Реферат по предмету "Педагогика"


Методические особеннности изучения темы "Биогеоценоз и его компоненты" в школьном курсе биологии

Введение
Группапопуляций разных видов, населяющая определенную территорию, образуетсообщество. Березовые леса отличаются от дубрав не только древесным составом,но и подлеском и травяным покровом. Каждое растительное сообщество населеносвойственными ему сообществами животных, грибов и микроорганизмов.
Всесообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов находятся в теснейшейсвязи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмови их популяций – биоценоз.

1.Биогеоценоз и его компоненты
 
Группапопуляций разных видов, населяющая определенную территорию, образуетсообщество. Березовые леса отличаются от дубрав не только древесным составом,но и подлеском и травяным покровом. Каждое растительное сообщество населеносвойственными ему сообществами животных, грибов и микроорганизмов.
Всесообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов находятся в теснейшейсвязи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмови их популяций – биоценоз, которыйтакже называют сообществом. Можновыделить сообщества любого размера и уровня. Например, в сообществе степей – сообществолуговых степей, а в нем – сообщества растений, позвоночных и беспозвоночныхживотных, микроорганизмов.
Средаи сообщества обмениваются веществами и энергией: из среды живые организмыпоглощают вещества и энергию и возвращают их обратно в окружающую среду.Благодаря этим обменным процессам сообщество (биоценоз) и окружающая его средапредставляют собой неразрывное единство, одну сложную систему. Такую системуназывают экосистемой илибиогеоценозом.В последнее время термин «экосистема» употребляется чаще.
Функциональныегруппы организмов в сообществе. Любое сообщество состоитиз совокупности организмов, которые по типу питания можно разделить на трифункциональные группы.
Зеленыерастения – автотрофы. Они способны аккумулировать солнечную энергию в процессефотосинтеза и синтезировать органические вещества. Автотрофы – это продуценты, т.е. производители органического вещества,первая функциональная группа организмов биоценоза.
Любоесообщество включает в себя также гетеротрофные организмы, которым для питаниянеобходимы уже готовые органические вещества. Различают две группыгетеротрофов: консументы, илипотребители, иредуценты, т.е.разрушители. Кконсументам относятся животные. Травоядные животные употребляют растительнуюпищу, а плотоядные – животную. К редуцентам относятся микроорганизмы – бактериии грибы. Редуценты разлагают выделения животных, остатки мертвых растений,животных и микроорганизмов и другие органические вещества. Разрушители питаютсяорганическими соединениями, образующимися при разложении. В процессе питанияредуценты минерализуют органические отходы до воды, двуокиси углерода иминеральных элементов. Продукты минерализации вновь используются продуцентами.
Следовательно,в экосистеме пищевые и энергетические связи идут в направлении: продуценты,консументы редуценты. Все три перечисленные группы организмов существуют влюбом сообществе. В каждую группу входит множество популяций, населяющихэкосистему. Только совместная работа всех трех групп обеспечиваетфункционирование экосистемы.
Примерыэкосистем. Разные экосистемы отличаются друг от друга как повидовому составу организмов, так и по свойствам среды их обитания. Рассмотрим вкачестве примеров листопадный лес и пруд.
