--PAGE_BREAK--4. Целенаправленная система упражнений и речевых задач, обеспечивающая формирование вначале осмысленных умений, а в последующем — речевых навыков.
2) Обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Коммуникативный смысл этой работы не только в том, чтобы сделать речь учащихся более точной, но воспитать у школьников потребность выбирать наиболее уместные для каждого конкретного случая языковые средства, особенно изобразительные.
Наукой накоплено немало данных о том, как усваивается звуковая сторона речи, как пополняется словарный запас детей. Надо отметить, что речь школьников изучена меньше, чем речь детей дошкольного возраста. В школе речь выступает как средство передачи знаний. Сталкиваясь с речью в ее различных функциях, учащиеся знакомятся с функциональными стилями и овладевают их элементами.
3. Обучение различным видам речевой деятельности:
Известно, что примерно 70-80% того времени, когда человек бодрствует, он слушает, говорит, читает, пишет, т.е. занимается речевой деятельностью, связанной со смысловым восприятием речи и ее созданием.
Слушание — разновидность речевой деятельности, тесно связанной с устной речью, хотя слушать можно и озвученную письменную речь.
Слушание — это смысловое восприятие звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи.
Безусловно, умению слушать, как и говорить, учит ребенка прежде всего жизнь: еще до школы дети воспринимают (исполняют) речевые команды, отвечают на реплики собеседника, соглашаясь с ним или возражая ему, при этом чутко реагируют на интонацию высказывания.
В школе слушание — один из важнейших путей усвоения информации, и поэтому в начальных классах уделяется известное внимание тому, чтобы научить детей воспринимать на слух речь учителя, высказывания товарищей и т.д.
Психологи утверждают, что при слушании происходят такие основные процессы: опознавание речевых единиц, их смысловая переработка и на этой основе — понимание речи.
Чтение — один из видов речевой деятельности — заключается в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи. Характерной особенностью чтения является осмысление зрительно воспринимаемого текста с целью решения определенной коммуникативной задачи: распознавание и воспроизведение чужой мысли, содержащейся в нем, в результате чего читатель определенным образом реагирует на эту мысль. Следовательно, с помощью чтения человек реализует возможности так называемого опосредованного общения: восприятие и понимание текста свидетельствуют о взаимодействии читателя с автором текста, о сложных мыслительных процессах, сопровождающих его осознание. Восприятие текста и активная переработка информации — вот основные компоненты чтения. Следовательно, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая учебная задача, которую должен решать учитель русского языка.
Обучение устной и письменной речи в методике издавна называется развитием связной речи.
При определении содержания работы по развитию связной речи школьников учитывается, с какими коммуникативно-речевыми умениями и навыками приходят дети в школу.
Ребенок с самого рождения слышит звучащую речь, а затем овладевает устной формой речи, связанной с определенной жизненной ситуацией и понятной только в этой ситуации. Это реплики диалогической разновидности речи, которые представляют собой побудительные предложения, выражающие просьбу, требование, призыв. Уже в 2-3 года встречаются элементы монологической речи. К 6-7 годам наряду с диалогической дети пользуются в зависимости от задач и условий общения и монологической устной речью.
Письменной речью, как и чтением, дети, как правило, овладевают в школе; при этом используется их практическое владение устной речью, знание общеупотребительной лексики, основ грамматики родного языка.
В школе обе формы (устная и письменная) и обе разновидности речи (диалог — монолог) получают дальнейшее развитие. При этом не только устная речь влияет на письменную, но и, наоборот, под влиянием письменной речи формируются книжные стили устной формы литературного языка. Работа по развитию речи производится на всех уроках изучения школьного курса русского языка и на специальных уроках развития связной речи, где отрабатываются в соответствии с программой определенные коммуникативно-речевые умения.
Работа по формированию правильной и хорошей речи связана с изучением основных языковых единиц – таких как звук, слово, словоформа…
Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесником специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (в произношении, дарении, в построении предложений), а также умениями выражать свои мысли в устной и письменной форме., пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.
В методике преподавания русского языка принято выделять разделы Работы по развитию речи. Например – работа над лексикой и фразеологией в аспекте обогащения словарного запаса – А.В. Текучев, М.Т. Баранов, Н.В. Колокольцев, работа над словосочетанием и предложением – А. Текучев и др.
