Введение
Русская народная традиция за многие века накопила огромный опыт ввопросах передачи подрастающему поколению накопленных знаний. Традиционноеобщество, как известно, не знало каких-либо учебных заведений, специальнопредназначенных для общекультурного воспитания детей и подростков. Такиезаведения появятся гораздо позже, когда навыков социального поведения,полученных естественным путём – через пассивное усвоение стереотипов поведениявзрослых членов общества (и некоторые другие каналы, о которых мы скажем позже)станет недостаточно; когда мировоззрение, формируемое у детей традиционнойкультурой, станет всё больше разниться от тех условий, с которыми ему предстоитстолкнуться в реальной жизни.
Воспитание – тесно связывают с личностным зращиванием детей[1]. Воспитание с помощью народных игр в дошкольныхучережениях реализуется через воспитательный процесс, т.е. взаимодействияпедагогов и детей с целью их ориентации на саморазвитие, самовоспитание,самообразование.
1. Народныепраздники, обряды, игры
Через игровую и обрядовую практику дети постигали и весьма сложныефилософские понятия и категории. Известно множество старинных народных игр – смячами и палками, с шариками и камешками, `в городки` и `в столбики`, на улицеи дома, вдвоем и целым хороводом. Не забыты и игры в слова – шарады, каламбуры,загадки с подвохом, разыгрываемые всеми на досуге.
Характерная особенность русских народных игр – движения всодержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча,сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры.Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошофизически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так,в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющеговыбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу) [2].
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости отусловий, в которых проводятся игры – в городках – расстояние до города от конаили полукона, в лапте – количество игроков, длина и ширина площадки, в салках –условия осаливания и т.д.). Также может варьироваться и инвентарь – в «Лапте» –размеры биты, мяча, в «Жмурках» – размеры повязки, в «Чижике» – размеры чижика,биты или кона и т.д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательнуюинициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,установленной правилами игры, которая складывается на основе русскихнациональных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценностирусского народа в физкультурном аспекте деятельности.
2. Классификация народных игр
Применение русских народных игр в учебном процессе младшихшкольников требует их специального отбора для решения разных педагогическихзадач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определеннымпризнакам:
· По видовому отражению национальной культуры (отражается отношениек окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьбадобра против зла).
· По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой,средней и высокой интенсивности).
· По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры(с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием вподвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
· По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие,командные).
С учетомвозрастных особенностей детей 5–7 лет. Эти же игры можно использовать назанятиях по физической культуре[3]. 3. Типология игр для дошкольников
Различают игры.
· По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, безпредметов, ролевые, сюжетные).
· По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры,преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости,быстроты, гибкости).
· По отношению к структуре урока (для подготовительной, основной,заключительной частей урока).
Данная классификация предназначена для того, чтобы облегчитьучителям детского сада планирование уроков для детей дошкольников нагляднообозначить соответствие русских народных игр разделу программы.
Наиболее важен классификационный признак.
Основная функция этого компонента – воспитание национального самосознания.Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны дляосвоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическимособенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностыо испособны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.
Русские народные игры, входящие в первый компонент познаниядошкольников можно разделить на четыре раздела.
Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека кприроде. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее,прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающемумиру. Сюда относятся русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волки овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки»,«Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо»,» Хромая лиса»,«Филин и пташки». «Лягушата», «Медведь и медовый пряник», «Зайки и ежи», «Ящерица»,«Хромой цыпленок», «Оса» и их различные варианты.
С историческим наследием русского народа знакомит второй разделпервого компонента – «Быт русского народа», в котором применяются народныеигры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входятнародные игры: «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Корзинки»,«Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка». «Птицелов», «Рыбаки», «Удочка»,«Продаем горшки», «Защита укрепления», «Захват флага», «Шишки, желуди, орехи»,а также различные их варианты.
С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играмисверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента.Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость,быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки»,«Горелки», «Городок-бегунок», «Двенадцать палочек», «Жмурки», «Игровая», «Ктодальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Ляпка», «Пятнашки», «Платочек-летуночек»,«Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Кашевары», «Отгадай, чейголосок», «Веревочка под ногами» и др.
Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят приизучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей статьсильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях,которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделеприменяются игры: «Единоборство» (в различных положениях, с различныминвентарем), «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни зачерту», «Тяни за булавы», «Борящаяся цепь», «Цепи кованы», «Перетягиваниеканата», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг». «Защита укрепления», «Сильныйбросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.
Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историейвозникновения каждой из игр. 4. Примеры и правила игр для дошкольников
«Верба – вербочка»
(Игры на вербное воскресенье)
Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в двакруга и начинают движение. На слово «вьет» девочка и мальчик разрывают хороводи делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весьхоровод и танцуют.
Верба, верба, вербочка,
Вербочка кудрявая.
Не расти, верба, во ржи,
Расти, верба, на меже.
Как во городе царевна
Посреди круга стоит,
Ее ветер не берет,
Канарейка гнездо вьет.
Канарейка – Машенька,
Соловейка – Ванечка.
Люди спросят: «Кто такой?»
«Ваня, – скажет, – милый мой.»
«Солнышко – ведерышко»
(игры в пасху)
Гори солнце ярче, летом будет жарче.
А зима теплее, а весна милее!
На первые две строчки девочки ведут хоровод, а на две другиеповорачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу(водящему). Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих– они просыпаются.
«Пчелки и ласточки»
(Игры на благовещение)
Играющие дети – цветочки – сидят на корточках. Выбирают из числаиграющих 5 пчел и ласточку. Пчелки сидят на полянке и поют:
Пчелки летают, медок собирают!
Зум, зум, зум, зум, зум, зум!
Ласточка в своем гнезде слушает их песенку. По окончании песниласточка говорит: «Ласточка встанет, пчелок поймает». Она вылетает из гнезда иловит пчел, пойманный становится ласточкой.
Правила: Пчелы летают по всей площадке, гнездо ласточки находитсяна возвышении.
«Филин и пташки»
Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц,голосу которых они могут подражать. Выбирается филин. Птицы на сигнал «филин»стараются занять свое место в доме.
Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать по голосу,что это за птица.
«Венок» (Игры на троицу)
Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуютворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:
Березка девочек кричала, к себе призывала.
– Идите, девочки, на луг гулять, зеленые веточки завивать.
– Мы тебя, березонька, не согнем, на тебе мы веточки незавьем.
– Я к вам, девушки, сама согнусь, сама в веточки совьюсь.
– Завьете венки зеленые – станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному участнику на головувенок и, поднимая вверх руки говорят: «Веночек-венок, спрячься в теремок». Итут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок.Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает егосебе.
«Бабушка Пыхтеиха» (Игры вРождество)
Сгорбленная бабушка бредет с батожком в руке. Играющие – ребятаобступают ее и спрашивают:
– Бабушка Пыхтеиха, куда пошла?
– К обедне.
– Возьми нас с собой.
– Идите, да не свистите.
Дети некоторое время идут позади бабушки смирно, затем поднимаютсвист и крик. Пыхтеиха сердится, бросается ловить их, ловит, уводит в свой дом.
«Бабка – Ежка»
Рисуют круг, в середине ставится один из играющих – Баба-Яга. Вруках у нее ветка – «помело». Вокруг бегают ребята и дразнят:
Бабка-Ежка костяная ножка.
С печки упала, ножку сломала,
а потом и говорит: «У меня нога болит».
Пошла она на улицу – раздавила курицу,
пошла на базар – раздавила самовар.
Пошла на лужайку – испугала зайку.
Баба-яга скачет из круга на одной ноге и старается кого-нибудькоснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.
«Скакалка»
Двое стоят, раскручивают скакалку, приговаривают:
Чтоб был долог колосок, чтобы вырос лён высок,
Прыгайте повыше, можно прыгать выше крыши!
Играющие прыгают через скакалку: чем выше, тем больше доход ибогатство.
