ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ПРОЕКТ
«Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей»
Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н.
Научный руководитель: Тазиев С.Ф.
Елабуга 2011
Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3
2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4
2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5
2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6
3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7
4.Содержание проекта……………………………………………………………8
5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9
5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9
5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9
5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………...9
5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9
6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10
7. Список использованных источников ………………………………………11
1. Пояснительная записка
Данная тема проекта актуальна конкретно для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».
Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.
Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.
Данный проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей.
2. Концептуальные основы проекта
Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.
Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.
Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) — 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.
Климат социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей
Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей:
Напряженная социально-психологическая обстановка
Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».
Не сплоченность коллектива.
Причинами этих проблем являются:
Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.
Предвзятое отношение друг к другу.
Большая нагрузка.
Неудобное расписание.
Неравномерное распределение часов.
Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.
Административные и финансовые злоупотребления.
Формальное существование системы самоуправления.
Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.
Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.
2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе — объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на формировании сплоченного коллектива.
Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников.
Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы:
формирование высокой культуры общения и толерантности;
наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха;
улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов.
3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей
Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом;
повышение культуры общения всех работников организации;
сплочение коллектива;
развитие системы педагогического самоуправления.
С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать:
развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям;
улучшению общих условий труда;
спокойствию и уверенности работников;
самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере;
успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом;
благоприятному развитию педагогического процесса.
4.Содержание проекта
№
Пути реализации цели и задач
Ожидаемый эффект
1
Дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом, т.е. прохождение специальных курсов
Более грамотное руководство, с учетом специфики педагогического коллектива. Внедрение целостной и последовательной концепции развития коллектива
2
Совместное (всем коллективом) посещение культурных мероприятий
Повышение культуры общения всех работников организации, толерантное отношение друг к другу
3
Участие в различных благотворительных акциях
4
Организация психологических тренингов, направленных на:
— формирование коммуникативных навыков
— управление психологическим состоянием
— развитие персонала (формирование команды)
— управление личностного роста
Сплочение коллектива
На таких тренингах работники научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека.
5
Формирования структуры органов педагогического самоуправления и распределения полномочий.
Проведение реальных, а не формальных педсоветов, на актуальные, животрепещущие темы.
Внедрение метода голосования при принятии решений.
Развитие системы педагогического самоуправления. Грамотное, демократичное управление образовательным учреждением и всеми процессами, происходящими внутри него.
5. Ресурсное обеспечение проекта
5.1 Нормативно-правовое обеспечение
Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция Российской Федерации, Декларацией принципов толерантности, Устав образовательного учреждения.
5.2 Кадровое обеспечение
Работники образовательного учреждения дополнительного образования детей, приглашенные специалисты в сфере менеджмента в образовании и психологических тренингов.
Материально-техническое и финансовое обеспечение
Материально-техническая база образовательного учреждения.
Ежегодное финансирование, для приобретения необходимой методической литературы.
Внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь).
5.4 Научно-методическое обеспечение
Научно-методическое обеспечение развития и улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации образовательного учреждения) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности.
6. Ожидаемый результат
Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе.
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к коллегам, и работе в целом.
Готовность участвовать в практических делах по улучшению педагогического процесса.
Сформированность навыков культурного и толерантного поведения сотрудников образовательного учреждения.
Совершенствование педагогической деятельности в целом.
7. Список использованных источников
Аллахвердова О.В. Конфликтология / Санкт- Петербург: Питер, — 2000. – 220 с.
Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / М.: Просвещение, — 1983. – 240 с.
Вишняков Н.Ф. Конфликтология / Минск, 2000. – 180 с.
Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций / Растов-на-Дону: Феникс, — 2004. – 160 с.
Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. – 120 с.
Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. – 184 с.
Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива / М.: Просвещение, — 1979. – 256 с.
Шакуров Р.Х. Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, — 1990. – 180 с.
Википедия свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/wiki