Реферат по предмету "Педагогика"


Технология проектного обучения

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РЕСПУБЛИКАНСКОЕВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ
«КРЫМСКИЙИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психолого-педагогический
Контрольнаяработа
/>По дисциплине
Технология изучения языка и литературы вначальных классах
Тема Технологияпроектного обучения
Студентки МикульскитеС.И.
г. Симферополь
2008 – 2009уч. год.

План
Введение
1. Современный образовательный проект
2. Типология проектов
3. Этапы работы над проектом
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение
Перспективной длясовременной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладениюоперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемыучебного материала, высокие требования к современному ученику и учителюподталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивныхметодов, в том числе и к применению проектов. Данный вид деятельностимногофункционален в большей степени, чем другие.
Проект пробуждаетучащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативныекачества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельностиможет предшествовать «мозговой штурм», в процессе которого обозначатся новые интересныепроблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе ихпоиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные путирешения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реальнодемонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиесяставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всестороннепроверяют компетентность личности. Проектная деятельность нагляднодемонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и групповогопроектов.
Проектная технологияшироко распространена в американских и японских школах. В переводе с латинскогоозначает «самостоятельный поиск пути» («брошенный вперед»).
Учебно-познавательныйпроект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определеннойсистемы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкойорганизации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. Заопределенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решаютпознавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу.Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.
Цель проектного обучения– овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этомприоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитиюсоциального сознания.
Проектная технологияпозволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также исамомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны поформе, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количествуучастников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта такжеразличны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию,стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет.
Метод проектов позволяетформировать личностные качества, которые развиваются лишь в собственнойдеятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.
В первую очередь можновыделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себяответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членомкоманды.
Метод проектовпредполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поискметодов, ориентированных на реальный практический результат, значимый дляученика и учителя, а с другой стороны — целостную разработку проблемы, учитываяразличные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основепроекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большимобъемом знаний и определенными умениями:
1.        интеллектуальными(умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации,анализировать информацию, делать выводы):
2.        творческими(умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы,умения прогнозировать последствия того или иного явления);
3.        коммуникативными(умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точкузрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

1.        Современный образовательныйпроект
Одним из направленийреформы общеобразовательной школы является переход от традиционных кразвивающим гуманитарным образовательным технологиям.
Особую актуальностьприобретают методы деятельностной организации обучения. Только благодаряактивной самостоятельной деятельности возможно развитие каждого ученика.Большие возможности для перехода от знаниевой модели обучения к способностнойпредставляет проектное обучение, выросшее из метода проектов.
Современныйобразовательный проект – это дидактическое средство активизации самостоятельнойпознавательной и творческой деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов, в частности, на урокахрусского языка и литературы, позволяет учащимся формировать объективную системупредставлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать.Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но исамостоятельно ее ставить, определять конкретные задачи, программировать собственнуюдеятельность, отбирать адекватные средства достижения цели, определятьпоследовательность действий, определять последовательность действий.Необходимым этапом в работе над проектом является объективная оценка конечных ипромежуточных результатов своих действий. Существенным в этом процессе являетсяумение корректировать свои действия, то есть реконструировать эти действиятаким образом, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям. С этойцелью обязательно проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.
Таким образом, в основепроектного обучения лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, котораяпредполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит косознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. При рефлексивно-деятельностномспособе обучения меняется позиция преподавателя, а также требования к его профессиональнымкачествам. Из носителя готовых знаний он превращается в организаторапознавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся, выполняяроль компетентного консультанта. Рефлексивно-деятельностное обучениепредполагает три основные функции учителя.
Первая и основная –создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательнуютворческую деятельность.
Вторая – стимулированиеситуации успеха для каждого ученика.
Третья – проведениевместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самоизменения. Средиоптимальных примеров проведения рефлексии можно отметить такие, какрефлексивная мишень, рефлексивный круг, мини-сочинения.
Приоритетной формойвзаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является«учитель – группа».
В основе проектнойдеятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимисяпоставленных практических задач.
Значительная частьпроектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытыхрезультатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатсяприменять к ней свои знания, — происходит вне стен школы. Лабораторией дляпроектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – всеокружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченнымзаданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самомпроцессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся вдостижении намеченной цели.
Проектное обучениебазируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучениеидет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подаватьмысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколькоотвечать на призыв к руководству. Внимание учащихся все время держитсянапряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны саминамечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того, чтобы,успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом,использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
2.        Типологияпроектов
В зависимости от того,какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая,ролевая, прикладная,– можно выделить следующие типы проектов:
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕПРОЕКТЫ
Такие проекты требуютхорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальностипредмета исследования для всех участников, обозначения источников информации,продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшогоисследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованиюили полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой дляисследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта;обозначение задач исследования; определение методов исследования, источниковинформации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путейее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатовисследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования).Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковойподготовки школьников определенного этапа обучения.

