Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся на уроке "Оркестр шумовых и ударных инструментов"

Управлениеобразования
ФУО «Комплексдетский сад – гимназия «Голубой парус».
Развитиемузыкально-ритмических способностей учащихся на уроке
«Оркестрдетских шумовых и ударных инструментов»
Скрипник Оксана Ивановна
руководитель оркестра детскихшумовых и ударных инструментов,
преподаватель по классуаккордеона, фортепиано музыкальной студии
 
Астана
2010

Содержание
Введение
— историявопроса
— теоретическая основа и источники исследования
 объект, предмет исследования
— цель, задачи работы
— актуальность
Теоретическая часть
Практическая часть
— методыработы
— диагностика учащихся
— методика знакомства с инструментами
— методыи приёмы развития музыкально – ритмических способностей
— развитие метроритмической пульсации.
— ритмические упражнения
— использование в работе стихотворного ритма
— обучение простым дирижёрским навыкам
— методические рекомендации по работе над музыкальным произведением
Заключение (достижения, результативность, перспективы работы)
Литература
Приложение

Введение
«Музыка – не простое развлечение и недобавление, «гарнир» к жизни, которым можно пользоваться по своему усмотрению,
а важная часть самойжизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждогошкольника.
Музыка – это сама жизнь».
Д.Б. Кабалевский.
История вопроса: Музыкадаёт ни с чем не сравнимую возможность для развития духовной сферы человека,его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это времяорганизм наиболее восприимчив ко всему новому.
Музыкальное развитие даётвозможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качестваучащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственнуюсферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусствопознавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постояннаявозможность самореализации.
Слушание музыки, пение,движение под музыку, игра на музыкальных инструментах — вот те средствамузыкально-эстетического воспитания, которые я использую в работе с детьми.
«Влияние музыки на детейблагодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…»- писал В.Г. Белинский.
Воспитательное значениедетского творчества оценивается достаточно высоко. Так, Б.Л. Яворский считал,что воспитательная ценность музыкального творчества ребёнка проявляется впервую очередь в самом процессе, ибо он позволяет учителю наблюдать за ходоммузыкальной мысли ребёнка.
По определению методикиБ.Л. Яворского, развитию творческих способностей свойственны определенныеэтапы:
1. накопление впечатлений
2. спонтанное выражениетворческого начала в зрительных, сенсорно – моторных, речевых направлениях
3. двигательные, речевые,музыкальные импровизации
4. создание собственныхкомпозиций, являющихся отражением какого-нибудь художественного впечатления:литературного, музыкального, изобразительного
5. музыкальное творчество– написание пьес, песен.
Б. Теплов утверждал, чтоведущее звено, «ядро» музыкальных способностей – это представление озвуковысотных и ритмических соотношениях звуков, как основных носителеймузыкального смысла. Эти представления развиваются в процессе обучения с такимипсихическими свойствами, как эмоциональная восприимчивость и отзывчивость намузыку, музыкальная память, внимание, воображение.
Б. Теплов обращалвнимание на важность творчества в период начального обучения, когдазакладываются основы отношения к искусству.
Б. Асафьев писал, что творчествоспособствует более глубокому освоению материала и развитию музыкальности детей.
Согласно мнениюН.Ветлугиной, творчество является важным условием и средством развитияспособности образного видения мира.
Методика К.Орфа построенана обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевыхупражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнениюК.Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово:Играть на инструментах и играть с элементами музыки: ритмом, тембром,динамикой, фактурой и т.д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и игратьвместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно ирадостно.
Многие педагоги имузыканты (Б. Асафьев, Б. Яворский, Н. Ветлугина, К.Орф) подчёркивали значениеактивных форм музыкальной деятельности и детского оркестра как основыэлементарного музицирования и развития музыкальности детей.
Музицированиепредполагает желание детей «общаться» с музыкой, петь и играть в ансамбле, получаяот этого эмоциональное удовольствие.
Оркестр детских шумовых иударных инструментов является действенным средством развития музыкальноговосприятия и слуха, музыкально-ритмических способностей, памяти. Создание такихоркестров — это замечательное средство развития метроритмического слуха уребёнка. Наличие оркестра детских шумовых и ударных инструментов расширяетсферу музыкальной деятельности школьника и повышает его интерес к музыке.
«Шумовой оркестр – этоигра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, заменыи обмены ролями, а не исполнение раз и навсегда одной-единственной выученнойверсии.
Главные принципы системы– деятельность и творчество помогают превратить урок в увлекательную музыкально– эстетическую игру».
Карл Орф.
Цель исследования: наиболее полно раскрыть содержаниепредмета «Оркестр детских шумовых и ударных инструментов» и определитьструктуру развития музыкально – ритмических и творческих способностей учащихся.
Объект исследования: процесс развития музыкально-ритмическихспособностей, его влияние на творческий потенциал учащихся.
Предмет исследования: теория и методика, способы игры нашумовых и ударных инструментах в процессе учёбы и творческих занятий.
Задачи:
-развитие индивидуальныхспособностей детей, их творческого мышления и ассоциативной фантазии
-дать возможность и шанскаждому ребёнку выразить себя, показать своё отношение к музыке в различныхдвижениях, жестах, игре на музыкальных инструментах
-воспитание с помощьюмузыки духовно-богатой, творческой, всесторонне-развитой личности
-обучение детейсовместному музицированию, умению слышать не только себя, но и другихучастников оркестра
Актуальность своей работы считаю в том, чтозанятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмическихспособностей способствует общему развитию; умственных способностей, психическихпроцессов — мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативнойфантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно длядетей младшего школьного возраста.
Уроки оркестра детскихшумовых и ударных инструментов во многом помогают решить эту проблему. Наличиеоркестра расширяет сферу музыкальной деятельности школьника и повышает егоинтерес к музыке.
Это способствует совершенствованиюи развитию музыкальных и творческих способностей ребёнка.

