Реферат по предмету "Педагогика"


Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Содержание
Введение
I. Теоретическое обоснованиепроблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровой деятельности
1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманныхотношений у дошкольников
1.2 Влияние игры на формированиегуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия формирования гуманныхвзаимоотношений
II. Экспериментальная работа поформированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста всюжетно-ролевых играх
2.1 Констатирующий этап
2.2 Формирующий этап
2.3 Контрольный этап
Заключение
Библиография
Введение
Нашему обществу нужны люди с активной жизненной позицией, пользующиесяавторитетом, умеющие работать в коллективе. Закладывать основу этих качеств можнои нужно в дошкольном возрасте. Не случайно в «Программе воспитания и обученияв детском саду» выделен раздел «Воспитание гуманных чувств и положительныхвзаимоотношений».
Именно в дошкольном периоде находятся истоки формирования личностичеловека. Группа детского сада для большинства детей является первой организованноймалой группой, в которой начинают складываться у ребенка его первые отношения сосверстниками и одновременно определяются первые контуры детского коллектива.
Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группыдетского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формированиеличности отдельных детей — все это представляет исключительный интерес для исследователей(ученых).
Сегодня происходит смена воспитательной парадигмы — на первыйплан выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личностикаждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
В связи с устойчивой тенденцией демократизации педагогическойсистемы появляется необходимость исследования психолого-педагогических предпосылокформирования умений межличностного общения на основе гуманного отношения у детейстаршего дошкольного возраста. Формирование гуманных чувств начинается в детстве,с самых первых контактов ребенка с окружающими людьми — взрослыми, сверстниками,младшими детьми. В совместной деятельности, в общении, если они правильно построены,возникает общность эмоциональных переживаний, появляется возможность обогащениячувствами другого. Однако на сегодняшний день особенности проявления гуманных чувству детей и формирование их гуманных отношений в детском саду и семье еще недостаточноизучены.
Программы воспитания и обучения, соответственно, предусматривалиразличные формы активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослымии сверстниками. Однако, как оказалось, даже соблюдение детьми правил нравственногоповедения не является гарантией сформированности у них гуманизма. Действия и поступкиих в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходимадля сопереживания огорчений или радостей товарища. В связи с этим возникла необходимостьглубже взглянуть на проблему воспитания у детей гуманных чувств и отношений.
Гуманные чувства формируются и развиваются в процессе гуманногоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени ребенок-дошкольникпроводит в игре. Игра является мощным фактором развития гуманных отношений у дошкольников.
Смена позиций в игре, взаимоотношения, в которые дети вступают по поводуигры, создают благоприятные условия для понимания другого «вчувствования»в его положение, настроение, желание.
Эта особенность позволила нам определить проблему нашегоисследования: при каких условиях организации сюжетно-ролевой игры наиболее успешнобудут формироваться гуманные взаимоотношения у детей старшего дошкольного возраста.
Решение данной проблемы составляет цель исследования:теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогическихусловий, обеспечивающих эффективность процесса формирования гуманных отношений устарших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.Объектом исследования выступает процесс формирования гуманных отношенийу детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.Предметом исследования являются педагогические условия формированиягуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В соответствии с объектом, целью и предметом исследования былавыдвинута гипотеза исследования: для гуманных взаимоотношенийдетей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре характерно: отзывчивость,доброжелательность, сочувствие, заботливость, справедливость, внимательность. Ихформирование будет осуществляться более успешно при наличии следующих педагогическихусловий:
1) Использование специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующихформированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.
2) Организация предварительной работы по обогащения содержания сюжетно-ролевойигры: беседы с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы.
3) Пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организацииучебно-воспитательного процесса.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
· изучить психолого-педагогические аспекты проблемы формирования гуманныхвзаимоотношений в сюжетно-ролевой игре;
· определить критерии и уровни сформированности гуманных взаимоотношенийу детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре;
· экспериментально апробировать педагогические условия, способствующиеформированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевойигре;
· выявить эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
· анализ психолого-педагогической литературы;
· наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
· беседы с детьми;
· анкетирование воспитателей детского сада;
· экспериментальная игра «Секрет»;
· педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего,формирующего, контрольного.
Новизна и практическая значимость работы заключается в разработке сюжетно-ролевыхигр с различным обогащенным сюжетом, который способствует формированию гуманныхотношений у дошкольников к окружающим; в определении педагогических условий, способствующихэффективному формированию гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Материалы исследования можно применять в практике дошкольныхучреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений вигровой деятельности.
В своей работе мы предлагаем использовать следующий методическийаппарат:
Гуманизм — (от латинского humans- человеческий, человечный) признание ценности человека, как личности, его правана свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человекакак критерия оценки общественных отношений.
Гуманность — человечность, человеколюбие, уважение к людям,к человеческому достоинству.
Игра — вид непродуктивной деятельности, мотив которойзаключается не в ее результатах, а в самом процессе. Имеет важное значение в воспитании,обучении и развитии детей как средство психологической подготовки к будущим жизненнымситуациям.
гуманное отношение сюжетная игра
Взаимоотношения — взаимная позиция одной личности к другой,позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям,«навстречу друг другу».
Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружаети к самой себе.
Чувства — особый вид эмоциональных переживаний, носящихотчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью.В этом смысле чувства связаны с представлением или идеей о некотором объекте — конкретномили обобщенном (например, чувство любви к человеку, к Родине).
Сюжетно-ролевая игра — деятельность, в которой дети ввоображаемой ситуации воспроизводят деятельность взрослых и их разнообразные отношения,используя при этом игрушки, предметы, заменяющие орудия труда взрослых.
Сюжет игры — это цепочка, ряд, система действий, объединенныхжизненно мотивированными связями.
Игровая ситуация — игровое использование предметов, прикотором значение одного предмета переносится на другой предмет и он используетсяв связи с приданным ему новым значением.
/>I. Теоретическоеобоснование проблемы формирования гуманных взаимоотношений в игровойдеятельности1.1 Психолого-педагогический аспект формирования гуманныхотношений у дошкольников
Нив одном источнике научной литературы не дается понятие «гуманные взаимоотношения»Психолог В.И. Помогаева, изучая вопрос понимания детьми старшего дошкольного возрастатаких понятий, как доброжелательность, отзывчивость, внимательность, заботливость,справедливость, дала характеристику гуманных отношений. Данный материал поможет,по нашему мнению, педагогу определить, к какому из гуманных отношений принадлежитто или иное доброе проявление ребенка, и выявить его индивидуальные особенностии предпочтения. Все данные представлены в таблице.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.