Реферат по предмету "Педагогика"


Подготовка родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению

Содержание


Введение.....................................................................................................
3
1 глава. Комплекс социально-педагогических проблем,
связанных с инвалидностью ребёнка......................................................
9
1.1.              Социально-педагогические проблемы детей-инвалидов и
пути их разрешения общественными организациями...........................
9
1.2.              Проблемы родителей детей-инвалидов, связанные с
интегрированным обучением...................................................................
20
2 глава. Решение социально-педагогических проблем семей
детей-инвалидов общественными организациями.................................
36
2.1. Социально-педагогическое направление работы
общественных организаций Самарской области...................................
36
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы.............................
39
Заключение................................................................................................
51
Список использованных источников......................................................
55
Приложение А.............................................................................................
58

Введение
Инвалиды, как социальнаякатегория людей, по утверждению Е. Асановой, нуждается в социально –психологической защите, помощи, поддержке. Но важнее, когда инвалиды умеютсамостоятельно решать свои проблемы. Один из путей решения этой задачи — развитие и поддержание связейинвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различногопрофиля, общественными организациями и управленческими структурами. Посуществу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая являетсяконечной целью реабилитации [35].
Л.М. Шипицина и К. Рейсвепкванв своих работах заявили о возможности реализации интеграци­онных процессов, носистема образования не имеет при этом ни экономической поддержки, нинеобходимой готовности (кадровой, духовно-нравственной,содержательно-организацион­ной) массового образования к их осуществлению. Болеетого, на­сильственное насаждение интеграции, закрытие специальных (кор­рекционных)образовательных учреждений для ускорения этого процесса и экономии средствдискредитируют идею интеграции, затрудняют процесс освоения обществом еенравственных основ [25].
Готова ли массо­ваяобщеобразовательная школа принять детей с проблемами в развитии, готов лиучитель оказать специальную психолого-педа­гогическую помощь, имеются лиспециалисты для этого, как пси­хологически совместить разные группы детей, какорганизовать условия для подготовки детей с ограниченными возможностями к жизнив условиях массовой школы — эти и другие проблемы тре­буют внимательногоизучения и взвешенного решения. Следует учитывать при этом и мнение родителей,которые по-разному от­носятся к интеграции, особенно в принудительном ееварианте.
Н.Н Малофеев и А.А.Дмитриев  утверждают, что основной причиной изолированностидетей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исходобщения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своихдетей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и неразрешимостипроблемы обучения ребенка-инвалида в массовой школе.
В таких ситуациях общественныеорганизации могут оказать помощь родителям в решении проблем, связанных синтеграцией детей в общеобразовательные школы. Наиболее эффективен комплексныйподход, когда объединяются усилия разных специалистов и общественныхорганизаций.
Исследования особенностейразвития, проблем воспитания и обучения детей с   ограниченными  возможностями были поведены С.И. Блохиной,В.П.  Козловой,    А.В. Старшиновой,    А.Д. Гонеевым,        Д.Н. Исаевым, В.И. Курбатовым,     А.Р. Малер,     Л. Никитиной,         Е.И. Холостовой, Н.М. Назаровой, И.А.Яньковой.
Проблемами интегрированногообучения детей-инвалидов занимались: А.А. Дмитриев, И.Ю. Комаркова, Н.М. Назарова,Л.Е. Шевчук и др.
Н.Н. Малофеев и Н.Д. Шматко в своихработах рассматривали интеграцию как закономерный этап развития сис­темыспециального образования [5].
Л.М. Шипицына [30] выделяет двеосновные формы интегра­ции: социальную и педагогическую. Первая предполагаетадаптацию детей с ограниченными возможностями в общую систему социальныхотношений в рамках той образова­тельной среды, в которую они инте­грируются.Вторая предусматривает формирование у детей с проблемами в развитии способностик усвоению учебного материала, определяемого общим учебным планом.
Наше общество пока неготово к вве­дению интегрированного обучения в систему общего образования, посколькуне отработаны как норматив­но-правовые, так и содержательные аспекты обученияособых детей, не определены их права в отношении получения цензовогообразования. Эти и другие проблемы нашли  своё  отражение в  исследованиях  Н.Д. Шматко,  К. Рейсвепкван, Н.Н. Малофеева, А.Р. Маллер,И.Ю. Комарковой и др.
Л.М. Шипицина, А.А. Дмитриев,В.И. Курбатов   одной из основных проблем   интегрированного   обучения   считают   нехватку специалистов  в
области специальной педагогики испециаль­ной психологии.
Роль семьи в процессеинтеграции ребёнка-инвалида и необходимость педагогических знаний и умений дляродителей обосновали в своих работах Г.И. Бондаренко, Л.П. Боровой, М.Д.Горячева,  Л.К. Грачева, Д.Н. Исаева,И.П. Катковой,  В.В. Кузнецовой.
 Несмотря на решение большого ряда проблеминтегрированного обучения детей-инвалидов, вне поля зрения исследователейостались теоретико-методологические основы подготовки родителей детей-инвалидовк интегрированному обучению посредством общественных организаций. В связи сэтим возникают противоречия между:
-    необходимостьюучастия родителей в процессе комплексной реабилитации и недостаточной ихпедагогической подготовленностью;
-    потребностьюучастия родителей детей с ограниченными возможностями в процессе интегрированногообучения как одном из важнейших условий его эффективности и отсутствием научноразработанной программы обучения родителей посредством общественныхорганизаций.
Поиск путей решенияуказанных противоречий определили актуальность исследования.
Объект нашегоисследования — процесс интеграции детей-инвалидов в общеобразовательныеучреждения.
 Предмет исследовательской работы — социально-педагогическиесредства подготовки родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению.
Цель данной работы — разработка конкретной программы деятельности  общественных   организаций длярешения  проблем родителей  детей — инвалидов, связанных с интегрированнымобучением.
Гипотеза исследования. Всвоём исследовании мы исходили из предположения, что разработка и внедрение программпо подготовке родителей детей-инвалидов к интегрированному обучению позволятповысить эффективность этого процесса. Процесс интегрированного обучения детейс ограниченными возможностями должен способствовать социализациидетей-инвалидов. Этот процесс будет эффективен, если взаимодействиеобщественных организаций и родителей строится на основе сотрудничества ввопросах реабилитации детей с ограниченными возможностями и предусматриваетготовность родителей получать помощь и поддержку в решении проблем, связанных синтегрированным обучением ребёнка-инвалида, их активное участие в процессеповышения педагогической подготовленности посредством обучения в рамках   специальной программы.
В соответствии собъектом, предметом, целью, гипотезой нами выделены задачи, которые определилисодержание и структуру нашего исследования в его теоретической иэкспериментальной частях:
1.               Выявитькомплекс проблем детей-инвалидов и их семей.
2.               Рассмотретьнаправления работы общественных организаций с детьми в решении проблем ограниченныхвозможностей.
3.               Исследоватьвопрос теории интегрированного обучения: существо проблемы и еёисторико-теоретический аспект.
4.               Описатьпроблемы родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированным обучением.
5.               Разработатьи экспериментально проверить программу работы с родителями по решению проблем,связанных с интегрированным обучением.
Методами исследования стали: изучениепедагогической литературы для исследования данной проблемы, анализ опыта работыобщественных организаций с детьми – инвалидами, анкета, эксперимент.
Практическая значимость исследованиясостоит в направленности его результатов на совершенствование процессаинтегрированного обучения детей-инвалидов. Разработанная программа подготовкиродителей способствует повышению их компетенции в вопросах интегрированногообучения детей-инвалидов, что положительно сказывается на эффективности данногопроцесса.
Опыт нашей работы можетбыть использован другими общественными организациями детей-инвалидов исоциальными педагогами в профессиональной деятельности.
Опытно-экспериментальнаябаза исследования: общественная организация детей-инвалидов «Надежда» г.Новокуйбышевск. Анкетирование проводилось с двумя группами родителейдетей-инвалидов контрольной (15 человек) и экспериментальной (15 человек). Программаподготовки родителей детей инвалидов к интегрированному обучению была проведенас 15 родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями.
