--PAGE_BREAK--Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения предполагают соблюдение принципа преемственности от одной ступени обучения к другой.
Принцип наглядности, соблюдение которого необходимо для связи чувствительного восприятия с мышлением, способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении. В практике физического воспитания используется непосредственная и опосредованная наглядность.
Непосредственная наглядность выражается в показе педагогом разучиваемого двигательного действия. Опосредованная наглядность представлена демонстрацией пособий, кино- и видеофильмов, графиков, фотографий и т.д., обеспечивающих более яркое и точное представление о выполняемом действии.
Наглядность облегчает выполнение двигательных заданий, развивает интерес к физическим упражнениям, ускоряет формирование двигательных умений и навыков, развивает двигательные способности.
При разучивании новых движений принцип наглядности реализуется путем безукоризненного, красивого, четкого показа, т.е. непосредственной зрительной наглядности. Это обеспечивает точное восприятие движения, формирует правильное представление о нем.
Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности физического воспитания. Физические упражнения воздействуют на жизненно важные функции организма, оказывают оздоровительное воздействие на его органы и системы, поэтому завышение нагрузок отрицательно влияет на состояние здоровья ребенка. Соблюдение принципа доступности в физическом воспитании требует от педагога умения определять меру доступного, которая зависит от индивидуальных возможностей ребенка и от объективных трудностей, возникающих при выполнении определенного упражнения. Соблюдение принципа доступности предполагает, что, мобилизуя умственные и физические способности, ребенок успешно справляется с программным материалом.
Педагог подбирает упражнения, которые, соответствуя функциональным и приспособительным возможностям детского организма, не наносят ущерба его здоровью. В процессе физического воспитания границы доступного для ребенка материала расширяются. Недоступное ему на раннем этапе в дальнейшем становится доступным и выполнимым.
По мере развития физических и духовных сил ребенка изменяются педагогические и программные требования, предъявляемые к нему, стимулируется его дальнейшее развитие. Важную роль в этом играет подбор посильных для ребенка нагрузок, которые постепенно усложняются в различных формах двигательной деятельности, а также в распределении программного материала на занятиях. Использование подготовительных и подводящих упражнений также способствует преодолению трудностей при усвоении двигательных навыков.
Поскольку двигательные умения и навыки базируются на уже приобретенных умениях, важным условием принципа доступности является преемственность физических упражнений, т.е. такое распределение материала, которое основано на связи каждого последующего занятия с предыдущими.
Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и корректирует его всестороннее развитие.
Принципы, отражающие закономерности физического воспитания
Принцип непрерывности — один из важнейших принципов, обеспечивающих последовательность занятий и преемственность между ними, частоту и суммарную протяженность их во времени. Данный принцип позволяет развивать морфофункциональные свойства организма, которые совершенствуются, подчиняясь «законам упражнения». Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной деятельности ребенка повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы функциональных нагрузок -от занятия к занятию, от этапа к этапу.
Тенденция постепенного увеличения нагрузок строится на основе принципа постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, который выражает поступательный характер системы физических упражнений, гарантирует их развивающий эффект и обуславливает усиление и обновление воздействий упражнений в процессе физического воспитания. Реализация потенциальных двигательных возможностей организма, прогрессивное изменение психофизических качеств происходят волнообразно, что и обеспечивает развивающе-тренирующее воздействие физических упражнений на ребенка.
Упорядочению процесса физического воспитания способствует принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, позволяющей повысить тренированность, улучшить физическую подготовленность ребенка.
Двигательные умения и навыки ребенка, его двигательные способности, функциональные возможности организма развиваются на основе принципа возрастной адекватности процесса физического воспитания, т.е. учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Важнейшее значение в системе физического воспитания имеет принцип всестороннего и гармоничного развития личности. Он содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, которое осуществляется в единстве и направлено на всестороннее: физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое — развитие личности ребенка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка. Физические упражнения в сочетании с определенными процедурами повышают функциональные возможности организма, способствуют значительному улучшению оздоровительной деятельности мозга, функций желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и т.д. Оздоровительная направленность физических упражнений и всех форм двигательной деятельности ребенка непременно должна осуществляться под строгим врачебным контролем.
В дошкольных учреждениях используются разнообразные способы обучения:
- фронтальный — направлен на одновременное осознанное выполнение двигательных действий всеми участвующими в этом процессе детьми;
- групповой — дает небольшой группе детей возможность самостоятельно упражняться в знакомых движениях, а воспитателю позволяет подбирать разные задания для небольших групп детей;
- индивидуальный — позволяет каждому ребенку самостоятельно и успешно выполнять данное ему задание.
Использование различных способов обучения обеспечивает принцип оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения, что способствует эффективному решению воспитательно-образовательных и оздоровительных задач в работе с детьми.
Все принципы физического воспитания осуществляются в единстве. Они реализуют оздоровительную направленность физического воспитания и обеспечивают связь физической культуры с жизнью, осуществляют подготовку ребенка к обучению в школе, формируют любовь к занятиям физическими упражнениями, спортом.
4. Методы и приемы обучения ребенка
Метод - система приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения. Выбор метода зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Активизация психических и физических сил ребенка и отдых после нагрузок ускоряют восстановительные процессы, повышают работоспособность. В физическом воспитании широко используется переключение ребенка с одного вида деятельности на другой, с физической нагрузки на умственную, в связи с чем педагог тщательно следит за расходованием его физических и психических сил.
Усвоению ребенком двигательного опыта и его развитию способствуют такие методы обучения, как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, а также методы развития творчества и др.
Информационно-рецептивный метод выражается во взаимосвязи, взаимозависимости совместной деятельности педагога и ребенка. Он позволяет воспитателю четко, конкретно, образно донести знания до ребенка, а ребенку — осознанно их запомнить и воспринять.
