Реферат по предмету "Педагогика"


Использование элементов моделирования в формировании системных знаний у детей о труде взрослых

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯРЕБЕНКА
ДЕТСКИЙ САД № 90 «АЙБОЛИТ»
Творческий отчет
«Использование элементов моделирования в формированиисистемных знаний о труде взрослых у дошкольников»
составлен
Воспитателем
Юсуповой Р.В.
г. Нижневартовск

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования системных знанийо труде взрослых у детей дошкольного возраста
1.1 Проблема формирования системных знаний о труде взрослыху детей дошкольного возраста
1.2 Моделирование как средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Глава 2. Изучение особенностей знаний детей дошкольноговозраста о труде взрослых
2.1 Выявление уровня сформированности системных знаний отруде взрослых у детей дошкольного возраста
2.2 Формирование системных знаний о труде взрослых у детейдошкольного возраста
2.3 Работа с родителями
Выводы
Введение
Современная образовательнаяситуация в России весьма своеобразна и не имеет аналогов. Кардинальные переменыв экономической, социально-политической, культурной и духовной сферах общества,государства, в общественном сознании, во всем образе жизни народа с необычайнойостротой и рельефностью обнажили многие проблемы детства — образования,воспитания, развития, сохранения здоровья.
Мир, в котором живут дети, образжизни семей, по сравнению с предыдущими годами существенно изменился ипродолжает интенсивно меняться. Эти изменения затрагиваютсоциально-экономические условия, ценностные ориентации воспитанников, педагогови родителей.
Сегодня, в эпоху массовой культурыи «эстетированного» с помощью изощренной рекламы культа потребления,ценность самого труда все больше уходит на второй план, а на первом месте длямногих людей оказывается ценность получения благ и удовольствий от жизни.Особенно восприимчивы к такой смене ценностей молодые люди, которыепрофессиональный труд рассматривают в лучшем случае как средство, источникполучения возможностей (денег) для реализации потребительских ценностей исмыслов.
Такое мировоззрение начинаетформироваться с дошкольного возраста.
Человек лишь тогда может ощущатьпрелесть жизни, когда он своими делами делает лучше, прекраснее окружающий мир,делает, более счастливыми окружающих людей. Эти простые истины буквальнопронизывают всю человеческую культуру.
Не секрет, что далеко не каждаяработа позволяет человеку чувствовать себя полноценным членом общества (вопрекиизвестным лозунгам о том, что «все работы хороши» и т.п.)
Более того, даже представителитак называемых творческих профессий, вызывающие восхищения, а иногда и завистьокружающих, далеко не всегда чувствуют себя достойными людьми, которым есть чемгордиться. И дело не только в том, что им не всегда удается реализовать своитворения, замыслы, но и в том, что оценка их труда со стороны общества и коллегне всегда бывает справедливой. В итоге труд, вместо того чтобы доставлятьчеловеку радость реализации, нередко приводит к серьезным страданиям иощущению, что жизнь не сложилась.
Получается, что неудачноепрофессиональное (а в более широком смысле — и трудовое) самоопределение инедостаточная самореализация могут стать причиной многих собственнопсихологических, жизненных, экзистенциальных проблем, о чем говорится вконцепции модернизации Российского образования до 2010 года и как раз на второмэтапе концепции модернизации 2005 — 2006 года очень остро стоит проблемасоздания условий для введения профильного обучения в старшей ступениобщеобразовательной школы, закладка которой лежит в основе дошкольного детства.
Со времен становлениядошкольного воспитания знания о труде рассматривались как важнейшие всодержании образования детей, ибо именно эти знания обеспечивают необходимыйвоспитательный эффект: понимание воспитанниками роли труда в жизни людей и наэтой основе правильное отношение к результатам человеческого труда, человеку — труженику, стремление самому участвовать в трудовом процессе.
Исследования последних лет (В.И.Логинова и ее ученики) раскрыли принципиально новые возможности дошкольников косвоению опыта трудовой деятельности. При использовании специальной методикиребенок с помощью взрослого способен освоить простейшие, посильные егофизическим возможностям процессы самообслуживания и хозяйственно-бытовоготруда, и тем самым овладеть трудовой деятельностью во всех ее компонентах отцелеполагания и мотивации труда до получения результата.
Выявлена прямая зависимостьмежду уровнем освоения социального трудового опыта, уровнем овладения трудовойдеятельностью и отношением детей к труду: чем выше уровень овладениядеятельностью, тем более эффективно ее использование в развитии ребенка, ввоспитании его личности. Вместе с тем изучение работы ДОУ показывает, чтопотенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельностине реализуется в полной мере, труд не становится действенным средствомвоспитания и развития личности. Теоретический анализ и практика отмечают, что вработе детского сада сохранились недостатки в трудовом воспитании дошкольников:снижение от группы к группе интереса детей к труду, низкий уровеньсформированности трудовой деятельности к концу дошкольного детства, бедность,узость, несистемный характер знаний о труде взрослых.
Все это стало причиной дляпроведения исследований В.И. Логиновой, М.В. Крулехт, Л.А. Мишариной, которыепоказали возможность формирования системных знаний о труде взрослых удошкольников. В качестве средств они предлагали использование игр,художественной литературы, занятий основанных на наиболее признанном и наиболееэффективном для дошкольного возраста методе моделирования.
Однако теория и практикапоказывают, что проблема формирования системных знаний о труде взрослыхпосредством моделирования в современной системе дошкольного образованияразработана недостаточно.
Эффективность применениямоделирования в дошкольном возрасте была доказана рядом психологических и педагогическихисследований (Л.А. Венгер, Е.Е. Сапогова). Они раскрыли возможностиисследования наглядных моделей в обучении дошкольников грамоте, формированииматематических представлений, ознакомлении с трудом взрослых. Использованиемоделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыковоказывают положительное влияние на интеллектуальное развитие детей; что спомощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстросовершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные,интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитиимышления.
Актуальность выбранной темызаключается в том, что, к сожалению, в условиях нынешнего переходного периода вРоссии труд далеко не всегда является условием развития человеческогодостоинства личности. Правильно поставленное трудовое воспитание имеетчрезвычайное значение в развитии ребенка, становлении направленности еголичности. Со времен становления дошкольного воспитания знания о трудерассматриваются как важнейшие в содержании образования детей, ибо именно этизнания обеспечивают необходимый воспитательный эффект. Вместе с тем анализработы показывает, что потенциальные возможности дошкольников к освоению опытатрудовой деятельности не реализуется в полной мере, труд не становитсядейственным средством воспитания и развития личности, что потребовалоразработки и внедрения иного подхода к содержанию и методике трудовоговоспитания.