Структура работы включаетвведение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложение.
Во введенииобосновывается проблема, определяется объект, предмет, цель, формулируютсягипотеза и задачи, описываются методы исследования; представляется практическаязначимость исследования; содержатся сведения о базе исследования.
Впервой главе «Комплекс социально-педагогических проблем, связанных синвалидностью ребёнка» осуществлён теоретический анализ проблемы исформулированы исходные теоретические положения исследования; описанысоциально-педагогические проблемы детей-инвалидов и пути их разрешения общественнымиорганизациями; выявлены проблемы родителей детей-инвалидов, связанные синтегрированным обучением.
Во второй главе «Решениесоциально-педагогических проблем семей детей-инвалидов общественнымиорганизациями» рассмотрено социально-педагогическое направление работыобщественных организаций Самарской области. Выявлены и экспериментальнообоснованы трудности родителей детей-инвалидов, связанные с интегрированнымобучением. Разработана программа подготовки родителей, имеющих детей сограниченными возможностями к интегрированному обучению посредствомобщественных организаций.
В заключении обобщенырезультаты исследования, констатируется выполнении поставленных задач,формулируются основные выводы.
Список литературывключает 36 наименований.

Глава 1. Комплекссоциально-педагогических проблем, связанных с инвалидностью ребёнка
1.1.             Социально-педагогическиепроблемы детей-инвалидов
В соответствии с ЗакономСССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР»,принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом являетсялицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличияфизических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите[2].
Инвалидность у детейХанжин Е.В. определяет, как существенное ограничение жизнедеятельности,способствующее социальной дезадаптации. Инвалидность обусловлена нарушениями вразвитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладением вбудущем профессиональными навыками, что не позволяет ребенку быть интегрированнымв общество [27].
Грачёв Л.К. подчёркивает,что инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и какограничение возможностей. В настоящее время все чаще стало использоватьсяпонятие «человек с ограниченными возможностями» [9].
Горячев М.Д. утверждает,что ребенок с ограниченными возможностями должен рассматриваться, независимо отсвоей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи изащиты, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной егосамореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции вобщество. Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять егомир [8].
В истории развития человеческойцивилизации отношение об­щества к людям с ограниченными возможностямижизнедеятель­ности выражалось в форме, манере обращения с ними и в харак­теретех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко этипредставления можно различить во взглядах, пред­ставлениях современных людей.Остановимся на кратком описа­нии таких моделей [25].
В соответствии с моделью «Больнойчеловек»  лица с огра­ниченнымивозможностями считаются больными людьми. Это означает, что человекрассматривается как объект лечения.
Не отрицая значимости медицинскогообслуживания этих лю­дей, следует видеть, что в контексте образовательного поляпри­рода ограниченных возможностей связана с затруднениями в обу­чении исоциализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должныпредусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение иразвитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями — этобольной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение и уход,исключая его из образовательного процесса.
Являясь для определенного этапаразвития общества прогрес­сивной, эта модель стимулировала развитие научныхисследова­ний клинического изучения причин и последствий нарушенного развития ивозможных способов профилактики и лечения отдель­ных заболеваний, следствиемкоторых является ограничение воз­можностей человека. Однако в современныхусловиях эта модель недостаточна, будучи сама по себе ограничителемвозможностей человека с особыми потребностями.
Согласно модели «Недочеловек» человекс отклонениями в развитии рассматривается как неполноценное сущест­во,приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало созданиенегуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению клицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных огра­ничений,препятствующих взаимодействию с окружающими.
Модель «Угроза обществу» возниклаблагодаря существующему представлению, что некоторые категории лиц сотклонениями в развитии представ­ляют угрозу обществу (умственно отсталые,глухие, лица с психи­ческими отклонениями). Невежество порождало мнение, чтоэти люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу»,«накликать несчастье», нанести материальный и мораль­ный ущерб. Вследствиеэтого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной«угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленныхот общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этомслучае либо отсутствовало, либо было не­достаточным.
