Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахского этноса

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТЮРИСПРУДЕНЦИИ
КАФЕДРАГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Особенности народной педагогики и воспитания представителей казахскогоэтноса
Екатеринбург, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Этнопсихологическиеособенности народа
2. Культура, казахскийфольклор
3. Народная педагогика:пословицы и поговорки
4. История овладенияграмотой
5. История педагогическоймысли и просвещения Казахстана
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Казахскийнарод имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями в глубь веков, оторхоно-енисейских древних письменных памятников VI—VIII вв. до наших дней.
Казахстан— край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седогоКаспия до Алтайских гор, от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахиговорят: коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там жизньпривольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи — жителиВеликой степи — испокон веков имели и громадную единую территорию, и единыйязык, и единую национальную культуру.
Наэтой земле родился великий сын казахской степи, ученый-энциклопедист,Аристотель Востока Абу Наср аль-Фараби.
Богатказахский фольклор: в нем сконцентрированы все оттенки и нюансы народнойпедагогики и народной психологии кочевников.
Нашествияарабов, монголов, джунгар, длившиеся почти десять веков, разрушили древнююказахскую цивилизацию. Одна отрарская трагедия, героическая борьба жителейэтого центра цивилизации казахской степи, напоминает о многом. В какой-то мерев этом эпизоде казахской истории есть своеобразная антология с известнымподвигом Брестской крепости. Несмотря на варварское уничтожение, народ сохранилсамобытную культуру, язык, почти не подвергая его деформации.
Удивительнои то, что изречения, философские толгау первого степного философа Асана Кайгыустно слово в слово передавались из поколения в поколение на протяжении пятивеков. Народ, культура которого не имеет прошлого, не имеет и будущего.
Цельработы – проследить этапы развития педагогической мысли и просвещенияКазахстана с древних времен до наших дней.
Вданной работе мы рассмотрим, что такое народная педагогика в системепедагогических наук, особенности воспитания в рамках Казахской культуры;традиции, привычки, быт, этнопсихологические особенности народа, а такжезатронем процесс интеграции с Российской культурой.
Врамках народной педагогики будут приведены пословицы и поговорки Казахскогонарода, выражающие его самобытность и особенности.

1.ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НАРОДА
Нелегкаяжизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткие требования. Они должны были нетолько быть физически крепкими, выносливыми, уметь быстро приспосабливаться крезко меняющимся погодным условиям, но и иметь устойчивую психику. Взрослыеучили детей ориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткостьуха. Присутствуя на охоте или на состязаниях акынов, слушая сказителей, певцов,юные кочевники запоминали пословицы, сказки, загадки, терме и другиедидактические произведения. Будучи всегда готовыми к кочевому передвижению,казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях. Мужчина был и воином,и пастухом, и главой семьи. Отсюда народная поговорка: «Джигиту и семидесятиремесел мало». Ее дополняла другая: «Если Есет на войне, то он наездник, а еслиЕсет дома, то он сыровар». (4; с.37)
Вобщине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека былачетко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения былиизвестны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизньспособствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям.Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иногорода. Однако проявлялись и личностные особенности человека, обусловленныесоциальными и биологическими факторами. Так, в пословицах и поговорках охваченыпочти все области человеческих взаимоотношений. Они дают ценные сведения помногим важнейшим отраслям эмпирических знаний в области обучения и воспитания.
Обратимсяк воспитанию детей у киргизов. Все внимание родителей-киргизов направлено ктому, чтобы поддерживать телесную силу детей и скорее их поставить на ноги, апотом сообщить им несложное и простое правило нравственности и некоторыепрактические взгляды на жизнь и вещи, основанные на преданиях, обычаях иопытах.
Родители-киргизысчитают воспитание своих сыновей совершенно законченным, если они физическойсилой владеют настолько, что могут бороться с природой и легко переноситьневзгоды кочевого образа жизни, умеют хорошо ездить верхом, смотреть за скотом,знают его образ жизни, уважают родителей и старших, почитают своих предков, знаютсвое родословие и принятые обычаи и в случае надобности могут отражатьнападение недругов.
Киргизки-девочкипод присмотром своих матерей учатся ведению несложного киргизского хозяйства.От них требуется умение доить скот, готовить пищу, шить, ставить и разбиратьюрту — и только.
Такоеслишком простое и несложное воспитание вполне удовлетворяет потребностиразвития присущих человеческой природе способностей. Человек но своей природеспособен развиваться и совершенствоваться. Поэтому воспитание человека — делогораздо более сложное и серьезное, чем воспитание растений и животных. Онотребует не только опыта, знаний, любви к детям, но и специальной серьезнойподготовки и даже искусства.
Какмы уже упоминали, в деле воспитания у киргизов обычаи, предания и личный опыт —суть главного воспитательного правила.
Придостижении известного уровня гражданства и образованности обычаи и преданиязаменяются в воспитании и жизни различными правилами, тщательно проверенными вопыте и на практике. В применении к воспитанию эти правила имеют тройноеназначение: одни развивают физическую силу, другие — религиозно-нравственныекачества, третьи — умственно-познавательные способности детей.
Всетри группы правил воспитания так согласованы между собой, что составляют как быодно целое: взятые вместе, они преследуют одну общую цель — гармоническое,всестороннее воспитание всех сил и способностей человека. Поэтому воспитаниеделится на физическое, религиозно-нравственное и умственное. На протяжениидлительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитанияподрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяютсятворческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. Всоответствии со своеобразными особенностями социально-экономических,культурно-исторических, природно-климатических условий у казахов-кочевниковсложились свои требования к обучению и воспитанию детей и молодежи. Вчастности, был выработан определенный морально-психологический эталон личности,суть которого заключалась в известном афоризме, который дословно переводитсятак: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способен хранить тайну»,т. е. человек должен обладать следующими качествами: умением вести кочевоескотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою, знаниемгенеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью и остроумием,владеть техникой верховой езды». (11; с.74)
Юноша-казахдолжен отлично владеть луком и ружьем, всегда быть в седле, отказаться отдомашнего уюта, тепла и покоя, забыть вкус свежего мяса, приятного кумыса («Неизведав голод, жажду и зной, не сдружившись в пути с ненастьем и нуждой, непознав долготы бессонных ночей, не достигнет успеха в деле герой»). Смысл жизни— стремление к достижению всеобщего благоденствия, согласия и гармонии междулюдьми. Каждый человек должен заботиться о своем совершенствовании. Гордость иалчность — виновники зла. Скромность, правдивость, умеренность, самообладание —положительные качества человека. Интересные мысли о личности кочевника, обособенностях хорошего и плохого человека высказывали Шалкииз-жырау (XVI в.) иЖиембет-жырау (XVII в.).
