Реферат по предмету "Педагогика"


Определение особенностей сотрудничества детей в семье по методике Никитиных

РефератТема: Определение особенностейсотрудничества детей в семье по методике Никитиных
Оглавление
Введение
1 Идеи педагогики сотрудничества
2 Особенности методики развития исотрудничества Никитиных
3 Сотрудничество между детьми в семье (потеории Никитина)
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Актуальность. Многодетная семья Никитиных (7 детей) – вероятно,одна из самых знаменитых в мире. Их знают, ими интересуются потому, что ихметод воспитания дает надежду на осуществление заветной, иногда безотчетноймечты многих родителей — иметь физически крепкого, интеллектуально одаренногоребенка, талантом и успехами которого можно гордиться.
Жизнь подтвердила правоту педагогических принципов этой семьи — Дети Никитиных, каждый в своей профессиональной области, считаются класснымиспециалистами. А среди них есть и электронщик, и химик, и медицинский работник,и юрист, и журналистка, и оператор кабельного телевидения. Кроме того, все онипрекрасные семьянины. Девочки стали заботливыми матерями, мальчики — ответственными отцами семейств. Ни один из Никитиных не развёлся, не бросилсемью, не оставил детей. Чем же объясняется успех их семейного воспитания?
По глубокому убеждению Бориса Павловича и Елены Алексеевны, именносемья формирует на 80% умственное развитие ребенка. Понимая это, родителидолжны со всей ответственностью возлагать на себя главные заботы о воспитании издоровье своих детей. Несмотря на огромную занятость семейными делами, Никитинынашли время и возможности для колоссальной публицистической работы. Они сумелиобобщить бесценный опыт (свой и своих последователей, незаслуженно забытыхученых, данные передовой науки) по проблемам ожидания ребенка, его рождения,воспитания в раннем и дошкольном возрасте. Обобщив знания науки и зернанародного опыта, Никитины указывают на современные опасности, угрожающиездоровью и развитию ребенка в первый год.
В семье Никитина было принято внимательно относиться к детскимпотребностям и проблемам. Родители должны жить жизнью детей, сопереживать ивникать в их нужды, а не пользоваться дежурными фразами и отработаннымизаготовками типа «Сколько раз тебе говорить!»; «Перестаньнемедленно». Для ребенка существует большая разница между фразой,например, в случае потерянного циркуля: «Опять на место не положила!»и монологом-игрой: «Иду я по комнате, вдруг слышу: кто-кто плачет, да такгорько-горько. Смотрю — вот он, маленький, жалуется на какую-то девочку и проготовальню что-то пищит… Я идти хочу, а он за ноги цепляется — я чуть неспоткнулся! — и говорит: „Возьми меня с собой, пожа-а-луйста, я домойхочу, к маме-готовальне, ей без меня плохо“.
В семье Никитиных играли много. Одна из простых игр — прятки. Впенной воде во время мытья посуды теряется ложка: „Где она? Куда пропала?Вот она!“ Простая игра для детей до года, позволяющая мыть посуду вместе сребенком. Малыш может стать помощником даже до своего первого дня рождения:подать для чистки картофель на стол или открыть дверь перед мамой, несущейтяжелые сумки. И эта помощь играет важнейшую роль в становлении личности ребенка.Нужно дать возможность малышу помогать, сострадать, жалеть… Он должен с малыхлет чувствовать обратную связь: не только родители ему, но и он родителям.
Известные правила воспитания из системы Никитина: „Нельзя — значит нельзя, можно — значит можно“; „Запрещений не должно бытьслишком много“ — снова и снова напоминают родителям психологи и педагоги.А сформулированы они были более 40 лет назад.
Вот только в нашей стране системой Никитина предпочитаютпользоваться лишь 5-7% родителей. Однако, познакомившись с идеями этой семьи,убеждаешься: педагогические новшества Никитина заслуживают куда болеевнимательного к себе отношения .
Цель исследования – провести анализ сотрудничества между детьми всемье.
