Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Анализ учета затрат на производство продукции

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХРАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ
1.1 Понятия «расходы», «затраты»,«издержки». Классификация затрат
1.2 Учет расходов организации поэкономическим элементам
1.3 Методы учета затрат икалькулирования себестоимости
1.4 Учет продажи продукции, выполненныхработ и оказанных услуг
2.организационно-экономическаяхарактеристика огуп «белозерское дрсп»
2.1Организационная характеристика
2.2 Экономическая характеристика
3. Учет затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продажи
3.1 Первичный учет затрат на производство
3.2 Аналитическийи синтетический учет затрат
3.3 Первичный учетпродажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг
3.4 Аналитический и синтетический учет продажи
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ НАПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ И ИХ ПРОДАЖ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
учетзатрата производство
Мощный наплыв новыхфирм и как следствие этого усиление конкуренции заставляет существующиепредприятия серьезно задуматься над тем, как бы не потерять часть своейрыночной доли и не снизить свои прибыли. Это приводит их к рассмотрению затратна производство и реализацию продукции, без анализа которых существование фирмыв современных рыночных условиях становится не только проблематичным, но на мойвзгляд даже невозможным (тем более что вести бухгалтерский учет предприятияобязывают законы РФ). Это очевидно, ведь любой анализ результатов хозяйственнойдеятельности предприятия имеет своей основой именно данные о затратах напроизводство и реализацию продукции.
Основные задачибухгалтерского учета затрат на производство и калькулирования себестоимостипродукции – учет объема ассортимента и качества произведенной продукции,выполненных работ и оказанных услуг и контроль за выполнением плана по этимпоказателям; учет фактических затрат на производство продукции и контроль заиспользованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдениемустановленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению; калькулированиясебестоимости продукции и контроль за выполнением плана по себестоимости;выявление результатов деятельности структурных хозрасчетных подразделенийпредприятия по снижению себестоимости продукции.
Объемвыручки от продажи продукции, выполненных работ и оказанных услуг являетсяважнейшим показателем, характеризующим производственную и финансовуюдеятельность коммерческой организации и промышленного предприятия. В результатепродажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг создается возможность изполученной выручки произвести оплату приобретенных имущества, сырья иматериалов, рассчитаться с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам исборам, по платежам во внебюджетные фонды, с банком по кредитам. Продажапродукции, работ и услуг должна обеспечить не только возмещение расходов напроизводство и сбыт, но и получение прибыли — одного из важнейших источниковрасширения производства, обновления, модернизации и реконструкции основныхсредств, увеличения объема выпуска продукции.
Насегодняшний день, предложенная к рассмотрению тема не является абсолютно новой,хотя большинство учебников не дают полной и подробной информации о ней, асодержат лишь ее части.
Вданной работе сделана попытка систематизации затрат на производство, краткогоанализа предложенных классификаций, дан подробный перечень затрат включаемых всебестоимость произведенной продукции. Так же в данной работе представлены всеосновные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимостипродукции. С целью улучшения системы учета и оперативного контроля зазатратами не обойдены стороной и рекомендации по снижению затрат напроизводство.
Основнымицелями данной курсовой работы является:
— получение знаний о принципах учета и контроля затрат на производство;
— показатьсинтетический и аналитический учет затрат на производство, а так же учетпродажи продукции, (работ, услуг);
— проанализировать деятельность предприятия в данной области бухгалтерскогоучета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами.
Длядостижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть финансовое состояние предприятия;
— изучить теоретические основы бухгалтерского учета продаж;
— изучить счета, применяемые для учета затрат на производство продукции (работ,услуг) и их продажи;
— ознакомитьсяс формами первичных документов.
Объектомисследования является ОГУП«Белозерское ДРСП».
Предметомисследования являются система учета затрат на производство продукции (работ,услуг) и процесс их продажи (реализации).
Базойисследования послужили, в основном, учебные пособия и практикумы ведения учетазатрат на современном этапе становления рынка, набор нормативных документов ирекомендаций, а также ряд журнальных статей из основных экономическихпериодических изданий по бухгалтерскому учету.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО УЧЕТУ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХРАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ
 
1.1 Понятия «расходы»,«затраты», «издержки». Классификация затрат
В экономической теорииутвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремитсяпринимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимальновозможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции изатрат на ее производство и реализацию.
Цена продукции на рынкеесть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законоврыночного ценообразования в условиях свободной конкуренции цена продукции неможет быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя, онавыравнивается автоматически. Другое дело — затраты, формирующие себестоимостьпродукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объемапотребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организациипроизводства и других факторов. Следовательно, производитель располагаетмножеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие приумелом руководстве.
В экономическойлитературе и нормативных документах часто применяются такие термины, как«издержки», «затраты», «расходы». Неправильноеопределение этих понятий может исказить их экономический смысл.
Внимательноеознакомление с сущностью перечисленных выше терминов позволяет сделать вывод отом, что в своей основе все эти понятия означают одно и то же — затратыпредприятия, связанные с выполнением определенных операций.
Термин«издержки» применяется, как правило, в экономической теории. Этосуммарные жертвы предприятия, связанные с выполнением определенных операций.Они включают в себя как явные (бухгалтерские, расчетные), так и вмененные(альтернативные) издержки.
Явные (расчетные)издержки — это выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленныеприобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессепроизводства и обращения продукции, товаров или услуг.
Альтернативные(вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую онополучило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативнойцене, на альтернативном рынке и т.д.
Под затратами мы будемпонимать явные (фактические, расчетные) издержки предприятия, а под расходамиуменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств впроцессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья,материалов, услуг. Лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы исвязанную с ним часть затрат — расходы.
На такое пониманиевышеуказанных терминов нас ориентирует стандарт 18 МСФО «Выручка», атакже отечественные ПБУ 9/99 «Доходы организации» и 10/99«Расходы организации». В соответствии с указанными документамирасходы, как правило, принимают форму оттока или уменьшения актива. Расходыпризнаются в отчете о прибылях и убытках на основании непосредственной связимежду понесенными затратами и поступлениями по определенным статьям дохода.Такой подход называется соответствием расходов и доходов. Исходя из этого вбухгалтерском учете все доходы должны соотноситься с затратами на их получение,называемыми расходами. С точки зрения техники учета, это состоит в том, чтозатраты должны накапливаться на счетах «Материалы»,«Амортизация», «Расчеты по оплате труда» и т.д., затем насчетах «Основное производство», «Готовая продукция» и несписываться на счета реализации до тех пор, пока продукция, товары, услуги, скоторыми они связаны, не будут реализованы, поскольку лишь в момент реализацииорганизация будет признавать свои расходы.
Среди качественныхпоказателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель,как себестоимость продукции. В нем как синтетическом показателе отражаются всестороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации. Отуровня себестоимости продукции зависит размер прибыли и уровень рентабельности.Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовыересурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, темзначительнее эффективность производственного процесса, тем больше будетприбыль.
В настоящее времясостав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируетсясоответствующими нормативными актами, прежде всего, положением «О составезатрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых всебестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовыхрезультатов, учитываемых при налогообложении прибыли» (утвержденопостановлением Правительства РФ 5 августа 1992 г. №552 с последующимиизменениями и дополнениями).
Даже из простогоперечисления слагаемых затрат, образующих себестоимость продукции (работ,услуг), видно, что они не одинаковы не только по своему составу, но и по значениюв изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты непосредственносвязаны с производством продукции (затраты сырья, материалов, оплата трударабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы насодержание аппарата управления, на обеспечение производственного процессанеобходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии ит.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-такипо действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисленияна воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.).Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видовготовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видовпродукции, — косвенно. Поэтому для эффективной организации управленческогоучета необходимо применять экономически обоснованную классификацию затрат поопределенным признакам. Это поможет не только лучше планировать и учитыватьзатраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенныесоотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния науровень себестоимости и рентабельности производства.
В управленческом учетецелью любой классификации затрат является оказание помощи руководителю впринятии правильных, обоснованных решений, поскольку менеджер, принимаярешения, должен знать, какие затраты и выгоды они за собой повлекут. Поэтомусуть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которыеможет повлиять руководитель.
Практика организацииуправленческого учета в экономически развитых странах предусматривает разныеварианты классификации затрат в зависимости от целевой установки, направленийучета затрат. Потребители внутренней информации определяют такое направлениеучета, какое им требуется для обеспечения информацией по исследуемой проблеме.
В этой связизаслуживает внимания классификация затрат, предложенная К. Друри. По егомнению, прежде всего, в учете накапливается информация о трех категорияхзатрат: расходы на материалы, рабочую силу и накладные расходы. Затемобобщенные затраты распределяются по направлениям учета: 1) для калькулированияи оценки себестоимости произведенной продукции; 2) для планирования и принятияуправленческих решений и 3) для осуществления процесса контроля ирегулирования. Кроме того, в каждом из перечисленных выше трех направлений, всвою очередь, происходит дальнейшая детализация затрат в зависимости от целейуправления.
Нисколько не умаляядостоинства предложенной классификации затрат, считаю, что сужение возможностейуправленческого учета рамками только этих направлений не совсем отвечаеттребованиям нынешнего времени. Как известно, управленческий учет призвандостигать намеченной цели через свои функции. У каждой функции имеется своеназначение, цель, задачи, а также методы, приемы и способы их достижения. Всвязи с этим предлагаем расширить направления классификации затрат, подчинив ихвозможностям каждой функции управленческого учета. При этом необходимо иметь в виду,что один и тот же классификационный признак в разных направлениях может датьразный результат и наоборот.
Обобщенно классификациюзатрат предприятия применительно для управленческого учета можно представить вследующем виде (табл. 1).
Таблица 1 — Классификациязатрат в управленческом учетеКлассификационные признаки с учетом функций управления Виды затрат 1. Процесс принятия управленческих решений Явные и альтернативные; релевантные и нерелевантные; эффективные и неэффективные 2. Процесс прогнозирования Краткосрочные и долгосрочные 3. Процесс планирования Планируемые и непланируемые 4. Процесс нормирования Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них 5. Процесс организации По местам и сферам возникновения; функциям деятельности и центрам ответственности 6. Процесс учета Одноэлементные и комплексные; по статьям калькуляции и экономическим элементам; постоянные и переменные; основные и накладные; прямые и косвенные; текущие и единовременные 7. Процесс контроля Контролируемые и неконтролируемые 8. Процесс регулирования Регулируемые и нерегулируемые 9. Процесс стимулирования Обязательные и поощрительные 10. Процесс анализа Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные

Также можно классифицироватьзатраты следующим образом (табл. 2).
Таблица 2 — Классификация затрат производства для целей учетаПризнак Виды затрат Характеристика Экономическое содержание По экономическим элементам Экономический элемент — первичный, однородный вид затрат, который нельзя разделить на составные части: 1)Материальные затраты 2)Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды 3)Амортизация 4)Прочие По статьям калькуляции Калькуляционная статья — определенный вид затрат, образующий себестоимость как отдельных видов, так и всей продукции в целом: 1)сырье и материалы 2)возвратные отходы (вычитаются) 3)покупные изделия и полуфабрикаты 4)топливо и энергия на технологические цели 5)оплата труда производственных рабочих 6)отчисления на социальные нужды 7)расходы на подготовку и освоение производства 8)общепроизводственные расходы 9)общехозяйственные расходы 10)потери от брака 11)прочие производственные расходы По составу (однородности) Одноэлементные Одноэлементные — затраты, состоящие из одного элемента, не зависят от места возникновения и целевого назначения. Комплексные Комплексные состоят из нескольких элементов В зависимости от объема производства Переменные Величина переменных затрат изменяется пропорционально объему производства. Постоянные Постоянные затраты практически не зависят от объема производства. По целевому назначению Основные Основные — затраты, связанные с технологическим процессом выпуска продукции. Накладные Накладные — связаны с организацией, обслуживанием производства и реализацией продукции. По способу включения в себестоимость Прямые Прямые — расходы по производству конкретного вида продукции, могут быть сразу отнесены на объекты калькуляции. Все прямые расходы являются переменными затратами. Косвенные Косвенные расходы связаны с выпуском нескольких видов продукции (затраты на управление и обслуживание производства), эти расходы собираются на соответствующих счетах, а затем путем распределения включаются в себестоимость продукции. По времени включения в себестоимость Текущие Текущие — расходы по производству и реализации продукции данного периода, которые принесли до-ход в настоящем. Будущих периодов Будущих периодов — затраты, произведенные в текущем периоде, но подлежащие включению в себестоимость в будущих периодах, т.к. будут приносить доход в будущих периодах.
1.2 Учет расходоворганизации по экономическим элементам
Экономический элементрасходов — это однородный их вид, который невозможно разложить на составныечасти. В качестве примера такого вида расхода можно указать стоимость покупнойэлектроэнергии.
Однако на практике подэлементом расхода понимают экономически однородные затраты — материальныезатраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию ипрочие затраты (ПБУ 10/99).
Налоговым кодексом, какуже отмечалось, отчисления на социальные нужды не выделены в отдельный элементрасходов.
Материальные затратыотражают стоимость:
• покупных сырья иматериалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды, а такжекомплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу илидополнительной обработке в данной организации; « работ и услугпроизводственного характера, выполняемых сторонними организациями или производствамии хозяйствами организации, не относящимися к основному виду деятельности;
• топлива всех видов,приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработкувсех видов энергии, отопление зданий, транспортные работы по обслуживаниюпроизводства, выполняемые транспортом организации;
• покупной энергии всехвидов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственныенужды; « потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норместественной убыли и некоторых других материальных потерь.
Стоимость материальныхресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты», формируется исходя изцен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок(надбавок), комиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим ивнешнеэкономическим организациям, стоимости услуг товарных бирж, включая брокерскиеуслуги, таможенных пошлин, платы за транспортировку, хранение и доставку,осуществляемые сторонними организациями.
Из затрат наматериальные ресурсы, включаемых в себестоимость продукции, исключаетсястоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаютсяостатки сырья, материалов, полуфабрикатов, теплоносителей и других видов материальныхресурсов, образовавшиеся в процессе производства продукции,
Утратившие полностьюили частично потребительские качества исходного ресурса и в силу этогоиспользуемые с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе неиспользуемые по прямому назначению.
Возвратные отходыоценивают в следующем порядке:
• по пониженной ценеисходного материального ресурса (по цене возможного использования), если отходымогут быть применены для основного производства, но с повышенными затратами(пониженным выходом готовой продукции) для нужд вспомогательного производства,изготовления предметов широкого потребления (товаров культурно-бытовогоназначения и хозяйственного обихода) или реализованы на сторону;
• по полной ценеисходного материального ресурса, если отходы реализуются на сторону дляиспользования в качестве полноценного ресурса.
Полный перечень затрат,включаемых в материальные расходы для целей налогообложения, приведен в ст. 254Налогового кодекса РФ. В затраты на оплату труда включают любые начисленияработникам в денежной или натуральной форме, стимулирующие начисления инадбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиямитруда, премии и единовременные поощрительные начисления, а также затраты,связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами(контрактами) или коллективными договорами.
Перечень начислений ивыплат, включаемых в расходы на оплату труда для целей налогообложения,приведен в ст. 255 Налогового кодекса РФ.
По статье «Отчисленияна социальные нужды» отражают обязательные отчисления по установленнымзаконодательством нормам органам государственного социального страхования,Пенсионного фонда, фондов медицинского страхования от затрат на оплату трудаработников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу«Затраты
на оплату труда» (крометех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).
По статье «Амортизациявнеоборотных активов» отражают сумму амортизационных отчислений по основнымсредствам, материальным ценностям, предоставляемым организацией за плату вовременное пользование (доходным вложениям в материальные ценности), инематериальным активам.
Состав амортизируемыхактивов установлен ПБУ 6/01 и 14/2000 (см. гл. 3), а для целей налогообложения— Налоговым кодексом РФ (ст. 256).
По статье «Прочиезатраты» отражают налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды(резервы) и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии сустановленным законодательством порядком, платежи за выбросы (сборы)загрязняющих веществ, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки,подъемные, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительныхцентров, банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основныхпроизводственных фондов (или их отдельных частей), отчисления в ремонтный фонд,а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ,услуг), но не относящиеся к ранее перечисленным элементам затрат.
Раскрытие информации озатратах в разрезе элементов в бухгалтерской отчетности. Сведения о расходахорганизации по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат приведеныв разделе «Расходы по обычным видам деятельности» Приложения к бухгалтерскомубалансу (форма № 5).
Кроме того, данные осуммах амортизации амортизируемого имущества (нематериальных активов, основныхсредств и доходных вложений в материальные ценности) приведены всоответствующих раздела Приложения к бухгалтерскому балансу.
1.3 Методы учета затрати калькулирования себестоимости
Калькулирования — этосовокупность приемов учета затрат на производство и исчисления себестоимостиготовой продукции.
Процесс калькулированиясостоит из трех этапов:
— Исчислениесебестоимости всего объема выпущенной продукции
— Исчислениесебестоимости каждого вида продукции
— Исчислениесебестоимости единицы продукции.
В настоящее время вРоссии используется следующие основные методы учета затрат:
— попередельный
— позаказный
— попроцессный(простой)
— нормативный
Положительнозарекомендовали себя в зарубежной практике:
— стандарт- костинг
— директ-костинг
Рассмотрим каждый изметодов в отдельности.
Попередельныйметод учета затрат используется в массовыхпроизводствах с последовательной переработкой сырья и материалов(нефтепереработка, металлургия, химическая, текстильная промышленность и др.),которая осуществляется в несколько стадий (фаз, переделов).
Передел — совокупностьтехнологических операций, в результате которых сырье и материалы превращаются вполуфабрикаты или готовую продукцию.
Полуфабрикат — промежуточное звено в цепочке от материалов, до готовой продукции.
Сущность методазаключается в следующем: прямые издержки производства формируются (отражаются вучете) не по видам продукции, а по переделам. Отдельно исчисляетсясебестоимость продукции каждого передела (даже если речь идет о выпуске несколькихвидов продукции). Косвенные расходы распределяются пропорциональноустановленным базам. Перечень переделов обуславливается особенностямитехнологического процесса.
Продукция, полученная вкаждом переделе (кроме последнего) является полуфабрикатом собственногопроизводства. Поэтому различают полуфабрикатный и бесполуфабрикатный вариантыисчисления себестоимости.
Полуфабрикатный методкалькуляции позволяет учитывать затраты по каждому переделу и движениеполуфабрикатов из цеха в цех. Полуфабрикаты входят в себестоимость продукцииотдельной статьей, т.е. себестоимость продукции каждого передела состоит иззатрат передела и себестоимости полученных полуфабрикатов.
Бесполуфабрикатныйметод учитывает исключительно затраты по каждому переделу.
Остатки незавершенногопроизводства на конец периода определяются путем инвентаризации передела.Себестоимость единицы каждого вида продукции калькулируется комбинированным илиодним из пропорциональных способов.
Позаказный методучета затратиспользуется виндивидуальном и мелкосерийном производстве сложных изделий (судостроение,машиностроение).
Заказ — документальнооформленное (бланк заказа) распоряжение на выполнение производственного заказа.
Сущность метода: напредприятии путем заполнения специальных бланков открываются заказы. Принятые кисполнению заказы регистрируются и им присваивается номер. После открытиязаказа вся документация по нему составляется с указанием кода заказа. Копияизвещения об открытии заказа передается в бухгалтерию, где составляется карта аналитическогоучета издержек производства по заказу.
Прямые основныеиздержки производства учитываются в разрезе калькуляционных статей попроизводственным заказам. Остальные издержки учитываются по местамвозникновения и в дальнейшем включаются в себестоимость заказов путемраспределения. До выполнения заказа все производственные расходы, которые кнему относятся, считаются незавершенным производством.
По окончании работзаказ закрывается. Определяется индивидуальна себестоимость единицы продукции(заказа).
Попроцессный(простой) метод учета затрат используется вотраслях с ограниченной номенклатурой продукции и там, где незавершенноепроизводство отсутствует или незначительно (в добывающей промышленности, наэлектростанциях и т. п.).
Сущность метода: прямыеи косвенные издержки учитываются по калькуляционным статьям затрат на весьвыпуск готовой продукции. Средняя себестоимость единицы продукции определяетсяделением суммы всех издержек за отчетный период на количество выпущенной впериоде готовой продукции.
Издержкивспомогательных производств и управленческие расходы формируются по комплекснымкалькуляционным статьям затрат.
Если незавершенноепроизводство на конец периода отсутствует, то общая величина производственныхиздержек является себестоимостью, иначе производится распределение издержек наготовую продукцию и незавершенное производство.
Нормативныйметод учета затрат используется в отрасляхобрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразнойи сложной продукции (машиностроение, металлообработка, швейное, обувное,мебельное производство и другие).
Норма — это минимальныезатраты, необходимые для производства продукции заданного качества.
Норма — этонаучно-обоснованный показатель, выражающий меру затрат труда, времени, материальныхи финансовых ресурсов, необходимых для производства того или иного изделия.
Норматив — норма,характеризующая расчетную потребность в натуральной или стоимостной форме;выраженная в абсолютных или относительных показателях.
Норматив товарных запасов- оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажутоваров при минимуме затрат.
Нормативная калькуляция- величина затрат, которую предприятие израсходует на единицу выпускаемойпродукции с учетом норм и нормативов в постатейном разрезе.
Сущность метода:отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам,предусмотренным нормативными калькуляциями; обособленно ведут оперативный учетотклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений,причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущиенормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, иопределяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклоненияопределяются методом документирования или при помощи инвентаризации.
Фактическаясебестоимость рассчитывается одним из способов:
— если объектом учетаявляются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относятна эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют поформуле:
 
