Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Электронные справочники на уроках информатики и требования к ним

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ГОУ СПОКУШНАРЕНКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
КУРСОВАЯРАБОТА
ТЕМА: Электронные справочники науроках информатики и требования к ним.
ГильмановаАльбина
студент 4Вгруппы
Специальность050202
«Информатика»
Научныйруководитель:
преподаватель
информатикиКПК
ХусаиновМансур
Ауфарович
Кушнаренково2007

Содержание
 
Введение………………………………………………….……………..….3
1.        Общиепредставления об электронных справочных пособиях…..5
1.1 Понятие электронного справочного пособия…….…………………..5
1.2. Рекомендации по созданию электронных справочныхпособий.......6
1.3. Преимущества использования электронных справочныхпособий11
2.        Разработкаэлектронного справочного пособия..………………...12
2.1. Методология разработки компьютерного справочногопособия…12
 2.2. Многоуровневая концепция создания ЭСП ...…………………......16
3.        Заключение………………….…………………………….…..…...18
4.        Списокиспользованных источников………………………..……20
Приложения………………………………………………………….………

Введение
 
Тема: Электронныесправочники на уроках информатики и требования к ним.
Актуальность:
·         Учительинформатики может сам создавать электронные справочники с применениемспециальных программ и использовать их на своих занятиях
·         Использованиесправочных пособий способствует структурированию учебной информации на разныхстадиях образовательного процесса
·         Совместноесоздание с учащимися справочников способствует развитию структурного мышления
Противоречие: Маловремени отводится на создание и использование в процессе обучения электронныхсправочников и не все учащиеся заинтересованы в их создании
Проблема: организацияпрофессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различныхобразовательных областей посредством электронных справочных пособий в курсеинформатики
Гипотеза: совместноесоздание с учащимися справочников в курсе информатики способствует развитиюструктурного мышления
Цель: Повыситьэффективность, качество и доступность образовательных ресурсов для созданияэлектронных пособий, обеспечивающих развитие личности учащихся.
Задачи:
·         Изучитьтребования по созданию электронных справочников;
·         Изучить концепцию создания электронных учебных пособий (ЭСП) разной сложности;
·         Рассмотретьметодологию разработки компьютерного справочного пособия
·         Изучить критерии создания электронных справочных пособий;
·         Опробоватьэлектронные справочные пособия в школе
Объект: электронныесправочные пособия как мощный вспомогательный инструмент учителя
Предмет: способ организациидеятельности учащихся по созданию и применению электронных справочников
Методы:
·         Теоретические(анализ, синтез);
·         Эмпирические(изучение и анализ литературы).
 Этапы исследования:
1.       изучениетеоретического материала по данному вопросу
2.       работа надпрактической частью (создание электронного справочного пособия для одного изразделов курса информатики средней школы)
Научная новизна: насоздание и использование электронных справочных пособий уделяется недостаточно внимания
Теоретическая ипрактическая значимость: материал может быть использован в качестведополнительного источника информации, курсовая работа может служить вспомогательнымучебным пособием учителям информатики в их профессиональной деятельности.