Задачи исследования:
1.  Рассмотретьтеоретические идеи педагогики сотрудничества.
2.  Обосноватьособенности методики развития и сотрудничества Никитиных.
3.  Определитьпостулаты сотрудничества между детьми в семье (по теории Никитина).
Объект исследования – основополагающие характеристики педагогикисотрудничества. Предмет исследования — определение особенностей сотрудничествадетей в семье по методике Никитиных.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав,заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили законодательные акты,а также работы таких авторов, как: Дмитриева В.Г., Розенблюм-Санчук М.,Подласый И.П. и других.
1 Идеи педагогики сотрудничества
 
В советской педагогике всегда были ученые и практики, которыепытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая приэтом новые оригинальные методы и формы образования. Например, проблеманесоответствия принципов образования цели возникла не сегодня и имеет своюисторию. Первым, кто предложил весьма эффективные решения этой проблемыприменительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он разработалзакономерности воспитания личности в коллективе. Следует учитывать, чтопедагогическая деятельность А.С.Макаренко осуществлялась в годы тоталитарногорежима и соответственно цель образования в те годы была иной — коммунистическаяличность. Но созданные и экспериментально проверенные Макаренко закономерностинаучны и имеют серьезное значение и сегодня. Работы Макаренко внесли серьезныйвклад в развитие принципов дидактики и прежде всего в принципы воспитания.Однако “священная корова” дидактики — принцип целенаправленности так и не былизменен в лучшую сторону — нравственной личности. Вместо нее — коммунистическаяличность. Вместе с тем, Макаренко разработал практические технологии воспитанияи самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления впедагогической деятельности — сотрудничества педагога и воспитанников[1].
В пятидесятые, начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийсясоветский педагог В.А.Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которыепозволили изменить содержание принципов образования и, прежде всего, принциповобучения. Стержень дидактических работ Сухомлинского — это создание программразвития основных учебных умений у учащихся и реализация их на уроках по всемпредметам. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества науроках. Наряду с этим, он основательно переработал принципы, структуру исодержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную ивоспитательную работу в единое целое, чего не было до него. Таким образом, идеинового направления в педагогике — сотрудничества получили свое дальнейшееразвитие[2].
18 октября 1986 года в московской „Учительской газете“были опубликованы материалы под общим названием “Педагогика сотрудничества”.Авторы материалов — учителя и ученые: В.Ф.Шаталов, Н.П.Гузик, Ш.А.Амонашвили,С.Н.Лысенкова, И.П.Волков, Б.П.Никитин и другие[3].
Гуманистическая сущность этих материалов заключается в том, чтобыобеспечить каждому ученику условия для обучения и воспитания в соответствии сего желаниями и возможностями. Выполнение этих условий позволяет организоватьсотрудничество между учителем и учеником и максимально обеспечитьсамостоятельность учащихся в учебной деятельности. Авторы материалов,обозначили эти условия как идеи, на основе которых возможно максимальнорезультативное развитие и воспитание личностных качеств учащихся. Что это заидеи?
Основные идеи педагогики сотрудничества следующие:
1) требовательные и уважительные отношения с учениками;
2) исключение принуждения в обучении и воспитании, за счетдифференциации учебного материала и обеспечения свободного выбора учащимисяуровня сложности заданий;
3) конкретная целенаправленность обучения;
4) развитие памяти учащихся с помощью опорных конспектов и сигналов,специальных упражнений;
5) изучение учебного материала крупными блоками с использованиемактивных форм и методов;
6) опережение в обучении, за счет использования заданий наразвитие взаимосвязей;
7) комплексная оценка учебной деятельности, возможность изменитьлюбую оценку;
8) обучение детей самоанализу и самооценке своей деятельности;
9) систематическое развитие интеллекта учащихся с помощьюсовременных методов интеллектуальной деятельности;
10) организация деятельности учащихся на уроке должна осуществлятьсяв форме, соответствующей содержанию. Приоритет активным формам обучения;
11) коллективное творческое воспитание;
12) творческое самоуправление;
13) сотрудничество учителей и родителей;
14) личностный подход;
15) творческий производительный труд[4].2 Особенности методики развития и сотрудничества Никитиных
Одна из первых отечественных методик раннего развития принадлежитпедагогам-новаторам Борисом (1916-1999) и Леной (р.1930) Никитиными, родителямисемерых детей из подмосковного Большева. Для своего времени (50-60-е годы) оназначительно отличалась от «официальной» модели воспитания и была достаточнопрогрессивной. И в то же время, до сих пор никитинские развивающие игрыпризнаны классикой «развивалок».