Всостав листопадных лесов входят буки, дубы, грабы, липы, клены, березы, осины,рябины и другие деревья, чья листва осенью опадает. В лесу выделяется несколькоярусов растений: высокий и низкий древесный, кустарников, трав и моховогонапочвенного покрова. Растения верхних ярусов более светолюбивы и лучшеприспособлены к колебаниям температуры и влажности, чем растения нижних ярусов.Кустарники, травы и мхи в лесу теневыносливы, летом они существуют в полумраке,который образуется после полного развертывания листвы деревьев. На поверхностипочвы лежит подстилка, состоящая из полуразложившихся остатков, опавшей листвы,веточек деревьев и кустарников, мертвых трав.
Фауналистопадных лесов богата. Много норных грызунов, землероющих насекомоядных,хищников (лисица, барсук, медведь). Встречаются млекопитающие, живущие надеревьях (рысь, белка, бурундук). В группу крупных травоядных входят олени,лоси, косули. Широко распространены кабаны. Птицы гнездятся в различных ярусахлеса: на земле, в кустарниках, на стволах или в дуплах и на вершинах деревьев.Много насекомых, которые питаются листьями(например, гусеницы) и древесиной (короеды). В подстилке и верхних горизонтахпочвы кроме насекомых обитает громадное количество и других беспозвоночныхживотных (дождевые черви, клещи, личинки насекомых) масса грибов и бактерий.
Пример экосистемы, где средой жизни организмов служит вода, –известные всем пруды. На мелководье прудов поселяются укореняющиеся или крупныеплавающие растения (камыш, кувшинки, рдесты). По всей толще воды на глубинупроникновения света распространены мелкие плавающие растения, в основной массеводоросли, называемые фитопланктоном.Когда водорослей много, вода становитсязеленой, как говорят, «цветет». В фитопланктоне много сине-зеленых, а такжедиатомовых и зеленых водорослей.
Личинки насекомых, головастики, ракообразные,растительноядные рыбы питаются живыми растениями или растительными остатками,хищные насекомые и рыбы поедают разнообразных мелких животных, а крупные хищныерыбы охотятся и за растительноядными и за хищными, но более мелкими рыбами.
Организмы, разлагающие органические вещества (бактерии,жгутиковые, грибы), распространены по всему пруду, но особенно их много на дне,где накапливаются остатки мертвых растений и животных.
Мы видим, как непохожи и по внешнему виду, и по видовомусоставу популяций экосистемы леса и пруда. Среда обитания видов разная: в лесу –воздух и почва; в пруду – воздух и вода. Однако функциональные группы живыхорганизмов однотипны. Продуценты в лесу – деревья, кустарники, травы, мхи; впруду – плавающие растения, водоросли и сине-зеленые. В состав консументов влесу входят звери, птицы, насекомые и другие беспозвоночные животные (последниенаселяют почву и подстилку). В пруду к консументам относятся насекомые, разныеземноводные, ракообразные, растительноядные и хищные рыбы. Редуценты (грибы ибактерии) представлены в лесу наземными, в пруду – водными формами.
Эти же функциональные группы организмов существуют во всехназемных (тундры, хвойные и лиственные леса, степи, луга, пустыни) и водных(океаны, моря, озера, реки, пруды) экосистемах.2. Методические разработки по теме «Биогеценоз»Урок №1. Экосистема. Биогеоценоз. Компоненты экосистемыЦель урока:
формированиепонятий «экосистема», «биогеоценоз», изучение отличительных признаковприродного сообщества и экосистемы, компонентов экосистемы: продуцентов,консументов, редуцентов.Оборудование
1.Плакаты:
· «Познаниеэкосистемного строения среды обитания позволит человеку оптимальновзаимодействовать с природой»;
· «Запомните!Понятие экосистема в экологию ввел английский ученый Артур Тенсли в 1935 г.В 1940 г. русский ученый Владимир Сукачев ввел близкий по смыслу термин – биогеоценоз».