Полноценное усвоение двигательных действий обеспечивает метод организации воспроизведения способов деятельности, или репродуктивный метод. Реализуя его, воспитатель продумывает систему физических упражнений, направленных на воспроизведение известных ребенку действий, которые сформировались в результате применения информационно-рецептивного метода. Упражняясь в двигательных действиях, ребенок уточняет и воспроизводит их по образцу; при этом целесообразно варьировать упражнения для повышения интереса к ним.
Репродуктивный метод повышает усвоение знаний и навыков, позволяет использовать их по образцу и варьировать в разнообразных ситуациях.
Методы проблемного обучения рассматриваются как элементы, составные части целостной системы обучения: если в ней в качестве составной части отсутствует проблемное обучение, ее нельзя считать полноценной. Только усвоение ребенком готовых знаний не сможет научить его мыслить, развить до необходимого уровня способность к творческой деятельности (М. Скаткин).
В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления, опыт познавательной творческой деятельности.
С. Рубинштейн отмечал, что начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Ребенок начинает мыслить, когда у него появляется потребность что-то понять. Исследования последних лет раскрыли сущность и учебно-воспитательные функции проблемного обучения. Важнейшая его особенность состоит в том, что перед ребенком ставят проблему, которую он должен самостоятельно решить. Осуществляя поиск решения тех или иных двигательных задач, он сам добывает знания; знания же, добытые собственными усилиями, сознательнее усваиваются и прочнее запечатлеваются в памяти.
Кроме того, поиск решения проблем развивает умственные способности, умение мыслить самостоятельно. Решение посильных проблем в подвижных играх и упражнениях рождает у ребенка веру в свои силы. Он переживает радость самостоятельных открытий. Внесение проблемных ситуаций в двигательную деятельность детей делает обучение более интересным и увлекательным, создает предпосылки для развития творчества (А. Запорожец, Д. Менджерицкая и др.). В процессе обучения развитию творчества отводится значительное место: глубокое усвоение знаний возможно только при творческой их переработке. Творчество проявляется уже в младшем возрасте: в сюжетных подвижных играх, имитационных упражнениях ребенок, воплощаясь в игровой образ — птички, зайчика, медведя и т.д., проявляет фантазию, воображение. В игровых действиях уточняются его представления; при этом развивается творчески исполнительский характер действия (Э. Степаненкова). На протяжении всего дошкольного детства ребенок приобретает способность осуществлять творческие замыслы, например придумывает комбинации движений, выполнение которых предполагает не только индивидуальные, но и коллективные действия. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже придумывает варианты подвижных игр, учится их организовывать и даже создает свои — новые — игры (Э. Степаненкова). Реализации творческих замыслов способствует метод творческих заданий. Педагог предлагает ребенку придумать упражнения. Он выполняет их один, группой, в колонне, шеренге, с предметами и без них, придумывает игровые сюжеты и в результате приобретает умение реализовать свой замысел.
В теории физического воспитания используются специфические методы: метод строго регламентированного упражнения, игровой, соревновательный, круговой тренировки.
Метод строго регламентированного упражнения реализуется с возможно полной регламентацией, которая состоит:
- в точно предписанной программе движений (техника движений, порядок их повторения, изменения и связи друг с другом);
- в точном нормировании нагрузки и ее динамичном изменении по ходу упражнения, а также в нормировании интервалов отдыха и их чередовании с нагрузками;
- в создании внешних условий, облегчающих управление действиями ребенка (распределение групп на местах занятий, использование пособий, снарядов, тренажеров, способствующих выполнению учебных заданий, дозированию нагрузки, контролю за ее воздействием, и т.д.).
Метод регламентации направлен на обеспечение оптимальных условий для освоения двигательных умений и навыков, развития психофизических качеств.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребенок как бы передвигается по заданному кругу, выполняя определенные упражнения или задания, позволяющие разносторонне воздействовать на различные мышцы, органы и системы организма. Цель метода состоит в достижении оздоровительного эффекта от упражнений и в повышении работоспособности организма. Упражнения выполняются одно за другим, отдых предусматривается по окончании всего круга.
Выделяются три метода с интервалами в круговой тренировке (М. Шолих):
- воздействие на разные группы мышц или системы жизнедеятельности организма на каждой из «станций» круга;
- подбор упражнений в соответствии с целями и задачами физической подготовки;
-использование упражнений с различными предметами, в том числе с мячами. Используя интервальный метод круговой тренировки, учитывают следующее.
•Тренировочную нагрузку на занятии целесообразно повышать постепенно - от 50% до максимально возможной для каждого ребенка. Повышать нагрузку можно за счет увеличения количества упражнений.
• Оптимальное количество «станций» - от шести до восьми - десяти; при этом необходимо постепенно повышать темп выполнения упражнений, с учетом индивидуальных способностей ребенка, до максимального.
• Перед переходом на очередную «станцию» необходимо отдыхать примерно 1 минуту (Е. Талага).
Широко используются в системе физического воспитания и общедидактические методы: наглядные, вербальные (словесные), практические.
Наглядные методы формируют представления о движении, чувственные восприятия и двигательные ощущения, развивают сенсорные способности; вербальные (словесные) методы активизируют сознание ребенка, способствуют более глубокому осмыслению поставленных перед ним задач, осознанному выполнению физических упражнений, пониманию их содержания, структуры, самостоятельному и творческому использованию их в различных ситуациях; практические методы обеспечивают проверку двигательных действий ребенка, правильности их восприятия, моторных ощущений. Практические методы жестко регламентированы.
В практике работы с дошкольниками к ним относят также игровой и соревновательный методы, которые широко применяются в физическом воспитании.
Игровой метод дает возможность совершенствовать двигательные навыки, самостоятельные действия, проявления творчества. Игровые действия развивают познавательные способности, морально-волевые качества, формируют поведение ребенка. Наиболее активно этот метод используется в младших группах, но и в работе со старшими дошкольниками применяется достаточно широко.
