Реферат по предмету "Педагогика"


Современные психолого-педагогические технологии обучения

Санкт-Петербург, 2002г.РефератСовременные психолого-педагогические технологии обучения
Содержание
 
Введение
1. Обучающие игры: их функции, особенности и основные виды
2. Дистанционное обучение
Заключение
Литература

Введение
 
В общем виде процесс обучения представляет собой процессуправления, т.е.воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Дляуспешного его осуществления в педагогической науке разрабатываются модели,способствующие оптимальному управлению в педагогических системах. К нимотносятся специальные методы (методики)и технологии обучения.
В.П. Беспалькодает следующее определение педагогическойтехнологии:Педагогическая технология– это систематичное воплощение на практике заранее спроецированногоучебно-воспитательного процесса[1].Отличием педагогических технологий от любых других является то, что ониспособствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивациик нему у учащихся.
Внастоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихсяпо целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-йкадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкаммашинописи), групповое обучение, обучающие игры  и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в  других сферах. Так,например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловыеигры для выработки  и стимулирования определенных качеств и навыковсотрудников.
Сразвитием информационных технологий большими темпами идет становление системыдистанционного образования – обучения через сеть Интернет, что открываетширокие возможности применению новейших психолого-педагогических методик.
Посколькув настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особыйинтерес, именно их мне бы и хотелось рассмотреть в своей работе.

