Реферат по предмету "Педагогика"


О магистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка в современной ее структуре

Омагистратуре как высшей ступени образования и актуальности иностранного языка всовременной ее структуре
 
Учебный 2009/2010 год учебный год пройдет под знакомБолонского процесса. В следующем году он должен окончательно превратить Европув единое образовательное пространство. А с 1 сентября этого года в него вошла иРоссия [1].
Болонскийпроцесс задумывался в конце прошлого века как ответ на вызовы глобализации всфере образования. Сложившееся к тому времени в Европе единое экономическое,финансовое и политическое пространство требовало также образовательнойунификации. Ведь если человек родился и окончил школу в одной стране, получилдиплом в другой, а нашел работу в третьей, понять, чего стоят его квалификации,можно, лишь научившись сравнивать их с теми, что получены претендентами изпрочих частей объединенной Европы. А для этого надо не только признаватьдипломы и сертификаты друг друга, но и сопоставлять учебные программы и курсы,изучаемые в рамках одной специальности в разных странах.
Характернойчертой нашего времени являются активно протекающие во всех сферах общественнойжизни интеграционные процессы. Важным направлением современной интеграции –отмена социально-культурных и образовательных барьеров, сближение системобразования и стремление России к мировым стандартам и эквивалентности высшегообразования.
В современноммире всоответствии с европейскими стандартами магистратура – это второй уровеньвысшего образования. По установленному порядку для зачисления в магистратурунеобходимо иметь высшее образование, то есть обладать дипломом специалиста (вРоссии), бакалавра или магистра по другой специальности. После переходароссийских вузов на двухуровневую систему обучения выпускникам присваиваютсястепени бакалавра или магистра. Бакалавриат и магистратура это самостоятельныеуровни высшего образования. Для получения степени бакалавра потребуется четырегода учебы в вузе, степени магистра – шесть лет. При этом для продолженияобучения в магистратуре студенту необходимо сдать вступительные экзамены наконкурсной основе. Магистерские программы ориентированы на рынок труда и натесное сотрудничество с работодателями. Кроме того, они учитывают условиявхождения отечественной высшей школы в общеевропейскую систему высшегообразования.
Вместе с тем покасохраняется еще одна ступень высшего образования – специалист, срок обучения которойсоставляет пять лет.
Магистратура– это, прежде всего, научная школа, призванная подготовить выпускников кнаучным исследованиям, вооружить их современной методологией и методикойнаучного познания. Магистратуру не имеет смысла открывать там, где нет науки. Слушателяммагистратуры учебный план позволяет сознательно выбирать базовые и элективныекурсы, ориентироваться в логике изучения учебного материала, производить выборнужных дисциплин, самостоятельно определять траектории своего обучения.
Сегодня вРоссии около 140 вузов открыли программы для магистрантов. В Москве их сегодняоколо 30, в Санкт-Петербурге – более 15. И все же такая система остаетсяновшеством для современной России.
Каковы же преимуществаданной многоуровневой системы образования?
·         Умагистратуры есть и одна из важных функций – принимать в свои ряды взрослыхлюдей, стремящихся получить второе (или более) образование.
·         Магистратураспособна выработать у выпускника вуза универсальный подход к конкретнойпрофессиональной деятельности. По сравнению с другими формами высшегообразования в магистратуре больше часов и усилий отводится на дисциплины специализации,исследовательские проекты и производственную практику. Благодаря этомумагистерские программы в значительной степени нацелены на потребностикомпаний-работодателей. Магистры получают комплекс компетенций, позволяющихсразу квалифицированно выполнять определенные функции, согласно определеннойспециализации.
·         Длясерьезного российского вуза магистратура – это возможность передать студентузнания, которые не были включены (по той или иной причине) в достаточно жесткиерамки стандартов полного высшего образования.
·         Магистратурапозволяет сделать плавный переход из одной специальности в другую или дополнитьбазовое образование. Благодаря осмысленному выбору специализации, у человекаповышается мотивация к учебе, а значит, и успеваемость.