1.  Общеепредставления об электронных справочных пособиях
 
1.1.    Понятиеэлектронного справочного пособия
 
Постоянное увеличение объемаинформации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимостьинтенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий,базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активныхметодов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активныхметодов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагаетактивизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующихповышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационнойструктуры учебно-познавательной деятельности.
Развитие активного, деятельностногоначала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждогообучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путеморганизации поиска знаний в процессе изучения учебного материала иудовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданиемспециальных электронных учебных пособий… Что обеспечит структурированияучебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявленияинформации, специальной организации интерактивного общения.
Это актуализирует проблемуорганизации профессиональной подготовки специалиста в процессе изученияразличных образовательных областей посредством электронных справочных пособийпо различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы проекта.
Электронное справочное пособие — это виртуальная система, предназначенная дляавтоматизированного обучения, охватывающая полный или частичный объем учебнойдисциплины.
1.2. Рекомендации по созданиюэлектронных справочных пособий.
Сегодня наряду с традиционными печатными изданиями широкоприменяются электронные справочные пособия (ЭСП). Это обусловлено в первуюочередь тем, что в государственных стандартах высшего образования в каждом циклепредусматриваются дисциплины национально-регионального компонента и предметы повыбору студентов, устанавливаемые советом вуза, а централизованное обеспечениеучебной литературой по этим курсам, как правило, затруднено. В результатевозрастает роль ЭСП, издаваемых ведущими преподавателями вуза.Мультимедиа-технологии позволяют в полном объеме реализовать дидактическиевозможности ЭСП, оказывая опосредованное информационное, управленческое,эмоциональное воздействие на обучаемого.
При разработке сценария мультимедийного ЭСП, конструированиии представлении учебного материала в электронном виде, включая проектированиеинтерфейса, приходится решать целый ряд методических и технологических задач сучетом особенностей, присущим электронным изданиям. Для оптимизации процессавыполнения этих задач рассмотрим систему конструктивных критериев создания ЭСП,выделяя группы ценностных, дидактических, методических и технологическихкритериев и их взаимосвязи.
Исходным в процедуре отбора учебного материала является ценностныйкритерий. Бурное развитие науки и информатизация всех областей деятельностисопровождаются лавинообразным увеличением информации, в результате чеговозникает непростая задача по изложению системы знаний изучаемой предметнойобласти, при этом необходимо отсекать второстепенную информацию и неперегружать учебный материал частными подробностями.
В процессе отбора учебного материала следует учитыватьдидактические крите­рии его сложности и трудности. Слож­ность можетрассматриваться как соотно­шение опыта учащегося и материала учеб­ника втерминах ступеней абстракции учебника и коэффициента научности. Поэтому переходк более высоким уровням абстракции следует соизмерять с подготовленностьюучащихся, чтобы избежать непреодолимых препятствий при самостоятельном изучениидисциплины.
Важно соблюдать и другие дидактические критерии: применимости(частоты использования понятий), новизны информации, доступности и при­годностивыбираемых форм представления учебного материала. Следует учитывать, что втехнологическом аспекте введение большого количества анимированных сцен исложных объектов приводит к перегрузке учебного материала второстепеннойинформацией и отвлекают учащихся.
При проектировании ЭСП также сле­дует обратить внимание насоблю­дение такого методического критерия, как объемный критерий, учебногоматериа­ла. В вузовской среде сложилась много­летняя практика планированияобъемов учебников, но использование технологии гипертекста в электронныхучебниках и справочных пособиях позволяет суще­ственно расширять количествоматериала за счет введения дополнительных и пояс­нительных текстов. У автороввозникает желание включить как можно больше информации в учебное издание и приэтом не учитывается, что время, отводимое на подготовку специалистов,ограничено учеб­ными планами специальности.
Опыт создания электронных справочных пособий показывает, чтонаиболее эффективным является модульный метод построения курса. Поэтому вгруппе методических критериев, в качестве основного следует выделить критериймодульности ЭСП, который определяет структуру всего учебного издания иучитывает особенности обуче­ния с применением компьютеров.