Затраты фактические =Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм.
— если объект учета — группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого видаполучается путем распределения отклонений от норм и изменений нормпропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции.
Виды отклонений:
— отклонение затратосновных материалов
— отклонение прямыхтрудовых затрат
— отклонениеобщепроизводственных расходов
Каждое из отклоненийможет быть вызвано лишь двумя причинами: изменение запланированной цены ресурсаи изменение запланированного объема расхода ресурса.
Стандарт-костингшироко применяется в Западных странах с развитой рыночной экономикой, в Россиина его основе был разработан и удачно используется метод нормативного учетазатрат на производство. Незаменим в отраслях, где цены на ресурсы относительностабильны, а сами изделия не изменяются в течение длительного времени — напредприятиях обрабатывающих отраслей, швейного, обувного, мебельногопроизводства и ряда других.
СущностьСтандарт-костинг (standart costing) — система учета затрат и калькуляциисебестоимости с использованием нормативных затрат. «Стандарт» — количество необходимых для производства единицы продукции затрат;«костинг» — денежное выражение этих затрат. Система появилась вАмерике в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономическийкризис.
В основу системыСтандарт-костинг положены следующие принципы:
— предварительноенормирование затрат по элементам и статьям затрат;
— составлениенормативных калькуляций на изделие и его составные части;
— раздельный учетнормативных затрат и отклонений;
— анализ отклонений;
— уточнение калькуляцийпри изменении норм.
Нормирование затратосуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьямрасходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих;общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи,зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие);коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Нормативные затратыбазируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производствапродукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. Пообщепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородныхстатей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и врасчете на запланированный объем производства.
В течение отчетногопериода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат.Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периодаотклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализотклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленныхнорм и нормативов.
Директ-костинг используетсяна предприятиях, где отсутствует высокий уровень постоянных затрат и гдерезультат работы можно легко определить и количественно измерить. Широкораспространен во всех экономически развитых странах. В Германии и Австрии методполучил наименование «учет частичных затрат» или «учет суммыпокрытия», в Великобритании его называют «учетом маржинальныхзатрат», во Франции — «маржинальная бухгалтерия» или«маржинальный учет».
Российские бухгалтерскиестандарты не разрешают в полном объеме использовать систему«Директ-костинг» для составления внешней отчетности и расчетаналогов, данный метод в настоящее время находит все более широкое применение вовнутреннем учете для проведения анализа и обоснования управленческих решений вобласти безубыточности производства, ценообразования и т.д.
Маржинальный доход — разница между выручкой и переменными издержками. Включает в себя прибыль отпроизводственной деятельности и постоянные затраты.
Маржинальнаякалькуляция себестоимости — распределение на объект затрат только переменныхпрямых затрат.
Сущность Фактическоевнедрение системы «Директ-костинг» в США относится к 1953 году, когдаНациональная ассоциация бухгалтеров-калькуляторов в своем отчете опубликовалаописание этой системы.
В основе метода лежитисчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинальногодохода.
Современная системадирект-костинг предлагает два варианта учета:
— простойдирект-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямыепеременные затраты
— развитойдирект-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные икосвенные переменные общехозяйственные расходы.
Учет себестоимостиведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом попредприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли.
В процессе примененияэтого метода определяется маржинальный доход и чистая прибыль.
Взаимосвязь показателейпри маржинальном подходе:
— Выручка от продажипродукции (В)
— Переменные затраты(ПеЗ)
— Маржинальный доход(МД = В — ПеЗ)
— Постоянные затраты(ПоЗ)
Прибыль (П = М — ПоЗ)
Изменение величинымаржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержекна себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммыпостоянных затрат.
Взаимосвязь показателейпозволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.
Директ-костингпозволяет определить критический объем производства, при котором за счет выручкибудут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Критический объемпроизводства (кол-во продукции) можно определить по формуле:
 