Теоретическая часть
Шум — беспорядочныенепериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальныхзвуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукамотносятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д.
В музыке используютсяшумовые инструменты, шумы также применяются в некоторых произведенияхсовременной музыки, хотя формалистическое злоупотребление ими производитантиэстетическое впечатление.
Орке́стр (от греч.ορχήστρα) — многочисленныйинструментальный ансамбль, то есть коллектив музыкантов, играющих намузыкальных инструментах и совместно исполняющих музыкальное произведение.
Шумовой оркестр — оркестр, в состав которого входят, главным образом, шумовые инструменты, атакже инструменты с резким тембром звука (свистки).
Шумовые оркестровыеинструменты — устройства для получения шумов, которые создают определенныйритмический и тембровый колорит.
К шумовым оркестровыминструментам относятся ударные инструменты с неопределенной высотой звука:барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Музыка обладаетразнообразными возможностями воздействия как на взрослых, так и на детей.
Основными задачамимузыкального воспитания можно считать:
развитие музыкальных итворческих способностей (с учётом возможностей каждого) посредством различныхвидов музыкальной деятельности; формирование музыкальной культуры,способствование формированию общей духовной культуры.
Художественный образлюбого произведения передаётся целым комплексом средств выразительности:звуковысотностью, ритмической организацией, ладовыми соотношениями, тембрами ит.д.
Музыка для ребёнканачинается с движения, с ритмической организации человеческого тела(маршировать, танцевать, отстукивать ритм музыки).
Чувство музыкальногоритма
Чувство ритма — это однаиз музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакаямузыкальная деятельность.
Ритм – один изцентральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категорияне только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ритм – один изпервоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкальногоискусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитиемгармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмическойстороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционныхсредств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждалатеоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливатьзакономерность ритма, вырабатывать композиционные правила ритма и объяснять егосущность.
Следовательно,музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоциональногосодержания.
Аналогичные положенияможно было бы высказать про любые другие выразительные средства музыки: промелодию, гармонию и т.д.
Своеобразие ритма,однако, заключается в том, что он не только выразительное средство музыки.
Ритм являетсявыразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и внеискусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтомунаряду с понятием «музыкально ритмического чувства» выступает понятие «ритмическогочувства вообще». Наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства»возникает задача воспитания «чувства ритма вообще» и не может не стать вопрос отом, в каком отношении друг к другу находятся эти задачи.
Проблема воспитаниямузыкально-ритмического чувства тем самым усложняется. Возникает соблазнвыделить ритмический момент из музыкальной ткани и добиваться адекватноговосприятия и воспроизведения его, как такового, вне музыки, а когда эта задачабудет решена, присоединить к ритму музыку, заполнить музыкально-ритмическиеформулы.
В более широкойпостановке это значит: задачу воспитания музыкально-ритмического чувства свестик задаче воспитать «чувство ритма вообще» и применить результаты этоговоспитания к музыке.
Проблема ритма в музыкальномисполнении – это, если переводить ее в числовое выражение, проблема сотых итысячных долей секунды. Можно сказать еще острее: отклонения от истины на сотуюдолю секунды часто бывают гораздо более тяжелыми нарушениями ритма, чемотклонения на целые секунды.
В ритмической сторонемузыкального исполнения особенно ярко сказывается тот издавна известный факт,что искусство не терпит ничего приблизительного, и что вопрос художественногосовершенства – это вопрос того «чуть-чуть», о котором не раз говорили великиемастера искусства.
Что является критериемпри решении музыкально-ритмических задач? Прежде всего, чувство музыкальногоритма, т.е. критерий эмоциональный. Ритм в музыке является выражениемэмоционального содержания. Данное ритмическое движение отличается от всякогодругого тем, что оно и только оно имеет совершенно определеннуювыразительность. Всякое другое ритмическое движение, отличающееся хотя бы наничтожные доли секунды, будет «совсем другим», качественно отличным, потому чтооно уже не имеет этой выразительности. Вот в чем заключается то «совершенноисключительное вспомогательное средство для оценки времени», которым владеетмузыкант.
