Российский государственный педагогический университет
имени А.И Герцена
Психолого-педагогический факультет
Кафедра социальной педагогике и социальной работы
Социально — педагогическое консультирование
Курсовая работа на тему:
Социально – педагогическое консультирование детей,воспитывающихся в условиях сиротских учреждений.
Выполнила студентка 330 группы
Топчий М.В.
Проверила: кандидат
педагогических наук;
доцент кафедры социальной
педагогики и социальной работы
Зинкевич Е.Р.
Санкт-Петербург
2003год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….4
ГЛАВА 1. Современные социально-педагогические проблемывоспитания детей в сиротских учреждениях
§1. Характеристика образовательной системы сиротскихучреждений……………………………………………………………..7
§2. Психолого-педагогическая характеристика детей-сирот (социальныхсирот)…………………………………………………...10
ГЛАВА 2. Социально-педагогическое консультирование детей всиротских учреждениях Санкт- Петербурга
§1.Мониторинг современных сиротских учреждений……………..16
§2.Изучение мнения современных школьников о детях – сиротах(социальных сирот)…………………………………………………..27
§3. Консультирование детей-сирот (социальных сирот)…………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………38
Крик…Мама!..
Вокруг тишина, и толькохолодные стены,
Как в омуте пронизывают насквозь.
Женщина в белом халате беретза руку,
Ведет по длинному коридору:
“Теперь это твой дом”
Слезы на глазах,
Изнутри еле слышный крик…Мать…
Т.М.
ВВЕДЕНИЕ
Интернат для сирот — это клиника, гдевстречаются всякие
недомогания души и тела при слабойсопротивляемости
организма, где отягощеннаянаследственностью, мешает
задерживает выздоровление. И еслиинтернат не будет
моральным курортом, есть угроза, чтоон станет очагом заразы.
Я.Корчак
В условиях нестабильностисоциально-политической обстановки, инфляции, безработицы и вынужденной миграциинаселения, снижения жизненного уровня семей, ослабления их инфраструктурыотмечается значительное увеличение размеров «социального» сиротства. В 2000году количество детей в сиротских учреждениях выросло до 272,7 тысяч, за тригода этот прирост составил почти 120 тысяч человек.
За последние 100лет Россия переживает третью волну сиротства: после 1-й мировой войны иреволюции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И если в 1945 г. причинысиротства были понятны, то в наше время трудно признать и принять эти причины какестественные.
В исследованииЛ.М. Шипицыной [2, с.6-8] выделены следующие причины сиротства:
— ведущей причинойявляется алкоголизм и наркомания родителей, а отсюда-жестокое отношение к детямв семье, пренебрежение их потребностями и интересами. Более 100 тысяч детейежегодно отбирается из неблагополучных семей, из них 43,0 тысяч в 2000готбирается через лишение родительских прав.
— увеличивается число«круглых» сирот из-за преждевременной смертности населения, чаще всего из-занеестественных причин. Если 5-7 лет назад доля «круглых» сирот составлялопримерно 5% от общей численности детей-сирот, то сегодня этот показатель внекоторых регионах достигает 25-30%.
— увеличение количестванедееспособных родителей, в том числе из-за психических заболеваний, а такжеподростков. В России ежегодно около 2,8 тысяч женщин рожают в возрасте 15 лет,13 тысяч – в 16 лет, 36,7 тысяч – в 17 лет. Удельный вес детей, чьи матери недостигли совершеннолетия, составляет в среднем 3,8% от общего числа родившихся.
— увеличивается числодетей, рождающихся вне брака (28% от общего числа родившихся). Ежегодно из-заразводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2000 г.вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей уматерей, не достигших совершеннолетия.
— отмечается ростсоциальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей,безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственныхустоев.
Указанные причинысоциального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном путидеградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этогопроцесса — невозможность растить своих детей, снижение родительскойответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитаниюребенка.
«Когда кричит душа?Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Больо том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить,задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать натебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимаюттебя к стене и не дают свободно дышать… Может это волнует не всех, ведь укаждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ».
(Из сочинения воспитанницы детскогодома, [10, с.4]).
Все вышесказанноеподчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к даннойтеме.
Цельнастоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей вусловиях сиротского учреждения.
Для достиженияпоставленной цели выделяются следующие задачи:
1. Определитьпонятие «социально- педагогическое консультирование».
2. Проанализироватьпо данным литературы основные социально-педагогические проблемы детейсиротского учреждения.
3. По даннымлитературы определить основные подходы и направления социально — педагогического консультирования.
Объект исследования: содержаниесоциально-педагогического консультирования детей в условиях сиротскогоучреждения.
Предмет: социально-педагогические проблемыдетей в условиях СУ, возможности их решений в процессесоциально-педагогического консультирования.
Гипотеза: социально – педагогическоеконсультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особыезадачи и является важной составной частью работы социального педагога.
Методы исследования: анализ литературы,опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетированиесовременных школьников.
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕСОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1.1.Характеристика образовательной системы сиротских учреждений Под одинаковой одеждой бьется сто разных
сердец, и каждое — особая трудность, особый характер
работы, особые хлопоты и опасения. Я.Корчак
По данным Детского фонда,в России насчитывается 720 тыс. детей- сирот (Парламентская газета, №29 (660)от 14.02.2001). Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделитьна четыре категории: семейные (опека (попечительство), усыновление);государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа);государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания ссохранением части опекунских обязанностей у государства (приемные семьи(семейные детские дома), патронажные семьи, детские общины, приюты, социальныегостиницы); негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.) [24, с.10].
Рассмотрим разныеварианты обучения детей-сирот:
1) Дети, лишенные родительскогопопечения, живут и обучаются школе-интернате. В этом случае встречаются дверазновидности:
· Школа-интернат, вкоторой группы скомплектованы по возрастному и половому признаку, из мальчикови девочек одного возраста. При таком комплектовании класса ограничен кругобщения детей, что, несомненно, приводит к значительному недоразвитиюкоммуникативных навыков детей-сирот.
