Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Определение системы

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 4
1. Основные смысловые вариации понятия системы… 5
2. Характеристика основных определений системы… 7
2.1. Подходы к понятию системы… 8
2.2. Кибернетические и математические определение системы… 12
2.3. Дескриптивный и конструктивный подходы к определению системы… 14
3. Группы раздела всех понятий «системы». 16
Выводы… 18
Список использованной литературы… 19
Введение
Понятие системы имеет длительную историю.Еще в античности был сформулирован тезис о том, что целое больше суммы его частей.Стоки истолковывали систему как мировой порядок. Платон и Аристотель большое вниманиеуделяли особенностями системы знания и системе элементов (основных качеств и свойств)мировоззрения. Понятие системы органически связано с понятием целостности, элемента,подсистемы, связи, отношения, структуры, иерархии, многоуровневости и др.
Термин используется, когда хотят охарактеризоватьсложный объект как единое целое. Обычно система определяется как совокупность элементов(объектов), объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимостидля выполнения заданной функции.
В понятии «система» на разных этапахее рассмотрения можно вкладывать разное содержание, говорить о системе как бы вразных ее формах, в зависимости от задачи, которую ставит перед собой исследователь.В философском словаре: система – совокупность элементов, находящихся в отношенияхи связях между собой и образующих некоторое целостное единство.
В настоящее время существует достаточнобольшое количество определений «система». Определения «система» изложены в работахЛ. фон Берталанфи, А. Холла, У. Гослинга, Р. Акоффа, К. Уотта и др.
Современная наука нуждается в выработкечеткого научного определения системы. Понятие «система» относится к числу наиболееобщих и универсальных дефиниций. Оно используется по отношению к самым различнымпредметам, явлениям и процессам. Проведем анализ многообразия употребления понятия«система» покажем, что оно имеет древние корни и играет очень важную роль в современнойкультуре, выступает интегралом современного знания, средством постижения всего сущего.Вместе с тем понятие не однозначно и не жестко, что делает его исключительно креативным.

1. Основные смысловые вариации понятия системы
Человек либо сталкивался с системами,либо созидал их, либо подвергал нещадным разрушениям. Прежде всего, следует уточнить,что мы понимаем под системой. Остановимся на одном определении: “система есть совокупностьили множество связанных между собой элементов” [1, с. 17].
Есть ли различие между понятием «система»,«объект» и «вещь»? Казалась бы никакого. «Однако система, являясь объектом, вещьюи знанием, в тоже время выступает чем-то сложным, взаимосвязанным, находящемся всамодвижении» [4, с. 55]. Поэтому у категории «система», будучи философской категорией,в отличие от понятий «объект» и «вещь» отражает не что-то отдельное и неделимое,а противоречивое единство многого и единого.
Элементы системы могут представлятьсобой понятие, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой. Например, языккак средство общения – есть понятийной системой. Элементами системы могут быть субъекты,например игроки в футбольной команде. Наконец, система может состоять из понятий,объектов и субъектов, как в системе человек – машина, включающей все три вида элементов.Таким образом, система – это совокупность живых или неживых элементов либо тех идругих вместе. Системы состоят из других систем, которые мы называем подсистемами.Оперировать ими нелегко, так как мы не знаем, до какого предела осуществлять разборна подсистемы, или предел «построения», или «организации».
Неслучайно термин употребляется вомножестве различных смысловых вариациях.
Слово «система» появилось в ДревнейГреции 2000-2500 тыс. лет назад. Гениальны догадки античных философов о системностимира. Понятие «система» употреблялось нечасто.
«Система – это теория (например, философскаясистема Платона)» [4, с. 50]. По всей видимости, этот контекст понимания системыбыл наиболее ранним – как только возникли первые теоретические комплексы.
«Система – это классификация (например,периодическая система элементов Д.И. Менделеева)» [4, с. 50]. Основная проблемаклассификаций заключается в том, чтобы они были существенными и систематизировалиобъекты с точки зрения несущественных признаков.
«Система – это завершенный метод практическойдеятельности (например, реформатора театра К.С. Станиславского)» [4, с. 50]. Такогорода системы складывались по мере возникновения профессий, накопления профессиональныхзнаний и навыков. Понятие «система» употребляли здесь не только в положительномсмысле как средство эффективной деятельности, но и в негативном, обозначая им то,что сковывает творчество, гениальность.
