Реферат по предмету "Педагогика"


Организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте

МДОУ «Детскийсад комбинированного вида № 25 «Рябинушка»
организация продуктивного диалога в старшем дошкольном возрасте
Воспитатель:
Агаркова Т.Н.
Мичуринск,2009

Диалог – форманепосредственного речевого взаимодействия между людьми. Способность строить иподдерживать его должна развиваться в дошкольном возрасте.
Продуктивный диалог – этоучебный диалог, в результате которого у ребенка развиваются коммуникативныенавыки.
Каждый педагог усиленноработает над обогащением словаря и развитием связной речи. Не более того. А всеостальное: умение выслушать, поспорить, привести аргументы, распределить роли вгруппе и т.д. придет само собой. Это неправильно, «готовых» диалогичных детейне бывает. Представим, что у ребенка богатый словарный запас, он знает, чтоговорить и как, умеет подобрать синонимы, построить предложение, поговорить опогоде и ответить на вопросы фронтального характера. Но диалог вести не умеетни со сверстниками, ни со взрослыми. Почему?
Объективная причина этому– неумение детей взаимодействовать друг с другом. Ведь мысль ребенка, в отличиеот мысли взрослого человека, эгоцентрична. Он никогда не спрашивает себя,поняли его или нет, он никогда не думает о других, когда говорит, так как занятпредметом высказывания. Поэтому, чтобы научить ребенка участвовать в диалоге следуетразвивать не только речь, но и речевую деятельность, а развитие речи –это лишь способ и средство реализации речевой деятельности.
Речевая деятельность –это форма вербального общения, взаимодействие людей при помощи речи. С чегонужно начать развитие речевой деятельности? В первую очередь, с мотивации, спотребности ребенка говорить. К сожалению, мы придерживаемся своих тематическихпланов и не учитываем потребность ребенка в диалоге, не поддерживаем и неразвиваем её. Мы забываем, что диалогу учат. Учат, не ожидая, когда маленькийчеловек будет к нему готов. Ребенок изначально настроен на диалог, диалог являетсядля него естественной формой речи. Мы же ждем некоего взросления, когда диалог(как нам кажется) станет доступен ребенку. А он ждет диалога от нас, взрослых.Он проявляет инициативу, хочет говорить, а мы его осаживаем, не доверяя егосубъективному речевому опыту. Чего ждать потом от ребенка, если егоостанавливали, когда он хотел чем-то поделиться. А далее мы сталкиваемся с тем,что дети (при развитой-то речи!) не хотят высказываться, не хотят вступать вспор, потому что раньше их никто ни о чем не спрашивал.
Поддержка мотивацииобщения – самое главное, с чего начинается развитие речевой деятельности иобучение продуктивному диалогу. Речь идет не о беседе, не о фронтальной работе,а о диалоге, в ходе которого дети вместе с педагогом решают определенныесодержательные задачи, которые имеют противоречия, с недостающими данными,требующие выбора правильного решения из нескольких возможных.
Ученые провелиэксперимент на предмет обладания ребенком инициативы для вступления в диалог.
Ребенку предлагаетсяразложить предметные картинки в 2 стопочки. В одну – картинки с предметамисинего цвета, в другую – зеленого. Но среди предложенных картинок есть и такие,на которых предмет сине-зеленого цвета или ни зеленого, ни синего. Педагог вовремя выполнения задания был нейтрально-доброжелательным: не вмешивался, неподсказывал, не выражал своего отношения к тому, как ребенок работает. Навопросительные взгляды ребенка педагог не реагировал, на вопросы типа «А это вкакую стопочку?» отвечал уклончиво «Ты ведь хорошо знаешь, какой это цвет,подумай сам». А на вопросы, которые фиксировали противоречие ситуации: «Этукарточку куда положить? Она никакая, ни зеленая, ни синяя» педагог давал ответ:«Если это ни синяя ни зеленая, ее можно положить в стопочку зеленых предметов?А в стопочку синих? Куда же ее положить?»
Во время решенияпоставленной задачи ребенок или действует на свой страх и риск, принимаясамостоятельное решение, или просит взрослого о помощи, что тоже хорошо, таккак в этом случае он пытается соотнести логику задачи и саму инструкцию. Влюбом случае, этот тест показывает, что дети имеют изрядный опытинициативности, самостоятельности. А это значит, что дети проявляют инициативув речевой деятельности.
Говоря о диалоге, обратимвнимание на то, что дети, как правило, ориентированы на педагога. Именно емуони адресуют свои высказывания, от него ждут отклика и оценки, на занятиях онине слышат высказываний сверстников, и их мнение не является авторитетным.Поэтому педагогу нужно исключить из своей речи глаголы в прошедшем времени:«встали», «достали» и отражать в словах факт своего сопричастия, совместногосотрудничества: «Откроем тетради», «Заштрихуем фигуру». Это позволит педагогустать ближе к детям, а значит по-настоящему диалогичнее.