· Школа-интернат,которой группы скомплектованы по принципу «замещающей семьи» — разные по полу ивозрасту. Принцип формирования класса тот же, но в одном классе обучаются детииз несколько «замещающих семей» — групп.
И первый, и второйвариант комплектования класса и обучение детей-сирот в условиях школы-интернатане благоприятствует их социально-эмоциональному развитию, так как «средаобитания ограничена», следовательно, особенно с детьми, воспитывающимися всемьях.
Предполагаются несколькопутей решения этой проблемы:
— Активное включение детей-сирот вработу учреждений дополнительного образования за пределами школы интерната. Этообогащает их эмоциональный и коммуникативный опыт, дает возможность определитьпозицию своего «Я» в разных микросоциумах. При этом очень хорошо, если ребенокпосещает не один кружок (студию, школу искусств), а 2-3, в которыхвзаимодействует с разными группами детей.
— Очень часто школа-интернат становитсякультурообразующим детским центром для детей микрорайона, небольшого села,поселка. Школу-интернат посещают и дети из семей. Такая ситуация болееблагоприятна для детей-сирот, не только в плане коммуникативных отношений, но ив плане их эмоционального развития. У них формируется чувство «хозяина», а не«гостя»; чувство собственного достоинства и желание показать себя и своюшколу-интернат с самой лучшей стороны.
— Посещение детей в воскресенье,праздничные дни, каникулы попечительских и опекунских семей; своихродственников. Этот путь социализации ребенка и решения проблем его социально –эмоционального развития важен, прежде всего, тем, что ребенок оказывается вреальных, а не смодулированных условиях семьи, приобретает опыт навыка семейныхотношений, социально-бытовых умений.
2) Дети-сироты проживаютв детском доме, посещаю школу, соответствующую уровню их образования, вмикрорайоне.
В настоящее времянаблюдается две формы комплектования классов в школах, которые посещают дети,воспитывающиеся в детском доме:
— В школе создаются «сиротские классы»,укомплектованные только детьми из детского дома. Искусственное выделение их вотдельные классы часто приводит к агрессивности этих детей, вызваннойотношением к ним не только «семейных детей», но и педагогов.
— Более благоприятной для ребенка-сиротыоказывается ситуация обучения в классе совместно со сверстниками,воспитывающимися в семье. При этом ребенок-сирота может занимать разноеположение в коллективе сверстников в классе и в детском доме. Каждая из этихситуаций приводит к различным эмоциональным проявлениям: от состояния агрессии,лживого, приспособленческого поведения до хороших дружеских отношений с«семейными» детьми.(14, с.8, 9, 10)
Все сиротские учреждения(СУ) выполняют задачи не только физического «взращивания» ребенка, но и воспитательную,образовательную и иные, способствующие подготовке воспитанников ксамостоятельной жизни в обществе. Тем не менее, ( СУ) не в состоянии полноценновыполнить функции благополучной семьи, и феномен социального сиротстваисследователями рассматривается как стрессовая и трагическая ситуация,оставляющая глубокий след в судьбе ребенка.
Специфика организациижизни детей в условиях сиротского учреждения и необходимость компенсироватьразнообразные функции семейного воспитания, требуют привлечения достаточнобольшого круга специалистов. Это, прежде всего, воспитатели, учителя,психологи, врачи, социальные педагоги и др. Данная работа посвящена лишь одномуиз многих аспектов жизни и воспитания детей в условиях (СУ), а именно — ксоциально-педагогическим проблемам воспитанников. Большой круг задачзатрагивает социально-педагогические аспекты жизни ребенка в условиях (СУ) иего подготовки к интеграции в социум, и одним из методов работы социальногопедагога является социально-педагогическое консультирование.
1.2. Психолого-педагогическаяхарактеристика детей-сирот
В исследованияхотечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей,оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитиедетей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развитиясверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психическогоразвития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуальногоразвития, бедные эмоциональная сфера и воображение, позднее формированиенавыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение этих детейхарактеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличеннымреагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированиемконфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Рассмотримпсихолого-педагогические характеристики разного возраста у детей-сирот.
Дошкольныйвозраст
Дети дошкольного возрастав (СУ) отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитииречи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения,конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью вучреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь летжизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого,вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувствапривязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностейразделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно дляпоследующего развития сопереживания.
В исследованияхН.Н.Авдеевой показано, что дети из (СУ) значительно позже начинают узнаватьсебя в зеркале, они пугаются своего отражения и начинают плакать. Можнопредположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступаетнамного позднее, чем у детей которые растут в семье.(1, с.5-13)
По данным Т.П.Гавриловой,кризис трех лет протекает у этих детей в стертой форме, запаздывает. Гордостьза достижение – такое личностное новообразование дошкольного возраста –формируется у этих детей дефектно. Наиболее отчетливо проявляется недостаткиразвития эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плоходифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Ониконфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают ихбурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временныххарактеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом,не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны.Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротствапрепятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют своебудущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение –одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации.Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит кнарушениям в овладении игровой деятельностью. Дети –сироты, зачастую не имелидома игрушек, книг, не знают никаких игр и поэтому, попадая в (СУ), не знают,как играть с игрушками, играми. Они быстро ломают, портят и теряют игрушки,примитивно используют их в игре. Основными видами деятельности на улице у нихявляются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество,ничегонеделание.
Младшийшкольный возраст
Дети школьного возрастаимеют отклонения в развитии интеллектуальной сфере, часто не посещают школу, струдом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитиимышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все этиособенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебныминавыками и умением и низкому качеству учения. Многие из них приходят в первыйкласс, значительно перерастая одноклассников. Как правило, им уже 7-8, а иногдаи 10 лет.