Чудодейственныеслова выражают самые сокровенные думы человека. («Чистейшее, цепы безмернойслово во глубине души лежит, чистейшее, безмерной мысли слово выносит горе сглубины, со дна»). Неумение мыслить и говорить — одна из причин несчастьячеловека («Доброе слово, которое мы не успели сказать,— несчастье»), человек неможет предвидеть все в жизни окружающих людей («Дурного человека избегай; доброгодушой не осуждай»). Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787),Шал-акына (1748—1814) подчеркивали, что защита родной земли от чужеземныхзахватчиков — священная обязанность каждого казаха. Человек должен знать своинедостатки, критически относиться к себе. Наставления старших и родителей —главное в воспитании. Знание — бесценное сокровище, все лучшее в жизни — отнего. Нравственная воспитанность, семейный уют, здоровье — основное богатствочеловека. Бухар-жырау сравнивал старость с безлюдной пустыней, уподобляя еевысокому обрыву, бездонному миру, пучине. Старость — возраст мудрости. Пройдябольшой жизненный путь, внося посильный вклад в общество, старец требуетуважения и признания, в первую очередь, от молодых людей, пользующихся плодами еготруда. Аксакалы (старцы) выступают в роли наставников, они отвечают за судьбународа. Молодежь должна учиться у мудрецов («Зрелым человеком став, деда чтипо-прежнему»). Активность, приподнятость настроения, энергия, жажда знаний —характерные особенности молодых.
2.КУЛЬТУРА, КАЗАХСКИЙ ФОЛЬКЛОР
Народнаяпедагогика располагала многочисленными средствами, методами и приемамивоспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельной трудовойжизни.
Ввоспитании детей широко использовались все жанры устного народного творчества.Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались с большим мастерством, сучетом уровня развития воображения, мышления, с использованием наглядныхметодов в сочетании с образным, выразительным языком.
Варсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемы воспитаниякочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (несенные состязания) идр. Долгое время бытовавшее мнение, что кочевники, предки современных казахов,не создали такой культуры, как оседлые народы, не соответствуетдействительности. (10; с.113)
Археологическиеисследования на территории современного Казахстана свидетельствуют о том, чтокочевые племена казахской степи были не только воинами и скотоводами, но изамечательными зодчими, скульпторами, художниками. Находки на Мангыстау — яркийтому пример. Особенно интересен расположенный у залива Сарыташ подземный храмШахбагата, в котором воплощаются древние традиции искусства кочевников. Другоготакого сооружения на территории азиатской части бывшего Союза пока необнаружено. Храм вырублен в монолитной скале почти тысячу лет назад. Стенычетырехугольной башни-минарета украшают орнамент, изображения животных, бойконных лучников; прекрасно передан напряженный момент схватки. На рисункахчасто встречаются изображения в виде раскрытой ладони. Выкованная из железа инадетая на шест ладонь была как бы знаменем, под которым сражались когда-томестные казахские племена-адаевцы. (19; с.48)
Впериод средневековья на территории Казахстана преимущественно в его южныхобластях имелись десятки цветущих городов с прекрасными дворцами и мечетями,величественными мавзолеями. На их окраинах находились мастерские ремесленников,ютились лачуги бедняков. Об этом свидетельствуют многочисленные раскопкиказахстанских археологов, проведенные в последние 20—30 лет.
Самыеранние образцы письменности дальних предков современных казахов называютсяорхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом. Среди таких письменныхпамятников наиболее известны надписи на камнях в честь Бильгекагана и его братаполководца Кюль-Тегина (VI в.). Так, на одном из этих камней высечены изреченияо жизни и быте, о культуре, о подвигах древних кочевников на фоне общей историиТюркского каганата. Божественная воля, проявлением которой является властькарана, верность беков и народа карану, подчинение народа бекам — таковосновной лейтмотив идей, пронизывающих надписи («Если ты, Тюркский народ, неотделишься от своего кагана, от своих беков, от своей родины… ты сам будешьжить счастливо, будешь находиться в своих домах, будешь жить беспечно»).
В нихясно выражена идеология аристократической верхушки тюркского каганата:требование абсолютной покорности народа кагану и бекам. Вместе с тем, идеяблагополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи:
«Народ,у которого есть доблесть, сильный народ»; «Родина (земля-вода)—это они, надодумать, и даровали нам победу».
Впедагогическом плане особого внимания заслуживают следующие строки этихнадписей: «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие всерождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Устно-поэтическаятрадиция древних тюрков сохранила также имя легендарного Коркут-ата («ОтецКоркут») — певца и музыканта, создателя замечательных мелодий (IX в.).Скоротечность человеческой жизни и неизбежная смерть — вот основная тема песенКоркут-ата. Он вкладывал в песни мысли о страхе перед смертью и о бегстве отнее. Его музыкальное наследие не только замечательный художественно-эпическийпамятник, отражающий обычаи, жизнь и быт, верования кочевых племен эпохираннего средневековья, но и интересный педагогический документ («Дочь безпримера матери наставления не примет, сын без примера отца угощенья неустроит… лживым речам лучше бы на этом свете не появляться; правдивым людямлучше бы жить трижды тридцать десятилетий...», «Женщины бывают четырех родов:один — наводящая бедность порода, другие — оставляющие пресыщенный пир, третьи— опора дома, четвертые — хуже всего, что бы ты ни сказал» и т. д.).
Эстетическийвкус, идеал, художественное дарование и мастерство, творческое воображение,исполнительские традиции казахских песен и кюев (музыкальная пьеса без слов длядомбры) являются основой эстетического воспитания. В фольклоре воплощенапсихология народа, поэзия дает богатейший материал для выводов, чем живет тотили иной народ, каковы его нравы, обычаи, народный характер.
Древнетюркские(орхоно-енисейские) письменные памятники.
