Смысл жизни – труд,
работа не для себя, а для других;
толькоэта работа человека,
совершаясьцелыми поколениями,
ведётк бесконечному совершенствованию
человеческойличности.
П.Ф.Лесгафт.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
Iчасть -жизненный путь П.Ф.Лесгафта………………………………………
1.1Рождение и детство…………………………………………………….6
1.2 Начало самостоятельной жизни…………………………………….……8
1.3 Влияниепрофессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта……...9
1.4 Общественно-педагогическая деятельность………………….12
1.5Столкновения с властями…………………………………….….12
1.6 Возвращение в Петербург……………………………………….14
1.7 Конец жизненного пути……………………………...…………..16
Выводы…………………………………………………………………… 17
IIчасть– идеи личности и теория семейного воспитания…………..………..
2.1 Личность и идеи…………………………………………………..18
2.2 Основы педагогической системы П.Ф.Лесгафта……………..………..20
2.3 Проблемазначения среды в воспитании человека…………………… 22
2.4 Методика изучения личности………………………………………..….23
2.5 Необходимые условия нормального воспитания………………………26
2.6 Воспитание ребёнка в семье…………………………….……………….29
IIIчасть — актуальность теории П.Ф.Лесгафта внастоящее время……........34
Заключение………………………………………………………………………..36
Библиография……………………………………………………………..………39
ВВЕДЕНИЕ
Семьепринадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненныхпринципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьиукрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одниличностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет илипресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижениябезопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границыидентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.
П.Ф.Лесгафт отдавал должное семье каксоциальной ячейке. Значение среды в воспитании человека сознавали многие — К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Н.Н.Пирогов, В.Н.Сорока-Росинский. В первой трети ХХстолетия идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественнойпедагогике среды: А.Г.Калашников, Н.В.Крупенина, С.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, и впрактике социального воспитания. В конце ХХ столетия средовой подход активноразрабатывают Ю.С.Мануйлов, В.А.Ясвин, В.И.Слободчиков, А.В.Хуторской.
П.Ф.Лесгафт обогатил русскую и мировуюпедагогическую науку двумя капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка иего значение» (в трёх частях)и«Руководство по физическому образованию детей школьноговозраста» (в двух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давал такого глубокогообоснования семейному воспитанию.
Книга«Семейное воспитание…» необычайно актуальна сегодня. Знакомствос ней поможет родителям в воспитании детей от самогорождения до их зрелости, поможет изучить возрастные и индивидуальные особенности ребенка в семье, научить его самостоятельно мыслить идействовать. «Вся тайна семейноговоспитания,— писал Лесгафт,— в том исостоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своеголичного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку,с полным признанием еголичности...».
Эта книга может быть также использована и в современной практике воспитания детей и подростков в школе. В работе «Семейное воспитание» блестящеописаны задачи, методы и условия воспитания.Его основополагающие идеи овоспитании жизненно важны и интересны и для настоящего времени,хотя, к великомусожалению, начинают забываться.
Цель: рассмотрение возникшей теории семейного воспитания.
Объект — теориясемейного воспитания.
Предмет — личность и идеи П.Ф.Лесгафта.
Исходяиз цели работы, автором были поставлены следующие.
Задачи:
1.Изучитьфакторы, влияющие на формирование взглядовученого в процессе его взросления.
2.Рассмотреть время в которое жил П.Ф.Лесгафт.
3.Определитьвзаимосвязь времени и общественно-педагогической деятельности ученого.
4.Рассмотреть динамику развития точки зрения ученого на вопрос среды воспитания
5.Обосновать актуальность данного вопроса в то время.
6.Изучить основные положения его теории.
7.Выяснить актуальность теории в наше время
Задачирешались с помощью следующих методовисследования:
1. Анализ трудов ученого.
2. Анализ литературы написанной о Лесгафте
Исходяиз поставленных задач, мы построили следующую структуру работы. Перваяглава — биография Петра Францевича…
Вторая глава посвящена еголичности и идеям. Рассматриваются труды, написанные великим ученым связанныес воспитанием ребёнка в семье.
Заключение содержитвыводы, сделанные на основе имеющихся материалов и мысли о значении в настоящеевремя трудов П.Ф.Лесгафта.
Iчасть Жизненный путь П.Ф.Лесгафта
Петр Францевич Лесгафт —русский анатом, педагог и психолог, одиниз ярких представителей передовой педагогической теории и практики в Россиивторой половины XIXиначала XXстолетия — является вместе с тем крупным разносторонним русским ученым,выдающимся анатомом и биологом-материалистом.