Обучение детей началампродуктивного диалога включает в себя три этапа: — обучение постановке вопроса
— работа в парах, группах
— ведение групповойдискуссии.
Дошкольный возраст –период «задавания» вопросов. Именно этот этап обучения детей постановкевопросов является мотивирующим для ребенка, а умение формулировать вопросы –отправным пунктом в решении задач развития речевой деятельности детей впродуктивном диалоге. Детская вопросительность мотивирована естественнымобразом, и эту мотивацию надо укреплять. Необходимо не только разрешать детямзадавать вопросы и поощрять их в этом, но и обучать постановке вопросов. Тогдаможно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершатьвыбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки.
Пример организациипедагогом работы по формированию у детей инициативы в спрашивании и зарождениюдиалога. Педагог называет детям 4 слова: оса, догонять, шмель, полосатый. Ипросит их составить предложение, которое он загадал. Педагог поясняет: «Словаданы так, как пишут ученые в словарях – называется начальная форма слова. Вы жеизменяете слова так, как мы употребляем их в речи». Дети убеждаются, что немогут угадать предложение взрослого. Тогда педагог спрашивает: «А как жеузнать, какое предложение я составила?» Если найдется ребенок, который самскажет, что надо спросить что-то относительно задуманного вами предложения,надо обязательно похвалить его за инициативу. Пусть он выскажется неграмотно, путано,но вы его поддержите. Дети предлагают варианты вопросов:
Кто догоняет – шмель илиоса?
Кто у вас полосатый?
Шмель один?
А сколько ос?
Педагог принимает всеварианты предложений, которым ни в коем случае не дается оценка. В этомпроявляется диалогичность педагога. Дети должны почувствовать, что их мнениетоже имеет право на существование, оно такое же, как и мнение взрослых, носвое, детское. Чтобы потом не упрекать детей в несамостоятельности, в безинициативности,не спешите оценивать, иначе вся работа, начиная с самооценки, которая должнапроводиться ребенком, перетечет на вас. Можно использовать следующие фразы:«Интересное предложение, но мое другое», «Твое предложение тоже имеет право насуществование, но у меня другое», «Необычное предложение ты составил, но все жене такое, как у меня» и др.
В зависимости отособенностей детей стоит попробовать предложить им обсудить в парах, о чемследует спросить педагога. Можно работать и всем вместе.
Все вопросы детей педагогпринимает и фиксирует любым доступным для них способом: схематическимирисунками, значками и др. после фиксации каждого вопроса педагог отвечает насам вопрос.
При этом вопросысформулированы уже в грамматически правильной форме.
Обучение детей работе впарах может быть начато с организации их совместных действий. Особое вниманиенадо обращать на умение не только слушать друг друга (педагога), но и слышать.Сначала воспитатель должен создать атмосферу доверия в паре, группе. Равноправныйдиалог возможен лишь в обстановке доброжелательности, поэтому в ситуациюпродуктивного спора детей лучше вводить лишь после установления у нихрасположенности друг к другу. Для формирования доверительных эмоциональныхсвязей между детьми можно использовать различные игры и упражнения, при выполнениикоторых они привыкают устанавливать сначала глазной и тактильных контакт, апотом приобретают чувство удовольствия от совместных занятий.
Работа в паре, небольшой(3-4 человека) группе рождает чувство защищенности. Это также способствуетблагополучному развитию общей самооценке ребенка, его самопринятия, признанияего детьми, педагогом. поэтому сначала дети могут вдвоем или небольшой группойстановиться (садиться) в кружок, совещаться и только после этого отвечать.Остальные дети и воспитатель рассказывают после этого группе о том, что былоинтересно в их ответе, о том, как они помогали поддерживать друг друга.Замечаний быть не должно, присутствуют только пожелания того, как этой группе вследующий раз работать еще лучше. Таким образом, любой ребенок, имеющий группуподдержки, окажется способен на риск самовыражения.
Разбор не результатаработы, а хода взаимодействия – одно из правил организации групповой работы.
Практический материал кзанятиям, способствующий формированию умения детей задавать вопросы взрослому ивступать в продуктивное сотрудничество, представлен в приложении.

Приложение
Практический материал кзанятиям
 
Формированиепервоначальных математических представлений
Задание 1.
До этого дети ужевыполняли похожие задания, работая с формой, цветом и размером предметов. Ноданное задание – недоопределенное, решаемое однозначно после того, как будетзадан педагогу вопрос. Воспитатель показывает детям картинку, на которойнарисованы яблоки (груши, мячи, листья деревьев и др.) разного цвета и разногоразмера и просит найти на ней одинаковые.
На первом этапе такаязадача нерешаемая. Дети должны остановиться и отказаться от ее выполнения,поскольку она недопределена. Но если задать вопрос педагогу, то эту задачуможно решить. Затем воспитанники просят взрослого доопределить задачу – назватьпризнак, по которому необходимо найти одинаковые яблоки:
Дети: А одинаковые поцвету (по размеру)? Или: Одинаковые по какому признаку?
Педагог: По цвету.
В случае с листьямидобавляется еще один признак – форма.
Задание 2.
Задание нерешаемое, детидолжны остановиться и отказаться от дальнейшего его выполнения. На доске (или вличных тетрадях детей) нарисованы: в левом столбце – 1 круг, 2 треугольника, 3прямоугольника, 5 квадратов и в правом столбце – 1 груша, 2 яблока, 3 морковки,4 грибочка. Все вразбивку (и слева, и справа).
Педагог: Составьте пары,соединяя линией одинаковое количество геометрических фигур и предметов. Начнитес самого маленького по порядку.
Начав выполнять работу,дети вскоре обнаружат, что для 5 квадратов нет соответствующего числапредметов. Часть детей, не задумываясь, может все же соединить линией 5квадратов и оставшиеся 4 грибочка, потому что «педагог сказал – соединить,значит соединю, все должно быть правильно». Но найдутся и те, которые откажутсявыполнять остаток задания. Педагог должен отметить, поддержать, похвалитьостановившихся. Тех, кто беспрекословно выполнял задание педагога, ни в коемслучае не оценивать (словесно) – просто ничего не говорить, тем более не ругатьза невнимательность. Это не невнимательность, это характерное в раннем детствеслепое подчинение указанию взрослого, которое ребенок по привычке не долженоспаривать. Но мы-то с вами воспитываем обратное! У каждого человека – своемнение, свое разумение, и это совершенно естественно. Хотя оно может быть иошибочным. Но это, как мы говорили, не страшно – не ошибается тот, кто ничегоне делает.
Обучение грамоте иразвитию речи
Такого типа задания можноиспользовать в качестве физкультминуток.
Задание 1.
Педагог: Я буду называтьслова. Затем мы будем произносить их вместе и слушать звуки. Если в словах выуслышите звук [ш], встаньте, если услышите звук [ж] – присядьте.
Слова: шубка, шапка,жили, шить, ложка, ложечка, ежик, кружиться, варежка, плошка, снежинка, кошка,кот …
Здесь дети должныостановиться и не выполнять никаких действий, когда педагог произнесет слово«кот», поскольку ни звука [ж], ни звука [ш] в нем нет. И в отношении таких словпедагог никаких указаний не давал. Это недоопределенная задача. Дети должнызадать ему вопрос.
Дети: В слове «кот» неттаких звуков, которые вы задали слушать. Что нам делать?
Задание 2.
Педагог: Если я назовуслово, в котором есть звук [т′], встают девочки, а если я назову слово, вкотором есть звук [ц], то встают мальчики.
Слова: тина, котенок,цапля, сети, смеяться, дети, цифра, играть, копать, копаться, цветок, кровать,толкаться, пацаны, стол, тыква, спит, растянуться…
В данном случае,во-первых, умышленно взяты такие слова, чтобы дети тренировали свой слухотносительно часто путаемых ими звуков [т′] и [ц], которые впоследствиивызывают трудности при выборе букв на письме (классические ошибки написаниятипа «деци» вместо «дети»).
Во-вторых, слова«копаться», «толкаться», «растянуться» взяты с той целью, чтобы читающие детиориентировались не на букву, а на звук, понимали, что мы сейчас слушаемзвучащие слова, а не рассматриваем его написание, поэтому конец этих словдолжен произноситься и педагогом, и детьми орфоэпически – как говорим: [цца].Следовательно, звук [ц] в этих словах есть.
В-третьих, «ловушка» втом, что в словах «стол», «тыква», «спит» нет указанных звуков, а звук [т] –твердый, в слове «растянуться» есть и звук [т′], и звук [ц]. Дети должныпопросить педагога доопределить задание и сказать, что делать, если в слове нетуказанных звуков или есть оба этих звука.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.