Соревновательный метод используется во всех возрастных группах. Перед малышами ставится задача типа «Кто быстрей принесет флажок», «Кто дальше бросит мяч». В старших группах этот метод позволяет совершенствовать движения, развивать творчество (Л. Коровина).
При обучении движениям все методы взаимосвязаны. Каждый из них включает в себя систему приемов, которые объединяются для решения обучающих задач.
Прием — составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. При обучении детей используются разнообразные приемы. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка.
Приемы должны соответствовать программному содержанию двигательного материала, возрастным и типологическим особенностям, степени владения движениями, общему развитию ребенка. Целесообразный подбор приемов позволяет воздействовать на все анализаторные системы, активизировать сознание, самостоятельность и творчество при выполнении двигательных заданий.
В методике физического воспитания используются общедидактические приемы.
Приемы наглядного метода разнообразны. Наглядно-зрительные приемы включают правильный, четкий показ образца движения или отдельных его элементов; подражание образцам окружающий жизни; использование зрительных ориентиров для формирования ориентировки в пространстве; использование кино- и видеофильмов, фотографий, графиков, рисунков, телепередач и т.д.
продолжение
--PAGE_BREAK--Тактильно-мышечная наглядность основана на непосредственной помощи воспитателя, который путем прикосновения к ребенку уточняет и направляет положение отдельных частей его тела. Например, воспитатель проводит рукой по спине ребенка, чтобы тот перестал сутулиться и принял физиологичное положение тела, или помогает ребенку наклониться пониже, если тот затрудняется сделать наклон вперед. Использование этого приема должно быть кратковременным. В противном случае ребенок привыкает к помощи взрослого и не стремится к самостоятельному качественному выполнению движения.
Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т.д.
Наглядно-слуховые приемы осуществляют звуковую регуляцию движений, которые выполняются под музыку, песни, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Использование слуховой наглядности не только улучшает качество движений, регулирует темп и ритм, но и вызывает у ребенка эмоциональный подъем, стимулирует желание выполнять движения.
Приемы вербального (словесного) метода играют важную роль при обучении ребенка движению. Используются приемы краткого одновременного описания и объяснения физических упражнений. Они опираются на двигательный и жизненный опыт ребенка, его представления. Это пояснения, сопровождающие конкретный показ движения или его отдельных элементов; указания о выполнении движения; беседа, предваряющая введение новых физических упражнений и подвижных игр; уточняющая сюжет подвижной игры или последовательность двигательных действий и т.п.; вопросы, которые воспитатель задает ребенку до начала выполнения физических упражнений, чтобы выяснить, насколько он осознал последовательность выполнения двигательных действий, или проверить имеющиеся представления об игровых действиях, образах сюжетной подвижной игры, уточнить игровые правила.
В физическом воспитании широко используются команды, распоряжения, сигналы, например «Равняйсь», «Раз, два, три — беги!» и т.д. Они требуют различной интонации, динамики и выразительности.
В физическом воспитании дошкольников используются считалки. С раннего детства и до вступления в юность с их помощью выбирают водящих в играх. Считалка не знает сословных барьеров и границ. Она способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство товарищества (этический фактор). И, наконец, само произведение в хорошем исполнении, в атмосфере романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (эстетический фактор). Следовательно, считалка выполняет познавательную, эстетическую и этическую функции, а вместе с играми, прелюдией к которым она чаще всего выступает, способствует физическому развитию детей (М. Мельников). Музыкальность, ритмичность, художественность считалок вызывают у детей эмоциональный отклик. Они легко запоминаются и используются в самостоятельных играх.
К словесным приемам относится образный сюжетный рассказ. Он чаще всего используется для объяснения сюжетных подвижных игр. Сюжет рассказа, его содержание должны быть понятны детям, поэтому этот прием требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы. Это поможет сформировать у ребенка представление об обыгрываемом сюжете. Педагог проводит наблюдения в природе, живом уголке за поведением птиц, животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы - так у ребенка формируются представления, необходимые для успешного проведения игры. Сюжетный рассказ занимает те же отведенные методикой на объяснение 1,5-2 минуты, а иногда даже меньше. Воспитательный же эффект высок; у ребенка разминаются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений (Э. Степаненкова, Т. Шубина и др.). Приведем пример игры «Воробушки и автомобиль».
Дети садятся на стулья, и воспитатель начинает рассказывать: «Жили-были маленькие серенькие воробушки. В ясный солнечный день они летали по саду и искали насекомых или зернышки. Подлетали к лужице, пили водичку и снова улетали. Вдруг появился большой красный автомобиль и загудел: „Би-би-би“. Воробушки испугались и улетели в свои гнездышки. Давайте поиграем в такую игру. Вы будите маленькими воробушками, стулья - вашими гнездышками, а я - автомобилем. Воробушки, вылетайте! Как только автомобиль загудит: „Би-би-би“, все воробушки должны лететь в гнездышки».
Такой образный сюжетный рассказ занимает меньше минуты. Воспитатель играет вместе с детьми, исполняя роль и воробушка, и автомобиля. Малыши не замечают такого перевоплощения. Они с удовольствием входят в образ, иногда дополняют его отдельными действиями: клюют зернышки, приговаривая: «Клю-клю», пьют водичку, попискивая: «Пи-пи».
Педагог следит за образным выполнением действий, напоминает, что надо использовать всю площадку, летать красиво, имитировать движения эмоционально и выразительно, действовать по сигналу. Проводя игру, необходимо постоянно напоминать ребенку об игровом образе. Значительно оживляют игру атрибуты: головные уборы с изображением птичек, руль автомобиля и т.д.
Сюжеты в зависимости от возраста ребенка усложняются. Так, в средней группе интересно проходит игра «Козлята и волк». Приведем пример образного сюжетного рассказа педагогом при объяснении данной игры.
«Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, особенно злому волку. „Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: “Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит в дверь и приговаривает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, — закричали они, — не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь». Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голоском: «Козлятушки, ребятушки, отворите-ка, отоприте-ка, ваша мама пришла, молочка принесла». Открыли козлятки дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молочком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть".
