Реферат по предмету "Педагогика"


Урок по ВИ Далю сказка У тебя у самого свой ум

Владимир Иванович Даль.
Сказка “У тебя у самого свой ум”
Цели:
1.Познакомить учащихся с автором сказки; проанализировать лексику сказки при помощи Словаря живого великорусского языка В.И. Даля.



Оборудование:
Портрет В.И. Даля, рисунки учеников к его сказкам. Таблицы, в которых даны определения устаревших, диалектных, просторечных, общеупотребительных слов, фразеологизмов, синонимов; русские народные пословицы (на планшете).
Сказка — ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
А.С. Пушкин
Ход урока:
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы прочитаем необычную сказку В.И. Даля “У тебя у самого свой ум”; работая с текстом сказки, узнаем происхождение и лексическое значение многих слов. Обратите внимание на эпиграф к уроку и запомните его. Посмотрим, какой урок можно извлечь из сказки В.И. Даля. Сначала послушаем сообщение о жизни и творчестве В.И. Даля. (Выступает ученик) Из сообщения нам стало известно, что Даль записывал в словарь меткие слова, выражения, народные песни и сказки. А что он писал о сказках в своем словаре? (Читает ученик) Владимир Иванович и сам писал сказки. Сейчас мы послушаем его сказку “У тебя у самого свой ум”. (Читают ученики) Какие части можно выделить в сказке?
1) Привычка козла.
2) Овца отбилась от гурта.
3) Незваные в огороде.
4) Монолог козла (речь одного лица).
5) Нравоучение автора.
Теперь, опираясь на текст сказки и обращаясь к Словарю живого великорусского языка В.И. Даля, мы последим за поведением главных героев — козла и овцы. Козел повадился в огород.
Что значит повадился?
По словарю В.И. Даля, это значит привык (ходить), имел дурную привычку.
Для какого стиля речи характерно это слово? (Для разговорного). Запишите в тетрадь: повадился (разговорное) — привык. Козел повадился в огород, когда пастухи выгоняют гурт свой. Слово гурт диалектное: найдите его значение в словаре В.И. Даля. Диалектные слова (читают по таблице) — слова, употребляемые жителями той или иной местности. Запишем: гурт (диалектное) — стадо. Слово гурт является общеупотребительным в лексиконе украинского народа.
Какие словосочетания с глаголами передают постоянные привычки козла?
— Головой помахивает, бородой потряхивает, идет себе да пофыркивает. Козел идет, как добрый. Почему — как добрый? Разве козел добрый?
Козел никогда не был добрым, он делал вид, что он добрый, а сам был ловкий обманщик (отвечают учащиеся). Из словаря В.И. Даля мы можем узнать, что по отношению к скоту это слово означает полный, дородный, сытый. Найдите в этой части сказки слово, которое употребляют только в разговоре. Сперва (разговорное) — сначала. Во второй части сказки найдите глаголы, которые описывают поведение овцы. Отбилась, зашла, стоит, да кричит, да оглядывается. Повторяющийся союз да тоже характерен для передачи разговорной речи.
Куда зашла овца?
В чащу, в крапиву, в лопушник. Подберите однокоренные слова к слову лопушник: лопух, лопушиный. На Руси это растение именовали лепушкой, лепухой (от слова лепиться). В основе русского названия лежит древнее, теперь давно забытое слово лоп, которое обозначало лист.
Как выглядит лопух?