Модель «Объект жалости» оказываетразруши­тельное влияние на развитие личности человека, на его стремле­ние ксамореализации. В рамках этой модели к человеку с ограни­ченными возможностямиподходят как к маленькому ребенку, ко­торый не взрослеет, оставаясь в детскомвозрасте навсегда (особен­но эта точка зрения распространяется на лиц снарушениями ин­теллекта). Главной задачей в такой модели видится только защитачеловека с ограниченными возможностями от «плохого» окру­жающего мира черезобособление его от общества, создание ком­фортной среды обитания, а необеспечение помощи в образова­нии и развитии.
Модель «Объект обременительнойблаготворительности» встречается в странах со слож­ными экономическими условиями,не позволяющими при­держиваться неизменно благоприятной экономической политикив отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на их содержаниерассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить черезсокращение размеров оказываемой помощи.
Модель «Развитие» предполагаетналичие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию иразвитию. Согласно этой модели общество ответственно за бо­лее полное развитиеребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанностьсоздание условий, благопри­ятных для развития и коррекционно-педагогическойпомощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями соглас­но этой моделиимеет те же права и привилегии, что и все ос­тальные члены общества: правожить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей идружить с ни­ми, право быть желанным членом общества, право быть таким, каквсе. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом«нормализации».
Проблема инвалидности неограничиваются медицинским аспектом, она в гораздо большей степени являетсясоциальной проблемой неравных возможностей.
Главная проблема ребенкас ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, вограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками, в ограниченномобщении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда иэлементарного образования. Отсутствие достаточного круга общения приводит кизоляции и соответственно к недостаткам развития. Как отмечает один изруководителей Детского Ордена милосердия Д. Брасловский: «В 14 – 16 лет барьер,разделяющий ребенка – инвалида и его здорового сверстника практическинепреодолим. В 7–12 лет он почти незаметен и легко преодолевается» [17].  Эта проблема является следствием не толькосубъективного фактора, каковым является состояние физического ипсихологического здоровья ребенка. Но и результатом социальной политики исложившегося общественного сознания, которые санкционируют существованиенедоступной для инвалида архитектурной среды, бытового обслуживания,общественного транспорта, социальных служб.
Малер А.Р. отмечает, чтоу детей – инвалидов часто возникают сложности в процессе овладения той или инойсоциальной ролью. Чаще всего причинами возникновения этих трудностей являетсянесоответствие требований к ребенку в процессе его взаимоотношений с социумом иготовности ребенка к этим отношениям [18].
 В результате этого они выпадают из нормальныхсоциальных отношений и поэтому нуждаются в социальной помощи. Освоение детьми –инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественныхотношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств иусилий: (это могут быть специальные программы, специальные центры пореабилитации).
Для каждой категориидетей в зависимости от их особенностей необходимо разрабатывать методики итехнологии воспитания и обучения, позволяющие активизировать позитивные стороныих личности. Усилия социальной работы следует направлять на социальнуюадаптацию ребенка, если же степень утраты и несформированности социально –значимых связей высока и препятствует адаптации ребенка к обществу, то в этомслучае необходима социальная реабилитация — комплекс специальных мер,направленных на восстановление утраченных связей ребенка с социумом (поопределению Д.Н. Исаева) [12].
Блохина С.И., КозловаВ.П., Старшинова А.В. определяют цель процесса социальной реабилитации, какпомощь ребенку в достижении оптимального физического, интеллектуального,психического и социального уровня деятельности. В ее основе лежитиндивидуальный подход к каждому ребенку [3].
Социальная реабилитацияпреследует две основных задачи:
1. Создать условия,которые позволяют каждому ребенку – инвалиду реализовывать себя, быть увереннымв себе и жить в тесном контакте с другими людьми.
2. Помочь окружающимадекватно воспринимать детей с ограниченными возможностями, обеспечивать имравные со здоровыми детьми возможности [3].
Одним из важнейшихфакторов успешной социальной реабилитации детей – инвалидов является их семья.Однако задачи социальной реабилитации невозможно решать без участия социальногопедагога. В работе с родителями, имеющими ребёнка с ограниченнымивозможностями, социальный педагог преодолевает проявляющиеся устойчивыестереотипы к ребёнку-инвалиду как к человеку неполноценному. Именно в семьеребенок нередко особенно остро ощущает гипперопеку как следствие жалости,которая делает его неспособным к самостоятельным действиям, или наоборот,гипоопеку со стороны родителей. Социальный педагог должен оказывать помощьребенку в преодолении восприятия себя как неполноценного, способствовать формированиюсамостоятельности, независимости.
Семьям,имеющим детей – инвалидов необходимы не только материальная помощь, хорошеемедицинское обслуживание и организация досуга. Главное, по словам ПечёрскихЕ.А., Емельянова М.В.,  изменить отношениеродителей к инвалидности своего ребенка, к его возможностям. Для этогонеобходимо познакомить родителей с идеями философии независимой жизни, которыепомогут и им и самому ребенку быть более самостоятельными и расширить кругобщения [21].
Понятие «независимая жизнь» в концептуальномзначении подразумевает два взаимосвязанных момента.
В социально – политическом значении независимой жизни – этоправо человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активноеучастие в социальных, политических и экономических процессах, это свободадоступа к страхованию, образованию, средствам коммуникации. Независимая жизньпредполагает снятие зависимости от проявлений недуга, ослабление ограничений,ими порождаемых, становление и развитие самостоятельности ребенка – инвалида,формирование у него умение и навыков, необходимых в повседневной жизни, чтодолжно дать возможность интеграции, а затем активного участия в полноценнойжизни общества.
В философском пониманиинезависимая жизнь – это способ мышления, это психологическая ориентацияличности, которая зависит от ее взаимоотношений с другими личностями, еефизическими возможностями и окружающей средой. Философия независимой жизниориентирует ребенка, имеющего инвалидность, на то, что он ставит перед собойтакие же задачи, как и любой другой член общества. Инвалиды должны иметь такиеже гражданские права, как и все остальные люди. Проблемы, с которымисталкиваются дети – инвалиды – это социальные и психологические барьеры,вызванные стереотипами, существующими в обществе. Чтобы решить эти проблемы,утверждает Степашов В.С., надо поменять отношение к инвалидности в обществе,как и у самих инвалидов. Согласно идеологии независимой жизни дети – инвалидыдолжны жить в обществе, а не быть изолированными от него. Для того чтобыребенок мог принимать решения и определять свои действия, создаются социальныеслужбы, которые компенсируют его неумение делать что-то [26].
Решение проблем детей с ограниченными возможностями можнорассмотреть на различных уровнях: микро-, мезо-, макросистемы.
Микросистему образуют типы ролей и межличностныхвзаимоотношений в семье. Микросистема состоит из следующих подсистем: мать –отец, мать – ребенок- инвалид, отец – здоровый ребенок, ребенок – инвалид –здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей– инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов.
Микросистема функционирует в контексте мезосистемы,включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образованияуровня подсистемы – это отдельные индивиды, а также службы и организации,активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социальногообслуживания, родственники, друзья, соседи, а также специальныереабилитационные и образовательные программы. Социальная, психологическая ипрактическая помощь может быть оказана семьям детей – инвалидов группамиподдержки; такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние насоциальную политику. Ассоциации родителей и детей с ограниченными возможностямине только поддерживают семьи детей – инвалидов, но иногда инициируют новыеформы, виды реабилитационной помощи детям. В общественных организациях решаетсяряд проблем материального, психологического и социального характера.
Социальные проблемы макросистемы — это проблемы,затрагивающие общество в целом. Этот комплекс проблем решается усилиями всегообщества и государства, направленных на создание равных возможностей для всехдетей. Одной из наиболее существенных проблем этой системы является отношениеобщества и государства к детям с отклонениями в развитии [28].
Государственная системасоциально-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями включает всебя: федеральные и муниципальные организации социального обслуживания,учреждения, предприятия, службы федеральных министерств и ведомств,министерство труда и социального развития, министерство общего инепрофессионального образования, министерство здравоохранения, министерствокультуры и др.
В России государственнаяполитика в отношении инвалидов имеет многолетнюю историю. Вместе с темповоротным стал 1995 год, когда в России был принят федеральный закон «Осоциальной защите инвалидов в Российской Федерации». Целью государственнойполитики в нём являются «обеспечения инвалидам равных с другими гражданамивозможностей в реализации гражданских, экономических, политических и другихправ и свобод, предусмотренных конституцией РФ» [1].
По мнению Степашова Н.С.,государство отвечает за устранение условий ведущих к инвалидности и решенийвопросов связанных с последствиями инвалидности. Оно стремится кравнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всейтерритории страны, независимо от того, где проживает инвалид. Важнейшейособенностью современной государственной политики в отношении детей-инвалидовявляется перенос центра тяжести в системе социальной помощи с денежных выплатна оказание прямых социальных услуг [26].
Таким образом,государство многое делает для детей-инвалидов, пишет  Янькова И.А., но существует целый ряд проблемв соответствии с возрастными особенностями, который остается не решенным. Длягрудных детей и дошкольников решение таких проблем, как качественноемедицинское обслуживание, полноценное и экологическое питание, надлежащий уход,подготовка к школе; для детей школьного возраста — развитие адекватныхфизическим и психическим особенностям ребенка форм образования; для детейстаршего школьного возраста — социальное и профессиональное самоопределение [32].Этими проблемами  занимаетсянегосударственный сектор: учреждения, предприятия, службы, создаваемыеобщественными благотворительными, религиозными и другими негосударственнымиорганизациями, осуществляющие частную деятельность в сферах социальногообслуживания.
В данном случае насинтересуют общественные организации — неправительственные благотворительныеобъединения, целью которых является обеспечить развитие и содействия интеграциидетей с ограниченными возможностями в общество как его полноправных членов.
Чтобы родителям и самомуребёнку быть более самостоятельными и расширить круг своего общения прифинансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса)реализуется проект «Быть независимым – значит быть свободным». Цель –найти пути взаимодействия с партнерами в лице государственных служб и бизнесадля создания режима равных возможностей для инвалидов – колясочниковучаствовать в жизни общества. По завершению проекта в Самаре будет созданпервый центр независимой жизни.
Московский клуб инвалидов«Контакты — 1» строит свою работу с детьми, имеющими инвалидность иих родителями по программам, в основе которых лежит социально – политическаямодель инвалидности, суть которой сводится к следующему: человек имеющийинвалидность, имеет равные права на участие во всех аспектах жизни общества.
Клуб разработал инновационныемодели и программы, в основе которых лежит именно социально – политическаямодель инвалидности. Их три: «Центр независимой жизни»,«Выездной лицей» и «Персональный ассистент» [12].
Цель инновационной модели«Центр независимой жизни для детей с ограниченными физическими иумственными возможностями»: изменение среды, окружающей ребенка –инвалида.
Цель службы«Персональный ассистент: открыть детям, имеющим инвалидность широкиевозможности для развития их потенциальных возможностей и талантов и активного участияво всех аспектах жизни общества.
Цель инновационной моделислужбы „Выездной лицей“: духовное и культурное развитие детей,имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через организацию специальныхслужб: „Выездной лицей“, „Персональный ассистент“,»Транспортные службы".
Центры независимой жизнираспространены и на Западе, пишут Иващенко Г.М. и Ким Е.Н. Это общественныенекоммерческие организации, которыми руководят инвалиды. Центры помогают имполучить и сохранить возможность управлять своей жизнью [12].
Связующим звеном междугосударственным сектором и общественными организациями, утверждает ИгнатьеваЕ.В., выступает социальный педагог, который играет одну из главных ролей вреабилитации детей-инвалидов. Это сотрудник специального (коррекционного)образовательного учреждения устанавливает контакт с представителями всехсоциальных институтов (педагогами, психологами, врачами, социальнымиработниками, сотрудниками правоохранительных органов, родителями и др.) и спредставителями государственных органов управления, образовательнымиучреждениями, муниципальными службами, в которых необходимо представитьинтересы своих воспитанников [21].