Обучающие игры: их функции, особенности и основныевиды.
Обучающие игры занимают важноеместо среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как методони получили распространение в 70-е годы 20 века. В настоящее время взависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр.Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуютсюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.
Обучающие игры выполняют 3основные функции:Инструментальная: формирование определенных навыков и умений; Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся; Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.
Каждой функции соответствует определенный тип игры:инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая –в дидактических, последняя – в ролевых играх.
Для повышения эффективности обучающей игры ее технологиядолжна отвечать определенным требованиям:
—  Игра должна соответствовать целям обучения;
—  Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическуюпедагогическую (психологическую) ситуацию;
—  Необходима определенная психологическая подготовка участниковигры, которая бы соответствовала содержанию игры;
—  Возможность использования творческих элементов в игре;
—  Преподаватель(психолог) должен выступать не только в ролируководителя, но и как корректор и консультант  в процессе игры.
Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
1)    Созданиеигровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задачаигры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
2)    Организацияигрового процесса, включающая инструктаж — разъяснение правил и условий игрыучастникам -  и распределение ролей среди них;
3)    Проведениеигры, в результуте которой должна быть решена поставленная задача;
4)    Подведениеитогов. Анализ хода и результатов игры как самими участниками, так и экспертами( психологом, педагогом).
Следует отметить, что в обучающих играх используется нетолько игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять  групповую ииндивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос,создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяетиспользовать  различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма»и др.
Вместе с тем, в педагогике игровой метод имеет некторуюспецифику. В процессе обучения игра зачастую используется как вспомогательныйэлемент, дополнение к теоретическому материалу и не может выступать в качествеосновного метода обучения.
Исходя из методов, целей иособенностей обучающих игр можно выделить следующие их разновидности:
Ø имитационные игрыиспользуютсяв профессиональном обучении при формировании определенных производственныхнавыков. Так, в игре «Импод» имитируется организационно-экономическаядеятельность условного швейного производства. Участники игры разрабатываютосновные этапы своего швейного производства, а также применяют полученныепрактические навыки по моделированию и пошиву изделий.
Ø сюжетно-ролевые. Вих основе лежит конкретная ситуация  — жизненная, деловая или иная. Игра в этомслучае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет(играет)определенную роль. Это игры творческие,  в которых сюжет – формаинтеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играетподготовка участников и разработка сценария игры.
Ø инновационные игры.Их основное отличие от других видов состоит в их подвижной структуре и проведенииигры в нескольких обучающе-развивающих «пространствах» — например, сиспользованием компьютерных программ. Инновационные игры направлены наполучение качественно иного знания с использованием новейших педагогических иинформационных технологий.
Есливышеперечисленные виды игр различались по методу, то принцип выделенияпоследних – это цель, назначение игры, состоящая в формировании определенныхнавыков управления конкретной ситуацией.
Ø организационно-деятельностные.В них акцент ставится на диагностике игровой  ситуации и обосновании выборавариантов решения проблемы. С точки зрения методов здесь  больше вниманияуделяется диалогу, общению участников и другим формам групповой работы.
Ø деловые тренинги– этотвид подробнее будет рассмотрен ниже.
Эта классификация не является окончательной и может бытьпродолжена. Следует также отметить, что формы обучающих игр отличаютсяразнообразием и могут сочетаться и взаимодополнять друг друга– например, можетбыть ролевая деловая игра, инновационно-имитационная и т.д. Ярким примеромсферы применения такого вида игр является обучение иностранному языку. В этомслучае в играх сочетаются различные методы,  направленные на совершенстованиенавыков владения языком. Так, в игре «Презентация»[2]студентам необходимо представить свою «фирму» на получение «кредита от банка»на английском языке. Аргументируя свои позиции, они воспроизводят различныеситуации делового общения, что дает им не только возможность языковой практики,но и позволяет развить определенные деловые качества и творческие способности,которые могут быть полезны в их будущей профессии.
Одной из наиболее эффективных методик выступает деловая игра. В процессе ее моделированияопределяется проблемная ситуация (кейс), и цель игры состоит в поиске путей ееразрешения. Деловые игры применяются как в образовательной, так и  деловойсферах.
q Пример обучающей деловой игры приводился при рассмотрении игры«Презентация. Другой пример — игра «Новыйменеджер»[3](Этаигра использовалась при конкурсном отборе на должность менеджера в конкретнуюфирму). Ход игры включал 3 этапа – доклад кандидата, кейс-стадии(участие вконкретных ситуациях) и групповое решение проблем. Здесь от кандидатовтребовалось не просто показать свои знания, но сделать это наилучшим образом,т.е. проявить компетентность и оригинальность при решении управленческих задач.