Педагог берет на себя роль мамы-козы, выбирает из числа детей волка, остальные изображают козлят. Взрослый напоминает детям, что «открывать дверь маме» можно только после того, как прозвучат последние слова песенки. Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
«Цыплятки» гуляют по лужайке, собирают «зернышки, пьют водичку из лужицы». Приближаясь к «кошке», курочка говорит:
На скамейке, у дорожки,
Улеглась и дремлет кошка.
«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:
Кошка глазки открывает…
Мяучит: «Мяу-мяу!» –
И цыпляток догоняет.
Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о готовности детей 4, 5 и особенно 6 лет к осознанию задач разнообразной доступной им двигательной деятельности. Это позволяет широко использовать словесные приемы при обучении. Слово повышает не только скорость овладения движением, но и его качество.
Важную роль в формировании двигательных навыков играет активизация идеомоторных представлений посредством словесной инструкции. Идеомоторный акт — переход представления о движении мышц в реальное выполнение этого движения. Возникающие представления о движении вызывают нервные импульсы, обеспечивающие осознанность движения. А.И. Пуни, раскрывая роль представлений в формировании двигательных навыков, подчеркивает их тренирующее воздействие. Основу идеомоторных представлений составляет известное положение И.П. Павлова: «Раз вы думаете об определенном движении (т.е. имеете кинестезическое представление), вы его невольно, этого не замечая, производите».
Результативность формирования двигательных навыков у ребенка во многом зависит от степени осознанности им содержания и структуры упражнения, последовательности его выполнения.
Воспитатель в процессе формирования двигательных навыков использует разнообразные приемы активизации идеомоторных представлений. Так, после стабилизации навыка ребенку предлагают вспомнить и рассказать о последовательности выполнения упражнения. Для облегчения выполнения задания ему предлагают план-схему: «Вспомни и расскажи, как выполняется упражнение хлопок о колено. Какое исходное положение ног, рук? С чего начинается и как заканчивается упражнение?». Ребенок говорит: «Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки внизу. Поднимаю руки вверх, опускаю на поднятое правое колено, потом поднимаю руки вверх и опускаю вниз». Иногда он пытается сопровождать объяснение упражнения его выполнением. Слова и одновременное движение являются выражением зрительно-двигательного представления и облегчают ответную реакцию на задание. Перед выполнением движения педагог может предложить ребенку напомнить, как это сделать про себя, а затем выполнить его.
Частое обращение к вербальным приемам позволяет педагогу использовать их не только при выполнении знакомых упражнений, но и при объяснении новых комбинаций движений. Так ребенок учится свободно ориентироваться в словесных заданиях и придумывать новые комбинации из знакомых ему двигательных элементов.
Приемы, относящиеся к практическому методу, направлены на формирование практических двигательных навыков, самостоятельное использование их в игровой и жизненной ситуации, а также на обогащение ребенка знаниями, позволяющими осознанно применять усвоенные навыки.
Направляя практическую деятельность ребенка, педагог одновременно решает образовательные задачи, развивает его умственно, активизирует творчество: он предлагает придумать варианты физических упражнений и подвижных игр, свои собственные движения, которые можно выполнять одному или с группой детей, с предметами и без них; свои игры, а также имитационные движения.
Дети выполняют эти задания с удовольствием. Они совершенствуют и осознанно используют собственный двигательный опыт, закрепляют знания о технике движений, пространственном положении частей тела, совершенствуют телесные представления; прислушиваются к ним, понимают и корректируют выполняемые движения, усваивают знания о воздействии физических упражнений на организм, повышают свое кинестетическое образование, учатся ориентироваться в пространстве и целенаправленно выполнять двигательные действия, приобретают организаторские навыки.
Все методы и приемы обучения играют важную роль в формировании двигательных навыков и используются в комплексе.
5. Формы организации двигательной деятельности
Физкультурные занятия
Физкультурные занятия - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, что обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и эмоционально положительного отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.
Оздоровительные задачи решаются на занятиях путем разносторонней двигательной деятельности детей, содействующей повышению всех функциональных процессов в организме, улучшению его жизнедеятельности в оптимальных гигиенических и закаливающих условиях.
Воспитательно-образовательные задачи решаются путем формирования в процессе занятий морально-волевых черт личности ребенка, сообщения элементарных знаний и терминов из области физкультуры и спорта, воспитания правильных двигательных навыков и физических качеств.
Занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро, уверенно и в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.
Физкультурные занятия проводятся осенью, зимой и весной как в помещении, так и на воздухе. В летнее время (за исключением дождливых дней) все занятия организуются на воздухе, на физкультурной площадке. Занятия в помещении и на воздухе взаимосвязаны: они позволяют комплексно решать все оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Условия проведения занятий определяют их специфику.
Занятия, проводимые в помещении, требуют обязательного соблюдения оздоровительно-гигиенических условий (открытые окна или фрамуги, облегченные костюмы и обувь), что обеспечивает правильность, красоту и точность движений, воспитывает общую культуру движений. Занятия могут проходить с различными предметами и в сопровождении музыки.
Занятия на воздухе оказывают максимально оздоровительный эффект, так как позволяют выполнять движения на большом пространстве, усиливают физическую нагрузку, предоставляют широкие возможности для проведения спортивных игр, эстафет. Однако теплый костюм и обувь не способствуют точности, выразительности и красоте движений.
Содержание занятий составляют физические упражнения, обозначенные в Программе для каждой возрастной группы. При проведении различных по содержанию занятий необходимо решать указанные задачи, соблюдать четкую последовательность реализации Программы, а также учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Структура занятия заключается в последовательном выполнении детьми физических упражнений, определяемом поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом отдельном этапе возрастного развития. Контроль за динамикой организма ребенка и его психики на занятии - одна из основных обязанностей воспитателя: от этого зависит эффективность процесса обучения и воспитания.
Изучение показателей частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе двигательной деятельности показало ее постепенное возрастание в начале занятия, последующее нарастание с достижением наиболее высокого уровня в основной части и постепенное снижение к окончанию занятия. Это определяется, с одной стороны, деятельностью системы кровообращения и работоспособностью организма; с другой - особенностями протекания психических процессов - внимания, сосредоточенности, скорости реакций и в связи с этим наибольшей точности движений.
Изменения, происходящие в организме и психике в течение занятия, осуществляются под контролем центральной нервной системы. При этом усиливается ее собственная работоспособность, что выражается в повышении возбудимости нервных центров и подвижности нервных процессов. В ходе занятия при все большей врабатываемости всего организма улучшается согласованность деятельности всех органов и систем, появляется возможность найти правильный ритм работы, а значит, повысить эмоциональное состояние. Отмечается наиболее высокий уровень работоспособности, который колеблется в связи с изменением характера деятельности (выполнение движений, наблюдение образца движений воспитателя, осмысление его указаний и т.п.).
Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи - образовательные, воспитательные и оздоровительные.
Задачи и содержание вводно-подготовительной части физкультурного занятия. Ее особенности определяются поставленными задачами и содержанием основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом — вводно-подготовительной. Задачи этой части заключаются в формировании у детей интереса и в создании эмоциональной настроенности на занятие, в проверке степени готовности, в том числе внимания, уточнении некоторых двигательных навыков и постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. С этой целью детям предлагаются знакомые упражнения или их варианты, содействующие формированию правильной осанки, профилактике плоскостопия, ориентировке в пространстве и в коллективе. Они не требуют много времени на выполнение. К таким упражнениям относятся строевые — различные построения и перестроения; ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др.), легкий бег врассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т.п.; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа «Наоборот», «Летает - не летает».
продолжение
--PAGE_BREAK--Заканчивается вводная часть построением в три-четыре колонны, круг, врассыпную и т.п., что служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия. Продолжительность этой части в младшей группе - от 2 до 4 минут, в средней - от 3 до 5 минут, в старших группах - от 4 до 6 минут.
Если первая часть занятия планируется как вводно-подготовительная, тогда вначале даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые строятся только на повторении и вариациях уже знакомых упражнений. Их задача - подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В этом случае основная часть занятия начинается с обучения детей основным движениям.
Продолжительность вводно-подготовительной части в младших группах - от 3 до 4 минут, в средней - от 4 до б минут, в старших - от 5 до 10 минут.
Задачи и содержание основной части занятия. В этой части занятия в одном случае намечаются задачи по обучению детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитанию психофизических качеств; в другом случае — упражнениям в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления. После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение.
Учитывая, что оптимальная психическая работоспособность у детей непродолжительна, решение более трудных задач (например, ознакомление с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией) намечают на начало основной части. Общеразвивающие упражнения выполняются с мелкими предметами: флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма.
Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания (например, разведение рук в стороны и сведение их перед грудью и др.). Вторыми - упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника (прямые и боковые наклоны с последующим выпрямлением, наклоны и повороты вправо и влево — вращение туловища). Третьими — упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу (приседание, поднимание ноги, согнутой в колене, и др.). При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.
После этого переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть для детей новым, а другие - находиться на этапах совершенствования.
В подготовительной к школе группе, по данным Ю. Рауцкиса, на одном физкультурном занятии целесообразно планировать от двух до четырех упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям в целях повторения и совершенствования (например, прыжки в сочетании с метанием и ползанием или метание в сочетании с ходьбой и бегом и т.п.); при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой степени интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности. Таким образом достигается разнообразие деятельности детей и варьирование степени напряжения, что обеспечивает необходимый уровень работоспособности ребенка.
Выполнение основных движений, требующих участия всей мышечной системы, в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.
Продолжительность основной части занятия с обучением общеразвивающим упражнениям в младших группах — от 15 до 18 минут, в средней — от 20 до 22 минут, в старших — от 25 до 28 минут. Без обучения общеразвивающим упражнениям ее длительность в младшей группе — 8-12 минут, в средней — 12-15 минут, в старших — 15-20 минут.
Задачи и содержание заключительной части занятия. Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующую снижению общей возбужденности и приведению пульса в норму. В процессе ходьбы дети могут сделать несколько дыхательных упражнений. В некоторых случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей (например, «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» или игра хороводного типа). По окончании ходьбы или заменяющей ее игры подводится краткий итог занятия, и дети переходят к другой деятельности. Длительность заключительной части занятия в младших группах — от 2 до 3 минут, в средней и старших — от 3 до 4 минут.
Продолжительность всего занятия в младших группах — 15-20 минут, в средней — 20-25 минут, в старших — 30-35 минут.
Как уже было сказано, в процессе физкультурного занятия одновременно с развитием двигательных навыков у детей формируются психофизические качества: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила. Физкультурные занятия планируются в соответствии с характером намечаемой учебной работы: на одних основное внимание сосредотачивают на обучении детей новому физическому упражнению в сочетании с уже усвоенными; на других периодически проверяют степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих в целях совершенствования повторяются известные детям упражнения с использованием вариантов и т.д.
Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомую детям (например, «Прогулка», «Путешествие», «Следопыты», «Спортсмены» и т.д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.
Исследования показали необходимость проведения регулярных физкультурных занятий на воздухе в течение круглого года (Л. Карманова, В.Фролов, Г. Юрко). Они содействуют функциональному совершенствованию организма ребенка, его закаливанию, повышению сопротивляемости простудным заболеваниям.
Занятия на воздухе также состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, является многократное использование бега в различных темпах — быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа бега влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости.
Вводно-подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким подниманием колен, приставным шагом и т.п.) — это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений.
В основной части выполняются общеразвивающие упражнения, дающие хорошую нагрузку на мышцы рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивающаяся ходьбой и перестроением детей для выполнения основных движений. Вначале даются более сложные или новые, а затем, после пробежки со средней скоростью, знакомые (повторно), заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В заключение основной части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей.
В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.
Таким образом обеспечивается и освоение программного материала, и достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.
Подбор физических упражнений для занятий определяется планом работы, составленным на основе Программы. Исходя из перспективного и календарного планов, учитывающих возраст детей, состояние здоровья каждого ребенка, общий уровень развития, приобретенные двигательные навыки, индивидуально-типологические особенности детей, время года, условия проведения занятий, а также предыдущую деятельность детей, намечаются задачи и отбираются конкретные физические упражнения.
Разработку плана очередного занятия предваряет тщательный анализ предшествующего. В процессе анализа выясняется степень осуществления задач, поставленных на предыдущем занятии, результаты, выражающиеся в реакции детей и фиксируемые в конце занятия (степень усвоения всеми и каждым нового программного материала; прогресс в овладении знакомыми движениями или, наоборот, какие-либо затруднения, требующие дополнительных упражнений, облегченных вариантов, более детального разучивания, изменения форм организации детей, индивидуальных занятий и т.п.).
Тесная связь предыдущих и последующих занятий, их единая целенаправленность обеспечивают стройную систему, определяющую последовательность выполнения постепенно усложняющихся задач, прохождение Программы и тем самым успешные результаты обучения детей каждой возрастной группы. На основе анализа предыдущего занятия прежде всего определяются задачи основной части: обучение детей новым упражнениям или повторение и совершенствование уже знакомых (указываются конкретные физические упражнения). После этого уточняются упражнения для вводной и заключительной частей занятий.
Воспитатель использует различные способы организации детей: фронтальный, групповой, индивидуальный.
При фронтальном способе детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно. Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия.
В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами: при этом остальные дети наблюдают за действиями своих товарищей и слушают пояснения, замечания воспитателя.
Кроме того, используется поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно — поточно. Для обеспечения как можно большего числа повторений могут быть организованы два и даже три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину).
Применение поточного способа выполнения физических упражнений целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Следует отметить особую значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую — при их начальном разучивании. Непрерывность поточного движения иногда не позволяет воспитателю исправлять неточности двигательного действия — он следит за каждым ребенком и может дать лишь краткую оценку выполнения упражнений или сделать замечание. Вместе с тем применение поточного способа при совершенствовании двигательных навыков способствует совершенствованию психофизических качеств детей: быстроты, ловкости, силы, выносливости и ориентировки в пространстве.
В старшей и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетается процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя; другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две или даже три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения (игра в мяч, лазанье, упражнения в равновесии и др.), а также творческие задания.
Обучая одну группу детей, воспитатель держит в поле внимания всех занимающихся, но предлагает им самим следить за правильностью своих движений, за порядком, поведением. При такой организации у детей появляется ответственность, сдержанность, формируется умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность в течение занятия сохранять двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.
В процессе занятий может быть использован и индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет полученное задание под контролем воспитателя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнения оно может выполняться и индивидуально (по вызову воспитателя). Такой способ требует от взрослого особого внимания, адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.
Использование того или иного способа организации детей на занятии зависит от задач, поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие, и необходимости рационального их осуществления. Наиболее целесообразно использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурных занятий.
При проведении физкультурного занятия с детьми дошкольного возраста необходимо целесообразное чередование нагрузки и отдыха. Отдых в процессе занятия может быть активным и пассивным. Активный отдых предполагает переключение с предыдущего вида деятельности, вызвавшей некоторое утомление, на другой вид. Пассивный характеризуется относительным покоем, исключающим активную двигательную деятельность.
Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает сохранение оптимальной возбудимости внимания и эмоций ребенка, предупреждает естественно развивающееся утомление. При этом нагрузка, вызывающая известное напряжение и расходование сил, а значит, утомление, одновременно является стимулом для активизации восстановительных процессов организма, повышения его функциональных возможностей. Исследования показывают: работоспособность при чередовании нагрузки и отдыха закономерно изменяется в процессе смены определенных фаз. При достаточной нагрузке работоспособность постепенно понижается, что сопровождается некоторым утомлением. Смена деятельности, несущая отдых организму, содействует активизации восстановительных процессов. Таким образом, органическая связь и взаимопереходы процессов утомления и восстановления определяют закономерную взаимообусловленность нагрузки и отдыха.
Выше было указано, что вводная часть занятия способствует постепенной врабатываемости организма и активизации психических функций, подготавливающих ребенка к основной части занятия, в начале которой детям предлагают новый материал, требующий наибольшей сосредоточенности внимания. При обучении новому двигательному действию у ребенка создается его первоначальный образ, двигательное представление. Это связывается с осмыслением задания, наблюдением за последовательностью элементов упражнения, выполняемого воспитателем, восприятием его пояснений или объяснения способа выполнения упражнения без наглядного показа. После этого дети начинают самостоятельно его воспроизводить; проявляют волевое усилие (умственное и физическое), стараясь возможно точнее выполнить упражнение. Все это вызывает достаточное напряжение нервной системы, повышение психических и физиологических функций организма. Поэтому такой процесс не должен быть слишком продолжительным.
Длительное возбуждение одних групп клеток или целых участков коры головного мозга неизбежно вызывает явление торможения в других. Внешне это проявляется в рассеянности внимания, понижении интереса и эмоций, некотором нарушении координации движений, иногда — в возбуждении. Одна из важных функций торможения — защищать клетки коры головного мозга от перевозбуждения. Если раздражение становится слишком продолжительным или часто повторяется или если оно оказывается чрезмерно сильным и угрожает истощением, кора понижает возбудимость и перестает отвечать на раздражение.
продолжение
--PAGE_BREAK--В связи с этим становится понятным, какую роль играет дозировка нагрузки, своевременное переключение ребенка с одной деятельности на другую и регулярное чередование работы и отдыха.
