Челябинский Государственный Педагогический Университет
Факультет коррекционной педагогики
Реферат
Тема: «Роль речи и общения в формировании навыков ориентировкии мобильности»
Выполнила:
Проверила:
Челябинск 2006
Содержание
Введение
1. Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
2. Общение как коммуникативная деятельностьдетей с нарушением зрения
3. Роль речи и общения в формировании навыковпространственной ориентировки и мобильности
Заключение
Список литературы
Введение
Общение является необходимым фактором развития личностиребенка, подростка, взрослого человека.
Общение-это процесс и результат установления контактов междулюдьми, это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемыйпотребностями совместной деятельности.
Речь — это вербальная коммуникация, то есть процесс общенияс помощью языка.
Без общения человек не может полноценно развиваться, а удетей с нарушением зрения имеются различные трудности.
У них проявляется пассивность по отношению к партнеру пообщению, им трудно осуществлять чтение информации с лица на расстоянии.
Большая половина этих детей слабо ориентирована на нормы иправила поведения.
Особенно общение очень важно для детей с нарушением зрения. Ребенокнуждается в специально организованном обучении средствам общения в условияхспециального образовательного учреждения.
Общение и речь педагога играет большую роль и имеет свои особенностив жизни слепого человека.
Общение и речь у детей данной категории имеет большоезначение в формировании навыков пространственной ориентировки и мобильности.
1. Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячихдетей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общенияпосредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает иразвивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то жевремя является специфически обобщенной формой отражения действительности.
Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главнымобразом в сфере чувственного познания.
Известно, что речь, слово уточняют, коррегируют и направляютчувственное отражение действительности, позволяет более полно и точновоспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях, снимая ифрагментарность и искаженность.
Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадениюзрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы иявления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохраннымиорганами чувств.
Возмещение этих пробелов, а также уточнение и коррегированиенедостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствияоригиналу осязательных, зрительных и других образов является функцией речисовместно с мышлением.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными дляслепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, а у ослепших, крометого, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получаютпредставления о многих недоступных для их восприятия предметах и явленияхдействительности.
Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всехвидах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда словонаправляет и уточняет его, при формировании представлений и образоввоображения, в ходе усвоения понятий.
Для успешного познания действительности непременным условиемявляется связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, котороеспособствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношениймежду объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.
Значимость речевого подкрепления подчеркивалась многимиизвестными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработкиобъектов познания, трудовых операций и ориентировочных действий.
Речь, слово учителя не только помогают слепым в живой формерасширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепымвозможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получаютпри помощи непосредственного восприятия.
Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательнойдеятельностью — она имеет огромное значение для формирования личности слепого вцелом.
Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт сокружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправнымичленами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Использование педагогом совместных предметных действий сречевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь педагога играет огромную роль в жизни слепого человека,так как голос педагога несет познавательную функцию, с помощью слов ребенокориентируются в пространстве, вся учебная деятельность строится на взаимномобщении педагога и ребенка.
2. Общение как коммуникативная деятельность детей снарушением зрения
Общение — это основное условие развития ребенка,важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельностичеловека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство другихлюдей.
Общение имеет огромное значение для общего психическогоразвития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки.
Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, таккак оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсациислепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.
Исследованиями многих психологов выявлены трудностисоциализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у нихнавыков общения.
Дети этой категории не имеют возможности пользоватьсявыразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только споявлением речевых звуков.
У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов сокружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владениемсредствами общения, для формирования которых необходимо участие всеханализаторов.
Невозможность дистантного восприятия мимических ипантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию егореальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формированияправильной речи.
У детей, лишенных возможности дистантного восприятияокружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике оченьнепрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процессмежличностного общения.
Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе вниманиепартнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Ихвысказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-токонкретно.
Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлениив контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед,диалогов, то есть средств речевого общения.
У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плоховладеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем болеене могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.
Все эти недостатки в развитии указывают на необходимостьспециального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствамобщения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Каквид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.
Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственнойориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющихсамостоятельной ориентировки и мобильности слепых.
Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 летпроисходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисинавыделила четыре формы общения: первая — ситуативно-личностная, вторая — ситуативно-деловая,третья — внеситуативно-познавательная, четвертая — внеситуативно-личностная.
Развитие общения как смена качественно — целостныхсвоеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простогонакопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а какрезультат развития психических новообразований.
Исследование роли и функции общения дошкольников снарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно являетсянеобходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения наранних стадиях развития.
Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляяребенка чувствовать себя отверженным.
А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптацияприводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослогов развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем унормально видящего.