Дальниепредки современных казахов еще в те далекие времена сумели создать бессмертныетворения духовного наследия. Начиная с VIII в., после арабского завоевания,когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность началавытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропалабесследно под пылью веков.
Примечательнои то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения,содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюль-Тегина, Тоньюкука,Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменныхдокументах заложены первоначальные зародыши идей обучения и воспитания («Стыдсильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого естьдоблесть, сильный народ» и т. д.).
3.НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА: ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Воспитаниедетей в семье
Воспитаниеребенка начинается в люльке.
Вдоме без люльки уюта нет.
Вдоме с детьми тайн не бывает.
Матьбез детей, что яблоня без цветов.
Птицаиз-за птенцов в силок попадает, человек из-за детей страдает.
Чемзолотой дворец родичей, лучше дырявый шалаш матери родной.
Дом сдетьми — базар, дом без детей — мазар (могила).
Добраяслава отца сорок лет служит непутевому сыну.
Пережитьсына — до мечты своей не дожить, оставить сына после
себя— мечты своей достигнуть.
Ктоне уважает отца, тому нет уважения от своих детей,
Отец— гора, мать — родник у подножия горы, сын — тростник на берегу родника.
Ребенокбез отца — наполовину сирота, ребенок без матери — полный сирота.
Однодерево жалко на дрова спилить, одного ребенка трудно хорошо воспитать.
Нравственноевоспитание
Тридела делают человеку честь: колодец, вырытый в пустыне; мост, проложенный черезреку; дерево, посаженное у дороги.
Постаршему брату равняясь, младший растет, по старшей сестре равняясь, младшаярастет.
Посеянноеотцами детям пожинать.
Воспитанныйчеловек что конь подкованный.
Дружбапрочна чувством искренним, семья крепка уважением взаимным.
Человекаобмануть—преступление перед совестью, брата обмануть —преступление передматерью.
Коняноги кормят, человек сыт от доброго слова.
Человекомбыть легко, человечным быть трудно.
Утоливжажду, благодари того, кто колодец вырыл; отдыхая в тени дерева, благодаритого, кто его посадил.
Джигитна слова скуп, на дела щедр.
Джигитуот слова отступить словно смерть принять.
Стальзакаляется на огне, батыр — на войне.
Врагаостерегайся один раз, неверного друга — всю жизнь.
Чемплохой друг, лучше достойный враг.
Веселитьсяхорошо с чужими, горевать — со своими.
Трудовоевоспитание
Труд— источник богатства человека, авторитет — источник его уважения.
Джигитунет счастья без труда, народу — без единства.
Трудукрашает человека, а человек — свое время.
Отдождя земля цветет, от работы джигит мужает.
Плачабудешь арык рыть, смеясь будешь воду пить.
Неспрашивай джигита, сколько сил вложил, спрашивай, что сделал.
Дляджигита работа — отдых, для лентяя гулянье — отдых.
Умственноевоспитание
Вучении трудно, да плоды учения сладки.
Говорине о том, что вычитал, а о том, что осмыслил.
Дляученого мир светел, для неуча мир темен.
Еслиглаза не видят, но уши слышат — ум богатеет, если глаза видят, но уши не слышат— ум скудеет.
Жизнь— самый мудрый учитель.
Словоневежды как угроза звучит, слово мудреца как шелк шелестит.
Умногоречь коротка, да каждое слово поучительно.
Умныйошибается — себя винит, дурень — друзей.
Умудрого человека слово яркое, как огонь, ясное, как луна.
Добрыйконь и в старости шаг не путает, умный человек и в старости мудрости не теряет.
Знанийнабирайся с пеленок и накапливай до дней последних.
Искусство— живой ручей, наука — яркий светильник.
Наукаесть рытье колодца иглой.
Нетот много знает, кто много читает, а тот, кто умом вникает.
Нетот много знает, кто много прожил, а тот, кто много видел.
Прилежныйученик превзойдет учителя.
Стремисьизучить семи народов язык и семь разных наук.
Прожитыйдень не вернется, а мудрое слово останется.
Учение— основа знания, знание — основа счастья.
Лучшеумный молчун, чем речистый болтун.
Меткоеслово спор прекращает
Словоакына острее кинжала и нежнее волоска.
Патриотическоевоспитание
Родина— Мать народу, народ — мать джигиту.
Нетземли лучше Родины, нет людей лучше, чем на Родине.
Любовьк Родине у семейного очага зарождается.
Еслине нашел счастья дома, не обретешь его и на чужбине.
Невидать добра гусю, покинувшему озеро родное; не видать счастья джигиту,оставившему край родной.
Счастливджигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий.
Пережитоевместе с народом — великий праздник.
Ктобежал от народа, тот останется без погребения.
Лишившиськоня, седло не бросай; лишившись жены, очаг свой не покидай; лишившись очага,народ свой не покидай. (11; с.73)
4.История овладения грамотой
Указахов испокон веку было много желающих овладеть грамотой.
Первоначальноэто шло через изучение арабского письма, посредством чтения религиозных книг,которые издавались на основе арабской графики.
«… Казахскиедети обучались у мулл по старой, укоренившейся методике, суть ее выражается вследующем. Сначала азбука заучивается наизусть, причем каждая буква читается нев соответствии со своим звучанием, а так, как она дается в алфавите: алип, би,ти, си, мим, ха, дал. Затем заучиваются всевозможные надстрочные, подстрочныезнаки. Вот отчего дети-казахи с таким трудом осваивают за три-четыре годаграмоту, да и то не все. Дети же русских грамоту осваивают за неделю и читаюткниги, поскольку слова они читают, не расчленяя на отдельные буквы.» (21; с.16)
Спустянекоторое время, когда интенсивность сношений с русскими резко увеличивается,возникает настоятельная потребность в обучении и овладении русским языком.Здесь необходимо отметить, что в обучении русскому языку не предусматриваетсяизучение шариата, основное внимание уделяется преподаванию предметов,необходимых для различных отраслей хозяйства. Причем для каждой отрасли созданасвоя школа. Например, окончивший школу лесного хозяйства становится лесничим,школу юриспруденции — судьей, и т. д. Для того чтобы посеять семена знаниясреди казахов, пропагандировать оседлый образ жизни, для детей казаховоткрывались интернаты и сельскохозяйственные школы. В этих школах обучениебудет вестись как на казахском, так и на русском языке.
