Реферат по предмету "Педагогика"


Основные параметры качества знаний по химии

«Основные параметры качества знаний похимии»»

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
2. ФУНКЦИИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК  ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИКАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
5.УРОВНИ КОНТРОЛЯ ИПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ
ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ
Контроль результатов обучения — важная частьпроцесса обучения. Его задача заключается в том, чтобы определить, в какой мередостигнуты цели обучения. Так как контроль носит в средней школе обучающийхарактер, его методы рассматриваются в тесной связи с другими методамиобучения.
Контроль результатов выполняют все три функции,присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное,воспитывающее и развивающее значение. Особенно важен он для учащихся. Обучающеезначение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания иумения. Воспитательное значение контроля велико. Постоянная проверка приучаетучащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качествоприобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувствоответственности, стремление добиться лучших результатов. Контроль воспитываетцелеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности,т. е. способствует формированию нравственных качеств личности. Систематическийконтроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыковсамоконтроля. Главное требование к контролю — его систематичность.

1. КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
В процессе обучения должна контролироватьсяреализация всех трех функций процесса обучения, что и является содержаниемпроверки.
Под качеством знаний понимается «степень удовлетворенияожиданий» различных участников процесса образования от предоставляемых образовательнымучреждениям образовательных услуг» или «степень достижения поставленных вобразовании целей и задач».
 Для учителя биологии качество образовательного процесса определяется как нормативныйуровень, которому должен соответствовать продукт учебно-воспитательногопроцесса, в котором воплощается социальный заказ общества. В условиях переходана новую философию образования — личностную (эффективно-эмоционально-волевую) подкачеством образования так же понимается и социальное развитие ученика(взаимодействие его со всеми аспектами социального окружения). Поэтомувозникает новая задача перед школьной практикой поиска обоснованной системыоценки качества образовательной подготовки учащихся.
 Основным критерием качества образовательного процесса являетсярезультат, показателями которого являются знания и умения.
 Сделав контент-анализ первоисточников по данной проблеме (Т. Давыденко, Л.Зорина, И. Лернер, В Полонский, И. Ильясов, Д. Эльконин, В. Талызина и др.),можно утверждать, что под знанием понимается результат духовной и практическойдеятельности людей, выраженной в системе фактов, представлений, понятий,правил, законов, теорий.
 А под качеством знаний мы понимаем целостную совокупность относительноустойчивых знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельностишкольников, которые подразделяются на три основные группы качеств:
 - системностьзнаний, как интегративное качество, являющееся результатом взаимодействия,осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и обобщенности;
— действенность знаний,характеризующаяся их мобильностью, проявляющаяся в умении применять знания прирешении учебных и практических задач, а также задач жизненного характера,которая характеризуется их осознанной полнотой, умением применять в новыхусловиях;
— прочность знаний, то есть сохранение их в памяти, зависящая отдейственности и их осознанности.
 Взаимосвязьдейственности, прочности и системности обеспечивает полноценность знанийучащихся. Наличие таких знаний у школьников по биологии позволяет имориентироваться в различных ситуациях, представлять образ деятельности,изменять ее план, с выходом на новые цели и средства, высказывать оценочныесуждения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что критериями качествазнаний являются:
1. Соотнесение уровнейсформированности у школьников системы качеств знаний с исполнительскимидействиями;
2. Оценка совпаденияреального хода этих действий и их результатов с заданными;
3. Внесение корректив всоответствии с образцами в случае расхождения.
2. ФУНКЦИИ И ВИДЫКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Контроль — неотъемлемаячасть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебномпроцессе, можно выделить три основных его вида:
— предварительный,
— текущий,
— итоговый,
рассматриваемые каксредства контроля за уровнем (качеством) усвоения.
Назначениепредварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторонличности учащегося и, прежде всего, — исходного состояния познавательнойдеятельности, в первую очередь — индивидуального уровня каждого ученика.