Объектом моей работы являетсяпроцесс формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольноговозраста.
Предметом является моделированиекак средство формирования системных знаний о труде взрослых у детей дошкольноговозраста.
Цель: показать эффективностьиспользования элементов моделирования в процессе формирования системных знанийо труде взрослых.
Цель предполагает решениеследующих задач:
Раскрыть теоретические основыформирования системных знаний о труде взрослых в дошкольном возрасте.
Выявить значимость методамоделирования и показать его влияние на формирование системных знаний о трудевзрослых у детей дошкольного возраста.
Раскрыть этапы формированиясистемных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста.
Гипотеза — использованиеэлементов моделирования в дошкольном возрасте является эффективным методом вформировании знаний о труде взрослых.
Глава 1. Теоретические основы формированиясистемных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста1.1 Проблема формирования системных знаний о трудевзрослых у детей дошкольного возраста
Трудовое воспитание — одно изважнейших средств всестороннего развития личности ребенка — дает возможностьрешать широкий круг воспитательных задач. Правильно организованный труд уже вмладшем дошкольном возрасте влияет на развитие самостоятельной деятельностидетей, укрепляет физические силы и здоровье.
Велико влияние труда наумственное развитие ребенка. В труде необходимо участие восприятия, внимания,памяти, а главным образом мышления, которое проявляется в простейших аналитико-синтетическихпроцессах при отборе ребенком материала и обдумывании им результата труда, вэлементарном планировании.
В труде формируются воля,настойчивость, умение преодолевать препятствия, достигать результата, помогатьтоварищу, складываются взаимоотношения детей. Это важнейшие условия развитияличности ребенка.
Первоначальные мысли о трудовомвоспитании зародились в эпоху возрождения (14-16 века). В этот период впедагогической мысли в противовес феодальной педагогике произошли большиеизменения, ведущими стали идеи гуманизма. Были заложены основы педагогики двухзарождающихся классов — буржуазии и пролетариата. К представителям пролетариатаможно отнести ранних социалистов-утопистов — Т. Мора и Т. Кампанеллу.
Мысли по этому вопросу изложеныв книге Т. Мора «Утопия», где в противовес строю, основанному насоциальной несправедливости, рисуется утопическая картина идеальногокоммунистического общественного строя трудящихся, не знающего нищеты. В «Утопии»все живут своим трудом, нет тунеядцев, образование доступно всем — мужчинам иженщинам.
Ценна мысльсоциалистов-утопистов — связь труда с умственным и нравственным развитием,обращено внимание к дошкольному возрасту. Но их идеи остались утопиями, впрактике они нашли ограниченное применение, так как гуманистическая педагогикабыла мало связана с борьбой за интересы широких масс.
Прогрессивны до настоящеговремени идеи о труде, высказанные великим русским педагогом К.Д. Ушинским. Онбыл сторонником воспитательного значения труда в обучении и воспитании. Трудвелик, по его мнению, не только созданием материальных ценностей, но великсилой своего влияния на моральный облик человека, на его психическую жизнь,физическое состояние. Труд нужен человеку для поддержания в нем человеческогодостоинства. Отказ от труда приводит к физической и умственной деградациилюдей; человек не работающий теряет свои лучшие человеческие качества. Семьи,оберегающие детей от физического труда, развращают их, делают несчастными.
Е.Н. Водовозова определила видытруда, доступные детям дошкольного возраста: выращивание и уход за растениями иживотными, хозяйственный труд; раскрыла их содержание, сезонный характер труда.В этих идеях ею был разработан ряд наблюдений и опытов (с растениями и неживойприродой), которые должны будить детскую мысль, стремление экспериментировать втруде. Очень важным Е.Н. Водовозова считала ознакомление детей с трудом людей вгородских и сельских условиях. Указанные мысли оказали несомненное влияние наразвитие дошкольной педагогики в дальнейшем.
Дети любят участвовать в трудевзрослых, слушать рассказы о разных производствах, разговаривать с трудовымилюдьми. Таким путем завязывается здоровое полезное общение, ребенок выноситконкретные представления о труде, у него появляется симпатия к людям труда.
Огромное влияние на преодолениеошибок в трудовом воспитании дошкольников оказали статьи и выступления Н.К. Крупской.Ею был поставлен вопрос о необходимости ознакомления детей с трудом взрослыхкак основополагающим явлением общественной жизни.
Н.К. Крупская выдвинула основнойпринцип для составления программ по ознакомлению дошкольников с трудомвзрослых, требуя «на простых примерах, понятных детям, показать имнастоящую сущность явлений».
Серьезные экспериментальныеисследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых былипроведены в 50 — 60 гг. (Е.И. Радина, Г.П. Лескова, О.И. Соловьева, О.А. Фроловаи другие). Исследователи стремились разработать программу ознакомления струдом, которая на типичных фактах, примерах труда взрослых раскрыла бы дошкольникам«особый характер труда людей», дала бы возможность понять, что всевзрослые трудятся, делают полезное дело, работают дружно, слаженно, любятработать и т.д.
В 70-е годы стало очевидным, чтосодержание данного раздела программы не осваивается детьми в полной мере,программа не соответствует возможностям детей, знания о труде взрослых нестановятся средством организации собственной детской деятельности (В.Г. Нечаева,А.В. Леушина). Возникла необходимость дальнейшего исследования теоретическихоснов программы знаний о труде взрослых для дошкольников.
Поиск выхода из создавшейсяситуации шел в разных направлениях.
Фундаментальное исследование, вкотором В.И. Логиновой был впервые осуществлен логико-дидактический анализнаучного понятия «труд», позволило ей в середине 70-х годовразработать гипотетическую программу системных знаний о труде взрослых длядошкольников. В основу данной программы был заложен системный анализ понятий отруде. Это теоретическое исследование позволило определить целостную модельразвертывания системных знаний и представить пошаговую организацию материала отодной возрастной группы детского сада к другой.