«Система – некоторый способ мыслительнойдеятельности (например, система исчисления)» [4, с. 51]. Они начались с систем письмаи исчисления и развились до информационных систем современности.
«Система – это совокупность объектовприроды (например, Солнечная система)» [4, с. 51]. Натуралистическое употреблениетермина связано с автономностью, некоторой завершенностью объектов природы, их единствои целостностью.
«Система – это некоторое явление общества(например, экономическая система, правовая система)» [4, с. 51]. Социальное употреблениетермина обусловлено непохожестью и разнообразием человеческих обществ, формированиеих составляющих: правовой, управленческой, социальной и других систем.
«Система – это совокупность установленныхнорм жизни, правил поведения» [4, с. 51]. Речь идет о некоторых нормативных системах,которые свойственные различным сферам жизни людей и общества. Например, законодательнаяи моральная системы, которые выполняют регулятивную функцию в обществе.
В Большой Советской Энциклопедии системаопределена как “объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов,явлений, а также знаний о природе и обществе”.
2. Характеристика основных определений системы
 
Как известно, наука предъявляет оченьжесткие требования к понятиям, требует их четкости и однозначности. “Понятие – мысль,фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличатьэти предметы и явления от смежных с ними” [4, с. 52].
Однозначность и четкость понятия придетчеткость и познавательным процедурам отличия явлений и предметов, описываемых даннымпонятием, от других явлений и предметов. Поэтому вполне понятно стремление методологов– системщиков дать четкое определение системы. Но решить эту задачу пока не удалосьникому.
Несмотря на огромный теоретическийзадел, наблюдается неоднозначность понятия категории «система».
Согласно общей теории систем:
«Система – это реальная или мыслящаясовокупность частей (элементов, сущностей), целостные свойства которой определяютсясвязями (отношениями, взаимодействиями) между частями.
Система – это ограниченное множествовзаимодействующих элементов.» [1, с. 44].
Физиолог П.К. Анохин в известной работе«Теория функциональной системы» (1970 г.) привел 12 формулировок понятия системыразных авторов. В учебнике В.Н Волковой и А.А. Денисова «Основы теории систем исистемного анализа» (1999 г.) авторы говорят уже о 30 определениях понятий «система».Сейчас таких формулировок можно было бы собрать в несколько раз больше. Определениесистемы постоянно эволюционирует.  2.1. Подходы к понятию системы
Подход к объекту как к комплексу взаимодействующихчастей
Во-первых, как отметил Берталанфи,понятие системы не есть «нечто преходящее или некий итог последних технических достижений…понятие системы так же старо, как стара европейская философия… и может быть прослеженоеще у Аристотеля» [1, с. 80].
Л. Фон Берталанфи – определил системукак “комплекс взаимодействующих компонентов” или как “совокупность элементов, находящихсяв определенных отношения друг с другом и со средой” [1, с. 44]. Эти понятия до сихпор – основа использования понятий “системы”.
Сделав особый акцент не на том, чтоцелое состоит из частей, а на том, что поведение и свойства целого определяют взаимодействияего частей, Л. Берталанфи превратил понятие в основу нового, преимущественно синтетическоговзгляда на мир. Однако подход к объекту как к комплексу взаимодействующих частейпонимание системы не исчерпывается. Существуют и другие характеристики.
Вводится понятие цели
Позднее в определение «система» вводитсяпонятие цели: в трактовке Анохина «Системой можно назвать только такой комплексизбирательно – вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношениеприобретает характер взаимосодействия компонентов на получение фокусированного полезногорезультата» [3, с. 8].
Рассмотрим некоторые характерные моментыэтого определения:
—   «…только такой комплекс избирательно-вовлеченных компонентов…» Этозначит, что, во-первых, не все компоненты объекта могут стать элементами системы,и, во-вторых, существует некоторая причина такой избирательности.
—   «…у которых взаимодействие и взаимоотношения приобретают характервзаимосодействия компонентов…» Анохин П.К. утверждает, что, не вообще «совокупностьвзаимодействующих компонентов», а совокупность взаимосодействующих для чего-то конкретногои определенного важно в определении системы.
—   «… на получение фокусированного результата» Анохиным П.К. вводитсяв определение понятие системы «системообразующего фактора». Причины образованиясистемы является узловым в системной теории.
