Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Исследование индивидуальных и командных технико-тактических действий в мини-футболе

Содержание Введение ГЛАВА I. Структура соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх и методы ее исследования 1.1. Современные методы исследования структуры соревновательной деятельности в спортивных играх 1.2. Особенности соревновательной деятельности в футболе
ГЛАВА П. Задачи, методы и организация исследования ГЛАВА III. Результаты исследования ВЫВОДЫ ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ Последнее десятилетие характеризуется появлением на мировой спортивной арене ряда спортивных игр, базирующихся на техническом исполнении волейбола, хоккея, футбола и других, давно известных и получивших признание многомиллионной армии спортсменов и болельщиков всего мира. Так, от классического волейбола развитие софтбола, хоккея и хоккея с мячем - индорхоккей и ринкбол, футбол-футзал и мини-футбол. Мини-футбол как самостоятельный вид спорта давно приобрел прописку не только в Европе, но и в других континентах. Свидетельством тому являются проводимый Международной федерацией Чемпионат Европы и Мира. Игра в организованный мини-футбол бурными темпами развивается в России. Надо признать, что мини-футбол не стал открытием для россиян, так как эта разновидность «большого» футбола всегда находила и находит достойное место в учебно-тренировочном процессе команд мастеров по футболу, других видов спорта - как средство подготовки, в широких слоях населения - как средство физического воспитания. Однако, как показывает практика, не каждый мастер футбола может добиться признания в мини-футболе, равно как и наоборот. На наш взгляд, одной из причин этого положения является различие в правилах игры. Значительно меньшие размеры спортивной площадки для мини-футбола накладывают отпечаток не только на характер двигательной деятельности, но и на структуру технико-тактических действий футболистов. Футбол как спортивная игра, согласно классификации основных соревновательных упражнений (20) отличается политструктурностью техники футбола, варьирующую в зависимости от условий состязаний. Согласно условиям игр, футбол характеризуется скоростно-силовым проявлением соревновательных действий относительной продолжительности и длительности периодов игры до 90 мин. При этом чистое время игры составляет в среднем 60-65 мин. (без учета дополнительного времени игры), а активная фаза участия футболиста в игре составляет 30-40 мин. Игра в мини-футбол имеет существенное отличие от футбола, прежде всего по структуре перемещений (разница в преодолении игрового пространства), а самое главное, в имеющейся возможности периодического выключения из процесса игры (многократная замена игроков). Связи с этим, энергообеспечение двигательной деятельности футболиста в процессе всей игры будет существенно отличаться от аналогичных «большого» футбола. Отмеченные выше различия в структуре двигательной деятельности и технико-тактических действиях, энергообеспечении дают основание полагать, что мини-футбол является несколько другим видом спорта, по сравнению с футболом, а значит и требует коррекции методических подходов при планировании и подготовке футбольных команд к соревнованиям. На современном уровне развития спорта добиться высоких спортивных результатов возможно лишь при правильной организации учебно-тренировочного процесса. Весьма важным элементом в организации этого процесса является оценка соревновательной деятельности, т.к. ее результаты позволяют приближать условия тренировок к игровой действительности. Данная квалификационная работа посвящена анализу соревновательной деятельности футболистов мини-футбольных командах.
ГЛАВА I. СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ И ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯЕЛЬНОСТИ В СПОРТИВНЫХ ИГРАХ И МЕТОДЫ ЕЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Современные методы исследования структуры соревновательной деятельности в спортивных играх. В настоящее время мини-футбол получил признание любителей футбола и привлек внимание научных работников и специалистов в области спорта. Так как в литературе недостаточно данных по рассматриваемой проблеме в первой главе нашего исследования, будут приведены результаты ранее проведенных исследований в различных игровых видах спорта. Большинство основополагающих принципов управления подготовкой высококвалифицированных спортсменов основано на экспериментальных исследованиях, полученных в индивидуальных видах спорта /3.20/. Однако эти результаты не всегда находят применение в спортивных играх, так как объективно существуют большие различия в структуре соревновательной деятельности между играми и индивидуальными видами спорта. Характеристика некоторых из них / 6 / выглядит таким образом: 1. В командных играх на первом месте стоит не индивидуальная игра, а игра и результат игры всей команды, для достижения которых требуются процессы дифференцированной приспособляемости игроков и согласованность действий; 2. Успех команды зависит от интеграции самых разных сфер, действий и задач, направленных на достижение одной цели; 3. Результат команды в значительной степени зависит от противника, от слабости и силы каждого отдельного игрока и команды в целом; 4. Открывающиеся замыслом проведения и построения игры рамки действий и альтернативы принятия решений не допускают прогнозирования хода игры и ее отдельных звеньев в процессе самой игры. Контроль за соревновательной деятельностью в спортивных играх весьма сложен, так как структура любой игры, как было отмечено выше, зависит от множества различных непредвиденных факторов (манера игры противника, условия проведения матча, место проведения игры и т.д.). Уменьшать отрицательные явления случайности в информации о структуре игры, как показывают ранние проведенные исследования, можно за счет систематического и длительного контроля за соревновательной деятельностью / 5,10/. Эффективность такого подхода в значительной степени определяется тем, насколько информативны конкретные объекты, выбранные для измерения. Обычно они выбираются, исходя из структуры технического мастерства в спортивных играх, характеризующихся объемом, разносторонностью и эффективностью действий / 4,14 /. Конкретизация этого общего положения должна способствовать выбору таких объектов соревновательной деятельности, возможность измерения которых может быть вполне реальной. Анализируя соревновательную деятельность в игровых видах спорта можно заключить, что далеко не всех работах имеются сведения о методике обследований соревновательной деятельности, надежности и информативности ее показателей. Так, в некоторых ранних исследованиях / 24 / дается только количественная оценка, что имеет определенное практическое значение, однако ценность ее значительно снижается вследствие того, что авторы оперируют точечными характеристиками и не указывают значений вариативности ни по одному показателю. Кроме того, нет оценки и информативности и поэтому неясно, насколько оптимальны указанные значения показателей и какими они должны быть для того, что бы игра была более интенсивной, результативной.