О = ПоЗ / (Ц — ПеЗ),
где О — критическийобъем выпуска, ПоЗ — постоянные затраты в целом по предприятию, Ц — продажнаяцена 1цы продукции, ПеЗ — переменные затраты на 1-цу продукции.

1.4 Учет продажипродукции, выполненных работ и оказанных услуг
 
Продажей продукциизавершается кругооборот средств организации, в результате чего создаетсявозможность из полученной выручки произвести расчеты с поставщиками материалов,с работниками по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам, платежам вовнебюджетные фонды, с банком по кредитам, прочими кредиторами.
Продажа продукции,работ и услуг должна позволить не только возместить затраты по их производствуи сбыту, но и получить прибыль – один из важнейших источников обновления ирасширения производства.
Продукция, работы иуслуги считаю проданными при переходе права собственности на них от продавца кпокупателю, от производителя к потребителю. С этого момента их стоимостьвключается в объем выручки и доход организации. Объём выручки от продажипродукции, выполненных работ и оказанных услуг является важнейшим показателем,характеризующим производственную и финансовую деятельность коммерческойорганизации, производственного предприятия.
Втекущем учете продаваемая продукция оценивается: по фактическойпроизводственной себестоимости (с включением всех затрат или только прямыхзатрат), плановой (нормативной производственной себестоимости или продажнымценам). Если организация применяет плановую (нормативную) себестоимость илипродажные цены, то по окончании отчетного месяца исчисляется фактическаясебестоимость проданной продукции, работ, услуг. При расчете фактической себестоимостииспользуются данные об остатке продукции на складе (в отгрузке) и о выпуске илиее отгрузке за месяц по учетным ценам (плановая или нормативная себестоимостьпродажные цены) и по фактической себестоимости. При этом исчисляетсякоэффициент отношения фактической себестоимости к стоимости по учетным ценам,который умножается на стоимость по учетным ценам проданной продукции.
Продажапродукции (работ, услуг) производится: по свободным отпускным ценам и тарифам,увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость (НДС), по государственнымрегулируемым оптовым иенам (тарифам), увеличенным на сумму НДС, и погосударственным регулируемым розничным ценам, включающим в себя НДС. Свободныепродажные цены согласовываются сторонами сделки, т. е. продавцом и покупателем.Если в расчетах используются свободные договорные цены, то они могут бытьпроверены со стороны налоговых органов. Проверке подвергаются цены приотклонении их более чем на 20 % от уровня рыночных цен на идентичные изделия,цены по договорам, заключаемым между взаимозависимыми организациями, потоварообменным операциям и внешнеторговым сделкам.
Проверкацен, указанных в договоре, осуществляется:
наоснове документально подтвержденной информации, полученной из официальныхисточников о рыночных ценах. К официальным источникам относится следующаяинформация: о биржевых котировках и рыночных ценах, опубликованных в печатныхизданиях государственными органами по статистике и органами, регулирующимиценообразование, а также заключения экспертов, имеющих право на осуществлениеоценочной деятельности;
методомцены последующей продажи. При этом методе в основу проверкиберется цена, по которой в последующем продавалась продукция. Этот методиспользуется в случае отсутствия на рынке сделок по идентичным или однороднымтоварам;
затратнымметодом, при котором рыночная цена рассчитывается как суммапроизведенных расходов и обычной прибыли для Данной сферы деятельности. Обычныйразмер прибыли равен уровню рентабельности, сложившемуся по аналогичнымтоварам. Сведения об уровне рентабельности получают от органов статистики иорганов ценообразования.
Кстоимости продукции по продажным иенам добавляется акциз (по подакцизнойпродукции) и НДС, а при продаже ее за наличный расчет и налог с продаж. Суммаакциза определяется по отношению к продажной цене. По НДС в качественалогооблагаемой базы берется стоимость по продажным пенам, а по подакцизнойпродукции к пене добавляется акциз.
Приопределении налоговой базы по налогу с продаж в стоимость продукции включаютсяналог на добавленную стоимость и акциз для подакцизной продукции. По НДС иналогу с продаж ставка устанавливается в процентах, по подакцизной продукции взависимости от ее вида по адвалорным ставкам (в процентах) — ювелирные изделия,автомобили легковые или по специфическим ставкам (в рублях и копейках) — алкогольная продукции и табачные изделия.
Ввыписываемых расчетно-платежных документах указываются: цена, количествопродукции, стоимость продукции по продажным ценам, акциз, НДС, налог с продаж иобщая сумма к получению.
Важнойпредпосылкой организации учета продажи продукции, достоверного исчисленияфинансовых результатов является наличие своевременно и правильно оформленныхдоговоров продаж первичных документов, графика документооборота,номенклатуры-ценника на производимую продукцию и др.
Кзадачам учета продаж продукции, выполненных работ, оказанных услуг относятся:
· контрольза своевременным и правильным оформлением первичных документов по сбыту ипродаже продукции;
· своевременнаявыписка и предоставление покупателю и банку расчетно-платежных документов;
· обеспечениеинформацией о наличии и движении продукции руководителей соответствующихподразделений в целях осуществления контроля за своевременным оприходованием,отгрузкой и сохранностью готовой продукции;
· контрольза своевременным поступлением денежных средств от продажи продукции, сверкавзаимных расчетов с покупателями.

2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯХАРАКТЕРИСТИКАОГУП «БЕЛОЗЕРСКОЕ ДРСП»
 
2.1 Организационная характеристика
Областноегосударственное унитарное предприятие «Белозерское предприятие построительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в дальнейшемименуемое «Предприятие» создано в соответствии с постановлениемГубернатора Курганской области от 12.072001 года №141 «О совершенствованииструктуры управления дорожным хозяйством Курганской области» в результатереорганизации путем разделения учреждения «Курганское государственное областноеуправление автомобильных дорог».
Предприятиеявляется коммерческой организацией. Предприятие является правопреемникомгосударственного учреждения «Курганское государственное областное управлениеавтомобильных дорог» в части прав и обязанностей его филиала «Белозерскоедорожное управление» в соответствии с разделительным балансом.
УчредителемПредприятия является Департамент государственного имущества и промышленнойполитики Курганской области в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и Курганской области.
Предприятиеявляется юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иныесчета в банках, круглую гербовую печать со своим наименованием, штамп, бланки,фирменное наименование.
Местонахождения Предприятия: Курганская область, с.Белозерское. Почтовый адрес:641360 Курганская область, с. Белозерское, ул. Рогачева, 29.
Предприятиеосуществляет следующие виды деятельности, обеспечивающие бесперебойное ибезопасное движение транспортных средств по автомобильным дорогам общегопользования и другим автомобильным дорогам и дорожным сооружениям:
— выполнение работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительствуавтомобильных дорог и сооружений на них, производственных баз и других объектовдорожного хозяйства, материально-техническое обеспечение деятельностиПредприятия;
— благоустройство автомобильных дорог, включая полосу отвода и придорожнуюполосу;
— производство и реализация строительных и дорожно-строительных материалов,асфальтобетонных смесей, конструкций, полуфабрикатов, комплектующих изделий,технических средств организации дорожного движения;
— осуществление промышленного строительства, всех видов ремонтных и строительныхработ, со всеми сопутствующими работами;
— заготовка, переработка и реализация вторичного сырья и отходов, приобретение,производство, оптовая и розничная реализация товаров, материалов и другой продукции;
— оказание всех видов транспортных, консультационных, информационных, экспертных,инжиниринговых, маркетинговых и других услуг организациям и физическим лицам идр.
На рисунке 1 и на рисунке 2 представлены организационнаяи управленческая структуры управления ОГУП «Белозерское ДРСП». Онипредставляет собой иерархическую структуру и характеризуетсялинейно-функциональными связями между работниками аппарата управления.
Эти две структуры ОГУП «Белозерское ДРСП»являются отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого изее работников аппарата управления.