По данным исследованийА.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из (СУ), не умеютиграть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игрыдраматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов,телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступныим. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которыевряд ли удастся восполнить.
Желание обратить на себявнимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассниковиз (СУ), что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные заданияучителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношенияученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценнойучебной деятельности и развитии личности младшего школьника. Воспитанники (СУ)с раннего возраста живут в условиях дефицита общения со взрослыми.Ограниченное, большей частью групповое общение детей со взрослыми непредоставляется самостоятельности ребенку.
Дети подросткового возраста
Подростки характеризуютсятрудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств,иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями вовзаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживаниявседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебнымматериалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством,воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях совзрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценностии ценности другого человека.
По даннымА.Л.Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представленияо счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детейиз нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из (СУ)показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким«вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростковигрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяетподростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенностьсоциальных потребностей. Среди подростков, лишенных родительскогопопечительства, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека, что можноинтерпретировать как позицию «я несчастлив», и только 17% таких подростковобнаружено в нормальных семьях.
Опыт переживанияодиночества подростками из (СУ) составляет 70%. Выход из состояния одиночестване видят только 1%, а остальные видят избавление от него в поиске друга,обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, измененииэмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростковнеконструктивны (например, выпить, покурить, пойти погулять…).
При работе с подросткамииз (СУ) следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности.Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он неможет справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у другихили находится в дискомфортном состоянии. У подростков из (СУ) это состояниесвязано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения сродителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельныерешения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояниябеспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека,разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненноенарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делатьодному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?».(4)
Юношество
Юношествохарактеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующиеспецифические особенности:
o неумение общатьсяс людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми исверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
o нарушения вразвитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только насвои желания и чувства;
o низкий уровеньсоциального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила,необходимость соответствовать им;
o слабо развитоечувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связалс ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
o потребительскаяпсихология в отношениях к близким, государству, обществу;
o неуверенность всебе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;
o несформированностьволевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь;чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели:получить желаемое, привлекательное;
o несформированностьжизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении толькосамых насущных потребностей ( еда, одежда, жилище, развлечения );
o низкая социальнаяактивность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
o склонность каддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним илинесколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости(курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственныхвеществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологическойзащиты.
Юношество стоит на порогесамостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны,они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а сдругой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержкиродителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Этодвойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью исобой.( 14, с.66-80)
ГЛАВА 2.СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СИРОТСКИХУЧРЕЖДЕНИЯХ
Дети — самаянезащищенная часть общества, незащищенная от
непрофессионализмаи
невежествамедицинского персонала,
педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных
учреждений.
Я. Корчак
К сожалению, до сих пор, по даннымлитературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах всоциально-педагогическом консультировании воспитанников сиротских учреждений,хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многимиисследователями и практиками – социальными педагогами (СУ) [13, с.5-6].Консультирование– профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения,сохранения, повышения качества жизни.
Консультирования – может бытьюридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим,социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимопринять решения. Более разработанным является психологическое консультирование.По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическоеконсультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми,которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендациинеобходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями илиповедением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию,сосредоточить внимание на прошлом или настоящим». В широком смыслеконсультирование – это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант»обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функцииблизки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово « консультирование»происходит от латинского consulatio, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяютконсультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальнымили психологическим проблемам».( 2, с.5-7) Тем неимение, когдаребенок сталкивается с социально- педагогическими проблемами, он нуждается всоциально — педагогическом консультировании.
Современному поколениюдетей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами, особенно детям,подросткам, проживающим в условиях сиротского учреждения.
2.1. Мониторинг современных сиротскихучреждений.
Трагедия детей,попадающих в СУ из-за потери родителей, усиливает потребность в близкомчеловеке. Дом, где нет человека, любящего тебя, нет человека, к которому тыиспытываешь уважение, — это уже не дом, а казенное учреждение, где толькокормят, спят. На современном этапе развития СУ отказываются от крупныхшкол-интернатов и переходят на воспитательные детские дома.
— Сирот надо воспитыватьне в интернатах, а в детских домах. Детский дом есть дом, школа-интернат- этонекий детский конгломерат.( 17, с.121-122)
1. Государственное специальное (коррекционное)образовательное
учреждение для детей-сирот с отклонениями в развитии
детский дом №41 «Благодать»
Инновационная модель социализации семейной
реабилитации детей — сирот
/>/>
III этап
начало
самостоятельной жизни
/>
II этап
переходный
I этап
основной
Разработанная модельраскрывает содержание поэтапного решения задач, определенных концепцией системывоспитания.
Первый этап: названосновным, так как в период проживания в детском доме, реализуется основныепрограммы по социализации и семейной реабилитации ребенка.
Цель: Адаптировать детейк новым формам семейного воспитания и создать из детского сиротского сообщества«семью коллективного типа»
Задачи:
▪ Обогатитьжизненный, семейный опыт ребенка, через приобщение к разнообразным проявлениямжизни благополучной семьи ( на примерах взаимоотношений, ведения хозяйства,устройства быта, приобщения к духовным ценностям, традициям, практическимумениям и навыкам ).
▪ Научитсамостоятельному ведению домашнего хозяйства в условиях городской квартиры исельского дома. Способствовать освоению новых социальных ролей и расширениюсоциального опыта – помощника старшему в семье, помощника младшему в семье,роль самостоятельного человека.
▪ Формироватьсоциально-нравственную устойчивость к неблагоприятной внешней социальной иродственной среде.