2.ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Творческие проектыпредполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеютдетально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она тольконамечается и дальше развивается, подчиняясь принятой группой логике совместнойдеятельности, интересам участников проекта. В данном случае следуетдоговориться о планируемых результатах и форме их представления (совместнойгазете, сочинении, драматизации, ролевой игре). Это могут быть проблемы, связанныес содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации.
Оформление результатовпроекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма,программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты,альманаха, альбома.
3. РОЛЕВО-ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ
В таких проектахструктура также только намечается и остается открытой до окончания проекта.Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержаниемпроекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажиили выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемыеситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могутнамечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степеньтворчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-такиявляется ролево-игровая. Вполне возможно применение данного типа проектнойдеятельности и на уроках русского языка.
4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Этот тип проектовизначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщениефактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как иисследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможностисистематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такогопроекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационногопоиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числеэлектронные, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способыобработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,аргументированные выводы, результат информационного поиска (статья, аннотация,реферат, доклад, видеофильм); презентация (публикация, в том числе в сетиИнтернет, обсуждение на конференции). Данный тип проектной деятельности можетбыть с успехом применен для подготовки выступлений учащихся нанаучно-практических конференциях, гимназических чтениях.
5. ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕПРОЕКТЫ
Эти проекты отличаетчетко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта,который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ,созданный на основе полученных результатов исследования языкового,литературоведческого, исторического характера; программа действий,рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в системеязыка; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики)
Такой проект требуетхорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников сопределение функций каждого из них, четких результатов совместной деятельностии участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошаяорганизация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировкисовместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатови возможных способов их внедрения в практику, а также организациясистематической внешней оценки проекта.
В зависимости отпредметно-содержательной стороны проекта можно выделить монопроекты имежпредметные проекты:
1.МОНОПРОЕКТЫ
Как правило, такиепроекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираютсянаиболее сложные разделы или темы программы. Работа над монопроектами предусматриваетприменение знаний из других областей для решения той или иной проблемы.Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четкимобозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний и умений, которыеученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируетсялогика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяютсяучащимися), форма презентации, которую выбирают участники проектасамостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в видеиндивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.
2.МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Межпредметные проекты,как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты,а также достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решитьту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проектаТакие проекты требуют квалифицированной координации действий со стороны учителей-предметников,слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательскиезадания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.Данные проекты могут вполне быть применимы и в младшей школе, если речь идет омежпредметных связях предметов одного цикла. Помимо двух приведенных вышеклассификаций проектов можно упомянуть также типы проектов по их характерукоординации: носящие непосредственный или скрытый характер; дифференциациюпроектов по характеру контактов (среди участников одного класса, школы, города,региона); по количеству участников проекта (личностные, парные и групповые) ипо продолжительности проектной деятельности (от краткосрочных, которые могутбыть реализованы в рамках одного урока, до долгосрочных, рассчитанных,например, на реализацию в течение всего учебного года).
3.        Этапы работы надпроектом
Ход работы над проектомможет быть определен в общем виде через следующие этапы:
1.        Подготовка кработе над проектом:
 - определение темы ицелей проекта;
 - формирование групп дляработы над проектом;
 - планирование этаповработы.
2. Работа над проектом вгруппах:
 - планирование работы;
 - исследование;
 - оформление выводов ирезультатов.
3. Представление – защитапроекта.
4. Оценка проекта(несколько уровней оценки):
 - самооценка;
 - оценка других групп;
 - оценка учителя;
 - оценка специальносозданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализмеры своего участия в общем деле:
 - Что мы делали?
 - Как мы делали?
 - Каковы результаты?
 - Каков мой личный вкладв решение проблемы?
Данная последовательностьработы над разными типами и видами проектов является универсально-схематичной.Более широко можно развернуть эту схему можно следующим образом:
1. Подготовительный иливводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ееконкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели,формулирование задач.
1.3. Формированиепроектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменныхрекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график,консультации и т.д.).
1.5. Утверждение тематикипроекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установлениепроцедур и критериев проекта и формы его представления.
2.Поисково-исследовательский этап.
2.1. Определениеисточников информации.
2.2. Планированиеспособов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка кисследованию и его планирование.
2.4. Проведениеисследования. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанромработы, подбор иллюстраций.
2.5. Организационно-консультационныезанятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших входе реализации проекта.
3.        Трансляционно-оформительскийэтап.
3.1. «Предзащита»проекта.
3.2. Доработка проекта сучетом замечаний и предложений.
3.3. Подготовка к публичнойзащите проекта:
3.3.1. определение даты иместа;
3.3.2. определениепрограммы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы(медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендоваяинформация проекта.
4.        Заключительныйэтап.
4.1. Публичная защитапроекта.
4.2. Подведение итогов,конструктивный анализ выполненной работы.