Само вовлечение компонентов или выбориз имеющегося множества происходит до и в процессе формирования цели и происходитэто на основе исходной потребности. Потребность есть причинной системообразующийфактор, а цель – функциональный фактор. «Он аргументирует ключевое значение результата(цели) деятельности, направлено ограничивающего множество произвольных взаимодействий»[1, с. 44]. Таким образом, в определении системы вносится «цель».
В понятие система включают характеристики
В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин в понятие«система включают характеристики: взаимосвязанность элементов системы; система образуетособое единство со средой; любая система представляет собой элемент системы болеевысокого порядка; элементы любой системы обычно выступают элементами более низкогопорядка. «таким образом, система – не только некоторое целое, составленное из определенныхвзаимодействующих элементов, это совокупность элементов, обладающая определеннымповедением в составе другой, более сложной системы – окружающей среды» [4, с. 53].
Определения система строятся на основныхпонятиях: «вещь – свойство – отношение».
В.С. Тюхтин понимает «под системоймножество связанных между собой компонентов той или иной природы, упорядоченноепо отношениям, обладающим определенными свойствами; множество характеризуется единством,которое выражается в интегральных свойствах и функциях множества» [4, с. 53].
Близкое по значению к этому определениюдает А.И. Уемов. Система понимается им как множество объектов, на которых реализуетсязаранее определенное отношение с фиксированными свойствами. “Другими словами система– множество объектов, обладающих заранее заданными свойствами с фиксированными отношениямимежду ними” [4, с. 53].
Определения системы основаны на однойведущей категории
В качестве такой категории могут выступать«целостность», «множество», «единство», «совокупность», “организация”. Например,В.Г. Афанасьев, опираясь на категорию целостность, пишет: «… следует определитьцелое, целостную систему как совокупность объектов, взаимодействие которых обусловливаетналичие новых интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям компонентам»[4, с. 53]. Далее В.Г. Афанасьев отмечает: «Целостная система – это такая система,в которой внутренние связи частей между собой являются преобладающими по отношениик движению этих частей и к внешнему воздействию на них» [4, с. 53). А.Н. Аверьяновпонимает систему как ограниченное множество взаимодействующих элементов.
Вводится в определение системы наблюдателя
Ю.И. Черняк, объектом исследованиякоторого были экономические системы, пишет в определении «Система есть отражениев создании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношенийв решении задачи исследования, познания» [1, с.44]. Позднее, он же: «Система естьотображение на языке наблюдателя (исследователя, конструктора) объектов, отношенийи их свойств в решении задачи исследования, познания» [1, с. 44]. Таким образом,сопоставляя эволюцию определения системы следует отметить, что вначале в определениипоявляются «элементы и связи», затем – «цель», затем – «наблюдатель». В экономическихсистемах, если не определить наблюдателя (лицо, принимающее решение, т.е. ЛПР),то можно не достичь цели, ради которой создается система.
В основу определения системы беруткатегорию «организация»
Так А.Д. Урсул считает, что всякаяреальная система обладает организацией, но не всякая организация выступает как система.Любая система в большой или меньшей мере организация. Организацию же рассматриваютв двух аспектах: как свойство материи и как продукт деятельности человека. «Организационнаясистема – это целостное образование направленного действия, состоящее из организационновзаимосвязанных элементов (людей, коллективов) и обладающее функцией» [1, с. 48].
Акофф определяет организацию как «покрайней мере, частично самоуправляемую систему», наделенную следующими характеристиками:
1. Сущность. Организация являетсясистемами типа «человек – машина».
2. Структура. Система должна обладатьспособностью выбирать направление деятельности, ответственность за которую можетбыть распределена между элементами системы на основе их функций (торговля, производство,проведение расчетов и т.д.), местоположение или других признаков.
3. Коммуникация. Коммуникация играетважную роль в определении поведения и взаимодействия подсистем в организации.
4. Выбор решения. Участники должныраспределить между собой задачи и соответствующие направления деятельности.
А.А. Богданов считал, что всякая человеческаядеятельность объективно является организующей или дезорганизующей. Он полагал, чтодезорганизация частный случай организации. Во всем мире происходит борьба организационныхформ, и в ней побеждают более организованные формы (неважно, идет ли речь об экономике,политике, культуре или идеологии). Это происходит из-за того, что организационнаясистема всегда больше, чем сумма ее составляющих элементов, а дезорганизационная– всегда меньше суммы своих частей.