Успех изучения любой темы(раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов,положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Еслиинформации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования иуправления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимуюинформацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, болееизвестное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последнийнеобходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровеньобученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным(достигнутым) позволяет измерять «прирост» знаний, степеньсформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективностьдидактического процесса, а также сделать объективные выводы о«вкладе» педагога в обученность учащихся, эффективности педагогическоготруда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.
Важнейшей функциейтекущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяетпреподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося.Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процессаусвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности илинеправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлятьконтроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.
Текущий контрольнеобходим для диагностирования хода дидактического процесса, выявления динамикипоследнего, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов сзапроектированными. Кроме собственно прогностической функции текущий контроль иучет знаний, умений стимулирует учебный труд учащихся, способствуетсвоевременному определению пробелов в усвоении материла, повышению общейпродуктивности учебного труда.
Обычно текущий контрольосуществляется посредством устного опроса, который все время совершенствуется:педагоги все шире практикуют такие его формы, как уплотненный, фронтальный,магнитофонный и др. Тестовые задания для текущего контроля (их количествообычно не превышает 6-8) формируются так, чтобы охватить все важнейшие элементызнаний, умений, изученные учащимися на протяжении последних 2-3 уроков. Послезавершения работы обязательно анализируются допущенные обучаемыми ошибки.
Учащиеся всегда должнызнать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончитьсяопределенным результатом, который будет оцениваться. Это означает, что кромеконтроля, который выполняет функцию обратной связи, необходим другой видконтроля, который призван дать представление о достигнутых результатах. Этотвид контроля обычно называют итоговым. Итог может касаться как отдельного циклаобучения, так и целого предмета или какого-то раздела. В практике обученияитоговый контроль используется для оценки результатов обучения, достигнутых вконце работы над темой или курсом.
Итоговый контроль осуществляетсяво время заключительного повторения в конце каждой четверти и учебного года, атакже в процессе экзаменов (зачетов). Именно на этом этапе дидактическогопроцесса систематизируется и обобщается учебный материал. С высокойэффективностью могут быть применены соответствующим образом составленные тестыобученности. Главное требование к итоговым тестовым заданиям — они должнысоответствовать уровню национального стандарта образования. Все большеераспространение получают технологии итогового тестирования с применениемкомпьютеров и специализированных программ [2].
Содержание контроля результатов обучения
Контролю подлежит реализация всех функций процессаобучения и в процессе контроля должно быть определено, соответствует ли уровеньусвоения целям обучения в целом.
При изучении основ химической науки контролюподлежит усвоение понятий, законов, теорий, фактов, связи между ними, а такжесвязи теории с практикой. Это последнее требование подразумевает контроль завыработкой умений пользоваться химической символикой и терминологией, уменийнаблюдать, решать химические задачи, экспериментальных умений и т. п., а такжеза усвоением прикладных знаний.
Особое внимание должно быть уделено контролю общихинтеллектуальных умений — развития мыслительных приемов анализа, синтеза,сравнения, обобщения, конкретизации. Должно контролироваться умение читатьучебную литературу, навыки устной и письменной речи, умение выделять главное ит. д.
Во всех случаях контроль результатов обучения долженопределяться важным параметром качества знаний — уровнем усвоения. Последнийзависит от целей и требований к обучению.
Уровень узнавания и воспроизведения объектаизучения.
Уровень, характеризующийся умением найти необходимыйпуть решения познавательной задачи.
Высший уровень — умение ставить перед собой задачу ирешить ее, используя необходимые мыслительные приемы.
В процессе контроля учитель должен твердо знать,каким должен быть уровень усвоения, и соответственно давать задания либо навоспроизведение, либо на применение знаний в сходной ситуации, либо наприменение знаний в новой ситуации.
Кроме того, контролируя глубину, объем, полноту,конкретность знаний учащихся, учитель не должен забывать и об обязательномминимуме содержания (для основной школы). Ориентиром для учителя могут быть иимеющиеся в некоторых программах рубрики «Основные требования к знаниям иумениям учащихся».
Контроль результатов обучения в значительной степениутрачивает свою ценность, если не сочетается с диагностикой. Сам термин,происходящий от слова «диагноз», обращает наше внимание на то, что мало толькофиксировать ошибки, нужен анализ причин их возникновения. Этот анализ, особенноесли ошибки массовые, стимулирует учителя пересмотреть свой методический подходк изучению того или иного содержания.