2.Схема «Матрешка экосистем»
/>
3.Планы местности:
–околица деревни;
–улица города;
–зимний лес;
–лес и берег озера.
4.Карточки с изображением консументов и продуцентов.Схемаурока
1.Экологические факторы:
–абиотические;
–биотические;
–антропогенные;
–техногенные.
2.Экосистема – совокупность организмов и неживых компонентов среды их обитания:
–микросистемы (мелкие);
–мезосистемы (средние, промежуточные);
–макросистемы (большие, крупных размеров);
–естественные, антропогенные.
3.Биотическая среда:
–продуценты;
–консументы;
–детритофаги;
–редуценты.
 
Ходурока
Учительзачитывает слова В.И. Вернадского:
«Ниодин живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все организмынеразрывно и непрерывно связаны, прежде всего, питанием и дыханием – сокружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условияхони существовать не могут».
Записываетна доске тему урока.
Живыеорганизмы тесно связаны между собой и со средой обитания: рыбы живут в воде,волки, лисицы, зайцы – в лесу. Взаимно обеспечивая жизнедеятельность другдруга, они образуют устойчивые сообщества, а в комплексе со средой обитания –устойчивую систему, которая получила название «экосистема» (от греческого экос –жилище, местообитание).
Терминэкосистема предложил в 1935 г. английский ботаник Артур Джордж Тенсли,который утверждал, что экосистема является основой природной единицыповерхности, что для экосистем характерен разного рода обмен веществ междуживыми и неживыми ее частями.
(Демонстрируетсхему «Матрешка экосистем».)
Посмотритена эту схему. Вы видите своеобразную «матрешку», составленную из различныхэкосистем.
Чемменьше размер экосистемы, тем теснее взаимодействуют входящие в ее составорганизмы. Экосистема муравейника входит в состав лесного биогеоценоза, а он, всвою очередь, – часть географического ландшафта.
Леснаяэкосистема включает представителей многих видов животных, растений, грибов,бактерий. Многие из них проводят в лесу только часть времени.
Впределах ландшафта разные биогеоценозы связаны наземным и подземным движениемводы, в которой растворены минеральные вещества.
Вэкосистему водосборного бассейна входят несколько разных экосистем: лес, луг,участки пашни. Организмы этих экосистем могут не иметь прямых взаимоотношений ибыть связаны через надземные и подземные потоки воды, которые перемещаются кводоему.
Впределах ландшафта переносятся семена растений, перемещаются животные. Норалисы или логово волка находятся в одном биогеоценозе, а охотятся эти хищники набольшой территории, состоящей из нескольких биогеоценозов.
Ландшафты объединяются в физико-географические районы, где разные биогеоценозысвязаны общим климатом, геологическим строением территории и возможностью расселенияживотных и растений.
Всеэкосистемы земного шара связаны через атмосферу и Мировой океан, куда поступаютпродукты жизнедеятельности организмов, и составляют единое целое – биосферу.
Итак,океан, река, тайга, степь, лес, луг, муравейник – все это экосистемы.
Запишитев тетради: «Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живымиорганизмами и средой их обитания, тесно связанными между собой обменом веществи энергии».
Сходныйсмысл имеет и используемый в экологии термин «биогеоценоз», предложенныйизвестным русским ботаником, лесоводом и географом Владимиром НиколаевичемСукачевым в 1940 г. Основные его работы посвящены изучению растительностиразличных регионов страны.
По определению В.Н. Сукачева, «биогеоценоз – это совокупность на известномпротяжении земной поверхности однородных природных явлений (атмосферы, горнойпороды, растительности, животного мира и мира микроорганизмов, почвы игидрологических условий), имеющая свою особую специфику взаимодействийслагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией ихмежду собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутреннеепротиворечивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».
Биоценоз– это совокупность организмов, совместно населяющих участок суши или водоема.Воздух, вода, почва, горные породы, солнечный свет и т.п. называютабиотическими факторами среды. Запишите в тетради: «биоценоз + абиотическиефакторы среды = биогеценоз».
Обязательнымкомпонентом биогеоценоза является растительное сообщество, или фитоценоз. В тоже время экосистема может и не включать растительного сообщества, а также ипочвы, например труп животного, ствол дерева в стадии разложения. Такимобразом, любой биогеоценоз может быть назван экосистемой, в то время как некаждая экосистема может быть биогеоценозом.