А.А. Богданов считал, что всякую деятельностьчеловека можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и исследоватьс организационной точки зрения. Это положение ключевая позиция современного менеджмента.Он одним из первых в мире ввел понятие системности. Состояние системы определяетсяравновесием противоположностей. Ученый разработал идею о структурной устойчивостисистемы и ее условиях. В самой системе увидел два вида закономерностей: формирующие,регулирующие. Он ввел ряд понятий, характеризующих этапы развития различных систем:«комплексия», «конъюгация», «ингрессия».
Человек свободен создавать, развиватьили менять системы, но выживут только те из них, которые согласуются с определеннымизакономерностями, присущими развитию систем. 2.2. Кибернетические и математическиеопределение системы
 
В силу специфики кибернетики и математики– наук, изучающих формальные и количественные связи, свойства системы определяютсякак формальная взаимосвязь между наблюдаемыми признаками и свойствами. Так считаютМ. Месарович и Я. Такахара. Под сложной кибернетической системой понимается «реальныйобъект с управлением и его отражение в создании исследователя как совокупность моделей,адекватная решаемой задаче» [1, с. 24].
С точки зрения математики в этом понятиисистемы широко используется теория множеств. «Система – множество, на котором реализуетсязаранее данное отношение R с фиксированными свойствами P» [5, с. 54]. Такого пониманиясистемы придерживаются У. Росс Эшби, У. Черчмен, Р. Акофф и Л. Арноф. Обобщенноепонятие системы можно представить следующим образом.
«При P – некоторое свойство, R – отношение,m – некоторое множество предметов. Если на — m обнаружится какое-то отношение R,то еще не обязательно m будет системой. Предметы m образуют систему лишь в том случае,если на них будет выполняться определенное, интересующее нас, отношение. Это значит,что отношение R должно обладать каким-то фиксированным свойством» [5, с. 54]. ДляБерталанфи – это связь.
Так, по Г. Кантору, «множество являетсяобъединением в одно целое объектов, хорошо различимых нашей интуицией или мыслью»[2, с. 7]. Н. Бурбаки считает, что множество образуется из элементов, которые обладаютнекоторыми свойствами и находятся в некоторых отношениях между собой или с элементамидругих множеств. Исходя из этого, можно сделать вывод, что математическое описаниесистемы можно использовать аппарат теории множеств.
Одни из авторов считают, что системностьприсуща природной и социальной действительности и она объективна. Это авторы: А.Н.Аверьянов, В.Г. Афанасьев, В.С. Тюхтин, Е.Ф. Солопов, Н.Ф. Овчинников, А.Е. Фурмани др.
Другие ученые – И. В. Блауберг, В.НСадовский, Э.Т. Юдин – считают, что не все совокупности системы, ибо существуютнеорганизованные совокупности. Здесь нет того, что связывает, т.е. система обязательнодолжна иметь системообразующий фактор. Кроме того, несистемен хаос.
В «Теории систем и системный анализ»Ю.П. Сурмин делает вывод, «что системность – это не всеобщее свойство мира, а лишьспособ его видения» [5, с. 54]. Он также приводит возражения этой точки зрения:
—  «cистемность – это свойство, которое в значительной степени характернодля некоторой совокупности объектов. Любая совокупность – система, но не целостностьэлементов;
—  хаос характеризует системы: а) низшими формами связей элементов посравнению с системами с высшими формами связи; б) с непознанными закономерностями;в) являющиеся фоном, шумами для других систем» [5, с. 54].
Возникает вопрос о неорганизованныхсистемах, правильнее сказать – совокупностях. Являются ли они системами? Да, таккак они: состоят из элементов, которые определенным образом между собой связаны(куча, толпа и т.д.). И если существует связь значит неизбежно проявление определенныхзакономерностей (временной или пространственный порядок). «Таким образом, все совокупностиявляются системами, более того, материя вообще проявляется в форме «систем», т.е.система – форма существования материи» [5, с. 55].