1.1 Рождение и детство.
Родился Лесгафт (8)20 сентября 1837 г. в Петербурге, всемье ювелира,члена Цеха золотых художеств, ПетраКарловича Лесгафта. Это был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, ученый и«вдохновенный учитель», как называл его академик И.П.Павлов. Изучая биографиюПетра Францевича Лесгафта встречаешь загадку, которую не удалось разгадать и посей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И ПетрЛесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разныхлет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич».
Из скупых воспоминаний о детских годахПетр Францевич Лесгафт мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику инастойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убиратьтротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю егопоследующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лени, неправде, принципиальностьи бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертамихарактера Петра Францевич Лесгафта.
С детства у Петра Францевич Лесгафта пробудилась любовь к музыке,этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первыемедицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальнойбабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.
В январе 1848 г.,после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс вПетрешколе — Главном народном училище.
Учился Лесгафт неплохо. Емухорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французскогоязыков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнялзадания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 г. отец решил прерватьего обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю(отец считал, что у сына слабое здоровье, и хотел дать ему «хлебное» ремесло).
Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка саптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвавгнев не только отца, но и матери. Потом с помощью своего старшего братаАлександра (в семье было три брата и сестра) Петр снова поступил в гимназию –уже в один из старших классов. Заканчивал обучение в мужском отделение училища святойАнны, носившем название «Анненшуле». По окончании училища с серебряноймедалью он поступил летом 1856 г. в Медико-хирургическую академию. Дляпоступления в неё явилось 500 кандидатов,зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Его зачислили на медицинское отделение. Родители, как положено,сшили ему новый мундир с двумя рядами светлых пуговиц. Он очень шел к егостройной, подобранной фигуре.
1.2 Началосамостоятельной жизни
Это произошло еще до того, как в академии началисьзанятия. Новые товарищи пригласили Лесгафта на студенческую народническуювечеринку. За разговорами о грядущей свободе народа время пролетело незаметно.Когда стали расходиться по домам, было около четырех утра. Никогда Петр такдолго не задерживался. Дома у него произошло столкновение с родителями.Обиженный и возмущенный их упреками, Петр решил уйти из дома отца, уйтинемедленно.
Подвернуласьпо дешевке крохотная комнатка рядом с академией, и он снял ее. Теперь Лесгафтвынужден был сам искать средства к существованию.
Когда заводились деньжата, Лесгафт питался вдешевых кухмистерских. Если же в кармане гулял ветер, то обходился, как имногие его однокашники, черным хлебом с солью и рыбьим жиром, который принекоторой изворотливости студенты иногда получали бесплатно в академической аптеке.
ВскореЛесгафт помирился с родителями, однако в отчий дом не вернулся. Ведь надокогда-то было начинать самостоятельную жизнь.
Поступление Петра Францевич Лесгафта в медико-хирургическуюакадемию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. Поинициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительныеизменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулосьинтенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.
Под руководством ученого секретаря конференции НиколаяНиколаевича Зинина Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательскойработы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами.Очень скоро стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начиналисьв 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, какправило, проводились в вечернее время.
1.3 Влияние профессоров на формирование взглядов П.Ф.Лесгафта
Многие профессора академии оказали наформирование характера и взглядов Петра Францевича существенное влияние. Своим главнымучителем Лесгафт называл Н.И.Пирогова. Во времяперемен длинные коридоры академии заполнялись студентами с разных курсов. Там итут возникали споры и горячие обсуждения лекций профессоров или поступковстудентов. Говоря об анатомии, старшекурсникиупоминали фамилиюПирогова. Он для всех был непререкаемым авторитетом. Его пригласили в академиюв 1839 году, когда Лесгафту было всего два года от роду. А через год по мысливеликого хирурга уже была создана кафедра госпитальной хирургии,хирургической и патологической анатомии.
Таким образом, Пироговуудалось, как говорили, «вырвать анатомию из состояния оцепенения».В 1846 в помощникисебе Пирогов взял уже тогда довольно искусного анатома Венцеслава ЛеопольдовичаГрубера, до этого работавшего проректором анатомии в Вене у всемирноизвестного профессора Гиртля. В академии Груберу поручили читать курсыописательной и хирургической анатомии, а также вести практические занятия.Этому делу он отдался весь без остатка и вскоре заслужил всеобщее уважение.Россия стала для Грубера вторым отечеством.