·         Одноиз известных преимуществ магистратуры – учет индивидуальных потребностейстудентов. Студенты-магистранты могут не только выбирать отдельные курсы, но,что еще важнее, определять индивидуальную траекторию обучения. Она определяетсясамим магистрантом совместно с его руководителем.
·         Обучаясьв магистратуре, студент пишет и защищает диссертацию, которая по предъявляемымтребованиям близка к кандидатской диссертации. В дальнейшем (примерно загод-полтора после окончания) выпускник при желании и должном трудолюбии вполнеможет свою выпускную работу довести до уровня кандидатского исследования.
·         Магистратуруможно рассматривать как реальную альтернативу второму высшему образованию.
Магистерскиепрограммы построены таким образом, чтобы давать углубленные знания в целомкомплексе дисциплин. Студенты получают навыки исследовательской и преподавательскойработы, умеют систематизировать и обобщать информацию. В результате у студентовформируется адекватное представление о современной науке. Выпускникмагистратуры – это профессионал в выбранной специализации, более подготовленныйк профессиональной деятельности, нежели бакалавр или специалист. Спецификаподготовки магистров заключается в развитии интегрированных компетенций, тоесть способности принимать решения, брать на себя ответственность, проводитьанализ, осуществлять коммуникативные функции. Выпускники не только умеютпользоваться готовыми знаниями, но и вырабатывают новые, а что еще более важно– готовы транслировать их другим лицам.
Но как бы нибыла эта система удобна и привлекательна (например, взаимное признаниедипломов, единые стандарты образования или единство подходов к образованию вцелом), относительно нашей страны с ее особенностями на сегодняшний день онаимеет и большие минусы [1], которые можно свести к следующему:
·         Во-первых,в России нет инфраструктуры, типичной для англо-американской системыобразования, прежде всего, имеется в виду бакалавриат. Мы привыкли, чтополноценное высшее образование дает диплом специалиста, отучившегося 5–6 лет.Поэтому на них в основном и спрос, а бакалавры считаются специалистами снеполным высшим образованием и не могут найти работу.
·         Во-вторых,болонская система предполагает единую степень доктора наук. Однако согласнонаучной табели о рангах в России эта степень соответствует кандидату наук, а российскийдоктор – ученый гораздо более высокого уровня.
·         В-третьих,среди абитуриентов магистратур по-прежнему преобладают выпускники-специалисты,что не совсем отражает суть данной структуры. Поэтому сегодня в магистратуруидут в первую очередь не устроившиеся нигде бакалавры, которые заведомо обладаютменьшей профессиональной подготовкой, чем сегодняшние специалисты, а это в своюочередь в будущем вызовет еще большие нарекания по качеству подготовки в высшейшколе.
«В связи сэтим, ускоренное введение Болонской системы в России оставляет много вопросов»[2].
·         В-четвертых,при переходе на двухуровневую систему очень важна также академическая мобильность.Студент не должен «вариться в одном соку», он должен поучиться в разныхуниверситетах. В Болонском процессе это очень важный элемент: студент выбираетнесколько вузов, чтобы год поучиться в одном, затем год – в другом и т.д.,набирая при этом опыт различных школ. В Европе это часто практикуется. В нашейстране пока, к сожалению, академическая мобильность нулевая. По мнениюспециалистов, идея разделения уровней обучения заключается в том, что человекдолжен иметь более свободную траекторию образования, чтобы, получив базовоеобразование в одном месте, продолжить его в другом.
Студенческаямобильность предполагает обучение и практику не только в вузах одного региона,но и по всей России. Что же касается обучения российского магистранта за рубежом,то пока эта перспектива остается под вопросом и первое препятствие тому – иностранныйязык. Второе – безусловно – деньги, но это не является предметом обсуждения даннойстатьи.