Более содержательными в этом плане являются работы Н.Волкова / 3 /, В. А. Данилова / 8 /. Анализ результатов, на сопоставление со значениями таких показателей физиологической нагрузки как частота сердечных сокращений различные моменты игры, O2 - потребление и т.д., позволяет авторам этих работ следующее:
1. Выявить ведущие факторы, определяющие уровень спортивного мастерства; 2. Определить наиболее приемлемые критерии для оценки воздействия упражнения или группы упражнений, которыми в первую очередь являются показатели физиологических функций, ответственные за энергообеспечение; 3. Выбрать наиболее эффективные средства и методы тренировки, что дает возможность унифицировать учет тренировочной работы по показателям времени воздействия той или иной проделанной работы; 4. Определить требования к физической подготовленности спортсменов, предъявляемых игрой. Решая аналогичные задачи, А.В.Беляев проводил исследование соревновательной деятельности волейболистов высокого класса. Данное исследование заключалось в том, что выбор наиболее эффективных средств и методов тренировки, направленных на оптимизацию физических и функциональных возможностей, должен основываться на информации двоякого рода: 1. На знании того, насколько велики требования, предъявляемые к физическим кондициям данного вида спорта; 2. На сведениях о том, какими физическими качествами и функциональными возможностями обладают волейболисты. Установить требования, предъявляемые к волейболистам, на взгляд автора, можно только на основании прямых измерений функциональных сдвигов непосредственно в процессе игр. В ходе специальных исследований было выявлено, что волейболисты выполняют в игре довольно большой объем работы, особенно если матч состоит из пяти партий. Но значения физиологических переменных несколько уступают показателям, зарегистрированными в матчах по баскетболу. Информация о соревновательной деятельности волейболистов была бы более полной, если бы кроме временных параметров производилась регистрация и собственно двигательных действий волейболистов. Большое внимание уделяют изучению соревновательной деятельности и авторы работ по хоккею с шайбой (В.И.Колосков. / 11 /). На большой группе спортсменов фиксировались такие характеристики игры, как напряженность матчей, точность выполнения технико-тактических действий, результативность атак в зависимости от работоспособности хоккеистов. Наиболее информативными признаются следующие показатели: 1. Двигательный режим хоккеиста в игре (темп); 2. Игровая активность (сумма собственных и сорванных атак); 3. Игровая результативность (разность заброшенных и пропущенных шайб); 4. Частота сердечных сокращений - во время игры и в паузах отдыха. В системе обследования соревновательной деятельности можно выделить разделы по контролю коллективных действий в атаке и обороне, индивидуальной деятельностью хоккеистов различных игровых амплуа, регистрации отдельных технических приемов и экспертной оценки игры. В некоторых случаях рекомендуется качественная оценка технико-тактических действий в баллах, однако, нет объективного обоснования величины этих оценок. В качестве критериев технико-тактического мастерства хоккеистов предлагаются следующие критерии: 1) результативность бросков (отношение голов к числу бросков); 2) эффективность игровых действий в процентах (в атаке, обороне, при вбрасывании, в силовых единоборствах и т.д.); 3) показатель самоотверженности при защите ворот (отношение числа бросков, принятых на себя, к общему числу бросков); 4) надежность вратаря, в процентах (отношение числа бросков, отраженных вратарем, к общему числу бросков). Недостатками данной системы контроля можно считать ее громоздкость. Для фиксации всех показателей одной команды необходимо участие 16 наблюдателей. Кроме того, в методике подсчета эффективности действий игрока и команды в целом не учитывается, либо учитывается без достаточного обоснования характер ситуаций (острота, сложность). Подготовка к играм, как правило, базируется на возможностях своей команды и команды соперника. Научное предвидение действий соперников во многом зависит от информации, полученной при обследовании структуры соревновательной деятельности /22/. Как считают авторы, на основе таких обследований можно получить полное представление о физической подготовленности соперников, их техническом и тактическом мастерстве. Предполагается также методика оценки эффективности действий в зависимости от психологической подготовленности, которая оценивается по степени умения бороться до последних минут матча, способности выигрывать единоборства, рискованно ловить на себя шайбу и т.д. Большое количество параметров, которые характеризуют индивидуальные и коллективные действия команд в условиях соревнованиях, изучалось в гандболе и волейболе. М.Е.