В середине 80-х годов былоэкспериментально доказано, что освоение ребенком системы знаний о трудовомпроцессе как единице труда (формируются знания о направленности, содержании иструктуре конкретных трудовых процессов, обобщенные знания о построениитрудового процесса) обеспечивает успешное становление трудовой деятельности.Все это позволило В.И. Логиновой и М.В. Крулехт определить формированиесистемных знаний о труде взрослых как ведущее средство трудового воспитания вдетском саду.
Исследования последних летпослужили основой для того, чтобы в настоящее время в отечественной дошкольнойпедагогике сложились альтернативные подходы к ознакомлению с трудом взрослых.Первыми представителями являются В.И. Логинова, М.В. Крулехт (г.Санкт-Петербург), которые считают, что ребенка необходимо знакомить с процессомтруда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате удетей будут формироваться представления о содержательной части трудовойдеятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду. Другие авторы, С.А.Козлова, А.Ш. Шахманова (г. Москва), полагают, что необходимо знакомитьдошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формироватьпредставление о том, что профессии появляются в ответ на потребность людей вней — врач нужен, чтобы лечить людей. Ознакомление с процессом труда должнослужить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельностьчеловека.
В дошкольном возрасте детиовладевают знаниями о том, как правильно организовать и построить трудовойпроцесс (М.В. Крулехт). Системные знания о труде обеспечивают успешное развитиедетской речи. В несколько раз увеличивается словарь, обозначающий предметы иорудия труда, трудовые действия и их характеристики. Освоенный словарь детиуспешно используют в описательных рассказах. Системные знания о труде вызываютустойчивый интерес к нему, желание научиться трудовым процессам взрослых.Отношение детей к овладению трудовой деятельностью становится осознанным:возникает стремление учиться тому, что не умеет делать (М.В. Крулехт). Темсамым формирование системных знаний о труде подготавливает основу для освоенияэтих же трудовых процессов детьми.
Формирование знаний о результатетруда — первая ступень в ознакомлении дошкольников с трудом взрослых. Этообусловлено тем, что знания о направленности трудового процесса на результат,прежде всего, позволяет показать своеобразие труда, как деятельности, ибополучение результата, предназначено для удовлетворения потребностей человека,отличительная особенность трудовой деятельности от всякой другой деятельности.Знания о направленности трудового процесса на результат позволяют раскрыть структурутрудового процесса: цель, выбор материала (предмет труда) и инструментов,трудовые действия, результат труда, а так же познакомить с общими правиламикультуры осуществления трудового процесса (сначала подготовиться к работе,отобрать нужное, удобно расположить оборудование, поддерживать порядок нарабочем месте после труда). Получение задуманного результата труда — показательправильно организованного трудового процесса. Освоение знаний о направленноститрудового процесса и его структуре требует специального обучения. Как показалиисследования В.И. Логиновой, Л.А. Мишариной, большинство младших дошкольниковсамостоятельно не вычленяют результаты в конкретных трудовых процессах, немогут воспроизвести последовательность трудовых действий, не осознают такиекомпоненты трудового процесса, как постановка цели, отбор материала иинструментов. Эти сложности восприятия процесса труда обусловлены рядом причин.
Трудовая деятельность взрослогоимеет непрерывный, текущий характер. Все компоненты трудового процесса слиты ине воспринимаются ребенком раздельно. Простое наблюдение ребенком трудовогопроцесса в повседневном общении с взрослым не позволяют ему расчленить трудовойпроцесс и осознать каждый компонент, обнаружить их связи, общую направленностьтруда. Кроме того, часто дети в повседневной жизни наблюдают толькопроцессуальную часть трудового процесса, так как взрослый использует ужеотобранные материалы и инструменты, а не отбирает их на глазах детей, цельтруда так же уже поставлена, и специально для ребенка не мотивируется, анедостаток времени для наблюдения не всегда позволяет увидеть результат труда.
Для того, чтобы помочь ребенкуприобрести системные знания о труде, вначале необходимы целенаправленныенаблюдения за изготовлением предметов взрослыми (лепка мисочки, чашки из глиныили пластилина, поделка игрушки из бумаги и т.д.). Серия таких занятийнеобходима младшим дошкольникам.
Рост интереса дошкольников кмиру взрослых, дальнейшее вхождение ребенка в современный мир требует созданияусловий для накопления и обобщения знаний о социальной действительности,обуславливающих развитие разных видов детской деятельности (речевой, игровой,изобразительной, конструктивной, трудовой и др.), в которых воспроизводятсярезультаты познания. Перед педагогом стоит задача стимулировать потребностьребенка в расширении круга общения с другими людьми, развитии умения включатьсяв обсуждения, беседы, поддерживать общение и прочее. Важно помочь ребенкуосознать личностную и социальную значимость трудовой деятельности взрослых.
Для формирования у дошкольниковобобщенного представления о структуре трудового процесса, связях и зависимостяхмежду его компонентами можно использовать модель трудового процесса.Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна,позволяет наглядно увидеть последовательность включения компонентов в трудовойпроцесс, осознать существующие между ними связи и зависимости.
Таким образом, серьезныеэкспериментальные исследования по проблеме ознакомления дошкольников с трудомвзрослых показали, что детям дошкольного возраста доступны не только отрывочныепредставления, но и система знаний, базирующаяся на ключевом, стержневомпонятии, вокруг которого и выстраивается информация.
Формирование системных знаний отруде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовымипроцессами, раскрытие центральной, системообразующей связи понятия — это связьпреобразования человеком предмета труда (исходного материала) в продукт (результаттруда), удовлетворяющий потребности человека.
Центральная связь понятияконцентрирует в себе сущность труда как особой деятельности по преобразованиюокружающей действительности, раскрывает его ценностную значимость — удовлетворение потребностей людей.
Это позволяет детям вычленитьтруд взрослых из многообразия явлений современного мира в сущностныххарактеристиках, показать его ценность, раскрыть мотивы и цели деятельностивзрослых, способы деятельности. Такие знания о труде обеспечивают возникновениеустойчивого интереса детей к труду взрослых, стремление научиться трудиться,как они, стать такими же умелыми. Детьми начинают осознаваться личностныекачества, необходимые умелому человеку.