Диагностика может вскрыть несоответствие учебногоматериала возрастным особенностям учащихся, указать на недостаточный бюджетвремени для его изучения или на гигиенические условия работы класса.
Диагностика — обязательный элемент методическогоисследования.
3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙУЧАЩИХСЯ
Экспериментальная проверкарезультатов обучения может быть индивидуальной (работа учащегося удемонстрационного стола, выполнение практической контрольной работы по всемвариантам класса) или фронтальной (практическое занятие по экспериментальномурешению задач, когда проверяются не только знания, но и умения и навыкиработы).
Наиболее простой метод —выполнение учащимся опыта у демонстрационного стола. При этом оцениваются егознания и практические умения. Во время фронтальной практической работыоцениваются умения только тех учащихся, которые находятся под наблюдением.
Экспериментальная контрольнаяработа может включать еще и расчетные задачи. Работу учащиеся выполняют безинст рукций и пособий,получают только условие задач. Примеры экспериментальных задач были приведеныранее. Такая работа дает учителю богатый материал для анализа. Можно проверитьи знание фактического материала (свойства веществ, химические процессы и т.п.). Контролируются следующие элементы:
1. Подготовка опыта, изготовление чертежа и сборкаприбора.
2. Правильное и последовательное выполнение операций.
3. Полнота наблюдений.
4. Правильность объяснений и выводов.
5. Теоретическое обоснование.
6. Соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте.
7. Соблюдение правил техники безопасности.
8. Уборка рабочего места.
9.Составление отчета.
В программе по химии приводятся рекомендации коцениванию знаний и умений учащихся по химии, критерии оценки устных отчетов,умений решать задачи, экспериментальных умений и письменных работ. Эти условныекритерии отчасти унифицируют подход к оцениванию результатов обучения.
Учет результатов обучения
Учет результатов — это регистрация успехов учащихся,выявленных в ходе проверки результатов его деятельности [1]. Учет, если онправильно ведется, является, пожалуй, единственным способом судить о динамикедостижений учащихся, их развитии, обученности, состоянии их знаний и умений.При учете фиксируется не только результат обучения, но и время, когда был проведенконтроль.
Контроль результатов обучения включает в себя нетолько выбор форм и методов его, не только оценивание по пятибалльной системедеятельности учащихся, но и учет результатов.
Во-первых, каждый учитель хочет иметь перед собойполную картину оценки деятельности ученика, осуществляемой при выполненииразных видов работы: усвоения теоретических знаний, выполнения практическихработ, решения задач (расчетных, качественных, экспериментальных), выполнениядомашних заданий и т. д. А во-вторых, для учителя важно состояние обученностиучащихся, усвоения ими содержания всех разделов и тем. Для этого ему необходимопроверить по каждому разделу или теме знания и умения всех учащихся.
Это очень трудно сделать индивидуально, поэтому чащевсего осуществляется с помощью письменных работ. Таким образом, учитель строит систему проверки результатовобучения каждого ученика истарается, чтобы он принял участие в разных видах деятельности и по каждойтеме. Это требует от учителя специального учета, который он ведет по каждомуклассу помимо классного журнала.
В своей тетради учитель вправе ставить отметки сплюсами и минусами (что не допускается в классном журнале). У себя в тетрадиучитель вправе делать любые записи по поводу ответа ученика, делать заметки прифронтальном опросе, ставить всевозможные условные значки, понятные только ему,регистрировать успехи учеников.
Такой подход позволяет обоснованно дать заключениеоб успехах ученика за определенный период времени: за учебную четверть,полугодие, год.
Учитель обычно не придерживается такого подхода,когда отметка выводится как средняя арифметическая. Он всегда учитывает, закакую работу поставлены отметки и даже в какой последовательности онипоставлены.