Деловые игры в образовательном процессе часто используютсяпри изучении экономических дисциплин. Так, например, игра «Инвестор» ставитцелью планирование и организацию инвестиционного проекта, что позволяетучащимся усвоить понимание целей и задач инвестиционной деятельности.
В целом в процессе деловой игры у ее участниковформируется и закрепляется механизм поиска решения проблемы. Кроме того, онаоказывает корректирующее влияние на психологию учащихся, т.к. лишенапсихологической напряженности, присущей традиционным формам  обучения иориентирует участников на более полное восприятие учебного процесса.
Психологические игры, проводимые для бизнесменов, позволяют выявить у них специфические качества и навыки, необходимые дляуправления/руководства фирмой, делового общения, создания и поддержания «духакомпании». Во время психологических тренингов игры могут носить ираскрепощающий характер. Так, например, игра «Знакомство деловых партнеров»направлена на создание благоприятной атмосферы в группе.
q «Эффективная коммуникация»- пример психологического тренинга[4]
Оновная цель тренинга состояла в обучении участниковнавыкам эффективного общения, т.е.такого, от которого сам человек и егослушатели получали бы удовлетворение.
В процессе тренинга (который проходил 3 дня) участникиусвоили основные принципы вербального и невербального общения, получили нетолько коммуникативные навыки, но и навыки «обратной связи»(умение слушать),научились элементам переговорного процесса и поведению в конфликтной ситуацииобщения. Все это было достигнуто благодаря использованию различныхпсихологических методов: тестов, упражнений, групповых обсуждений исамотосятельной работы. Особое место отводилось формированию личностнойпозиции( «Я-концепция»), усвоению психологических моделей (например, модель«Айсберг», отражающая механизм и аксиомы коммуникации). Каждый этап тренинга — игра или психологическая методика — сопровождался анализомвысококвалифицированного психолога-ведущего. Использование этих и другихтехнологий способствовало органичному сочетанию теории и практики и делало самтренинг динамичным.
В результате тренинг помог участникам научиться правильнооценивать себя и других, эффективно строить общение с другими людьми как вповседневной жизни, так и в деловых ситуациях и, конечно, любить сам процессобщения.
Завершая рассмотрение деловых игр, отметим, что ониобучают:
·    сопоставлять свое мнение с мнением других;
·    оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета истепень доверия со стороны коллектива;
·    находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере имежличностном общении;
·    осозновать свои поведенческие и психологические установки;
·    выполнять различные функциональные роли и др.
Итак, роль обучающих игр в образовании и психологиичрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющейразвивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы,самостоятельности учащихся. Говоря о роли деловых игр, известный отечественныйпедагог и психолог М.И.Махмутов отмечал, что значение этой технологии состоит вразвитии познавательной, социальной и профессиональной активности учащихся,формирования у них навыков участия в деловых играх[5].
О результатах применения обучающих игр в целомсвидетельствуют многочисленные исследования отечественных специалистов, которыеотмечают, что эта технология позволяет повысить эффективность обучения всреднем в 3 раза.
Обучающие игры в целом и деловые в частности имеют такжепсихологическое значение и широко применяется в деловой сфере, способствуяразвитию профессиональных и личностных качеств бизнесменов.
На современном этапе глобализации и развития компьютерныхтехнологий игры и другие психолого-педагогические методики и технологии могутуспешно применяться в виртуальном пространстве. Проблеме дистанционногообразования как новейшей технологии обучения посвящена следующая часть работы.
Дистанционное обучение
Подобно тому, как ранее изобретение пера и бумаги вывелоразвитие образования на новый уровень, информационные технологии стали новойреволюцией в современном обществе. В обучении телекоммуникации и компьютерныетехнологии открывают дорогу новым формам представления информации и передачизнаний. Ведущей из таких форм становится образование в сети Интернет, именуемоедистанционным.
«Дистанционное обучение– это комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения встране и зарубежом с помощью специализированной информационно-образовательнойсреды, базирующийся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии(компьютерная связь, спутниковое телевидение и т.п.).»[6]Особенностьюдистанционного обучения является, во-первых, обособленость (удаленность)учащегося от преподавателя; во-вторых, самостоятельность – это некий вариантзаочного обучения; и, в-третьих, активная интеграция информационных средств иресурсов в процесс обучения. Так, например, система Tandem[7]позволяет найтипартнера по изучению одного из европейских языков и выступает посредником вобучении, предлагая определенную методику организации процесса общения.