Нельзя, следовательно,думать, что музыкально-ритмическая задача – это задача на установлениевременных соотношений, или задача на «ритм вообще», лишь усложненная наличиеммузыки. С психологической стороны эти задачи качественно различные, онирешаются на основе различных критериев. Музыкально-ритмическое чувствохарактеризуется, как способность активно переживать (отражать в движении)музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительностьвременного хода музыкального движения.
Если человек обладаетмузыкально-ритмическим чувством, то для него музыкально-ритмическая задачавсегда будет легче формально равно трудной задаче на внемузыкальный ритм.
Конечно, огромнымиразвивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем,что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, совершенствуетумение читать с листа, помогает ученику выработать технические навыки, а такжедоставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольноеисполнение.
Ансамблевое музицированиеучит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению — это искусство вести диалогс партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремяуступать, воспитывает чувство коллективизма.
Игра в ансамбле позволяетуспешно вести работу по развитию ритмического чувства. Формирование чувстваритма — важнейшая задача педагога.
Ритм в музыке – категорияне только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Играя в ансамбле, ученикнаходится в определённых метроритмических рамках. Необходимость «держать» свойритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Не секрет,что иногда учащиеся исполняют пьесы со значительными темповыми отклонениями,что может деформировать верное ощущение первоначального движения.
Ансамблевая игра нетолько даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует уученика верное темпоощущение. Необходимо найти наиболее выразительный ритм,добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит отвыбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения).
Эта формула имеет приигре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствуетсозданию у партнёров единого темпа.
Игра в ансамбле требуетпрежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркостиритмического воображения, умения представить не только свою партию, но идругую, слышать друг друга.
Игра на шумовых и,особенно, ударных, инструментах способствует развитию чувства ритма у детей.
Обучаясь игре на детскихмузыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков,осознаннее чувствуют и различают красоту звучания различных инструментов.
У них улучшается качествопения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений,дети более чётко воспроизводят ритм и сочетают пение и игру на инструментах.
Детский оркестр — один извидов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детскогооркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инструментов, неимеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из одинаковых или однотипныхинструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группыинструментов).
Наиболее простой,доступный из них — шумовой оркестр. Его можно организовать уже с детьмимладшего возраста, если они умеют ритмично воспроизводить хлопками сильные долитактов, отмечать метр музыки.
В исполнении оркестрадетских шумовых и ударных инструментов могут звучать песни, марши,танцевальные, народные мелодии.
Лучше звучат те из них, вкоторых подчеркивается ритм, имеются акценты, паузы, изобразительные элементы:цоканье копыт, барабанная дробь, стук дождя, шум ветра и др.

Практическая часть
Методы работы
Основной формой занятий оркестрадетских шумовых и ударных инструментов является урок, планируя который, яобязательно продумываю различные виды деятельности с учетом индивидуальныхособенностей каждого ребенка, использую формы, средства и методы работы,создающие благоприятные условия для занятий.
Чем активнее иразнообразнее музыкальная деятельность учащихся на занятии оркестра, темэффективнее происходящий процесс музыкального воспитания, и, следовательно,успешнее достигается его цель.
Мои занятия включают всебя следующие виды музыкальной деятельности:
1)восприятие музыки (даетинформацию о произведении в его целостности).
2)разбор произведения(характер музыки, темп, размер, прохлопывание ритмического рисунка).
3)исполнение (пение, играна музыкальных инструментах, ритмические движения, танец)
4)музыкально-творческаядеятельность (музыкальное, поэтическое творчество, импровизация на детскихмузыкальных инструментах, танцевально-игровое творчество)
Главным требованием длявсех видов деятельности является выразительность, способность непосредственно иискренне передать эмоциональное содержание музыки.
Для отслеживания динамикиразвития музыкально-ритмических способностей я предлагаю диагностику, в которойвыделены следующие параметры:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.