Министерство общего ипрофессионального образования РФ.
Южно-УральскийГосударственный Университет.
Международный факультет.
Кафедра экономической теориии мировой экономики.
Курсовая работа поэкономической теории на тему:
«Общественные блага.Внешние эффекты и их государственное регулирование.»
Выполнила: Лубнина А. В.
Проверил: Строгонов И. Д.
Челябинск 2003 г.
План работы:
1. Введение
2. Классификацияэкономических благ. Особенности общественных благ.
3. Внешние эффекты.
4. Экономическиефункции правительства.
5. Заключение.
6. Списокиспользуемой литературы.
Введение
Рыноккак механизм распределения и использования ограниченных ресурсов основан не напринуждении и приказах, а на добровольном обмене. Следовательно, он имеет рядпреимуществ. Но было бы большой ошибкой рассматривать рынок как идеальныймеханизм, лишенный каких-либо недостатков и противоречий. Перечислим основные:
· Тенденция кустановлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладывает себедорогу через постоянное нарушение равновесия – это неустойчивые темпыэкономического роста; циклический характер развития экономки; недоиспользованиересурсов и неполная занятость; нестабильность уровня цен и инфляция.
· Одним изобязательных элементов рыночного механизма, его движущей силой являетсяконкуренция, однако, внутри самой рыночной системы происходят процессы, которыемогут существенно ослабить силы конкуренции.
· В любом обществесуществуют достаточно многочисленные социально уязвленные слои: больные, инвалиды,сироты и т.д., которые объективно не могут участвовать в конкурентной борьбе.Рыночная система сама по себе не заботится об этих людях и может оставить ихбез средств к существованию.
· Рыночный механизмв целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако, рынок – этомеханизм, базирующий свою деятельность на ценностных показателях, выраженных вденьгах. Следовательно, эффективность распределения денег достигается лишь втом случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством ипотреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают своеотражение в ценах. Существуют так называемые внешние эффекты, что затрудняетфункционирование рыночной системы.
· Если врезультате существования внешних эффектов рынок дает неточную денежную оценкуиздержек и выгод и распределяет ресурсы неэффективно, то так называемыеобщественные блага рыночная система вообще не намерена производить, т.к. неможет дать им денежной оценки.
Нодалеко не всегда государство вмешивалось в экономику. Развитие экономическоймысли подтверждает этот тезис. Уже первобытные люди владели зачаткамиэкономических знаний, имели определенные представления об отношениях,складывающихся между членами первобытной общины по поводу производства,распределения, обмена и потребления жизненных благ. С возникновением первыхклассовых обществ на древнем Востоке в центре внимания экономической мыслиоказались проблемы организации и управления государственным хозяйством.Экономия возникла в античном обществе как наука о домоводстве, домашнемхозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. Например, Аристотельразличал два вида хозяйственной деятельности: экономию – хозяйство радисамообеспечения и хрематистику – хозяйство с целью обогащения. В произведенияхраннего христианства и в трудах Аристотеля встречается идея равенства и тесносвязанное с ней утверждение всеобщей обязанности труда: труд является основойжизни людей, поэтому и распределение должно осуществляться по труду. Моральномуосуждению в раннехристианской литературе подвергаются социальное неравенство иростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мыслиидеи равенства и справедливости, честного распределения экономических благтрактовались с точки зрения морали и религии. Главенствующей целью былосоздание справедливого общества, эти идеи отразились в социальных утопияхпозднего средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).
Позднее«равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось видею эквивалентности обмена товаров, а «честный труд» — в обоснованиебуржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политическойэкономии – меркантилизм, выражавшая интересы купечества, которые в свою очередьстремились выдать за общегосударственные. То есть, в этот период проблемаобщественного благосостояния сводилась к активной роли торговли.
Классическаяполитическая экономия сложилась как философия рыночного хозяйства.Представители КПЭ считали принцип невмешательства государства в экономику крайневажным, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем,связанных как с производством, так и распределением товаров. Классикиполитической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и т.д.) в центр вниманиябрали не сам обществееный процесс производства, а в основном лишь его внешнийрезультат – капиталистическое богатство. Экономические кризисыперепроизводства, однако, обострение классовой борьбы между пролетариатом ибуржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма.Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный икритически-утопический варианты социализма предлагали свои рецепты решенияконфликта между неудовлетворенной и ищущей личностью, отчужденной от общества,и буржуазной социальной средой.