Понятие «система» обладает двумя противоположнымисвойствами: ограниченностью и целостностью. Первое – это внешние свойства системы,а второе – внутреннее, приобретаемое в процессе развития. Система может быть отграниченной,но не целостной (например, недостроенный дом), но чем более система выделена, отграниченаот среды, тем более она внутренне целостна, индивидуальна, оригинальна.
Можно дать определение системы «какотграниченного, взаимно связанного множества, отражающего объективное существованиеконкретных отдельных взаимосвязанных совокупностей тел и не содержащего специфическихограничений, присущих частным системам» [5, с. 56]. Данное определение характеризуетсистему самодвижущейся совокупностью, взаимосвязью, взаимодействием.
Следовательно, поскольку научное описаниеобъекта предполагает процедуры мысленного расчленения целостности, то целостностьпредставляет собой некоторое множество описаний. Отсюда многообразие определенийсистемы: структурированное множество; множество, взаимодействующее с окружением;упорядоченная целостность и т.д. 2.3. Дескриптивный и конструктивныйподходы к определению системы
Существуют два принципиально разныхподхода к определению системы: дескриптивный и конструктивный. Рассмотрим их специфику.
Дескриптивный подход основываетсяна признании того, что системность свойственна действительности, что окружающиймир, Вселенная представляет собой некоторую совокупность систем, всеобщую системусистем, что каждая система принципиально познаваема, что внутри системы существуетнеслучайная связь между ее элементами, структурой и функциями, которой эта системавыполняет.
Отсюда дескриптивный подход к системезаключается в том, что характер функционирования системы объясняется ее структурой,элементами, что находит отражение в определениях системы, которые называются дескриптивными.К ним относятся почти все определения, которые анализировались ранее. В соответствиис дескриптивным подходом, любой объект выступает как система, но только в том аспекте,в котором его внешнее проявление (свойство, функция) задается внутренним устройством(отношением, структурой, взаимосвязями).
«Идеология этого подхода проста: всев мире есть системы, но лишь в определенном отношении» [5, с. 57]. Дескриптивныйподход лежит в основе системного анализа, который состоит в том, что обоснованновыделяется и осмысливается структура системы, из которой выводят ее функцию. Схемаможет быть такой:
—   Выделение элементов, имеющих некоторую пространственно-временную определенность;
—   Определение связей между элементами;
—   Определение системообразующих свойств, связей и отношений;
—   Анализ функции системы;
—   Конструктивный подход носит обратный характер.
В нем по заданной функции конструируетсясоответствующая ей структура. При этом используется не просто функциональный, нои функционально-целевой подход, потому что система должна соответствовать некоторымцелям конструирования. Выделение и построение системы осуществляется так:
ставится цель, которую должна обеспечитьсистема; определяется функция (или функции), обеспечивающая (ие) достижение этойцели;
Подыскивается или создается структура,обеспечивающая выполнение функции. Цель представляет собой состояние, к которомунаправлена тенденция движения объекта. В неживой природе существуют объективныецели, а в живой дополнительно – субъективные цели. «Образно говоря, объективнаяцель – это мишень для поражения, а субъективная цель – желание стрелка поразить»[5, с. 58]. Цель обычно возникает из проблемной ситуации, которая не может бытьразрешена наличными средствами. И система выступает средством разрешения проблемы.И так «система есть конечное множество функциональных элементов и отношений междуними, выделяется из среды, в соответствии с заданной целью в рамках определенноговременного интервала» – это конструктивное определение системы.
3. Группы раздела всех понятий «системы»
Как считает Т.А. Акимова с некоторойусловностью все понятия «системы можно поделить на три группы:
1 группа это понятие системы – объектисследования и управления.
Определение, принадлежащие к первойгруппе, рассматривают систему как комплекс процессов, явлений и связей между ними,которые существуют объективно, независимо от наблюдателя. Задача наблюдателя – выделитьэту систему из окружающей среды, т.е., как минимум, определить ее входы и выходы,а как максимум, подвергнуть анализу ее структуру, выяснить механизм функционированияее элементов, связи, и воздействовать на нее в нужном направлении.
2 группа это понятие системы смыкаетсяс понятием модели.
Определение второй группы рассматриваетсистему как инструмент, способ исследования процессов и явлений. Наблюдатель, имеяперед собой цель, контролирует систему как некоторое абстрактное отображение реальныхобъектов. При этом абстрактная система понимается как совокупность взаимосвязанныхпеременных, представляющих те и или иные свойства, характеристики элементов, объектов,которые рассматриваются в данной системе. Говоря о синтезе системы, имеют в видуее макромодель, анализ же совпадает с микромоделированием ее отдельных элементови процессов.