Да, это сорное растение с цепкими, колючими соцветиями или плодами, если с ним встретиться в конце лета. (Отвечают ученики). Лопушник — устаревшее слово. Прочитаем по таблице, какие слова называются устаревшими. Запишем: лопушник (устаревшее) — заросли лопуха. Лопушиные заросли в старых дворах служили ребятам хорошим укрытием во время игр в войну или в прятки. Автор называет овцу словом сердечная. Сердечная — просторечное слово: оно употребляется как ласковое обращение с оттенком жалости, сострадания. Найдите в рассуждениях овцы другие устаревшие слова. Читают текст вслух: Пойду, дескать, хоть за ним. Этот выведет: мне не первина за ним идти: у нас и впереди гурта тот козел-вожак идет, за ним ступай смело! По словарю В.И. Даля, дескать — частица, указывающая, что передается чужая речь. В современном русском языке используется как вводное слово. Не первина (устаревшее) — не впервые (общеупотребительное). По таблице ученики читают, какие слова называются общеупотребительными. Вожак, по словарю В.И. Даля, — “передовая скотина в стаде”, указчик дороги; в современном русском языке в этом значении соответствует общеупотребительному слову проводник — указывающий путь.
Каким образом козел и овца очутились в огороде?
(Ученики читают текст вслух).
Какое слово вас заинтересовало?
Слово тын. Найдите его значение в словаре. Тын — слово диалектное, обозначает изгородь.
Какое общеупотребительное слово-синоним можно подобрать к слову изгородь?
Слово забор (отвечает ученик). Запишем: Тын — изгородь, забор — слова-синонимы.
Какие слова называются синонимами? (См. таблицу).
Кроме того, отмечаем, что слово тын общеупотребительное в лексиконе украинского народа.
Читает учитель: На этот раз огородник заглянул как-то пораньше в капусту свою да и увидал незваных. Схватил он хворостину предолгую да и кинулся на незваных.
Какое выражение вы считаете здесь разговорным?
— Хворостину предолгую. Что имеется в виду? — Очень длинный прут, которым огородник решил хлестать незваных.
Какими словами автор характеризует поведение козла в огороде?
(Ученики читают текст вслух).
Как понять выражение как попроворнее?
Назовите начальную форму слова попроворней. — Проворный.
Подберите слова-синонимы к этому слову. — Быстрый, ловкий, торопливый.
Значит, козел, как более проворный, сумел перескочить через тын. При этом он мемекнул.
От каких звуков произошло звукоподражательное слово мемекнул?
Мемекнул да и пошел в чистое поле.
Что значит чистое поле?
Найдите в словаре слово чистое. — Ровное, прозорное, открытое, откуда вольный вид во все стороны. Ровное, прозорное*, открытое — слова-синонимы.
Назовите глаголы, которые показывают поведение овцы в огороде. — Замоталась, стала кидаться, попалась.
Какое слово в тексте вам показалось необычным? — Оробев. Это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом (деепричастие).
От какого глагола оно произошло? — Оробеть, робеть.
А что значит робеть? — Бояться, опасаться, трусить. Хорошо, вы определили значение слова, назвав его синонимы.
Огородник выместил свое зло на овце. Что он сделал? — Измочалил хворостину о бедную овцу.
Что значит измочалил? — Исхлестал. Слово просторечное. Прочитайте по таблице о просторечных словах. (Это слова шутливого, пренебрежительного, ироничного, грубоватого и других оттенков.) Теперь давайте прочитаем по таблице, какие слова называются фразеологизмами.
Фразеологизмы — устойчивые словосочетания. Их разрывать нельзя. Найдите фразеологизмы в той части сказки, которую мы назвали “Незваные в огороде”, попытайтесь их заменить одним словом. Кричит не своим голосом — сильно. Вытянуть во всю длину — ударить изо всей силы. Бегать хвостом (за кем-либо) — не отставать; Пошел в свою голову — самовольно; Отомнет бока — побьет; Нелегкая принесла — прийти некстати. Придя домой, овца стала плакаться (просторечное) — жаловаться. Найдите в монологе козла устаревшие слова. Коли — если (подчинительный союз); зачем-де — устаревшая грамматическая форма слова.
На Руси в старину в разговоре пользовались сокращенной формой слова дескать — одним слогом де. Полная форма этого выражения: зачем, дескать. А теперь, найдите в тексте определения, характеризующие овцу. — Глупая, сердечная, бедная. Какое значение имеет определение бедная? — Несчастная, обиженная. Какими словами характеризует автор козла? Плут, вор (отвечают ученики).