/>

Рисунок 1 – Организационная характеристика ОГУП«Белозерское ДРСП»
/>/>/>/>/>
Кладовщик   />/>/>/>
Водители  
Слесаря  
Механики  
Главный механик   />/>
Рабочие  
Мастера   />
Прораб  
Главный инженер   />
Директор   Д/> /> /> /> />
Главный бухгалтер   /> />
Бухгалтерия   /> />
Кассир  

Рисунок2 – Управленческая структура ОГУП«Белозерское ДРСП»
2.2 Экономическая характеристика
 
Рассмотримосновные экономические показатели предприятия ОГУП «Белозерское ДРСП».
Анализируя данные таблицы 3 мы видим, что за последние 3года объемы реализации выросли на 44,27 %, стоимость основных производственныхфондов возросла на 4,39 %, численность работников снизилась на 2,44 %.
Таблица 3 – Размеры производстваНаименование показателя 2007 г. 2008 г. 2009 г. Темп роста, % Стоимость реализованной продукции, тыс. р. 26408 33562 38098 144,27 Стоимость основных производственных фондов, тыс. р. 14217 14482 14841 104,39 Среднесписочная численность работников, чел. 123 122 120 97,56 Прибыль, тыс. р. 3757 3462 7123 189,59
Далее рассмотрим структуру товарной продукции ОГУП«Белозерское ДРСП».
Таблица 4 – Объем и структура товарной продукции, услугНаименование продукции, услуг 2007 г. 2008 г. 2009 г. В среднем за 3 года тыс. р. %к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу Работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог 11020,0 36,5 15333,0 41,4 18641,0 41,2 14998,0 40,0 Благоустройство автомобильных дорог 10250,0 34,0 11565,0 31,2 14579,0 32,2 12131,3 32,4 Строительные материалы 8105,0 26,9 9112,0 24,6 10941,0 24,2 9386,0 25,0 Промышленное строительство 790,0 2,6 1014,0 2,7 1060,0 2,3 954,7 2,5 Итого 30165,0 100,0 37024,0 100,0 45221,0 100,0 37470,0 100,0
Из таблицы 4 делаем вывод о том, что данное предприятиеспециализируется в большей степени на выполнении работ по содержанию, ремонту,реконструкции и строительству автодорог, их благоустройстве, а также напроизводстве и реализации строительных материалов. Наибольший удельный вес вовсем объеме продукции и услуг, оказываемых ОГУП «Белозерское ДРСП»,занимают работы по содержанию, ремонту, реконструкции и строительствуавтомобильных дорог (40,0%), а наименьший – промышленное строительство (2,5%),что говорит о том, что предприятие мало заинтересовано в данном видедеятельности.
Проанализируем обеспеченность нашего предприятияресурсами. Для этого рассмотрим структуру основных производственных фондов(ОПФ).
Таблица 5 – Структура основных производственных фондовНаименование основных производственных фондов 2007 г. 2008 г. 2009 г. Отклонение,(+/-) Темпы роста, % тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу тыс. р. % к итогу Здания 5979 42,1 5979 41,3 5979 40,3 - 100,0 Машины и оборудование 4876 34,3 4969 34,3 5028 33,9 152 103,1 Транспортные средства 3362 23,6 3534 24,4 3834 25,8 472 114,0 Итого 14217 100,0 14482 100,0 14841 100,0 624 104,4
По таблице 5 можно сделать следующие выводы: наибольшийудельный вес в структуре ОПФ в последнем году имеют здания (40,3%); стоимостьОПФ за анализируемый период возросла на 4,4 %, данное увеличение произошло восновном из-за увеличения стоимости транспортных средств (на 14,0 %). Стоимостьзданий за последние три года не изменилась. Стоимость машин и оборудованиявозросла на 3,1 %.
Далее следует рассмотреть финансовые результаты ОГУП«Белозерское ДРСП».
Таблица 6 – Показатели производственно-экономическойдеятельности предприятияПоказатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. к 2007 г. ,% Выручка от реализации, тыс. р. 30165 37024 45221 149,9 Себестоимость реализованной продукции, тыс. р. 26408 33562 38098 144,3 Среднегодовая стоимость основных средств 14217 14482 14841 104,4 Прибыль от реализации, тыс.р . 3757 3462 7123 189,6 Среднегодовая численность работников, чел. 123 122 120 97,6 Производительность труда, р./чел 245,2 303,5 376,8 153,7 Фондовооруженность, р. 115,6 118,7 123,7 107,0 Фондотдача, р 2,1 2,6 3,0 143,6 Фондоемкость, р 0,5 0,4 0,3 69,6 Рентабельность капитала, % 26,4 23,9 48,0 181,6 Рентабельность реализованной продукции, % 14,2 10,3 18,7 131,4
Из выше приведенной таблицы мы видим, что за 2007 г. 2,1р. продукции (услуг) произведено на 1 руб. стоимости основных фондов. Еслирассматривать фондоотдачу в динамике, то можно сделать вывод о том, что запоследние 3 года данный показатель вырос на 43,6 % и в 2009 г. составил 3 р.произведенной продукции (услуг) на 1 руб. стоимости основных фондов. Ростфондоотдачи свидетельствует об улучшении использования основных фондов. Можносделать вывод о том, что действующие основные производственные фондыиспользуются предприятием эффективно.
Анализируя показатель фондоемкости мы видим, что 0,5стоимости основных производственных фондов приходится на 1 руб. произведеннойпродукции за 2007 г. Из таблицы 6 видно, что фондоемкость снижается и в 2009 г.составляет уже 0,3. Снижениефондоемкости означает экономию труда, овеществленного в основных фондах,участвующих в производстве, следовательно потребность предприятия в основныхфондах для получения необходимого объема продукции уменьшается.
Рассмотрим показатель фондовооруженности. В динамике запоследние три года данный показатель увеличился на 7,0 %, что свидетельствует оросте степени оснащенности труда работающих.
Если рассмотреть фондовооруженность и фондоотдучу вместес уровнем производительности труда в динамике за последние 3 года, мы увидим,что все три показателя растут. Можно сделать вывод о том, что предприятие располагаетдостаточным количеством основных фондов и использует имеющиеся средстваэффективно.
Одним из наиболее важных индикаторовконкурентоспособности предприятия является показатель рентабельности.Рентабельность капитала показывает что за 2007 г. 26,4% прибыли получается скаждого рубля средств, вложенных в производство. В 2009 г. этот показательсоставил 48,0 %. Рассчитанная рентабельность капитала показывает, чтопредприятие имеет базу для обеспечения высокой доходности собственногокапитала.
Рентабельность реализованной продукции характеризуетэффективность предпринимательской деятельности. В 2007 г. этот показательсоставлял 14,2 %, что говорит о том, что 14,2% прибыли имеет предприятие срубля выручки. К концу 2008 г. рентабельность реализованной продукции снизиласьдо 10,3%. Причина данного снижения в выросших издержках и повысившихся ставкахналога. Но к 2009 г. рентабельность реализованной продукции возвращается напрежний уровень и составляет уже 18,7%. В целом можно сделать вывод одостаточно высокой конкурентоспособности продукции (услуг) ОГУП«Белозерское ДРСП».