На представленной схемеможно увидеть, что деятельность по реализации программы происходит в двухнаправлениях: общественно-благотворительной и в рамках учреждения. Это объясняетсянеобходимостью привлечения дополнительных средств для расширения финансовыхвозможностей и социальных кругов общения ребенка. В разработанной системе,детский дом- это не только место вынужденного проживания ребенка, — это главнаяи центральная программа социализации и семейной реабилитации.
Второй этап:- переходный.
Его можно назвать этапомпродолженной опеки, когда выпускники детского дома делают первые шаги всамостоятельной жизни. На этом этапе важное значение имеют сложившиесявзаимодействия и отношения ребенка со взрослыми членами коллектива иучастниками программ. На этом этапе выбор делает он.
Цель: Сохранить увыпускников социально-нравственное здоровье в условиях переходного периода ксамостоятельной жизни.
Задачи:
▪ Создать условияподдержания установленных связей в среде детского дома.
▪ Продолжить работупо установившимся формам общения в рамках программы семейной реабилитации.
▪ Оказывать консультативнуюсоциально-правовую поддержку выпускников.
Третий этап –заключительный, совпадает с окончанием выпускниками профессиональногообразования, получением возможности жить на своей площади, началом трудовойдеятельности, для некоторых – этот этап может быть связан с рождением ребенка исозданием семьи.
Цель: Поддержка выпускниковв сложных обстоятельствах жизни.
Задачи:
▪ Посещать домавыпускников.
▪ Оказыватьконсультативную социально-правовую поддержку.
▪ Проводить работус будущими мамами и молодыми семьями.
Опыт работы показал, чтовыпускники у которых установились личные взаимоотношения со взрослыминаставниками на первом и втором этапах более успешно входят в заключительныйэтап и начало самостоятельной жизни. На всем периоде жизни в детском доме, заребенком проводятся педагогические наблюдения, анализируется динамика еголичностного роста. Помимо указанных показателей, оценивается учебнаядеятельность, творческая активность, изучаются особенности поведения иразвития.
Семейныеформы воспитания и
социализациядетей-сирот
Основным ядромразработанной системы воспитания является «коллективная семья» детского дома.
1. Коллективная семья.
Для создания атмосферысемьи весь дом должен представлять собой « целостное жизненное пространство».
Главный принципвзаимоотношений: « Мы равны в главном – желании жить вместе». Мы взрослыеприходим в дом, где собраны дети. Мы приходим в их дом, потому что другого домау них пока нет. Мы приходим в их жизнь и занимаем «временно свободное место» — место их родителей. Если мы понимаем и хотим этого, то мы всегда найдем откликв душе ребенка, и он примет нас и поможет научиться любить и заботится о нем,как о «своем родном».
▪ Дополнительноеразвивающее обучение.
▪ Укреплениепсихофизического здоровья.
Главные принципыжизнеустройства.
▪ Качествожизненной среды должно быть педагогично.
Устранить или недопустить отрицательное педагогическое воздействие.
▪ Для создания«домашнего уклада».
Жизнь детей в детскомдоме не должна быть похожа на жизнь школы, пионерского лагеря и любого другогодетского учреждения.
▪ Административно-организационные принципы.
— оптимальное количествочеловек (не превышая 40).
— автономность жилыхпомещений.
— формирование целостногоколлектива. Требования к кадровому составу.
«Коллективная семья», какособый уклад жизни, стирает стереотип казенных взаимоотношений между детьми ивзрослыми и открывает путь реализации новых педагогических решений.
2. « Гостевая семья».
Практика приглашениядетей в дома сотрудников детского дома широко используется с первых дней работыдетского дома. Как правило- это выходные, праздничные и каникулярные дни. Здесьвозможны индивидуальные и мало-групповые выезды. В основном это зависит отдомашних условий и возможностей сотрудников.
У детей расширяютсясоциальные контакты, они видят образцы нормальных семейных отношений, междумужем и женой, ближайшими родственниками. В домашних условиях у детейскладываются новые стереотипы поведения отличные от коллективных форм общениясо сверстниками. Попадая в семьи сотрудников, у детей исчезает завеса некойтаинственной жизни, которой живут другие люди в своих домах. Они начинаютпонимать, что мы просто люди, живущие на скромный заработок, они высоко ценят,когда перед ними открывают дверь своего дома и искренне общаются с ними.
3. « Дом без границ».
Это разовая акцияприглашения всех детей детского дома в семьи сотрудников. Открыть замкнутый мирдетского, сиротского дома и не менее замкнутый мир наших домов, быть болееискренним и доступными в общении, уметь доверять друг другу, радоваться иделиться радостью – такой жизненный урок получили взрослые и дети, открыв дверисвоих домов.
4. «Заочная семья».
С помощьюобщественно-благотворительных связей с христианскими организациями в России иза рубежом удалось развит сотрудничество и организовать переписку детей сзарубежными семьями и сверстниками из Щвеции и Финляндии, поездки на семейныйотдых, Рождественские праздники и летние каникулы. Умение доверять, батьвнимательными, дружелюбными и щедрыми от чистого сердца – важные качества,которым учатся дети в семейных формах общения с «заочными семьями».
5. «Родная семья».
Родная семья (илибиологическая семья, когда существует только биологическая связь междуродителями и детьми) в нашем случае – это сохранившиеся социальные связи иливозможность возобновления родственных отношений ребенка с членами семьи.Главное научить детей правильно понимать причины семейных бед и научить их неповторять ошибок, заложить основу правильных взаимоотношений в будущем.
6. « Опекунский дом сучебной фермой».
В 1994 году на базебезвозмездно арендованного сельского дома с приусадебным участком, в 70 км отСанкт-Петербурга была начата программа помощи выпускникам и обучение воспитанниковдетского дома работе на земле и овладению навыками ведения хозяйства в условияхсельского быта. У детей формируют новые знания и умения самостоятельной жизни вестественных условиях, расширяют кругозор, оздоравливают и укрепляют физическиеи волевые качества, приучают к трудолюбию и учат ценить «хлеб» и труд людей,выращивающих его.
