ОглавлениеВведение1.Методика обучения дошкольников рисованиюживотных1.1 Содержание обучения детей рисованиюживотных на разных возрастных этапах1.2 Использование нетрадиционных приемовобучения рисованию животных2.Организация занятий дошкольников пообучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник2.1 Особенности планирования занятий пообучению рисованию животных в дошкольном учреждении2.2 Разработка конспектов занятий пообучению рисованию животных с использованием нетрадиционных техникЗаключениеСписок литературыПриложение 1Приложение 2
Введение
Использование в процессе обучения детей изобразительнойдеятельности анималистических тем подтверждает необходимость с детствапрививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного,на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности,которым оно отвечает на всякое доброе отношение.
Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическимжанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведениеживотных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное,чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формированиеэстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях поэкологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, принаблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности.
Рисование животных – очень интересный и в тоже время сложныйпроцесс. Использование при изображении животных только традиционных техник непозволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они неспособствую развитию воображения, фантазии.
Использование нетрадиционных приемов при обучении детейрисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильноговосприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера изрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков иумений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыкиконтроля и самоконтроля.
Процесс обучения изображению животных длительный, его можноусловно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитиюзнаний детей о животных и обучение изображению животных.
Актуальность настоящей работы обусловлена тем, чтоиспользование нетрадиционных приемов рисования животных не только развиваеттворческую активность ребенка, но и способствует познанию окружающего мира.Обучение рисованию животных приобретает в настоящее время особую значимость всвязи с необходимостью с раннего детства воспитывать гуманистическое отношениек окружающей среде.
Целью настоящей работы является описание нетрадиционныхприемов обучения детей рисованию животных.
В соответствии с целью исследования мы решили следующиезадачи:
1. Изучение методики обучения дошкольников рисованию животных;
2. Рассмотрение особенностей содержания обучения детей рисованию животных;
3. Описание нетрадиционных техник рисования животных дошкольниками;
4. Анализ особенностей планирования занятий по обучению рисованию животных;
5. Разработка конспекта занятия по изобразительной деятельности сиспользованием нетрадиционных техник.
Предметисследования – изобразительная деятельность дошкольников. Объект исследования –нетрадиционные приемы рисования животных.
В процессепредварительной работы над темой мы сформулировали гипотезу исследования:нетрадиционные приемы обучения рисованию животных способствуют раскрытиютворческого потенциала ребенка, способствуют приобщению к миру природы.
Теоретической базойисследования являются работы по методике обучения дошкольников изобразительнойдеятельности таких авторов, как О.Н. Зеленова, Н.В. Шайдурова, Г.Н. Давыдова,И.А. Лыкова., М.Г. Смирнова, Ю.В. Рузанова.
Методологическую базуисследования составляют методы анализа, систематизации полученных знаний,описания явлений.1.Методикаобучения дошкольников рисованию животных 1.1 Содержание обучения детей рисованиюживотных на разных возрастных этапах
Обучение изобразительной деятельности детей дошкольноговозраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, дляформирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагогииспользуют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года,праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художниковявляется рисование животных.
Мир животных очень интересен для ребенка. Животныедвигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи сэтим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркийэмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному,обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскуюзаботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякоедоброе отношение.
Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическимжанром позволяет решать как познавательные (внешний облик, повадки и поведениеживотных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное,чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу).Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятияхпо экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, принаблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате удетей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить всвоём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительнойдеятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретаетхудожественно-творческий характер постепенно. Продуктомхудожественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создаваярисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя ихпредставлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные илинеправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаютсясамим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить [3].
Рассмотрим содержание занятий по обучению детей рисованию вразных возрастных группах. В каждом возрасте ребенок осваивает какой-то новыйспособ рисования.
Процесс обучения изображению животных длительный, его можноусловно разделить на два направления: осуществление деятельности по развитиюзнаний детей о животных и обучение изображению животных. Осуществлениедеятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника поотношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях«Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности поуходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе,стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатыйматериал для изображения домашних и диких животных, для уточнения ихособенностей. Правильно организованное педагогом наблюдение, обследованиеигрушки, картины, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформироватьпредставление о строении животного, особенностях его внешнего вида [5, c.55].
Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимостьподкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическимдвижением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенку сложно раскрыть задуманныйобраз. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, синтересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детскойдеятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играмиразличной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.
Большое значение в развитии изобразительной деятельностидошкольников отводится слову. Именно словом необходимо не только описатьвнешний вид животного, но и охарактеризовать особенности его жизни и поведенияв тех условиях, в которых оно обитает. Для этого широко на занятиях можноиспользовать игры-инсценировки, вечера загадок, организацию выставок, в томчисле с проведением экскурсии; познавательные рассказы и т.д.[9]
Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальныйпериод обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий привыполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующихэтапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельноизображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, ихразмер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способыизображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив ихпо изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможностивыразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеруисполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникойработы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительнораскрывая образы животных в рисунке.
