Реферат по предмету "Педагогика"


Применение схем-конспектов на уроках химии

Глава 1.Опорные схемы-конспекты по химии
Схемоконспект или конспект-схема можетрассматриваться как частный случай фреймовой модели. Лучше запоминаются теобразы, которые раскрыты со всех сторон и на всех уровнях. Это относится клюбому объекту изучения. Так, образ самолета воспринимается на первом уровнеглубины проникновения в образ как его внешнее описание (фюзеляж, крылья), навтором уровне — взаимодействие с окружающей средой (подъемная сила, скорость),на третьем уровне воспринимаются процессы и явления, происходящие в двигателе,турбине, крыле. В.М. Каган выделяет пять уровней глубины и связывает ихопределенным образом в конспект-схему. По периметру схемы располагаются блоки,отражающие: внешнее описание объекта изучения; взаимодействие его с окружающиммиром; внутренние механизмы, процессы, гипотезы; применение теории в практике.В центре схемы расположен блок с указанием на нерешенные в данной областипроблемы. Расположение блоков в конспект — схеме изображено на рисунке 1.
/>
Рис. 1. Структура конспект-схемырассматриваемой темы

В блоки А, Б,В заносится то, что студент должен знать, а в блок Г и Д — то, что он долженуметь. Стрелки показывают связи между частями. На блок нерешенных проблем(часть Д в центре) оказывают влияние все части, то есть проблемы могут быть налюбом уровне глубины.
Спецификасодержания учебного предмета и учебные цели его изучения помогают преподавателюразработать собственную структуру схемоконспекта. Например, в курсе «Методикапреподавания строительных дисциплин» изучаются частные методики изложенияотдельных строительных предметов. Рассмотрим конспект-схему методики изученияспецтехнологии каменных работ, представленную на рисунке 2. Часть А — этознакомство с учебной программой и возможные типы ООД. Часть Б — методическиеособенности изложения основных теоретических вопросов, выделение основныхпонятий и связей между ними. Часть В — обобщение и систематизация темы,выходной контроль. Часть Г — возможности активизации мышления и созданиепроблемных ситуаций. Часть Д (центр) — «эмблема» предмета и место дляреализации творчества студентов.
Конспект-схемыможно эффективно использовать для проведения практических занятий. Тогданаполнение основных блоков несколько меняется с учетом усиления самостоятельнойработы студентов, а также специфика предмета. На рисунке 3 приведена примернаяструктура конспект-схемы практического занятия, которая может использоваться напредметах, связанных с расчетом и конструированием конструкций, процессов,аппаратов.