7. «Твой дом».
Программа направлена наподготовку детей к самостоятельной жизни в условиях городской квартиры иовладению знаниями и умениями по домоводству, кулинарии, обучениювзаимодействиям с различными социальными службами: поликлиникой, сберкассой,жилищно-коммунальными и ремонтно-аварийными конторами.
8. «Ты не один»(программа помощи выпускникам).
Помощь выпускникам всвязи с рождением ребенка или имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Главнаяцель сохранить детей в семьях выпускников, поддержать молодую семью, прийти напомощь в трудный период самостоятельной жизни и сказать: «Ты не один, мыпо-прежнему рядом».
9. «Семья восприемников».
Важной частью семейноговоспитания является участие старших и духовно умудренных наставников вформировании у ребенка нравственных понятий и опыта достойной жизни. Такиеобязанности принимают на себя «крестные» или, по – церковному «восприемники».
Таким образом, через«коллективную семью» и другие формы семейного воспитания в совместной духовной,повседневной и творческой жизни восполняются и соединяются утраченные частицыдетской радости с социальным и духовным чувством единения, путь не с родными поплоти, но с родными по духу.(15)
Государственноеобразовательное учреждение для
детей-сироти детей, оставшихся без попечения
родителей,Детский дом № 9
Детский дом открыт в 1988году для музыкально одаренных детей. С 1990 года основную часть контингентасоставляют дети с задержкой психического развития (ЗПР). Детский дом являетсяуникальной моделью детского дома интегрированного типа, где вместе с детьми,имеющими ЗПР, проживают практически здоровые, в том числе музыкально-одаренныедети –сироты.
Всего на попечительствеДетского дома находится 270 человек, дети в возрасте от 1,6 до 23 лет, которыеразделены на 22 группы.
▪ традиционныегруппы по интернатному типу;
▪ семейныесмешанные группы, в которых роль родителей играет воспитатель;
▪ семейные группыпо типу семейного подряда, где роли и штатные должности воспитателей занимаютчлены одной семьи;
▪ группы сосвободным проживанием за приделами пансионата, когда дети-сироты проживают вобычной семье без усыновления, т.е. оставаясь под попечительством Детскогодома.
Основной задачей Детскогодома является комплексная реабилитация детей-сирот на основе 3-х главныхпринципов:
▪ интеграции детейв общество на правах полноценных членов;
▪ развития личностиребенка с максимальным использованием его реабилитационного потенциала икомпенсаторных психических возможностей;
▪психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка.
Для диагностики иконтроля за динамикой развития детей-сирот введены дополнительные штатыпсихологов, дефектологов и врачей-психиатров. При детском доме созданмедицинский центр, который обеспечивает комплексную диагностику, профилактику илечебно-оздоровительные мероприятия для воспитанников. В работе Детского домаиспользуются современные инновационные подходы к обучению и воспитаниюдетей-сирот.
С 1997 года началработать центр психолого-педагогического и медико-социального сопровожденияразвития ребенка в условиях детского дома. Основные задачи Центра это оказаниецеленаправленной психологической и психотерапевтической помощи и поддержки,обеспечение социальной компетенции, адаптации к определенной среде, медицинскаяи педагогическая реабилитация, оказание социально-правовой поддержки,направленной на обучение ребенка.
Основная же из них –научить детей жить в обществе. Вести самостоятельный образ жизни, осознать своюжизненную ситуацию.
С ноября 1990 году Детскийдом имеет летнюю базу в поселке Вырица Ленинградской области, которая внастоящее время является филиалом детского дома круглогодичногофункционирования. Там проживает 70 воспитанников в возрасте от 1,6 до 11 лет.
Важную роль играет ввоспитании круглогодичный спортивно-трудовой лагерь в Лужском районе,рассчитанный на 100 детей от 13 лет и старше. В нем могут работать и отдыхатьюноши и девушки. С 1996 года лагерь стал круглогодичной базой отдыха длядетей-сирот из различных детских домов Санкт-Петербурга.
В 1997 году дляразработки системы постинтернатной адаптации выпускников Детских домов созданпостоянно действующий молодежный центр. Возникновение модели постинтернатнойадаптации было обусловлено созданием дополнительных социально-педагогическихусловий, обеспечивающих поддержку выпускникам детского дома. Важнейшим условиемЦентра является взаимодействие с руководителями учебных учреждений,общественными организациями по делам молодежи, с другими службами по деламмолодежи. Педагоги и специалисты помогают воспитанникам Молодежного центра вреализации жизненных планов, решают педагогические задачи по формированиюготовности к трудовому самоопределению, навыков делового общения и адекватнойсамооценки.
Учебно-воспитательнаяработа с детьми-сиротами разнообразна по формам и методам в ее основе — индивидуальный подход с учетом способностей и возможностей ребенка. Приинформационно-аналитическом компьютерном центре детского дома («Инфо-АКЦ»)создан компьютерный кабинет оснащенном современным оборудованием (компьютерами,сканерами, принтерами ), в котором воспитанники кроме обязательной программы«Компьютерная грамотность» имеют возможность выполнять работы по написаниюрефератов, работать с мультимедиа, электронной почтой. Воспитанники, используявозможности компьютерного кабинета периодически выпускают газету «Наш дом»,создают презентации, подготавливают Web-страницы для локальной и корпоративной сети.
Большое значениепридается формированию профессиональных навыков. Созданы мастерские: швейная,токарная, сапожная, а так же мастерские художественной росписи и лаковойминиатюры, где под руководством мастеров-воспитателей проходятпрофессиональное обучение все дети, начиная с 7-летнего возраста.
Вся организация, учебная,воспитательная, коррекционно-развивающая деятельность ипрофессионально-трудовое обучение в детском доме направлено на созданиенаиболее полной системы социализации и интеграции детей-сирот.(5)
2.2 Изучение мнениясовременных школьников о детях-сиротах
Класс
Вопросы
Ответы
9а
9б
9н
9к
11а
1. Причины возникновения детского сиротства?
2. Укажите, с какими проблемами сталкиваются дети-сироты в современном обществе, при выходе из СУ?
3. Могли бы вы указать характерные признаки детей, воспитывающихся в СУ?
4. Хотели бы вы дружить с ребенком из СУ.
5. Если бы вы могли помочь, то чем?
1.100% считают, что причина сиротства: алкоголизм, безнравственное поведение родителей, отказ от детей.
30% смертность родителей, множество войн, плохое отношение государства к проблемам семьи.
2. По мнению современных школьников существую ряд проблем у детей из СУ: развития 30%, трудоустройства 89%, образования 75%, место жительство 95%, дезодоптация 50%, общение 70%, материальная сторона 95%, непонимание со стороны окружающих 80%.
3. Признаки: неадекватное поведение 80%, внешностью 90%, умственным развитием 40%, недоверчивостью 60%, озлобленностью 60%, самостоятельностью 50%, агрессивностью 80%, замкнутостью 90%, страхом 30%.
4. 90%-да, 60%-незнаю, 20%-нет.
5. материально 90%, общением 70%, 40% пониманием, 10% ни знают чем.
(социальныхсирот)
Главная идея исследованияпоказать отношения современных школьников к проблеме детей-сирот и детейлишенных родительских прав. В исследование участвовали две общеобразовательныешколы: № 512 (Невского района), № 481 (Кировского района). В результатепроведенного исследования были получены следующие данные (см. таблицу). Этиданные свидетельствую и подтверждают информированности современных школьниках одетях воспитывающихся в (СУ). В ответах можно сделать вывод о существующейпроблемы, волнующий не только взрослых специалистов в данной области, но инынешнее поколение подростков.
Результаты методикиизучение мнений о детях-сиротах (социальных сиротах) подтверждают актуальностьисследование.
Следовательно, вгосударственной политике необходимо повернуться лицом к социально незащищеннойсемье как таковой, чтобы помочь предотвратить ее полную гибель, неизбежноеотторжение от нее ребенка. Чем больше государственных, общественных,благотворительных учреждений будет принимать в этом живое, а не формальноеучастие, тем больше шансов сократить ряды осиротевших детей при живыхродителей.
2.3Консультирование детей-сирот (социальных сирот)
Консультированиедетей-сирот один из важных этапов социализации и адаптации в (СУ). Консультированиепомогает понять глубину внутренних проблем ребенка, и найти верный путь решенияэтих проблем. В современной литературе нет разработок, программ, методовконсультирования детей-сирот. Наша задача выделить наиболее волнующие, затрагивающиепроблемы детей, и с помощью прошлого опыта специалистов в этой области найтирешения. Рекомендации социальному педагогу в социально-педагогическомконсультирование детей-сирот и детей лишенных родительских прав с разнымвозрастом.
Дошкольныйвозраст
1. Занятия в (СУ)представляют серьезную трудность, как для социального педагога, так и дляпедагогов и детей. Для этого контингента детей значительно более эффективнымсредством обучения является дидактическая игра. На занятиях в (СУ) должно бытькак можно меньше число словесных объяснений и как можно больше наглядногоматериала, практических действий.
2. Наблюдая засамостоятельными действиями ребенка во время игры, иногда участвуя в ней направах партнера, педагога время от времени можете задавать ему вопросы,направленные на осознание действий и состояний. Вопросы педагога, включенные вдеятельность ребенка, преследуют три основные цели:
▪ Устанавливатьсвязь между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребенка, выделять длянего цель действий и средства ее достижения ( Что ты хочешь построить? Что тебедля этого нужно? Что нужно сделать сначала, а что потом? и.т.д ).
▪ Способствоватьвыделению и осознанию собственных состояний и переживаний ребенка. Как правило,дошкольники, особенно растущие в дефиците личностного общения, не замечаютсвоих настроений, чувств, переживаний. Социальный педагог может выделить этипереживания для ребенка и подсказать их: «Тебе обидно, что тебя не приняли вигру, ты очень расстроился, да? Тебе приятно, что тебя похвалили на занятиях?и.т.д.
▪ Ставить ребенка вситуацию сознательного выбора, побуждать к принятию самостоятельных решений. В (СУ)дети привыкают жить по инструкции, подчиняясь решениям взрослых. Социальныйпедагог может направить на самостоятельный выбор вопросами: Во что хочешьиграть? С кем хочешь играть? и.т.д.
Таковы основные задачиречевого общения со взрослым, включенного в самостоятельную деятельностьребенка. Конечно, число, содержание и формулировки вопросов не могут бытьрекомендованы заранее в достаточно конкретном виде. Все это зависит отхарактера ребенка и от особенностей его деятельности.
3.Совместное планированиеигры предполагает специальную организацию педагога совместной деятельностидетей. Педагог с несколькими детьми 5-6 человек заранее составляет план ихбудущей игры: распределяет роли, определяет порядок действий, обязанностикаждого персонажа, его характер, конечные и промежуточные звенья деятельности.При этом педагог советуется с детьми и охотно принимает всякое их предложение.
4. Каждый вечер сребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Педагог может начатьразговор сам, кто приходил в группу. Иногда нужно обращаться к кому-нибудь издетей, чтобы он напомнил, что было дальше. Если ребенок молчит, можнопродолжать самому. Важно, чтобы дети узнавали свой прожитый день в рассказе педагога и сами попытались вспомнить, что с ними было. Когда подобные беседыстанут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотнорассказывать о них.
5. Жизнь детей в (СУ)нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями:устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки,водить на экскурсии, организовывать новые игры.