Рисование животных – достаточно сложный и длительныйпроцесс, который имеет свои особенности в каждой возрастной группе. Так, исходяиз того, что дети в первой младшей группе умеют только правильно держатькарандаш или кисть и правильно работать ими, изображая вертикальные игоризонтальные линии, мазки округлые линии, они не в состоянии еще изобразитьправдоподобное животное. Рисунки таких юных художников зачастую лишены смысла.На данном этапе воспитатель учить узнавать и называть предметы, изображения нарисунках, устанавливать связь между рисунком и процессом рисования. Дети толькоучатся изображать отдельные предметы. При этом воспитатель использует такиеприемы и методы обучения, как поэтапное объяснение и демонстрацияизображаемого, объяснение в целом; частичная демонстрация изображения;словесное объяснение; индивидуальная работа; дорисовывание предмета (например,хвостик у собачки) [7, c.15-18].
Дети среднего дошкольного возраста умеют описывать предметы,выделяя в них цвет и форму, величину, пространственное расположение частей;использовать разные сочетания цветов; закрашивать рисунки; правильно передаватьстроение предмета, расположение частей при изображении сложных предметов;изображать на рисунке несколько предметов.
Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски;рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов;передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации изсказок [10, c.20-22].
На уроках рисования дети должны научиться передавать изображенияпо памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок налисте. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом икистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей порисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные,дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различныегеометрические фигуры.
Все это предоставляет большие возможности при обучении детейрисованию животных, используя различные приемы и техники.
При обучении старших дошкольников рисованию животныхвоспитатель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затемпоказывает последовательность рисования, называя части тела и их фому (туловище– овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.). За образец животных берутсяпростые по форме и строению игрушки.
Анализ строения тела животного педагог проводит, показываяигрушку или рисунок.
В старшей группе воспитатель рассказывает детям не только оживотных, но и о насекомых птицах. Он показывает общее строение жучков,бабочек, затем показывает последовательность их изображения. Эти навыки детимогут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.
Предлагает мысленно разделить объект на составляющие –туловище, шею, голову, хвост – сравнить их с геометрическими фигурами ирисовать в определенной последовательности, соблюдая пропорции. Такая работаносит название алгоритмических схем рисования. Алгоритмический подход крисованию означает, что каждый рисунок должен быть выполнен многократно – до 38раз каждый с тем, чтобы довести до автоматизма навыки рисования [8, c.100].
Приведем пример алгоритмической схемы рисования домашнегоживотного – кошки с помощью геометрической фигуры – круга. Нарисовать круг,внутри круга в нижней его части нарисовать круг поменьше – это голова. Наголове с помощью небольших треугольничков нарисовать ушки. Рисуем мордочку –две параллельные точки – глаза, одна жирная точка пониже – носик. С помощьюгоризонтальных линий рисуем усы. Дугообразной линией изображаем рот. Добавим спомощью небольших овалов две лапки и хвостик. Лишние линии нужно стереть,рисунок раскрасить по желанию ребенка [11, c.5-10].
/>
Рис.1. Алгоритмическая схема рисования кошки
Данное графическое упражнение предназначено для детей 3-4лет. По мере взросления детям предлагаются все более сложные схемы.
/>
Рис.2. Алгоритмическая схема рисования животных на ферме
Изображение животного по алгоритмической схеме начинается сгеометрической фигуры, основе туловища животного, к которой последовательнодорисовываются голова, ноги, хвост.
Дети старшего дошкольного возраста могут рисовать животных встатике и в движении. При изображении того или иного животного они обращаютвнимание не только на его внешнюю форму, но и на характер, особенности поведения[10, c.25].
Дети рисуют не только домашних животных, знакомых каждомуребенку, но и диких лесных животных, с которыми они знакомятся по иллюстрациям,игрушкам, а также в ходе посещения зоопарка.
/>
Рис.3. Алгоритмические схемы рисования диких животных
В старшем дошкольном возрасте дети также часто рисуютживотных с натуры. Для того чтобы умело работать с натуры, совсем необязательно рисовать всех зверей. Вполне достаточно изучить формы двух,наиболее совершенных представителей животных, которых не так уж сложнозаполучить в натурщики. Речь идет, во-первых, о кошке. Кстати, домашняя кошка –самый трудный зверек для изображения. Она дает ключ к рисованию всего семействакошачьих, например, львов, тигров.
Рисование животных в дошкольном учреждении предполагает использованиесамых разных методических приемов, которые позволяют учитывать взаимосвязьмежду видами деятельности, развивать творческие способности детей, что положительновлияет на результат продуктивной изобразительной деятельности [1].
Рисование животных в дошкольном учреждении является оченьважным видом деятельности. Используя различные техники рисования, в том числе инетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству,вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самыеразнообразные способы и приемы рисования животных от рисования пальчиками домыльных пузырей.
Главная задача педагога при этом заключается не только в том,чтобы научить рисовать различных животных, познакомить их с лучшимипроизведениями мастеров анималистического жанра, но и привить своимвоспитанникам умение видеть, понимать, беречь и любить многообразный иудивительный мир живых существ. В дошкольном детстве у ребенка, прежде всего,закладывается отношение к миру, поэтому важно подвести его к пониманию особойроли и места человека в природе, донести до сознания детей, что в природе естьцарство животных; царство животных интересно и удивительно.1.2Использование нетрадиционных приемов обучения рисованию животных
Особенностью преподавания изобразительного искусстваявляется то, что издавна соперничают два основных подхода, которые можноопределить как академическое обучение и свободное воспитание.