3 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХРАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ И ИХ ПРОДАЖИ
3.1 Первичный учет затрат на производство
Впервичном учете используется большое количество разнообразных документов, наосновании которых производятся все последующие записи. Важнейшим требованием,предъявляемым к первичному учету затрат и выходу продукции, является правдивоеи полное отражение хозяйственных операций в системе первичной документации.
Всезаписи в бухгалтерском учете о затратах и выходе продукции основываются наданных соответствующих первичных документов. Эти документы можно группироватьпо четырем признакам:
— по учету затрат труда,
— предметов труда,
— средств труда,
— выхода продукции
Вдокументах по учету затрат труда отражают произведенные в трудовые затраты навыполнение конкретных работ и начисленная при этом оплата. Как примерпервичного документа – табель учета использования рабочего времени, а такжерасчетно-платежная ведомость.
Расходматериалов оформляют актом на списание дорожно-строительных материалов,израсходованных на содержание автодорог и искусственных сооружений. В концемесяца данные первичных документов заносятся в отчет о движении материальныхценностей (форма№121).
Документыпо учету затрат средств труда фиксируют произведенные в отрасли растениеводствазатраты по использованным средствам труда, которые выражаются в начисленнойамортизации. В ОГУП «БелозерскоеДРСП» заполняются лишь ведомость начисления амортизационныхотчислений за месяц (форма№62). Не заполняются на предприятии: расчетамортизационных отчислений по основным средствам по состоянию на начало года;расчет амортизационных отчислений по поступившим и выбывшим основным средствам;ведомости дефектов на ремонт машин, ведомости распределения текущего ремонта.
Данныедокументов по учету затрат труда систематизируют по каждому работнику дляначисления и выплаты заработной платы и по категориям работников для контроляза использованием фонда заработной платы. Данные документов по учету предметовтруда систематизируют по направлениям поступления и расхода материальныхценностей, но не используют – по материально ответственным лицам. Данныедокументов по затратам средств труда систематизируют по группам и видамоднородных основных средств, но нет систематизации по направлениямиспользования основных средств. Данные документов по выходу продукциисистематизируют по видам продукции, материально ответственным лицам,направлениям поступления и расходования продукции. На предприятии данные всехдокументов систематизируют по объектам учета затрат – видам работ и услугам.Для этого применяют журналы учета работ и затрат, которые ведутся в бригадах.Так же используются накопительные ведомости.
3.2Аналитический и синтетический учет затрат
В целях бухгалтерского учета применяется следующаяклассификация видов деятельности:
— деятельность по производству и реализации продукцииосновного производства;
— прочие виды производства и реализации товаров (работ,услуг).
В ОГУП «Белозерское ДРСП» применяется позаказный методучета затрат и калькулирования себестоимости. Заказ открывается на каждыйобъект строительства, ремонта, содержания.
Затраты группируются на прямые и косвенные. Производитсяподсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг). Прямые затраты –затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести наобъект калькулирования на основе первичных документов. Косвенные затраты немогут быть отнесены в момент возникновения прямо на объект калькулирования. Онисначала собираются на определенном счете и затем расчетным путем включаются всебестоимость продукции, работы, услуги.
Аналитический учет затрат ведется по видам продукции(работ, услуг), видам деятельности, номенклатурным статьям затрат, элементамзатрат.
Управленческие и общехозяйственные расходы в ОГУП«Белозерское ДРСП» учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы». Расходывспомогательных производств учитываются на счете 23 «Вспомогательныепроизводства». При этом эти расходы признаются в себестоимости продукции иуслуг полностью в отчетном периоде. Субсчета, открытые к счетам 23 и 26,приведены в Рабочем плане счетов
Затраты, учтенные на счете 26 ежемесячно списываютсяследующим образом:
1) Дт 90.2 Кт 26.1 – списываются косвенные расходы
2) Дт 90.5 Кт 26.2 – списываются расходы, не принимаемые квычету при определении прибыли предприятия.
Затраты, учтенные на счете 23 формируют фактическуюсебестоимость
отпущенной продукции (работ, услуг) вспомогательныхпроизводств для внутреннего потребления и реализации на сторону. В конце месяца23 счет закрывается следующим образом:
1) Дт 90.2 Кт 23.2 – списываются расходы по содержаниюмашин и оборудования
2) Дт 10 Кт 23.3 – списываются расходы по заготовке песка вчасти прямых затрат
3) Дт 90 Кт 23.1 – списываются расходы по АБЗ
4) Дт 90.2 Кт 23.4 – списываются расходы по оказаниюавтотранспортных услуг на сторону
Для обобщения информации о затратах производства повыпуску продукции предназначен счет 20 «Основное производство».
Сводный учет прямых затрат на производство в ОГУП«Белозерское ДРСП» осуществляет в ведомости с журналом-ордером по счету 20«Основное производство». В журнале-ордере по счету 20 отражается списаниепрямых затрат предприятия по их элементам. Прямые расходы, связанныенепосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг,списываются в дебет счета 20 «Основное производство» с кредита счетов учетапроизводственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и другие. Насчете 20 отражаются расходы:
1) Сырье и материалы (Кт счета 10)
2) Оплата труда основных работников (Кт счета 70)
3) Единый социальный налог (Кт счета 69)
4) Амортизация основных средств (Кт счета 02)
5) Стоимость готовой продукции, использованной для нуждпроизводства (Кт счета 43)
Для обобщения корреспонденции счетов по счету 20приведем схему записей операций по учету затрат и выхода продукции (Приложение2).
Таблица 7 – Схема записей операций по счету 20 «Основноепроизводство» за декабрь 2009 годаДебет                                                                                                 Кредит Корр. счет Содержание операции Сумма, р. Корр. счет Содержание операции Сумма, р.   Начальное сальдо 472743,77   Начальное сальдо   10 Списаны материалы на производство продукции, выполнение работ и оказание услуг 750229,6 10 Списаны из производства и оприходованы на склад неиспользованные материалы в процессе производства 15784,97 70 Начислена заработная плата работникам основного производства 276368,06 43 Оприходована готовая продукция по плановой себестоимости 754030,27 69.1 Начислен единый социальный налог в фонд социального страхования по каждому работнику 8014,65       69.2 Начислен единый социальный налог в пенсионный фонд по каждому работнику основного производства 55273,61       69.3 Начислен единый социальный налог в фонд обязательного медицинского страхования по каждому работнику основного производства 8567,39       97 Доля расходов будущих периодов, соответствующая текущему периоду, списана на себестоимость продукции, работ, услуг 54571,51       60 Приняты к оплате счета поставщиков за оказанные услуги цехам основного производства 799844,05       43 Списывается стоимость готовой продукции 754030,27       71 Списаны хозяйственные и командировочные расходы, осуществленные подотчетными лицами, на основное производство 20600       26 Списаны в состав затрат основного производства общехозяйственные расходы 853081,42         Оборот по дебету 4455727,52   Оборот по кредиту 769815,24   Сальдо на конец месяца 4158656,05   Сальдо на конец месяца  
В конце каждого месяца 20 счет закрывается следующимобразом:
Дт 90.2 Кт20 – списываются прямые расходы по сданнымобъемам работ.
Оценка незавершенного производства производится в суммепрямых затрат по каждому отдельному заказу и наименованию готовой продукции.Методика расчета приведена в приложении 3.
Бухгалтерский учет себестоимости продаж ведется по видампродукции, работ, услуг и видам деятельности.
3.3 Первичный учет продажи продукции, выполненных работи оказанных услуг
Специальногоопределения понятия «продажи» бухгалтерское законодательство не содержит. Егокосвенно можно вывести из пояснений Инструкций к применению Плана счетовбухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, где сказано,что продажу нужно трактовать как момент отчуждения продукта основнойдеятельности с передачей прав собственности на него.
Комплексопераций, определяемый в бухгалтерском учете как продажи, в налоговомзаконодательстве обозначается термином «реализация».
Отгрузкойи отпуском продукции занимается отдел сбыта организации. Работники этой службызаключают договоры с покупателями, оформляют документы на отгружаемуюпродукцию, ведут оперативный учет движения продукции на складе, контролируютвыполнение договорных обязательств, полноту и своевременность поступлениясредств от покупателей.
Продажа готовой продукции осуществляется складом наосновании приказов-накладных, которые состоят из двух документов: приказаскладу и накладной на отпуск. Приказ складу выписывается на основании условийдоговора с покупателями с указанием наименования покупателя, количества иассортимента продукции, срока отгрузки.
Основным документом по учету продажи продукции,выполненных работ и оказанных услуг является счет-фактура. Счет-фактураявляется важным формальным документом, служащим основанием для принятияпредЪявленных сумм НДС к вычету или возмещению.
Наличие счета-фактуры и правильное его заполнениеявляется необходимым условием для вычета либо возмещения НДС.
Ведь в соответствии со статьей 169 НК РФ счета-фактуры,составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6указанной статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленныхпокупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляютсясоответствующие счета-фактуры, который представляет собой оформленный вписьменном виде счет на отгруженный товар или оказанные услуги, выписываемыйпродавцом (консигнантом) на имя покупателя (потребителя) в точном соответствиис условиями контракта. Счет-фактура является документом, служащим основаниемдля принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг).
В приложениях 4 и 5 приведены счета-фактуры,выставленные ОГУП «Белозерское ДРСП». С точки зренияналогообложения документы составлены верно. В них указанны:
1)порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;
2)наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;
3)наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя;
4)номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых или иныхплатежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказанияуслуг);
5)наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанныхуслуг) и единица измерения (при возможности ее указания);
6)количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ,услуг) исходя из принятых по нему единиц измерения (при возможности ееуказания);
7)цена (тариф) за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору(контракту) без учета налога, а в случае применения государственныхрегулируемых цен (тарифов), включающих в себя налог, с учетом суммы налога;
8)стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав за все количествопоставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ,оказанных услуг), переданных имущественных прав без налога;
9)сумма акциза по подакцизным товарам;
10)налоговая ставка;
11)сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественныхправ, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок;
12)стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров(выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав с учетом суммыналога;
13)страна происхождения товара;
14)номер таможенной декларации.
Данные счета-фактуры подписывается руководителем иглавным бухгалтером.
Получаемые и выдаваемые счета-фактуры хранятся в журналеучета счетов-фактур. В ОГУП «Белозерское ДРСП» ведут журнал учетавыставленных покупателям счетов-фактур в хронологическом порядке, то есть помере выставления. В самом НК РФ вообще ничего не говорится о форме и правилахведения этих журналов. Форма ведения этих журналов является произвольной иможет быть утверждена для себя каждым налогоплательщиком в индивидуальномпорядке.
На рассматриваемом предприятии под журналом понимаетсядокумент, состоящий их двух частей. Первая часть — таблица (реестр всехполученных или выданных счетов-фактур) произвольной формы, в которойучитываются полученные (выданные) счета-фактуры в хронологическом порядке(Приложение 6). Вторая часть — подшивка самих оригиналов счетов-фактур. Такимобразом под журналом полученных и выставленных счетов-фактур понимают описивсех полученных и выставленных счетов-фактур.
Журнал учета полученных счетов-фактур должен бытьпрошнурован, его страницы пронумерованы. На нашем предприятии журнал учетасчетов-фактур заводится на месяц.
На ОГУП «Белозерское ДРСП» ведут книгу продаж,предназначенную для регистрации счетов-фактур. В книге продаж регистрируютсявыписанные и (или) выставленные счета-фактуры во всех случаях, когда возникаетобязанность по исчислению налога на добавленную стоимость. Регистрациясчетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в томналоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство.
3.4 Аналитический и синтетический учет продажи
По принятой учетнойполитике ОГУП «Белозерское ДРСП»ведет учет реализации по «методу начисления», т.е. на момент переходаправ собственности на продукцию, товар, работы, услуги. Для учета фактареализации по моменту отгрузки на предприятии организован аналитический учетреализации (в объеме отгруженной продукции) в отдельной ведомости № 16/1 «Учетреализации продукции (работ, услуг) по отгрузке». Она ведется в разрезе каждогоплатежного документа, вида продукции и количества; имеет перечень неоплаченныхдокументов на начало месяца (сальдо счета 62); имеет перечень платежныхдокументов и объем отгрузки за отчетный месяц (дебет счета 62, кредит счета 90,субсчет 1); в ней определяют неоплаченные документы на конец месяца (сальдосчета 62 на конец месяца); все указанные количественные показатели оцениваютсяпо фактической себестоимости, по отпускным (договорным) ценам, по сумме НДС; еепоказатели позволяют рассчитать результат реализации за отчетный месяц покаждому первичному документу, подтверждающему отгрузки, как разницу междуотпускной и фактической стоимостью продукции (работ, услуг), т.е. прибыль илиубыток.
Ведомость № 16/1заполняется на основе отгрузочных и платежных документов, справок-расчетов офактической себестоимости, выписок банка из расчетных и прочих счетоворганизации.
Под синтетическимучетом реализации готовой продукции понимается отражение в бухгалтерском учетевсего объема отгрузки и отпуска в двух оценках — по фактической себестоимости,по отпускным ценам — с целью выявления финансовых результатов деятельностиорганизации за отчетный месяц или период с начала года и за год.
Реализация готовойпродукции отражается на счете 90 «Продажи». Этот счет предназначен дляобобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видамидеятельности организации, а также для определения финансового результата поним. Счет 90 «Продажи» — активно-пассивный, сопоставляющий,операционно-результатный.
К счету 90 открываютследующие субсчета: 1 «Выручка»; 2 «Себестоимость продаж»; 3 «НДС»; 4 «Расходы,не учитываемые в целях налогообложения»; 9 «Прибыль/убыток от продаж».
Сумма выручки отпродажи продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг и др. отражаетсяпо кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями изаказчиками». Одновременно себестоимость проданных продукции, товаров, работ,услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары»,44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90«Продажи».
В дебет счета 90списывают фактическую себестоимость продукции с кредита счетов учета затрат напроизводство продукции.
Записи по субсчетам 90-1,90-2, 90-3, 90-4 производят накопительно в течение отчетного года. Ежемесячносопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4,90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый результат отпродаж за отчетный месяц.
Синтетический счет 90«Продажи» не имеет сальдо на конец месяца, поэтому результат хозяйственнойдеятельности ежемесячно списывается с этого счета на счет «Прибыли и убытки»,которому присвоен номер 99.
В то же время всоответствии с Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета организацииобязаны записать операции по дебету и кредиту этого счета накопительно, т.е.бухгалтерский учет должен обеспечить подсчет оборотов и остатков по отдельнымсубсчетам к счету 90 нарастающим итогом. Общий остаток по счету 90 на конецотчетного периода должен быть свернут, и равняться нулю.
При ручной обработкеучетной информации такое требование можно выполнить, используяжурнально-ордерную форму учета и ее регистры. В частности, журнал-ордер № 11 иведомости, открываемые к нему, позволяют накапливать информацию о продажах засоответствующие отчетные периоды.
На основежурнала-ордера по счету 90 рассмотрим схему записей хозяйственных операций поданному счету. Таблица 8 – Схема записей хозяйственныхопераций по счету 90 «Продажа» за ноябрь 2009 годаКорр. счет
Содержание
операции Сумма, р. Корр. счет
Содержание
операции Сумма, р. Сальдо на 1 ноября 130221
10
23
43
Списана стоимость реализованных материалов
Оказаны услуги столовой
Списана себестоимость готовой продукции, реализованной другим предприятиям
Оборот по дебету
46233
16200
56000
118433
62
70
Предъявлены счета покупателям за проданные товары
Произведено удержание из заработной платы стоимости продукции, проданной в счет з/п
Оборот по кредиту
49600
65411
115011 Сальдо на 1 декабря 126799
Аналитический учет посчету 90 ведется по каждому виду проданных товаров, продукции, выполняемыхработ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счетуможет вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым дляуправления организацией.