В (СУ) не может бытьсвободы, какая бывает в семье. Но все же и в жизни (СУ) случаются моменты,когда дети вольны выбирать, что им делать, сами планировать свою игру изанятия. Эту возможность надо предоставить им в той же беседе.
Младшийшкольник
1. Для полноценного интеллектуальногоразвития детей и особенно образного мышления, креактивности, творческогокомпонента необходимо всемерно обогащать и расширять конкретно-чувственный опытдетей (СУ). Полезно увеличивать пространство обитания, чаще совершать прогулки,всевозможные экскурсии, по возможности менять помещения, обстановку, в которойдети играют и занимаются. Остро необходимо увеличить числа и разнообразия техпредметов, с которыми ребенок может активно иметь дело,- от бытовых вещей(кувшин, ваза, рожок для обуви и. т д) до специальных материалов, игрушек,предназначенных для развития различных сторон психики ребенка.
2. Целесообразно разработать особый курсзанятий по изобразительной деятельности и словесному творчеству, направленныхна развитие воображения. Очень хорошие задания: дорисовать начатый рисунок,угадать по расположению точек и их прочерчиванию, что задумал художник и.т.д.Очень полезно составлять рассказы по заданным словам. При подборе заданий дляразвития мышления и воображения необходимо учитывать возможности ребенка,добиваться того, чтобы задания были в меру трудными и, выполняя их, ученикиспытал радость как преодоления сложности, так и своего успеха.
3. Задача педагога научить ребенкаиграть с игрушками, в настольные игры, работать с конструктором. В контекстеработы педагога полезно пользоваться системой развивающих и коррекционных игр.Она должна содержать игры разных типов; дидактические, ролевые, развивающие,сюжетные, игры-драматизации, игры с правилами.
4. Для оптимизации процесса общенияребенка со взрослыми необходимо в первую очередь уточнить позицию взрослый вотношении ребенка. Часто педагог (СУ) использует силу зависимости ребенка от ихнастроения, внимания, авторитета для управления поведением. Педагог долженстремиться ослаблять влияние такой зависимости, развивать автономию ребенка отвзрослого. Для развития общения со взрослыми и сверстниками полезны тренировка,отработка навыков поведения в разнообразных конкретных ситуациях, в том числетрудных, конфликтных. Это может осуществляться как в повседневном общении, таки в ходе специально организованных групповых занятий. Полезно учить ребенка нетолько правильно вести себя в различных ситуациях, но и как бы выходить запределы актуальной жизненной ситуации.
5. Для развития произвольного поведения,операций планирования как ситуации учебной деятельности, где все эти операциивыступают существенными ее компонентами, так и специальные коррекционныезанятия.
6. Педагог работающий в (СУ), долженобращать внимание на то, как складываются его эмоциональные связи с детьми,учитывая все возможные последствия как недостатка, так и переизбыткаэмоциональности и интенсивности общения.
Подросток и юношество
1. Для оптимизации процесса развитиясамосознания, отношения к себе в подростковом и юношеском возрасте следуетвести активную воспитательную работу по основным направлениями:
▪ необходимо всемерностимулировать процесс рефлексии, самопознания. Для этого полезно проводитьиндивидуальные и групповые беседы, сочинения на тему; Что я знаю о себе?, Что ялюблю и ненавижу?, Что я умею?.
▪ следует поощрять уподростков стремление к ведению личных дневников, обучать их этому. Дневникспособствует развитию внутреннего мира подростка.
▪ полезноиспользование простейших психологических тестов самопроверки с последующимобсуждением результатов.
▪ следует обращатьособое внимание на развитие автономности представлений подростка о себе, ихотносительной независимости от суждений и оценок окружающих.
▪ формирования правильногоотношения подростка к себе любой общающийся с ним взрослый должен постоянноудерживать два способа отношения к воспитаннику: подход к подростку как кличности в целом; множественные конкретные оценки, которые могут быть любыми –положительными или отрицательными, отдельных его действий, черт характера,достижений; в объективности и определенности подобных оценок подростка остронуждается.
2. Специфика профориентационной ипрофконсультационной работы с учащимися в (СУ) определяется необходимостью, содной стороны, сформировать далекую перспективу профессиональной деятельности,где обучение в ПТУ или в техникуме является лишь первой ступенью, а с другой –развить широкий круг интересов, выходящих за рамки собственногопрофессиональной деятельности, которые делали бы жизнь ребенка ( сейчас и вдальнейшем ) духовно богатой. Такая работа должна начинаться рано, с самогоначала пребывания ребенка в (СУ). Необходимо его знакомить с миром профессий,причем не только по книгам, но и совершая походы, экскурсии на почту,лабораторию института, на стройку, на швейную фабрику и.т.д. Надо обратитьвнимание на то, чтобы «вписать» область деятельности, которая соответствуетпрофессиональным намерениям воспитанника, в широком контекст какпрофессиональной, так и общечеловеческой культуры, ибо только при этом условиичеловек может личностно реализоваться в профессиональной деятельности.Серьезное социально-педагогическое консультирование должно вестись в планеактивизации самопознания воспитанников (СУ) в связи с выбором профессии. Дляэтого подходят все традиционные методы профконсультационной работы, методики итесты, позволяющие подростку раскрыть свои способности, склонности,предпочтения.
3. Остановимся на подготовкевоспитанников (СУ) к их будущей семейной жизни. Желательно чтобы педагогиобращали внимание на данную сторону своего поведения, помня, что они не толькопедагоги, но и мужчины или женщины. Кроме того, важно иметь в виду, чтохарактерное для любого подростка обостренное отношение к своей внешности, коценке собственной привлекательности с точки зрения представителейпротивоположного пола у детей, растущих вне семьи, оказывается еще болееакцентированным. Для подготовки воспитанников (СУ) к будущей семейной жизни ихследует учить практике взаимоотношений не только со сверстниками и взрослыми,чему уделяется, как правило, определенное внимание, но и со старшими и с младшими детьми.
4. Проблема формирования личности вподростковом и юношеском возрасте, нельзя обойти вниманием вопрос обоптимизации общения со сверстниками и взрослыми. По мнению большинстваисследователей, общения со сверстниками – ведущая деятельность в подростковом июношеском возрасте. Поэтому именно в групповых занятиях наиболее эффективноформируются все стороны личности подростка.(20, 150-231)
Умение социальногопедагога и психолога работать в реальной жизненной ситуации, использовать любоесобытие в жизни воспитанников для их развития, изменения стереотипных установоквыступает, одним из наиболее эффективных способов работы с трудными детьми, каковымиявляются воспитанники (СУ). Такая работа требует очень высокогопрофессионального мастерства, огромного опыта и любовь к детям.
Заключение
Нет, не останется голодным, сирым,
никому не нужным у нас ребенок,
опаленный бедой, есть куда ему
отступить, коли невмоготу, под теплую
сеньгосударственной длани.
( А.Лиханов ).
В настоящее времясуществуют попытки улучшить условия жизни детей, например, создаются группы, приближенныек семейным — разновозрастные, проживающие в помещении квартирного типа;привлекаются постоянные шефы к группе (классу) — студенты, рабочие предприятий,религиозные деятели; получает развитие система попечительства отдельных детейгражданами. Попечители забирают детей на каникулах, в выходные и праздничныедни. Эти меры несут в себе рациональное зерно, однако кардинально не меняютположение ребенка-сироты, так как сохраняется прежней вся система в целом:закрытая, фактически не контролируемая общественностью с бесправным положениемв ней детей. В результате жизнь сирот по-прежнему плачевна и в стенахучреждения и после его окончания.
В настоящее времяколичество детей сирот в нашей стране постоянно увеличивается. По словамМ.Н.Лазутовой, данные статистики свидетельствуют о том, что «Республика Шкидпревращается в Атлантиду» (9, с.116)
Обществу необходимоповернуться лицом к проблеме сиротства, задуматься о социальных причинахвозрастания этой проблемы и мерах по изменению существующего положения дел ипредотвращению угрожающих последствий.
Стремление кпривязанности у ребенка и у взрослого — глубокая потребность. Если ее не было уодного человека, последствия этого для него самого, его семьи, детей могут бытьопустошающими. Если привязанность. перестает развиваться в целой культуре, последствия длякультуры могут быть катастрофическими.(3,34-35)
Актуальностьсоциально-педагогического консультирования необходимо в таких учреждениях. Детинуждаются в индивидуальном подходе, решение своих внутренних проблемах. Итолько опытный консультант может направить и подсказать правильное решения.Если мы не можем изменить политику (СУ) на государственном уровне, мы можемпостараться это сделать внутри самого учреждения через опытных педагогов.
Список литературы
1. Авдеева Н.Н. Становление образа себяу детей первых трех лет жизни./ Вопросы психологии. 1996.- №4
2. Алиева М.А., Гришанович Т.В.,Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина Е.Г. Я сам строю свою жизнь. СПБ:Речь, 2001.- 216 с.
3. Дети социального риска и ихвоспитание./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПБ.: Речь, 2003.-144 с.
4. Кащенко В.П. Педагогическаякоррекция: М, Просвещение, 1994.-223с.
5. Комплексное сопровождениедетей-сирот./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. Материалы научно-практической конференции.СПБ., 2003.-93 с.
6. Комплексное сопровождение икоррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч.ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой.-СПБ., 2000.- 108 с.
7. Корчак Я. Детский дом; урокипрошлого. М. 1990.-
8. Корчак Я. Избранные педагогическиепроизведения. М., 1966.
9. Лазутова М.Н. Республика Шкидстановится Атландидой / Комсомольская правда, 1994. 21 сентября.
10. Лиханов.А. Детибез родителей: М; Просвещение, 1987.-271 с.
11. Личностное ипрофиссиональное самоопределение воспитанников детского дома. Уссурийск,2002.-87 с.
12. Лишенныеродительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
13. Мастерствопсихологического консультирования. ( Под редакцией А.А.Бадхена, А.М.Родиной )-СПБ, 2002.- 184 с.
14. Олиференко Л.Я. идр. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: М. – 2002. – 256 с.
15. Павлова В.А.Семейная форма воспитания детей-сирот. СПБ, 2003-52 с.
16. Парламенскаягазета. № 29(660) от 14.02.2001.
17. «Педагогика»,«Советская педагогика», М: 1990- №4, 160 с.
18. Прихожан А.М,Толстых Н.Н. Дети без семьи: М; 1990.-160 с
19. Прихожан А.М.,Толстых Н.Н. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей,оставшихся без попечения родителей / Рабочая книга школьного психолога. М.;Просвещение, 1991.-374 с
20. Психическое развитиевоспитанников детского дома./ Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской; М.:Педагогика, 1990.-264 с.
21. Раттер Майкл.Помощь трудным детям. М, 1999.-432 с.
22. Скибинский.С.Я.Подготовка педагогов к взаимодействию с детьми, оставшимися без попеченияродителей. Автореф.канд.дис. СПБ.-1997с.
23. Социальнаяпедагогика: Курс лекций / Под общей ред. М.А.Галагузовой. –М 2000.-416 с.
24. Трошихина.Е.Г.Влияние ранней социальной депривации на развитие личности и психическуюадаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью. Автореф.канд.дис. СПБ.-18с.
25. Шипицына.Л.М.,Иванов.Е.С., Виноградова.А.Д., Коновалова.Н.Л., Крючкова.Л.Л. Развитие личностиребенка в условиях материнской депривации.; СПБ., 1997.-160 с.
26. Шульга Т.И., СлотВ., Спаниярд Х. Медодика работы с детьми «группы риска». М.: 2001.-128 с.