С учетом вышесказанного, нельзя не упомянуть о преимуществах знания специалистамииностранного языка, и в первую очередь, английского языка как ставшегомеждународным (особенно для специалистов сферы туризма) поскольку большинствоученых из разных стран, работающих над одним общим проектом, используют приобсуждении и решении своих задач, как правило, именно английский язык.
Современныетенденции образования, развитие новых коммуникативных систем, стремительноеразвитие интернет, международные проекты, осваивающие новые экономические игеографические просторы – все эти отрасли и направления уже давно не просят, а требуютот своих сотрудников и претендентов на работу четких и стабильных знаний нетолько английского, но и испанского, немецкого, французского.
Студентымагистратуры, владеющие иностранными языками, имеют большие привилегии вотличие от их коллег, которые не знают языка. Есть масса примеров тому, что вмосковских вузах студенты-магистранты имеют возможность в течение одногосеместра учиться в университетах Франции, Германии, Великобритании, Испании и прочихевропейских стран. Невозможно не согласиться с тем, что соискатель с западнымдипломом магистра в глазах работодателя приобретает дополнительные баллы.
Однакопо последним данным ЮНЕСКО, Россия входит в десятку стран мира, посылающих зарубеж наибольшее число студентов, а значит, возможности наших ребят растут.Сегодняшняя реальность, по словам первого проректора – проректора по учебнойработе РУДН Александра Ефремова, показывает, что времена закрытых экономик ирынков труда прошли. «Если выпускники вузов России в условиях мировойконкуренции хотят оказаться востребованными, они должны быть не толькоотличными профессионалами, но пройти уровни обучения, которые определенымировым сообществом. Они должны знать иностранные языки, владетьинформационными технологиями и предъявить своему будущему работодателю понятныево всем мире документы» [1]. И такая возможность у них появляется.
Основупрофессиональной подготовки магистрантов по иностранному языку на наш взгляддолжно составлять формирование навыков работы с аутентичными текстами(оригинальными источниками). Поскольку в настоящее время на изучениеиностранного языка в магистратуре отводится ничтожно малое количество времени(например, в ТГУ на геолого-географическом факультете их количество составляет20 часов в семестр!) – необходимо грамотно организовывать самостоятельнуюработу студентов, в связи с этим, рекомендуется особое внимание уделять анализудокументов. Нужно уметь добиваться того, чтобы студент мог понять и объяснитьсодержание подобных документов, должен уметь их классифицировать по видам, атакже мог оценить материал критически с точки зрения его надежности иубедительности. Мы должны научить студентов сравнивать, противопоставлять икомментировать доказательства, почерпнутые в разных источниках, рассматриватьизучаемый материал в более широком контексте, и с этих позиций либоиспользовать его, либо давать ему позитивную или негативную оценку. Задачастудента магистранта использовать полученную информацию для устноговыступления, написания реферата, курсовой работы и пр. Только такая кропотливаяработа с источником позволяет вооружать будущего магистра навыками творческоготруда, умениями самостоятельно ставить и решать научные проблемы. Немало важентакже и тот плюс, если статьи будущего магистра будут публиковаться в зарубежныхсборниках, журналах и другой периодике. В связи с этим показателем научнойзрелости выпускников магистратуры является их участие в конференциях различногоуровня, в том числе международных, а также в Интернет – конференциях.
Пользуясьопытом московских вузов (МЭСИ, МГУ, МГИМО) становится очевидным то, что вперспективе и в региональных вузах студентам магистратуры будут предлагаться различныевиды международной составляющей обучения. А это:
·         стажировки– краткосрочные выезды за границу, включающие визиты в компании и обучение;
·         программыобмена различные по продолжительности обучения (преимущество обучения заграницей состоит в том, что изучение нескольких модулей за рубежом дает правона получение дополнительного сертификата или свидетельства);
·         возможностьучиться за границей и получить диплом магистра зарубежного вуза;
·         студентымогут получить опыт работы или практики в международных и зарубежных компаниях,что очень полезно для развития карьеры;
·         участиев международных проектах;
Так, например,В РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет) в настоящее времяоткрыта международная магистратура, совместно с университетом города Констанц(ФРГ). По словам Евгения Ивахненко (начальникотдела магистерских программ РГГУ) «студенты магистратуры РГГУимеют возможность в течение семестра пройти обучение в Германии, а магистрантыиз вуза-партнера – в России. Уровень сотрудничества позволяет выдавать поокончании магистратуры диплом с приложением (Diploma Supplement), а договорпредусматривает выдачу успешным магистрантам двух дипломов. В следующем учебномгоду предполагается открытие ряда международных магистерских программ, где вкачестве партнеров рассматриваются университеты США, Великобритании, Японии,Германии и Франции» [3].
В России внастоящее время получают распространение признанные магистерские степени Masterof Arts, Master of Science и Master of Law – именно так «классифицируют» магистровза рубежом. В странах Европейского союза это наиболее понятный и приемлемый дляработодателей документ.
Кроме того,жизнь показывает, что сегодня далеко не всегда есть необходимость в полномпятилетнем образовании, т. к. в наше время существуют принципиально новыетехнологии, которые значительно увеличивают скорость образовательного процесса.В первую очередь это касается программ дистанционного образования в открытыхуниверситетах. Например, одна из крупнейших европейских корпораций – НациональнаяАкадемия Дистанционного Образования «КНЕД» во Франции, имеющая огромный опыт вдистанционном обучении. В арсенале КНЕД, имеется целый ряд разнообразных курсови программ по различным направлениям, продолжительность которых варьируется от двух-трехмесяцев до нескольких лет.
В заключениехочется сказать, что времена, когда магистратура считалась чем-то экзотическим,проходят. Студенты начинают понимать, что она дает возможность повысить уровеньобразования, при необходимости сменить направление подготовки, пойти в болеепрестижный вуз или продолжить учебу за рубежом. Работодатели тоже постепеннопривыкают к тому, что магистры, как правило, лучше подготовлены, чем бакалаврыи специалисты. С каждым годом количество желающих поступить в магистратурурастет, и российским вузам необходимо более активно открывать новые магистерскиепрограммы, т. к. по всей стране повышается спрос на образование. Поскольку,если человек хочет получить углубленные, полные знания по своему предмету, тоон в праве иметь возможность выбирать интересующее его направление. Нередкослучается так, что человек получил определенный багаж знаний, поработал, понял,что обладает недостаточным арсеналом умений и навыков, и он в праве дальшеосознанно продолжить обучение, так как новая многоуровневая система даетбольшую свободу выбора.
В сегодняшнеммире нет системы образования «на всю жизнь». Современный ритм заставляетчеловека повышать свой образовательный уровень в течение всей его жизни. Исистема «бакалавр-специалист-магистр» – это как раз шаг к более высокому уровнюобразования.

Литература
1. Московский комсомолец //режим доступа:www.tomget.info/index/nph-index.cgi/000000A/http/www.examen.ru/main2/news_and_articles/articles/Plyusy-i-minusy-Bolonskogo-processa
2. Тюменская Область Сегодня –‎08.10.2009‎
3. «Элитный персонал» №18(506) 15 мая 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Застосування дидактичних принципів в трудовому і професійному навчанні
Реферат «Товарный знак и его сущность»
Реферат Основы биржевой торговли товарная биржа
Реферат Основные понятия страхования 2
Реферат Ведущие функции и структура процесса обучения
Реферат Вопросы рекреации и медицинские показания к санаторно-курортному лечению
Реферат Основы банковского дела 3
Реферат Underlying Themes Unveiled In SlaughterhouseFive Essay Research
Реферат Осуществление безналичных расчетов в Российской Федерации и их учет
Реферат Особливості страхування в Україні
Реферат Основные направления денежно кредитной политики Центрального Банка
Реферат Особенности организации деятельности банка как агента валютного контроля
Реферат Мапуталенд
Реферат Особенности организации деятельности банка как агента валютного ко
Реферат Либерализации экономической жизни в Ливии в конце ХХ–начале ХХI в.