Критерий модульности обеспечивает методическую основу дляоперативного обновления учебной информации и поэтапного внедрения ЭСП в учебныйпроцесс, но его реализация в полной мере возможна только при соблюдениикритерия модифицируемости учебного материала, относящегося к группетехнологических. Следование этому критерию обеспечивает возможность внесенияизменений в учеб­ный материал, позволяет совершенствовать ЭСП без значи­тельныхзатрат времени и ресурсов.
Хочется остановиться на более конкретных аспектах созданияэлектронного пособия, таких как целевая группа обучающихся и требования ксодержательной части пособия.
Особо отметим, что мы будем рассматривать так называемые«простые» электронные справочные пособия, т.е. такие, которые могутбыть созданы самими преподавателями. Такие пособия отличаются от«сложных» в первую очередь тем, что в них могут опускаться многие возможности,присущие электронным изданиям (видео, анимация, трехмерное моделирование) вугоду простоте создания.
Определяя целевую группу, на которую гипотетически может бытьрассчитано простое справочное пособие, стоит упомянуть две — школьники истуденты.
Главные особенности школьников как целевой группы связаны свозрастной психологией. Чем младше ученик, тем быстрее он утомляется, темсложнее ему сосредоточить внимание на каком-то одном предмете. Отсюда вытекаетрекомендация: по возможности насыщайте текст пособия эффектами графики,простейшей анимацией, небольшими звуковыми вставками.
Создаваемое электронное справочное пособие может основыватьсялибо на существующем печатном пособии (или учебнике), либо создаваться «снуля».
Если электронный справочник базируется на существующемпечатном, то целесообразно подбирать в качестве источников такие, которые:
·         наиболее полносоответствуют действующим образовательным стандартам, имеют грифыМинобразования;
·         лаконичны иудобны для создания гипертекстов, т. е. жестко структурированы и имеюточевидные контекстные пересечения модулей;
·         содержат большоеколичество примеров и задач.
Далее следует определиться с тем, будет ли ваше пособиеосновным учебным материалом для обучаемых или же дополнением к печатномуучебнику.
После этого начинается этап проектирования справочногопособия.
Перед тем как начать разработку структуры пособия, ответьтесебе на некоторые концептуальные вопросы, от которых в итоге зависит качествовашего издания:
—   каковы ближайшиеи отдаленные цели учебной деятельности;
—   какова степеньиндивидуальности обучения;
—   какова степеньсамостоятельности обучаемых и, в связи с этим, какие виды обратной связи и мерыпомощи будут предусмотрены;
—   необходимо ли (ив какой мере) учитывать предысторию обучения.
При создании структуры издания руководствуйтесь несколькиминесложными принципами:
·         Модульность.
·         Наглядность.
·         Ветвление
Перейдем к собственно описанию структурной схемы электронногосправочного пособия, которая состоит из двух больших групп элементов.
Первая группа элементов — тексты.
Вторая группа элементов — внетекстовые компоненты.
После того, как вы осмыслили концепцию и структурусоздаваемого пособия, вы сможете получить в качестве результата:
·         рабочий прототипв виде структурной иерархической схемы типа «дерево»;
·         комплект шаблоновинформационных блоков и экранных форм;
·         схемугиперссылок, обеспечивающих интерактивность приложения.
Электронное справочное пособие должно содержать:
1.        Введение.
2.        Оглавление.
3.        Основноесодержание, структурированное по разделам (модулям).
4.        Глоссарий.
5.        Сведения обавторе (фамилия, имя, отчество, звание, название организации, рабочий телефон,адрес электронной почты).
После теоретической подготовки можно переходить к созданиюсобственно пособия. На первом этапе необходимо разработать оглавление.
Затем составьте перечень понятий.
После этого можно приступать к работе над текстом. Все текстыдолжны быть переработаны в соответствии с оглавлением, индексом и структуроймодулей. Если вы решили создавать систему контекстной справки (Help), то онадолжна быть разработана также на этом этапе. После этого вам необходимо будетопределить связи между модулями и другие гипертекстовые связи.
Когда эта работа будет закончена, вы получите проектгипертекста для компьютерной реализации.
1.2  Преимущества использованияэлектронного справочника:
2.        В ЭСПпредставлены не тестовые варианты, а именно понятия с подробными объяснениями,иллюстрациями, видеоматериалами;
3.        Мультимедийнаяпрограмма позволяет реализовать один из основных дидактических принциповобучения – принцип наглядности;
4.        В справочникепредставлен интересный материал для наблюдения;
5.        Работая сэлектронным справочным пособием, учащийся может обратиться к различнымпонятиям;
6.        ИспользованиеЭСП  повышает мотивацию обучения, развивает интерес к предмету.