3 группа понятие системы с одной стороны,реальный объект и одновременно абстрактный.
Третья группа определений представляеткомпромисс между двумя первыми. «Система здесь – искусственно создаваемый комплексэлементов (людей, процедур, технологий, научных теорий и т. д.) предназначенныйдля решения сложной организационной, технической, экономической задачи» [1, с. 45].Следовательно, здесь наблюдатель не только выделяет систему из среды, но и создает,синтезирует ее. Система, с одной стороны, является реальным объектом и одновременно– моделью.
Однако во всех трех группах определенийтермин «система» включает в себя понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных,взаимодействующих, взаимозависимых частей. Причем свойства этих частей зависят отсистемы в целом и, наоборот, свойства системы – от свойств, входящих в нее частей.Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой система существует и функционирует.Для исследуемой системы среда может рассматриваться как надсистема, соответственноее части – как подсистемы. Более полное определение, включающее элементы и связи,и цель, и наблюдателя, а иногда и язык отображения системы, помогают более конкретносформулировать проблемы, определить задачи, наметить основные этапы системного исследования.
Однако во всех этих определениях неупомянуто очень важное свойство систем. Поэтому придется ввести дополнение. «Системойусловимся называть такое сочетание элементов, которое в совокупности приобретаетновое качество: у элементов этого качества не было, а у системы оно появляется»[1, с. 45]. Например, мозг человека состоит из нейтронов, которые сами по себе неспособны к какому-либо разумному действию. Но в своей совокупности они рождают некоесистемное свойство, присущее этой совокупности, которое мы называем мышлением. «Егоизучение не сводится к изучению свойств отдельных нейтронов, – это действительносистемное свойство совокупности нейтронов» [1, с. 46]. Другими словами, системаобладает особыми системными свойствами. Изучение свойств кооперативных взаимодействийпредставляется важнейшим направлением современной науки.
Само определение системы показываетнам одно из его основных свойств: оно состоит из элементов. Эти элементы принятоназывать подсистемами. Еще надо помнить, что любая из них сама является частью какой-то,еще большей, системы.
Выводы
По своему построению вся вселеннаясостоит из множества систем, каждая из которых содержится в более масштабной системе.Термин «система» греческого происхождения и означает целое, составленное из отдельныхчастей. В настоящее время существует достаточно большое количество определений «система».
Например, по Л. Фон Берталанфи, «система– комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», по А.Холлу «система представляетсобой множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами».У Гослинга под системой понимает собрание простых частей. В соответствии с понятиемР. Акоффа система представляет собой любую сущность, которая состоит из взаимосвязанныхчастей. Наиболее близким понятием, относящимся к информационным системам следуетотнести определение К. Уотта, который считает, что система – это взаимодействующийинформационный комплекс, характеризующийся многими причинно-следственными взаимодействиями.С точки зрения математики определение системы можно условно сопоставить с определениеммножества, а под кибернетической системой понимается система как совокупность моделей,адекватная решаемой задачи.
Из приведенных определений можно выявитьобщие моменты присущи понятию «система» и при дальнейших исследованиях рассматриватьее как целенаправленный комплекс взаимосвязанных элементов любой природы и отношениймежду ними. Обязательное существование целей определяет общие для всех элементовцеленаправленные правила взаимосвязей, обуславливающие целенаправленность системыв целом.
Существует два подхода к определениюсистемы: дескриптивный и конструктивный. Дескриптивный подход к системе заключаетсяв том, что характер функционирования системы объединяют ее структурой, элементами.Конструктивный подход носит обратный характер.Список использованной литературы
1. Акимова Т.А. Теория организации:Учеб. Пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 367с.
2. Исследованиесистем управления: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Мухина – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 384 с.
3. ПрангишвилиИ.В., Системные закономерности и системы оптимизации. М.: Синтез,2004. – 208 с.
4. Системныйанализ в управлении: Учебн. пособие. / Под ред. А.А. Емельянова – М: Финансы и статистика,2003. – 368 с.
5. Сурмин Ю.П.Теория систем и системный анализ: Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2003. – 368 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :