Реферат по предмету "Право"


Юридические документы: понятия и виды

СОДЕРЖАНИЕ Введение… стр3 Глава 1.1 Классификация юридических документов……… стр1.2 Работа с юридическими документами…стр12 Глава 2.1 Техника правоприменительных актов и других юридических документов… стр2.2 Легализация документов…стр23 Заключение… стр25 Литература…стр26 Введение В настоящее время наш двадцатый век, осложнен различными общественными связями и отношениями, развивающихся на разных отрезках времени и на различных расстояниях.

Юридические документы делают нашу современную жизнь легче в различных сферах деятельности, жизни и общения с другими людьми. Вообще документы играют очень важную роль в нашей жизни, так например паспорт. С паспортом человек может объехать весь мир, не обременяя себя ни заботой о средствах транспорта, ни запасами пищи и одежды. Такие возможности нам предоставляют юридические документы. Спектр юридических документов многократен и обширен, но у всех документов есть одна общая черта – они

все являются материальными носителями признания за субъектами определенных правомочий. Поэтому исследование вопроса касающегося юридических документов имеет большое прикладное значение. Роль юридических документов переоценить очень сложно. В гражданском праве, например – это договор, согласно которому стороны имеют определенные права и обязанности. В случае нарушения определенных правил договора и проведение судебного разбирательства по этому поводу,

суд исследует в первую очередь документы, а только за тем выслушивает доводы сторон. Активация юридической практики, повышение ее социальной роли вызвали стойкую тенденцию увеличения количества юридических документов. В связи с этим классификация массива юридических документов необходима как с практической, так и с теоретической точки зрения. И свою тему я посветила аспектам, касающимся системы юридических документов. Глава 1.1 Классификация юридических документов

Под классификацией юридических документов необходимо понимать логический прием, с помощью которого их подразделяют на отдельные классы по наиболее существенным признакам их сходства и различия . Документ – это материальный носитель информации. Документы бывают разные текстовые, изобразительные, звуковые и т.д. Юридические документы- это, как правило, текстовые документы несущие в себе правовую тематику. Юридические документы способствуют всем стадиям развития правового регулирования.

Более четкое понимание документов несет в себе их классификация. В зависимости от правовой информации все документы можно разделить на пять основных групп: 1) нормативные правовые документы. Сюда относятся все нормативные правовые акты, как источники нормы права; 2) документы, содержащие решения индивидуального характера, имеющие властно-обязательный характер, влекущий правовые последствия, т.е. устанавливающие, изменяющие и прекращающие субъективные права и

юридические обязанности. К ним относятся индивидуальные решения как органов общественных организаций, так и государственных органов; 3) документы фиксирующие юридические факты. Это наиболее многочисленная группа юридических документов. Если всего нормативных документов в стране 30-40 тысяч, то ясно, что количество документов второй группы должно измеряться миллионам. Многочисленность и разнообразие последних предполагает их более детальное

деление прежде всего по характеру фактов. Это: а) документы, фиксирующие факты, определяющие правовой статус субъектов(паспорт, военный билет, документы об образовании, различные удостоверения – участника войны, пенсионера, инвалида, документы, удостоверяющие служебное положение, свидетельство о рождении, о браке, об усыновлении и т.д.); б) документы, фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объектов права (документ об отводе земельного участка); в) документы, фиксирующие факты-волеизъявления

субъектов права (сделки, доверенности, договоры, заявления, жалобы и т.д.); г) документы, фиксирующие факты события (акты о порче или уничтожении посевов); д) документы, фиксирующие факты движения товарно-материальных и иных ценностей (приходно-расходные финансовые документы банков); 4) деньги и ценные бумаги; 5) документы, фиксирующие факты-доказательства, используемые для обоснования (доказывания) фактов, имеющих юридическое значение (протоколы осмотра места происшествия, допроса, очной

ставки, обыска, выемки документов, заключение эксперта и др. ) Классификация позволяет так же определить границы и возможности регулирующего воздействия юридических документов на общественные отношения, уяснить роль каждого из них в системе правового регулирования, выявить «нежизнеспособные» юридические документы, установить их значение в деле совершенствования правотворческой и правоприменительной деятельности. Основания деления юридических документов – необходимое средство

изучения правовой регламентации общественных отношений. Их широко следует применять при классификации юридических документов в юридической науке и практике. Одним из важнейших критериев классификации является характер правовой информации. Данный критерий позволяет выделить нормативные правовые документы; документы, содержащие решения индивидуального характера; документы, фиксирующие юридические факты; деньги и ценные бумаги; документы фиксирующие факты-

докозательства (А.Ф.Черданцев). Юридические документы можно разделить в зависимости от вида субъекта, от которого они исходят. В соответствии с данным критерием можно выделить документы исходящие от публичных организаций (государственных и общественных), юридических лиц, отдельных граждан и выполненные ими совместно. Так, государственные органы и учреждения издают правовые акты и принимают решения, которые всегда оформляются документально. Граждане и юридические лица так же могут от своего имени подготавливать самые различные

документы (обращения, заявления, жалобы). Некоторые юридические документы исходят от избирателей, например, акты референдумов (в частности, Конституция РФ 1993г.). однако большинство юридических документов принимаются либо коллегиальным органом, либо индивидуально лицом, имеющим право на принятие такого юридического документа. Коллегиальными органами в Российской Федерации являются Государственная Дума, Правительство РФ и др. единолично принимают нормативные правовые акты

Президент РФ, главы субъектов РФ, руководители учреждений, предприятий и организаций. Юридические документы можно классифицировать по отраслевой принадлежности. По этому признаку их предлагается подразделять на публично-правовые и частноправовые . К частноправовым относят: договоры, наследственно-правовые акты и др. Документы некоторых отраслей права могут быть как частноправовыми, так и публично-правовыми.

Это зависит от того, какие отношения они опосредуют – координации (отношения равных субъектов, не зависящих от воли друг друга) или отношения субординации (власти и подчинения, зависящие от усмотрения административных органов). Основанием классификации юридических документов выступает характер их официальности. В этой связи их можно разделить на официальные и неофициальные (личные) документы. В делопроизводстве официальный документ определяется как документ, созданный юридическим или физическим

лицом, оформленный и удостоверенный в установленном порядке . В юридической литературе справедливо указывается, что юридические документы как аккумуляторы информации, имеющие юридическое значение, носят, как правило, официальный характер, за некоторыми исключениями (например, договор, нотариально не удостоверенный), ибо исходят от официальных органов, уполномоченных на их принятие и выдачу . Официальность юридическому документу может придаваться и надлежащим порядком

его удостоверения. Данный порядок должен быть регламентирован нормативными правовыми актами. В результате документы, которые исходят от физических лиц, также могут быть официальными. Разграничение всех документов на официальные и личные имеет важное практическое значение. Например, легализация требуются в международных правовых отношениях лишь для официальных документов. Под легализацией подразумевается формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими

агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен . В зависимости от территории, на которой действует тот или иной юридический документ, их можно разделить на: 1) действующие на территории Российской Федерации; 2) действующие за пределами территории Российской Федерации. Юридические документы, действующие на территории

России, делятся на: действующие на всей территории страны; действующие на территории субъекта РФ; действующие на территории региона; документы муниципального образования; локальные юридические документы (территория предприятия, учреждения и т.д.). С позиции начала (дата) действия юридического документа их можно разграничить на документы, которые: 1) вступают в силу немедленно с момента их подписания; 2) вступают в силу с указанной в самом юридическом документе даты;

3) вступают в законную силу по истечении срока, определенного законом; 4) вступают в законную силу с момента государственной регистрации; 5) становятся юридически властными с момента их опубликования; 6) вступают в законную силу с момента его принятия или утверждения; 7) вступают в законную силу с момента события (факта), указанного в законодательстве;

8) вступают в силу с момента получения адресатом. Юридические документы можно подразделять в зависимости от круга лиц, в отношении которых принят тот или иной документ. С учетом данного их можно разделить на: 1) документы, действующие в отношении неопределенного круга лиц документы общего действия; 2) документы, действующие в отношении определенного круга лиц (специальные юридические документы).