Влияниепедагогических сочинений Н. И. Пирогова («Вопросы жизни», «Быть и казаться», «Школа ижизнь», «Взгляд на общий устав наших университетов» и др.) на П.Ф. Лесгафта сказывается в оптимистическом взгляде последнегона природу человека и на силу воспитания, в высокой оценке реального образования против узкого утилитаризма в воспитании, в гуманном отношении к детям,понимании ведущего значения нравственного воспитания, в требованияхдля своего времени свободы науки и университетскогообразования и др. Любознательный студент зачитывался научными и педагогическимисочинениями Пирогова. Они учили Лесгафта оптимистическому взгляду на природучеловека и на силу воспитания и образования.
П.Ф. Лесгафт выступал с речами на торжественных заседаниях,посвященных памяти Николая Ивановича Пирогова[1].В речи, сказанной им 23 ноября 1883 г. в память Н. И. Пирогова «О наказаниях в семье и их влияний на развитие типа ребенка», П. Ф. Лесгафт, будучисам ярым противником телесногонаказания детей, пытался дажереабилитировать Пирогова от заслуженных последним упреков и обвинений[2]за половинчатость в этом вопросе.
В 1856 году после отъезда Пироговав Севастополь, за коим последовал его выход в отставку, заведовать анатомическим институтом стал Грубер.
Многие студенты побаивалисьэтого пожилого полного человека с высоким чубом и длинными редкимибакенбардами на розовом лице. Может быть, эта боязнь объяснялась тем, чтоВенцеслав Леопольдович вел замкнутый образ жизни, отличалсянеобыкновенной суровостью и фанатичностю в работе. Его мудреные вопросы (между собойслушатели называли их «груберистикой») даже бывалых студентов сбивали с толку,а если отвечающий путался, был не точен в определениях, Грубер ставил ему безлишних слов «ноль в квадрате». Однако Грубер, как скоро заметил Лесгафт, былсправедлив. Если видел, что студент занимается анатомией прилежно, не чураетсяпрепаровочных работ, то не ставил ему плохих отметок даже тогда, когда студентне усвоил материала. Он отсылал слушателя заниматься еще, а если и потом тототвечал неудовлетворительно, отсылал снова.
Любознательный юноша любил смотреть, как «выборгский император»ловко работал крепкими белыми руками. Часы, проведенные в тесном деревянномбараке у стола, пролетали как одно мгновение.
Грубер, в свою очередь,тоже не мог не заметить среди студентов такого прилежного и добросовестногоученика, как Лесгафт, который оставался даже на патологоанатомические исудебно-медицинские вскрытия, а также на различные операции над трупами, всегда готов был сам взяться за скальпель.
Грубер познакомил Лесгафтасо своим ассистентом молодым врачом Ландцертом и фельдшером Андроновским —искусным препаратором, частенько помогавшим студентам. Помощники Грубера сталипоручать Лесгафту некоторые работы. Петр выполнял поручения с удивительнойдобросовестностью, обнаруживая при этом прозорливость и смекалку.
АкадемиюЛесгафт окончил в 1861 году также с серебряной медалью и был оставленассистентом, а потом проректором у профессора В. Л. Грубера.
Работаяв Медико-хирургической академии в продолжение восьми лет, П. Ф. Лесгафтзащитил две диссертации: одну в 1865 г. на степень доктора медицины, другую через три года (в1868 г.)— на степень доктора хирургии. Осень 1868 года была для Петра Францевича Лесгафта весьмазнаменательной. Ученый совет Казанского университета признал его работы. 27сентября Лесгафта избрали экстраординарным профессором.
Целые тридцать лет кафедру физиологической анатомии занимал тамизвестный ученый, профессор Евгений Филиппович Аристов, неизменно пользуясьлюбовью и уважением студенчества. И вот теперь его место предложили Лесгафту.
К тому времени подвлиянием идей передовых общественных деятелей Герцена и Чернышевского, подвлиянием работ Пирогова, Сеченова, Ушинского, Ламарка и других ученых уЛесгафта начало складываться научно-философское мировоззрение.
Рассказы выходцев из Казанского университета могли только укрепитьрешение Лесгафта работать в этом учебном заведении, где его уже ждали.
В январе 1869 года ПетрФранцевич приехал в Казань. Теперь он был профессором.