Главный постулат Никитиных: ребенок – сам себе хозяин. Он самрешает, когда и что ему нужно, как поступать надо, а как – нет. Родители лишьпомогают ему справляться со сложными жизненными проблемами, в том числе ифилософского плана. При этом родители свою помощь не навязывают, не решают заребенка, когда он может решить сам, и не думают за него, когда он сам можетдумать. С другой стороны, кажущаяся вседозволенность компенсируется достаточно«спартанскими» условиями жизни, трудом, сопряженным с творчеством, близостью кприроде и естественностью. В такие условия ребенок погружается с самогорождения, и это, по мнению авторов методики, развивает его творческиеспособности и готовит ко взрослой жизни[5].
Никитины считают, что традиционные формы воспитания влекут засобой две крайности. Первая – заорганизованность: сверхзаботливый уход,постоянные игры, занятия, развлечения. таким образом, у ребенка не остаетсявремени на самого себя – ведь ко всему этому ребенка ведут взрослые, а не онсам. Другая крайность – когда ребенок предоставлен сам себе: накормлен, напоен,спать уложен – и ладно. В таком случае существует риск возникновения отсталостив умственном и психологическом развитии.
Основные принципы метода Никитиных таковы:
·  длядетей не устраиваются какие-то специальные занятия, тренировки и пр. Они могутзаниматься столько, сколько им хочется, однако при этом важную роль в любых занятияхиграют спортивные упражнения;
·  обстановкадома должна быть спортивной – спортивные снаряды должны с рождения войти вжизнь ребенка, а занятие на них должно стать таким же обычным, как одеваться исамостоятельно ходить в туалет;
·  родителиобязательно должны участвовать в детских играх и должны поощрять и хвалитьмалышей за успехи, и в то же время ругать за неудачи не следует;
·  родителине должны мешать ребенку развиваться, ограничивать его, давить. Нужно простосоздать ребенку условия для развития[6].
Кстати, об условиях. Никитины считали, что если родители хотятдобиться раннего развития ребенка, то они его с самого начала должны окружить«опережающей» атрибутикой. Например, едва малыш начал говорить, дать ему вкачестве игрушек кубики с буквами, на стену повесить карту мира, азбуку и,конечно, полки с книгами. Таким образом, как считают педагоги, можно пробудитьинтерес у ребенка к той или иной области знаний. И в то же время этот интересможет поменяться, тогда придется сменить и «обстановку».
Как и другие авторы методик, Никитины устанавливают возрастныерамки, в которых возможно наиболее эффективное развитие интеллекта. По ихмнению, все это происходит в дошкольном возрасте, но не обязательно в первыетри года. Борис Никитин разработал собственную гипотезу необратимого угасаниявозможностей эффективного развития способностей (НУВЭРС). Согласно ей, с годамичеловек утрачивает способности к развитию, то есть эффективное развитиеутрачивается безвозвратно. Существует определенное время и определенные условиядля наиболее эффективного развития, у каждого человека они свои. Мерой НУВЭРСможно считать асинхронат (термин также введен Никитиным).
Большое внимание в развитии ребенка педагоги уделяют физическомуразвитию. Закаливание с младенчества (дети Никитиных ходили по снегу босиком ив трусиках), минимум одежды и пищи, физические упражнения – все это ведет ктому, что дети практически не болеют, и в то же время не ленятся (в том числе иучиться)[7].
