияАДд ниже.
Колличественныекритерии ЧССдо настоящеговремени неявляютсяобщепринятыми.Так, нормосистолиейбольшинствоавторов называютЧСС в пределахот 60 до 80 ударовв минуту(А.Г.Демб, М.Я.Горкин).Рядавторов обозначаютнормосистолиейЧСС в диапозонеот 60 до 90 ударовв минуту (ФогельсонА.С.). Некоторыеисследователиеще большерасширяютграницы допустимыхколебаний ЧССв состояниипокоя оцениваякак нормосистолияв пределах от50 до100 ударов вминуту (ТомовТ.М.).СреднийарифметическийпоказательЧСС исследуемыхдевушек составил75,42.01 уд/мин.
Средниеданные МОК иСО несколькопревышаютвозростныенормы, по литературнымданным для18-летних девушек(В.Панавенс,1979), инесколько вышетех же показателейстуденток1курса 1996 года.
Кардиограммаотражает суммарноеграфическоеизображениеколебанийэлектрическихпотенциаловснятых с поверхноститела.ПродолжительностьинтервловR-R,P-Q,QRST,QRS,TP(сек)и СП (%) представленыв табл.3.
ИнтервалPQотражаетсостояниесердца в периодот начала возбужденияпредсердийдо начала возбужденияжелудочков.Показательинтервала PQисследуемыхстудентоксоставил 0,160,01сек.В норме PQвзрослыхлюдей находитсяв пределах от0,10 до 0,18 сек.Такимобразом, показательисследуемыхнаходится впределах нормы.
КомплексQRSTхарактеризуетэлектрическуюсистолу желудочкови соответствуетпериоду отначала до окончаниядеполяризациижелудочков.Продолжительностьинтервала QRSTзависит от полачеловека ичисла сердечныхсокращений.При60-80 сокращенийв минуту у женщинбывает в пределах0,35-0,40 сек.Сопостовляяполученныерезультатыисследованияс нормативнымипоказателями, можноотметить, что они соответствуютнорме и составляют0,350,01сек.
ИнтервалT-Pсоответствуетэлектрическойдиастоле желудочкови предсердий, вовремя которыхотсутвуетэлектрическаяактивностьсердца.В нормеТ-Р составляет0,28-0,35 сек.ПоказателиинтервалаТ-Р, исследуемыхстуденток, составили0,360,03сек, что находитсяв пределахнормы.
ИнтервалR-Rотражает циклсердца включающийсистолу идиастолу, зависитот частотысердечногоритма.Длительностьинтервала R-Rв покое составила0,80,04сек.
Распространениевозбужденияпо сердечноймышце характеризутне толькодлительностьэлектрическойсистолы, но итак называемыйсистолическийпоказатель(СП), представляющийпроцентноеотношение, длительностиэлектрическойсистолы (QRST)и сердечногоцикла (R-R).Внорме систолическийпоказательпри 60-80 сокращенийв минуту составляету девушек 37-43%.Уисследуемыхстудентоксистолическийпоказательсоставил 431,2%, при частотесердечныхсокращений75,4 уд/мин.
Вцелом можноотметить, чтопоказателисердечно-сосудистойсистемы исследуемыхстудентоксоответствуютнорме.Состояниесердечно-сосудистойсистемы определяетсяфункциональнымиметодами исследования, а своевременноеопределениезаболеванийсердечно-сосудитойсистемы, предотвращаетдальнейшеетечение другихразличныхзаболеваний.
Однаиз задач поставленныхперед работой: оценитьсостояниездоровьястуденток-первокурсниц.Впроцессе исследованиябыло проведеноанкетирование, котороедало яснуюкартину о состоянииздоровья студентоки позволиловыявить наиболеераспространенныезаболеваниясреди исследуемых.
Такна вопрс анкеты:''Сколькораз в год выболеете ?''ответели
1 разв год болеет — 35 %
2 разав год болеет — 40 %
3 и болеераз в год — 25 %
Такимобразом болееполовины обследуемыхстудентокболеют чащедвух раз в год-это65 % (рис.4).
Оченьвысокий процентзаболеванийдыхательныхпутей ОРЗ иОРВИ свидетельствуето низкой двигательнойактивности.Такна вопросанкеты:''Какчасто вы занимаетесьспортом ?''ответели
3 разав неделю и чаще- 20 %
2 разав неделю — 50 %
1 разв неделю — 10%
незанимаютсявообще — 20 %
Полученныерезультатыотображенына рис.5.
Какмы видим двигательнаяактивностьстуденток вдвоениже физическойпотребности, чтоне способствуетулучшениюморфофункциональныхпоказателейфизическогоразвития.Дляподдержанияздоровья ивысокой работоспособностикаждый студентдолжен за суткиделать 21-30 тыс.шагов или заниматься

Р/>
/>
ис.1

/>


Рис.2

физкультуройв среднем от1 до 1,5 часов в день(И.И.Пономоренко1980).
Соблюдениережима дня, правильнаясистема питания-всеэто отражаетсяна работоспособности, успеваемостии, главное, наздоровье студенток.
Наиболеераспространеннымизаболеваниямисреди исследуемыхбыли следующие: заболеваниядыхательныхпутей, эндокринной, нервнойи сердечно-сосудистойсистем.
Такимобразом, состояниездоровья, физическоеразвитие иподготовленностьстуденток-первокурсницпока не достигложелаемогоуровня.Состояниездоровья обследуемыхстуденток можетбыть оцененокак удовлетворительное.

Выводы.

1.Наоснове полученныхантропометрическихпоказателейбыл построенантропометрическийпрофиль студенток1 курса естественно-географическогофакультетапо специальности''Биология''.
Данныеантропометрическиепоказателисоставили: длиннатела в среднем164,61,5см, масса тела55,72кг, ОГК 89,91,4см, кистеваясила правойруки 14,31,5кг, кистеваясила левой руки12,21,4кг.

Таблица1

Показателифизическогоразвития студенток1 курса 1991 и 1999 года.
Показатели 1 курс 1991 года (n=90) 1 курс 1999 года (n=20) М  m   М  m  
Длина тела (см) 163,0 0,9 5,9 164,6 1,5 6,5
Масса тела (кг) 56,9 1,1 7,0 55,7 2,0 9,0
ОГК (см) 88,5 0,7 4,7 89,9 1,4 6,4
Сила правой руки (кг) 28,9 0,9 5,8 14,3 1,5 6,8
Сила левой руки (кг) 27,1 0,9 6,0 12,2 1,4 6,3
ЖЕЛ (мл) 3039 69,1 447,5 2930 183 819
Индекс Кетле (гр/см )


2,0 0,05 0,2
МВЛ


82,7 2,05 9,2
Площадь поверхности тела (м )


1,5 0,03 0,2

Таблица2
Показателисердечно-сосудистойсистемы студенток1 курса 1996 и 1999 года.
Показатели 1 курс 1996 года (n=20) 1 курс 1999 года (n=20) М  m М  m 
ЧСС (уд/мин) 70,6 9,66 75,4 2,01 8,9
АДс (мм.рт.ст.) 112,5 5,59 113,3 1,46 6,5
АДд (мм.рт.ст.) 64,7 5,45 67,3 1,33 5,9
МОК (мл/мин) 4640 125 5506 213 955
R-R (сек) 0,86 0,11 0,8 0,04 0,2
P-Q (сек) 0,14 0,02 0,16 0,01 0,03
QRST (сек) 0,39 0,03 0,35 0,01 0,4
QRS (сек) 0,08 0,01 0,08 0,004 0,2
TP (сек) 0,35 0,1 0,36 0,03 0,14
СП (%) 45 4,93 43 1,19 0,53


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :