Московский Городской Педагогический Университет
Факультет Английской Филологии
Реферат по философии
и историиобразования
на тему:
«Педагогическое наследие
Константина Дмитриевича Ушинского»
Выполнила:
Студентка Iкурса
Группы 104
Кузина И.
Проверила:
Куракина Е.Б.
г.Москва, 2004
Содержание
Содержание… 2
РазделI Общаяхарактеристика исследования… 3
РазделIIПедагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского… 4
Глава 1. Краткая биография. Становление мировоззрения… 4
Глава 2. Воспитание и общественность… 7
Глава 3. Принцип народности воспитания… 8
Глава 4. О воспитательном значении труда. Человек какпредмет воспитания11
Глава 5. Принцип природосообразности и построениеобучения… 14
§1. Принцип природосообразности… 14
§2. О воспитании внимания, воли, памяти, эмоций… 14
§3. Две стадии процесса обучения… 15
§4. Методологическая последовательность обучения… 16
§5. Наглядноеобучение… 17
Глава 6. Ушинский как сторонник классно-урочной системы… 19
§1. Классно-урочная система… 19
§2 Методы преподавания иизучения… 19
§3. Дидактика. Учебные книги Ушинского «Родное слово» и «Детский мир»21
Глава 7. Вопросывоспитания… 23
§1. Ушинский овоспитании… 23
§2. Роль патриотического воспитания… 23
§3. Принцип гуманного воспитания… 24
§4. Методика нравственного воспитания. Наказания и поощрения.Человек-предмет воспитания.… 25
Глава 8.Педагог. Его деятельность и основные качества… 27
Глава 9. Заключение… 29
Список использованной литературы… 30
Раздел I
Общая характеристика исследования
К.Д.Ушинский принадлежал тому щедромудесятилетию русской истории, которое выдвинуло блестящую плеяду мыслителей ихудожников, обогативших сокровищницу мировой культуры. Творчество К.Д.Ушинскогобыло крупным шагом в обогащении педагогического знания. Русский ученый открывалновые, магистральные пути развития педагогики, поднимал педагогику на ступеньнауки.
Значение творчества великого русскогопедагога не исчерпывается его вкладом в развитие педагогической науки. ВлияниеК.Д.Ушинского выходило за пределы школы и педагогики. Оно простиралось глубоков область национальной культуры, выступало как одна из ведущих сил формированиярусского общественно-педагогического самосознания. Проницательными были словасоратника великого педагога и его ученика Л.Н. Модзалевского, емко и точноопределившего место К.Д.Ушинского в истории русской культуры: «Ушинский-это нашдействительно народный педагог, точно так же как, Ломоносов — наш народныйученый, Суворов — наш народный полководец, Пушкин — наш народный поэт, Глинка — наш народный композитор»[1].
Задача исследования — дать общий очеркнаследия педагога. В реферате рассматривается мировоззрение К.Д.Ушинского,оказавшее существенное влияние на его педагогическое творчество, анализируютсяего взгляды на проблемы воспитания и обучения.
При исследовании были использованыработы и статьи Ушинского:
· Педагогическаяпоездка по Швейцарии
· Проектучительской семинарии
· О необходимостисделать русские школы русскими
· О пользепедагогической литературы
· Труд в егопсихическом и воспитательном значении
Раздел II
Педагогическая теория и деятельность К.Д.Ушинского
Глава1.
Краткаябиография. Становление мировоззрения
К.Д. Ушинский родился 2 марта в Туле в небогатой дворянской семье. Рос ивоспитывался в Новгороде-Северском Черниговской губернии. До 11 лет мальчикобучался дома, а потом он поступил в третий класс гимназии. В возрасте 16 летон, окончив гимназию, отправляется с двумя товарищами в Москву для поступленияв университет. Пройдя испытания, Ушинский в 1840 году становится студентом юридическогофакультета Московского университета. После окончания университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначенисполняющим обязанности профессора «камеральных наук» (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодойпрофессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях онувлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с мартапо май 1848 года) он редактировалнеофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости» испособствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний.«Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, — пишет Д. Н.Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, — были его первыми литературными выступлениями… В них достаточно яркоотразились его общественно — политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям дляместных газет вопросы государственного значения».
Ярославскийпериод в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось егопедагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды.Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили излицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции истуденчества Ярославля. «Не покидайте нас, — писали студенты Ушинскому. — Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотимпримириться с мыслью о разлуке с Вами». Переехав в Петербург, Ушинскийактивно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образованияв Некрасовском «Современнике», преподает словесность и географию вГатчинском сиротском институте, работаетинспектором Смольного института.
Прогрессивнаядеятельность в Сильном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносукоторых в начале 1862 г.он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинскийвсецело отдался литературно — педагогической деятельности. «Сделать какможно больше пользы моему отечеству, — писал он, — вот единственная цель моейжизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».
Научно-педагогическаяи литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебнаофициальной России. Когда Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) годаумер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог онем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современникиглубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятсяпедагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собраниеего сочинений. В Ярославле улица названа его именем.
ИмяК. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет.
Начало педагогической деятельности К.Д.Ушинскогосовпало с подъемом общественного движения в России в середине 50-х годов XIXстолетия. Но не только совпало. Его деятельность былавызвана и всецело обусловлена этим движением.
К.Д.Ушинский вошел в педагогику, когдашкола и педагогическая наука стояли перед необходимостью радикальныхпреобразований. Но всякая «историческая потребность вызывает к деятельностилюдей и дает силу их деятельности»[2]. Врусской педагогике 60-х годов «историческая потребность» вызвала к жизнизамечательную фалангу педагогов — шестидесятников. Их вдохновителем и идеологомстал Ушинский.
«У каждого века,- писал Чернышевский,- есть своеисторическое дело, свои особенные стремления. Жизнь и славу нашего временисоставляют два стремления, тесно связанные между собой и служащие дополнениемодного другому: гуманность и забота об улучшении человеческой жизни.…Дажеотдельные науки приобретают или теряют свою относительную важность по меретого, в какой степени служат они господствующим потребностям века»[3].К.Д.Ушинский поставил педагогику на службу этим потребностям. Основной, главнойзадачей его творчества стала реализация в педагогике социальных требованийэпохи падения крепостного права и тех требований, которые выдвигались логикойразвития самой науки.
Кореньпротиворечивости взглядов великого педагога — столкновение между объективным содержанием его демократических требований и субъективнойограниченностью егосоциально-философских воззрений. Эта ограниченность имела, впрочем, и объективное основание. Противоречия,присущие мировоззрению К. Д. Ушинского, порождались не только субъективным, личностным фактором, нои фактором объективным — конкретными историческими условиями. Эти объективные исторические условия включали, с одной стороны,социальную ситуацию и, с другой, реальную ситуацию в науке: состояние научных знаний и уровень их обобщения вфилософии.
Мировоззренческиепозиции молодого Ушинского в годы учебы в Московском университете складывалисьпод воздействиемдвух основных направлений; идеалистическойфилософии, преимущественно гегелевскойсистемы, талантливым пропагандистом которой был профессор П. Г. Редкий, и естественнонаучного учения об органической природе, представленного вуниверситете выдающимсярусским естествоиспытателем К. Ф. Рулье.' Влияние первого направления было преобладающим.И объяснялось это преждевсего социальной атмосферой, точнее — социально-психологической атмосферой тойсреды, которая окружалабудущего педагога.Глубокое изучение К. Д. Ушинским достижений естественных наук, явившееся одной из предпосылок создания«Педагогической антропологии»,существенно изменило соотношениев его взглядах мировоззренческих факторов, о которых говорилось выше. В60-х годах он развенчивал объективныйидеализм как «новую мифологию», резко критиковал его за пренебрежениереальным миром и реальнымзнанием ради «абсолютного духа», который «сам из себя развивает весь мир» (III,345). Естествознание, писал ученый,обнаружило несостоятельность «идеальной философии»; в свою очередь, она сама «лишила естественные наукинеобходимого для них содействия философии» (III, 351).
Тем не менее,религиозность К. Д. Ушинского оставила заметный след в его педагогическомтворчестве. Особенно — в этическойконцепции педагога и в его теориинравственного воспитания. Именно здесь более всего проявилась противоречивостьмировоззренческой позиции ученого— соединение религии и морали, наделение религии моральной санкцией. Ушинский оставался верен самому распространенному предрассудкуэпохи — преувеличению моральной значимости религии (особенно первоначального христианства),предрассудку, которого не избежали даже многие представители домарксового материализма,абсолютно не принимавшие религии, «… христианство,— писал, например, Л. Фейербах,— принесло в мир другое средство культуры:мораль, учение о нравственности»[4].
Отдавая науке сферу знания и оставляя религии сферу морали, К. Д. Ушинский вместе с темне раз подчеркивал, чтомораль, насаждавшаяся официальной церковью, «условна», что церковь, государство иобщество «берут из морали»только то, что им «нужно для своего существования и преуспеяния» (X,345).
Социальные установки Ушинского явились основой егомировоззренческих позиций, фундаментом и предпосылкой его педагогических идей.Ценность и сила этих идей состоит более всего именно в их социальной емкости.Творчество Ушинского наглядно раскрывает специфику и внутреннюю логикусоциальных и педагогических теорий: чем более демократичны эти теории, темболее эффективен и перспективен их научный выход.
Глава 2
Воспитание и общественность
Разрабатывая педагогическую теорию на основе своейфилософской и общественно-политической концепции, К.Д. Ушинский стремилсяпрежде всего раскрыть общие, фундаментальные проблемы педагогики. Он неоднократноуказывал на «тесную связь, которая существует между воспитанием и философскиминауками» и которой «так упорно», по его словам, не хотели понять многие егосовременники. «Основанием воспитания, — писал Ушинский, — должна служить ируководить философская идея». Педагогика по своему существу «наука философскаяи потом требует единства идеи»[5].
К.Д.Ушинский отчетливо понимал, что педагогикаявляется социальной наукой, что общественное бытие определяет ход и направлениевоспитания, его задачи и содержание. «Воспитание, — писал он, — может двигатьсявперед только с движением всего общества»(II,165). Основным условием развития воспитания Ушинскийсчитал, во-первых, соответствие его целей и содержания общественнымпотребностям и, во-вторых, широкое участие общества в решении педагогическихпроблем. «Действительную воспитательную силу» имеет только воспитание, которое«будет основывать свои правила на общественном мнении и вместе с ним жить иразвиваться» (II, 36-37).
Эта основополагающая установка о зависимостивоспитания от общественного бытия явилась методологическим фундаментомконцепции Ушинского. Но указанная зависимость, по его мнению, отнюдь неисключала возможности обратного влияния воспитания на жизнь. Напротив, Ушинскийпостоянно подчеркивал, что педагог должен активную позицию, должен стремиться ктому, чтобы его деятельность всемерно способствовала усовершенствованиюобщественной жизни. «Он должен выводить из школы новые поколения… вполнеготовые к борьбе, которая их ожидает» (VIII, 661). В стремлении утвердить активную позициюпедагога К.Д.Ушинский нередко переоценивал социальные возможности воспитания.Просветительский характер его мировоззренческих установок сказался здесь вполной мере. Ученому подчас казалось, что «хорошее воспитание» может избавитьобщество от многих социальных зол. Но, даже переоценивая силу воспитания,Ушинский не уставал подчеркивать, что воспитание только тогда обретет эту силу,когда будет ориентироваться на перспективные тенденции общественного развития,когда оно будет соответствовать требованиям и интересам передовых общественныхсил.
Глава 3
Принцип народности воспитания
Идея соответствия общественного воспитанияобщественным потребностям получила наиболее яркое воплощение в принципенародности воспитания, который сталядром педагогической концепции Ушинского.
В методологическом плане принцип народности воспитаниявыступал как коренная закономерность развития образования — школа и воспитаниедолжны строиться прежде всего в полном соответствии с особенностями и потребностямисвоей страны. Резко критикуя сторонников механического заимствованиязарубежного опыта, К. Д. Ушинский писал: «Мы… усваиваем те и другие воспитательныеначала Запада и под влиянием их хотим преобразовывать и устраивать нашенародное образование. Редко мы даем себе отчет, из какой общей идеи вытекаютэти разнообразные правила», и наивно удивляемся, когда, прилагая их у себя,находим, что они друг другу противоречат. Между тем если дать себе трудизвлечь эту основную, общую идею, то вывод, по мнению Ушинского, будет вполнеопределенным. «Воспитательные идеи каждого народа, — формулировал он этотвывод, — проникнуты национальностью более, чем что-либо другое, проникнуты дотого, что невозможно и подумать перенести их на чужую почву». Заимствуя безоглядноэти идеи, «мы переносим только их мертвую форму, их безжизненный труп, а не ихживое и оживляющее содержание» (III, 32-33). «Вникнув в воспитательные идеизападных народностей, — замечал Ушинский, — мы увидим еще, что часто хотимпривить к нам то, что не есть собственно даже идея, а только оставшийся иногдабессознательно след истории того или другого западного народа» (III, 33).
Требуя создания национальной школы и направляя усилияпедагогов к раскрытию национальных «воспитательных идей», Ушинский неотгораживал русскую школу и русскую педагогическую науку от зарубежной педагогическоймысли. Наоборот, он всемерно стремился научно осмыслить реальные пути ивозможности обогащения русской педагогики и школы достоянием мирового педагогическогоопыта. Но поиски источников и средств этого обогащения были подчинены ведущей,генеральной идее: потребности русского образования, русской школы, русскойнауки становились фильтром в сложном процессе ассимиляции педагогических идей.
Идея народности воспитания, всесторонне обоснованнаяУшинским и получившая в 60-х годах большой общественный резонанс, была однимиз ярких проявлений роста национального самосознания. «Общественное воспитание,- писал педагог, — которое укрепляет и развивает в человеке народность,могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает«сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, еголитературы, его законов, словом, на всю его историю» (II, 162).
Народность в воспитании — это педагогическое преломлениеведущего социального лозунга эпохи падения крепостного права — идеи служениянароду. Требование народности воспитания, народности школы выступало уУшинского как требование демократизации образовании, приведения его всоответствие с интересами и потребностями народа. Школа, по глубокомуубеждению педагога, должна быть не только доступна народу, народ сам должен еюуправлять. «Народная школа, — писал Ушинский, — может широко и беспрепятственноразвиваться только тогда, когда о развитии ее будет заботиться тот самый народ,которому она нужна...» (III, 611).
Итоговый вывод Ушинского по проблеме народностивоспитания был четко сформулирован в следующих словах: «Воспитание, созданноесамим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу,которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях илизаимствованных у другого народа». «Только народное воспитание является живыморганом в историческом процессе народного развития». «Воспитание, если оно нехочет быть бессильным, должно быть народным» (II, 160—161).
Принцип народности воспитания лежал в основе учения К.Д. Ушинского о родном языке как центральном предмете школьного образования.
Обучение детей родному языку, по мысли Ушинского,имеет три цели: развитие той «врожденной душевной способности, которуюназывают даром слова»; введение детей в сознательное обладание сокровищамиродного языка и объяснение им «логики этого языка, т. е. грамматических законовв их логической системе». Эти три цели, замечал Ушинский, «достигаются не однапосле другой, но совместно» (V, 333). Чтобы вполне уяснить способы и средстваих достижения, педагог должен «прежде понять, хорошо, что такое язык народа,которому мы хотим учить» (V, 344).
Язык народа, писал Ушинский, «создан самим пародом».Это «лучший, никогда не увядающий и вечно вновь, распускающийся цвет всей егодуховной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… В сокровищницуродного слова складывает одно поколение; за другим плоды глубоких сердечныхдвижений, плоды исторических событий, верования, воззрения, следы прожитого горя и прожитой радости, — словом, весь следсвоей духовной жизни народ бережно сохраняет в народном слове» (II, 557).
«В постройке миросозерцания» учащихся, отмечал Ушинский,преподавание родного языка имеет особое значение. «Родное слово есть именно тадуховная одежда, в которую должно облечься всякое знание, чтобы сделатьсяистинной собственностью человеческого сознания» (V, 356). Вводя ребенка в мирнародного языка, педагог вводит его «в мир народной мысли, народного чувства,народной жизни, народного духа» (V, 345), и «чем глубже вошли мы в язык народа,тем глубже вошли в его характер» (II, 561).
К. Д. Ушинский подчеркивал, что изучение родного языкадолжно являться одной из основных задач школы, если эта школа служит интересамнарода. Он решительно выступал в защиту языка национальных меньшинств, изгоняемогосамодержавием из национальных школ, и требовал, чтобы обучение осуществлялосьна родном языке учащихся. «Нет насилия более невыносимого, — заявлял Ушинский, — как то, которое желает отнять у народа наследство, созданное бесчисленнымипоколениями его отживших предков» (II, 557). Мысли Ушинского о родном языке ещепри его жизни приобрели действенную общественную силу, найдя свое выражение вшироком национальном движении за народную школу с обучением на родном языке,в движении, которое охватило все народы России.
Столь же неразрывно слито с принципом народностивоспитания учение Ушинского о труде как главном факторе воспитания. Это учениестало крупным достижением русской педагогической мысли и получило впоследствиивсестороннее развитие в советской педагогической науке.
Связь воспитания с жизнью народа, по мнению Ушинского,должна осуществляться прежде всего на основе подготовки ребенка к трудовойдеятельности, на основе воспитания в детях уважения к труду и трудовому народу,который является создателем материальных и духовных ценностей. «Воспитание, — писал Ушинский, — должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открытьвоспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой — внушитьему неутомимую жажду труда» (II, 360 — 361).
Глава 4
О воспитательном значении труда. Человек, как предметвоспитания
К.Д. Ушинский подчеркивал, что человек развивается и формируется в трудовойдеятельности. Труд в его учении выступал как основа, средство и цельчеловеческого существования, как источник нравственного, умственного ифизического совершенствования человека. «Серьезный и вольный, излюбленныйтруд», писал Ушинский, составляет смысл человеческой жизни, «и только следуетжелать, чтобы этот основной закон человеческой природы вошел в общее сознание»(IX, 513). Воспитание должно открыть ребенку этот закон, «должно внушитьвоспитаннику уважение и любовь к труду… дать ему и привычку к труду» (II,358).Основными средствами воспитания трудолюбия он считалактивность детей в учебнойработе, участие их в производительном труде, а также выполнение ими посильной работы, связанной с домашним бытом. Все эти виды трудадолжна объединять задача:воспитать и усовершенствовать в детях стремление к деятельности, не допускаяпраздности, так как «праздностьесть мать всех пороков» (II, 342). В процессе учебно-трудовойдеятельности у учащихся должны быть воспитаны дисциплинированность, чувствоответственности за выполнение своего дела, твердая воля и характер.
Задача школы состоит не только в передаче знаний иразвитии мышления, она должна вызвать у ученика «жажду серьезного труда, безкоторой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Человек имеетврожденную способность — потребность в труде. Но уже в детстве, в силу разныхобстоятельств, эта потребность может либо развиваться, либо погаснуть. Заботашколы и состоит в том, что она призвана открыть своему воспитанникувозможность найти полезный труд в будущей жизни. «Самое воспитание, если оножелает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни… должно развитьв человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскатьдля себя труд в жизни». А чтобы человек искренне полюбил серьезный труд, нужновнушить ему серьезный взгляд на него. Для человека в детском и юношескомвозрасте главныйинтерес в жизни должносоставлять учение.
Как обстоит дело в этом отношении в школе? Нередкоучитель приучает своих воспитанников убиватьвремяв классе, толкуя им без воодушевления о том, что они затем найдут в книге;ведь учитель не знает других методов, способных возбудить и поддержатьвнимание учеников. На другой день учитель спрашивает урок одного, двух, трехучеников, а остальные считают себя свободными от каких-либо дел. Так ученикприучается к ничегонеделанью, к бездумному времяпровождению. Не стоит учителюнадеяться на то, что ученик сам увлечется предметом, что только занимательноеего изложение вызовет интерес к нему. Наставнику необходимо помнить, что егообязанность состоит в приучениивоспитанниковумственному труду, развитие у нихпривычки к труду. Серьезный, дельныйтруд всегда тяжел, утверждает Ушинскийв статье «Труд в его психическом и воспитательном значении»(1860) и предлагает средства, способные развить привычку к труду.
1.Не учить ученика, атолько помогать ему учиться. Надолю учениканеобходимо оставить столько труда, сколько он в состоянии одолеть,а наставникуследует помочь с освоением учебного предмета, дать возможность испытатьнаслаждение от своего труда.
2.Ненадрывать сил ребенка в умственной работе. Но и не давать им засыпать. Умственный труд тяжел, мечтать —легко и приятно, думатьже трудно. Ученик готов лучше часами сидеть без мысли над однойи той же страницей или вызубритьее, чем подумать серьезно хотя бынесколькоминут. Значит, надо приучать его к умственному труду.
3.Приучатьк труду постепенно. Для того чтобы ученик был способенлегко и без вреда для здоровья выносить умственный труд, нужнодействовать осторожно, понемногу увеличиватьнагрузку, приучая его к умственным усилиям. Вместе с привычкой к труду появитсяи любовь кнему, и жажда труда.
4.Менятьвиды трудовой деятельности. Отдых от умственного трудасостоит вовсе не в том, чтобы ничего не делать,а в том, чтобы переменитьдело. Физический труд является приятным после труда умственного; поэтому уборка классных комнат,занятия в саду и огороде, токарным мастерством, переплетом книг и та. принесет как материальную пользу, так и послужитотдыхом. В детском возрасте такой переменой деятельностиявляется игра.
