Министерство Просвещения, Молодёжи и Спорта РеспубликиМолдова
КишинёвскийПедагогический Колледж имени Алексея Матеевича
Дидактический проект
учебного занятия по педагогике
специальность: «Педагогика начальногообучения»
тема:
Урок — как основная форма организации
учебного процесса, его характеристика
и требования к нему
преподаватель:Н. Даний-Серебрянская
Кишинёв, 2006
Ø 28 февраля 2006
Ø Группа: 24школьная
Ø Предмет: Педагогика
Ø Тип занятия: передачаи усвоение новых знаний
Ø Тема: Урок — как основная форма организации учебного процесса, егохарактеристика
итребования к нему
Ø Ключевая цель: — передача и усвоение знаний об организацииучебного процесса в начальной школе;
— формирование и развитие интеллектуальных способностей;
— развитие практических умений;
ØОперациональные цели:
а) познавательные:
0.1. – Усвоить и понять важность и необходимость урока – как одной изосновных
форм организации учебного процесса;
0.2. – Знать структурные элементы урока;
0.3. – Аргументировать ведущую роль урока – как формы организации учебного
процесса в начальном звене обучения;
0.4. – Применять соответствующую научную терминологию;
б) психомоторные:
0.5. – Проявлять оригинальность, креативность,работоспособность;
0.6. — Искать и находить аргументыв сравнении различных форм организации учебного
процесса в трёх циклах обучения, отдавая приоритет уроку в начальномзвене;
0.7. – Анализировать, выявлять,обобщать, приводить доводы и аргументы;
в) аффективные:
0.8. – Проявлять интерес, любознательность, желаниеизучать проблему;
0.9. – Осознавать необходимость и значимость знанийдля будущей профессии;
0.10. – Проявлять способностьприменения приобретенных знаний в
педагогической практике (организуя и проводя внеклассные занятия).
Ø Стратегическиеосновы урока:
Методы и приёмы:
Объяснение
Беседа
Демонстрация
Исследование
Проблемная ситуация
Работа в группах
Ланкастерский метод
Формы организации:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Средства:
Учебники педагогики разных авторов;
Опорные схемы;
Постер
ØБиблиография:
1. И.П. Подласый «Педагогика», Владос, 2001
2. И.Ф.Харламов «Педагогика», Минск, 2004
3. Г.М. Каджаспирова, «Педагогика», Владос, 2004
4. N. Silistraru, “Vademecum în pedagogie”, Chişinău, 2004
5. N. Silistraru, “Notiţe de cursla pedagogie”, Chişinău,2002
6. C. Postelnicu, “Fundamentele ale didacticei şcolare”
7. V. Cojocariu, “Teoria şi metodologia instruirii”, Bucureşti, 2002
8. C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина,«Анализ современного урока», Ростов на Дону, 2003
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Организа-ционныймомент. Активиза-ция внимания
0.9.
Устанавливаю адекватную атмосферу для проведения учебного занятия.
обращаю внимание на порядок на рабочих местах. Проверяю наличие необходимых для урока материалов: рабочих тетрадей, педагогической копилки (портофолио), учебной литературы.
Учащиеся приводят в порядок рабочие столы, готовят всё необходимое.
Беседа
Оценивается уровень подготовки к уроку
Проверка домашних заданий
0.7.
Предлагаю отправиться в «историческое путешествие» и проследить эволюцию форм организации учебного процесса под девизом: «Урок в его историческом развитии»
В каждой группе есть опорная таблица, которую они должны заполнить
Оценивается способность анализировать, демонстриро-вать, применять знания
Определение целей.
Восприятие.
Постановка учебной задачи
0.6.
0.7.
0.11.
Прошу дать характеристику классно-урочной системы обучения
Прошу учащихся аргументировать идею организации учебного занятия
У доски: анализируют:
— фронтальный
— дифференцированный (по группам и индивидуально)
— отношения: учитель-ученик
Предлагаю учащимся составить общие требования к проведению урока.
Работа в группах: анализируют и комментируют основные характеристики урока.
Учащиеся составляют в группах общие требования к уроку, обсуждают их в группах и лидер предлагает
Работа в группах
Дискуссия
Оценивается способность высказывать своё мнение, делать выводы
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Сообщение новых знаний
0.10.
Обсуждение элементов урока.
Работа с таблицей-схемой
Изучение таблицы-схемы
Диалог
Наблюдение
Исследо-вание
Раскрытие содержа-ния, направле-ние учением
0.1.
0.9.
Акцентирую:
— характеристики урока раскрывать применительно к психолого-педагогической, внеклассной практике;
— работать в тех же группах, что и на педпрактике
Учащиеся работают с опорой на дидактические проекты проведённых ими внеклассных воспитательных занятий. Учащиеся работают с постерами (приложение №2, приложение №3)
Учащиеся анализируют требования к уроку
Работа в группах
Оценивается четкость, быстрота и рациональность выполнения задания
Оценивается способность осмысленного усвоения знаний
Выводы
Д/З
0.2.
0.3.
0.9.
0.4.
Какие выводы можем сделать на основе изученного на уроке?
На чём основываемся в подборке содержания, методологии урока?