Кроме центральной связи всодержание системных знаний о труде включена связь функционирования,предполагающая показ значимости каждого компонента труда (цель, предмет, орудиятруда, трудовые действия и их промежуточные результаты) в достижении итоговогорезультата, последовательность их включения в трудовой процесс. Действительно,для того чтобы реализовать задуманное, человеку нужны материалы или предметытруда соответствующего качества, инструменты, он должен действовать сопределенной логикой, качественно выполняя каждое действие. Это позволяетпоказать ребенку структуру труда, сам ход достижения результата. Системныезнания о труде дают возможность детям строить собственные трудовые процессы всоответствии со структурой трудовой деятельности взрослых, воспитывают бережноеотношение к вещам как к результатам труда людей, уважение к трудящемусячеловеку, обеспечивают успешное развитие познавательной, речевой, игровой ипродуктивной видов детской деятельности.
 1.2 Моделирование как средство формированиясистемных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Исследователи (Л.А. Венгер, Г.А.Глотова) отмечают, что основы моделирования закладываются в дошкольномвозрасте, вырастая из замещений в игре и продуктивных видах деятельности детей(рисование, конструирование и т.д.), однако дошкольники осваивают лишь основымоделирования, что проявляется в умении использовать модель в познанииразнообразного содержания, выделении и установлении связи «замещаемое — замещающее»; некоторых правил моделирования, замещении содержания,видоизменении готовых моделей.
В.И. Логинова считает, что«под моделированием понимается процесс создания моделей и их использованиев целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связяхобъектов». Психолог И.Б. Новиков характеризует моделирование как «опосредованноепрактическое или теоретическое исследование объекта, при которомнепосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная,искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективномсоответствии с познаваемым объектом, способная при его исследовании в конечном итогеполучить информацию о самом моделируемом объекте».
В настоящее время моделированиерассматривается с разных позиций. В одних работах моделирование выступает какобщая интеллектуальная способность (Л.А. Венгер, Р.И. Говорова), в других — каквид знаково-символической деятельности (Г.А. Глотова). Подзнаково-символической деятельностью понимается сложное, системное,многоуровневое, иерархически организованное образование, позволяющеемоделировать и преобразовывать во внутреннем плане сознания субъекта объективныймир; процессы конструирования идеализированной предметности и оперирования вней знаковыми средствами, что играет большую роль, в формировании планирующейфункции мышления, необходимой в школьной жизни.
Деятельность сознаково-символическими средствами не ограничивается содержанием, определеннымпонятием «моделирование», поэтому возникает необходимость выделениядругих способов оперирования знаково-символическими средствами.
Первым этапом становлениязнаково-символической деятельности является замещение, оно развивается напротяжении дошкольного детства, качественно изменяясь. По мере освоенияребенком игры, речи, рисования на смену изолированным заместителям приходят ихсистемы. В этих формах деятельности ребенок осваивает разные алфавиты и синтаксисы,если пользоваться терминологией знаковых систем (Н.Г. Салминой), и они самистановятся предметом анализа. Одно и тоже содержание ребенок научается выражатьна разных языках — символьном, графическом и т.д.
Второй этап становлениязнаково-символической деятельности — моделирование. В его основе лежитзамещение — возможность переноса значения с одного объекта на другой,возможность репрезентировать одно через другое.
Модели — это формы особыхабстракций, в которых существенные отношения объекта закреплены внаглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях, вещественных илизнаковых элементах. А под моделированием понимается процесс создания моделей иих использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре,отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения втом, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства,связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов,явлений, при формировании знаний, приближающихся по содержанию к понятиям.
Доступность метода моделированиядля дошкольников показана была психологами (А.В. Запорожцем, Л.А. Венгером, Д.Б.Элькониным, В.И. Логиновой, М.В. Крулехт). Она определяется тем, что в основемоделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещен вдеятельности детей другим предметом, изображением, знаком. Как показалиисследования, ребенок рано овладевает замещением объектов в игре, в процессеосвоения речи, в формировании природоведческих знаний, конструирования, визобразительной деятельности, а также в трудовой деятельности.
Третий этап становлениязнаково-символической деятельности — умственное экспериментирование.Знаково-символическая деятельность приобретает функцию опережающего отражениядействительности, прогнозирования, предвидения. Именно здесь максимально полнореализуется функция знаков как усилителей человеческих способностей в реальноммире. Здесь лежат широкие возможности развития креативности, творчества какусиление субъектом самого себя (Н. Роджерс)
Кроме того, третий этапхарактеризуется наличием всех процессов, в которых знаково-символическаядеятельность находит своё воплощение: замещение, кодирование, моделирование,схематизация и обобщение (Н.Г. Салмина). Рассмотрим их особенности.
Замещение — знаково-символическая деятельность, целью которой является функциональноевоспроизведение реальности, использующая любые способы работы. Под замещением,как правило, имеется в виду замены каких-либо объектов или предметовразнозначными предметами.
Кодирование (декодирование) — вид деятельности со знаково-символическими средствами, который заключается впереводе реальности на знаково-символический язык и в последующем декодированииинформации. В кодировании могут использоваться любые заместители.
Схематизация — знаково-символическая деятельность, целью которой является ориентировка вреальности (структурирование, выявление связей), осуществляющая одновременно вдвух планах с постоянным поэлементным соотнесением символического и реальногоплана. В схематизации в качестве заместителей выступают схемы. Ребёнок «видит»сквозь схемы действительные свойства, осуществляет анализ реальностипосредством схемы. Схемы выступают средством ориентировки в действительности.
Моделирование — знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении объективно новойинформации за счёт оперирования знаково-символическими средствами, в которыхпредставлены структурные, функциональные элементы. Моделирование своим объектомимеет модели. Основная характеристика модели на то, что она являетсязаместителем в широком смысле слова.
Содержание моделированиязаключает в себе опосредственное, практическое или теоретическое обследованиеобъекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, авспомогательная искусственная или естественная система, находящаяся в некоторомобъективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать вопределенном отношении, и дающая при его исследовании в конечном итоге,информацию о самом модулируемом объекте (И.Б. Новиков).
Как выше было изложено, основымоделирования формируются в дошкольном возрасте, вырастая из замещений в игре ипродуктивных видах деятельности. Так, разыгрывая тот или иной сюжет в игре,дети моделируют взаимоотношения взрослых людей, а при помощи предметов,используемых в качестве игровых заместителей, создают модели, отображающиевзаимосвязи реальных предметов и действий.