Это связано с тем, что плохо видящий ребенок лишенвозможности непосредственного зрительного подражания — одного из каналовсамостоятельного приобретения знаний.
Это приводит к тому, что дети с нарушениями зрения к началудошкольного возраста овладевают умениями активно пользоваться речью в процессеобщения с взрослыми, но имеют значительно обедненный предметно — практическийопыт.
Использование взрослым совместных предметных действий сречевыми словесными обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, а с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Это способствует возникновению обобщающей функции речи удетей с нарушениями зрения. Взрослый для ребенка с дефектами зрения выступаетне только носителем огромного опыта и знаний человеческих взаимоотношений, ноявляется инициатором их передачи.
Таким образом, развитие у ребенка потребности в уважении состороны взрослого обеспечивается достаточной вовлеченностью старшего партнера втеоретическое сотрудничество с детьми, которое и помогает последним достигатьих целей.
Таким образом, можно сделать вывод, что общение у детей снарушением зрения играет большую роль и оно необходимо для всестороннегоразвития ребенка. Процесс речевого общения позволяет ускорить иусовершенствовать формирование предметных действий.3. Роль речи и общения в формировании навыковпространственной ориентировки и мобильности
Ориентация в пространстве представляет собой процессопределения человеком своего местоположения при помощи, какой — либо системыотсчета.
Пространственное ориентирование незрячего — сложнаяпознавательная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия различныхпсихических функций. Оно требует от незрячего значительных волевых и физическихусилий.
Особую актуальность приобретает сегодня проблемавзаимоотношения педагога и обучаемого в процессе обучения.
Основной организационной формой обучения пространственнойориентировке является коррекционное занятие, проводимое учителем и группойдетей.
Программа обучения слепых пространственной ориентировкепредусматривает обучение правильному толкованию внешних раздражителей,формирование у них правильных предметных и пространственных представлений ивыработку правильных приемов и навыков, необходимых для успешных действий влюбой обстановке.
Главная задача организованного обучения, определяемаяпрограммой, — дать каждому незрячему ученику оптимальный уровень знаний инавыков пространственной ориентации.
Адекватные представления о предметах и местности незрячиеформируют с помощью осязательных и слуховых восприятий, а значит через общениепедагога и ребенка.
Педагог на занятиях пространственной ориентировки дает нетолько словесное описание всех действий, но описание незнакомого участка, чтобыребенок имел более точные представления. Они, как правило, имеют неполные инеточные пространственные и предметные представления.
Для того чтобы обеспечить слепому возможностьориентироваться в любом новом пространстве, преподаватели должны научитьучащихся самостоятельно формировать у себя представления о новых объектах иучастках пространства путем самостоятельного осязательного и слуховогообследования их.
Чем полнее и точнее пространственные и предметныепредставления, которые ребенок получает через общение не только с педагогом, нои с родителями тем точнее и быстрее ориентируются слепые в любой ситуации.
Слово педагога объясняет, направляет ребенка, служит длянего опорой на всех этапах обучения пространственной ориентировки.
Педагог дает словесные инструкции, доступные пониманиюребенка, оказывает помощь ребенку при выполнении каких — либо действий.
Дети с нарушением зрения в большинстве своем неуверенны всвоих возможностях, а поэтому и нерешительны в действиях. Поддержка педагогоммалейших успехов ребенка поощрительными, приветливыми словами — позволитподдержать у ребенка желание самостоятельно ориентировать в пространстве.
Общение также играет огромную роль в пространственнойориентировки. Если ребенок коммуникативный, то ему легче спросить у прихожихпомощи, он не боится общаться и разговаривать с незнакомыми людьми.
Чем больше ребенок общается, тем лучше он развивается,ориентируется в пространстве, у него исчезает боязнь, неуверенность,замкнутость, стеснительности.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что речь иобщение играет большую роль в пространственной ориентировке.
Заключение
Можно сделать вывод, что речь и общение у детей с нарушениемзрения имеет свои особенности. С помощью речи и общения дети ориентируются впространстве, развиваются как личности.
Использование взрослым совместных предметных действий сречевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, содной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретнымипредметами окружающего мира, с другой — является условием лучшего познанияпредметного мира.
Речь слепого выполняет компенсаторную функцию, включаясь вчувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становленияличности.
Список литературы
1. Кузнецова «Специальная психология»
2. Феоктистова В.А. «Развитие навыков общения у слабовидящих детей».- СПб.: Речь, 2005. — 128с.
3. Наумов М.Н. «Обучение слепых пространственной ориентировки». — М. 1982
4. Литвак А.Г. «Психология слепых и слабовидящих». — СПб. 2006. — 186с.