Домашнее задание: Изучить тему. Ознакомиться с Памяткой (по ведению урока для начинающего учителя)
Урока, как категория Дидактики, имеет научную основу, методологию построения
— в основе -дидактические принципы
Запись литературы для самостоятельного изучения
Оценивается способность достигать результата
Оценивается способность интегрировать знания с пед. практикой
Приложение№1
Историческая эволюция форм учебнойработы
? Индивидуальное обучение;
? Индивидуально-групповое обучение;
? Классно-урочная система обучения;
? Белл-ланкастерскаясистема взаимного обучения;
? Батавскаясистема обучения вСША;
? Маннгеймскаясистема обучения вЕвропе;
? Система индивидуализированного обучения, или Далтон-план,созданный Еленой Паркхерст;
? Проектная система обучения (метод проектов);
? Учебные экскурсии;
? Формы трудового обучения;
? Программированное обучение – машинное и безмашинное.
Требования к уроку:
Дидактические (образовательные) требования
Воспитательные и развивающие
Организационные
1.Чёткое определение места и задач данного урока в системе уроков
2.Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учётом подготовки учащихся.
3.Осуществление принципов целостного педагогического процесса.
4.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля.
5.Сочетание различных видов коллективной, групповой, индивидуализированной работы.
6.Наличие межпредметных связей.
1.Формирование различных видов мышления, памяти, внимания.
2.Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.
3.Развитие познавательных интересов и положительных мотивов.
4.Всесторонний учёт уровня развития психологических особенностей учащихся.
5.Соблюдение учителем педагогического такта, выдержки, терпения.
6.Формирование потребности в знаниях, умении их удовлетворять; организация учебной деятельности учащихся, готовность к самообразованию.
7.Развитие творческих способностей.
8.Обогащение опыта общения и отношений.
9.Создание проблемных ситуаций.
1.Наличие продуманного плана проведения урока.
2.Организационная чёткость проведения урока: своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность.
3.Сознательная рабочая дисциплина.
4.Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, ТСО и НИТО.
5.Структурная гибкость и подвижность урока
6.Целостность, завершенность отдельного урока и их системы внутри темы, раздела.
1.Дидактическиетребования к современному уроку:
· Чёткое формулирование образовательных задач в целом иих составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.Определение места в общей системе уроков;
· Определение оптимального содержания урока всоответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учетом уровняподготовки и подготовленности учащихся;
· Прогнозирование уровня усвоения учащимися научныхзнаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных егоэтапах;
· Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средствобучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждомэтапе урока;
· Реализация на уроке всех дидактических принципов;
· Создание условий успешного учения учащихся.
2. Психологические требования к уроку:
Психологическая цельурока:
1) проектирование развития учащихся впределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
2) учёт в целевой установке урокапсихологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых впредшествующей работе;
3) предусмотрение отдельных средствпсихолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающихразвитие учащихся;
Стиль урока:
· определение содержания и структуры урока всоответствии с принципами развивающего обучения;
· соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
· определение объёма воспроизводящей и творческойдеятельности учащихся;
· планирование усвоения знаний в готовом виде (со словучителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;
· выполнение учителем и учащимисяпроблемно-эвристического обучения (кто составит проблему, формулирует ее, кторешает);
· учёт контроля, анализа и оценки деятельностишкольников;
· рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе;
· психологический климат на уроке (поддержание атмосферырадостного, искреннего общения, деловой контакт и др.)
Организацияпознавательной деятельности учащихся:
· Определение мер для обеспечения условий продуктивнойработы мышления и воображения учащихся;
· Организация деятельности мышления и воображенияучащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
· Планирование приёмов и форм работы, обеспечивающихактивность и самостоятельность мышления учащихся;
· Руководство повышением уровня внимания (отописательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному,проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
· Закрепление результатов работы:
— формирование навыков путём упражнений;
— обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы,предупреждение механического переноса;
Организованность учащихся:
1) Отношение к учению, ихсамоорганизация и уровень умственного развития;
2) Возможные группы учащихся по уровнюобучаемости, учёт этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной,групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.
Учёт возрастных особенностейучащихся:
1) Планирование урока в соответствии с индивидуальными ивозрастными особенностями учащихся;
2) Проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
3) Дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.
Гигиеническиетребования к уроку:
1) Температурный режим;
2) Физико-химические свойства воздуха (необходимостьпроветривания);
3) Освещение;
4) Предупреждение утомления и переутомления;
5) Чередование видов деятельности (смена слушаниявыполнением вычислительных, графических и практических работ);
6) Своевременное и качественное проведение физкульт-минуток;
7) Соблюдение правильной рабочей позы у учащегося;
8) Соответствие классной мебели росту школьника.
Требованияк технике проведения урока:
1) Урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес кучению и воспитывать потребность в знаниях;
2) Темп и ритм урока должны быть оптимальными, действияучителя и учащихся завершенными;
3) Необходим полный контакт во взаимодействии учителя иучащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогическийоптимизм;
4) Доминировать должна атмосфера доброжелательности иактивного творческого труда;
5) По возможности следует менять виды деятельностиучащихся, оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
6) Обеспечить соблюдение единого орфографического режимашколы;
7) Учитель должен обеспечить активное участие каждогошкольника.
Организация работы
Повторение изученного (актуализация темы)
Изучение нового материала, формирование новых умений
Закрепление, систематизация, применение
Задание на дом
2 мин
10 мин
25 мин
5 мин
3 мин
Динамикаработоспособности детей и структура урока
Начало урока
Время активного труда
Время отдыха
Время активного учебного труда
Домашнее задание
Заверше-ние
Инструктаж
0 мин 30 мин 45 мин