Рисунок дошкольника, бесспорно,- наглядная модель изображаемого объекта или ситуации, и не случайно многиеисследователи детского рисования называют его схематическим (т.е. модельным)изображением, которое используется в деятельности взрослых.
Еще более явно выступает моментнаглядного моделирования в детской конструктивной деятельности. Создаваемыедетьми конструкции из строительного материала и различных конструкторовпредставляют собой объемные модели предметов и ситуаций и затем используются вкачестве таковых в процессе сюжетно-ролевых игр.
Однако следует заметить то, чтов самых разных видах деятельности дети не просто «символизируют» илиобозначают предметы и ситуации, но создают их наглядные модели, устанавливаямежду отдельными заместителями отношения, адекватные отношениям замещаемыхобъектов.
Моделирующий характер детскойдеятельности послужил одним из оснований для выдвижения Л.А. Венгером гипотезы,согласно которой, формирование мыслительных способностей ребенка основано наовладении опосредованным решением мыслительных задач. А такой формойопосредования в дошкольном возрасте является наглядное моделирование.
Другое основание для разработкигипотезы Л.А. Венгер и его ученики почерпнули из ряда психологических ипедагогических исследований, продемонстрировавших понимание дошкольникамиразличного рода моделей в качестве средства сообщения детям разнообразныхзнаний.
Так, установлено, чтодошкольники без всякого предварительного обучения соотносят схематическоеизображение лабиринта с реальным лабиринтом и используют его в качестве модели,облегчающей последующую ориентировку в реальном пространстве. Наглядные моделизвукового состава используются в качестве одного из основных средств обучениядошкольников грамоте по методике Д.Б. Эльконина и Л.Е. Журовой. Наглядныемодели успешно применялись Н.И. Непомнящей при формировании у детейпервоначальных математических представлений, а С.Н. Николаевой — приознакомлении их с живой природой. Показано, что наглядная модель может бытьиспользована как средство перевода детей от решения задачи внаглядно-действенном плане к ее решению в наглядно-образном плане.
Следует заметить, что моделированиенаходит свое отражение не только в практике работы воспитателя, но и работывсех профильных специалистов взаимодействующих с детьми.
Подводя итоги ряда исследований,А.В. Запорожец заключил, что наглядные модели — специфические средства, позволяющиедетям усваивать обобщенные знания о некоторых связях и закономерностях явленийдеятельности.
По-видимому, понимание смысланаглядных моделей и усвоение при их помощи новых знаний и способов решениязадач не могли бы иметь места, если бы в ходе умственного развития дошкольниковне была подготовлена для этого благоприятная почва, каковой являетсяопосредование модельного типа, складывающееся в разных видах детскойдеятельности.
О не проходящем значенииовладения наглядным моделированием убедительно свидетельствуют, прежде всего,данные исследований, проведенных под руководством П.Я. Гальперина и В.В. Давыдова.Так, показано, что причиной неуспеваемости у школьников является отсутствиевозможности представить в схематической (модельной) форме предметные условиязадачи. Если такую возможность сформировать (путем обучения детей вычерчиваниюреальных схем с последующим переходом к моделированию в уме), школьникиначинают успешно решать ранее недоступные им задачи (Л.Ф. Обухова).
Наглядное моделирование нашлоширокое применение в работах по поэтапному формированию умственных действий ипонятий, выступая в качестве одного из главных средств построенияориентировочной основы действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).
Таким образом, сфера применениянаглядного моделирования отнюдь не ограничивается решением учебных задач. Онаохватывает самые различные виды детского мышления.
Глава 2. Изучение особенностей знаний детейдошкольного возраста о труде взрослых2.1 Выявление уровня сформированности системныхзнаний о труде взрослых у детей дошкольного возраста
Проблема выявления знаний отруде взрослых у детей дошкольного возраста в настоящее время является одной изважнейших проблем дошкольной педагогики. Выявление реального уровня знаний отруде взрослых дает воспитателю возможность верно определить содержание, найтиоптимальные средства и методы воспитательной работы, сделать труддействительным средством развития личности в педагогическом процессе детскогосада.
Единой общепринятой методикиопределения знаний о труде взрослых в дошкольной педагогике пока не существует.Вместе с тем, исходя из того, что знания детей о труде взрослых — этоопределенный уровень состояния освоения социального опыта трудовой деятельности,который осваивается в дошкольном детстве при благоприятных условиях жизни ивоспитания, можно полагать, что показателями знаний о труде взрослых выступаютсоставные компоненты социального трудового опыта: наличие знаний о трудевзрослых, умение выделить результат труда в каждом трудовом процессе, на основеметода моделирования умение определить связи и зависимости между компонентамитруда, умение анализировать собственную трудовую деятельность.
Вышеперечисленные составныекомпоненты определения знаний о труде взрослых, на мой взгляд, лучшепросматриваются с помощью диагностики предложенной авторами М.В. Крулехт, О.В. Дыбиной.
Диагностика состоит из девятиметодик, проходящих в форме бесед, дидактических игр, выбора ситуации (см.приложение №1). В процессе проведения диагностики фиксируется выполнениеребенком каждой методики. В результате выполнения методик определяются триуровня сформированности системных знаний о труде взрослых с использованиемэлементов моделирования:
уровень — высокий (7 — 9 баллов)
уровень — средний (4 — 6 баллов)
уровень — низкий (1 — 3 балла)
За каждую успешно выполненнуюметодику зачисляется один балл. Баллы заносятся в протоколы, отражающие какиндивидуальные, так и групповые показатели (см. приложение № 2). По полученнымданным строятся графики (см. приложение № 3 " Сравнительный анализусвоения знаний о труде взрослых детьми дошкольного возраста"), по которымдаются количественная и качественная характеристики сформированности знаний отруде взрослых. Анализ полученных результатов позволяет мне выявить особенностиформирования системных знаний о труде взрослых с использованием элементовмоделирования группы в целом и отдельными детьми; наметить необходимые способыоказания помощи отдельным детям по изучаемому материалу. Кроме того, выявлениеуровня освоения знаний детьми помогает мне в анализе собственных возможностейдетей в работе по трудовому воспитанию, а так же в составлении прогноза,планировании деятельности и соблюдении последовательности в работе по трудовомувоспитанию детей.
Диагностическое задание каждойметодики даются детям на том этапе использования моделирования, когда подобныйспособ уже найден детьми и отработан в процессе решения аналогичных задач. Тоесть предполагается, что ребенок, успешно овладевающий необходимыми знаниями отруде взрослых, может самостоятельно применять подобный способ при решенииновой диагностической задачи. При проведении диагностики по ознакомлению детейс трудом взрослых с использованием элементов моделирования мною учтенывозрастные особенности детей и требования к программному содержанию возрастнойгруппы по данному разделу. Так в средней группе я выясняю, понимают ли детизначимость труда сотрудников детского сада (помощника воспитателя, повара,дворника, прачки), знают ли названия данных профессий, трудовые процессы,выполняемые этими людьми и условные обозначения данной профессии.
В старших группах необходимовыяснить, осознают ли дети значимость труда людей других профессий, ужеотдаленных от окружения детей (строители, нефтяники, пожарники, парикмахеры и т.д.)и взаимосвязи различных видов труда, обобщенное представление о структуретрудового процесса, понимание взаимосвязей между его компонентами (то естьпостроение лесенки).
В дальнейшем я изучаю, могут лидети переносить модель трудового процесса в собственную продуктивнуюдеятельность.
Таким образом, проведядиагностическое исследование и проанализировав результаты моих воспитанников поуровню сформированности знаний о труде взрослых можно отметить улучшениерезультатов, а следовательно и качество содержания знаний о труде взрослых (знаниенаправленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценноститруда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуретруда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимостисвоего труда). Заметно изменилась игровая деятельность детей (ведущаядеятельность в дошкольном возрасте): легче распределяются роли, определяетсязамысел игры, апробируют трудовые процессы взрослых людей в своих играх, играстала более насыщенная и живая.2.2 Формирование системных знаний о труде взрослыху детей дошкольного возраста
В дошкольные годы дети проявляютживой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся им подражать и желают самичто-то сделать. До семи лет они легко овладевают несложными трудовыми умениямипо самообслуживанию, поддержанию чистоты и порядка, уходу за растениями.
Ознакомление с трудом взрослыхставит целью дать детям конкретные знания и представления о труде, и воспитыватьуважение к труду взрослых, научить ценить его, возбудить интерес и любовь ктруду, но требования программы «Развитие», по которой, работает нашдетский сад, сосредоточены не на содержании сообщаемого детям материала (конкретныезнания, умения и навыки), а на способах овладения этим материалом, наорганизацию деятельности по его усвоению, что имеет первостепенное значение дляразвития способностей, в чем и оценивается значимость моделирования вформировании у детей системных знаний о труде взрослых.
В программе «Развитие»основное место занимают разделы, направленные на овладение детьми различнымиформами наглядного моделирования и символизации. Раздел «Ознакомление сокружающим», в который входит подраздел «Ознакомление с трудомвзрослых» в программе «Развитие» заменен разделами «Ознакомлениес пространственными отношениями» и «Развитие элементов логическогомышления», в которых упущена тема формирования знаний о труде взрослых.
В основу программы «Развитие»легло два теоретических положения:
Первое — это теория А. В,Запорожца о само ценности дошкольного периода развития, согласно которойосновной путь развития ребенка — это его обогащение, наполнение наиболеезначимыми для дошкольника формами и способами деятельности (нельзя переносить вДОУ школьные формы образования, необходимо разрабатывать новые, отвечающиеособенностям, детей дошкольного возраста пути развития ребенка).
Второе теоретическое положение — это концепция Л.А. Венгера о развитии способностей, согласно которой основнаялиния в развитии ребенка — это способности.
Таким образом, в результатесвоей профессиональной деятельности я стала перед проблемой необходимостиформирования у детей знаний о труде взрослых с учетом теоретических концепцийпрограммы «Развитие».
Изучив доступность и практическуюзначимость метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста,положенного в основу программы «Развитие», я определила необходимостьи целесообразность использования этого метода в работе с детьми по формированиюсистемных знаний о труде взрослых.
На основе полученных результатовпроведенной диагностики, мною были выделены этапы формирования системных знанийо труде взрослых у дошкольников посредством моделирования. Ихпоследовательность была определена необходимостью учета положения о том, чтопознавательный интерес к труду взрослых не отделим от определенного объемазнаний и умений, от достаточного запаса личного опыта (О.М. Дьяченко, Л.А. Венгер).
Знакомство детей с моделями,которые уже существуют и используются человеком. Вступая в жизнь, ребенок нетолько познает мир людей, вещей, но и учится понимать мир условностей, мирзнаков, символов, моделей, обозначающих реальные вещи и явления. Поэтому первыйэтап направлен на ознакомление дошкольников с моделями.
Ознакомление дошкольников с трудомвзрослых с помощью моделей. Именно модели представляют общее поступательноедвижение трудового процесса от замысла к результату, количество компонентов.Ребенку легче понять, что отсутствие хотя бы одного компонента нарушает весьпроцесс, и результат, не может, быть достигнут.
Использование детьми моделитрудового процесса для познания труда взрослых, для контроля и организациисобственной результативной деятельности, что позволяет детям применять моделидля самостоятельного познания известных трудовых процессов.
Для формирования у детейсистемных знаний о труде взрослых мною были использованы различные методы иприемы: проведение занятий, дидактических игр, разыгрывание ситуаций,упражнений, совместная деятельность взрослых и детей. Данные методические формывзаимодополняют друг друга.
Педагогическая технологияиспользования моделирования весьма эффективна, позволяет ребенку наглядноувидеть последовательность включения компонентов в трудовой процесс, осознатьсуществующие между ними связи и зависимости. Таким образом, применение моделейприводит к значительно более осознанному и глубокому освоению той областидействительности, которая служит содержанием моделей. Поэтому, я посчиталавозможным определить и сформировать элементарную систему знаний о трудевзрослых у детей дошкольного возраста с помощью моделирования.
Прежде чем раскрыватьособенность формирования системных знаний о труде взрослых на основе методамоделирования мне хотелось бы остановиться на видах моделирования.
В дидактике выделены три видамоделей:
Первый вид — предметная модель ввиде физической конструкции, предмета или предметов, закономерно связанных. Вэтом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие связи,конструктивные особенности, взаимосвязь объектов.
Второй вид — предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познаниясущественные компоненты и связи между ними обозначаются при помощипредметов-заместителей и графических знаков. Предметно-схематическая модельпоказывает связи в изолированном и обобщенном виде.
Третий вид — графические модели,обобщенно передающие разные виды отношений, представляет собой графики,формулы, схемы и т.д.
Для детей дошкольного возрастадоступными являются первые два вида моделей.
Модель упрощает объект,представляет его лишь отдельные стороны и поэтому без подачи общегопредставления о профессии не возможно рассматривать структуру трудовогопроцесса. Поэтому во второй младшей группе детского сада я начинаю знакомитьдетей с профессиями сотрудников детского сада то есть с профессиями ближайшегоокружения детей. Вместе с этим я знакомлю детей со схематичным изображениемпрофессии тем самым подготавливая детей к восприятию предметно-схематичногоизображения структуры трудового процесса. Так же знакомила детей с теми схематичнымиизображениями, которые встречаются им в повседневной жизни. В детском саду этознаки, обозначающие вход и выход в помещении, лестничные марши, щетки пожарнойбезопасности, дорожные знаки, символика уголка дежурства и другие. На этомэтапе дети устанавливают связь «реальность — модель» в практическойситуации. Так, дети адекватно производили сравнения реального содержания имодели (например, лестница и модель лестницы), вербально разделить замещаемое изамещающее (реальность, модель), сравнить по существенным признакам предмет имодель. Успешность установления связи «реальность — модель» зависитот степени сходства предмета и модели. Если модель не сохраняла черты подобияпредмету, дети могли затрудняться.
Так при рассматривании менеесходного предмета и модели количество выделяемых признаков сходствасокращалось, иногда выделить общее не мог ни один ребенок. Необходимостьсопоставления предметов с их изображением в играх позволила развивать умениеустанавливать данную связь, повышала интерес к обследованию предметов. Так вигре «Путешествие по городу» детям было предложено определить поизображениям где, что находится (аптека, почта, булочная, и т.д.). Затем играусложнялась, дети подбирали картинки сами, выполняя предложение взрослого — угадать, как можно показать, что в этом доме находится аптека, мастерская поремонту замков, молочный магазин и прочее. Количество картинок увеличивалось.Здесь дети часто не просто выбирали предложенные изображения, но и придумывалисвои.
Далее я знакомила детей с тем, чтосхематичным изображением можно обозначить не только предметы но и действия.Таким образом, дети были подготовлены к восприятию структуры трудовогопроцесса.
Это предварительное освоениемодели является условием ее использования в структуре трудового процесса иорганизации собственной деятельности.
Структура трудового процессаявляется сложным объектом и поэтому применяется сложная модель. В такой моделидолжно быть представлено общее поступательное движение трудового процесса (отзамысла к результату), которое представлено пятью компонентами
Постановка цели и мотивациятрудового процесса.
Отбор предметов труда.
Трудовое оборудование.
Порядок трудовых действий.
Результат труда.
Если какой-либо компонентвыпадает, то результат не может, быть достигнут.
На протяжении второй младшейгруппы я последовательно знакомила детей со всеми трудовыми процессамисотрудников детского сада. В ходе наблюдения конкретных трудовых процессовраскрывала детям цель и мотивы деятельности, обращала внимание детей на каждомкомпоненте труда, объясняя их необходимость
Далее, на основе предметныхмоделей я начинаю знакомить детей со структурой трудового процесса, то естьпостроение лесенки. Весь процесс ознакомления детей с трудом взрослых на основеметода моделирования можно разделить на три этапа:
Овладение самой моделью (средняягруппа).
Замещениепредметно-схематической модели схематической моделью и формирование с еепомощью обобщенных знаний о структуре трудового процесса (старшая группа).
Использование детьми моделитрудового процесса для контроля и организации собственной результативнойдеятельности.
Итак, у детей средней группынеобходимо сформировать обобщенное представление о структуре трудовогопроцесса, связях и зависимостях между его компонентами на основепредметно-схематической модели. На основе модели я показываю постепенноедвижение трудового процесса от замысла к результату. Наличие всех пятикомпонентов (цель, предмет труда, инструменты, трудовые действия, результаттруда). Модель помогает ребенку осознать, что при пропуске хотя бы одногокомпонента нарушается весь процесс и результат не может быть достигнут. В этомвозрасте нижняя ступенька обозначает замысел, цель труда. Над нейнадстраивается вся лесенка. Соотнесение ступеньки к компоненту трудовогопроцесса достигается сначала тем, что на ступеньку мы помещаем рисунокпредмета, который задумали сделать (цель труда); на вторую ступеньку картинку сизображением материала, из которого нужно сделать предмет; на третью ступенькупомещаем картинку с изображением инструментов, необходимых для работы; начетвертую — картинки, изображающие основные действия трудового процесса; напятой ступени располагаем картинку с изображением результата труда, то есть тотпредмет, который должны получить в результате трудового процесса. Таким образоммодель показывает ребятам количество и порядок введения компонентов в трудовойпроцесс. Результат достигается, если представлены все компоненты в порядке ихследования.
К концу средней группыформирование системных знаний о труде взрослых переходит на второй этап,который направлен на замещение предметно-схематической модели схематическоймоделью. Процесс замещения осуществляется постепенно (от представлениякомпонентов труда в виде картинок с изображением предметов и последовательностивыполнения действий к замене картинок на схематичное изображение процесса).Теперь каждый компонент труда представлен в виде одной схематической картинке,обозначающей трудовой процесс. Так, например: цель — это звезда; предмет труда — это схематичное изображение материала; инструменты труда — схематичноеизображение какого-либо орудия труда; порядок трудовых действий заменяется насхематичное изображение руки и результат труда — это изображение двухзвездочек. О том, какими элементами мы будем заменять предметные картинки,договариваемся совместно с детьми.
В старшей группе я продолжаюзнакомить детей с трудовым процессом на основе модели-лесенки со схематичнымизображением трудового процесса и так же постепенно усложняю модель структурытрудового процесса, заменяя его компоненты на фишки разного цвета. В данномслучае каждый цвет фишки относится к определенному компоненту деятельности, гдемы с ребятами снова договариваемся, какой цвет фишки будет соответствоватькакому компоненту трудового процесса. В этой группе так же усложняются знаниядетей о профессиях: если в младшей и средней группах дети знакомились спрофессиями сотрудников детского сада (профессии близкие к окружению детей), тотеперь уже дети знакомятся более углубленно с профессиями и их трудовыми компонентами,отдаленными от окружения детей, например, парикмахер, продавец, строитель и т.д.