«Обыкновенные жмурки»
Водящему – «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернутьсянесколько раз вокруг себя, затем спрашивают:
– Кот, кот, на чём стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит.Кого он поймал, тот становится «жмуркой».
«Арина»
По считалке выбирается Арина. Считалка: Теля-меля, ты Емеля-третийбас, поводи-ка ты за нас!
Дети становятся в круг. В центре Арина, ей завязывают глаза. Детиидут по кругу, поют хором:
Долгая Арина, встань выше овина,
Рученьки сложи, чьё имя – укажи.
Дети бегут по кругу и «зацепляют» Арину. Кого она поймает – тогодолжна узнать.
«Огородник и воробей»
По считалке выбирается воробей.
Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?
Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.
Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи!
Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг).
Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круги из круга, а огородник может ловить только за кругом.
Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель
Ни своих, ни чужих, ни соседовых.
Русская народная игра «Просо».
Дети становятся в круг и поют следующие слова:
А мы землю парили, парили, А мы просо рушали, рушали,
А мы землю пахали, пахали, А мы просо веяли, веяли,
А мы просо сеяли, сеяли, А мы пшено сушили, сушили,
А мы просо пололи, пололи, А мы кашу, варили, варили,
А мы просо косили, косили, А мы кашу, кушали, кушали.
(Каждый куплет поется по два раза). При этом дети подражают темдвижениям, которые означают слова.
Деление по командам. Игроки сходятся попарно, причем обращают,внимание на то, чтобы каждая пара состояла из игроков, приблизительно равныхмежду со¬бой, во всех отношениях – по силе, ловкости, умению играть. Сойдясьпопарно, игроки сговариваются между собой насчет названий, которые они намереныдать друг другу. Первый дает себе название какой-нибудь птицы, второй – зверя;один – земли, другой – воды и т.д. Сговорившись, таким образом, пары подходятпооче¬редно к той или другой матке и спрашивают: «Матка, Матка! Чего тебе надо?это или то?» – причем выговаривают принятые ими прозвища. Матка назначает, чтоей нужно. Выбранный участник остается около нее, а другой идет, ко второйматке.
«Двойные горелки»
Играющие делятся на две половины: правую и левую. Каждая из нихстановится одна от другой на расстоянии 10 – 12 метров, но также па¬рами в ряд,как в обыкновенных горелках. Несколько впереди и в середине между командамистановится отдельно еще пара водящих. Во время игры задние пары из каждой,команды расцепляются и бегут один к другому по обеим сторонам своих колонн.Водящие их ловят и те, которых поймали, становятся парой водящих и водятдальше. Играющие, которых не поймали, образуют новые пары, эти пары становятсявпереди команд.
«Бабки»
Выставляются любые предметы в линию (небьющиеся, небольшогоразмера и неустойчивые). Играющие либо броском, либо катанием мяча стараютсясбить эти предметы. Команда, сбившая наибольшее количество предметов – побеждает.
«Заинька»
Играющие становятся в круг, а один – «заинька» становится в центрекруга. Он выполняет действия, о которых поется в песне:
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу.
Заинька, серенький, некуда заиньке выскочити,
Заинька, серенький, некуда заиньке выпрыгнути
Заинька, серенький, поскачи! 3 аинька, серенький, попляши!
Заинька, серенький, я хожу, гуляю, вдоль по хороводу!
«Лапти»
На середине площадки вбивают кол, к нему привязывают веревкудлиной от 3 до 5 метров. Вокруг кола на длину веревки проводят круг. Водящийберет свободный конец ее и встает у кола. Участники игры встают за кругом,поворачиваются спиной к центру и через голову перебрасывают каждый какой-либопредмет.
Повернувшись к водящему, спрашивают его:
– Сплели лапти?
Водящий отвечает – нет!
– Сплели лапти?
– Да.
Дети бегут в круг и стараются взять свой предмет, а водящийкараулит лапти: он бегает в кругу и старается запятнать играющих. Но пойматьможно только в кругу. Если ребенок не успел взять свой предмет, он выходит изигры.
«Салки на одной ноге»
Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всехза спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет.На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной.Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участникиигры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идетводить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Ясалка!». Игра повторяется.
Правила: 1. Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то наодной, то на другой ноге.
2. Салка тоже прыгает на одной ноге.
«Гуськи»
Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится«дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машетплатком, дети начинают петь:
Сошлись гуси – гусаки вокруг дедки у реки,
стали гоготати, дедке кричати:
«Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли,
дай нам платочек, денег мешочек».
«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочкуподержи, денежки не оброни», другому он дает платок: «На, платочек подержи, мнеголовку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедкеглаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку(раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке:«Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Еслиотгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.
«Горячее место»
На земле чертой обозначается место. Один из играющих по жребиюводит: становится поодаль от «горячего места» и оберегает его. Остальныеиграющие стараются проникнуть в горячее место, вожак не пускает и стараетсяосалить. Кого осалил, тот ему помогает. Проникнувший в горячее место, можетотдыхать там столько, сколько хочет, но как только он выбежит оттуда, помощникивожака ловят его. Когда все переловлены, игра начинается снова.
Горелки (народная игра)
Участники, разделившись на пары, берутся за руки. Пары становятсядруг за другом колонной. Впереди в 3–5 м от первой пары стоит водящий. Всеговорят хором нараспев: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло. Глянь на небо:птички летят, колокольчики звенят». Водящий стоит спиной к остальным, играющим.Начиная со слов «глянь на небо», он смотрит вверх. В это время последняя параразъединяет руки, и один игрок идет справа, другой слева вдоль колонны вперед.Почти поравнявшись с водящим, они ждут последнего слова «звенят» и после негобегут вперед мимло водящего. Тот гонится за любым из них, стараясь поймать иосалить, коснувшись рукой. ког водящий поймает, с тем и становится в парувпереди колонны. А водит игрок, он снова «горит» – ловит следующую пару.
Корзина (народная игра).
Любое число играющих образуют. Определяется начинающий. Он вначалеруками побрасывает мяч, а затем, ударяя головой, плечами, коленями и т.д., стараетсякак можно дольше продержать его в воздухе. За каждый удар по мячу дается 1очко. Затем сильным ударом мяч передается другому участнику игры, которыйдолжен выполнить то же задание, и т.д. Побеждает игрок, набравшись наибольшееколичество очков.
Пезд (народная игра)
Участники делятся на 2 равные группы. Игроки каждой группы, согнувруки в локтях и держась друг за друга, образуют цепь. Впереди цепи становятсяболее сильные и ловкие участники – «заводные». Став друг против друга, «заводные»также берут друг друга за согнутые в локтях руки и тянут каждый в свою сторону,стараясь разорвать цепь соперника или перетянуть ее за намеченную линию.
Заключение
Все древние праздники, обряды и действа, игры – будь то хоровод,хождение по углям или просто детские забавы, где дети меряются силой иловкостью, – всегда носят двойственный характер. С одной стороны это некоетеатрализованное действо, которое интересно и для самих участников, и длязрителей, а с другой стороны, почти каждый элемент такого действа несёт в себеи некое сакральное и обучающее начало.
Как правило, дошкольники – наиболее активные участники народныхобрядов и игрищ – более восприимчивы к их мирской составляющей, а люди старшегопоколения – основные хранители Знания в традиционном обществе – более склонныакцентировать сакральное, идеологическое начало любого действа. Изнеобходимости передать подрастающему поколению своё видение мира исформировались те традиционные приёмы передачи традиции, напрмер с помощью игр.
Использование русских народных игр в воспитании дошкольниковнаправленный на духовное совершенствование личности ребенка, расширение егоисторико-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.
Списокиспользованной литературы
1. Понятийно-терминологический словарь/ Сосот. Белова В.В., Коваль М.В.– М., 1997.–с. 7–8
2. И. Панкеев Русские народные игры. М. Издательство: Яуза.– 240 с.
3. Щербак А. К гармонии через движение! // Дошкольноевоспитание. – 1998. – №3 – с. 6 – 8.