Амалин, который в течение 20 лет исследовал структуру соревновательной деятельности в спортивных играх во время чемпионатов мира, Европы, СССР пришел к выводу о том, что, возможно, собирать достоверную информацию об игре без применения современных технических средств одним наблюдателем, записывающим все происходящее (в пределах 30 переменных на магнитофон). Применяя предполагаемую методику, автор собрал значительный материал по действиям команд в нападении, защите, при блокировании, прием и подача мяча. Этот богатый материал позволил разработать модели игроков и команд высшей лиги и сборной команды бывшего Советского Союза. Несмотря на то, что структура соревновательной деятельности большинства спортивных игр имеет с футболом много общего, их различия очевидны. Это не могло не отразиться на методах исследования соревновательной деятельности футболистов. Так, например, возможность производить частые замены игроков позволяет во многих игровых видах спорта применять прямые физиологические и биохимические методы контроля для оценки срочного эффекта /23, 25/. Для достижения поставленных целей необходима четкая иерархия подцелей и задач, соответствующих различным этапам подготовки. Наиболее четко они обозначаются в результате системного анализа содержания спортивной деятельности и процесса подготовки к ней. Используемая концепция подготовки в спортивных играх складывается из таких блоков, как: 1. Специфика игры (ее технико-тактическая характеристика). 2. Модель игры (и промежуточная модель) и модели игроков (исходные и конечные). 3. Общие принципы и структура процесса подготовки. 4. Промежуточные модели подготовки, включающие методы и формы организации и систему реализации. 5. Отбираемое содержание техники, тактики и уровня физической и психологической подготовки. 6. Средства и методы контроля и управления /6/. При выборе тех или иных конкретных методов нужно прежде всего, ориентироваться на цель и задачи исследования соревновательной деятельности. В соответствии с этим можно применять либо комплексный контроль, либо частный (дифференцированный). В первом случае должны оцениваться все основные проявления соревновательной деятельности. В последнее время большое распространение получили дифференцированные методы, с помощью которых изучают:
1) технико-тактические действия — индивидуальные и коллективные /15, 17, 19,21/; 2) эндокринные механизмы регуляции функций катехаламины, ацетилхолин, гистомин, кориностероиды и т.д. /7/; 3) биомеханические характеристики - ОЦМТ, ускорения звеньев тела, углы наклона, импульсы силы и т.д.;
4) энергетические показатели - СО, МПК, РН, BE, ЧСС и др. /3, 20, 23. 25/; 5) психологические показатели - показатели психомоторного тонуса, электропоясное сопротивление, эмоциональная устойчивость, критическая частота слияния мельканий и т.д. Так, если необходимо оценить структуру соревновательной деятельности с технико-тактической стороны (ТТД), то необходимо использовать методы инструментального или визуального наблюдения /2/. Если же необходимо оценить реакцию организма спортсмена на соревновательную нагрузку, то используются биохимические, физиологические и другие методы исследования /5/. В циклических видах спорта для определения внешних (физических) и внутренних (физиологических) параметров соревновательной деятельности, как правило, измеряют: 1) действия спортсменов перед стартом и на старте; 2) время прохождения отдельных участков дистанции и всю дистанцию; 3) длину и частоту шагов (гребков); 4) психологическое состояние; 5) физиологические и биохимические реакции /3/. Установить требования, предъявляемые к организму спортсмена в этих видах спорта не представляет большого труда. Так, например, в работе Н.И.Волкова /3/ показано, что доля анаэробных источников в энергетическом обеспечении при беге на 100 и 200 метров, плавании на 25 и 50 метров(в спринтерских дистанциях) составляет 90 % и более. В плавании длительное время значительное место в учебно-тренировочном процессе отводилось упражнениям с резиновыми амортизаторами, выполняемыми на суше. Но материалы, полученные Р.Е.Каунсилменом по отдельным элементам и сопоставление их с характеристиками усилий во время основного соревновательного упражнения показали, что совпадение между ними самое незначительное, то есть данные средства неадекватны. Эти данные повлияли на соотношение средств в подготовке высококвалифицированных пловцов: был резко увеличен объем упражнений на суше с блочными устройствами изокинетического типа (изокинетический тренажер Каунсилмена «Наутилус»), при использовании которых усилия пловцов очень близки к усилиям, проявляемым в основном соревновательном упражнении. Изучение литературы по вопросам гуморально-гормональных механизмов регуляции функций при соревновательных нагрузках в различных видах спорта показывает, что и в этой области накоплено немало фактов, способствующих оптимизации тренировочного процесса спортсменов. Так, например, В.Л.Карпман установил, что при марафонском беге у лыжников на дистанции 30 км экскрекция адреналина повышалась в 25 раз, а норадреналина в 17 раз. Исследование активности симпатоадреналовой системы у десятиборцев во время официальных соревнований позволило обследованных спортсменов разделит на 4 группы. Это способствует возможности индивидуализировать подготовку легкоатлетов. Можно заключить, что данные и многие другие подобные исследования играют большую роль в совершенствовании системы подготовки квалифицированных спортсменов, так как без получения и использования информации о соревновательной деятельности не может рационально осуществляться управление процессом подготовки спортсменов высокой квалификации. 