«Человек какпредмет воспитания» — так озаглавил К. Д. Ушинский капитальный педагогическийтрактат, главный труд своей жизни. В этом заглавии, как в зеркале, отразилосьосновное направление его научных поисков: стремление раскрыть закономерностиразвития человека, объяснить закономерности самого воспитания как осознанногоуправления этим развитием. Лапидарно и четко определил Ушинский в заглавиисвоей книги существо педагогической деятельности, центральный объект педагогическойнауки.
Под педагогикой К. Д. Ушинский понимал теорию воспитания.Воспитание он определял как целенаправленный процесс формирования «человека вчеловеке», формирование личности под руководством воспитателя.
К. Д. Ушинский считал, что воспитание имеет своиобъективные законы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы он мограционально осуществлять свою деятельность. Но чтобы познать эти законы исообразоваться с ними, надо прежде всего изучить самый предмет воспитания:«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должнапрежде узнать его тоже во всех отношениях» (VIII, 23).
Педагогическая наука, замечал К. Д. Ушинский, не можетсуществовать и развиваться изолированно от других наук, «из которых онапочерпает знание средств, необходимых ей для достижения ее целей» (VIII, 22).«Мы сохраняем твердое убеждение, — писал он, — что великое искусство воспитанияедва только начнется… Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся вобширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще болеена последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника, только чтооткрывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматривая психическиефакты… мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметьгромадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно так жепоражаемся ничтожностью той доли из этой возможности, которою ужевоспользовалось воспитание» (VIII, 36).
К. Д. Ушинский требовал, чтобы учение с самого же началабыло отмежевано от игры и направлено на выполнение учащимися конкретнойсерьезной задачи. «Я советую, — писал он, — начинать ученье лучше несколькопозднее и назначать для него сначала как можно меньше времени; но с первого жераза отделить от игры и сделать серьезною обязанностью для ребенка. Конечно,можно выучить ребенка читать и писать играючи, но я считаю это вредным потому,что чем долее вы будете оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднеедля него будет потом переход к ним. Сделать серьезное занятие для ребенказанимательным — вот задача первоначального обучения» (VI, 251). Вместе с темУшинский подчеркивал, что лишь такое обучение принесет пользу и достигнет своейцели, которое строится с учетом интересов и возможностей детей.
К. Д. Ушинский считал, что обучение может выполнитьсвои образовательные и воспитательные задачи лишь при соблюдении трех условий:если, во-первых, оно будет связано с жизнью; во-вторых, будет построено всоответствии с природой ребенка и, наконец, в-третьих, если преподаваниеведется на родном языке учащихся.
Все дидактическое учение Ушинского пронизано утверждениемтого, «что не с курьезами и диковинками науки должно в школе знакомить дитя, а,напротив, приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно иповсюду окружает, и тем самым показать ему на практике связь между наукою ижизнью» (V, 27). Ведя неустанную борьбу против оторванности школы и обучения отжизни, от интересов народа, Ушинский на примере классических гимназий (гдепреподавание классических языков выдвигалось на первый план в ущерб всемостальным предметам школьного курса) вскрывал несостоятельность и антинародныйхарактер существовавшей в его время системы образования. Он считалнеобходимым, чтобы каждый учебный предмет наряду с обогащением памяти учащихсяреальными знаниями приучал их пользоваться этими знаниями в жизни.
Никакое обучение, по мнению К. Д. Ушинского, не достигнетникогда своей цели, если оно не сообразуется с природой человека. «Педагог, — писал он, — должен прежде всего учиться у природы и из замеченного явления детскойжизни выводить правила для школы».
Глава 5
Принцип природосообразности и построение обучения
§1 Принцип природосообразности
К. Д. Ушинский стремился построить процесс обучения всоответствии с природой и развитием детей. Первое условие этого соответствия онвидел в своевременном начале обучения. «Если вы начинаете вообще учить ребенкараньше, чем он созрел для ученья, — писал Ушинский, — или учить егокакому-нибудь предмету, содержание которого приходится ему еще не по возрасту,то неминуемо встретитесь с такими препятствиями в его природе, которые можетпреодолеть только одно время. И чем настойчивее будете вы бороться с этимипрепятствиями возраста, тем более принесете вреда вашему ученику» (VI, 244 — 245).
Не менее важным условием природосообразного обученияК. Д. Ушинский считал содействие свободному развитию способностей детей сучетом специфических особенностей этого развития на разных возрастныхступенях, а также «отсутствие