/>
Рис. 3. Конспект-схема изученияспецтехнологии каменных работ
/>
Рис. 5. Примерная структура конспект-схемыпрактического занятия
В.М. Кагансправедливо замечает, что свертывание материала в конспект-схему — наиболеесложный и трудный этап, так как на одном развернутом листе нужно наглядноразместить материал целой темы. Выделить из всего целостного отобранногосодержания самое главное, чтобы сконцентрировать на нем внимание, это значит:выделить предмет мысли, разделить информацию на логические части,рассортировать материал (отделить главное от второстепенного), найти смысловыеопорные пункты, произвести группировку материала в виде записи, схемы, модели ит. д. [26].
Наполнениеблоков возможно по принципу ассоциативного опорного конспекта, либо в видекраткого отображения узловых моментов темы.
8. Опорныйконспект или лист опорных сигналов (Л.О.С.) — это построенная по специальнымпринципам визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжатоизображены основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графическиеприемы повышения мнемонического эффекта. Его можно считать качественно новымэтапом в схематизации учебного материала, который не отрицает, а развиваетсхему. Он в большей степени, чем любая схема учитывает психологическиеособенности восприятия информации, поскольку не приемлет жесткую структуру. Вобычной схеме информация не кодируется, а материал представлен словесно простымпредложением или полным понятием. Лишь иногда можно наблюдать схемы,максимально приближенные к опорным конспектам, например схема круговорота водыв природе изобразительно соответствует содержанию заложенной в ней информации.Еще в большей степени опорный конспект отличается от конспекта, даже оченькраткого, в обычном понимании этого слова. При традиционном конспектировании труднопреодолеть желание включить в конспект побольше материала, поподробнеерасшифровать содержание каждого пункта. В опорно-ассоциативном конспекте этогоприходится решительно избегать. Опорный конспект должен быть немногословным ипредельно сжатым. Каждый символ, слово или знак отражают лишь самое главное.Часто сигнальные опоры — это только намек на то, что нужно рассказывать. Дальшемысль должна следовать сама, выстраивая цепочки слов, фраз, новых мыслей.
Понятиеопорный конспект связано с именем педагога-новатора В.Ф. Шаталова, которыйвпервые начал применять, и дал обоснование ассоциативных опорных конспектов.Опорный конспект — это система опорных сигналов в виде краткого условногоконспекта. Идея опоры — главная суть данного конспекта. Кроме подлежащихусвоению единиц информации и различных связей между ними, в опорный конспектвводятся знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизацииабстрактного материала. Шрифт и цвет указывают иерархию целей по уровнюзначимости. Составление опорно-ассоциативных конспектов — это сжатие полнойинформации до очень малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта,символики, с выделением главного. Эпизоды и детали становятся в ряде случаевопорными пунктами для усвоения событий и явлений. Они запечатлеваются в памятикак бы в роли «носителей» фактов, становятся своего рода сигналами, вызывающимив памяти стоящие за ними основные явления, понятия или процессы.
При отборематериала следует предусматривать возможные затруднения студентов в усвоенииотдельных наиболее сложных положений, установить рациональную логическую идидактическую структуру материала, определить вопросы, которые студенты могутрассмотреть самостоятельно, продумать способы использования средств обучения,определить содержание и формы контроля знаний и умений. Все это в той или инойстепени находит отражение в опорном конспекте.
Основнымитребованиями к составлению опорного конспекта, по мнению В.Ф. Шаталова,являются: лаконичность, структурность, унификация, автономность блоков,использование привычных ассоциаций и стереотипов, непохожесть, простота.Остановимся подробнее на этих требованиях.
Лаконичность ограничивает содержание в опорномконспекте печатных знаков, их должно быть не более 400. Под печатным знакомпонимается точка, цифра, стрелка, буква, но не слово, которое уже представляетсобой опорный сигнал. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этойтеме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций.
Структурностьпредполагаетиспользование приема укрупнения дидактических единиц знания. Материализлагается цельными блоками (связками) и содержит 4 — 5 связок. Структура ихрасположения должна быть удобной и для запоминания, и для воспроизведения, идля проверки.
Унификация, то есть использование единойсимволики по одному предмету. Бывает удобно ввести определенные знаки-символыдля обозначения ключевых или часто повторяющихся слов;
Автономность обеспечивает возможностьвоспроизводить каждый блок в отдельности, мало затрагивая другие блоки. В то жевремя все блоки между собой связаны логически.
Привычныеассоциации и стереотипы.При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова,предложения, ассоциации, схемы. Иногда удачный образ позволяет оживить в памятирассказ по ассоциации. Например, у В.Ф. Шаталова надпись в конспекте «Молодойстрелок» означает, что речь идет об отдаче ружья при выстреле, в результатечего сильно пострадало плечо неопытного стрелка;