Одной из форм учета результатов обучения в последнеевремя стала рейтинговая система оценки. В западноевропейских и американскихшколах такая система «работает» уже давно. В нашей стране она началаприменяться постепенно, когда учителя стали ощущать недостаточную объективностьоценок по пятибалльной системе. Уже упомянутая система поэлементного анализаписьменных работ учащихся, когда содержание их ответов расчленяется наотдельные элементы, что помогает объективно установить, какие действиянедостаточно сформированы и вызывают затруднения, уже содержит зачатки рейтинговойсистемы[1,2].
При рейтинговой системе оценки каждый относительнокрупный компонент содержания, подлежащий контролю, оценивается определеннымчислом условных баллов. Само число баллов в каждом случае устанавливаетсяучителем. При этом он оценивает сложность содержания (т. е. наличие в немнекоторого числа компонентов), субъективная трудность его усвоения учащимися,объем и др., а также умственные действия, которые предстоит выполнить учащимсяпри усвоении этого содержания. Учитель определяет максимальную «ценность»данного содержания в условных баллах, подобно тому, как во время спортивныхсоревнований, например, по фигурному катанию, оценивается каждый выполняемыйэлемент. Эта оценка учителем контролируемого содержания принимается за эталон.
Если ученик выполняет всеправильно, ему начисляется максимальное число баллов. Если он допустил ошибкуили его ответ оказался недостаточно полным, он набирает меньше баллов. Еслиученик подошел к ответу на вопрос творчески, так, как учитель не предусмотрел,ему начисляются дополнительные баллы сверх максимальных.
Легче всего такой письменныйконтроль наладить при письменной проверке, но можно разработать такой подход идля оценки устных ответов. В итоге каждый ученик за некоторый промежутоквремени набирает определенное число рейтинговых баллов.
Специфика рейтингового контроля втом, что каждый ученик отчитывается за усвоение каждого раздела программы. Приэтом пробел по любому разделу становится очевиден и не перекрывается успехами вдругих разделах. Кроме того, соблюдается относительная объективность оценки. Доучащегося с самого начала доводятся условия рейтинга, своего рода «правилаигры», которые уже никто не вправе менять до конца действия рейтинга, иначебудет подорвано доверие, к учителю и исчезнут стимулы добиваться высокогорейтинга.
Ученик может повысить свойрейтинг, поработав дополнительно над плохо усвоенным разделом и повторновыполнив задание.
Хорошо сочетается рейтинговыйконтроль с модульной технологией обучения, с компьютерной оценкой.
В учебных заведениях Запада, гдерейтинговой системой пользуется школа или вуз в целом, условия рейтингавырабатываются коллегиально группой ведущих преподавателей, проводитсяподробный инструктаж, и итог обучения подводится тоже в условных рейтинговыхбаллах. На Западе существует сложная система расчетов рейтинговой ценностисодержания.
/> 
4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙУЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ
 
Контроль знанийучащихся являетсяодним из основных элементов оценки качества образования. Учителя ежедневноконтролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в классе ипутем оценки письменных работ.
 Эта неформальная оценка,которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебногозаведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждогоучащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленнаяпреподавателем оценка почти всегда показывает «нормально», что,очевидно, ограничивает ее ценность.
 Современный подход коценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно,сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными.
·          Чтобы бытьиспользованными с той или иной целью, результаты оценки должны иметь трикачества:
o    они должны быть«валидными» (четко соответствовать программам преподавания),
o    жесткообъективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми отвремени или от характера экзаменующего),
o    «доступными»(т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны бытьдоступны данному государству).
В большинстве странпереход из одного класса в другой сегодня основывается на системе постоянногоконтроля, осуществляемого классными руководителями или преподавателями той илииной дисциплины. Классических экзаменов по окончании учебного года практическибольше не существует, они рассматриваются как определенные дополнения кпостоянному контролю за деятельностью учащихся. Во многих случаях постоянныйконтроль также дополняется такими формами, как тесты, зачеты, организуемые внеучебного заведения регулярно и в течение всего учебного года [2].Виды и формы контроля и их дидактическиефункции
Одним из важных структурных элементов каждого урока ивсего процесса обучения в целом является проверка знаний и уменийучащихся.
Различают следующие виды контроля:предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Предварительный, или начальный, контроль – установлениеиндивидуального уровня обученности учащегося, или так называемоепропедевтическое диагностирование. Например, перед изучением химии элементовв курсе 9-го класса целесообразно проведение диагностической контрольнойработы по основным вопросам курса 8-го класса. В такую контрольную работумогут быть включены задания по характеристике элемента (металла или неметалла)в зависимости от его положения в периодической таблице по плану:
– координаты элемента в периодической таблице;
– строение атома и, следовательно, возможные степениокисления;
– тип простого вещества и, следовательно, тип химическойсвязи и кристаллической решетки, характерной для этого вещества, а значит,и соответствующие физические свойства; возможность существования аллотропныхмодификаций;
– сравнение окислительно-восстановительных свойствэлемента и простого вещества с соседями по периоду;
– аналогичное сравнение с соседями по подгруппе;
– формула высшего оксида и его характер (основный,кислотный или амфотерный), наиболее типичные свойства, иллюстрируемыеуравнениями соответствующих реакций (в том числе и в ионной форме);
– формула высшего гидроксида и его характер (основный,кислотный или амфотерный), наиболее типичные свойства, иллюстрируемыеуравнениями соответствующих реакций (в том числе и в ионной форме).
Наиболее распространенной формой диагностическогоконтроля в настоящее время является тестирование, которое эффективно и дляпоследующих видов контроля.
Текущий контроль, или контроль за ходомусвоения материала, позволяет учителю получать сведения о процессеусвоения знаний в течение определенного промежутка времени (поурочныйконтроль или после изученного параграфа). Например, после изучения свойствоснований можно использовать следующее тестовое задание: «Рядвеществ-реагентов, с каждым из которых взаимодействует гидроксид калия: а)оксид серы(VI), гидроксид магния, сульфат меди(II); б) нитрат натрия, гидроксиднатрия, оксид натрия; в) оксид азота(II), оксид фосфора(V), гидроксид кальция;г) оксид углерода(IV), хлорид меди(II), азотная кислота».
Промежуточный, или рубежный, контроль проводится послеизучения крупных разделов (модулей) учебного курса. Например, после изучениятемы «Основные классы неорганических соединений» заданием для такого видаконтроля может служить следующее: «Соляная кислота взаимодействуетсо следующими веществами: оксидом меди(II), медью, цинком, нитратомсеребра, нитратом натрия, карбонатом натрия, оксидом углерода(IV). Запишитеуравнения возможных реакций. Там, где это имеет место, запишите также ионныеуравнения. Там, где это имеет место, разберите окислительно-восстановительныепроцессы».
Нетрудно заметить, что это задание легко можнопредставить и в тестовой форме.
В старшей школе в качестве рубежного контроля можетслужить экзамен по курсу органической или общей химии, проводимый по билетамили тестам в профильных классах.
Итоговый контроль заканчиваетсяоценкой знаний по всему курсу. Например, экзамен по химии за курс основнойшколы, который проводится как в традиционной форме по билетам, так ив такой новой экспериментальной форме, как мини-ЕГЭ. В старшей школеитоговым контролем является выпускной экзамен по химии, который с 2009 г. будет проводиться только в режиме ЕГЭ.
По субъекту и объекту, выполняющемуконтроль, можно выделить следующие его виды: программированный, взаимный,самоконтроль.
Программированный контроль. Например, заданием,которое может быть заложено в контролирующую программу, является заданиепо теме «Соединения химических элементов. Кристаллические решетки» (8-й класс)(табл. 1):

Таблица 1
Варианты заданий по теме «Соединенияхимических элементов. Кристаллические решетки» (8-й класс)
Вариант 1
HF
Вариант 2
Cl2
Вариант 3
NaBr
Вариант 4
CH4
Вариант 5
KNO3
Вариант 6
KF
Вариант 7
CaO
Вариант 8
Li2O
Вариант 9
NaNO3
Вариант 10
Li2SO4
Вариант 11
Mg
Вариант 12
Br2
Вариант 13
SCl2
Вариант 14
N2
Вариант 15
Ca
Вариант 16
NH3
Вариант 17
H2
Вариант 18
CO2
Вариант 19
CaBr2
Вариант 20
Ca3N2
Вариант 21
I2
Вариант 22
Al
Вариант 23
H2S
Вариант 24
H2O
Вариант 25
BaO
«Проведите анализ формулы соединения по следующемуплану:
1) тип кристаллической решетки;
2) частицы узлов кристаллической решетки;
3) тип химической связи в веществе;
4) физические свойства вещества;
5) масса вещества количеством 1,5 моль;
6) число атомов, образующих данное количество вещества».
В недалеком советском прошлом учителя проводили такойпрограммированный контроль безмашинным способом. Современные компьютерныетехнологии позволяют не только быстро и эффективно организовать одну иту же систему заданий, но и регулировать порядок контроля: от жесткозаданного преподавателем до автоматического компьютерного управления и дажеуправления порядком контроля по выбору учащегося.
Взаимный контроль. Проводитсяучащимися при работе в парах или группах. Он эффективен не только привыполнении теоретических, но также и экспериментальных заданий по химии.Например, два задания экспериментального характера: «Опытным путем докажитекачественный состав хлорида бария (для одного ученика пары) и сульфата аммония(для другого)».
Самоконтроль осуществляетсяконкретным учеником при подготовке домашнего задания по учебникув соответствии с вопросами и заданиями к параграфу (текущийсамоконтроль), вопросами и заданиями к зачету или семинару (тематическийсамоконтроль), с содержанием билетов или тестовых заданий к экзамену(рубежный и итоговый самоконтроль).
Различают следующие формы контроля: устная,письменная, практическая.
Устный контроль знанийв работе учителя – основной способ учета результатов развивающегообучения. При устном контроле знаний есть возможность проверить весь изученныйматериал по теме урока или раздела курса. Устный контроль знаний помогаетразвивать коммуникативные качества учащихся (развивать устную речь, умениевести диалог в ходе бесед с учителем или одноклассниками, выдвигать идоказывать гипотезы при проблемном построении урока химии, общаться между собойи с учителем).
Устный контроль знаний применяется в зависимости отцели и типа урока: в его начале – перед изучением нового материала,в конце урока или его этапа – с целью контроля и одновременного повторенияи закрепления пройденного. Очень эффективен устный опрос, проводимыйв форме беседы при изучении нового материала с целью выяснения связи темыурока с ранее изученными. Не менее эффективен устный опрос на урокахповторения и обобщения, при подготовке к контрольной работе или зачету.В этом случае рационально заранее сформулировать вопросы, по которым будетпроводиться опрос.
Устный контроль может проводиться индивидуально,фронтально или для групп учащихся.
Важной стороной устного опроса учащихся являетсяразвитие химического языка. Например, верного произношения и ударенияв химических терминах и выражениях, для отработки химической номенклатуры(названий веществ и процессов по формулам и уравнениям и наоборот).Во время устного ответа учащегося для достижения устойчивого вниманиякласса полезно предусмотреть последующее за ответом рецензирование, исправлениедопущенных ошибок, дополнение.
Письменный контроль позволяет получитьза один урок общую картину знаний всех учащихся по тому или иному разделукурса.
Основными видами проведения письменного контроля похимии являются проверочные (10–15 мин) и контрольные работы (на весь урок),задания которых могут быть представлены как в традиционной, так ив тестовой форме [3].
Как при устном, так и при письменном опросе хороший эффектдает применение химических диктантов. В учительской практике наиболеечасто используется написание формул соединений по их названиям и наоборот. Режевстречаются диктанты по химическим уравнениям (например, «гидратацияпропилена», «полимеризация хлорвинила», «гидролиз карбоната калия») или поматематическим выражениям, отражающим химические закономерности (формулыскорости химической реакции, закона Вант-Гоффа, нахождения массы, количества иобъема химических веществ и др.).