Вывод первый
С какой целью использует автор в сказке устаревшие, просторечные, диалектные слова, фразеологизмы?
Ответы учеников:
а) Даль показывает разнообразие слов в языке русского народа; он хочет, чтобы эти слова продолжали жить в русском языке.
б) Он хочет подчеркнуть простоту и искренность речи простых людей, их живой язык.
в) Автор специально ездил и собирал эти слова, записывал их и создал Словарь живого великорусского языка, которым мы пользуемся сейчас.
г) Если бы не было этого словаря, мы бы не знали, какие слова употребляли в своей речи наши предки.
Учитель.
И конечно, слова, записанные В.И. Далем, способствовали развитию современного русского литературного языка.
Как вы думаете, можно сказать, что у автора тоже есть своя роль в сказке?
Ответ ученика.
Да, потому что он незримо, невидимо присутствует в сказке, выражая свое авторское отношение к героям: их поведению и характерам.
Вывод второй
Итак, ребята, в течение урока мы работали над словом сказки.
А что же мы узнали об авторе, В.И. Дале?
Ответы учеников:
а) Даль — мудрый человек и сказочник.
б) Он считал главным делом своей жизни изучение языка русского народа.
в) Даль — великолепный знаток живого великорусского языка.
г) Я считаю, что В.И. Даль совершил великий подвиг, создав Словарь живого великорусского языка.
Учитель.
Для нас Словарь В.И. Даля — это исторический памятник, свидетельствующий о богатстве русского языка.
— А как вы думаете, почему произведение “У тебя у самого свой ум” можно назвать сказкой? Почему это литературная сказка? Чем она отличается от народной? Обратимся к эпиграфу урока. Найдите в сказке слова, в которых содержится “намек, добрым молодцам урок”, о котором говорит А.С. Пушкин. — А разве у тебя у самого своего ума нет?
— Какой урок можно извлечь из этой сказки? Чему учит сказка? — Надо жить своим умом.
— Какие вы знаете пословицы и поговорки об уме?
Ответы учеников:
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Брат он мой, а ум у него свой.
На то человек на свет родится, чтоб жить своим умом.
Не всяк умен, кто с головою.
На деньги ума не купишь.
Про всяк час ума не напасешься.
Добрый разум наживешь не сразу.
Живи всяк своим умом!
Чужой ум уважай и своим соображай.
Сколько голов, столько умов.
Краса до венца, а ум до конца.
Каков ум, таков и разум.
Всем своего ума не вложишь.
Чужим умом в люди не выйдешь.
Сказки Даля богаты пословицами и поговорками. Вы можете познакомиться с двухтомником, в который вошли пословицы и поговорки, собранные В.И. Далем. Прочитаем некоторые из них (на планшете) и подумаем, какой пословицей можно озаглавить сказку, а какой ее закончить.
Домашнее задание
Сочините маленькую сказку по пословице, только сначала подумайте, кого и чему будет учить ваша сказка, какой урок можно извлечь из нее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сущность инфляции, формы ее проявления в теории и на практике в России
Реферат Образ маленького человека в прозе ФСологуба
Реферат Между вторым и третьим Римом. О ныне забытом, о некогда дружественном России княжестве Феодоро
Реферат Анализ технико-организационного уровня
Реферат Human Nature An Essay That
Реферат Краткое содержание Воспитание чувств Гюстав Флобер
Реферат Социально-психологический аспект причин девиантного и делинквентного поведения подростков
Реферат Everyday Use Essay Research Paper In the
Реферат Изменения в системе ценностей россиян. Этносоциальные общности
Реферат Деятельность социального педагога по профилактике склонности к наркомании старших подростков
Реферат Интеграл по поверхности первого рода
Реферат Методика роботи над українською народною казкою
Реферат Womens Rights Essay Research Paper Women
Реферат Individual Rights Vs Special Needs Of State
Реферат Acronyms Idioms And Slang