Реферат по предмету "Педагогика"


Социальный педагог: цели, функции, задачи деятельности

Цель деятельностисоциального педагога – создание благоприятных условий для личностного развитиячеловека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального),оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи всаморазвитии и самореализации в процессе социализации, а также защита человека (социальная,психолого-педагогическая, нравственная) в его жизненном пространстве.
Задачи социальногопедагога:
· Обеспечение,сохранение и укрепление физического, психологического, социального,нравственного здоровья личности;
· Формированиенравственного сознания, нравственных качеств, социально значимых ориентаций иустановок в жизненном самоопределении и нравственного поведения;
· Созданиеблагоприятных условий в микросоциуме для развития способностей и реализациивозможностей человека, его положительного потенциала в социально полезныхсферах жизнедеятельности, предупреждение тупиковых ситуаций в личностномразвитии;
· Оказаниекомплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки;
· Созданиекомфортного, гуманизированного воспитательного пространства в микросоциуме.
Основные направлениясоциально-педагогической деятельности:
· Созданиесоциальных условий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации инеблагоприятные условия жизни детей и их семей;
· Оказание комплекснойпомощи, направленной на создание благоприятных социально-педагогических условийв образовательных и других учреждениях системы социального воспитания и защиты;
· Обеспечениедиагностики, коррекции и консультирования по социально-педагогической проблематикедля детей и семей группы риска;
· Социально-педагогическаяпрофилактика и реабилитация дезадаптированных и социально депривированных детейи подростков;
· Работа сдетьми-инвалидами;
· Работа содаренными детьми;
· Организацияспортивно-оздоровительной, досуговой и других видов деятельности детей,подростков, взрослых;
· Консультированиеи специализированная помощь в профессиональном определении;
· Культурно-просветительскаяработа среди населения по пропаганде и разъяснению здорового образа жизни;
· Осуществлениесистемы превентивных мероприятий, предупреждение и устранение прямых икосвенных десоциализирующих влияний социума;
· Предупреждениесоциальной и педагогической защищенности детей;
· Социально-педагогическоеисследование с целью выявления социальных и личностных проблем детей всехвозрастов, работа в классах педагогической коррекции;
· Предупреждениенегативного отношения взрослых к детям, помощь в разрешении возникшихконфликтов между учителями и учениками, родителями и детьми и др.
Правильно организованнаясоциально-педагогическая деятельность предполагает ориентацию на личность,индивидуальность, раскрытие сущностных сил ребенка оказание ему комплекснойсоциально-психолого-педагогической помощи в решении личностных проблем и, самоеглавное, в осознании себя субъектом собственной жизни.
Социально-педагогическаядеятельность всегда должна быть адресной, направленной на конкретного ребенка,на решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации,интеграции в общество.
Социальный педагог долженуметь выявлять достоинства личности, «проблемное поле» ребенка, прогнозироватьи проектировать возможные варианты его развития, влиять намотивационно-потребностную сферу, чтобы вызвать желание ксамосовершенствованию, самовоспитанию, приводить в действие внутреннийрегулятивный механизм.
Особенно важно уметьопределять, какие ценностные ориентации формирует социальная система, в которуювключен ребенок, какие социальные роли он выполняет и как переживает своисоциальные позиции – от этого во многом зависят его потребности и поведение.
Социально-педагогическаядеятельность предполагает и так называемое социальное закаливание детей,подростков, т.е. развитие способности у них выжить в сложных ситуациях, несломаться, найти способы преодоления трудностей, оставаясь достойным человеком.
И, наконец,социально-педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование иразвитие нравственных ориентаций, нравственного сознания, нравственных чувств,социально значимых установок в жизненном самоопределении, а значит инравственного поведения ребенка.
Как известно, человекживет во внешнем и внутреннем мире. Задача социального педагога – уметьнаполнять смыслом, духовным, нравственным содержанием внутренний мир ребенка,организовывать осмысление им происходящих событий, своего места в этом мире ивремени. Другая важная задача – уметь управлять внешним миром, создаватьнравственную воспитывающую среду в микросоциуме.
В своей деятельностисоциальный педагог руководствуется следующими принципами: природо- икультуросообразности; гуманизации; субъектности; принятия ребенка как данности;персонализации; личностного подхода; деятельностного подхода; комплексногоподхода; системного подхода; акмеологического подхода; социальной адекватности;ценностных ориентаций; компенсации; конфиденциальности; защиты; диалогичности идр.
Педагогическая исоциально-педагогическая деятельность
 Вид проф. деятельности Цель деятельности Характер деятельности Объект деятельности Учреждения, где осуществляется деятельность Пед. деятельность Передача социокультурного опыта Программно-нормированный, непрерывный Все дети Образовательные учреждения Социально-педагогическая деятельность Помощь в социализации ребенка Адресный, локальный Ребенок с проблемами социализации Образовательные учреждения, социально-педагогические учреждения, соц. службы
 
Сущностьсоциально-педагогической деятельности
 
Социально-педагогическаядеятельность (СПД) начинается с постановки цели и задач, которые необходиморешить специалисту, — сформировать у ребенка навыки общения, которые покакой-либо причине у него отсутствуют, помочь ребенку адаптироваться в новойсреде и т.д. Цель, в свою очередь, определит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации,которые взаимосвязаны между собой.
Цель СПД и ее конечныерезультаты зависят от того, насколько правильно определено содержание, какиевыбраны методы для ее достижения и формы ее организации этой деятельности.Понятно, что содержание, методы и формы могут существовать независимо друг отдруга, их взаимосвязь определяется тем, что содержание влияет на формы и методы,те в свою очередь могут корректировать содержание и формы; кроме того, формы иметоды также взаимосвязаны (схема1).
Социально-педагогическаятехнология является интегративной разновидностью социальной и педагогическойтехнологий. Возможность разработки социально-педагогических технологийобусловлена тем, что СПД, как и всякая другая разновидность социальнойдеятельности, имеет свою структуру, благодаря которой она может поэтапнорасчленяться и последовательно реализовываться. Основными компонентамидеятельности выступают целеполагание, выбор способов действия и егоинструментария, оценка результатов деятельности.
Применение технологий вработе социального педагога позволяет поэтапно реализовывать выделенныеструктурные компоненты его деятельности (схема 2).
Схема 1. Социально-педагогическаядеятельность
/> 



Схема 2. Социально-педагогическаятехнология
/>

Решение любой проблемыребенка, требующей вмешательства социального педагога, начинается сдиагностирования проблемы, которое включает в себя обязательный этап сбораанализа и систематизации информации, на основании которой может быть сделано тоили иное заключение. Особенностью деятельности социального педагога являетсято, что ребенок не всегда может сформулировать проблему, которая у неговозникает, и объяснить, чем она вызвана (конфликтом с родителями, конфликтом сучителями, конфликтом с группой детей и др.), поэтому задача социального педагогазаключается в том, чтобы самому выявить все значимые обстоятельства ситуацииребенка и поставить диагноз.
Следующий этап – поискпутей решения этой проблемы. Для этого на основании диагноза ставится цель и всоответствии с ней выделяются конкретные задачи деятельности. Выполнениепоставленных задач может осуществляться двумя путями. Первый – такую проблемуможно решить известным способом, с применением уже разработанных технологий,поэтому задача социального педагога заключается в выборе именно той технологии,которая обеспечит успешное разрешение проблемы. Для этого социальный педагогдолжен быть вооружен знаниями о всех существующих социально-педагогическихтехнологиях, а также умениями выбирать ту, которая необходима в данномконкретном случае.
Если ему это не удается(случай исключительный), тогда социальный педагог должен уметь составить своюсобственную программу решения проблемы, т.е. самостоятельно разработатьтехнологию своей деятельности в данном случае. Для этого социальному педагогунеобходимо знать, что такое индивидуальная программа, как она составляется, какпри этом учитываются особенности ребенка и особенности его проблемы и многоедругое.
В любом случае эти двеветви, обозначенные на схеме, ведут к решению проблемы. Для этого социальныйпедагог, в зависимости от того, какую технологию он применяет, выбираетсоответствующие методы (убеждение, упражнение и др.) и формы организации(индивидуальная, групповая) свей деятельности, определенные средства, которыеон использует в работе и которые ему позволяют решить проблему ребенка.
По окончании работысоциальный педагог должен оценить, насколько правильно решена проблема ребенка.При этом возможны, по крайней мере два случая: социальный педагог положительнорешает проблему ребенка, и на этом его деятельность с ребенком заканчивается;второй случай – социальный педагог не смог или только частично решил проблемуребенка, тогда необходимо выяснить, на каком этапе были допущены ошибки: этапедиагностирования, выбора решения или определения методов и средств. В этомслучае необходима корректировка его деятельности на каждом этапе и повторениерешения проблемы.
Внедрение технологий вдеятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств,позволяет научно строить СПД, способствует эффективности в решении задач,стоящих перед социальным педагогом. Социально-педагогические технологиипозволяют решить весь широкий спектр задач социальной педагогики – диагностики,социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Планирование аудиторской проверки на ЗАО Курское машиностроительное производство и пути ее
Реферат Реферат по делопроизводству с вопросами: Подготовка документов к архивному хранению, Правила оформления реквизитов №№16, 19, 20, 22, Контракты (договоры)
Реферат Эколого экономический анализ туристско рекреационных ресурсов Китая
Реферат Маркетинговые исследования рынка растительных масел, майонезов и кетчупов под собственной торговой маркой сбытовой сети
Реферат Геологическая деятельность текучих вод
Реферат Інформаційно-аналітичний матеріал
Реферат Звуковые карты, акустические системы для компьютера
Реферат Анализ стихотворения А. Блока "Мы встречались с тобой на закате"
Реферат Защита информации 2 3
Реферат Бороздин, Михаил Михайлович
Реферат B. C. Груздеву уважаемый Владимир Сергеевич
Реферат Оптимізація маркетингової стратегії підприємства на основі портфельного аналізу (на прикладі підприємства "Кіровський спеціалізований кар'єр")
Реферат Психологические особенности следственной деятельности при расследовании отдельных видов преступлений
Реферат Traits Of An Epic Hero Essay Research
Реферат Отчет по летней практике в ОАО "ТНГФ"