Урок по теме: «Условияжизни растений. Лес как растительное сообщество»
Авдеева Н.В., учительбиологии ГОУ СОШ №121 г. Москвы
Цель: продолжитьзнакомство с растительными сообществами, выделить отличительные особенностилеса, как растительного сообщества
Задачи:
воспитательные — продолжить формирование бережного отношения к природе;
образовательные – повторитьматериал по жизненным формам растений, растительным сообществам,
ознакомиться с понятиями:ярусность, светолюбивые, теневые, теневыносливые, холодостойкие, теплолюбивые,ксерофитные, мезофитные, гидрофитные растения,
научиться выделятьярусы в лесу и распределять растения по группам по отношению к воде, свету,температуре;
развивающие — продолжитьзнакомство с растениями своего региона.
Формы работы: рассказучителя, дискуссия, эвристическая беседа.
Оборудование: таблица«Дубрава», «Ярусность».
Термины урока:ярусность, факторы среды, светолюбивые, теневые, теневыносливые, теплолюбивые,холодостойкие, ксерофиты, мезофиты, гидрофиты, жизненные формы, растительноесообщество.
Ход урока.
I. Организационныймомент.
II. Контрольнаяработа по теме лишайники.
III. Изучениенового материала
Учитель Ученик Мы с Вами изучали разные Царства живой природы. Какие? Растения, Бактерии, Грибы Какое Царство нами еще не изучено? животные Скажите, а в природе все организмы распределены по царствам и обитают изолированно? Нет, совместно Как называется явление, когда Папоротники, Мхи, Лишайники, Покрытосеменные обитают совместно Растительное сообщество Давайте вспомним определение Растительное сообщество- совместно произрастающие растения Какие типы растительных сообществ вы знаете? Луг, болото, лес и т.д.
Сегодня на уроке мы изучим особенности леса, как растительного сообщества
Тема записывается на доске:
Условия жизни растений. Лес как растительное сообщество Запись темы в тетрадь Когда Вы приходите в лес, на что в первую очередь обращается ваше внимание? Деревья А в следующий момент? Кустарники, травы Как правильно называется, то что мы перечислили Жизненные формы
Если приглядеться, можно обнаружить мхи и лишайники. Распределение растений по высоте называется — ярусностью.
Ярусы:
1. Деревья
2. Низкие деревья
3. Кустарники
4. Травы
5. Мхи и лишайники Запись определения в тетрадь.
Учитель показывает ярусы на таблице.
Пользуясь учебником, назовите растения каждого яруса и покажите их на плакате Ученик после прочтения книги отвечает, пользуясь таблицей и материалами учебника, у доски Куда следует отнести мхи и лишайники растущие на деревьях? Отвечают с корректировкой учителя- межярусный слой А если мы сделаем вертикальный разрез почвы и посмотрим что там внутри. Показывает на плакате Учащиеся комментируют и приходят к выводу, что есть и подземная ярусность
А всем ли растениям одинаково живется в лесу? Давайте подумаем.
Учитель корректирует ответы учащихся
Одни растения произрастают на свету, другие в тени
Одни в холодных местах, другие в теплых и т.д. Учитель подводит итог: на растения влияют: освещенность влажность, температура, которые называются факторами среды
Записывают в тетрадь:
факторы среды- освещенность влажность, температура
Давайте вместе заполним схему:
Группы растений по отношению к:
Свет: Вода: Температура:
Работа с учебником с записью в тетрадь:
Свет: Вода:
Теневые ксерофиты
Светолюбивые мезофиты
Теневыносливые гидрофиты
Температура:
Теплолюбивые
холодостойкие
IV. Закреплениематериала: работа с терминами в конце § 62
V. Домашнеезадание: § 62, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа, выписать в тетрадьрастения хвойных и лиственных лесов.