4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕУЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ И ОКАЗАННЫХ УСЛУГ ИИХ ПРОДАЖ
Для улучшения иповышения эффективности учета затрат на производство продукции, выполненныхработ и оказанных услуг и их продаж в ОГУП«Белозерское ДРСП» следует:
— своевременно отражатьвсе хозяйственные операции по учету затрат на производство продукции,выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— необходимо усилитьвнутренний контроль за поступающими первичными документами по учету затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— проводитьсвоевременный учет неправильно оформленных документов по учету затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— ввести графикдокументооборота по учета затрат на производство продукции, выполненных работ иоказанных услуг и их продаж.
Для совершенствованияучета затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг иих продаж, а также в общем бухгалтерского учета на ОГУП «Белозерское ДРСП» необходимо порекомендоватьприменение на автоматизированных программ ведения бухгалтерского учета.
Не смотря на то, что в мире существует более тысячи тиражируемыхбухгалтерских пакетов различной мощности и стоимости, российские бухгалтеры ипредприниматели предпочитают отечественные пакеты, более подходящие для условийпереходной экономики и быстрой смены законодательных актов, регулирующихпорядок бухгалтерского учета.
Современный этап развития бухгалтерских системхарактеризуется созданием интегрированных программных средств, объединяющихнесколько предметных областей автоматизации. Приведу пример существующих сейчассистем 1C бухгалтерия, Aubi, ИНФО – Бухгалтер, БЭСТ, АККОРД, ABACUS и другие.Если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибкибухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметическиеошибки), либо из-за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета вРоссии. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете. Поэтомубольшинство фирм переходит к автоматизированному бухгалтерскому учету.Безусловно, компьютерная программа не заменит грамотного бухгалтера, но позволитсэкономить его время и силы за счет автоматизации рутинных операций, найтиарифметические ошибки в учете и отчетности, оценить текущее финансовоеположение предприятия и его перспективы.
Способ обработки хозяйственных операций при ведениибухгалтерского учета оказывает существенное влияние на организационнуюструктуру фирмы, а также на процедуры и методы внутреннего контроля.Компьютерная технология характеризуется рядом особенностей, которые следуетучитывать при оценке условий и процедур контроля. Ниже приведены отличиякомпьютерной обработки данных от неавтоматизированной.
Единообразное выполнение операций. Компьютерная обработкапредполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичныхопераций бухгалтерского учета, что практически исключает появлению случайныхошибок, обыкновенно присущих ручной обработке. Напротив, программные ошибки(или другие систематические ошибки в аппаратных либо программных средствах)приводят к неправильной обработке всех идентичных операций при одинаковых условиях.
Разделение функций. Компьютерная система может осуществитьмножество процедур внутреннего контроля, которые в неавтоматизированныхсистемах выполняют разные специалисты. Такая ситуация оставляет специалистам,имеющим доступ к компьютеру, возможность вмешательства в другие функции. Витоге компьютерные системы могут потребовать введения дополнительных мер дляподдержания контроля на необходимом уровне, который в неавтоматизированныхсистемах достигается простым разделением функций. К подобным мерам можетотносится система паролей, которые предотвращают действия, не допустимые состороны специалистов, имеющих доступ к информации об активах и учетныхдокументах через терминал в диалоговом режиме.
Потенциальные возможности появления ошибок и неточностей. Посравнению с неавтоматизированными системами бухгалтерского учета компьютерныесистемы более открыты для несанкционированного доступа, включая лиц,осуществляющих контроль. Они также открыты для скрытого изменения данных ипрямого или косвенного получения информации об активах. Чем меньше человеквмешивается в машинную обработку операций учета, тем ниже возможность выявленияошибок и неточностей. Ошибки, допущенные при разработке или корректировкеприкладных программ, могут оставаться незамеченными на протяжении длительногопериода.
Потенциальные возможности усиления контроля со стороныадминистрации. Компьютерные системы дают в руки администрации широкий набораналитических средств, позволяющих оценивать и контролировать деятельностьфирмы. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системывнутреннего контроля в целом и, таким образом, снижение риска егонеэффективности. Так, результаты обычного сопоставления фактических значенийкоэффициента издержек с плановыми, а также сверки счетов поступают кадминистрации более регулярно при компьютерной обработке информации. Крометого, некоторые прикладные программы накапливают статистическую информацию оработе компьютера, которую можно использовать в целях контроля фактическогохода обработки операций бухгалтерского учета.
Инициирование выполнения операций в компьютере. Компьютернаясистема может выполнять некоторые операции автоматически, причем ихсанкционирование не обязательно документируется, как это делается внеавтоматизированных системах бухгалтерского учета, поскольку сам факт принятиятакой системы в эксплуатацию администрацией предполагает в неявном виде наличиесоответствующих санкций.
Таким образом,применение автоматизированных программ при ведении учета затрат на производствопродукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продаж в ОГУП «Белозерское ДРСП» нетолько облегчит труд бухгалтеров, но и будет способствовать повышениюэффективности ведения бухгалтерского учета не только на данном участке учета,но и по всем сегментам.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Исходя из проделаннойработы, можно сделать следующие выводы. Областное государственное унитарноепредприятие «Белозерское предприятие по строительству, ремонту исодержанию автомобильных дорог» в дальнейшем именуемое«Предприятие» создано в целях обеспечения бесперебойного ибезопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общегопользования и другим автомобильным дорогам и дорожным сооружениям.
Данноепредприятие специализируется в большей степени на выполнении работ посодержанию, ремонту, реконструкции и строительству автодорог, ихблагоустройстве, а также на производстве и реализации строительных материалов. Анализируемое предприятие являетсярентабельным и прибыльным. По учету затратна предприятии открыты счета 23 «Вспомогательные производства», 26«Общехозяйственные расходы», 20 «Основное производство». Учет реализациипродукции (товаров, услуг) ведется на счете 90 «Продажи». Применяемые формыпервичной документации составлены верно с точки зрения полноты и правильностизаполнения имеющихся реквизитов. Аналитический и синтетический учет ведетсяправильно в соответствии с НК РФ.
Для улучшения иповышения эффективности учета затрат на производство продукции, выполненныхработ и оказанных услуг и их продаж в ОГУП«Белозерское ДРСП» следует:
— своевременно отражатьвсе хозяйственные операции по учету затрат на производство продукции,выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— необходимо усилитьвнутренний контроль за поступающими первичными документами по учету затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— проводитьсвоевременный учет неправильно оформленных документов по учету затрат напроизводство продукции, выполненных работ и оказанных услуг и их продаж;
— ввести графикдокументооборота по учета затрат на производство продукции, выполненных работ иоказанных услуг и их продаж.
Для совершенствованияучета затрат на производство продукции, выполненных работ и оказанных услуг иих продаж, а также в общем бухгалтерского учета на ОГУП «Белозерское ДРСП» необходимо порекомендоватьприменение на автоматизированных программ ведения бухгалтерского учета. Этобудет способствовать повышению эффективности ведения бухгалтерского учета нетолько на данном участке учета, но и по всем сегментам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
 