Взаимодействуя собщественными организациями, социальный педагог оказывает им определённый рядуслуг: знакомит с проблемами детей-инвалидов представителей государственных,муниципальных учреждений, средства массовой информации, привлекает юристов,медиков, психологов для проведения консультаций. Сам проводит беседы,консультации для родителей и детей. Также он помогает в организации ипроведении досуга: организовывает тематические вечера, праздники, дни рождения,экскурсии, выезды на природу, семейные клубы по интересам, объединяет детей вкружки, студии, секции, организовывает выставки работ, участия в спектаклях, концертахи др. [20].
Социальные педагогипомогают детям-инвалидам в получении общего и профессионального образования, вобщении. Поддерживают и оказывают помощь родителям, что бы они не оставались водиночку со своими проблемами. Пытаются помочь им увидеть по-новому своегоребёнка, найти в сложной ситуации позитивное решение, для появления у родителейнадежды и уверенности в том, что их ребёнок может овладеть необходимымизнаниями, навыками, умениями, что бы их действия не привели к воспитаниюребенка иждивенца, их раздражительность болезнью ребенка не привела к еёусугублению. В своей работе Комаркова И.Ю. пишет, что социальный педагог долженнаучить родителей создавать и поддерживать в семье атмосферу оптимизма. Онорганизует и осуществляет поддержку при активном сотрудничестве ребёнка и егосемьи, ориентируясь не на ограниченные возможности ребёнка, а на те барьеры,которые мешают ему и его родителям жить нормально в человеческом обществе [16].
Социальный педагогразрабатывает индивидуальную (для семьи) или общую (для группы детей)комплексную программу поддержки. В процессе её разработки социальный педагогвыявляет барьеры, мешающиеся интеграции ребёнка и его семьи в социум,определяет их нужды и потребности, намечает стратегию поддержки [15]. Основнойзадачей социального педагога как посредника между государственным учреждением иобщественной организацией является оказание помощи в становлении взаимодействиемежду ребёнком, развивающимся в условиях недостаточности (психической,физической) и обществом для содействия обеспечения независимой жизни иповышения уровня социальной адаптации детей, нуждающихся в особой поддержке.
Важным разделомдеятельности социального педагога является включение детей-инвалидов в трудовуюдеятельность.
Основными функциямидеятельности социального педагога являются:
1.                     Информационнаяфункция (социальный педагог информирует родителей о работе общественныхорганизаций; о ярмарках вакансий для инвалидов и т.д.).
2.                     Организационнаяфункция (проведение круглых столов, посвящённых темам: образование,здравоохранение, трудоустройство; организация выставок, экскурсий, летнегоотдыха детей и т.д.)
3.                     Обучающаяфункция (социальный педагог проводит семинары для социальных педагогов с цельюобмена опытом).
4.                &nbs


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Электрическое оборудование локомотивов
Реферат Основные формы участия населения в осуществлении местного самоупра
Реферат Идея человека эпохи возрождения
Реферат Вдосконалення системи управління залученням позикового капіталу з метою забезпечення фінансової системи
Реферат Производственно финансовый план Полоцкого лесничества
Реферат Сравнительный анализ характерных особенностей самооценки школьников 5-11 классы гуманитарно-лингвистической
Реферат Первая медицинская помощь в походе
Реферат Умеренно дифференцированная аденокарцинома сигмовидной кишки
Реферат Формирование коллектива учащихся класса интегрированного обучения
Реферат Політика США в умовах боротьби за українську державність в 1917-1923 роках
Реферат Организация самостоятельной работы средних классах общеобразовательной школы
Реферат Analysis Of The Fahrenheit 451 Society Essay
Реферат Птицеводческий бизнес Николаевской области
Реферат The Reluctant Dragon Essay Research Paper Keith
Реферат Пункт послеуборочной обработки зерна