Практические работы позволяютосуществить контроль за сформированностью практических умений и навыков приработе с лабораторным оборудованием и реактивами. Они выявляют такжеспособность учащихся соединять теоретические знания и прогнозы, сделанные на ихоснове, с умениями осуществлять их на практике. Например, задание «Получитьгидроксид алюминия реакцией обмена и доказать опытным путем его амфотерность».Для этого конкретного задания следует отметить тиражируемуюв многочисленных инструкциях экспериментальную некорректность «…полученныйосадок разделите на две пробирки…». Разумеется, гель нерастворимого гидроксидаалюминия необходимо получать не в одной пробирке (разделить его затем надве пробирки будет или невозможно при малом количестве осадка, или неэстетично– при большом), а в двух автономных.
 
Дидактические и методические функции проверки знаний и уменийучащихся
Дидактические
Методические функции Контролирующая Выяснение наличия у учащихся знаний о фактах, понятиях, законах и теориях химии в соответствии со стандартом; определение умений учащихся применять эти знания в учебном процессе; выявление уровня сформированности у учащихся навыков обращения с оборудованием и реактивами в соответствии с правилами техники безопасности Образовательная Развитие логического мышления учащихся, их химической речи; развитие умения объяснять и прогнозировать химические факты, формировать нормы и правила безопасного обращения с химическими веществами, материалами и процессами; уточнение, углубление, закрепление знаний; применение знаний по химии в учебной практике, в быту и на производстве; выявление, исправление и анализ ошибок учащихся Воспитывающая Воспитание личностных качеств (трудолюбия, настойчивости в достижении целей, силы воли, любознательности и др.); воспитание безопасной для себя и окружающего мира культуры обращения с веществами, материалами и химическими процессами; формирование таких ключевых компетенций личности, как коммуникативная, социальная, информационная и другие; подготовка выпускников основной школы к осознанному выбору профиля в старшей школе или среднего специального учебного заведения и выпускника общеобразовательной школы к выбору вуза или сферы трудовой деятельности
 
5.УРОВНИ КОНТРОЛЯ И ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ХИМИИ
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранныхиз федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контролязнаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень – репродуктивный. Выполнениеучащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижениеэтого уровня предполагает у учащихся:
– знание названий отдельных химических элементов,веществ и реакций;
– умение устно или письменно описывать химические факты,понятия или явления (реакции);
– понимание роли, значения или применения отдельных химическихвеществ или реакций;
– применение химической символики – химических знаков,формул и уравнений;
– знание некоторых используемых в химии приборов,умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химическогоэксперимента.
Для проверки знаний и умений, соответствующих первомууровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведениеучащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легкоосуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень – продуктивный. Достижение этогоуровня предполагает у учащихся:
– понимание формулировок важнейших химических понятий,законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;
– умение устанавливать взаимосвязь между составом,строением и свойствами химических веществ;
– умение проводить расчеты по химическим формулам иуравнениям;
– умение самостоятельно проводить химический экспериментпо инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.
Для проверки умения применять эти знания в учебнойпрактике используются задания, выполнение которых возможно не только на основепамяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операциейвоспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнениятаких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся,чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень – творческий.Достижение этого уровня предполагает у учащихся:
– умение прогнозировать свойства химических веществ наоснове знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строениевеществ на основе их свойств;
– понимание факторов, позволяющих управлять химическимиреакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);
– умение проектировать, осуществлять химическийэксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;
– умение ориентироваться в потоке химическойинформации, определять источники необходимой информации, получать ее,анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующейформе;
– умение осознавать вклад химии в формированиецелостной естественно-научной картины мира.
Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, иумения применять их в учебной практике используется рефлективный видзаданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требуетглубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности(анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование,классификация) [1, 4].

ЛИТЕРАТУРА
1.    Кирюшкин Д. М., Полосин В. С. Методика обученияхимии. — М.: Просвещение, 1970.
2.    Общая методика обученияхимии / Под ред. Л. А. Цветкова. В 2-х т. т. 1 — М.: Просвещение, 1981. 3. Зырянова О.И. Химический диктант как средство закрепления основных химическихпонятий // Химия в школе. 1978. № 1.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии. – М.: Владос,2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.