Своимилекциями, организацией практических занятий для студентов и преданностью делуП. Ф. Лесгафт быстро завоевал симпатии студентов, передовой профессуры и сталодним из популярных и любимых профессоров Казанского университета.
1.4Общественно-педагогическая деятельность.
Общественно-педагогическая деятельность П. Ф.Лесгафта, начавшись под знаменем передовых демократических идей 60-х годов,продолжалась под усиливающимся гнетом мрачной реакции 70-х и 80-х годов[3].
Он был решительным, непримиримым противникомсхоластики и бездушного, грамматического классицизма, насаждавшихся попрусским образцам в гимназиях реакционнейшим министром народного образованияД. А. Толстым и сменившим его в 80-х годах его верным соратником Деляновым;последний еще больше ограничил доступ в гимназии детей недворянского происхождения.
Мрачная политика царского самодержавия вобласти народного просвещения оставалась при жизни П. Ф. Лесгафта, в основном,неизменной, несмотря на некоторые слабые и кратковременные просветления в нейпод давлением прогрессивных общественных движений 90-х и 1900-х годов и,особенно, революции 1905 г.
1.5 Столкновения с властями
Непосредственноестолкновение П. Ф. Лесгафта с властями началось с Казанского университета.
Профессура Казанскогоуниверситета, как и профессура других университетов того времени, делилась напрогрессивное меньшинство, к которому принадлежал П. Ф. Лесгафт, и наконсервативное и реакционное большинство, которое господствовало вуниверситете и вместе с ректором университета, при попустительстве со стороныпопечителя Казанского учебного округа, вело себя совершенно произвольно иотносилось с явным пренебрежением к интересам, заявлениям и протестампредставителей меньшинства.
П. Ф. Лесгафт, будучи глубоко возмущеночередным произволом властей Казанского университета, выразившимся в келейномпроведении лекарских экзаменов по предмету П. Ф. Лесгафта без его ведома,выступил в одой из петербургских газет со статьей «Что творится в Казанскомуниверситете», в которой разоблачил беззаконные действия университетскойадминистрации.
За эту статью П.Ф.Лесгафтцарским повелением, воспоследовавшим в результате ходатайства министра народногопросвещения Д. А. Толстого, был в 1871 г. уволен из Казанского университета безправа заниматься впредь, педагогической деятельностью.
Увольнение П. Ф. Лесгафта вызвало средистуденчества медицинского факультета, которое высоко ценило его волнение:студенты долго не допускали нового преподавателя на кафедру анатомии; ониосвистали первого, поднявшегося на кафедру после П. Ф. Лесгафта[4].
Современи увольнения П. Ф. Лесгафта из Казанского университета он был признаннеблагонадежным и над ним был установлен (как свидетельствуют архивные материалы)негласный надзор, под которым он находился всю свою жизнь[5].
1.6 Возвращение в Петербург
После увольнения изКазанского университета, осенью того же, 1871 г., П. Ф. Лесгафт вернулся вновь в Петербург,к своему старому учителю проф. В. Л. Груберу, который принял живое участие всудьбе своего талантливого ученика и дал ему возможность частным образом вестинаучные занятия по анатомии и руководить кружком женщин, впервые допущенных кзанятиям в Медико-хирургической академии.
С этих порнаучно-педагогическая деятельность П. Ф. Лесгафта проходит, в основном, вПетербурге. Осенью 1874 г.по ходатайству проф. В. Л. Грубера и, по всей вероятности, не без содействиялиберально настроенного военного министра Д. А. Милютина, в ведении которогонаходилась Медико-хирургическая академия, П. Ф. Лесгафту было опять разрешенозаниматься педагогической деятельностью.
Работал П. Ф. Лесгафт в Главном управлении военно-учебныхзаведений, в Петербургском университете, на Рождественских курсах лекарских помощников; организовывал различные курсы по подготовке руководителейфизического воспитания и образования; организовал «С.-Петербургскую биологическую лабораторию»; проводилнаучно-исследовательскую работу и опубликовывал свои многочисленные научныетруды.
Но над П. Ф. Лесгафтом тяготел негласныйполицейский надзор, всячески тормозилась его научно-педагогическаядеятельность, ему запрещали чтение лекции, закрывали организованные им курсы.
4 марта 1901 г. П. Ф. Лесгафт былсвидетелем жестокого избиения полицией и жандармами студентов-демонстрантовна Казанской площади. Он организовал сбор подписей под протестом против этогозверства, за что его в том же году выслали из Петербурга, как неблагонадежного.Разрешили ему вернуться обратно в Петербург только через год.