Глава 2. О составленииопорных сигналов при обобщении знаний
Одна изактуальных задач обучения — вовек рациональных путей обобщения учебного материала.Обобщение позволяет выделить главное во все увеличивающемся потоке информации, способствуетсистематизации знаний,развитию мыслительной деятельности учащихся.
Опорныйсигнал — это образный план излагаемого материала, система взаимосвязанныхключевых слов, условных знаков, рисунков и других зрительных опор для мысли.Информацию, представленную в сжатой, образной форме в виде емких, но в то жевремя простых сигналов) каждый ученик может вслед за учителем легко свертыватьи развертывать. Эта операция активизирует мыслительную деятельность,способствуя пониманию и более прочному запоминанию изучаемого материала за счетподключения к произвольной памяти непроизвольной. Так как ОС построен в той желогике, что и предшествующий рассказ учителя, то по нему даже слабоуспевающийучащийся может воспроизвести материал, рассмотренной на уроке.
ОбобщающийОС может включать содержание целой темы и отдельных ее разделов в виде блоков информации,расположенных в определенной последовательности, позволяющей установитьлогические связи между ними. По мнению психологов, это обеспечиваетцелостность, логичность и обозримость информации, особенно важные при обобщении/
Опорныесигналы в течение многих лет успешно использует при обучении математике,физике, астрономии и истории донецкий учитель В. Ф. Шаталов [2]. Накопленнекоторый опыт составления и применения ОС также учителями химии —последователями В. Ф. Шаталова.
Известно,что познавательная деятельность включает непосредственное восприятие изучаемогоматериала, осмысление и запоминание его, применение знаний на практике. Этипроцессы протекают эффективнее при сочетании слухового восприятия объясненияучителя со зрительным восприятием различных средств наглядности, одним изкоторых и является опорный сигнал. При составлении ОС необходимо учитывать, чток условиям оптимальной организации зрительного объекта относят определенноечисло его элементов, гармоничное сочетание упорядоченности и неупорядоченности,определенности и неопределенности их [7]. Остановимся подробнее на каждом изэтих условий.
Числообъектов (в данном случае блоков конспекта) должно быть небольшим (не болеесеми). При увеличении числа их (раздражителей) уровень возбудимости в соответствующихучастках зрительного анализатора уменьшается, а в связи с этим ухудшается ивосприятие изучаемого материала.
Переутомлениенервной системы может быть вызвано и воздействием неупорядоченных, хаотичныхобъектов, впрочем, так же, как и чрезмерно упорядоченных (обычных таблиц,диаграмм, нередко перегруженных цифровыми и текстовыми данными). Балансупорядоченности и хаотичности в ОС достигается сочетанием четкого деленияучебного материала на смысловые блоки и строгой логики расположения информациивнутри них с произвольной геометрической формой и размерами блоков.
Важноучитывать, что главным стимулом умственных усилий школьника служит не столькоконечная цель обучения — овладение знаниями, сколько сам характер умственноготруда с его интеллектуальными затруднениями, разрешение которых вызываетположительные эмоции, способствующие активизации мыслительной деятельности [8].Интеллектуальные затруднения на ОС могут быть созданы при использованииусловных знаков, образов, привлекающих внимание учащихся.
Основныеэтапы составления ОС:
1.Анализ учебной программы по данной теме. Отбор основного содержания ее,структурирование на разделы (выделение блоков информации),
2.Вычленение опорных понятий (знаний) в каждом блоке, изображение их в сжатой,образной форме в виде общепринятых или специально придуманных простых и емкихзнаков (символов, рисунков), с которыми ассоциируется содержание понятий. Приэтом не следует увлекаться деталями, усложнять рисунки. Наоборот, лучше придатьим простые очертания. Главное условие: краткость, наглядность, минимумтекстовой информации. Новые термины целесообразно записывать полностью.
3.Компоновка закодированных понятий в блоки. Выбор геометрической формы дляоформления каждого блока. Отдельные блоки информации должны быть обведенычетким контуром и отличаться друг от друга не только формой (обычнонеправильной), но и размерами.
4,Размещение блоков информации на плакате в логической последовательности всоответствии с их содержанием. Между блоками должно оставаться достаточное пространство,что способствует более четкому зрительному вычленению их.
5,Решение цветовой гаммы ОС. Необходимо, чтобы блоки отличались друг от другацветом. Если ОС выполнен в черно-белом варианте (например, черным на беломфоне), то затем можно тонировать фон каждого блока.
Вкачестве примера рассмотрим структуру двух обобщающих ОС2.
I.Кислород. Оксиды
Основноесодержание ОС в соответствии с программой VII класса: кислород — химическийэлемент (химический знак, относительная атомная масса, валентность, распространениев природе); кислород — простое вещество (химическая формула, физические ихимические свойства, оксиды); получение и биологическая роль кислорода, егоприменение.
Исходяиз содержания, можно выделить следующие блоки ОС: 1- Кислород — химическийэлемент; 2. Получение кислорода; 3. Физические свойства кислорода; 4.Химические свойства кислорода. Оксиды. 5. Применение кислорода,
Вблоке I опорного плаката изображен химический знак кислорода; цифры внутри него(16, 49, II) соответственно обозначают относительную атомную массу,распространенность в природе и валентность элемента в соединениях.
Стрелкиот химического знака указывают, на формулы сложных веществ, в состав которыхвходит кислород, и формулу простого вещества 02, крупно написанную вцентре ОС и связанную с блоками: 2. Получение кислорода; 3. Физические свойствакислорода; 4. Химические свойства кислорода.
Химическийзнак кислорода во всех блоках выделен жирным шрифтом.
Вблоке 2 схематично даны сведения о способах получения кислорода в лаборатории(разложение кислородсодержащих веществ) и в промышленности. Изображениезеленого листа напоминает о роли растений в круговороте кислорода в природе.
Изучаяфизические свойства кислорода, школьники должны усвоить, что кислород приобычных условиях — газ без цвета, вкуса и запаха, немного тяжелее воздуха, растворимостькислорода в воде невелика. В соответствии с этим в блоке 3 написано слово «газ»и далее перечеркнутые буквы Ц, В, 3 (газ без цвета, вкуса, запаха). Нижепоказаны способы собирания кислорода в лаборатории, основанные на его плотностии малой растворимости в воде, достаточной, однако, для поддержания в ней жизни,о чем напоминает изображение рыбки.