2.Разработка электронного справочного пособия.
 
2.1Методология разработки компьютерного справочного пособия.
 
Под компьютернымсправочным пособием понимается электронное пособие, поддерживающее компьютернуютехнологию обучения, где основным средством обучения является компьютер. Посвоим функциональным возможностям компьютер уже сегодня стал практическиидеальным средством обучения, однако, возникает проблема эффективной реализацииэтих возможностей в процессе приобретения знаний, выработки навыков и умений.Этой проблемой специалисты в области обучения и образования занимаются со дняпоявления мини-ЭВМ, а эра персональных компьютеров еще более остро выявила ееактуальность [2]. В процессе обучения важна не информационная технология самапо себе, а то, насколько ее использование реализует достижение поставленныхобразовательных целей.
Реализация компьютернойподдержки процесса обучения является процедурой, органически взаимосвязаннойкак с разработкой системы обучения в целом, так и для каждого учебного курса.При этом последовательно решаются следующие задачи:
·          определениенеобходимости применения компьютера;
·          определениестепени компьютеризации учебного процесса;
·          определениеперечня функций, возлагаемых на компьютер;
·          разработкакомпьютерного пособия в соответствии с информационно-методическимирекомендациями преподавателей-предметников и методистов.
Компьютерная технологияобучения реализует опосредованное обучение, при котором основной объем учебнойинформации исходит не от преподавателя, а от компьютера. Конкретныйпреподаватель, ведущий учебный процесс, как правило, не принимает участие вразработке компьютерного пособия. Поэтому при разработке учебно-информационныхматериалов для компьютерной поддержки процесса обучения основным принципомстановится принцип «отчуждения» этих материалов от их создателя. Этотпринцип будет реализован тогда, когда пользование учебными материалами пособияне требует пояснений от разработчика и пособие обладает свойствомсамодостаточности при выполнении тех учебно-образовательных функций, которыеопределены в техническом задании на его разработку.
Составными частямиучебно-информационного и методического обеспечения системы обучения, кактаковой, являются:
·          учебныераздаточные материалы;
·          контролирующие итестирующие материалы;
·          упражнения;
·          методикипроведения групповых, индивидуальных и самостоятельных занятий;
·          стратегия итактика использования каждого средства обучения, их совокупности, а также возможнаязамена и дублирование каждого из них;
·          привязка всехучебно-информационных материалов к средствам обучения и методикам проведениязанятий.
Компьютерное справочноепособие разрабатывается в соответствии с требованиями к системе обучения вцелом, а его информационно-методической основой являются перечисленные вышематериалы. Оно призвано решать те задачи и поддерживать те функции обученияи/или администрирования учебного процесса, которые были определены на стадииобщей проработки проекта по оказанию образовательных услуг на основекомпьютерной технологии обучения.
Разработка компьютерногопособия как программного обеспечения (ПО) учебного назначения являетсямногопрофильной задачей, реализация которой возможна только на основепривлечения специалистов разных областей. На рисунке представлен функциональныйсостав группы разработчиков, в которую помимо преподавателя-предметника должнывходить специалисты по компьютерным методикам обучения и компьютернойинтерпретации учебных материалов, методам контроля, а также программисты.
/>
Функциональный составгруппы разработчиков компьютерного справочного пособия
Здесь важно выделитьследующие существенные моменты:
—   необходимаинтерпретация учебно-информационных, контролирующих и тестирующих материаловдля их использования на компьютере;
—   необходимакорректировка традиционной или разработка новой методики обучения,корректировка дидактических приемов с учетом функциональных особенностейкомпьютера и специфики его применения в учебном процессе;
—   необходимаразработка общего «сценария» справочного пособия и частных«сценариев» по каждой теме курса, урока и учебного шага в рамкахурока;
—   необходимоопределить степень «открытости» создаваемого ПО в смыслепредоставления возможностей пользователям (преподавателям, сопровождающимконкретный процесс обучения) изменять какую-либо функциональную часть пособия всоответствии с потребностями конкретной системы обучения. Например, дополнятьпримерами контролирующую часть пособия или усовершенствовать часть пособия поадминистрированию учебного процесса.
Заключительной стадиейразработки компьютерного справочного пособия является его кодирование.Современный уровень разработки прикладного ПО предполагает использование дляэтих целей инструментальных систем (ИС), таких, как HM-Card, Visual Basic,Delphi, Power Builder и др. Основными преимуществами применения ИС являются:
·          сокращение сроковразработки ПО;
·          обеспечениеудобства сопровождения ПО на всем протяжении его жизненного цикла;
·          предоставлениевозможности корректировки пособия преподавателю-пользователю в соответствии сего представлениями о структуре и содержании частей пособия;
·          обеспечениеединства интерфейса пользователя при изменении (замене) отдельных составныхчастей пособия.
Для создания приложений учебного назначения в телематическихсистемах могут быть использованы также среды на основе языка «Java». Использованиекомпьютера, как средства обучения объективно порождает посредническое звено всистеме предоставления образовательных услуг. Де-факто создается индустрия покомпьютерному опосредованию обучения, которая так же, как и любая другаяотрасль экономики требует своих финансовых вложений и должна входить встоимость оказания образовательных услуг наравне с оплатой трудапреподавателей. Первым шагом в этом направлении являются затраты наприобретение компьютеров и их эксплуатацию. Эти затраты будут впустую еслипрограммно-аппаратные средства используются только как инструмент, для реализацииинформационных технологий. До тех пор, пока не будет создано и использовано впроцессе обучения ПО учебного назначения, в частности, компьютерные справочныепособия, не будет и реального экономического эффекта от информатизацииобразования.
2.1 Многоуровневая концепция созданияэлектронных справочных пособий.
Современный уровень развития образовательных технологий,базирующийся на развитой компьютерной базе, а также мультимедиа, Интернет иИнтранет технологиях, позволяет ставить вопрос о полном покрытии дисциплинучебных планов направлений и специальностей электронными справочными пособиями(ЭСП). Общеизвестные достоинства ЭСП позволяют поднять учебный процесс накачественно новый уровень. В электронном справочном пособии могут бытьреализованы практически любые методические приемы, используемые преподавателемна занятиях.
Основная проблема полного покрытия дисциплин учебных плановспециальностей заключается в значительной трудоемкости создания качественных ЭСПи отсутствии у большинства преподавателей, преподающих дисциплины неинформационных циклов, достаточной квалификации для самостоятельного созданиякачественных ЭСП. В связи с этим была предложена многоуровневая концепциясоздания электронных учебных пособий. Суть концепции заключается в следующем.На основе анализа инструментальных средств были выделены инструменты,обеспечивающие создание ЭСП, разного уровня сложности и соответственно,требующие различных усилий для освоения. Для каждого инструмента быларазработана детальная методика создания ЭСП с его помощью. Каждая методиканашла свое выражение в учебном курсе, справочном пособии, изданном типографскимспособом и в электронном виде, и наборе примеров, иллюстрирующих основныеособенности применения методики. Были выделены и разработаны следующиеметодики:
·         созданиегипертекстовых ЭСП в формате Windows Help;
·         созданиемультимедиа ЭСП в формате PDF;
·         созданиевиртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭСП в авторской среде AsymetrixToolbook;
·         созданиевиртуальных лабораторий и полных мультимедиа ЭСП в форме Интернет приложений.
ЭСП, получаемые в рамках первых двух методик, создаваются спомощью достаточно простых инструментальных средств. В следствие чего,значительная часть преподавателей, имеющих богатый методический опыт, но не всовершенстве владеющих информационными технологиями, может их освоитьдостаточно легко и быстро. Обучающие мультимедиа программы, получаемые в рамкахтретьей и четвертой методик, крайне сложны в разработке, инструментальныесредства являют собой сложный комплекс программ для создания видеоматериалов,полноцветных иллюстраций, авторской речи и верстки конечного продукта. Причемосновная доля работ — это написание сценария, которая также требует специальнойподготовки.

Список использованных источников
 
1.        Айнштейн В.А. Опринципах создания вузовских учебников. Высшее образование в России. 1996. №2.
2.        Ежевский Д.О. Окритериях создания электронных учебных пособий. М. 2004.
3.        Компьютернаятехнология обучения: Словарь-справочник/ Под редакцией В.Ю. Гриценко, А.М.Довгялло, А.Я. Савельева — К.: «Наукова думка», 1992.
4.        Виштынецкий Е.И.,Кривошеев А. О. Вопросы применения информационных технологий в сфереобразования и обучения // Информационные технологии. 1998. — № 2. — С. 32-36.
5.        Сливина Н.А.,Фомин С.С. Компьютерное учебное пособие «Высшая математика для инженерныхспециальностей» // Компьютер-Пресс. — 1997. — № 8. — С. 72-77.
6.        Соловов А.В.Проектирование компьютерных систем учебного назначения. Самара. 1994.
7.        Соловов А.В.Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. М. 1994.
8.        Шишкин В. В.Многоуровневая концепция создания электронных учебных пособий. Ульяновск. 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.