При этом предметом работы по развитию речи на уроках русского языка становится функционирование языковой единицы, под которым необходимо понимать не просто значение, функцию, роль той или иной единицы языка в системе языка, а назначение, применение, использование языковых средств для передачи некоторого «интеллектуального» содержания, их употребление живом общении, организацию языковых единиц и их взаимодействие в коммуникативном акте, реализацию потенциальных свойств языковых средств в речи в зависимости от особенностей самих средств, цели высказывания.
Т.А. Ладыженская и В.И. Капинос разработали методику работы над единицами языка в их соотношении в аспекте коммуникативного плана их усвоения. Рассмотрим соотношение единиц языка, разделов школьного курса русского языка и разделов работы по развитию речи (таблица 1) Предлагаемый подход выделения основных разделов работы по развитию речи в соответствии с основными единицами языка отражает традиции отечественной методики и позволяет привести в определенную систему сложившийся к нашему времени объем работы по развитию речи.
В соответствии с этим подходом выделяется, по крайней мере, семь разделов работы по развитию речи (их наименование смотрите в таблице 1, в графе 3). «Культура речи», «Стилистика», «Связная речь» — собственно речевые разделы; в первых двух предметом изучения является функционирование языковых средств, в третьем – такое сложное речевое образование, каким является текст.
Эти разделы в отличие от других разделов работы по развитию речи предполагают введение определенных сведений теоретического характера (например, понятие о стиле, норме, описании и так далее).
Что касается орфоэпии, которая сейчас не выделена в школьном курсе в особый раздел (знакомство с нормами произношения производится рассредоточено, в связи с изучением других раздело школьного курса русского языка), то, по мнению Т.А. Ладыженской, вопросы методики орфоэпии могут рассматриваться как в разделе «Культура речи», так и в разделе «Работа над звуковой стороной речи». В данной книге вопросы орфоэпии и вопросы интонационной выразительности речи освещаются в разделе «Работа над звуковой стороной речи», что объясняется стремлением авторов более компактно изложить весь материал, относящийся к звуковым средствам речи. Вопрос о вычленении особого раздела – «Работа над фразеологическими средствами речи» — требует специального изучения. Действительно, одно дело, например, несвободные сочетания «в которых лексические компоненты выступают как строевые элементы словообразовательных моделей» (дать обязательство, обещание), другое – несвободные сочетания, обусловленные «связностью значений» (глубокая старость) и третье – пословицы, поговорки, крылатые выражения и так далее. И если несвободные сочетания двух типов могут быть предметом работы над словом или над синтаксическими средствами речи, то задачи обогащения речи учащихся позволяют поставить вопрос о правомерности вычленения третьего типа несвободных сочетаний как особого объекта для работы по развитию речи и в соответствии с этим о вычленении раздела «Работа над пословицами, поговорками, крылатыми выражениями» как особого раздела работы по развитию речи. Работа по развитию речи не должна строиться отдельно по разным разделам. Необходимость взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи не нуждается в особых доказательствах. Эта взаимосвязь обусловлена объективно существующими в языке взаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школе (в том числе и на уровне речи), особенностями обучения, поставленного в такие условия, когда важно искать экономные пути и средства передачи знаний учащимся, формирования у них умений и навыков. В чем же состоит взаимосвязь между различными сторонами работы по развитию речи, каковы пути реализации этой взаимосвязи?
Первый путь – изучение языковых средств в их отношении к средствам другого, высшего уровня. Так, изучая звуки и значащие части слова, мы показываем, как они соотносятся с единицами более высокого уровня – с морфемой и словом, как «участвуют в выражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов»[2]. Таким образом, звуковые и словообразовательные средства рассматриваются не сами по себе, а во взаимодействии с теми языковыми средствами, которым они помогают выразить языковые и внеязыковые значения. Анализируя лексические, морфологические, синтаксические средства потенциально способные к самостоятельному употреблению, мы тем не менее используем языковые средства другого, более высокого уровня (как правило, для слова – словосочетание и предложение, для словосочетания — предложение, для последнего – сложное синтаксическое целое), чтобы показать особенности обозначения внеязыковой информации, речевую семантику рассматриваемого языкового средства, правильность и целесообразность ее использования. Второй путь – рассмотрение языковых средств в их отношении к связной речи, к тексту, высказыванию. Это необходимо в тех случаях, когда информационное значение языкового средства, его выразительность выявляются «только на содержательном фоне связного текста, в ряде случае весьма значительного по объему»[3], с учетом задачи и условий общения. Рассматриваемый путь реализации идеи взаимосвязи между различными сторонами работы по развитию речи тем эффективнее, чем больше отдельные стороны этой работы подчинены решению общей, четко определенной задачи. Практическим средством осуществления принципа коммуникативной направленности в обучении русскому языку в школе являются упражнения по развитию речи, которые проводятся специально и попутно в связи с изучением материала основной программы.