Какое же значение могут выполнять в дистанционном обучениипсихолого-педагогические технологии? В виртуальном пространстве они также могутвыполнять функцию активизации процесса обучения, но на качественно ином уровне:они должны отвечать требованиям виртуальной среды и сочетаться синформационными технологиями. Последнее утверждение вызывает острую полемикусреди специалистов тех стран, где новейшие технологии давно интегрированы вобразовательный процесс[8].Для них важным является вопрос, какое влияние оказывает использованиесовременных технических и информационных средств на учащихся.
Вот как оценивают использование новейших технологий в обучении французские специалисты[9].
Новейшие технологии, по их мнению, имеют следующие преимущества:
Ø способствуют повышению мотивации обучения;
Ø являются источником информации, стимулируют самообразование,формируют навыки самостоятельной, сосредоточенной деятельности;
Ø повышают информативность, интенсивность, результативностьобразования;
Ø способствуют его диверсификации, использованию игрового искоростного обучения.
Вместе с тем, многие специалисты далеки от идеализациироли новейших технологий и даже ставят их использование под сомнение. Так,например, японский педагог С.Судзуки считает, что ЭВМ, с одной стороны,помогают развивать интеллект учащихся, но, сдругой стороны, не обеспечиваютпрочного закрепления знаний. Французский педагог Л.Легран, рассматривая феноменмотивации учащихся при работе с компьютером, предлагает проанализировать,является ли возникающая при этом игра учебной[10].Кроме того, компьютерные занятия имеют и негативные последствия – невроз,снижение зрения и др.
В целом иностранные специалисты сходятся во мнении, чтонеобходим комплексный подход к анализу новейших средств обучения,подразумевающий качественную подготовку/переподготовку учителей, а такжесотрудничество ученых, педагогов и специалистов в области новейших технологий.
Все эти проблемы являются актуальными при анализедистанционного образования, поскольку оно выступает сферой, польностьюсвязанной с применением информационных технологий.
Одним из главных принципов дистанционного обученияявляется его доступность – каждый желающий может при опредленных условиях стать«виртуальным студентом». Однако, здесь возникает еще одна проблема: какоптимально сочетать доступность с высоким качеством? Вот  как видит возможныепути решения этой проблемы один из отечественных специалистов[11].Для совершенствования качества в сравнении с традиционными формами обученияпрограмма дистанционного образования должна включать следующие принципы:
Ø Баланс системы «качество –  доступность» может буть достигнут присочетании эффективного финансирования, при котором средства идут на созданиеобразовательного пространства (информационных ресурсов и учебного материала), соптимальной орагнизацией процесса обучения. Последнее подразумевает разработкуспециализированного программного обеспечения, обеспечивающего поиск информациив сети, а также создание дополнительных ресурсов – электронных баз данных,библиотек и ссылок на необходимые источники.
Ø Учебно-методическая работа преподавателей предполагает выход нановый уровень – сотрудничество со специалистами по психологии и информационнымтехнологиям, а также со студентами и пользователями Интернет.
Ø В виртуальном пространстве особое значение имеет постоянноесовершенствование и обновление ресурсов, поэтому образование “on line” должно быть в некотором смыслеуниверсальным. Это требует использования в обучении активизирующих методов и технологий. В дистанционном образовании большую роль играют виртульные семинары,конференции и форумы, электронная переписка с преподавателями. Не теряют своейактуальности психолого-педагогические технологии: моделирующие программы,предназначенные для проведения деловых игр в сети, виртуальные психологическиетесты и опросы, коллективная работа в сети (например, с использованиемтелемостови телеконференций) могут успешно дополнять виртуальное образование,повышать  его качество и интерес к нему.
Ø Важной проблемой виртуального обучения является критерий оценкизнаний. Дистанционное образование во многом самостоятельный процесс, поэтому взадачи преподавателей входит формирование активного отношения молодежи кучению. В связи с этим необходимо не только внедрение тестового контроля, но иоценки самостоятельности и активности студента.
Ø Учебная программа должна быть максимально гибкой — учащийсядолжен иметь право выбора наиболее доступной и удобной для него формы обучения.В виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и заинтерисованностьучащегося, и если обучающие технологии не будут это учитывать, возникаетопасность его «потери»– студент в любой момнет может перейти к конкуренту иливернуться к традиционным формам обучения.
Итак, дистанционное образование создает широкиевозможности применению обучающих и информационных технологий, подразумевает ихсовместное применение. Вместе с тем, на современном этапе его организацияобразует целый комплекс нерешенных проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии– как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватнойорганизации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное,воздействие, поэтому для качественного и доступного образования недостаточнопросто внедрить их в процесс обучения, необходим творческий подход к делу,создание налаженной системы организации учебной работы преподавателей истудентов.
В заключении автор статьи и вышеизложенного подхода кэффективному внедрению информационных технологий в образовательный процессделает выводы, аналогичные высказываниям иностранных специалистов: улучшитькачество и доступ к образованию можно за счет интеграции усилий ученых,преподавателей и специалистов в различных областях.
 