По мере освоения детьми значениякаждой ступеньки-лесенки и понимания ее значимости в достижении результатамодель изменяется, становится более схематичной: сначала мы убрали предметныекартинки, раскрывающие значение каждой ступени, и заменили их более схематичнымизображением, затем схематичное изображение заменили фишками разного цвета,далее заменяем их на фишки одного цвета — красные, если выбор компонента правильный,и черными, если выбор ошибочный.
Введение схематической модели навтором этапе позволяет перевести детей к обобщенному отражению трудовыхпроцессов, отвлекаясь от их конкретного содержания.
Модель дает возможность успешнознакомить детей с разными видами труда взрослых, по ней удобно строитьнаблюдения за трудовой деятельностью взрослых на экскурсиях, модель трудовогопроцесса облегчает проведение бесед для обобщения знаний детей о профессиях.
В работе с детьмиподготовительной группы по ознакомлению детей с трудом взрослых модель процессатруда изменяется — убираются ступеньки а фишки заменяются графическимизображением. Происходит постепенный переход на третий этап моделирования.Здесь модель трудового процесса позволяет учить детей умению контролировать ианализировать их собственную продуктивную деятельность. Овладев моделью, детимогли не только полно охарактеризовать любую профессию, раскрыть сущностьтрудового процесса, перенести его в свою игру, но и организовать собственнуюрезультативную деятельность.
Таким образом, использованиемоделей позволяет раскрывать детям существенные особенности объектов,закономерные связи, формировать системные знания и наглядно-схематическоемышление, которое перерастает в планирующую функцию мышления при выполнениисобственной трудовой деятельности.
Проанализировав учебный процессвыпускников моей группы, можно сделать вывод, что данная работа по формированиюсистемных знаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования,дала детям возможность быстро включиться в учебную деятельность, облегчитьадаптационный период детей в школе, быть более ответственными к выполнениюдомашних заданий, легко переключаться с одного учебного предмета на другой.
Для эффективности работы поформированию системных знаний о труде взрослых с использованием элементовмоделирования, профильные специалисты (психолог, логопед, музыкальныйруководитель, инструктор по физической культуре и плаванию) в работе с детьмина занятиях также используют модели.
Работа по формированию системныхзнаний о труде взрослых с использованием элементов моделирования, позволилаизменить процесс ознакомления с трудом взрослых и доказать, что детямдошкольного возраста доступны не только отрывочные представления, но и системазнаний о структуре трудового процесса.
 2.3 Работа с родителями
Воспитание детей в современноммире является предметом особой заботы. Его успех определяется единством,согласованностью и активной позицией всех субъектов образовательного процесса — педагогов, детей и родителей. Очень важным для формирования системных знаний отруде взрослых являются личный пример и убеждения взрослых членов семьи. Наэтой основе формируются зачатки формирования системных знаний, и создаетсяценное общение родителей и детей. Поэтому мне, как педагогу, необходимообеспечить работу с родителями в целях повышения интереса родителей кформировании системных знаний о труде взрослых у их детей и установленияединства между образовательным учреждением и семьей в воздействии на ребенка.
Актуальным является разъяснениеродителям тех требований, которые предъявляет современное образование квсестороннему развитию детей в целом и к каждому разделу образовательногопроцесса (в том числе и трудового воспитания) в дошкольный период жизни. Моймноголетний опыт показывает, что от того, как воспитатель и семья совместнымиусилиями будут развивать и воспитывать детей, зависит их успешное обучение вшколе.
Своей основной задачей в работес родителями я вижу необходимость показать значимость и целесообразностьформирования системных знаний о труде взрослых у детей, вызватьзаинтересованность родителей в развитии своих детей и достижении имиположительных результатов в деятельности.
Для четкой организации работы сродителями по данному направлению мной определены формы взаимодействия ипредполагаемая тематика (см. приложение № 5).
С родителями проводились беседыо необходимости ознакомления детей с различными профессиями, о возможностииспользования для этого элементов моделирования. Через форму моделированияродителям сообщалось о результатах деятельности детей в детском саду.
Так же родителям было предложеноинформирование по разрабатываемой теме:
«Сотрудничество детскогосада и семьи в воспитании положительного отношения к труду у старшихдошкольников».
«Из чего складываетсятрудолюбие?».
«Трудовое воспитание всемье».
«Ознакомление детей струдом взрослых. Влияние труда взрослых на развитие детей».
В практике я используюанкетирование родителей, где они могут указать результативность и внести своикакие либо предложения.
В этом году мной введена новаяформа работы с родителями «Родительская библиотека». Здесь япредлагаю родителям литературу по данной теме, понятную для их прочтения,акцентирую внимание на особо важных вопросах.
Хочется отметить рост заинтересованностии неоценимую помощь родителей в формировании системных знаний детей о трудевзрослых.
Выводы
Подводя итог проделанной работепо формированию системных знаний о труде взрослых у детей дошкольного возрастас использованием элементов моделирования, хочется отметить эффективность,практическую значимость и дальнейшую перспективу использования этого метода.
Формирование системных знаний отруде взрослых по данной методике обеспечивает осознанное овладение знаниями, воспитываетбережное отношение к вещам как результатам труда людей, уважение к трудящемусячеловеку, развивает понимание направленности труда людей на удовлетворение ихразнообразных потребностей, обеспечивает успешное развитие познавательной,речевой, игровой и продуктивных видов детской деятельности.
Использование методамоделирования в формировании системных знаний о труде взрослых позволяетосваивать трудовой процесс рационально, могут самостоятельно планироватьпоследовательность трудового процесса, научаются действовать самостоятельно.Обогащается интеллектуальное содержание трудовой деятельности ребенка,увеличивается интерес детей к выполнению трудовых поручений.
Результаты внедрения этогометода в практику дошкольного образования являются доказательством тому, чтодети дошкольного возраста вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться нетолько с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,лежащими в основе научных и практических знаний.
/>
НАЧАЛО ГОДА
/>
КОНЕЦ ГОДА
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.