Таким образом, одним из разделов работы по развитию речи учащихся 5 классов является работа над изобразительными средствами языка — эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. Обратимся в следующих разделах выпускной квалификационной работы к разработке упражнений по обогащению связной речи учащихся 5 классов изобразительными средствами.
Глава II. Пути и средства обогащения речи учащихся 5 класса изобразительными средствами
2.1 Система упражнений по обогащению речи учащихся 5 классов изобразительными средствами
Одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи.
Нами были проанализированы учебники русского языка для 5-6 классов под редакцией М.М. Разумовской.
В пятом классе автор предлагает ребятам знакомиться с такими тропами, как эпитет, метафора и олицетворение. Работа с эпитетом представлена в следующих разделах: «Синтаксис и пунктуация», «Словосочетание», «Имя прилагательное»; работа с олицетворением – в разделах «Имя существительное», «Имя прилагательное»; работа с метафорой – в разделе «Словосочетание».
В 6 классе автор развивает у учащихся понятие об олицетворении, метафоре и эпитете и знакомит со сравнением. Работа с олицетворением и эпитетом представлена в разделах «Правописание» и «Причастие и деепричастие»; работа метафорой – в разделе «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов»; работа со сравнением в разделах «Речь», «Причастие и деепричастие» и «Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов».
Были проанализированы учебники и программы по литературе для 5-6 классов. Относительно тропов выявляем, что в 5 классе учащиеся знакомятся с эпитетом, сравнением, метафорой и олицетворением; в 6 классе изучают понятие гиперболы, постоянного эпитета и развивают понятие об олицетворении и метафоре.
Приходим к выводам: работа над образной стороной речи в 5-6 классах проводится, но не в полном объеме.
Как говорилось выше, одним из актуальных направлений современной методики русского языка является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, развитие способности воспринимать и оценивать изобразительный аспект речевого высказывания, а также умело использовать его в собственной речи. На уроках русского языка и литературы в 5 классе школьники получают понятие о тропах, они специально обучаются анализу и пониманию речевой формы высказывания и поиску выразительных средств при написании творческих работ.
Опираясь на опыт учителя высшей категории средней школы №73, Зориной Ольги Сергеевны, мы разработали ряд упражнений, включающих работу над изобразительными средствами речи учащихся 5 классов.
Данная система упражнений включает 2 группы:
I. традиционные упражнения:
1) Найти изобразительные средства в тексте и выписать их;
2) Определить функцию или значение изобразительных средств;
3) Определить, какой частью речи выражено изобразительное средство и какова его синтаксическая роль в предложении;
4) Определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;
5) Подобрать синонимы и антонимы к данным тропам;
6) Составить словосочетания с данными изобразительными средствами;
7) Выписать из текста словосочетания, в состав которых входят тропы;
8) Привести свои примеры обозначенных тропов.
II. нетрадиционные упражнения:
1) Ввести в текст различные тропы (дети получают на карточках прозаический текст с пропусками);
2) Устно закончить строчки стихотворения подходящими по смыслу и рифме тропами;
3) Написать сочинение-миниатюру на обозначенную тему, используя изобразительные средства;
4) Редактировать текст с точки зрения употребления в нем изобразительных средств.
Представленная классификация упражнений способствует эффективному развитию образной речи школьников.
Возможны другие виды традиционных и нетрадиционных упражнений.
Приведем фрагмент урока русского языка связанный с выявлением изобразительных средств языка в поэтическом тексте.
Этап урока: Анализ текста.
В изображении природы Есенин часто прибегает к приему олицетворения. Давайте вспомним, что такое олицетворение (Прием изображения неживых существ живыми).
продолжение
--PAGE_BREAK--