Кроме того, Никитины разработали целую серию развивающихнастольных игр – «Рамки и вкладыши», «Уникуб», «Сложи узор» и др. Все онинаправлены на развитие логического и творческого мышления. Некоторые из нихнапоминают головоломки (например, «Сложи квадрат» очень похож на классическийкитайский «Танграм»). Кроме того, в никитинских играх практически нет правил:ребенку предлагается самому решить, что делать с этими формочками, кубиками,вкладышами. При этом родитель вовсе не должен ребенку указывать, что и кудаскладывать, потому что «единственно правильных» вариантов в Никитинских играхне существует. Самое лучшее, что может сделать родитель – купить себе такой женаборчик и сидеть играть рядом с ребенком. Да, именно сидеть и играть, потомучто в таком случае будет осуществляться требуемое «соучастие» родителя иребенка[8].
Минусы
Во-первых, стоит учитывать, что дети Никитиных (на которых и быласоздана их методика) воспитывались все вместе, отсюда возможность детейсотрудничать между собой, а фигура родителя отодвигалась на задний план, тоесть какие-то решения дети могли принимать между собой «коллегиально». А какаяситуация сложится, если ребенок один? С кем ему посоветоваться, кроме как сродителем? Таким образом, роль взрослого увеличивается, что нескольковыбивается из никитинской концепции.
Во-вторых, требования к закаливанию и физическому развитиюдостаточно трудно осуществить в условиях города и однокомнатной квартиры. Идаже если квартира достаточно большая – поставите ли вы там «козла»? И будетели вешать своего полугодовалого малыша на трапецию? А гонять его в холодбосиком по снегу? Да, в статье о закаливании мы уже говорили, что прежде всегозакаляться должны родители, чтобы ребенку закаливание нравилось. Но ведь вы,наверное, хотите просто развить ребенка интеллектуально, а не воспитатьспартанца? Тогда эта методика не для вас.
В-третьих, методика Никитиных учит мыслить, творить, но несодержит в себе конкретных рекомендаций, например, по обучению чтению (хотявключает в себя игры, обучающие счету и математическим действиям). Такимобразом, методику Никитиных обязательно надо дополнять другими методиками.
В-четвертых, воспитание «по Никитиным» не предусматриваетсюжетно-ролевых игр. То есть «нет!» куклам, «магазинам», «дочкам-матерям» и«войнушке». И в то же время – «да!» труду. При этом ребенок действительноучится себя обслуживать, вести домашнее хозяйство, но играть он не умеет.
С одной стороны, в методике Никитиных очень много интересных инужных положений (то же закаливание, например). Игры никитинские можно дажеиспользовать, если ваш малыш занимается по какой-то другой системе или просто«для общего развития» (представители педагогических систем очень обижаются,когда к их процессу обучения подмешивают что-то от другого автора). Но если воспитыватьребенка по системе подмосковных педагогов, в нее окунуться нужно будет и вам. Истать таким же, как ваш малыш – спартанцем телом и духом.
Ребенку необходимо широкое поле деятельности, нужно, чтобы в егоруки попадали карандаши, мел, бумага, клей, ножницы, молоток, краски, картон,пластилин, кубики — все то, чем можно работать. А это обеспечивает богатствоусловий для развития ребенка. У Никитиных для такой деятельности существуеткомната-мастерская, где можно клеить, резать, пилить, забивать гвозди и т. д.,т. е. проявлять себя в каком бы то ни было творчестве. Никитины постаралисьвоспользоваться чуткостью и восприимчивостью детского ума в обучении грамоте,счету, в знакомстве детей с мерами длины, веса, времени и т. д. Дети с раннеговозраста пользуются наглядностью, которая представлена в доме Никитиных вшироком ассортименте. Это касса письменных букв из проволоки, учебный термометрметрового роста, самодельные часы, простые математические таблицы,измерительные приборы: весы, динамометры, секундомеры.