Дляудобства рассмотрения экосистемы подразделяют на микро-, мезо- имакроэкосистемы в зависимости от размеров.
· Микроэкосистемы– мелкие (например нора млекопитающего с ее обитателями, включая и паразитов,сожителей и т.д.), обычно составляющие индивидуальные сотоварищества.
· Мезоэкосистемы– средние, промежуточного размера: лес, пруд и т.д.
· Макроэкосистемы– большие, крупных размеров: биогеографические области океана, континента ит.п.
Человеквырубает леса, уничтожает зверей, птиц, распахивает и засеивает степи, осушаетболота, строит города. Подобная деятельность приводит к разрушению существующихприродных экосистем. На их месте сразу же образуются новые экосистемы.Экосистемы, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека,называют антропогенными (от греческого антропос – человек, генос –происхождение, род).
На состав и жизнедеятельность экосистем оказывают влияние различные факторывнешней среды, в которой они существуют и развиваются. Эти факторы называютсяэкологическими.
Рассмотримподробнее, чем характеризуются группы экологических факторов. К абиотическимфакторам относятся космические, планетарные, климатические и почвенные элементысреды. Космические и планетарные – это солнечное излучение и основные параметрыЗемли как небесного тела – форма, вращение, наклон земной оси. Солнечноеизлучение состоит из электромагнитного, в основном светового и тепловогоизлучения, благодаря которому возникла жизнь на Земле. Вращение Земли вокругСолнца и своей оси обеспечивает смену времен года, дня и ночи. Наклон земнойоси и форма нашей планеты влияют на распределение тепла по ее поверхности.Космические и планетарные факторы обусловили образование широтныхгеографических поясов (экваториальный, тропические, субтропические, умеренные иполярные).
Кклиматическим факторам относятся свет, температура, влажность воздуха,атмосферное давление, осадки, ветер. Климат во многом определяет формированиеэкосистем внутри географических поясов. Так, в умеренном поясе образуются зоныхвойных, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни ипустыни.
Вгорных экосистемах от подножий к вершинам климат изменяется и, соответственно,выделяются высотные географические пояса (высотная поясность, или зональность).
Кпочвенным факторам относятся тепловой режим, влажность и плодородие почв. Чемплодороднее почва, тем богаче растительность и, соответственно, разнообразнееживотный мир, чем скуднее почва, тем беднее и животный мир.
Кбиотическим факторам относятся живые организмы с учетом таких показателей какколичество, рост и возраст, особенности их поведения (забота о потомстве),внутривидовая и межвидовая конкуренция, разные формы пищевых связей (например,взаимоотношения хищник–жертва или паразит–хозяин).
Антропогенныефакторы складываются из прямого и косвенного воздействия человека на природу:рубка лесов, распашка полей, истребление или переселение животных и растений,загрязнение воды, почвы, атмосферы. Наиболее ощутимое воздействие человека наприроду связано с работой промышленных предприятий и применением тяжелойтехники. В этих случаях антропогенные факторы называются техногенными.
Каждаяприродная экосистема имеет установившуюся структуру (строение). Она состоит издвух основных сред: абиотической и биотической.
Каковыхарактеристики этих сред? Абиотическая среда – часть экосистемы, включающаяземную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу,солнечный свет и тепло, питательные вещества. Она обеспечивает условия жизниживым организмам.
Биотическаясреда – часть экосистемы, состоящая из организмов.
Взависимости от способа питания среди организмов можно выделить следующиегруппы: продуценты, консументы, детритофаги и редуценты.
· Продуценты(от лат. производящий) с помощью фотосинтеза (или хемосинтеза) создаюторганическое вещество. К продуцентам относятся высшие растения (трава,кустарники, деревья), водоросли, фотосинтезирующие и некоторые другие бактерии.Зеленые растения при фотосинтезе выделяют в атмосферу кислород.
· Консументы(от лат. потребитель) питаются продуцентами и другими консументами. Кконсументам относятся звери, птицы, рыбы, насекомые и т.д. Консументы первогопорядка – типичные травоядные животные: насекомые, рептилии, птицы имлекопитающие (грызуны, копытные). В воде – моллюски и мелкие ракообразные,личинки. К консументам первого порядка относятся некоторые растения,животные–паразиты растений.