В зависимости от срока действия юридические документы могут быть: А) бессрочные, т.е. документы, в отношении которых срок действия не установлен (их можно применять в течении не ограниченного срока, они действуют до того момента, пока не будут отменены или заменены). Б) срочные, т.е. документы, в которых установлен срок их действия либо этот срок установлен в нормативном правовом акте для всей группы этих документов; В) срочно-бессрочные юридические документы – акты, для

которых срок может устанавливаться (трудовые договоры); Г) разовые юридические документы (это документы, которые используются сразу же после их составления и не имеют никаких сроков, например, разовая доверенность, приказ о приеме на работу). Срочные юридические документы, в свою очередь, можно разделить на краткосрочные, среднесрочные и долговременные. Краткосрочные юридические документы – это документы, срок действия которых не превышает одного года.

Среднесрочные юридические документы – это акты, срок действия которых от года до десяти лет. Долгосрочные юридические документы - это документы, срок действия которых превышает десять лет. Юридические документы содержаться на разных носителях и соответственно могут различаться по виду носителя. Принципиальным является разграничение документов на рукописные и документы, изготовленные с помощью технических средств. Среди последних выделяются машинные документы, изготовленные с помощью средств

компьютерной техники. Наибольшее количество юридических документов зафиксировано на бумажном носителе. Это документы, содержащие речевую информацию, закрепленную любым типом письма. Документирование может осуществляться и на машинном носителе, но за тем так же закрепляться на бумажном носителе. На бумажных носителях создаются нормативно правовой акт, доверенность, приказ, должностные инструкции, договор, паспорт, удостоверение, деньги и ценные бумаги.

Некоторые «бумажные документы» изготовляются путем заполнения соответствующих бланков и граф. Современный прогресс дал новый носитель информации – электронный. Посредством средств электрической техники и связи изготавливаются электронные документы. Для них характерно не только использование электротехнических средств изготовления, но и фиксация информации на электронных носителях. В зависимости от технических особенностей носителей информации электронные

документы подразделяются на перфоносители, магнитные, полупроводниковые и оптические. Современный законодатель учитывает, что юридические документы могут фиксироваться в электронном виде. Так, согласно п. 1ст. 71 ГПК РФ к письменным доказательствам относятся документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные по средством факсимильной, электронной или другой связи. В ГК РФ (п. 2 ст. 434), установлено что договор в письменной форме может быть заключен

путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Таким образом, договор в письменной форме будет считаться заключенным, даже если стороны договора друг друга «не видели» и просто обменялись сведениями, используя свои компьютеры или факсы. В связи со сказанным все более актуальной становится электронная цифровая подпись, которая

дает возможность идентифицировать участника правоотношения. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, защищенный от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи, позволяющий установить отсутствие утраты, искажения или подделки информации, содержащейся в электронном документе, а также идентифицировать обладателя электронной цифровой подписи

(ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи»). Ценные бумаги, такие, как векселя, акции и другие, могут существовать в бездокументарной форме, то есть на электронном носителе . 1.2 Работа с юридическими документами Совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета называется юридической техникой.

Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов . Целью юридической техники являются рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов. Законодательная (нормотворческая) техника - это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки,

составления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели. Во-первых, рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования.

Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов - адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами. Правила законодательной (нормотворческой) техники можно подразделить на три вида: а) Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, сферу действия, придавали бы ему официальность. Каждый нормативный акт должен иметь: название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т. д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования. Это название должно быть по возможности кратким. Далее, нормативный акт должен содержать дату и место

его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер. Такие реквизиты нормативного акта, как его название (по виду и содержанию), дата, орган и место принятия, взятые вместе, составляют так называемый титул нормативного акта. Обязательным реквизитом является подпись соответствующего должностного лица. б) Правила, относящиеся к содержанию и структуре нормативного акта.

Нормативный акт должен иметь достаточно определенный предмет регулирования и рассчитан на регулирование однородных общественных отношений. Он не должен регулировать отношения разного рода и типа. Отношения, составляющие предмет регулирования разных отраслей права, должны регулироваться особыми актами. Из этого правила вытекает другое: нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения другого рода нежели те, которые регулируются данным актом.

Например, нормативный акт, устанавливающий нормы уголовного права, не должен отменять или изменять нормы земельного или семейного права. В нем могут содержаться лишь предписания об отмене или изменении норм, составляющих предмет регулирования данного акта. В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Нормативный акт, следовательно, не должен содержать пробелов.

Акт должен содержать такие решения вопросов, чтобы регулирование было однотипным, единообразным. Таким примером могут служить нормы Особенной части Уголовного кодекса. Нормативный акт по возможности должен избегать исключений и отсылок. Регулирование важных принципиальных вопросов не должно заслоняться вопросами второстепенными. Этому обязана способствовать определенная структура нормативного акта, которая строится на логически

последовательном изложении акта, отражающем специфику регулируемых общественных отношений, преследует цель удобства пользования нормативным актом. Крупные нормативные акты могут состоять из двух частей, не считая титула: из вводной (или преамбулы) и постановляющей. В преамбуле указываются причины, поводы, цели издания нормативного акта. В постановляющей части излагаются нормы права. Постановляющая часть в конце акта может содержать предписания,

определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу, а также предписания, отменяющие действие других актов. Что же касается законов РФ, рассчитанных на длительный срок действия, то обычно порядок введения законов в действие, отмена других актов определяются, как правило, особым постановлением. В числе правил, относящихся к структуре нормативного акта, можно назвать нижеследующие: • нормы более общего характера должны помещаться в начале нормативного акта; • однородные нормы должны выделяться,

излагаться компактно, без разброса в разных частях нормативного акта; в крупных нормативных актах должны обособляться в главы, разделы, части; каждая глава, раздел, часть должны иметь название. Например, УК РФ подразделен на Общую и Особенную части, двенадцать разделов, тридцать четыре главы. Каждая глава нормативного акта состоит из статей, которые в свою очередь могут подразделяться на части (пункты, параграфы); нумерация статей должна быть сплошной, т. е. одна нумерация должна идти через все

разделы, части и главы. Нумерация статей должна быть постоянной, стабильной. В случае внесения дополнений в нормативный акт эти дополнения вносятся или в виде части уже существующей статьи, или вводится новая статья, которая помещается в соответствующей главе, ей присваивается номер уже существующей статьи, но с обозначением ее небольшим цифровым знаком (цифрой), который ставится рядом с номером статьи. Например, Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс

Российской Федерации» принятом Государственной Думой 21 ноября 2003 года, одобренном Советом Федерации 26 ноября 2003 года и подписанном Президентом 8 декабря 2003 г . введены две статьи под номером 228, которые обозначаются цифрой 1 (называется "статья 228-один"), другая - цифрой 2 (называется "статья 228-два"). в) Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов).

Общее правило изложения норм права состоит в том, что нормы права следует излагать кратко, четко и определенно. За многословием может потеряться основной смысл нормы. Многословие, расплывчатость могут дать повод различному толкованию норм права, препятствовать их единообразному применению. Краткость и определенность формулирования достигается с помощью различных приемов изложения норм права, использованием специальных терминов, стандартных языковых оборотов.

Отсюда вытекают следующие требования к языку нормативных актов: • формулировки норм права должны обладать определенной стандартностью, стереотипностью, грамматическим единообразием; • терминология нормативных актов должна быть единой. Для этого необходимо: один и тот же термин, слово в нормативном акте употреблять в одном и том же значении; одно и то же понятие (явление, предмет) обозначать одним и тем же термином. Для достижения точности и определенности терминов, их единообразного понимания могут использоваться

легальные дефиниции (дефинитивные нормы), в которых дается определение термина, его разъяснение, обязательное для адресатов нормативного акта. Это легальное определение может иногда существенно расходиться с обыденным или даже научным определением. Формализация понятий привносит в правовое регулирование большую точность и определенность; • в нормативном акте должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины. Терминологическое новаторство здесь неуместно, ибо может внести разнобой при толковании и применении

норм права. Следовательно, терминология должна быть устойчивой. При составлении специальных нормативных актов (в области санитарии, медицины, ветеринарии, техники безопасности и т д.) могут использоваться специальные термины. Эти термины должны употребляться в общепризнанном значении для соответствующей отрасли знаний и сферы деятельности; • следует избегать употребления иностранных слов, неологизмов, архаизмов, метафорических

выражений, афоризмов и т. п нечетких, двусмысленных, многозначных выражений. Достоинством языка права являются четкость, краткость, определенность, стереотипность, единообразие, его сухость, доступность для понимания. Достижению указанных свойств текстов нормативных актов способствуют разные способы (приемы) изложения норм права. Они отличаются по разным признакам. Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма права может быть сформулирована в виде нормативного

или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины: "запрещено", "обязан", "имеет право" и т. п. Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов.

Например, "продавец вправе", "должник обязан", "суд имеет право", "следователь обязан" и т. п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, например, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов. Например, в АПК РФ изложен так "Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему

убеждению " . Более точно он мог быть изложен с использованием нормативных терминов: "Арбитражный суд вправе и обязан оценивать доказательства" и т. д. Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Обобщенный способ изложения сводится к обобщению многих действий к одному более общему или абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств.

При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Например, детально перечислены в УК РФ и КоАП РСФСР обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго - точность, конкретность изложения. В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный, бланкетный способы.

При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к другой статье данного или другого, конкретно указанного нормативного акта. Бланкетный способ (от франц. "бланк" - белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Например, "нарушение правил пожарной безопасности"

(ст. 219 УК РФ). Сами правила в этом случае многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. С помощью двух последних способов достигается краткость, законодательная экономия. К числу средств юридической техники следует отнести также фикции, презумпции, юридические конструкции. Глава 2.1 Техника правоприменительных актов и других юридических документов Порядок составления и оформления правоприменительных актов и других документов вытекает из характера

регулирования соответствующих отношений, форма их, как правило, определяется соответствующими нормативными актами. Техника составления правоприменительных актов и других документов - это предмет других, отраслевых учебных дисциплин. Однако можно назвать некоторые общие правила их составления. Каждый документ, прежде всего, должен быть надлежаще оформлен внешне, иметь необходимые "привязки" к месту, времени, субъектам, фактам и т. д. Эти привязки находят выражение в реквизитах документа название

документа, орган, издавший или выдавший документ, время и место выдачи (или принятия), к кому обращен (или выдан) документ, подписи соответствующих должностных лиц и в необходимых случаях - печать. Документ должен иметь определенное юридическое содержание (решение органа, фиксация какого-либо юридического факта). Он должен быть четким, ясным, кратким, не вызывающим двойственного толкования, сомнения. Язык правоприменительных актов и других документов по своей терминологии, стилю не должен расходиться

с языком нормативных актов. Большинство требований, предъявляемых к стилю нормативных актов, относятся и к стилю индивидуальных юридических документов. Образно выражаясь, правоприменительные акты и другие документы индивидуального характера должны говорить на одном языке с нормативными актами . Юридических документов индивидуального характера великое множество. Поэтому они нуждаются в определенной унификации, стандартизации, что не только облегчает их составление

и использование, но и способствует упорядочению правового регулирования. Стандартизация и унификация позволяют рационализировать, упростить и удешевить составление документов, использовать для их составления менее квалифицированные кадры и простые средства оргтехники, электронно-вычислительную технику. Унификация и стандартизация достигается путем установления требований к документам в законах, утверждением соответствующими органами бланков, формуляров юридических документов.

Унификация правоприменительных актов достигается путем перечисления в процессуальных законах обязательных реквизитов и определения их структуры. Например, ГПК РФ определяет структуру решения суда (вводная, описательная мотивировочная, резолютивная), перечисляет необходимые реквизиты. То же самое мы видим и в других процессуальных кодексах, а в УПК каждой составной части приговора посвящается отдельная статья.

Унификация документов, опосредующих, например, гражданско-правовые отношения, также осуществляется путем перечисления обязательных реквизитов и требований к их содержанию (учредительные договоры, уставы, письменные сделки, доверенности, ценные бумаги и т. д. ). Унификация достигается также путем печатания бланков различных документов (договоров, доверенностей, протоколов и т. д.), которые могут быть изготовлены и не на бланках; путем печатания бланков строго

утвержденной формы; путем печатания бланков и формуляров строгой отчетности с отпечатанными типографским способом сериями и номерами документов, которые заполняются, выдаются и регистрируются соответствующими органами (акты гражданского состояния, паспорта граждан, паспорта на транспортные средства, документы об образовании, железнодорожные накладные и т. п. ). Наконец, документы, не требующие какого-либо заполнения, заранее отпечатанные полностью (облигации,

акции, лотерейные билеты и иные ценные бумаги на предъявителя и др.). Относительно большой группы документов установлена их обязательная регистрация. Это является не только необходимым условием их юридической силы, но позволяет также проверить при регистрации их законность, а в последующем проверить и их подлинность. В обязательном порядке регистрируются все документы, выдаваемые государственными органами, учредительские

документы юридических лиц, многие сделки, документы о правах на земельные участки, выпуск ценных бумаг и др. Регистрация каких-либо объектов собственности (недвижимости, транспортных средств, оружия и т. п. ) также сопровождается проверкой и регистрацией соответствующих документов. 2.2 Легализация документов Легализация документов - это придание им юридической силы, юридического значения . Легализация документов, обращающихся внутри государства, как уже отмечено, осуществляется

посредством реквизитов, определяемых законом. В ряде случаев, кроме того, требуется их нотариальное удостоверение и регистрация. Однако иной характер легализация носит в случаях, когда документ выходит за пределы государства. В этом случае требуются дополнительные условия легализации. Одной из форм является консульская легализация. В этом случае документ в подлиннике или копии документов, не подлежащих вывозу за границу (трудовые книжки, военные билеты, удостоверения личности), удостоверяются

нотариусом. Подпись нотариуса удостоверяется органом Министерства юстиции. Далее подпись должностного лица органа Министерства юстиции и печать удостоверяются должностным лицом консульской службы МИД РФ. После этого документ легализуется в дипломатическом представительстве или консульстве того государства, на территории которого будут использованы документы, путем удостоверения подписи должностного лица

МИД РФ и печати. Как видим, процедура легализации весьма длительная и сложная. Другой способ легализации осуществляется на основе Гаагской конвенции от 5 октября 1961 г отменяющей консульскую легализацию. Очевидно, это возможно только между государствами - участниками названной конвенции. Их на сегодняшний день - 52, в том числе и Россия.

В этом случае на документе или на особом листе, скрепленном с документом, проставляется "апостиль" (удостоверяющая подпись). Апостиль представляет собой оттиск штампа определенной формы, в котором указывается, чья подпись, должность и печать подтверждаются, кто, когда и где ее удостоверил, подпись лица, удостоверяющего документ, и печать. В России апостиль, в зависимости от вида документа, проставляют органы Министерства юстиции, органы записи актов гражданского состояния,

Управление делами Генеральной прокуратуры, соответствующие архивные органы. С помощью апостиля не могут быть удостоверены документы, имеющие отношение к коммерческим или таможенным операциям. И как более упрощенная форма признания легальности документов, выданных органами одного государства на территории другого государства, является признание их официальности на основе многосторонних международных конвенций и двусторонних договоров о правовой помощи.

В их ряду следует назвать Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. между одиннадцатью членами СНГ и двусторонние договоры о правовой помощи России с двадцатью двумя другими государствами. Отсутствие подобных договоров с другими государствами мира (США, Англия, ФРГ, Италия, Франция, Бельгия и др.) создает весьма значительные затруднения в защите прав

граждан и организаций России. Заключение Классификация юридических документов представляет собой сложный прием юридической техники и имеет важнейшее для теоретического познания сущности юридического документа. Таким образом, систематизация юридических документов, определение в этой связи их функциональной направленности позволяют определить и «уровень эффективности» правовых документов. Классификация юридических документов есть важнейшее средство познания правовой действительности, особенностей

правового регулирования, и в этом качестве она должна широко использоваться в правовой науке и на практике. В этой связи проблема юридических документов, их классификация требует дальнейшего исследования. Юридические документы имеют самую важную, определяющую роль в юридической практике на любом уровне ее осуществления. Они являются носителем воли правоприменителя и правообладателя субъективного права, которое подтверждает соответствующий юридический документ.

Без юридических документов невозможно функционирование правовой системы общества. Список литературы Общая теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. М. Зерцало 2000г. Лукьянова И.Н. Использование документов и материалов, изготовленных посредством электронной связи, в качестве средств доказывания в арбитражном процессе РФ // Государство и право. –

М.; Наука, 2000г №6. – с.96-101 Логико-языковые феномены в праве, юридической науке и практике / Черданцев А.Ф. – Екатеринбург; Издательство УИФ «Наука», 1993г. Общая теория государства и права. Под ред. М.Н. Марченко. М. Зерцало. 2000г. Пахомов А. Правовая сущность векселя и вексельного обязательства //Приложение к журналу хозяйство и право. 2001г. №12 Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных документов,

от 5 октября 1961г. Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М 2000г. Стенков М.В. Документы. Делопроизводство. М 2001г. Общая теория государства и права / Под ред. проф. М.Н. Марченко Т.2. Теория права. М 2000г. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М 1999г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.