1 Алборов,Р.А. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве / Р.А. Алборов. – М., 2003. – 345с.
2 Бабаев,Ю.А. Бухгалтерский учет / Ю.А. Бабаев. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. –392 с.
3 Безруких,П.С. Бухгалтерский учет: Учебник / А.С. Бакаев, П.С. Безруких, Н.Д. Врублевскийи др. – М.: Бухгалтерский учет, 2006. – 372 с.
4 Бычков,М.Ф. Бухгалтерский учет в предприятиях АПК / М.Ф. Бычков. – М.: Финансы истатистика, 2005. – 352 с.
5 Вещунова,Н.Л. Бухгалтерский учет на предприятиях различных форм собственности / Н.Л.Вещунова, А.Ф. Фомина. – М.: Герда, 2006 – 640 с.
6 Елин,А.С. Счета-фактуры: оформление, учет, ответственность / А.С. Елин // Главбух. –2007. – № 9. – с. 32-34.
7 Каморджанова,Н.А. Бухгалтерский учет / Н.А. Каморджанова, И.В. Карташова. – М., 2009. – 262с.
8 Козлова,Е.П. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко и др. –М.: Финансы и статистика, 2009. – 576 с.
9 Кондраков,Н.П. Бухгалтерский учет / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 632 с.
10 Макальская,М.Л. Бухгалтерский учет / М.Л. Макальская, И.А. Фельдман. – М.: Высшееобразование, 2007. – 433 с.
11 Федеральныйзакон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129.
Размещенона www.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.