/>
Вблоке 4 выделены опорные понятия «окисление», «оксиды». Схемы взаимодействиякислорода с простыми и сложными веществами, а также формулы оксидовпредставлены в общем виде.
Обобщениезнаний учащихся о применении кислорода целесообразно проводить на основекрасочной схемы, помещенной в учебнике. В связи с этим нет необходимостивключать в ОС соответствующий блок,
П.Типы кристаллических решеток
Главнаяцель опорного плаката — акцентировать внимание учащихся напричинно-следственной связи между строением вещества и его свойствами. Свойствавеществ в твердом состоянии зависят от типа кристаллической решетки (преждевсего от того, какие частицы находятся в ее узлах), что, в свою очередь,обусловлено типом химической связи в данном веществе. Эта важнейшая мысльподчеркивается длинной красной стрелкой, внутри которой написано «Химическаясвязь». Стрелка направлена к фрагменту кристаллической решетки, а от него — кслову «Свойства». От главной стрелки отходят более мелкие к четырем блокам,соответствующим типам кристаллических решеток: ионной, молекулярной, атомной,металлической. В каждом блоке сохраняется одинаковая логическая последовательность:тип химической связи тип кристаллической решетки, свойства вещества. Блокиимеют различную форму, размеры и цвет и окаймлены четким контуром.
Дляописания свойств веществ используются образы, ассоциации, жизненный опытучащихся. Так, электропроводность твердого вещества, раствора или расплаваобозначена отклоняющейся стрелкой гальванометра, для диэлектриков изображениегальванометра перечеркнуто; летучесть веществ отмечена рисунком воздушныхшаров, пластичность и блеск металлов — изображением подковы и золоченого куполацеркви (запись мм» напоминает слова учителя о том, что золото можно прокатыватьв фольгу такой толщины), прочность некоторых веществ с атомной кристаллическойрешеткой — изображением кирпичной кладки.
Глядя на ОС, ребята самимогут сказать, что из молекул (мельчайших нейтральных частиц вещества,участвующих как единое целое в тепловом движении) состоят только вещества смолекулярным типом кристаллической решетки, в узлах которой находятся отдельныемолекулы или их ассоциаты. Для остальных веществ весь кристалл в целом являетсяединой гигантской макромолекулой.

/>
Понему же можно проводить актуализацию знаний о кристаллических решетках передизучением темы «Металлы», и далее весь ОС будет полезен при заключительномповторении и обобщений курса химии. Способы выполнения ОС могут быть различными.Их выбирает учитель по своему усмотрению: в виде рисунка на сдвоенном листеватмана, откидном крыле доски или кодопленке.
Вцелях активизации мышления учащихся полезно вовлечь их в процесс созданияобобщающего ОС. На первом этапе для этого целесообразно использовать предварительновыполненные на отдельных листах (или кодопленках) готовые блоки, которые наглазах учащихся и с их помощью можно скомпоновать в опорный плакат на магнитнойили фланелевой доске. При этом осмысливаются логические связи между разделамитемы. В дальнейшем можно поручить учащимся не только компоновать ОС из готовыхблоков, но и составлять их. Например, предложить в качестве домашнего заданияобобщить материал одного или нескольких уроков в виде небольшой схемы. Наиболееудачные работы полезно обсудить в классе и использовать их впоследствии присоставлении обобщающего ОС.
Опорныесхемы (конспекты) и особенно совместное конструирование их с учащимисяспособствуют выработке у них навыков обобщения и логического мышления, знаниястановятся более осмысленными, прочными.Глава 3. Методические разработки по теме: Урокпо теме: «Строение атома. Химическая связь»
Цели:
·          обобщить иповторить знания учащихся по данной теме;
·          выявить степеньусвоения материала,
·          уметь составлятьэлектронные формулы атомов, схемы видов химической связи,
·          решать творческиезадания.
Оборудование:
·          периодическаясистема химических элементов Д.И.Менделеева;
·          портрет Д. И.Менделеева;
·          карточки сзаданиями, играми;
·          опросный лист;
·          табло сназваниями конкурсов, игр.
Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу. Плавт
Старайся дать уму как можно больше пищи. А. Толстой
 