1.2 Особенности соревновательной деятельности в футболе. Специфика футбола не дает возможности по счету матча оценить эффективность соревновательной деятельности каждого футболиста в отдельности и всей команды в целом. В изучении соревновательной деятельности в футболе можно выделить два направления: первое, возникшее одновременно с игрой и продолжающееся по настоящее время - качественный анализ. Второе направление - это количественный анализ, которое впервые сформировалось в тридцатые годы. В это время появились первые публикации, в которых предполагалось регистрировать количество и точность выполнения игровых приемов для того, чтобы иметь объективную основу для анализа той или иной игры /10/. Оба вышеназванных направления имеют как свои достоинства, так и свои недостатки. Качественный анализ позволяет оценивать стратегию и тактику игры, действия игроков различных амплуа, методы обороны и атаки. Количественный анализ дает возможность определить статические параметры игровых действий, зависимости между ними, коэффициент их объективности для каждого игрока и всей команды в целом по различным технико-тактическим действиям. Основным недостатком качественного анализа является, прежде всего, то, что отсутствуют унифицированные принципы, на основании которых он должен проводиться. Поэтому не случайно мнения авторитетных специалистов об одной и той же игре, команде, игроке очень часто расходятся: каждый из них оценивает игру, команду, конкретного игрока со своей точки зрения и своими собственными методами. На оценку экспертов также довольно часто влияют отрицательные и положительные факторы, которые не имеют никакого отношения к игре /4/. Главным же недостатком количественного анализа является трудность точной оценки результата регистрируемого действия и ситуации, в которой это выполнялось. Однако со временем этот недостаток преодолевается, хотя полная формализация игр невозможна, так как подобрать конкретные величины для оценки характера компонентов игры не всегда представляется возможным/15/. В.В.Лобановский и А.Ю.Морозов /17/ предложили следующие подходы к оценке соревновательной деятельности футболистов: «Чтобы квалифицированно проанализировать техническое мастерство современных футболистов, вспомним, что техника в футболе характеризуется: общим количеством технических приемов, как в атаке, так и в обороне, точностью и экономичностью выполнения технических приемов, и наконец, быстротой, скрытностью, надежностью и простотой выполнения технических приемов». Предлагается методика /17/, в которой для оценки индивидуальной и командной соревновательной деятельности используется запись технико-тактических действий с мячом в ходе игры методом наговаривания на диктофон с последующей расшифровкой. Регистрируются следующие технические приемы: , 1) передачи (короткие, средние, длинные); 2) ведение мяча; 3) обводка соперника; 4) отбор мяча; 5) перехват мяча; 6) игра головой; 7) удары по воротам ногой и головой. Технико-тактические действия регистрируются у всех полевых игроков, кроме вратаря. Все показатели технико-тактических действий разбиты на четыре составляющих: 1) общее количество технико-тактических действий по отдельным действиям в целом; 2) количество ошибок в выполнении конкретных приемов и их сумма за игру; 3) процент брака - процентное отношение неточных действий (ошибок) к сумме действий; 4) соотношение приемов (структура технико-тактических действий) - процентный вклад отдельных технических действий к их сумме. В целом же, для изучения соревновательной деятельности футболистов применялись различные методы /21/, которые можно подразделять на 5 групп /14/:
1) графическая регистрация, 2) стенографическая запись, 3) инструментальные исследования двигательной активности, 4) кино-, фото-и видеомагнитофонные записи, 5) фиксация показателей условными знаками в заранее разработанную таблицу/18, 19,22/.
Проблемами изучения индивидуальных технико-тактических действий футболистов занимались многие специалисты: Ю.А.Морозов, К.И.Бесков, Г.С.Зонин, В.В.Лобановский, Е.В.Скоморохов, В.П.Пагиев, И.А.Клесов, И.М.Бландак и др. Как правило, применялась методика, разработанная Ю.А.Морозовым с незначительными изменениями. Изучая характер и объем двигательной деятельности футболистов с мячом и без него и в зависимости от амплуа, С.А.Савин пришел к выводу о зависимости показателей соревновательной деятельности от уровня работоспособности и выполняемых в игре функций. Так например, количество двигательных действий у игроков средней линии /21/ заметно больше, чем у центральных и крайних защитников и нападающих/24/. Немаловажное значение для совершенствования тренировочного процесса имеют данные об относительном времени двигательной деятельности с мячом и без него и времени бега с максимальной и субмаксимальной интенсивностью /10/. Однако следует согласиться, что в практике подготовки футболистов не учитывается большой объем двигательных действий без мяча. Неиспользованные в этом плане резервы отражаются на снижении активности футболистов к концу таймов. Существует мнения, что ориентир на результаты соревновательной деятельности даже выдающихся мастеров как на эталон или модель, которую необходимо воспроизводить в игре, не всегда соответствует истине, так как не исключено, что все квалифицированные спортсмены выполняют движения неправильно. В ряде исследований /14,17/ установлено, что надежность выполнения приемов тем ниже, чем выше скорость. Причем разница зависит от класса футболистов. Особенно заметно влияние режима работы на надежность выполнения передач. Здесь разница между действиями на малой скорости и на максимальной достигается 0,24.