· Консументывторого порядка питаются травоядными; консументы третьего порядка –консументами второго порядка и травоядными. Они могут быть хищниками иохотиться – схватывать и убивать свою жертву, могут питаться падалью или бытьпаразитами.
· Детритофагипитаются отмершими растительными остатками и трупами животных. К детритофагамотносятся дождевые черви, крабы, муравьи, жуки-навозники, крысы, шакалы, грифы,вороны и др.
· Редуценты– разрушители мертвого органического вещества. К редуцентам относятся бактериии грибы, которые в отличие от детритофагов, разлагают мертвое органическоевещество до минеральных соединений. Эти соединения возвращаются в почву и сноваиспользуются растениями для питания.
Естьвсеядные животные, которые могут питаться и растительной, и животной пищей(медведь, енот и другие, в том числе и человек).
Еслиодно животное употребляет в пищу другое, их взаимоотношения определяются как«хищник–жертва» (лиса–заяц, волк–заяц).
Еслиодно животное или растение длительное время существует за счет другогоорганизма, их взаимоотношения определяются как «паразит–хозяин» (гриб трутовикна деревьях, глисты у животных).
Нарушениечеловеком структуры экосистемы может привести ее к гибели: если сильно нарушенасреда обитания, экосистема погибает. Если уничтожить естественнуюрастительность, нечем будет питаться травоядным, а следовательно, и хищникам.Если ядохимикатами уничтожить редуцентов – плодородие почвы оскудеет, и землябудет засыпана несгнившими остатками, что тоже приведет к гибели экосистемы.Закреплениематериала
1.Установитесоответствие терминов между двумя колонками.
1)Организм;
2)популяция;
3)биоценоз;
4)биогеоценоз;
5)агроценоз;
6)экосистема.
а)Аквариум;
б)живые организмы озера;
в)лишайник;
г)муравейник;
д)степь;
е)нерпы озера Байкал;
ж)поле пшеницы.
Ответы:1 – в, 2 –е, 3 – б, 4 – д, 5 – ж, 6‑г, д.
2.Определите,кем по способу питания являются в экосистеме перечисленные организмы (П –продуценты, К – консументы, Р – редуценты):
1)олень;
2)жук-навозник;
3)одноклеточные водоросли;
4)дизентерийная амеба;
5)ель;
6)дятел;
7)волк;
8)гриб подосиновик;
9)гнилостные бактерии.
Ответы: П – 3, 5; К – 1, 2, 4,6, 7; Р – 8, 9.Работав группах
Конструированиеэкосистем на планах местности. Каждая группа дает характеристику своейэкосистеме.
· 1-ягруппа: улица города.
· 2-ягруппа: зимний лес.
· 3-ягруппа: околица деревни.
· 4-ягруппа: лес и берег озера.
Итог.Выставление оценок.Домашнеезадание
· 1-йвариант – кабинет биологии как модель экосистемы;
· 2-йвариант – аквариум как модель экосистемы;
· 3-йвариант – парк как экосистема.
Урок 2. «Строениеи свойства биогеоценозов»
Задачиурока:
· конкретизироватьзнания учащихся о структуре и компонентах биогеоценоза и его свойствах;
· сформироватьпонятия «пищевая цепь» и «пищевая сеть»;
· познакомитьс типами пищевых цепей;
· расширитьзнания учащихся об экосистемах;
· показатьярусное строение биоценозов, ёмкость биотопа;
· закрепитьумение выделять в составе БГЦ основные его компоненты и характеризовать их.
Средстваобучения:презентация «Биогеоценоз», таблицы «Биоценоз дубравы», «Пищевые цепи»,«Экологическая пирамида».
Методическиерекомендации:
1.Контроль знаний о природных сообществах, о БГЦ и экосистеме.
Актуализациязнаний: знаниеособенностей видов и законов организации биогеоценозов даёт возможностьподдерживать природные сообщества и грамотно создавать искусственные биоценозы,нужные человеку.
2.Изучение нового материала
Постановкапроблемы: «Чтопозволяет живым организмам существовать совместно в одном природномсообществе?» (Работа с текстом учебника составление графсхемы или тезисов)
Средообразующаядеятельность организмов.
Видыэдификаторы.
Ярусное расположениевидов в пространстве.
Ёмкостьбиотопа.
Экологическиениши.
Трофическиеуровни.
Роль биоразнообразия.Жизненные формы.
Жизненныестратегии.
3.Обсуждение итогов работы
Постановкапроблемы: «Могутли в биогеоценозе существовать длинные многозвеньевые цепи?»
Беседа сэлементами объяснения о цепях и сетях питания, о функциональных группах, о трофическихуровнях, о «правиле 10%» и его практическом значении с использованием таблиц и Презентации.
4.Закрепление знаний (заполнение таблиц)
 
Разнообразиецепей питанияЦепи питания Характеризующие признаки Цепь выедания (пастбищная) Цепь разложение (детритная)
 
ЭкологическиегруппыНазвание группы Примеры живых организмов Продуценты Консументы 1 порядка Консументы 2 порядка Редуценты
Названиеживых организмов: ласточка, одуванчик, пчела, лисица, гриб белая плесень,бактерии гниения, дуб, подорожник, заяц, мышь, земляника, гриб сизая плесень,дятел, ель, крот, слон, рябина.
Решениеэкологической задачи. Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаресильно расплодились мыши, и он решил истребить их, посадив в амбар кошку.
Фермер дваждывзвешивал кошку: перед посадкой в амбар она весила 3600 грамм, а после недельной охоты за мышами кошка весила уже 3705 грамм.
После чегофермер произвел расчёт и узнал, сколько примерно кошка съела мышей, и сколькоэти мыши успели съесть зерна. Воспроизведите ход решения этой задачи. Будемсчитать, что мыши выросли на зерне этого амбара и масса одной мыши 15 грамм.
Вопросыдля контроля:
1. Каксоотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема» и «биогеоценоз»?
2. Какоезначение в сообществах имеет способность большинства животных питатьсярастениями и животными нескольких видов?
3. Сравнитесеть и цепь питания. Выявите их сходство и различие, сделайте вывод.
4.Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений иживотных в биогеоценозах.
5. Каковароль экологических ниш в экосистеме? Охарактеризуйте экологические нишипапоротника, лесной мыши, пчелы, гриба-подберезовика.
6. Почемучеловек разводит в основном растительноядных животных?
7. Почемупищевые цепи обычно включают не более 3–5 звеньев?
8. Почему биосферу называют глобальной экосистемой?
9. Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.
4.Домашнее задание: прочитать § 18 учебника «Общая биология» Пономарева И.Н.,вопросы параграфа устно.