Ход урока
Подготовка куроку начинается за неделю до смотра. Учащиеся знакомятся с основной частьюсмотра, указывается, что необходимо повторить по учебнику и тетради.
Домашнее задание к этому уроку
1.        Составитькроссворд и красиво его оформить.
2.        Приготовить 1–2сообщения из рубрики “В мире занимательной химии” и “Знаешь ли ты?”
УЧИТЕЛЬ.Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теместроение атома, химическая связь. На нашем уроке разделим класс на три группы(по рядам), они будут соревноваться в конкурсах. За каждое выполненное заданиекоманда получает по одному баллу. Конкурсы оценивает жюри. Баллы заносят вопросный лист.Конкурс“химические понятия”
Учащиесяпишут химический диктант – учитель читает определение понятий по теме, аученики на листках записывают по порядку названия терминов. После окончаниядиктовки ассистенты собирают работы и сдают их на проверку членам жюри.
Задания.
1.        Сложнаяэлетронейтральная система, состоящая из протонов, нейтронов, электронов.
(Атом)
2.        Разновидностиодного и того же химического элемента, имеющие одинаковый заряд ядра, но разноечисло нейтронов.
(Изотоп)
3.        Совокупностьатомов с одинаковым зарядом ядра.
(Химическийэлемент)
4.        Заряженныечастицы, образующиеся при присоединении или отдачи электронов атомами.
(Ионы)
5.        Способностьатомов химического элемента притягивать к себе общие электронные пары,участвующих в образовании химической связи.
(Электроорицательность).
6.        Химическая связь,образующаяся при взаимодействии атомов одного и того же элемента-неметалла.
(Ковалентнаянеполярная связь)
7.        Знаменитыйанглийский физик, разработавший планетарную модель атома.Конкурскапитанов
К доскевызываются “сильные” ученики представители каждой из команд и выполняют заданиепо карточкам.
Задание № 1.
1.        Напишитеэлектронную формулу и постройте энергетическую диаграммы для следующих атомов:Li, N, Cl.
2.        Укажите положениеэтих элементов в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева.
Задание № 2.
1.        Определите типхимической связи и запишите схему ее образования для веществ формулы, которых N2,LiCl, Ca.
Задание № 3.
Укажитезнаком “—> ” ослабление металлических свойств и усиление неметаллических вследующих пятерках элементов. Объясните, на каком основании расставлялисьзнаки.
/>Конкурс«Аналитики»
УЧИТЕЛЬ. Дляхимика очень важно уметь логически мыслить. Вам предлагаются следующие задания.
Задание первой команде.
Пергамент Элюара.
Зная овысоких ценах на археологические находки, Жан Элюар, владелец антикварной лавкив Париже, решил разбогатеть. Он нанес на старинный пергамент фрагментыПериодической системы химических элементов, а затем состарил его. Затеминсценировал находку пергамента в песках у одной из египетских пирамид вприсутствии толпы американских туристов. Однако эксперт, приглашенный оценитьманускрипт, объявил его грубой фальшивкой.
Чемруководствовался эксперт, делая свое заключение? В чем была ошибка Жана Элюара?
/>
 
