Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Диагностика индивидуальных различий, определяющих интра-индивидуальную вариативность данных

Виноградов А.Г., докторант факультета социологии ипсихологии Киевского Национального Университета, кандидат психологических наук
1.Первоначально личностные опросники создавались как инструмент для принятиярешения о действиях, которые следует предпринять в отношении тестируемого лица– отборе, распределении, назначении лечения и т.п. Однако в настоящее времяодним из преобладающих мотивов тестирования становится необходимостьпрогнозировать индивидуальное поведение в конкретных обстоятельствах,планировать развитие, а также потребность в самопознании исамосовершенствовании. Именно при решении указанных задач становятся наиболееочевидными существенные ограничения традиционных подходов к созданию личностныхопросников и интерпретации получаемых с их помощью результатов.
2.Одним из следствий непрекращающихся последние десятилетия дебатов в западнойпсихологии вокруг проблемы трансситуативной согласованности поведения сталоповышенное внимание исследователей к показателям интра-индивидуальнойвариативности индикаторов измеряемой черты личности. В традиции классическойпсихометрики эта вариативность рассматривается как следствие либо ненадежностииндикаторов, либо неодномерности шкалы. В настоящее же время имеется тенденциярассматривать интра-индивидуальную вариативность в качестве показателяиндивидуальных различий, представляющего самостоятельный интерес. Одной изнаиболее перспективных попыток концептуализировать указанные различия является,с моей точки зрения, подход У.Мишела и Ю.Шоды, предлагающих рассматриватьиндивидуальный профиль реагирования в различных ситуациях как некоторуюповеденческую «сигнатуру». Исследования этих авторов свидетельствуют одостаточной временной стабильности сигнатур, что дает основание считать ихмногообещающим методом описания индивидуальности конкретного человека.
3.Как только мы признаем, что интра-индивидуальная вариативность являетсяфеноменом, заслуживающим внимания, перед нами открывается перспективастатистически объяснять ее тем же образом, какой обычно используется вотношении интер-индивидуальных различий. Такой подход может претендовать нароль более тонкой и точной психологической диагностики, сочетающей в себедостоинства идиографической и номотетической перспектив.
4.В качестве попытки исследовать диагностические возможности сигнатур мной былразработан ситуационный опросник, пункты которого фиксируют степеньвыраженности одной из 10 эмоций в зависимости от ситуационных условий. Наборситуаций конструируется как полный двухфакторный план 2´2.
5.Собранные эмпирические данные свидетельствуют о том, что, несмотря назначительную интеркорреляцию пунктов, позволяющую рассматривать их какиндикаторы некоторой единой шкалы, четко выделяются различные кластерыиспытуемых, которые различаются между собой типом профиля эмоциональногореагирования. Использование конджойнт-анализа позволяет не толькоохарактеризовать усредненное значение эмоциональной реакции в содержательноблизких ситуациях (аналог обычного диспозиционного конструкта), но и получитьпредставление о тех факторах, которые оказывают влияние на интра-индивидуальнуювариативность в каждом конкретном случае.
6.Сравнение результатов двух предъявлений указанного инструмента с интервалом вдве недели свидетельствует о достаточно высокой стабильности сигнатур, а такжео существовании значительных межиндивидуальных различий в стабильности.Полученные данные позволяют выдвинуть гипотезу о существовании факторамежиндивидуальных различий, определяющих степень устойчивости сигнатур внезависимости от конкретной эмоции и ситуационных влияний.
7.Практическая значимость описанного подхода состоит в том, что он позволяетизменить сам подход к описанию тестируемого. Вместо степени выраженностикачеств, которые необходимо еще привязать к поведению в интересующей насситуации (часто на основании спекулятивных и номотетических соображений), мыможем получать для конкретного человека описание тех условий, в которых та илииная его черта себя проявляет. Обладание такой информацией окажется весьмаценным ресурсом при построении индивидуализированного прогноза успешности, выявленииусловий оптимального функционирования данного лица, а также в процессепланирования тренинговых и обучающих мероприятий, имеющих целью развитиесотрудника.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psycho.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.