Заключение
Исходя из требований,которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержаниюпреподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения,которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся. Именнотакой характер носит метод проектной деятельности. Можно отметить следующиеактуальные преимущества использования метода проектной деятельности всовременной школе:
1.        Значительноеувеличение самостоятельной работы учащихся.
2.        Получение навыковсамостоятельного поиска и обработки необходимой информации.
3.        Повышениемотивации учащихся в учебе.
4.        Процесс обучениястановится самомотивируемым, так как возрастает интерес и вовлеченность вработу по мере ее выполнения.
5.        Активизацияпознавательных интересов учащихся.
6.        Повышениесамооценки учащихся, занимающихся выполнением проектной работы.
7.        Предоставлениекаждому возможности самореализации.
8.        Развитиетворческих способностей учащихся.
9.        Вовлечение всехучащихся в коллективную мыследеятельность.
10.     Развитиекоммуникативных навыков, умения работать в коллективе.
11.     Получение навыковпрезентации себя и своей работы в различных формах: устной, письменной, сиспользованием новейших технологических средств.
Таким образом, проектнаядеятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современномобразовании по овладению оперативными знаниями в процессе социализации.

Списокиспользованной литературы
1. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии. –Мн.: «Сэр-Вит», 2003.
2. Круглова О.С. Технология проектного обучения. //Завуч.1999. №6
3. Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и вовнеурочной деятельности. //Школьные технологии. 2002. №2.
4. Орлова Л.В. Образовательный проект вучебно-педагогическом процессе школы. – Мн.: «Технопринт», 2002.