Ответ. Впервые символы химических элементов ввел в употребление И. Я. Берцелиусв 1814 г. Цифры перед символами – порядковые номера были введены намного позже,неизвестно каким образом обозначали жрецы Древнего Египта известные им металлыи неметаллы.
Задание для второй команды.
На записи втетради одного не очень аккуратного ученика, при проведении лабораторногоопыта, попала кислота, и часть текста была испорчена. Восстановите пропавшиеслова.
/>
Ответ. Атом состоит из ядра и электронной оболочки. Число электронов вэлектронной оболочке равно числу протонов, а также равно номеру элемента. Числоэнергетических уровней определяется номером периода. Число внешних электроновопределяется номером группы для элементов главных подгрупп.
Задание для третьей команды.
В начале XXстолетия геологи зашифровывали на картах места открытия руд ценных металлов припомощи координат химических элементов в Периодической системе. Арабской цифройуказывали номер периода, а римской – номер группы. Кроме того, в записях былиеще буквы русского алфавита – А и Б. На одной из старых карт нашли обозначения:4VIБ, 4VIIIБ2, 6IБ, 6IIБ. Расшифруйте записи геологов.
Ответ. Координаты 4VIБ в Периодической системе означают 4-й период и VIБ –группу, элемент хром; 4VIIIБ2 – никель; 6IБ – золото; 6IIБ – ртуть.Конкурс“Кто лучше заполнит таблицу”
УЧИТЕЛЬ.Сейчас мне хотелось бы увидеть, как вы умеете заполнять таблицы. Таблицузаполняет каждый участник команды индивидуально. По окончании отведенноговремени все сдают заполненные таблицы членам жюри, которые определяют общуюсумму правильных ответов. Кроме того, каждый участник получает свою оценку затаблицу.
Задание № 1.
Используяпонятие о простом и сложном веществе, определите, какие из формул соответствуютпростым и сложным веществам и поставьте в таблице буквы “С” и “П”соответственно.
Формула вещества Поваренная соль NaCl
Вода H2O
Озон O3
Мел CaCO3 Медь Cu Оксид цинка (II) ZnO
Хлор CL2 Соляная кислота HCL
Буквы ( С ) ( С ) ( П ) ( С ) ( П ) ( С ) ( П ) ( С )
Примечание.В скобках здесь и далее в таблицахприведены ответы.
 
Задание № 2.
Вы должныопределить в каких предложениях идет речь об элементах (Э), а в каких овеществах (В).
Предложения
Ответ 1. Медь входит в состав медного купороса ( Э ) 2. Рыба дышит кислородом, растворенным в воде ( В ) 3. Железо входит в состав ржавчины ( Э ) 4. Сера не смачивается водой ( В ) 5. Оксид меди (II) состоит из меди и кислорода ( Э ) 6. Железо во влажном воздухе ржавеет ( В )
 
Задание № 3.Конкурс«Химических ребусов»
В клеткахизображены химические символы, под которыми стоят одна или несколько цифр.Чтобы прочесть зашифрованное слово, надо заменить эти цифры буквами из названияизображенного над цифрами символа. А буквы берутся из каждого слова в порядкестоящих под ним цифр.
Ответ. Ионная связь возникает между ионами.
УЧИТЕЛЬ.Ребята, наш урок – смотр знаний подошел к концу. Скажите, как вы себячувствовали на уроке? На каких этапах урока вам было трудно? Какой вид работывам был наиболее интересен?.

Литература
1. Зорина Л. Я. Словоучителя в учебном процессе Серия «Педагогика и психология», М.: Знание, 1984, №3, 2. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Просвещение, 1979;Педагогическая проза. М.: Просвещение, 1980.
3. Лысенко С. М. Использованиена уроках опорных конспектов при изучении химической связи//Химия в школе,1978. № 5. С. 29.
4. Воронцов А. В. Применениесхем-конспектов при обобщении и закреплении знаний учащихся//Химия в школе.1978. № 4. С. 22.
5. Троицкая Е. В.,Перовская Л. Т. Как мы используем схемы-конспекты на уроках химии//Химия вшколе. 1Р80. № 1. С. 29.
6. Чертков И. Н. Как воспитываети обучает учащихся учитель Л;- В. Махова Химия в школе. 1986. № 2. С. 24.
7. Ганзен В. А. Восприятиецелостных объектов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. С. 114—121.
8. Груденов Я. И. Психолого-дидактическиеосновы усвоения учебного материала // Химия в школе, 1985, № 4. С, 20.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.