Когда дети освоят новое упражнение, им предлагают знакомые, выполняемые с меньшим напряжением. Перед их выполнением дети выслушивают словесную инструкцию воспитателя и затем воспроизводят двигательные действия. Время, затраченное воспитателем на инструктирование, активизирующее мыслительную деятельность детей, дает отдых мышечной деятельности.
После этого дети сознательно выполняют и контролируют детали двигательного действия, уточняют правильность его выполнения, закрепляют навык путем неоднократных повторений. Затем детям предлагают известные упражнения или один из вариантов, находящийся в стадии стабилизации. Выполнение этих упражнений помогает ребенку сохранить осознанность задачи, но не требует внимания к способу выполнения двигательного действия благодаря выработанной его автоматизации. Детям в индивидуальном порядке предлагают вспомнить и рассказать о способе выполнения упражнения, после чего все воспроизводят его.
Чередование указанных (примерных) заданий позволяет воспитателю предусмотреть удобный (без торопливости) темп всего занятия, смену характера деятельности детей, количество повторений упражнений, обуславливающих необходимую взаимосвязь психической и физической функций организма.
Правильное чередование деятельности детей на занятии обеспечивает его общую плотность. Общая плотность занятия определяется как отношение времени, использованного педагогически оправданно, к продолжительности занятия.
полезное время
Общая плотность = — х 100%.
продолжительность занятия
Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение за демонстрацией воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений самими детьми, выполнение физических упражнений и отдых.
Для характеристики физкультурного занятия очень важна моторная плотность, понимаемая как отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, к общей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия. Однако требование, предъявляемые к моторной плотности занятия, не исключают необходимости решения учебно-воспитательных задач. Целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.
время, затраченное на движения
Моторная плотность = — х 100%.
продолжительность занятия
При достаточной двигательной активности моторная плотность должна составлять не менее 70-85%.
На необходимые вспомогательные действия (раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов) в процессе занятия отводится минимальное время. Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводительной затраты времени. Случайные организационные неполадки (отсутствие необходимых пособий для выполнения упражнений, недостатки в костюме или обуви детей, появление посторонних лиц в зале) считаются педагогически не оправданной затратой времени.
Чтобы физкультурные занятия соответствовали поставленным воспитательно-образовательным и оздоровительным задачам, они, кроме всего прочего, должны быть интересными и вызывать у детей определенный эмоциональный подъем.
Интерес к занятиям в любой возрастной группе обеспечивается новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активизацию действий, положительные эмоции, желание достичь результата.
В младших группах интерес и эмоции являются спутниками самого процесса выполнения действий, когда возникает чувство радости в результате ощущения мышечных движений и успешного решения простейших двигательных задач.
В старших группах интерес у детей повышается тогда, когда они самостоятельно выполняют упражнения, сознательно преодолевают трудности. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную дозировку интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их. Например, ослабление интереса и эмоций детей, запаздывающие реакции, рассеянность внимания, возбуждение — все это в одном случае может явиться следствием недогрузки, в другом — перегрузки, утомления. Появление одышки, легкой испарины, замедленности движений может проявиться при физической перегрузке. Это свидетельствует о каких-то недочетах как содержания, так и методики руководства.
Подобные явления должны предупреждаться рядом методических приемов, направленных или на смену деятельности и тем самым на ослабление замеченных признаков утомления, на подбор таких заданий, которые уравновешивают психические и физиологические функции организма и способствуют сохранению работоспособности; или на использование игровых и соревновательных методов, повышающих эмоции и целенаправленность действий.
В соответствии с Программой физкультурные занятия проводятся три раза в неделю, одно из них — на воздухе. Занятия могут сопровождаться музыкой; необходимым условием для этого является тщательный подбор музыкальных произведений и их квалифицированное исполнение.
Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщательного подбора физических упражнений, которые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в одной группе.
Каждый возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содержание физических упражнений и методика обучения должны быть разными. Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий психических и физических усилий материал для более старших детей одинаково нецелесообразны.
А. Запорожец предупреждает: «На каждой возрастной ступени возводится очередной этаж общего психофизиологического здания, и наша задача заключается в том, чтобы построить, сформировать его наилучшим образом, не проявляя неразумной торопливости и не возводя следующий этаж, не достроив предыдущий».
Младшие дети будут безуспешно осиливать сложные для них задания, неправомерно минуя необходимые промежуточные звенья трудности. В то же время старшие дети, выполняя физические упражнения ниже своих возможностей, теряют интерес к материалу, не требующему от них умственных и физических усилий.
Программное содержание занятий в разновозрастной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы. Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной программе, а с другой — найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности.
Рассмотрим возможности примерного проведения занятий. Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни помогают более младшим детям переодеваться, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимый физкультурный инвентарь. При такой организации маленькие не задерживают ход проведения занятия, а старшие упражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказывают помощь младшим.
Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними — старшие, осанка и движения которых служат наглядным образцом для подражания младшим.
После этого младшие дети выполняют ряд упражнений по своей программе; при этом в одном случае старшие могут участвовать в них, показывая способ выполнения упражнений (например, при построении в круг старшие стоят между маленькими, которые наблюдают за их действиями); в другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каждую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите, — говорит он, — как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».
Такая организация имеет большой воспитательный смысл: у старших появляется чувство ответственности, дружелюбия и удовлетворения, а у маленьких — уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.
Утренняя гимнастика
Значение утренней гимнастики. Утренняя гимнастика — обязательная часть ежедневного режима ребенка в семье, яслях, детском саду. Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность. Теория и методика утренней гимнастики разработаны Н. Метловым, В. Невским и др.
Значение утренней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию, вызывает положительные эмоции.
После пробуждения утренняя гимнастика, заключающаяся в выполнении специально подобранных физических упражнений, постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние. Выполнение физических упражнений усиливает возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Целый поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов: зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, — вызывает и восстанавливает работоспособность нервной системы и жизнедеятельность организма в целом.