Особое место среди учебных пособий занимают развивающие игры. Вних можно играть уже на втором году жизни. О развивающих играх Никитиныминаписана целая книга. Развивающие игры могут дать пищу для ума с раннеговозраста, они создают условия для опережающего развития способностей. Как илюбые игры, они создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Никитины считают, что, предоставив своим ребятишкам максимумсвободы, избежали сразу трех зол: и перегрузки, и возможного отвращения детейот нужных и полезных дел, и тяги к уличным соблазнам[9].
Наряду со свободой в поступках и времяпрепровождении уживаются всемье Никитиных обязательные дела, которые надо делать безо всяких «хочется, нехочется». И таких дел в доме много. Главное не упустить тот момент, когдаребенок хочет помочь, пытается делать все, что делает папа или мама. Эту помощьнужно принять, а не отвергать. Давая какие-то поручения, нужно предлагатьпомощь другому, а не отдавать приказания.
В семье Никитиных все дети имеют поручения, начиная с маленькоговозраста, например с года. И все дети получают в конце месяца зарплату заработу на «швейной домашней фабрике», расписываются в ведомости, где указывается«квалификация» работника, количество рабочих часов и сумма: от 23 копеек учетырехлетней Юли до 3-4 рублей у мамы и десятилетнего Антона. Так возниклоочень бережное отношение к трудовым деньгам, которые тратились нелегкомысленно, а только на нужные вещи.
Лена Алексеевна Никитина уверена, что и физическое, и умственное,и трудовое воспитание важны. Но самое главное в жизни с детьми — налаживаниечеловеческих отношений. Она убеждена, что, например, школьная жизнь ребенказависит не только от его здоровья и умственного развития, но и от того, каковон будет в ребячьем коллективе. Отзывчив или эгоистичен, общителен или замкнут,сможет ли остаться самим собой в разных сложных ситуациях. Это все зависит оттого, каков у него был опыт общения до школы: было ли ему о ком заботиться, скем поспорить, перед кем отстоять себя, научился ли он жалеть, сочувствовать,понимать других и почувствовал ли он ни с чем не сравнимую радость сделатьчто-то для людей, радость отдачи, радость ощущения нужности людям. На пути кэтим азбучным истинам Никитиным помогло то, что у них была большая семья, гдедети выступали в разнообразной связи со взрослыми и между собой — помощь,забота, подражание, отстаивание, обида, жалость и т. д. и т. п. А родителирегулировали эти отношения, налаживали их на основе взаимного уважения средичленов семьи и на основе заботы друг о друге. Так у детей вырабатываетсяправильная ориентация в нравственных ценностях, твердое знание того, что такоехорошо, а что такое плохо[10].
 3 Сотрудничество между детьми в семье (по теории Никитина)
 
Согласно постулатам, выработанным Никитиным, можно сформулироватьследующие правила для родителей.
Правило 1. Признание личности ребенка и его неприкосновенности.Отсутствие произвола в действиях отца и матери.
Правило 2. Формирование адекватной самооценки. Человек с низкойсамооценкой постоянно зависит от чужого мнения, считает себя недостаточным.
Формирование самооценки ребенка зависит от оценки его родителямит.к. в раннем возрасте ребенок еще не умеет оценивать себя сам.
Правило 3. Приобщать к реальным делам семьи. Можно проводитьминисовещание с участием всех членов семьи, совместно планировать семейныедела.
Правило 4. Развивать силу воли ребенка. Научить проявитьвыносливость, смелость, мужественность, терпение. Учить прилагать усилия длядостижения цели.
Правило 5. Учить планировать. Составлять план действий. Большое исложное дело разбивать на ряд конкретных действий.
Правило 6. С малых лет приобщать к труду. Требовать выполнениядомашних обязанностей, поручений. Можно наладить домашнее производство –обучение ремеслу, повышение самооценки, сближение членов семьи.
Правило 7. Научить общаться с другими детьми, людьми. Модельродительского поведения.
Правило 8. Формировать нравственные качества: доброту,порядочность, сочувствие, взаимопомощь, ответственность[11].
Вместо того, чтобы стараться не замечать негативные чувстваребенка по отношение к брату или сестре, осознайте их сами и помогите осознатьребенку. Назовите предполагаемое вами чувство ребенка, покажите, что вы егопонимаете. Осознование чувств, называние их целительно для детей, и дляродителей. Можно сделать и больше. Если вы назовете вслух не осуществляемыежелания ребенка (из-за чего и возникает нелюбовь к “сопернику” – помехе дляжеланий), да еще и выразите свое сочувствие, это принесет эмоциональноеоблегчение. Это может помочь ребенку понять, что именно его тревожит иогорчает: не появление нового братика или сестры, а страх потерять то чувствозащищенности, которое давало уверенность в вашей исключительной, абсолютнойлюбви к нему.
Когда от детей требует хороших чувств по отношению друг к другу, уних лишь усиливается отрицательные чувства. Когда вы позволяете ребенкуиспытывать негативные чувства – выслушиваете его спокойно, показываете, чтопонимаете его чувства, это приведет к появлению позитивных чувств[12].
Постарайтесь помочь детям найти безопасный и безвредный выход дляих негативных чувств: приучайте их выражать свои чувства в символической форме(рисунок, лепка, письмо, стихи и т.п.). А не в ругани или драках. Этому именнои надо научить ребенка: осознавать свое чувство [13]иуметь его конструктивно и безопасно выразить, а не запрещать себе это чувствоиспытывать.
Когда ребенку нужно выразить чувства, поставьте его перед выборомпути выражения и помогите найти наиболее конструктивный для данной ситуации.Этот навык – не мгновенная реакция крика или драки, а поиск конструктивногоспособа справится с проблемой – поможет ему и в будущем.
Вмешиваясь в драки, прекращайте их немедленно, но при этомстарайтесь не заниматься выяснением того, кто обидчик, кто жертва. Уделитевнимание пострадавшему ребенку, выразите веру в способность детейсамостоятельно решать свои споры без драки. Не приучайте детей к тому, что ихспор решает родители, поощряйте их самостоятельное решение.
Надо постараться не только прервать и запретить драку, но иподсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить конфликт, илипереключить внимание детей на устраивающее обоих общее дело или помощь вам.
Правило 4. Стараясь не требовать от детей любви для её проявленияи развития. Ваша постоянная модель поведения перед глазами ребенка.
Отнеситесь к негативным чувствам ребенка как к естественнымчувствам, а не как зловещим признакам того, сто ребенок зол, завистлив, плохой.Важно понять: ребенок не виновен в своем неприятии, ревность, в своих чувствах.
Заключение
 
Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины — педагоги и многодетныеродители. В 60 — 70-е годы они прославились тем, что воспитывали своих семерыхдетей по необычной методике, которую специалисты окрестили «системой раннего иразностороннего развития детей»
Академик Н.М. Амосов в отзыве на доклад Никитиных в Академиюпеднаук написал об их детях: «Основное качество их интеллекта не натасканность,а смышленость. Они не столько эрудиты, сколько решатели проблем».
Семья Никитиных, воспитывая своих семерых детей, выработалаопределенные принципы жизни.
Большое внимание уделяется спорту, всегда должны быть спортивныеснаряды. Форма одежды — легкая, ( их грудные малыши спали на террассе безраспашонок и не болели)
На занятиях предоставляется полная свобода для творчества.Спортивные занятия сочетаются с интеллектуальными.
Родительское участие в жизни ребенка, неравнодушие к егопроблемам.
По мнению Никитиных традиционно в общении с ребенком взрослыедопускают две крайности. Первая — это заорганизованность (сверхзаботливый уходи непрерывные занятия, развлечения, игры). Времени для самостоятельнойдеятельности у ребенка не остается. Вторая — заключается в заброшенностиребенка (общение с малышом сводится только к его обслуживанию (накормить,напоить, спать уложить)). Подобный подход ведет к депривации (психологическомуголоданию), госпитализму (задержке в эмоциональном и психическом развитии) и, витоге, к умственной отсталости.
В основе системы Никитиных лежит, прежде всего, труд,естественность, близость к природе и творчество. Ребята — хозяева себе, своимпоступкам и распорядку. Родители ни к чему не принуждают их, лишь помогаютразбираться в сложных жизненных и философских проблемах. Взрослые подталкивают,а не опережают детей, вступают с ними в диалог. Главной задачей воспитания, помнению Никитиных, является максимальное развитие творческих способностейподрастающего человека и его подготовка к жизни.
Основные принципы своей методы авторы определяют следующимобразом.
Свобода творчества детей в занятиях. Никаких специальныхтренировок, зарядок, уроков. Дети занимаются сколько хотят, сочетая спорт совсеми другими видами деятельности.
Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: спортивные снарядывходят в повседневную жизнь ребят с самого раннего детства, становятся для нихестественной средой обитания, наравне с мебелью и другими домашними вещами.
Родительское неравнодушие к тому, что и как у малышей получается,участие взрослых в детских играх, соревнованиях, да и вообще — в самой жизнидетей.
У родителей должна быть только одна цель: не мешать развитиюребенка, а помогать ему, не давить на детей в соответствии с некимисобственными замыслами, а создавать условия для дальнейшего их развития,ориентируясь на самочувствие и желание ребят.
Лена Алексеевна и Борис Павлович не ставили себе целью изначальнонаучить своих малышей всему как можно раньше. Они заметили, что у ребят раньшеразвиваются те стороны интеллекта, для которых созданы соответствующие“опережающие” условия. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него средиигрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквыи цифры.
Условия для развития должны опережать этот процесс. Значит, ихнужно подготовить заранее. То есть на стены детской комнаты надо повесить картуполушарий, таблицы сотен и тысяч, печатные и прописные буквы, измерительныеприборы, книги. И первые впечатления могут непроизвольно возбудить интересребенка к какой-то области знаний и даже развить определенные способности.Общая работа или работа рядом — это обязательный интерес и к процессу труда, ик его результатам друг у друга, а вместе с тем, и повод для разговора, обменамнениями. Здесь следует обратить внимание на один очень важный момент: никогдане стоит делать за малыша то, с чем он способен справиться сам, и не решать занего то, что он может решить самостоятельно. В любых занятиях детей взрослыедолжны стараться поощрять творчество, не навязывая своих мнений, и не торопясьобязательно предотвратить ошибку или сразу указать на нее. А в случае неудачи — не упрекать и не стыдить ребенка. Зато успех нужно отмечать обязательно и нескупиться на похвалу. Главное, чтобы взрослые никогда не оставалисьравнодушными к тому, что и как делают ребята, что у них получается.
Список использованной литературы
 
1.  Адамский А. Школасотрудничества. – М.: Первое сентября, 2006.
2.  Бурбо Лиз Мы и наширодители, мы и наши дети. – М.: София, 2009.
3.  Дмитриева В.Г. Академияраннего развития. Методика Бориса и Лены Никитиных, или Завтра будет поздно!.. –М.: АСТ, Сова, 2006.
4.  Коджаспирова Г.М.Педагогика. – М.: Гардарики, 2009.
5.  Кроль В.М. Педагогика. –М.: Высшая школа, 2008.
6.  Кулягинова О.А.Психология детства. Азбука для родителей. – М.: Эксмо, 2008.
7.  Методика раннего развитияЛены и Бориса Никитиных. От 0 до 5 лет. – М.: Эксмо, 2009.
8.  Подласый И.П. Педагогика.– М.: Высшее образование, 2008.
9.  Розенблюм-Санчук М.Растим братьев и сестер. Книга для хорошей семьи. – СПб.: Речь, 2008.
10.   ФроммА. Азбука для родителей. – М.: Литур, 2008.
11.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.