Также надежность выполнения передач во многом зависит от объема поля зрения и быстроты сложных реакций. Надежность действий с мячом на максимальной скорости передвижения зависит во многом от общего стажа занятий футболом, а на малой - от быстроты сложных сенсомоторных реакций. Одновременно с наблюдением за двигательной активностью некоторые авторы исследовали реакцию организма футболистов на соревновательную нагрузку. Так, в работах А.А.Кириллова /13/ показаны изменения ЧСС у игроков различного амплуа, нападающие чаще других работают в зоне активности с ЧСС свыше 180 уд/мин (до 40 % от общего времени матча): для футболистов средней линии более характерна игровая деятельность в режиме 160-180 уд/мин (74 % времени). Наименее напряженная в этом плане игра защитников (особенно «либеро»). Исследуя изменения основных физиологических функций у футболистов высокой квалификации, Кириллов выявил, что во время игры 60-80 % времени футболисты работают в режиме 80-100 % от МПК. Наибольшие энергозатраты характерны для полузащитников и нападающих - в 10-12 раз больше по сравнению с нормой основного обмена. Во многих работах показатели соревновательной деятельности используются авторами в качестве критериев нагрузок и уровня специальной подготовленности футболистов. Воздействие нагрузки упражнений на срочный тренировочный эффект обусловливаются: 1) значением компонентов упражнений; 2) методом их выполнения; 3) уровнем физической работоспособности спортсменов. Выделяют следующие компоненты упражнения: 1) длительность; 2) интенсивность (мощность, скорость) выполнения; 3) количество повторений (серий) упражнения; 4) длительность интервалов отдыха; 5) характер отдыха. В спортивных играх помимо этих компонентов на направленность нагрузки влияют такие специфические факторы, как количество спортсменов, выполняющих упражнение, и размер площадки, на которой оно выполняется /5/. Сопоставляя показатели ЧСС в тренировочных занятиях, официальных и товарищеских играх обнаружена низкая напряженность тренировочного процесса, а также однотипные упражнения в условиях соревнований вызывают более значительную реакцию сердечно­сосудистой системы, чем в процессе тренировочных занятий /1/. В ряде исследований определялась информативность тестов по величинам коэффициентов корреляции с действиями футболистов во время официальных встреч. Установлено, что с точностью технико-тактических действий достоверно (р 0,05) связана длина и вес тела (ч = 0,498 и 0,488) максимальная высота выпрыгивания (ч - 0,499) максимальное потребление кислорода (0,510), Ехс-СО (0,634) /9, 12/. При контроле направленности непрерывных переменных упражнений различают следующие основные варианты выполнения таких упражнений: 1) длительность и интенсивность всех активных фаз упражнения одинаковы; то же самое свойственно и пассивным фазам. Например, переменный бег, в котором отрезки в 200 метров пробегаются со скоростью 90 % от максимального (активные фазы). В пассивных фазах спортсмен пробегает по 100 метров со скоростью 1,5-2,5 м/с, Такие тренировочные задания с регулярным чередованием активных и пассивных фаз типичны для циклических видов спорта. Направленность их воздействия может быть различной, так зависит от значений указанных выше показателей; 2) длительность и интенсивность активных и пассивных фаз различна, их чередование нерегулярно, и все эти показатели в сильной степени зависят от ситуаций, складывающихся при выполнении упражнений. Например, футболист может сделать рывок с максимальной скоростью на 35 метров, потом одну мину ходить по полю, в следующую минуту ему придется сделать два ускорения (25 и 60 метров), затем следует медленный бег и т.д. /15/. Непрерывные задания такого типа, а к ним следует отнести тренировочные упражнения с высоким коэффициентом специализированности в спортивных играх и в частности в футболе, необходимо рассматривать преимущественно как упражнения смешанного воздействия. Это хорошо видно по колебаниям ЧСС, размах которых достигает почти 180 ударов в минуту. Немецкий специалист Wolf H. проанализировал 24 игры чемпиона мира 1978 года с целью выявить специфические особенности представителей различных футбольных школ. Специальный алгоритм, разработанный авторами, позволял кодировать моменты игры в пространстве и времени (изучали 2700 моментов игр чемпионата мира). Исследовались: время исследуемого момента (минута, секунда), мяч в игре, остановка игры, моменты, когда игра не была показана по телеэкрану (игры записывались на видеомагнитофон) с вмонтированным в монитор счетчиком времени); игрок, владеющий мячом, и действия игрока, владеющего мячом, характер действия с мячом и противника перед ним; направление передачи мяча; дополнительная информация. Для точной фиксации местонахождения игрока, владеющего мячом, все поле было разбито на 56 участков - по 28 участков на каждой половине поля. Тридцать четыре сегмента обозначали границы поля по периметру за его пределами. Всего было зарегистрировано 250 показателей, из которых затем отобрали 95 наиболее информативных, которые при помощи экспертных оценок свели в 16 групп, включая полные данные об игроках (возраст, рост, вес, число сыгранных международных матчей).