Окиргизском языке
Обитаяв необозримых и пустынных степях Средней Азии и занимаясь исключительноскотоводством, киргизский народ, как известно, в течение многих веков жилсовершенно обособленно от других азиатских народов и вел вполне самостоятельнуюжизнь со своеобразными условиями. Ввиду этих обстоятельств язык киргизскийразвивался самостоятельно и сделался как бы самостоятельным языком, очень малоимеющим общего с языками других народов Азии одного с ним происхождения.
Своеобразнаяприрода степей, постоянная борьба за существование со стихиями и враждебнымисоседними племенами воспитали в киргизском народе здравый ум, живойтемперамент, смышлености сообразительность. Сообразное этими качествами и языккиргизский получился живой, выразительный и довольно богатый формами… В степинередко встречаются старики-ораторы, которые на родном своем языке говорят таквыразительно, последовательно и вместе с тем просто и ясно, что не уступят инойраз, пожалуй, и европейским ораторам.
«… Языккаждого народа есть одно из самых могучих средств его на пути к просвещению, итолько такой народ достоин уважения и может рассчитывать на хорошую будущность,который свято хранит и развивает свой язык. Киргизский же язык падает с каждымгодом, и его необходимо поддержать и развивать. Поддержание и развитиекиргизского языка и распространение русской грамотности… должны составлять,как нам кажется, нравственную обязанность просвещенных представителей киргизскогонарода...» (1; с.12)
5.ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ПРОСВЕЩЕНИЯ КАЗАХСТАНА
Историяразвития педагогической культуры казахского народа уходит в глубь веков.Основываясь на общих закономерностях развития истории Казахстана, условновыделяется три основных периода становления педагогической мысли,соответствующие основным этапам общественного прогресса народов этого региона.
Первыйпериод — ее истоки, первоначальные этапы зарождения, ведущие отсчет с VI по XVвв. (древнетюркские письменные памятники, наследие аль-Фараби, творенияпоэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды). Сюда же входит и казахскаянародная педагогика.
Второйпериод — развитие педагогической мысли — связан с моментом образованияказахского ханства — государства раннефеодального типа (первая половина XV в.).
Третийпериод — развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьскогопереворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета инезависимости Республики Казахстан. (10; с.227)
Напротяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опытвоспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которыхсоединяются творческий опыт народных масс, правила, нормы и принципы поведениячеловека. В соответствии со своеобразными особенностямисоциально-экономических, культурно-исторических, природно-климатических условийу казахов-кочевников сложились свои требования к обучению и воспитанию детей имолодежи. В частности, был выработан определенный морально-психологический эталонличности, суть которого заключалась в известном афоризме, который дословнопереводится так: «Настоящий джигит имеет восемь граней качества и способенхранить тайну», т. е. человек должен обладать следующими качествами: умениемвести кочевое скотоводство, трудолюбием, стойкостью в беде, смелостью в бою,знанием генеалогии своего рода, поэтическим дарованием, находчивостью иостроумием, владеть техникой верховой езды.
Народнаяпедагогика обширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опытаи традиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнеепоколение кочевников. Вместе с тем необходимо отметить, что генетическаяобщность, сходные условия общественно-политической и социальной жизни,совместная жизнь на одной территории или в близком соседстве, взаимные связи вразличных областях, совместная борьба против угнетателей и иноземныхзавоевателей порождали в материальной и духовной культуре разных наций инародностей, населяющих современную территорию республик Центральной Азии иКазахстана, много сходных, общих черт поведения и образа жизни.
Натерритории Казахстана, особенно в оседлых его районах, еще в период раннегосредневековья (VII—VIII вв.) стали функционировать многочисленные мектебы(начальные мусульманские школы) и медресе — (религиозные учебные заведениясредне-высшего типа. Крупные медресе имелись в г. Отраре, Исфид-жабе, Таразе,Сайраме, Туркестане и др.).
Мектебынаходились в аулах, почти в каждом населенном пункте. Учителями были приходскиемуллы, которые содержались в основном на средства населения. Учащиесязанимались осенью и зимой (4—6 месяцев в году), курс обучения — 4 года, детейобучали с 7 лет. Обучение в мектебе было платное в натуральной форме, экзаменыне проводились, свидетельства об окончании не выдавались. Процесс обучениясостоял в.заучивании арабских букв и слов, а потом чтении и зубрежке текстовКорана на арабском языке. В городских медресе готовили служителей ислама — муллдля преподавания в мектебах, казиев (судей), богословов, толкователей шариата идругих высших духовных лиц. Медресе являлись не только очагами мусульманскогоучения, но и культурными центрами, здесь нередко получали образованиезнаменитые поэты, просветители-демократы. В них кроме богословских дисциплинпреподавались законоведение, история, логика, этика, риторика, география,философия, математика, астрономия, медицина и другие циклы светских наук. Примедресе работали крупные библиотеки. Срок обучения зависел от успехов каждогошакирда (слушателя) и потому мог иногда продолжаться до 15—20 лет. Выпускникамвыдавались официальные документы.
ВIX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великийученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).
Педагогическиевзгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями, многоаспектны, ониразбросаны в многочисленных трактатах («Афоризмы государственного деятеля»,«Указание пути к счастью», «Гражданская политика», «Риторика», «Об искусствепоэзии», «Большая книга о музыке» и т. д.). Большое место в них отводилосьдидактике и методике обучения, говорилось о доступности, прочности,системности, наглядности обучения, об активности и целеустремленностиобучающегося. Анализировались некоторые педагогические понятия (навыки,привычки, способности, характер и др.), приемы и методы воспитания (убеждение,самовнушение, принуждение и др.). Особо подчеркивалось, что системаполитических и гражданских наук, этика и педагогика выступают ведущимиотраслями знания, полезными всем без исключения. «Обучение — это наделениетеоретическими добродетелями народов,— писал аль-Фараби. Воспитание — этоспособ наделения городов эстетическими добродетелями и искусствами, основаннымина знаниях. Обучение осуществляется путем устной речи, передачей знаний,научением, а воспитание — путем практической работы и опытом».(17; 43)
Аль-Фарабине только творчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые варабоязычном мире изложил стройную систему учения о душе и разработалоригинальную терминологию по психологии. До сих пор для современной наукипредставляют большой интерес его мысли, высказанные по различным аспектамвозрастной, педагогической, социальной, медицинской, музыкальной психологии.
