Белорусскийгосударственный университет
Государственныйинститут управления и социальных технологий
Кафедрасоциальной работы
Контрольнаяработа
попредмету: Социальнаяпедагогика
на тему: Особенности реализации принципагуманизма в социальной педагогике
студента 2курса группы 271- З
заочногообучения
ГончараДмитрия Александровича
№ зачетнойкнижки 538302
Минск
2006
Введение
Деятельностьсоциального педагога базируется на определенных принципах, вытекающих иззакономерностей и особенностей ее организации. К числу этих принциповотносятся:
1)принцип социально-исторической обусловленности. Исходя из данного принципа,источник развития личности следует искать в конкретных социально-исторических исоциокультурных условиях развития общества, присущих ему идеалах, ценностях,убеждениях, общественно одобряемых нормах поведения. Данный принципподчеркивает значительную роль конкретной социальной (сельской, городской)микросреды в формировании личности, необходимость видеть в средовых факторахисточники интеллектуального, физического, нравственного; развития личности, особенностиее неповторимого внутреннего мира,
2) принцип социальнойпоследовательности. Он означает необходимость учитывать всоциально-педагогической деятельности традиции, передаваемые из поколения впоколение, под влиянием которых происходит процесс формирования личности,национальные особенности, составляющие психологический склад характера,природные задатки личности, передаваемые по наследству;
3) принцип педагогической целостности.Согласно этому принципу каждое педагогическое явление необходимо рассматриватьцелостно, в его взаимосвязи с другими процессами. Его суть заключается в том,что самые значительные успехи познания связаны не только с открытием элементовцелостного объекта и описанием его свойств, но и с обнаружением синзитивныхсвойств целого. Принцип целостности предполагает не сводимость сложного кпростому, целого к части, а наличие у целостного объекта — личности, среды,социума — таких свойств и качеств, которые никак не могут быть присущи егосоставным частям. Данный принцип предполагает единство нравственных отношений,норм поведения, организуемых семьей, школой, сообществом и регулируемых черезобщественное мнение, социальное построение жителей общины,
4) принцип приоритета семьи. Позволяетрассматривать семью как основной институт социализации личности, где закладываютсяи формируются базовые жизненные ценности, жизненные идеалы, нормы поведения,общения, отношения к людям, природе, труду. В рамках иных общественных структурсовершается последующая социализация, социальная роль которых сводится кдополнению и корректировке воспитания, полученного в семье,
5) принцип гуманистических ценностей.Определяет гуманистическую направленность социальной педагогики, котораябазируется на преобладании таких ценностей, как гуманизм, доброта, милосердие,совестливость, трудолюбие, честность, ответственность, социальнаясправедливость,
6) принцип открытости. Предполагаетработу социальных институтов как социально-педагогических систем реализациясоциально-педагогических функций, гуманизация профессиональной деятельности,разносторонние формы социальной и педагогической помощи нуждающимся,
7) принцип социальной активностиличности позволяет рассматривать личность как объект и субъектпреобразовательной деятельности, активно участвующий в освоении социальныхнорм, предшествующих политике, создании нового опыта. Данный принципрассматривает социально-педагогическую деятельность в открытой среде какглавный фактор овладения опытом общественных отношений. Он предполагаетактивное применение знаний, умений, жизненного опыта личности в общественнополезной работе, направленной на изменение окружающей среды,
8) принцип опоры на духовный опытнарода, общины, личности. Предполагает учет социальным педагогом прежде всегоих ментальности как важнейшей характеристики, совокупности определенныхсоциально-психологических установок, ценностных ориентации, особенностейвосприятия и осмысления действительности, отражающих отношение человека к мируи определяющих его выбор способа поведения в повседневных жизненных ситуацияхМентальность интегрирует в себе весь предшествующий социокультурный опытиндивида, общины, народа и определяет принадлежность человека к той или инойсоциальной группе по признаку пола, возраста, национальности, профессиональнойпринадлежности. Поскольку с этой точки зрения ментальность — характеристикагрупповая, может быть выделен ряд ментальностей: национальная, возрастная,половая, профессиональная; выступающая как комплекс глубинных, частонеосознанных и неотрефлексированных личностных и групповых особенностейчеловека;
9) принцип субъективного развития.Социальный педагог не ограничивается принципом: не только бытие определяет сознание,но и сознание бытие. Он исходит из того, что сознательные и бессознательныеначала есть составная часть бытия человека в виде общественного сознания иколлективного бессознательного, или архетипов культуры. Между индивидуальным иобщественным сознанием существует неразрывная взаимосвязь ивзаимообусловленность. При этом на первых этапах социализации индивида определяющаяроль принадлежит общественному сознанию и бессознательному началу.Избирательное же, субъективное отношение к действительности, формирование«я-позиции» происходит по мере субъективного развития, неразрывно связанного сосвободой выбора человеком социальной группы, ценностей и норм, культуры другихсоциальных групп и общностей (поселений, наций, народов, стран и т. д.),способностью к противопоставлению своей собственной позиции позициям другихлюдей.
Принципгуманизма
Слова«гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же происхождение,от лат. humanus — «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как личности, его право насвободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система,считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а равенство,справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе.Гуманность, человечность — идеал различных направлений гуманизма, его цельюявляется развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшееразвитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего поведенияличности и ее отношения к миру.
Понятие«гуманизация», широко используемое в наше время, подразумеваетдеятельность отдельных людей и человеческих сообществ по реализации гуманизмакак системы мировоззрения, признание ценности человека как личности, его правана свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение благачеловека как критерия оценки общественных отношений.
Понятиегуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». Всовременном определении гуманизма мы возвращаемся к философским,психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В.Соловьев, В. Вернадский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлинский идр.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только кбиологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовнымиотношениями.
Наибольшегорасцвета идеи гуманизма в педагогике и социальной педагогике достигли в периодВозрождения, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются ввысказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).
Идеаломгуманистического воспитания была свободная всесторонне развитая личность. Всочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня(1533-1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были предприняты попыткиразобраться в сущности и средствах гуманистического воспитания: от наставленияи примера до самоанализа и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов былвзгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке,прежде всего, нужно воспитывать просвещенного человека; поскольку наихудшиепороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейноговоспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно,чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились ксамопознанию и самосовершенствованию, чтобы они умели делать все безисключения, но любили делать только хорошее.
С позицийсовременного гуманизма благо человека — это критерий оценки всех социальныхявлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точкизрения не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным егопредставителям высокие требования достойного, уважительного отношения кчеловеку, признание его самой высокой ценностью на земле.
Современноепонятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процессобновления воспитания на основе ценностей общечеловеческой и национальнойкультуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуальными,моральными и физическими ценностями.
Гуманистическиеидеи в социальной педагогике требуют особого внимания, если в поле зрениянаходятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил всвоих произведениях А.В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравниваетего с понятиями милосердия и благотворительности. Милосердие — это готовностьпомочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, человеколюбия; благотворительность- деятельность, направленная на оказание безвозмездной помощи человеку,нуждающемуся в ней.
Казалосьбы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное обществодолжно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своихработах А.В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Милосердие поотношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие емукак человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.
"Милосердие — это односторонняя опека инвалида, превращающая его в объект обслуживания. Темсамым инвалид лишается всех прав, кроме одного — «права» наблагодарность за благодеяние, за то, что вообще из «милосердия» емупозволено физически существовать. Гуманизм — это совместное (помогающих инуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем.Милосердие, по его мнению, фактически разделяет людей инвалидов и неинвалидов:«они»- большой мир нормальных людей и «мы» — убогий инвалидныймирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.
Гуманизм — наоборот — это интеграция,объединение. Слияние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где укаждого временно или постоянно могут быть какие-либо трудности, проблемы,независимо от того, какой это человек. Только решение этих проблем можетпроисходить по-разному с учетом особенностей того или иного человека. Гуманизм— это принципиальное признание равенства всех и личностной полноценности,осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.
Такимобразом, по мнению А.В. Суворова, инвалид воспринимается милосердием какпассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма — как активный и дажеглавный решатель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окружающих.
Ксожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как кчеловеку, который нуждается в милосердии. Такое отношение общества к людям спроблемами, действительно, выделяет их в особую группу, в то же время этоформирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей,ориентированную на получение от общества и конкретных людей каких-либопривилегий, льгот, благотворительности.
Гуманноеотношение к этой категории людей требует, прежде всего, достойного,равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступатькак помощь в преодолении трудностей, возникающих у инвалида.
То жесамое можно отнести к детям, имеющим отклоняющееся поведение. Такие дети убольшинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первоежелание — проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие вприемники-распределители (центры временной изоляции детей) от каждого посещениявзрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельностьобщества. Представители различных конфессий, представители властных структур,просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего, оказывают имматериальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уваженияк ним, признания их человеческого достоинства, поиска путей, помогающих импреодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним,заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в способности ребенка,общение с детьми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритетположительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам. Гуманноеотношение предполагает уважение права ребенка на свободный выбор, ошибку,собственную точку зрения.
Итак,принцип гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности человекакак личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,создание условий для развития человека, его творческого потенциала,склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении,интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе. Принципгуманизма требует соблюдения следующих правил:
1. достойного отношения общества ко всемлюдям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальномположении они находятся;
2. признания права каждого человека бытьсамим собой, уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать праводругого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
3. помощи человеку с проблемами вформировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции „Ясам“, желания самому решать свои проблемы;
4. понимания милосердия как первойступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а нажелание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции:общество открыто для людей и люди открыты для общества;
5. стремления не выделять людей спроблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных людей; если мы хотимподготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продуманасистема общения таких людей с другими людьми.
Заключение
Уровеньдуховно-нравственного развития — важный показатель проявления субъективностииндивида, его индивидуальности. Чем он выше, тем менее эффективнысоциально-педагогические методы внешнего воздействия на него. Социальныйпедагог в данном случае может лишь корректировать, направлять индивидуальнуюактивность.
Цели,задачи, функции и принципы социального педагога и его деятельности не являютсяраз и навсегда определенными и однозначными, одинаковыми в различных ситуацияхи сферах. Они изменяются в зависимости от профиля, специализациисоциально-педагогической работы и могут быть даже контрастными в различныхсоциально-педагогических службах.
Список использованной литературы
1. Левко А.И.Социальная педагогика: Учеб. пособие. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003 – 341с
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика.М., 1991
3. Лишин О.В. Педагогическая психологиявоспитания.- М., 1990.
4. Социальная педагогика: Курс лекций /Под ред. М.А. Галагузовой — М., 2000.
5. Социальная педагогика:Учебно-методический комплекс. 1 ч. / Сост. Е.А. Конавальчик. – Мн.: БГУ, 2002 –238с.