Далее полученные таким образом первичные данные обрабатывались методами математической статистики, по результатам которых выяснялись особенности игры команд Южной Америки, Восточной и Западной Европы. Так, наиболее существенные различия (р Однако по большинству показателей различия оказались недостоверными, что позволило авторам утверждать то, что происходит заметная ассимиляция методов ведения игры многими ведущими командами мира. Этот тезис доказывают также следующие чемпионаты мира по футболу, в особенности последние (в США). Величина нагрузки может определяться двумя способами: 1) Через величину механической работы, выполненной спортсменом; 2) По показателям функциональных реакций организма на эту работу. Основными показателями объема нагрузки являются: 1) Количество тренировочных дней в микроцикле; 2) Количество тренировочных занятий; 3) Время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность. Различают соревновательную нагрузку и нагрузку соревновательного упражнения. В первом случае контролю подлежит количество соревнований и стартов, в которых принимал участие спортсмен. Во втором показатели физической и физиологической нагрузки соревновательного упражнения /3, 6, 20/. Исследования структуры соревновательной деятельности могли бы иметь гораздо большую практическую и теоретическую значимость при наличии общей глобальной концепции, которая позволяла бы поставить на свое место в системе каждый полученный факт. В анализируемых исследованиях, как правило, изучалась та или иная область соревновательной деятельности часто без учета динамики нагрузок и состояния футболистов, компенсаторных возможностей организма, раскрывающих механизм индивидуальной адаптации /14/. ГЛАВА IIЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ Перед работой были поставлены следующие задачи: 1. Дать характеристику атакующим действиям в мини-футболе. 2. Определить процентное соотношение быстрых и позиционных атак в игре. 3. Выявить эффективность технико-тактических действий в атаке. Для решения выше перечисленных задач использовались следующие методы: 1) анализ научно-методической литературы; 2) педагогические наблюдения; 3) методы математической статистики. Исследования проводились в ходе игр сборной команды России по мини-футболу. В системе управления подготовкой мини-футбольных команд в последнее время все боле важное место занимает контроль соревновательной деятельности (СД). В комплексном контроле СД принято выделять три блока: информационный, аналитический и целевой. В информационном блоке сосредоточены все операции сбора, обработки и передачи информации о деятельности спортсмена. В аналитическом блоке - операции, связанные с анализом информации и выбором альтернатив. В целевом блоке формируются выводы, целевые установки, ограничения и требования к решению. Реализация операций трех блоков должна повысить знания о структуре игровой деятельности, ее закономерностях. Информационный блок определяется задачами, а именно, какую информацию хотел бы получить тренер для определения подготовленности игрока или же оценки групповых и командных действий в атаке, контратаке или обороне. Одной из существенных особенностей СД в мини-футболе является наличие двух объектов исследования: команды, как единой системы, и отдельных футболистов. При этом используются различные формы регистрации СД: графическая, стенографическая, видеомагнитофонная и регистрация СД на магнитофонную ленту с последующей расшифровкой. Из опыта известно, что непосредственная запись СД на специальные бланки с помощью определенной символики приводит к значительной потере информации или чрезмерному упрощению фиксируемого материала. Наиболее информативной формой регистрации СД является наговаривание на магнитофонную ленту индивидуальных технико-тактических действий (ТТД). Это позволяет определить следующие характеристики: - объем ТТД (передачи, обводки, перехваты мяча, удары по воротам); - качество выполнения игровых действий (процент технического брака); - плотность выполнения ТТД (отношение количества ТТД к времени участия в игре); - вариативность ТТД (отношение общего количества ТТД к передачам, ведению мяча, обводки, перехватам, ударам по воротам). Регистрация командных ТТД может производится двумя способами; графическим на специальные контуры футбольной площадки, разделенной на три равномерные зоны (зоны защиты, средней зоны и зоны нападения), с фиксацией структурного построения начала, развития и завершения атакующих действий команды по шкале баллов от 1 до 5 в зависимости от результата атаки. Срыв атаки в зоне защиты оценивается в минус 5 баллов, в средней зоне - минус 3 балла, в зоне нападения - минус 1 балл. Взятие ворот соперника оценивается в плюс 5 баллов, точный удар по воротам в плюс 2 балла, удар мимо ворот оценивается в плюс 1 балл. При расчетах эффективности командных действий в атаке положительные и отрицательные баллы суммируются. Математически эффективность командных ТТД футболистов в атаке можно представить в виде формулы, как отношение произведения суммы баллов устойчивости командных ТТД на количество проведенных атак с учетом времени игры. ( х - у) хп Кза = ,где N xt Кза - коэффициент эффективности в атаке; - Х-суммы всех баллов; У - сумма отрицательных баллов; П - количество логически завершенных атак (взятие ворот соперника, удары по воротам); N - общее количество всех атак за игру; t - время игры четверки или команды в целом. Коэффициент эффективности в атаке позволяет количественно характеризовать эффективность ТТД команды или отдельных четверок. Более перспективной является стенографическая запись атакующих действий в одном акте с помощью условных символов. Так, отдельную атаку можно зафиксировать следующим образом: К1К1 К1-2 К2 К2 В2-3 УЗ+П 14 3 6 4 6 6 Атака началась в зоне защиты от вратаря, с короткой передачи номеру 4, далее короткие передачи номерам 3, 6, 4, ведение, удар по воротам, точное попадание в ворота II - позиционная атака. Эта запись структуры атаки и всей игры дает основание определять не только коэффициент эффективности атакующих действий, но и следующие характеристики: - объем командных действий, а также четверок (количество атак); - эффективность атакующих действий (по ранее описанной формуле ); - полезность отдельного игрок в структуре атакующего действия (острые и голевые передачи); - реализация основных стандартных положений (угловой, штрафной, пенальти); - завершение атакующих действий (соотношение общего количества ударов по воротам к завершенным (гол) или точно попавшим в створ ворот);
- характер атаки (быстрые, позиционные); - эффективность атакующих действий в зависимости от зоны начала и завершения действий; - взаимодействие игроков по принципу одинарных и двойных связей («я» пас тебе, «ты» - мне). ГЛАВА III
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
За игру сборная команда России проводила от 83 до 114 атак на ворота соперника. Из них в среднем 36 процентов атак имели логическое завершение (таблица 1). Из среднего количества логически завершенных атак лишь 47 процентов достигали ворот, 18 процентов - завершились голами и 29 процентов мячей отразил вратарь. Следовательно, 53 процента мячей или накрывались соперником, или шли мимо цели, что является существенным резервом в повышении результативности игры команды. Таблица 1 Характеристика атакующих действий сборной команды России на ЧЕ- 2005 года. Соперник Всего Атак Из них логич. заверш. Голы Удары достигли ворот Мимо ворот Голландия 88 26 4 5 17 Чехия 83 32 6 10 16 Украина 114 46 7 18 21 Средние данные: 95 34 6 10 18 36% 6% 11% 18% Интересно отметить, что из зоны защиты (от своих ворот) команда начинала 54 процента атак, а до логического завершения доходило лишь 16 процентов. Наиболее эффективными были атаки, начатые из средней зоны и зоны нападения (соответственно 41 и 28 процентов имели логическое завершение). Это требовало от игроков проявления высоких функциональных кондиций для выполнения прессинга при потере мяча в средней зоне и зоне нападения, который заставлял соперника ошибиться. Для нашей команды характерным был быстрый выход из зоны защиты в среднюю зону или зону нападения. Важно отметить, что защитники разнообразили выход из зоны не только средствами продольно-диагональных передач мяча (66 процентов), но и за счет индивидуальных действий (ведения мяча, реже обводки, 24 процента) и лишь в 7-10 процентах использовали передачу на нападающего не во фланге, а в центр. Это позволяло в дальнейшем (в средней зоне) избрать выгодное направление развития атаки. Анализ двух игр с командами Чехии и Украины, позволил установить следующее соотношение эффективных атакующих действий по их преимущественной направленности: 40 процентов атаки позиционного плана, 46 процентов — быстрые атаки и 14 процентов -стандартные положения. Однако, такое соотношение не всегда было в пределах этой нормы, имело значительные отклонения и по-видимому зависело не только от собственных ресурсов, но и от тактики игры соперника. Так, в игре с Чехией наш акцент был определяющим в эффективном проведении быстрых атак - 68 процентов имели логическое завершение, а при позиционной атаке лишь 32 процента достигало цели. В игре с Украиной по 25 процентов имели логическое завершение атаки из стандартных положений и быстрого нападения и 50 процентов позиционные. Немаловажно отметить, что при организации быстрых атак в комбинациях участвуют до трех футболистов. В 7 процентах атака развивается за счет индивидуальных действий и в 39 процентах за счет комбинационной игры с участием двух-трех футболистов. Организация быстрых атак приводила в 60 процентах случаев к взятию ворот. Позиционное направление предполагает участие в организации атаки трех-пяти футболистов (31 процент случаев). Таким образом, наиболее эффективны атаки двух способов с участием двух-трех футболистов (быстрая атака) и трех-четырех - (позиционная). Большая часть эффективно организованных результативных атак получалась, когда такой атаке предшествовало от одной до четырех передач мяча, что еще раз подтверждает тезис: результативность игры в мини-футбол зависит от быстроты и точности выполнения игровых действий. Таким образом, предложенная комплексная система оценки соревновательной деятельности в мини-футболе, даже при минимальном анализе способна дать характеристику игры, наметить пути повышения ее эффективности как в плане индивидуального, так и командного взаимодействия.
Анализ технико-тактических действий Приведенные ниже данные получены на основании регистрации ТТД в матчах между лучшими клубными и сборными мини-футбольными командами Европы и мира: 12 игр ЧМ-2000 национальные команды 7 игр Межконтинентальный кубок 4 игры Кубок Европейских чемпионов 2005 года 5 игр ЧЕ-2005 национальные команды Регистрировались следующие параметры наиболее полно и достоверно отображающие структуру игры. Данные заносились в таблицу. Как пример приведены данные группового матча ЧЕ-2005 Голландия - Россия. В таблице 2 зафиксированы результаты только основного времени. Таблица 2
Показатели технико-тактических действии
1-й тайм Голландия 0:2 Россия
2-й таим Голландия 3 : 5 Россия Пас вперед Поперек Назад +22-11 33 +60-3 63 + 10-0 10 +23-8 31 +46-3 49 + 5-1 6 +33-15 48 +79-2 81 +27-1 28 +22-10 32 +61-1 62 + 12-0 12 Удары +5Бл2- 1 8 +9Бл5-4 18 +7БлЗ- 3 13 +13Бл7-3 23 Ведение +20-1 21 + 10-1 11 +45-3 48 +26-1 27 Обводка + 5-5 10 + 3-3 6 +8-3 11 +2-3 5 Перехват + 15-6 21 + 12-9 21 + 19-11 30 +12-13 25 Блокирование Удара + 5-13 18 +2-5 8 +7-16 23 +3-10 13 Ошибки 5 3 5 7 Ввод Вр. Мяча аут Угл. + 25-1 26 -1 + 17-4 21 -4 + 18-1 19 -1 +24-1 25 -1 Единоборство +4-5 9 + 6-3 9 +3-6 9 +6-3 9 СуммаТТД Всего за Матч: +172-51 +137-46 223 183 Испания +418-129 547 Россия +326 - 96 422 +246-68 314 + 189-50 239
выводы 1. Анализ атакующих действий в мини-футболе позволил определить, что в среднем за игру сборная команда России организует 95 атак на ворота соперника. При этом 40% приходится на позиционные и 60% на быстрые атаки. 2. В среднем за игру футболисты сборной России 36% атак имели логическое завершение, т.е. атаки завершались ударом по воротам соперника.