УчениеФараби повлияло на последующее развитие философской и психолого-педагогическоймысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияние было многосторонним идлительным: в период X—XV вв. в Средней Азии и Казахстане появилось немалоценных учебных пособий по математике, логике, этике для учащихся мектебов имедресе. Например, книга Тафтазани «Мантык» («Логика») долгое время былаосновным учебным пособием по логике для учащихся медресе.
Комментаторамии продолжателями Тафтазани были видные мыслители Средней Азии — Давани (XV в.)и Юсуф Карабаги (XV-в.). Их книги хорошо знал и высоко ценил казахскийпоэт-мыслитель Абай Куйганбаев.
ВXI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты,написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А.Ясави и др.). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатноезнание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычныхнародов Средней Азии и Казахстана. Многие страницы этого трактата посвященыроли знаний в жизни человека, размышлениям о счастье, о хороших и дурныхпоступках, о пользе и вреде слова, о качествах, необходимых правителям иразного рода начальникам, об искусстве общения с представителями различныхслоев общества и т. д. Большое место отводит автор поэмы вопросам семьи ибрака; воспитанию подрастающего поколения, взаимоотношениям родителей и детей.
Вдругом памятнике древиетюркской письменности — «Диван лугат ат-тюрк» Словарьязыка тюрков» или «Собрание турецких наречий», созданном выдающимся ученымказахской степи Махмудом Ибн Хусейном Кашгарским (XI в.), мы находим интересныеидеи, насыщенные этнопедагогическим и морально-психологическим содержанием.
Еслив этико-педагогических воззрениях Юсуфа Баласагунского, бывшего под сильнымвлиянием религиозно-мистического учения суфизма, отразились интересы феодальнойаристократии династии Караханидов, что нашло свое отражение в оправданииморально-этических норм представителей господствующих классов, то впроизведении другого мыслителя, тоже выходца из казахской степи— Ахмеда Югнаки(XII в.) «Хибатал хакаик» («Дары истины») подчеркивалось, что овладениезнаниями имеет огромное значение прежде всего для нравственногоусовершенствования людей от мала до велика. В поэме даются советы и правила,как надо беречь язык, говорится о щедрости и скупости, гордости и смирении,жадности и алчности, дается высокая оценка литературе и науке, в ней содержитсяочень много притч, пословиц и поговорок назидательно-дидактического характера.
Вначале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстан вторглись войска Чингисхана. Вскоре этитерритории были включены в состав огромной империи монголов, известной врусской летописи под названием Золотой Орды. Монгольское нашествие, по меньшеймере, на несколько столетий задержало экономическое и культурное развитиеКазахстана, во многом затормозив образование его государственности. И послемонгольского нашествия, вплоть до присоединения Казахстана к России (1731),степь была ареной ожесточенных военных столкновений. Чужеземные захватчикиуничтожили десятки городов и поселений, подорвали экономическую основукультурной жизни народов региона. Родина Фа-раби— город Отрар, когда-топроцветавший культурный центр средневекового Казахстана, со своейобсерваторией, библиотекой, медресе и караван-сараем, принимавшим богатыхкупцов из дальних стран, первым в степи оказал сопротивление и пал послешестимесячной героической борьбы. В Отраре сгорела самая значительная, послезнаменитой Александрийской, библиотека.
Однакоследует подчеркнуть, что и на этом этапе развития, в невероятно трудныйкритический период, казахский народ выдвинул из своей среды немало выдающихсяакынов-жырау, поэтов, мыслителей, ученых, которые внесли весомый вклад вразвитие его духовной культуры вообще, педагогической — в частности. Так, впериод монгольского завоевания и распада Золотой Орды (XIII—XIV вв.) было созданозначительное количество произведений на тюркско-кипчакском языке(«Тюркско-арабский словарь», «Кодекс куманикус», «Мухаббат-наме»,«Гули-станби-т-турки» и др.), содержащих в себе немало полезных педагогическихнаставлений.
Втрактате Р. Хорсзми «Мухаббат-каме» встречаются такие, например, афоризмы: «Нетничего лучше терпения», «Верность в конце концов обнаружит себя», «Сердца людейтянутся к чистоте», «Не строй воздушные замки, это напрасно, глоток воды икусок хлеба достаточны для тебя» и др. Сайф Сараи в «Гулистане» подчеркивает(9; с.95) :
«Лучше,если человек оставит после себя доброе имя, чем оставит золота полный ларец»,«Соперник и в таланте увидит порок», «Завистник испытывает огорчение, а щедрыелюди постоянно проявляют великодушие».
XV—XVIIвека в истории казахского народа были периодом особым, весьма важным вэтнополитическом и социальном отношении: в 1454 году в долине реки Чу (натерритории нынешней Жамбылской области) образуется первое казахское ханство —государство раннефеодального типа. С этого периода постепенно сталаскладываться самобытная казахская культура в отличие от культур узбекской,киргизской, туркменской и других народов тюркского происхождения.
Общеизвестно:каждый народ, живя сам по себе, способен к значительным достижениям в областидуховной культуры (поэзия, искусство, философия и др.), поскольку обладаетсобственным органичным и оригинальным мироощущением. Этот процесс не смог неотложить своеобразный отпечаток и на развитие педагогической культурыкочевников.
ВXV—XVII вв. на общественную арену выходят мыслители-жырау, благодаря дарупоэтического слова оказавшие определенное влияние на народные массы изавоевавшие большой авторитет. Поэтические толгау (философские стихи) казахскихжырау имели не только воспитательно-прикладное, но и идейно-эстетическоезначение. Жырау участвовали в походах, являлись советниками хаков,предводителями войск, воспевали сражения, оплакивали смерть батыров, былистарейшинами родов и племен. Из этой плеяды мыслителей XV—XVII вв. своей педагогическойнаправленностью особо выделялись Асан Кайгы-жырау (Асан Скорбящий),Шалкииз-жырау, Жиембет-жырау.
Педагогическаямысль Казахстана в XVIII в., период джунгарского нашествия, представленатворчеством Актамбсрды-жырау (1675—1768), Бухар-жырау (1693—1787), Шал-акына(1748—1814) и других. Шал-акын, делясь своими размышлениями о различных этапахчеловеческой жизни, говорит о трех типах юношей, дает характеристику каждому изних.
Вотличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) в странахВостока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзия вбирала всебя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика, эстетика,психология, педагогика и т. Об этом писал еще В. Г. Белинский, который отмечал,что поэзия и философия часто до того смешиваются друг с другом, что иноефилософское сочинение, прежде всего, вы назовете поэтическим, а поэтическое —философским.
Процессприсоединения казахских степей к России, начатый в 30-е гг. XVIII вв. длилсяболее ста пятидесяти лет. Во второй половине XIX в. Казахстан был полностьюприсоединен к России. Этот акт, несмотря на реакционно-колонизаторскую политикуцаризма, имел и отдельные прогрессивные стороны, особенно в развитии духовнойжизни края. В казахскую степь стали просачиваться элементы русской иевропейской культуры и просвещения. Так, при Змеиногорском свинцово-цинковомруднике (Восточный Казахстан) была открыта школа для детей горно-заводскихрабочих, а в 1786 г. в г. Омске была основана «азиатская школа» для подготовкипереводчиков, куда принимали казахов. Первая официальная школа для казахскихдетей была открыта при мечети у Менового двора г. Оренбурга в 1789 г.
Детямказахской феодально-родовой знати (султанов, бисв и старшин) был разрешендоступ в Неплюевский (1825) и Омский кадетские корпуса (1846). Были открытыпервые светские казахские школы: в Ханской ставке Букеевской Орды (1841), приОренбургской пограничной комиссии (1850) и др.
Впервой половине XIX в., в канун завершения присоединения Казахстана к России, встепном крае происходят большие перемены в социально-экономической жизни:упраздняется ханская власть, вводится новое административное устройство, властьпередается старшим султанам и волостным правителям.
Источникомотражения картины жизни казахского общества той эпохи является творческоенаследие Дулата Бабатай-улы (1802—1847). Поэт реалистично изображает жизньразличных слоев кочевого народа, показывает и недовольство, вызванноеколонизаторской политикой русского царизма.
Втораяполовина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахскогонарода, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второйполовины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежныхлюдей. В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф.Дуров, Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русскойи украинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние наформирование мировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева.Под благотворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстаневозникает просветительское движение. С появлением на общественной аренепредводителей этого движения. Общественная мысль степного края вступает в новуюполосу развития.
Валихановпризывал к возрождению «национального духа», считая; что последний присущнароду и зависит как от природной среды, так и от общественного устройства.Проявление особенностей народного характера ученый понимал в многоплановомаспекте. В ряде своих произведений он тщательно анализировал особенности быта,традиций, обычаев, культуры, религии, географической среды.
Крометого, он осуждал бесправие женщин, неравные браки, стоял за равенство супруговв семье и т. д.
Педагог-просветительИбрай Алтынсарин (1841—1889)— первым среди казахов обратил внимание наметодические и дидактические аспекты усвоения русского языка казахскими детьми.В вопросах обучения и воспитания юных казахов Алтынсарин использовал идеипрогрессивной русской педагогики 60-х гг., в особенности идеи К.Д. Ушинского.
Вначале XX в., в период проникновения в степной край новой волнысоциально-демократических идей, педагогическая мысль региона начинаетразвиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколениепросветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своихпредшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания.Так, казахский просветитель Султанмахмут Торайгыров " (1893—1920) впроизведениях «Социализм», «Заблудившаяся жизнь», «Как обстоит дело собразованием и обучением казахов?» выступает с оригинальными идеями по вопросамдидактики, возрастной периодизации детей, говорит о роли родного языка какглавного фактора и средства воспитания подрастающего поколения, о ролисамообразования, о значении изучения русского языка для казахов и т. д.Критикуя методы обучения в старой конфессиональной школе, он высказывает рядмыслей о светском образовании.
Потем или иным вопросам казахской педагогики в тс годы выступают писатели и поэтыС. Кубеев (1878—1956), С. Донеитаев (1894-1938), Б. Утетиле-уов,, М. Сералии,А. Диваев, М.Ж Копеев, Ш. Кудайбердиев, учителя Г. Балгимбаев, М. Кашимов идругие.
К1913 г. в Казахстане имелось всего 157 русско-казахских школ; в большинстве изних количество учащихся не превышало 50 человек. В эти школы попадали в основномдети состоятельных родителей. Положение значительно изменилось с приходомсоветской власти. Так, в тридцатые и сороковые годы в основном здесь былаликвидирована неграмотность, вместо дореволюционной старой аульной школы.
Учреждениереспубликанского института школ и научно-методического совета до некоторойстепени способствовало оживлению педагогической науки в Казахстане. С середины30-х гг. вокруг кафедры педагогики КазПИ им. Абая и НИИ школ Казнаркомпросаобъединяются группы казахских и русских ученых. В 20—40-х гг. созданиеморигинальных учебников для казахских школ занималась группа писателей иученых-методистов. Переработка «Букваря» была поручена авторскому коллективу(М. Жумабаев, III. Альжанов, Г. Мусрепов, А. Ситдыков).
А.И.Воскресенский и другие работали над созданием методики преподавания казахскогои русского языков для национальных школ. В послевоенные годы интенсивноразвернулись научные исследования по раскрытию структуры учебно-воспитательногопроцесса казахских школ.
Оживлениюпедагогических исследований в республике способствовали мероприятия,проведенные в конце 40-х гг. Так, с 1948 г. Казахскому педагогическомуинституту им. Абая Высшей аттестационной комиссией при Министерстве высшегообразования СССР было дано право принимать к защите диссертации попедагогическим наукам. Этот вуз республики длительное время являлсяединственным научным центром, где формировались ученые силы республик СреднейАзии и Казахстана в области педагогики и психологии. В 60—70-е гг. крупныеисторико-педагогические, дидактические, методические проблемы развитияразрабатывались в исследованиях Т. Тажибаева (1962). Л.Сембаева (1963), С.Кирабаева (1964), А. Конратбаева (1964), К. Бсржанова (1965), Ш. Карибаева(1966), Т. Акчулакова (1967),.Г. Уманова (1970), А. Сейтешева (1974), А. К.Кунантаевой (1980), К. Б. Жарикбаева (1982) и других.