Все сказанное выше относится к утренней гимнастике, или, как ее называют в практике, зарядке, которая проводится сразу после пробуждения ребенка в семье и учреждении интернатного типа. В группах дневного пребывания она сохраняет оздоровительное и организующее значение.
Утренняя гимнастика, влияя на воспитание правильной осанки, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.
В целях закаливания организма детей температура воды систематически, но постепенно снижается; при этом строго соблюдается индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с указанием врача22.
Таким образом, утренняя гимнастика во взаимосвязи с закаливающими процедурами является важным, многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня жизнерадостное состояние ребенка.
Подбор упражнений в комплексе утренней гимнастики. Систематическое проведение утренней гимнастики требует предварительного отбора упражнений из числа ранее разученных с детьми. Из отобранных упражнений для ежедневного использования составляются комплексы. Подбор упражнений в комплексы предусматривает повышение жизнедеятельности организма путем постепенного вовлечения основных групп мышц в интенсивную работу, их развития и укрепления в целях воспитания правильной осанки.
Содержание каждого комплекса составляют упражнения, расположенные в определенном порядке, предусматривающем вовлечение в интенсивную работу различных групп мышц. При этом устанавливается такая последовательность упражнений: 1) для развития и укрепления мышц плечевого пояса, содействующих развитию подвижности плечевых суставов, грудной клетки и выпрямлению позвоночника; 2) для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника, содействующих развитию этих мышц, оказывающих массирующее действие на внутренние органы, развивающих суставы ног, способствующих формированию правильной осанки; 3) для развития мышц брюшного пресса и ног, направленных на укрепление этих мышц и оказывающих массирующее действие на внутренние органы.
Подбор конкретных упражнений в комплексы определяется Программой для каждой возрастной группы с учетом возможностей и состояния здоровья детей данной группы, а также их индивидуальных особенностей.
Утренняя гимнастика начинается с ходьбы и легкого бега, благотворно влияющего на функциональное состояние организма, непродолжительных упражнений, предусматривающих профилактику плоскостопия, развитие ориентировки в пространстве, затем дети строятся в несколько колонн или в круг для выполнения общеразвивающих упражнений. После этого проводится бег (или прыжки) с постепенным переходом сначала на интенсивную, а затем на ходьбу с замедлением, которая заканчивается шагом на месте и остановкой.
Таким образом, в процессе утренней гимнастики постепенно включаются в работу все основные группы мышц, вовлекая весь организм в деятельное состояние. После наиболее высокой физической нагрузки, во время бега или прыжков, происходит постепенное ее снижение (во время ходьбы), и к моменту остановки состояние организма достигает прежней нормы.
Весьма целесообразным является использование на утренней гимнастике предметов (флажки, палки, обручи и т.д.) при условии подготовки их в определенном порядке и в обусловленном месте, откуда дети берут их в процессе ходьбы.
Музыка на утренней гимнастике. В процессе утренней гимнастики музыка вызывает у детей эмоциональный подъем, радостные ощущения.
Выбор музыкальных произведений для утренней гимнастики определяется характером включаемых в нее упражнений. Так, бодрая ходьба, с которой начинается утренняя гимнастика, согласуется с музыкой марша. Наоборот, в конце утренней гимнастики ходьба дается для того, чтобы снизить возбуждение и привести организм в норму; в соответствии с этим и заключительный марш должен быть спокойным, исполняться в умеренном темпе23. В старших группах рекомендуется начинать гимнастику с ходьбы под песню. Исполнение песни создает у детей бодрое настроение и является своеобразной и полезной дыхательной гимнастикой,
При отсутствии музыкального руководителя воспитатель может пользоваться одним из ударных инструментов — бубном, барабаном или музыкой в грамзаписи.
Методика проведения утренней гимнастики. Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно установленное по режиму время.
Утренняя гимнастика вводится с первой младшей группы.
Подбор упражнений (комплексы) и продолжительность гимнастики определяются Программой с учетом особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы.
Упражнения, включаемые в утреннюю гимнастику, разучиваются с детьми предварительно на физкультурных занятиях. Однако они не копируют точно то или иное движение, но имеют с ним общую основу. Например, упражнение на утренней гимнастике «Коснуться палкой колена согнутой ноги из положения палка вверху над головой» подготавливается на занятиях, когда дети делают хлопок ладонями обеих рук о колено согнутой ноги из положения руки в стороны — вверх или аналогичное упражнение с флажками, обручем и т.п. Такие однотипные упражнения, не требуя специального разучивания, в то же время систематически тренируют навыки благодаря применению разнообразных предметов. Чем больше вариантов используется, тем лучше вырабатывается двигательный навык, точнее выполняется упражнение и значительнее оздоровительный эффект.
Продолжительность каждого комплекса утренней гимнастики обычно 7 дней. В течение этого времени в комплекс могут быть включены аналогичные по задачам варианты упражнений, заменены используемые предметы.
На утренней гимнастике не происходит обучения движениям, поэтому не нужны предварительное объяснение и показ упражнений воспитателем. В младших группах и в первой половине года в средней воспитатель предлагает детям выполнять упражнения одновременно с ним, применяя игровые приемы. В дальнейшем в средней (вторая половина года), старшей и подготовительной к школе группах он кратко называет упражнение, дает команду для исходного положения (например: «Основную стойку принять!»). После этого дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Такая организация утренней гимнастики целесообразна: дети непосредственно воспринимают безукоризненный образец, правильно воспроизводят его. Однако воспитатель не всегда делает все упражнения. Если, например, выполняется наклон вперед с опусканием головы вниз или вращение туловища, при котором воспитатель не видит детей, то ему целесообразнее наблюдать за выполнением упражнения детьми, регулировать их темп и, если нужно, помогать краткими указаниями.
продолжение
--PAGE_BREAK--