 
 
Заключение
 
Проанализировав два типа современныхпсихолого-педагогических технологий, можно сделать следующие выводы.
Обучающие игры представляютсобой действенные технологии, которые находят применение как в обучении, так иво многих других сферах деятельности. В педагогике они способствуют активизацииучебного процесса, пробуждение творческого начала учащихся. При подготовкеспециалистов психологические тренинги с использованием игрового методапозволяют, в игровых ситуациях найти решение проблемам, часто имеющим место вжизни, повысить заинтерисованность участников, а также создают открытуюатмосферу общения.
Несмотря на популярность, играостается одним из сложных и спорных понятий философии и психологии. До сих порведутся споры о том, каково ее предназначение, какие задачи выполняетприсутствие этого «излишества» в человеческом бытии. «Игра вбисер» Г.Гессе, «Человек играющий» (Homo ludens) Й.Хейзинги –все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством необыкновенного,неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основноечеловеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вершинам духа,оторваться от телесных потребностей и земного существования. Именно в игресоздается нечто новое, чего не было раньше.
 
Одной из самых новейших образовательных технологийявляется дистанционное обучение, позволяющее в домашних условиях при помощикомпьютера или телекоммуникаций получить высшее образование или пройти курсыиностранного языка в университете или школе, находящемся в другой стране.Однако, развитие дистанционного образование порождает и ряд проблем, связанныхс качеством преподавания и использованием современных информационных средств вобучении.
В виртуальном образовании такжестоит вопрос об эффективной организации учебного процесса, повышении заинтерисованностиучащихся, и здесь большую роль могут играть  психолого-педагогическетехнологии, применяемые и в традиционном обучении: сетевые игры, виртуальныесеминары, тренингии, совместные коллективные проекты и др Два типа технологий –информационные и обучающие –  могут (и должны) успешно сочетаться, способствуядиверсификации процесса обучения, развитию творческого потенциала ипознавательных стремлений личности, что и является смыслом образования в целом.
Ж.-Ф.Лиотар в своей работе «Состояние постмодерна», говоряо знании в информационных обществах, отмечал, что в эпоху постмодернаактуальным становится получение доступа к информации. В этом случае рольобразования сводится к разработке междисциплинарного подхода и обучению«приемам» получения знаний. Можно сказать, что возможности дистанционногообразования в полной мере отражают эти принципы. Необходимо лишь, чтобы была вполной мере обеспечена соответствующая методологичекая и управленческая базадля его успешного функционирования.

Литература
1.  Ж.-Ф.Лиотар.Состояниепостмодерна.СПб, 1998
2.  Якунин В.А. Педагогическаяпсихология. СПб, 2000
3.  Бадмаев Б.Ц. Психология и методикаускоренного обучения.М,1998
4.  Педагогический менеджмент ипрогрессивные технологии обучения. /Материалы научной конференции. СПБ,1996
5.  Захарова И.Г.Информационныетехнологии для качественного и доступного образования// Педагогика, №1,2002
6.  Nouvelles technologies –réussir la révolution?// Le Monde del’éducation, №287 (12),2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основные элементы государства
Реферат Методика проведення екологічної експертизи
Реферат Решение задач по планам горных выработок
Реферат Шишков В.Я.
Реферат Заповедники России 3
Реферат Наукові та народні орнітоніми: аналіз походження
Реферат Vietman War Essay Research Paper The Viet
Реферат Закономерности формирования и динамики авифауны гор Азиатской Субарктики
Реферат Классификация электротехнических материалов
Реферат Обучение монологической речи на уроках английского языка
Реферат Виды грузового транспорта и их взаимодействие
Реферат Застосування наночасток для лікування тварин
Реферат Система органов и учреждений исполняющих уголовное наказание
Реферат Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания
Реферат Расчет основных технико экономических показателей работы участка цеха машиностроительного предприятия