На свои курсы П. Ф. Лесгафт привлекал в качестве преподавателей наиболеепередовых и выдающихся академиков и профессоров, например В. Л. Комарова, Е. В.Тарле, Н. А. Морозова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, М. М. Ковалевского имногих других крупных ученых и прогрессивных общественных деятелей.
Курсы П. Ф. Лесгафта не без основанияпользовались особым вниманием царских охранников. В 1906—1907 гг. последниедоносили по начальству:
«… являютсяпостоянным местом для противозаконных собраний Курсы Лесгафта приС.-Петербургской Биологической лаборатории, где преступная деятельность революционеровпри весьма сочувственном отношении к ней директора лаборатории Лесгафта ведетсяв широких размерах..., произносятся речи с призывом к насильственномуниспровержению всего ныне существующего строя» (1906 г.).
«… в ночь с 18 на 19декабря 1907 г.был произведен обыск на курсах профессора Лесгафта, причем обнаружено до 50пудов нелегальной литературы, частью уложенной в тюки для отправки, а такжеодин пуд типографского шрифта и валик для печатания».
В 1905 г. лесгафтовские «Курсывоспитательниц и руководительниц физического образования» при С.-Петербургскойбиологической лаборатории, существовавшие с 1896 г., были закрыты заучастие слушателей курсов в событиях 9 января.
В 1905 г. вместо закрытыхкурсов П. Ф. Лесгафту удаётся создатьпри Биологической же лаборатории Вольную высшую школу с отделением вечерних курсов для рабочих, ставшиеодним из центров рабочего просвещения в Петербурге.
Но так как и в Вольной высшей школе наряду с учебымизанятиями организовывались революционно-настроенной молодежью рабочие митинги,произносились революционные речи, производились сборы для революционныхорганизаций и так как в помещении школы вел свою работу Совет рабочихдепутатов, то в конце 1907 г.Вольная высшая школа также была закрыта, хотя нелегально она продолжалафункционировать еще некоторое время.
1.7 Конец жизненного пути
В 1909 г. было получено разрешение на открытие вздании С.-Петербургской Биологической лаборатории Естественно-историческихкурсов Общества народных университетов, но П. Ф. Лесгафт был уже тяжело болен.
По настоянию врачей он был отправлен налечение в Египет, близ Каира где и скончался 11 декабря 1909 г. на 73-м году своейбольшой и благородной жизни.
Похороны П. Ф. Лесгафтасостоялись зимою в Петербурге на литературных мостках Волкова кладбища (примобилизации больших полицейских сил) и имели ярко выраженный характерполитической демонстрации против глубоко ненавистного П. Ф. Лесгафтусамодержавно-полицейского режима. В похоронной процессии участвовало свыше 5тыс. человек. Было возложено на могильный холм около 200 одних лишьметаллических венков.
Исключительное внимание, скоторым отнеслась общественность к похоронам П. Ф. Лесгафта, высокая оценкаего личности и научно-педагогической деятельности со стороны различныхорганизаций и учреждений, передовой профессуры, студенчества, учащихся среднихшкол, многочисленных его учеников и почитателей свидетельствовали о глубокомосуждении общественно-политического строя, который неотступно преследовал П. Ф.Лесгафта при его жизни и даже после его смерти.
Категорически было запрещено полициейпроизнесение Речей на могиле. Лишь Н. А. Морозов, Приблизившись к могилесказал: «Прощай, дорогой Пётр Францевич! Да будет нам примером твоя честная,бескорыстная трудовая жизнь!»
Выводы:Ознакомившись с биографией ученого нельзя не согласиться, что это был великийчеловек, грамотный во многих областях. Таких успехов было бы сложно добиться,если бы не изначальное воспитание его в его же семье. В семье воспиталисьосновные черты характера.
Избиографии мы обращаем внимание на то, кто и как повлиял на жизненный путьП.Ф.Лесгафта. Заметили политическую обстановку в стране и позицию ученого кполитике государства. Можно сказать, что П.Ф.Легафт был продуктом своеговремени. Он был одним из меньшинства, но обычно благодаря меньшинству ипроисходят великие перевороты, появляются новые идеи и изменяется политикагосударства, особенно если идеи новаторов поддерживаются обществом.
При жизни П.Ф.Лесгафта было издано 35его научно-педагогических работ. Среди них два важнейших фундаментальных труда:«Семейное воспитание ребёнка и его значении» (1893) и «Руководство пофизическому образованию детей школьного возраста» (1888).
Значение этих работ столь велико, чтоони неоднократно переиздавались как при жизни, так и после смерти автора.
В наше время в 1951-1956 гг. вышло всвет полное собрание сочинений П.Ф.Лесгафта в 5 томах (со всупительной статьёйГ.Г.Шахвердова) и одновременно в 1951 году были изданы его избранные труды в 2томах, где составителем и автором вводной статьи был также Г.Г.Шахвердов. Азатем в 1988 году появился однотомник избранных педагогических сочинениёП.Ф.лесгафта (составитель и автор предисловия И.Н.Решетень). Его книга«Семейное воспитание ребёнка и его значение» была переведена на французскийязык и издана в 1894 году в Париже.
Решением партии и советского правительства славное имя Петра Францевича Лесгафта присвоено двуминститутам в Ленинграде – в его родном городе: Естественно-научному институту(исследовательскому) и Педагогическому институту физической культуры(учебному).
IIЧасть
Идеиличности и теория семейного воспитания
Большой вклад П. Ф. Лесгафт внёс в областьпедагогики:
онтворчески обогатил и двинул вперед русскую и мировую педагогическую науку двумясвоими капитальными трудами: «Семейное воспитание ребёнка и его значение» (втрех частях) и «Руководство по физическому образованию детей школьноговозраста» (вдвух частях). До П. Ф. Лесгафта никто не давалтакого глубокого обоснования семейному воспитанию, какое дал он в своемзамечательном труде.
В работе «Семейноевоспитание…» блестяще описаны задачи, методы и условия воспитания.Егоосновополагающие идеи о воспитании жизненно важны и интересны и длянастоящего времени, хотя, к великому сожалению, начинают забываться.
2.1 Личность и идеи.
В лице П. Ф. Лесгафта мы имеем не тольковыдающегося ученого-педагога; он является, вместе с тем, глубоко убежденным гуманистом, демократом, противником царскогосамодержавия и неутомимым борцом за женское образование в России.
Он былвеликим правдолюбцем в науке и в жизни, боролся против произвола и насилия надличностью человека, против невежества, предрассудков, мракобесия, расовыхлжеучений и низкопоклонства. Ученый страстно хотел, чтобы общество, в которомон жил, состояло из свободных и равноправных, всесторонне развитых инравственно чистых людей, — и за все это царские власти и сам царь боялись егоне меньше, чем революционера. П. Ф. Лесгафт не примыкал ни к одной изреволюционных партий того времени. Однако он глубоко сочувствовалреволюционному движению и всячески помогал революционерам.
Еголекции запрещались, его идеалы считались крамольными.
Егоизгоняли из учебных заведений и лишали права преподавательской деятельности.
Созданные им школы неоднократно закрывались.
Еговысылали за границу.
Емуне давали работать.
Почти всю свою жизнь он находился под негласным надзором царскойжандармерии, и каждый его шаг был предметом пристального изучения и обсужденияохранки.
Подстать ему были и его многочисленные ученики и ученицы.
Ихназывали бомбистами. Среди них было много пламенных революционеров и настоящихмарксистов-ленинцев.
Развитиеличности П. Ф. Лесгафта, как ученого-новатора, педагога-общественника,посвятившего себя служению простому народу, его просвещению и оздоровлению,протекало под сильным влиянием общественно-педагогического движения в России60-х годов XIXстолетия.
Прогрессивные демократические идеи 60-хгодов были и его идеями: свобода от крепостного рабства, ненависть ксамодержавно-помещичьему произволу; независимость науки и научного творчестваот реакционных сил; проведение в жизнь научных достижений в пользу народа;новая школа, дающая подрастающим поколениям научное и связанное с жизньюполноценное, общее образование; отрицательное отношение к ранней профессионализации;выдвижение на первый план воспитательных задач; активизация методов обучения;осмысленное обучение вместо механической зубрежки и слепого подражания;уважение к личности ребенка; охрана материнства и младенчества; равноправиеженщин с мужчинами и равноценное мужскому женское образование; связьфизического воспитания с умственным, нравственным эстетическим и трудовымвоспитанием; вера в силу науки и просвещения — вот главные идеи и проблемы, которымП. Ф. Лесгафт оставался верен всю свою жизнь и за реализацию которых оннеотступ