При этом на взятие ворот отводилось 6% от логически завершенных атак, 11 % ударов достигали створа ворот, и 18% ударов шло мимо ворот. 3. Выявлено, что наиболее эффективными для футболистов были быстрые атаки, где ворота соперника поражались в 70%. При позиционных атаках лишь в 30% случаев фиксировалось взятие ворот. 4. В целом за игру футболисты сборной команды России выполнили до 600 технико-тактических действий, при этом совершая до 26% технического брака. 5. Комплексный анализ индивидуальных и командных технико- тактических действий позволяет дать количественную и качественную характеристику соревновательной деятельности, что может быть одним из объективных критериев оценки подготовленности футболистов. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев С.Н. Играй в футбол. М., «Поматур», 1999, 142 с. 2. Айрапетьянц Л.Р. Педагогические основы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности в спортивных играх. Автореф. Дисс. Доктор пед.наук. М., 1992, 41 с. 3. Волков Н.И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряженной мышечной деятельности. Автореф. Дисс. Канд.биол. наук. М., 1969, 57 с. 4. Годик М.А. Интегральная оценка атакующих действий футболистов. Ежегодник. М., ФиС, 1984, с 7-11. 5. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М., ФиС, 1980, 136с. 6. Гомельский А.Я. Управление командой в баскетболе. М„ ФиС, 1986, 160с. 7. Граевская Н.Д. Физиологические основы футбола // Футбол. Ежегодник, М., 1962, 8-19 с. 8. Данилов В.А. Экспериментальное исследование специальной работоспособности баскетболистов. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1972,12 с. 9. Ежов П.Ф., Левин B.C. Количественная оценка тренировочных нагрузок в футболе. Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Москва-Малаховка, 1999, 208 с. 10.Зеленцов А.С, Лобановский В.В., Разумовский Е.А. Технико-тактические действия футболистов. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1982, 9-13 с. 11. Колосков В.И., Климин В.П. Подготовка хоккеистов. Техника. Тактика. М., ФиС, 1981, 48-54 с. 12.Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. К., Здоровья, 1977, 170 с. 13.Кириллов А. А. Совершенствование скоростных возможностей футболистов. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 44-48 с. 14.Левин B.C. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Малаховка, 1983, 21с. 15.Левин B.C. Научно-методические основы педагогического контроля соревновательной деятельности в мини-футболе. Сб.научных трудов УАФК. Киев, 1996. 16. Л евин B.C. О значении переходного периода в подготовке футболистов к новому сезону соревнований. Тез.докладов Всероссийской научно-практической конференции. Москва-Малаховка, 1999, 217-218 с. 17.Лобановский В. Характеристика игровых действий южноамериканских команд. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1979, 6-12 с. 18.Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 20-24 с. 19. Петько С.Н., Орлов А.В. Контроль соревновательной деятельности в системе управления подготовкой игроков в мини-футболе. М.,2003. 20.Полишкис М.С. Совершенствование тактических способностей юных футболистов. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 54-60 с. 21.Платонов В.К Подготовка квалифицированных спортсменов. М., ФиС, 1986,286с. 22.Разумовский Е.А. Алгоритмы футбола. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1980,19-26 с. 23.Седов Ю. Характеристика игровых действий Европейских команд. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1979, 14-22 с. 24.Тюленьков С.Ю., Скоморохов Е.В., Езеров В.А. Эффективность методов тренировки в условиях краткосрочных этапов подготовки футболистов. Метод. Рекоменд. М., 1990, 25 с. 12.Келлер B.C. Деятельность спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях. К., Здоровья, 1977, 170 с. 13.Кириллов А. А. Совершенствование скоростных возможностей футболистов. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 44-48 с. 14.Левин B.C. Комплексная характеристика динамики подготовленности футболистов высшей квалификации. Автореф.дисс. канд.пед.наук. Малаховка, 1983, 21с. 15.Левин B.C. Научно-методические основы педагогического контроля соревновательной деятельности в мини-футболе. Сб.научных трудов УАФК. Киев, 1996. 16. Л евин B.C. О значении переходного периода в подготовке футболистов к новому сезону соревнований. Тез.докладов Всероссийской научно-практической конференции. Москва-Малаховка, 1999, 217-218 с. 17.Лобановский В. Характеристика игровых действий южноамериканских команд. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1979, 6-12 с. 18.Люкшинов Н.М. Состояние и тенденции развития современного футбола. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 20-24 с. 19. Петько С.Н., Орлов А.В. Контроль соревновательной деятельности в системе управления подготовкой игроков в мини-футболе. М.,2003. 20.Полишкис М.С. Совершенствование тактических способностей юных футболистов. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1981, 54-60 с. 21.Платонов В.К Подготовка квалифицированных спортсменов. М., ФиС, 1986,286с. 22.Разумовский Е.А. Алгоритмы футбола. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1980,19-26 с. 23.Седов Ю. Характеристика игровых действий Европейских команд. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1979, 14-22 с. 24.Тюленьков С.Ю., Скоморохов Е.В., Езеров В.А. Эффективность методов тренировки в условиях краткосрочных этапов подготовки футболистов. Метод. Рекоменд. М., 1990, 25 с. 25.Цирик Б.Я. Развитие тактических идей в футболе. Футбол. Ежегодник. М., ФиС, 1980,4-10 с. 26.Яружный Н.В. Структура и контроль физической работоспособности в командных игровых видах спорта. Автореф.дисс. канд.пед.наук. М., 1993,46с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.