3. Познавательно-развивающиезадания по теме «Биогеоценоз и его компоненты»
 
1.Найдите биологические ошибки в экологическом рассказе-загадке
Сегодняс утра почти все ребятишки нашего класса собрались у школы. Дело в том, чтосегодня мы едем на прополку: помогаем крестьянам, а они снабжают нас овощами.Перед самым отъездом заболела учительница, но ребята решили, что уже достаточновзрослые и справятся с этой работой сами. Дожидаясь автобуса, мы судовольствием вспоминали нашу прошлую поездку. На дворе стоял апрель и шел сев.От сырой земли исходил пар. «Ребята, смотрите – чайки!» – закричал Миша. Мыувидели множество точек, четко выделявшихся на поле. Чайки крикливо следовализа трактором, поминутно склевывая семена. Они наносят этим большой вред, и мыне огорчились, узнав, что многие из них погибнут, ведь в землю было внесеноудобрение.
Увлекшисьвоспоминаниями, мы почти не заметили, как подошел автобус. Всем не терпелосьузнать, каким стало наше поле. Через каких-нибудь сорок минут мы были уже наместе. Как же оно похорошело! Ровные ряды молодых растений радовали глаз свежейзеленью, искрились на солнце капельки росы. Мимо в густой траве промелькнулакакая-то крупная птица. Вова сразу же узнал ее. «Это чайка. Я успел заметитьсветлую грудь и темную головку с хохолком. Скорее всего, она хочет увести насот своего гнезда». И он оказался прав. Не успели мы сделать и нескольких шагов,как обнаружили в траве пестрого птенца. «Ах, какой жалкий и беспомощный а мамауже далеко и, наверное, не найдет его!» – воскликнула Маша. «Так давайтевозьмем птенца с собой, а дома выкормим!» – предложили другие ребята. Мыпоймали его и посадили в корзину. На душе стало радостно – мы сделали доброедело. Когда мы подошли к своей грядке, все начали внимательно разглядыватьокруглые сочные листья с красными прожилками, пытаясь определить, какое эторастение. Но никто не смог этого сделать. «Смотрите, колорадский жук!» – закричалМиша. Все столпились вокруг и начали разглядывать жука, зажатого в ладони. Оноказался совсем невзрачным – весь черный. «Язнаю, что посадили на поле, – сказала Настя, – кукурузу.Колорадский жук опыляет цветки кукурузы, так что отпусти его – это полезноенасекомое».
Мыне заметили, что солнце стало сильно припекать. Пора было приниматься заработу, так как сорняков на поле хоть отбавляй! Попались нам пырейползучий, лебеда, Иван-да-марья, чертополох – противное растение, высокое,колючее. Между грядками выросло много осоки.
Окончивработу, мы решили отдохнуть, достали из рюкзаков свертки с едой и стали дружноуплетать. Но нас отвлекла удивительно красивая песня птицы. «Это жаворонок», – сказалМиша, большой знаток птиц. Мы подняли головы, ведь жаворонок распевает своипесни высоко в небе. «Жаль, что мы не можем увидеть его, жаворонок – оченькрасивая птица, у нее голова впереди красная, а сверху черная, а на черных вбелую крапинку крыльях есть желтые вставки. Это птица интересна еще и тем, чтовьет свое гнездо на поле прямо на земле». Мы все удивились большим знаниямМиши. Не зря он говорил, что, когда вырастет, станет ихтиологом.
Пора было собираться в дорогу. Мы оставили все консервные банки иполиэтиленовые пакеты на краю поля, ведь микробы все равно их разрушат. Остатокдня мы провели очень весело, рассказывали друг другу о своих впечатлениях, пелипесни, каждый привез по большому букету луговых цветов. Какой хороший был день!
2. Решитекроссворд «БИОЦЕНОЗ»

/>
 
1.Источниквещества и энергии живых организмов.
2.Абиотическийфактор.
3.Хищныенеядовитые змеи.
4.Организм,использующий другой организм в качестве среды обитания или источника пищи.
5.Совокупностьвзвешенных живых организмов в океанах и озерах.
6.Совокупностьвсех представителей данного вида, занимающих определенную область в одно и тоже время.
7.Производителиорганического вещества.
8.Отряднасекомых, консументы I порядка.
9.Представительшляпочных грибов, первичный консумент.
10.Классчленистоногих.                     
11.Скоростьобразования биомассы.
12. Отдел растений, представители которого являютсяосновными продуцентами.


Литература
1. Экология 5 (6) А.И. Никишов,В.Н. Кузнецов. Москва, «Устойчивый мир», АО «Московский учебник», 1999.
2. Основы экологии 10 (11)Н.М. Чернова, В.М. Галушин. Москва, «Дрофа», 2003.
3. Основы общей экологии10 класс. Пономарёва И.Н., Корнилова О.А. «Вентана-Граф», АО «Московскийучебник», 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Rabies Virus Essay Research Paper RabiesRabies is
Реферат Образ женщины в японской культуре
Реферат Фэнтези для взрослых: редакторский анализ повести Лады Лузиной "Киевские ведьмы. Меч и крест".
Реферат Обучающие программы
Реферат О работоспособности и спортивной работоспособности
Реферат Розвиток наукових основ оцінки впливу навантаженності на довговічнічність рухомих елементів свердловинного обладнання
Реферат О фильме Александра Сокурова Скорбное бесчувствие
Реферат О христианской теме в творчестве АС Пушкина
Реферат О духовном развитии личности и общества
Реферат О петриковской росписи
Реферат «Народный текстиль»
Реферат Отмена крепостного права в России 4
Реферат Общая физическая подготовка в системе физического воспитания студентов
Реферат Компьютерные и информационные системы в образовании
Реферат Отношение взрослого населения к занятиям физической культурой в новых социально-экономических ус