В первом случае детей учат изображать объекты в соответствиис требованиями реалистического изобразительного искусства. При такой системеобучения дети могут приобрести некоторые навыки, полезные во многихспециальностях и житейских ситуациях, но не приобретают опыта решенияхудожественных задач, не приобщаются к искусству. Это – обучение безтворчества.
Во втором случае для детей создаются благоприятная среда иусловия для творчества без оказания целенаправленного педагогического воздействия.Они обретают опыт свободного самовыражения, общения с художественнымиматериалами и т.п. Но это – творчество без обучения.
В методике обучения дошкольников изобразительнойдеятельности нужен особый путь – путь целенаправленного руководства творческимразвитием детей.
Анималистические темы занимают достаточно большое место впроцессе обучения дошкольников рисованию. В связи с этим встает вопросприменения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования,благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству ивоспитывать любовь и уважение к окружающему миру [3].
Существует много техник нетрадиционного рисования, ихнеобычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемогорезультата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками,делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получатьзабавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе, ают этому.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционныхматериалов и техник способствует развитию у ребёнка:
· Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
· Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера изрительного восприятия;
· Внимания и усидчивости;
· Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетическоговосприятия, эмоциональной отзывчивости;
· Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольникаформируются навыки контроля и самоконтроля.
Рисование животных – достаточно сложная деятельность дляребенка. В вязи с этим на занятиях важно активизировать внимание дошкольника,побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такимистимулами могут быть:
· игра, которая является основным видом деятельности детей;
· сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходитв гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
· просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому,им важно почувствовать себя значимыми;
· музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятамспособы действий и показывать приемы изображения.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладениеразными умениями на разных возрастных этапах, для рисования животныхрекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисованииживотных уместно использовать рисование пальчиками и ладошками, оттиск печатямииз картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с болеесложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печатьпробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще болеетрудные методы и техники:
· рисование песком;
· рисование мыльными пузырями;
· рисование мятой бумагой;
· кляксография с трубочкой;
· печать по трафарету;
· монотипия предметная;
· кляксография обычная;
· пластилинография.
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использованиепозволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.
В ходе занятийрисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью(пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание,примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство стехникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: онасложнее и требует более целенаправленных движений.
Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазываютследы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировокна бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладоньюи пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительнымстимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обученияможно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик вкраску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистыелинии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначалаоставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниямвоспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сампедагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе детимогут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственнымивоспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка,петушок, слоненок [11, c.12-20].
/> />
Рис.4. Рисование ладошкой
рисование животный обучение дошкольный
Рисованиекартофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использованииматериал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимаетпечатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Дляполучения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является однимиз интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки еёлежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничныхдосок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот жепредмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать,необходимо изготовить сами инструменты – печатки.
Вначалепедагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель,разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки –определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы онавозвышалась над рукояткой на высоту 1 — 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.
Однойиз разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этогоувлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона,пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набираюткраску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое,воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит длярисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта[2, c.2-20].
Всредней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью.Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонкихлиний, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметьрисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательноправильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками этинеточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаютсяболее приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь ижесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит вследующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашомконтур какого-либо животного. Дети сначала рассматривают и обводят пальцемконтур данного животного, называя вслух его части: голова, ушки, глазки,хвостик. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контураслева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольнымитычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые деталирисунка дети рисуют концом тонкой кисти.
/>/>
Рис.5. Рисунки животных, выполненные в технике тычка
Детистаршего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простымкарандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разныхсочетаниях. Методика закрашивания такая же. Изображенные на Рис.5 животные могутбыть выполнены как в технике тычка, так и в технике тампонирования или оттиска.
Достаточносложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щеткуи стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будемпроводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе.Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (повертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величинукрапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используютодновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок.Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных:Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.
Одним из современных способов нетрадиционных рисованияявляется рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода,лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды,размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пенеприложить лист бумаги, дорисовать детали [6].
Данная техника развивалась от одной интереснойизобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь илижидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в однусторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получитьоригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого онопохоже.
/>
Рис.7. Изображения жирафа, аиста, собаки в технике«кляксография»
Монотипия также может использоваться ля изображенияживотных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можноизобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берёмальбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтымцветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашомрисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываемрисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа,получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – напластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенкомкисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных,накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получаетсяоттиск [10, c.35-38].
/>
Рис.6. Медвежонок в технике «монотипия предметная»
Нетрадиционное изображение животных может получиться пририсовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить еговодой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду,лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы ираскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морскихживотных (медузы, осьминоги).
Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме,строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характереживотного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность,выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображенияежей, дикобразов.
Еще одной достаточно интересной техникой для рисованияживотных является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухстороннейцветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумагиодинаковой ширины (приблизительно 0,5 — 0,7см, длинна, зависит от выполняемыхэлементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальнаяспица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы(слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем назубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумагиклеем [6].
Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной– коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком сразличными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует,выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, идля этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисуетпальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет изоткрыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию итворчеству в изобразительной деятельности нет.
Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникамво многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобыдонести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию животныхмогут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразныематериалы.
2.Организация занятий дошкольников пообучению рисованию животных с использованием нетрадиционных приемов и техник 2.1 Особенности планирования занятий пообучению рисованию животных в дошкольном учреждении
Основным принципом разработки занятий по изобразительнойдеятельности является деятельностный подход. Организация занятий поизобразительной деятельности сводится к объяснению техники, использованиюобразцов, единое для всех детей задание.
В последнее время все больше воспитателей применяют назанятиях нетрадиционные приемы обучения рисованию.
Главное, что все занятия должны преследовать глобальную цельпо формированию изобразительных навыков и умений и решать задачи,соответствующие возрастной группе.
Основными целямизанятий для всех возрастных групп является:
· Обучение умению (развитие навыков) правильно держать карандаш;ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д.
· Развитие мелкой моторики.
· Ознакомление с окружающим миром.
· Развитие речи.
· Формирование интереса к рисованию.
Разработка занятий по рисованию животных должна бытьоснована на том, что сначала дети должны хорошо усвоить технику изображения. Усвоивспособы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное,сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковываетвозможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковуюманеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладевтехникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему,выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Последовательность обучающихзанятий определяется тем, что дети, изображая однородные предметы на несколькихзанятиях, следующих одно за другим, прочно усваивают способы изображения. Крометого, каждое новое занятие требует от ребёнка несколько по-другому изобразитьперсонаж (в другой позе, разной техникой, другим цветом, ввести в сюжет ит.п.), поэтому у ребёнка не закреплялся определённый шаблон в изображении.
Овладев техническими навыками и умениями рисования, начинаютпроявляться творческие способности детей.
Использование самых разных методических приемов в работе сдетьми позволяет учитывать взаимосвязь между видами деятельности, развиватьтворческие способности детей, что положительно влияет на результат продуктивнойизобразительной деятельности.
Для того чтобы работа с детьми была постепенной ипоследовательной, необходимо составлять перспективные планы, разрабатыватьконспекты мероприятий. 2.2Разработка конспектов занятий по обучению рисованию животных с использованиемнетрадиционных техник
Конспект занятия «Храбрый лев»
(Для проведения в старшей группе ДОУ)
Цель: Формирование изобразительных навыков с помощьюнетрадиционных техник рисования.
Задачи: развивать умение детей наносить длинные и короткиештрихи в одном и разных направлениях, обучение ритмичному нанесению штриховки;обучение сочетанию двух техник рисования: штриховки и тампонирования; учить спомощью штриха изображать качественный признак животного «лохматость гривы», спомощью поролоновой губки фактурность туловища животного; развивать творческоевоображение, эстетическое восприятие и умение самостоятельно подбирать цвета.
Материал: фотоиллюстрация льва Алекса из мультфильма«Мадагаскар», альбомные листы, цветные карандаши, поролоновые губки, гуашь,стаканчики с водой, салфетки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Мадагаскар», чтениерассказа Ю.Яковлева «Хромой лев» (Приложение 1), рассматривание картин сизображением львов и львиц (Приложение 2).
Ход занятия
1. Детям предлагается отгадать загадку:
У него большаягрива:
И – пушиста и –красива!
Какая миленькаякиска…
Подходят дети кклетке близко,
К ней тянут руки,осмелев,
Но осторожно – это… (лев)!
Скажите, ребята, акак вы догадались, что речь идет именно о льве?
Правильно, только ульва такая большая и пушистая грива.
А сегодня к нам вгости пришел Лев Алекс – герой мультфильма «Мадагаскар».
Кто знает историюЛьва Алекса? Где он в мультфильме жил в городе? (В зоопарке). Чем он питался?(приготовленную пищу, шницель, отбивную).
А где живут настоящиельвы?
Никогда среди снегов
Не увидишь грозных львов.
Только в жарких странах,
В джунглях и саваннах,
Там, где лето круглый год,
Львиный селится народ.
Чем питаются настоящие львы? Как добывают себе пищу? (Ответыдетей)
Лев – это король джунглей, царь зверей. Лев – хищноеживотное. Окраска льва желто-серая различных оттенков, грива часто того жецвета, что и шкура, но бывает тёмная, даже чёрная. Подвиды льва определяются взначительной степени по цвету гривы. За исключением гривы, шерсть на теле зверякороткая, лишь на конце хвоста кисточка длинных волос. Львы живут в саваннах.Львы живут семьями. Лев это огромная кошка, у него подвижное, сильное и гибкоетело. Он отлично бегает, а мощная шея и лапы помогают ему захватывать иудерживать свою жертву. У льва мощная челюсть с большими клыками. Лев –охотник, охотится он на диких животных, его жертвами часто становятся зебры,газели, антилопы гну, не редко они отбирают добычу у других охотников.
Грива – отличительный признак особей мужского пола, онаявляется показателем силы и активности хищника, позволяет привлекать вниманиельвиц.
Физкультминутка
Чтобы быть сильными и смелыми, как лев
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ (ходьба на месте).
Мы хлопаем руками..
Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши).
Качаем головой (наклоны головывправо, влево).
Мы руки поднимаем (руки вверх).
Мы руки опускаем (руки вниз).
Мы руки разведем (руки в стороны).
И побежим кругом (бег).
Алекс очень расстроентем, что в зоопарке у него совсем нет друзей – львов. Сегодня мы с ваминарисуем для Алекса друзей, таких же как он, с такой же шикарной гривой как унего. Мы поможем этой шерсти вырасти на морде у льва – нарисуем много-многоштрихов. Штрих – это линия, которая может быть длинной и короткой, прямой инаклонной, в зависимости от того, что мы рисуем.
Сначала нарисуемтуловище льва – большой треугольник, наверху треугольника изобразим овал – этоголова. Вокруг головы нарисуем овал побольше, это и будет грива. На головенарисуем маленькие овальные ушки. Добавим хвостик – изогнутую линию.
/>
Затем дляизображения гривы нанести короткий ряд штрихов ближе к голове. Второй рядштрихов изображается над первым, штрихи чуть длиннее, третий ряд над вторым,штрихи – еще длиннее. Последний ряд штрихов выполняется с опорой на край гривы.Штрихи выполняются цветными карандашами. Край хвостика также оформляетсянесколькими короткими штрихами, чтобы получилась кисточка.
Туловище животноговыполняется в технике тампонирования. Поролоновую губку, смоченную водой, детиопускают в краску соответствующего цвета (светло-коричневый, охра, желтый) иоформляют шкуру животного, прижимая губку с краской к туловищу. Главное невыхолить за границы туловища животного, ведь лев – животное отнюдь не пушистое.
Дополняют рисунокдети по желанию тонким фломастером, изображая хвост, глаза, нос, усы, коготкина лапах.
Верхнюю частькомпозиции дети дополняют солнышком, выполненным в технике тампонирования,прижимая губку с желтой краской в виде круга. Нижнюю часть композиции дополняюттравой в виде коротких и длинных штрихов карандашом или фломастером зеленогоцвета.
Молодцы, ребята, увас получились отличные львы. Нашему гостю очень понравились его друзья, и онпредлагает устроить выставку работ.
Лев живет в семье,у него есть маленькие детишки.
В семействе у львапоявился сынишка –
Весёлый, смешной,озорной шалунишка!
Он мал ещё очень,но милый, пригожий!
На маму и папунемножко похожий–
Нет гривы ещё, каку Лёвушки – папы…
И ходит смешно!Заплетаются лапы…
Пушистый и мягкийон, словно котёнок –
Для папы и мамычудесный ребёнок!
Но только одно ихнемного тревожит –
Что рЫкать малышсовершенно не может!..
Он грозную мордочкусделает: «РЫ-Ы…»
А получаетсяласково: «ЛЫ-Ы-Ы…»
Учили и словом,учили и лапой –
Но львёнок не хочетбыть грозным, как папа…
Он добрым родился,поэтому «Лы-ы…»
Роднее и ближе, чемпапино «Ры-ы..»
В конце занятияпоиграем в подвижную игру «Сонный львенок».
Львенок, львенок,чудачок,
Сшил пушистыйпиджачок.
Встать в кружок ину считать,
Нам водилкувыбирать.
Львенку (в маскельва) завязывают глаза. У игроков игрушка-пищалка, которую они передают другдругу. Львенок идет на звук, стараясь запятнать того, у кого игрушка. Тот, когольвенок запятнает, становится ведущим.
Заключение
Обучение рисованию животных дошкольников на занятиях поизобразительной деятельности в настоящее время имеет важное значение. Сегодняособо остро стоит перед человечеством вопрос охраны природы Земли, заботливогои бережного отношения к тому, что растет на ней, а еще, конечно, ко всем, ктобегает и ползает, плавает и летает. Главная задача педагога не только научить рисоватьразличных животных, познакомить их с лучшими произведениями мастерованималистического жанра, но и привить своим воспитанникам умение видеть,понимать, беречь и любить многообразный и удивительный мир живых существ. Вдошкольном детстве у ребенка, прежде всего, закладывается отношение к миру,поэтому важно подвести его к пониманию особой роли и места человека в природе,донести до сознания детей, что в природе есть царство животных; царствоживотных интересно и удивительно.
В процессе обучения рисованию животных используются самыеразнообразные техники и материалы. Для детей младшего дошкольного возраста пририсовании животных используются рисование пальчиками и ладошками, оттискпечатями из картофеля.
Детей среднего дошкольного возраста знакомят с болеесложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печатьпробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев;рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще болеетрудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями;рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету;монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.
При обучении детей рисованию животных необходимоиспользовать разные методические приемы, старалась подобрать такие, которыемаксимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в томчисле в изобразительной деятельности.
В практической части мы разработали конспект занятия для детейстаршего дошкольного возраста «Храбрый лев». В процессе разработки занятия мыстарались максимально активизировать внимание дошкольника, побудить его кдеятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами стали:
· Использование игровой деятельности ( Сонный львенок);
· сюрпризный момент – любимый герой мультфильма – лев Алекс из«Мадагаскара» приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
· просьба о помощи (лев Алекс просит помочь нарисовать ему друзей).
Рисование животных позволяет раскрыть творческий потенциалребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.
Использование в процессе обучения детей рисованию животныхразнообразных нетрадиционных приемов позволяет детям чувствовать себяраскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полнуюсвободу для самовыражения.
Список литературы
1. Ашлапова А.Н. Палитра мастерства [Электронный ресурс]:imcbl.ucoz.ru/publ/risovanie_neobychnym_materialom_i_originalnoj_tekhnikoj/1-1-0-29
2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.– М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.
3. Зеленова О.Н. Развитие выразительности детского рисунка при обучениидетей изображению животных с использованием различных техник рисования[Электронный ресурс]: festival.1september.ru/articles/549430/
4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М.: Просвещение,2007. – 100 с.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера,2011. – 200 с.
6. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]: prepodavanie.narod.ru/p11.htm
7. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительнойдеятельности. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.
8. Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников:рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.
9. Рисование в детском саду [Электронный ресурс]: www.detskiysad.ru/izo/teoria09
10. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. –М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
11. Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных поалгоритмическим схемам. – М.: Детство-пресс, 2010. – 68 с.
Приложение 1
Юрий Яковлев«Хромой лев»
Вы любительвов? Больших мускулистых хищников с гладкой жёлто-рыжей шкурой под цветпустыни. С кожаной нашлёпкой на конце носа, как у собаки, только в десять разбольше. С мягкими подушечками на ступнях. В этих подушечках, как грозное оружиев ножнах, спрятаны кривые острые когти.
Я любил львови жалел, что они не разгуливают по мостовым, не крадутся по стриженой травегазонов и не греются на солнышке, развались на асфальте. Однажды я видел льва вмузее. Но это был не зверь, а безобидное чучело. Его ела моль. Живой лев был взоологическом саду. Но он или спал, по-кошачьи свернувшись в клубок, илисмотрел в одну точку большими погасшими глазами.
Я мечтал онастоящем африканском льве, о царе зверей, который бьёт себя по рёбрам тяжёлымхвостом, издаёт боевой рык и широко раскрывает клыкастую пасть. К такому львуне подступится даже тигр, не то что моль с соломенными крыльями. И когда яуслышал, что в наш город приехали львы, я немедленно раздобыл себе билет иотправился в цирк.
Я ехал впереполненном автобусе на одной ноге: вторую некуда было поставить. Я боялсяопоздать и всё время прорывался протиснуться к выходу. Но какой-то худойневысокий человек выставил локоть, и я натыкался на него то плечом, то грудью.Один раз автобус крепко тряхнуло, и я сделал попытку пробиться вперёд, нолокоть не пустил меня. Он был как из железа.
— Стойспокойно! — хриплым голосом прикрикнул на меня пассажир с отставленным локтем.— У меня болит печень.
У меня небыло никакой печени, и я с недоверием покосился на пассажира. Его лицо былонедобрым. Костистый нос торчал остро, как локоть. Под носом топорщилиськолючие, словно приклеенные усы. А брови не держались на лбу и падали на глаза.Он поднимал их до самой шапки, а они снова падали.
— Вы сходитеу цирка? — безнадёжно спросил я.
— Схожу! —буркнул пассажир с больной печенью и на всякий случай выставил злой локоть.
Всю дорогу ястоял на одной ноге как аист. Но когда едешь в цирк смотреть львов, то можно ипотерпеть.
Если взятьциркуль и начертить огромный-огромный красный круг, получится арена. Если темже циркулем намахать ещё много разных кругов, получатся места для зрителей. Авсё вместе — это цирк. Залитый светом, многолюдный, нетерпеливый, смеющийся изатихающий в ожидании.
Очутившись вцирке, я растерялся. Я протиснулся к красному кругу и потрогал его рукой. Онбыл бархатным. Потом я долго ходил по разным кругам, отыскивая своё место, ивсё время спотыкался о ботинки и туфли сидящих зрителей. Я думал, что ониспециально подставляют мне подножки, а они думали, что я нарочно наступаю им наноги.
Наконец янашёл своё место и облегчённо вздохнул. Мне показалось, что я целый деньдобирался до этого стула. Я сел и стал смотреть вниз на красный круг. Неужелильвы такие надрессированные, что не будут кидаться на людей? Я-то сидел высоко,до меня ни один лев не допрыгнет, а каково нижним?
Вместо львовв красный круг вошёл клоун. Если у человека одна штанина короче другой, пиджакс одним рукавом, ботинки длинные, как лыжи, нос в муке, рот до ушей, — словом,если у человека всё не как у людей, значит, он клоун. Мне совершенно не нуженбыл клоун, но я засмеялся. Клоун падал, вскакивал на ноги и вставал на голову.Потом у него в руках появилась труба, и он стал играть, стоя на голове. Язабыл, что пришёл из-за львов.
Я так увлёксявыступлением клоуна, что не заметил, как вокруг арены выросла огромная клетка.Клоун вскочил с головы на ноги и пустился бежать: в клетке в любое время моглипоявиться львы. Свет в цирке погас. И только красный круг был освещен яркимипрямыми лучами прожекторов. Оркестр заиграл марш. И на арену вышел укротитель.На нём была белая рубаха. Она блестела, как будто с неё забыли стряхнутьнафталин. Чёрные бархатные брюки были затянуты широким поясом. В руке он держалбольшой тонкий хлыст. Цирк захлопал. Укротитель стал раскланиваться во всестороны. Когда он повернулся в мою сторону, я разглядел его. Волосы у него былиприлизаны и блестели, как мокрые. А брови то поднимались вверх, то падали наглаза. Я сразу узнал эти брови. Да, сейчас передо мной был тот самый сердитыйпассажир, который выставил острый локоть и не пускал меня вперёд. Я не знал чтои думать. Может быть, произошло недоразумение и в клетке вместо могучего,широкоплечего укротителя — таким он был на афише — оказался сердитый человек скакой-то больной печенью?
Знакомыйпассажир взмахнул хлыстом, и под куполом цирка треснул выстрел. Это был сигнал.По железному коридору, наступая друг другу на пятки, побежали львы. Они былижёлто-рыжими, с большими гривами, похожими на воротники. Я подумал, что львыбегут сюда прямо из Африки и что этот железный коридор тянется по всей земле,от Сахары до нашего города.
Когда львыочутились на арене, мне стало не по себе. Вдруг грозные хищники догадаются, чтоперед ними вместо таинственного укротителя стоит обыкновенный человек, который,как и все, ездит в автобусе и выставляет вперёд локоть, чтобы его не толкнули.Но львы ни о чём не догадались. Они бегали по кругу до тех пор, пока мойзнакомый снова не выстрелил хлыстом. Тогда они повернулись и побежали в другуюсторону.
Львы мягкосеменили тяжёлыми лапами. Они не рычали, не били себя по рёбрам хвостами. Акогда один из них отставал, дрессировщик награждал его ударом хлыста, и зверь,поджав хвост, догонял приятелей.
Затем покоманде дрессировщика львы расселись на деревянные тумбы. Одному льву нехватило места, и он сел прямо на опилки, которыми была посыпана арена. У львовбыл такой послушный вид, что я подумал: если льва уменьшить в десять раз, тополучится средняя собака с большой головой, а если собаку уменьшить в пять раз— получится рыжий кот, наполовину пушистый, наполовину гладкий. Но если льва неуменьшают ни в десять, ни в пятнадцать раз, то лев должен оставаться львом —грозным и гордым царём зверей.
Дрессировщикповернулся ко льву, которому не хватило места, и крикнул: «Алле!» Левнеподвижно сидел перед ним. Тогда он огрел зверя хлыстом по спине. Лев недвигался. Это не понравилось моему знакомому пассажиру. Он бросил хлыст наопилки, выставил острый локоть, подошёл к зверю и, схватив его за гриву,оттащил в сторону. «Сейчас лев его укусит!» — с тревогой подумал я. Но лев неукусил человека; он тихо, словно про себя, огрызнулся и побежал по кругу. Язаметил, что лев хромает.
Укротительбыстро расставил на пути льва деревянные барьеры и, на ходу подняв хлыст,заставил льва прыгнуть. Я чувствовал, что каждый прыжок причиняет хромому зверюболь. И мне хотелось, чтобы представление немедленно кончилось, чтобы лев сбольной лапой не бегал по кругу и не перемахивал через перекладины. Но дрессировщикподнял брови и, удерживая их высоко на лбу, постреливал хлыстом.
Я не знаю, очём думали люди, сидящие круглыми рядами. Судя по их хлопкам, они былидовольны. А я не хлопал. Я сидел со сжатыми кулаками и думал о хромом льве.Почему невысокий человек с падающими на глаза бровями командует гордым львом,царём всех зверей? Как ему удалось одолеть этого сильного клыкастого зверя?Умом? Хитростью? Своим острым локтем? Почему лев не взбунтуется?
Мнезахотелось крикнуть льву:
«Не смейслушаться! Зарычи! Стукни лапой по опилкам. Будь, в конце концов, львом!»
Но левслушался и не бил лапой по опилкам. Иногда он слабо рычал, обнажая при этомбелые влажные клыки. Но словно испугавшись собственного рыка, умолкал изакрывал пасть.
Адрессировщик придумывал ему всё новые и новые испытания. Он обращался со львом,как с большим рыжим котом. Он заставил льва лечь и сам развалился на льве, какна диване. Он лежал и думал, что бы ещё проделать со львом. И придумал.
Служительподал ему сквозь прутья клетки огненное кольцо. Свет совсем погас. Пламяосвещало льва и укротителя. Лев должен был прыгнуть в горящее кольцо. Ему нехотелось прыгать, потому что у него болела лапа и он боялся огня. Но, видимо,укротителя он боялся ещё больше. И поэтому прыгнул. Я почувствовал запахгорелого, наверное, зверь во время прыжка подпалил себе усы или гриву. Когдазажгли свет, лев сидел на опилках, и я видел, как сильно поднимались иопускались его бока: он тяжело дышал.
Дрессировщикснова направился ко льву. Что ещё потребует от грозного зверя этот маленький,сухой человечек? Он подошёл ко льву, руками раскрыл ему пасть и просунул своюголову между верхними и нижними клыками. Будь я на месте льва, я откусил бы емуголову! Но лев не сделал этого.
Номеркончился. Весь цирк задрожал от хлопков. Львы сорвались с места и, обгоняя другдруга, побежали по железному коридору обратно в «Африку». Хромой лев бежалпоследним.
Я поднялся и,наступая на чужие ботинки, стал пробираться к выходу. Мне захотелось ещё развзглянуть на хромого льва. Я бродил по длинным круглым коридорам в поискахциркового зверинца. Сперва я попал к лошадям. Они стояли в стойле и с хрустомели овёс. Их челюсти как заведённые ходили из стороны в сторону. Они не жевали,а перемалывали овёс на муку.
Рядом слошадьми оказался слон. Он стоял неподвижно, опустив хобот до земли. Егоподслеповатые глазки были очень малы (слону бы полагались большие глаза!), акожа вся в морщинках. Словно слон был резиновый и из него вышел воздух.
В соседнемпомещении в клетке лежал медведь. Он лежал на спине, подняв лапы кверху. Животу медведя был светлый и не такой лохматый, как бока.
Так я дошёлдо львиных клеток. Я сразу узнал хромого льва. У него была большая, тяжёлаяголова, а тёмная грива делала голову ещё больше и страшней. Усы у льва были редкимии седыми, а под нижней губой торчала маленькая бородка, тоже седая. Вероятно,лев был старым.
Четвероногиеартисты отдыхали. Одни закусывали, другие дремали. И только хромой левнеспокойно ходил по клетке. Теперь в его походке не было ленивой покорности, скакой он выступал на манеже. Каждый шаг льва был пружинистый и резкий, ихромота была почти незаметной. «Если сейчас кто-нибудь зайдёт к нему в клетку,лев раздерёт его на части», — подумал я. Зверь доходил до решётки и, стуча подоскам когтями, шёл к стене.
Шаги зверяслышал весь зверинец. Лошади заволновались, перестали молоть овёс, слонприоткрыл глаза, а медведь сел на пол.
Я любовалсяльвом, его гордой статью, его воинственной походкой и сильным хвостом с рыжейкисточкой на конце. Теперь он был не ручным зверем, а самим собой.
В это времяза моей спиной послышались торопливые шаги. Я оглянулся и увидел дрессировщика.Вместо блестящей рубахи на нём был старенький полосатый халатик с рукавами,закатанными до локтей. В одной руке он держал кусок кроваво-красного мяса,другой прижимал к животу грелку. Лицо у него было жёлтое и болезненное, кактогда в автобусе.
Он заметилменя и поспешно поднял брови:
— Ты что тутделаешь?
— Я… я пришёлпосмотреть на льва.
Дрессировщикуронил брови и выставил локоть, словно боялся, что я толкну его в больноеместо.
—Интересуешься? — спросил он и осмотрел меня с головы до ног, словно я был львоми он решал, как бы половчей прибрать меня к рукам.
Я отступил.
— Это хорошо,что интересуешься, — сказал он и похлопал меня по плечу рукой, пахнущей свежиммясом.
— Почему левхромает? — спросил я.
— Неловкопрыгнул… Это пройдёт! — ответил дрессировщик и внимательно посмотрел на льва.
Но зверь невидел его взгляда, он был занят мясом.
Я повернулсяи зашагал прочь. Я не стал ждать автобуса, а пошёл пешком. Теперь всевоспоминания о цирке перемешались, слились в большой разноцветный круг, а вцентре этого круга был хромой лев. Я видел его усталые, печальные глаза, видел,как он втягивает в плечи свою большую голову, видел седую бородку и белыекошачьи усы и слышал жёсткое постукивание когтей по деревянному полу клетки. Ив моём сердце накапливалось возмущение несправедливостью. Лев должен бытьльвом, и никто не может его заставить склонить гордую голову.
Я шёл и в мысляхпо-своему переиначивал все события сегодняшнего вечера. Я не видел шагающихпрохожих, бегущих автомобилей, горящих вывесок. Я видел большой красный круг,окружённый высокой решёткой. Заиграла музыка, и на манеж вышел… лев. Он прошёлпо кругу, слегка кивая головой и холодно поглядывая на публику. Потомостановился г центре и ударил себя хвостом по рёбрам. Этот удар прозвучал каквыстрел. И на манеж по железному коридору выбежал укротитель. Лев стоял вцентре, а укротитель ходил по кругу до тех пор, пока лев снова не щёлкнулхвостом-хлыстом. Тогда укротитель лёг на опилки, а лев подошёл к нему и улёгсясверху. Лев заставлял моего знакомого пассажира бегать, кружиться, прыгать вогненное кольцо.
Наконецукротитель открыл рот. Так широко, словно показывал врачу горло. Лев медленноподошёл к нему и засунул в рот голову. Люди зажмурились. Затаили дыхание. Ноукротитель не откусил голову льву. Цирк громко захлопал в ладоши.
Лев важнопрогуливался по манежу. И не хромал.