Приложение
Тема “Снежнаясказка зимы” (попроизведениям русских поэтов и писателей о зиме)
Цели урока
обучающие: раскрыть характерные художественныеособенности в изображении образа зимы в поэтических и прозаическихпроизведениях, в произведениях живописи и музыки;
развивающие: развитие ассоциативного мышления,активизация творческой деятельности учащихся, дальнейшее формирование иразвитие навыков интерпретации и анализа художественного текста;
воспитательные: воспитание эстетического вкуса,любви к литературе, искусству.
Оборудование: магнитофонные записи Чайковского“Времена года”, Свиридова к повести Пушкина “Метель”, иллюстрации картинШишкина “Зима”, И.Грабаря “Февральская лазурь”; сборники стихов, фотоматериалы;раздаточный материал: карточки с информацией о художниках, их картинах,композиторах, их музыкальных пьесах.;
Опережающиезадания: вспомнить,повторить стихотворения о зиме, изученные ранее, “зимние” песни.
Подготовительнаяработа: учащиеся доурока делятся на группы по интересам, что дает возможность реализоватьгуманно-личностный подход в обучении и воспитании; на партах у учащихся заранееприготовлены листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей.Ходурока.1.Оргмомент.
Учительзнакомит учащихся с целями и задачами урока.
— Ребята,сегодня мы будем читать стихи поэтов о зиме, слушать музыку, рассматриватькартины, обсуждать их. К концу урока каждая группа должна собрать материал исоздать проект “Образ зимы в произведениях русских поэтов и писателей”. Вы самибудете выбирать, в какой форме представить проект: в форме рукописногосборника, стенгазеты, номера школьной газеты2.Основная часть. 1этап.
Учитель: Ребята, прежде чем начать разговоро стихах, давайте составим свои ассоциаграммы: то есть, нарисуем снежинку и наее лучах запишем, что вы представляете, когда слышите слово“зима” ёлка забавы игры радость снег зима холод
(Каждаягруппа учащихся составляет свою ассоциаграмму, а затем обменивается ими,дополняет свои).
Учитель: Итак, мы составили ассоциаграммы. Укаждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собраливоедино, и у нас получилась зима яркая, блестящая, приносящая радость. А слово“ассоциаграмма” образовалось от слова “ассоциация”. 2этап.
1 задание.Учитель: А теперьпрочитайте свое любимое стихотворение о зиме. Стихотворение должно быть близковашему представлению о зиме, вашему настроению.
(Учащиесячитают стихи, дают короткие комментарии к ним).
2 задание.Учитель: Вы очень хорошопрочитали стихотворения. А теперь выпишем из своих стихотворений наиболее яркиеи выразительные слова и сочетания, при помощи которых автор создает запоминающийсяобраз зимы.
(Учащиесявыписывают эпитеты, метафоры, сравнения, например, из стихотворения Тютчевабыли выписаны сочетания:
Чародейкою-Зимою- зима- волшебница, изменила все вокруг;
лес околдован– своей волшебной силой зима околдовала лес;
снежнойбахромою — неровный слой снега на ветках напоминает бахрому скатерти;
неподвижною,немою чудной жизнью он блестит — в лесу тихо, но жизнь продолжается и в зимнемлесу, снег блестит на солнце, и создается ощущение, что ты попал в сказочный мир).
3 задание.Учитель: Используявыписанные нами сочетания, запишите небольшой рассказ об этом стихотворении,как поэт создает такие прекрасные образы.
(Учащиесязаписывают свои высказывания)
3 этап.
Учитель: Вспомните “зимние” песни, спойте их.Как в песнях создается образ зимы?
(Учащиесявспоминают песню в исполнении Глюкозы “А снег идет”, песню “Три белых коня” иотмечают, что тема зимы помогает авторам показать характер своих героев, ихвнутренний мир”).
А теперьпослушайте музыку, написанную композитором Свиридовым к повести Пушкина “Метель”и подберите стихотворный или прозаический отрывок, который передает основноймотив музыкальной пьесы. Аргументируйте свой выбор.
(Учащиесяготовят ответы, затем выступают с ними; ответы обсуждаются, дополняются).
4 этап
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг,представьте, что вы находитесь в картинной галерее, вы видите картины Шишкина,Грабаря, фотоматериалы. Выберите из представленных картин те, которыесоответствуют вашему образу “зимы”, найдите информацию о художнике и выпишитеее для себя, подумайте, как художнику удается так искусно создать образ зимы.Запишите свои размышления.
5 этап
Учитель: А сейчас мы сами попробуем сочинитьстихотворение. Очень давно в Японии была традиция: каждый человек должен былуметь писать стихотворения. Эти стихотворения состояли из 5 строчек, строгойрифмы и чередования ударных и безударных слогов не было, но в основе стихотворениялежали мысли и чувства автора. Эти стихотворения назывались танка. Мы с вамипопробуем написать танка.
Мои условиятакие: стихотворение должно состоять из 5 строчек.
1 строчкасостоит из 1 слова,
2 строчка — из 2 слов,
3 строчка –из 3 слов,
4 сточка – из4 слов,
5 строчка –из 1 слова.
В первойстрочке дается тема стихотворения, 2-4 строчки раскрывают содержание стихотворения,а в последней, 5 строчке подводится итог, вывод, обычно это какая – то философскаямысль.
(Учащиесясочиняют стихотворения, записывают их в своих проектных работах).
Учитель: А теперь придумайте и запишитеназвание своего проекта, можно использовать стихотворные строчки, цитаты изпрозаических текстов. Постарайтесь, чтобы название было ярким, запоминающимся,красивым. Закончите оформление своих проектов и приготовьтесь защищать их.3. Защита проектов.
(Не всеучащиеся могут сразу представить законченную работу, поэтому этот этап можноперенести на следующий урок, когда проектные работы учащихся будут готовы. Так,моими учащимися были представлены проекты стенной газеты, рукописного журнала,презентации: “Снежная сказка зимы (наши поэтические опыты)”.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.