Психолого-педагогическаямысль Казахстана в последнее время обогатилась произведениями видных казахскихдеятелей, труды которых в годы авторитаризма и тоталитаризма на протяжении 70лет были преданы забвению. На начало 1993/94 учебного года в республикенасчитывалось 8311 общеобразовательных школ, в которых обучается более 3 млн.учащихся. Из года в год растет количество школ с различными профилями обучения(лицей, гимназия, колледж и др.). В системе просвещения трудится около 300 тыс.учителей (в 1913 г. в Казахстане их было около 3 тыс.). Более 20 областных,городских и центральных институтов усовершенствования учителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На протяжении длительнойистории жители степных просторов накопили богатый опыт воспитания подрастающихпоколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются творческий опытнародных масс, правила, нормы и принципы поведения человека. В соответствии сосвоеобразными особенностями социально-экономических, культурно-исторических,природно-климатических условий у казахов-кочевников сложились свои требования кобучению и воспитанию детей и молодежи.
Народная педагогикаобширного региона представляет собой синтез педагогической мысли, опыта итрадиций разных этнических компонентов, из которых формировалось нынешнеепоколение кочевников. Нелегкая жизнь обитателей степи предъявляла к ним жесткиетребования. Они должны были не только быть физически крепкими, выносливыми,уметь быстро приспосабливаться к резко меняющимся погодным условиям, но и иметьустойчивую психику. Казахи занимались охотой, пасли скот, участвовали в боях.Мужчина был и воином, и пастухом, и главой семьи. Взрослые учили детейориентироваться в степи, развивали у них зоркость глаза, чуткость уха.
Вобщине кочевников люди хорошо знали друг друга, роль каждого человека былачетко определена согласно его возрасту и месту в обществе, нормы общения былиизвестны всем с детства. Сходство интересов, общий взгляд на жизньспособствовали взаимопониманию, коммуникабельности, межличностным связям.Община была сплоченной, в ней культивировались обычаи и традиции того или иногорода. Народная педагогика располагала многочисленными средствами, методами иприемами воспитания, подготовки подрастающего поколения к самостоятельнойтрудовой жизни. В воспитании детей широко использовались все жанры устногонародного творчества. Сказки, легенды, шежире и дастаны рассказывались сбольшим мастерством, с учетом уровня развития воображения, мышления, сиспользованием наглядных методов в сочетании с образным, выразительным языком.В арсенале народной педагогики имелись своеобразные средства и приемывоспитания кочевников — благословение, клятва, напутствие, айтыс (несенныесостязания) и др.
Устно-поэтическаятрадиция древних тюрков сохранила нам много легендарных имен — певцов имузыкантов. Например, Коркут-ата, его музыкальное наследие не толькозамечательный художественно-эпический памятник, отражающий обычаи, жизнь и быт,верования кочевых племен эпохи раннего средневековья, но и интересныйпедагогический опыт.
Врамках народной педагогики мы рассмотрели пословицы и поговорки на темувоспитания детей в семье, трудового воспитания, умственного и патриотического.
Главнаязадача работы была направлена на выявление этапов развития педагогической мысли и просвещения Казахстанас древних времен до наших дней. Основываясь на общих закономерностях развитияистории Казахстана, условно выделяется три основных периода становленияпедагогической мысли, соответствующие основным этапам общественного прогрессанародов этого региона. Первый период — ее истоки, первоначальные этапызарождения, ведущие отсчет с VI по XV вв. (древнетюркские письменные памятники,наследие аль-Фараби, творения поэтов-мыслителей эпохи распада Золотой Орды).Сюда же входит и казахская народная педагогика. Второй период — развитиепедагогической мысли — связан с моментом образования казахского ханства —государства раннефеодального типа (первая половина XV в.). Третий период — развитие педагогической мысли Казахстана после свершения Октябрьскогопереворота в России и до наших дней, периода приобретения суверенитета и независимостиРеспублики Казахстан. На территории Казахстана, особенно в оседлых его районах,еще в период раннего средневековья (VII—VIII вв.) функционировалимногочисленные мектебы (начальные мусульманские школы) и медресе.
ВIX—X вв. с системой психолого-педагогических воззрений выступает великийученый-энциклопедист, уроженец казахской степи Абу Наср аль-Фараби (870—950).Педагогические взгляды Фараби, насыщенные гуманистическими идеями,многоаспектны, они разбросаны в многочисленных трактатах. Аль-Фараби не толькотворчески развивал учение Аристотеля о душе, но впервые в арабоязычном миреизложил стройную систему учения о душе и разработал оригинальную терминологиюпо психологии. Учение Фараби повлияло на последующее развитие философской ипсихолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана. Его влияниебыло многосторонним и длительным.
ВXI—XII вв. широкое распространение получают этико-педагогические трактаты,написанные местными авторами (Ю. Баласагунский, М. Кашгарский, А. Югнаки, А.Ясави). Так, книга Юсуфа Баласагунского «Кудатгу билиг» («Благодатноезнание»)—первый дошедший до нас памятник светской литературы тюркоязычныхнародов Средней Азии и Казахстана. В начале ХШ в. в Среднюю Азию и Казахстанвторглись войска Чингисхана. Вскоре эти территории были включены в составогромной империи монголов. И после монгольского нашествия, вплоть доприсоединения Казахстана к России (1731), степь была ареной ожесточенныхвоенных столкновений. Чужеземные захватчики уничтожили десятки городов ипоселений, подорвали экономическую основу культурной жизни народов региона.Однако следует подчеркнуть, что и на этом этапе развития, в невероятно трудныйкритический период, казахский народ выдвинул из своей среды немало выдающихсяакынов-жырау, поэтов, мыслителей, ученых, которые внесли весомый вклад вразвитие его духовной культуры вообще, педагогической — в частности. XV—XVIIвека в истории казахского народа были периодом особым, весьма важным вэтнополитическом и социальном отношении: в 1454 году в долине реки Чу образуетсяпервое казахское ханство — государство раннефеодального типа. С этого периодапостепенно стала складываться самобытная казахская культура в отличие откультур узбекской, киргизской, туркменской и других народов тюркскогопроисхождения. Педагогическая мысль Казахстана в XVIII в., период джунгарскогонашествия, представлена творчеством Актамбсрды-жырау, Бухар-жырау, Шал-акына идругих. В отличие от славянских народов (русских, украинцев, белорусов и др.) встранах Востока, в том числе и у народов Средней Азии и Казахстана, поэзиявбирала в себя почти все отрасли гуманитарных наук (история, философия, этика,эстетика, психология, педагогика). Процесс интеграции с Российской культуройначинается с присоединения казахских степей к России, начатый в 30-е гг. XVIIIвв. длился более ста пятидесяти лет. Во второй половине XIX в. Казахстан былполностью присоединен к России. Этот акт, несмотря нареакционно-колонизаторскую политику царизма, имел и отдельные прогрессивныестороны, особенно в развитии духовной жизни края. В казахскую степь сталипросачиваться элементы русской и европейской культуры и просвещения. В первойполовине XIX в., в канун завершения присоединения Казахстана к России, встепном крае происходят большие перемены в социально-экономической жизни. Втораяполовина XIX в. является переломным этапом в общественном прогрессе казахскогонарода, подготовившим важнейшие политические события в его жизни. Со второйполовины XIX в. Казахстан стал местом ссылки для политически неблагонадежных людей.В числе ссыльных были Т.Г. Шевченко, Ф.М. Достоевский. В.Н. Майков, С.Ф. Дуров,Е.П. Михаэлис и другие демократически настроенные представители русской иукраинской интеллигенции, которые оказали значительное влияние на формированиемировоззрения Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Абая Кунанбаева. Подблаготворным влиянием русской революционно-демократической мысли (А.И. Герцен,В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.) в Казахстаневозникает просветительское движение. С появлением на общественной аренепредводителей этого движения, общественная мысль степного края вступает в новуюполосу развития.
Вначале XX в., в период проникновения в степной край новой волнысоциально-демократических идей, педагогическая мысль региона начинаетразвиваться более интенсивно. На общественную арену выходит новое поколениепросветителей, которое достойно развивает материалистические взгляды своихпредшественников, внося новые идеи и воззрения в область обучения и воспитания.В 60—70-е гг. крупные историко-педагогические, дидактические, методическиепроблемы развития разрабатывались в исследованиях Т. Тажибаева, Л.Сембаева, С.Кирабаева, А. Конратбаева, К. Бсржанова, Ш. Карибаева, Т. Акчулакова, Г. Уманова,А. Сейтешева, А.К. Кунантаевой (1980), К.Б. Жарикбаева (1982) и других.
Наначало 1993/94 учебного года в республике насчитывалось 8311общеобразовательных школ, в которых обучается более 3 млн. учащихся. Из года вгод растет количество школ с различными профилями обучения (лицей, гимназия,колледж и др.). Итак, мы рассмотрели особенности воспитания в рамках Казахскойкультуры, ее традиции, привычки, быт, этнопсихологические особенности народа.Мы изучили, что такое народная педагогика в системе педагогических наук ипроанализировали исторические этапы развития культуры и педагогической мыслиКазахстана, а так же процесс интеграции с Российской культурой.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Альджанов О. Беседы о воспитании киргизских детей//Киргизская степная газета. 1898. № 13;
2.  Библер B.C. Целостная концепцияшколы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наукаи образование. 1996. №4.
3.  Библер B.C. Школа диалогакультур // Искусство в школе. 1992.
4.  Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.,1979.
5.  Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество- это народы. — М., 1992.
6.  Букин И. Физическое и умственное воспитание укиргизов //Туркестанские ведомости. 1883, № 13;
7.  Гуткин О.В. Проблема соотношенияпонятий диалога культур и диалога в культуре. Человек, диалог, понимание.Саратов, 1996.
8.  Жапанов К. Как обучают киргизы своих детей?//Киргизская степная газета. 1895, № 8;
9.  Жарикбаев К. Из истории развития педагогическоймысли в дореволюционном Казахстане. 1978.
10. Жарикбаев К.Б.,Калиев С.К. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.— Алматы: Рауан,1995.— С. 523
11. Калиев С.К. Народная педагогика в казахскомфольклоре. 1987.
12. Крысько В.Г.Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.
13. Кукушин B.C., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростовн/Дону, 2000.
14. Кунанбаева К. К вершинам знаний.1968.
15. Курманбаев Л. Кого киргизы считают хорошимчеловеком //Киргизская степная газета. 1894, № 26;
16. Кушеков И. Теория обучения. 1976.
17. Лемберг Р.Г. Дидактические очерки. 1960.
18. Мадии И. Развитие педагогической мыслиКазахстана в советский период 1976.
19. Мендикулов М.М. Памятники полуострова Мангышлак иЗападного Устюрта. Алма-Ата, 1956;
20. Мубинова З.Ф.Педагогика этничности и толерантности: теория, практика, проблемы. Уфа, 2000.
21. Саламатов Н. Воспитание и обучение детей укиргизов //Русская школа, 1913, № 1;
22. Сембаев А. История развития советской школы вКазахстан (1962);
23. Сейталиев К. Теория воспитания (1986);
24. Ситдыков А. Педагогические идеи и просветительнаядеятельность II Алтынеарина. 1968.
25. Тажибаев Т. Развитие педагогической мысли вКазахстане во 2-й половине XIX в. 1962.
26. Типгков В.А.Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.
27. Уманов Г. Педагогические проблемы развитияпрофессионально-технического образования в Казахстане. 1968.
28. Храпченков Г. Научно-педагогические вопросынародного образования в Казахстане. 1976.
29. Шалабаев С. Мангышлак. Алма-Ата, 1973.
30. Казахскаясоветская энциклопедия. Т. 7. //Памятники Мангышлака// Алма-Ата, 1976. С.453-455.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат От образа к имиджу: психосемантический брэндинг
Реферат Особенности работы с локальными конкурентами и мерчендайзинг
Реферат Оценка влияния установки входных железных дверей и замков
Реферат Отчет по дисциплине «Практический маркетинг»
Реферат Взаимосвязь стиля педагогической деятельности и проявления школьной дезадаптации школьников
Реферат Особенности продвижения банковских услуг
Реферат Открытие фотостудии "Отражение"
Реферат Авторський колектив
Реферат Отбор целевых рынков. Емкость рынка. Сегментирование рынка
Реферат Поняття товару у маркетингу
Реферат Особливості міжнародного ринку реклами
Реферат Производство, реализация и монтаж бассейнов для частных домов
Реферат Открытие массажного салона среднего ценового сегмента
Реферат Особенности работы рекламного агентства "Риком"
Реферат Понятие мезологистики