Во второйполовине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяетсяисследованием различных проблем экономической практики. Джон Мейнард Кейнсотказывается от постулатов неоклассиков (А. Маршалл, Й. Шумпетер), в частностиот рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считалнеобходимым государственное стимулирование. Так и посткейнсианцы (Дж. Робинсон,П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более уравнительное распределениедоходов, ограничение рыночной конкуренции, проведение системы мер дляэффективной борьбы с инфляцией. Монетаристы (М. Фридмен) рассматривалирыноккак саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного вмешательствагосударства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А. Лаффер,Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фелдстайн и др.) считали необходимым снижение налогови предоставление льгот корпорациям, государство должно осуществлять функциюоздоровления экономики. Приверженцы теории ощественного выбора (Дж. Бьюкенен,Г. Таллок, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственноговмешательства в экономику, считая что люди действуют лишь в своих интересах.Ученые этой школы последовательно разоблачают миф о государстве, у которого нетникаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах.
Споявлением институционализма появляется идея о том, что реальнаядействительность гораздо сложнее. Объектом исследований должен быть не«экономический человек», а всесторонне развитая личность.
Вданной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственногорегулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможнобез раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров,исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветитьпроблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
1. Классификацияэкономических благ. Особенности общественных благ.
Средства,удовлетворяющие потребности, называютсяблагами.Одни из нихимеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух), другие — вограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Они состоятиз вещей и услуг.
Экономическиеблага делятся на долговременные, предполагающие многоразовоеиспользование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т.д.), и недолговременные,исчезающие в процессе разового потребления (хлеб, мясо, напитки, спички ит.п.). Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые(комплементарные). К субститутам относятся не только многие потребительскиетовары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд — самолет — автомобиль), сферы досуга (кино — театр — цирк) и т. д. Примерамикомплементарных товаров являются стол и стул, автомобиль и бензин, ручка ибумага. Экономические блага также могут быть разделены на настоящие и будущие,прямые (потребительские) и косвенные (производственные).
Согласнотеории Маркса, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратамиобщественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при среднихобщественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда.Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости,прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных даннуюпотребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность можетбыть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо можетиспользоваться для удовлетворения разных потребностей. Если q1,q2,…,qn — совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1, р2,…, рn — их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как∑рiqi, где i=1,…,n.
Классифицируяэкономические блага более подробно, необходимо определить различные критерии ихразграничения и производимые этими критериями разделения благ по различнымвидам, разумеется, в зависимости от особенностей классифицируемых таким образомобъектов микроэкономического анализа:
1.Конкурентностьразличныхсравниваемых благ в потреблении. Конкурентнымив потреблении блага будутв том случае, когда получение выгод от потребления данного блага однимэкономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самомотношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом.Неконкурентными же в потреблении являются такие блага, получение выгод отпотребления которых данным экономическим субъектом содержит в себе возможностьдля других экономических субъектов получения от подобного блага таких же выгодв том же самом отношении.
Например,если один потребитель не даст другому яблоко, а будет есть его сам, то второйпотребитель сможет получать удовольствие от вида данного румяного плода, можетбыть, его запаха, — но это не будет означать неконкурентности данного яблока:ведь все указанные выгоды в потреблении могут быть получены только в другомотношении, а не в отношении вкуса данного яблока и получения соответствующихсодержащихся в яблоке полезных веществ. А вот регулирующий уличное движениеинспектор ГАИ, задерживающий движение по одной из улиц перекрестка иодновременно разрешающий проезд по поперечной улице, оказывает данную услугусразу нескольким водителям, проезжающим по такой улице. Выгода от возможностипроехать по такой улице, полученная одним экономическим субъектом, не означаетневозможности извлечь точно такую же выгоду от того же самого движениярегулировщика остальным водителям, проезжающим по той же самой дороге. Такимобразом, услуга регулирующего дорожное движение инспектора ГАИ оказываетсянеконкурентной в потреблении водителей автотранспорта, проезжающих по даннойулице.
2.Исключаемость из потребления различных товаров иуслуг. Исключаемыми из потребления являются такие блага, обладание правомиспользования которыми данным экономическим субъектом одновременно означает длянего возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектампотреблять подобное благо. Вернемся к тому же яблоку. Ясно, что оно являетсяисключаемым из потребления всех возможных его потребителей.
А вотесли благо не обладает хоть в какой-то степени исключаемостью из потребления,сама проблема его распределения может стать неактуальной. Вместо этого напервый план выходит проблема обеспечения ими возможных потребителей. Ведьсущественным свойством исключаемых из потребления благ является невозможность(или высокая стоимость) запрещения кому-либо участвовать в потреблении подобныхблаг. Это сильно затрудняет производство и реализацию таких благ на обычныхрыночных началах. Следовательно, настоятельная потребность в исключаемых благахприводит к необходимости поиска иных путей обеспечения ими всех желающих.Традиционным примером таких благ являются услуги органов правопорядка. Тотуровень защиты личных и общественных прав, который обеспечивается даннымиорганами на данной территории в данное время, распространяется на всехнаходящихся в данном месте (в данной стране и т.п.), и потребление этих услугкаким-либо лицом ничуть не препятствует остальным получать те же самые услуги.Равным образом отсутствие должного правопорядка будет распространяться на всехданных субъектов, страдающих от этого. Конечно, одного данного человека можно,например, выдворить за пределы данной страны, в результате чего он лишитсяуслуг органов власти, ответственных за охрану правопорядка. Но данноеисключение, как известно, лишь подтверждает общее правило: ведь все оставшиесяпродолжают беспрепятственно получать данные услуги, а выдворить все населениепо крайней мере экономически нецелесообразно. Способы же получения необходимыхдля финансирования деятельности правоохранительных органов средств, разумеется,конечно, отличаются от рыночных.
Итак, мы выявили по крайней мере четырекласса экономических благ, различающихся по своимпринципиальным характерным признакам. Результаты этого анализа удобносвести в простую матрицу 2x2:Неконкурентные исключаемые блага Конкурентные и исключаемые блага Неконкурентные и неисключаемые блага Конкурентные и неисключаемые блага
Конечно, это лишь первоеприближение к пониманию различий в основных характеристикахэкономических благ. Но уже оно даст представление о многомерности«мира благ» и необходимости в связи с этим различатьособенности способов координации экономической деятельности,обеспечивающей потребителей этих различных видов благ.
Очевидно,что одновременно конкурентные и исключаемые блага обладаютсвойствами, делающими их максимально приспособленными для обращения в рыночномкругообороте. Именно поэтому подобные блага называют частными.Потребление данного частного блага каким-либо экономическим субъектом делаетпрактически невозможным для всех остальных субъектов потребление этого же благав том же отношении без разрешения его владельца.
Частные (внутренние)издержки характеризуют все внутренние дляданного производства затраты производителей данного блага. Внешниеиздержки характеризуют затраты всех третьих лиц (экономическихсубъектов, не являющихся продавцами или покупателями данноготовара и поэтому не принимающих участия и сделке по его купле-продаже),вызванные производством и потреблением блага. Социальные(общественные) издержки характеризуют совокупные затраты какпроизводителей, так и всех третьих лиц, связанные с производствоми потреблением данного продукта:
(T)SC=(Т)РС+(Т)ЕС,
где ('I')SC- (общие) социальные издержки; (Т)PC— (общие) частныеиздержки; (T)ЕС– (общие) внешниеиздержки (рис. 1).
/> C
/> (T)SC
/> (T)PC
/>
(T)EC
/> Q Рисунок 1
Соответственно, предельные частныеиздержки (МРС), предельные внешние издержки (МЕС)и предельные социальные издержки (MSC) —это прирост частных, внешних и социальных издержек, вызванныйувеличением производства данного продукта на некоторуювеличину (ΔQ):
MPC = ΔPC / ΔQ,
MEC = ΔEC / ΔQ,
MSC = ΔSC / ΔQ.
При небольших соответствующихизменениях, непрерывности и дифференцируемости функций издержек — этопроизводные соответствующих функций общих издержек:
MPC = ΔPC / ΔQ,
MEC = ΔEC / ΔQ,
MSC = ΔSC / ΔQ.
MSC = MPC + MEC(рис. 2)
/> C
/> MSC
/>
/> MEC MPC
MEC
/> Рисунок 2
Q
Аналогичным образом,частная (внутренняя) выгода характеризует рост благосостояния непосредственных потребителей данногоблага, являющихся егопокупателями. Внешняявыгода характеризует увеличение благосостояниявсехтретьих лиц, вызванное производством и потреблением данного блага. Социальная (общественная) выгода характеризует совокупную внутреннюю и внешнюю выгодукак непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, связанную с производством и потреблением данного продукта:
(T)SB =(Т)РВ + (Т)ЕВ,
где (T)SB — (общая) социальная выгода;(Т)РВ — (общая) частная выгода; (T)EB – (общая) внешняя выгода (рис. 3)
/> B
/> (T)SB
/> (T)PB
/> (T)EB
/> Рисунок 3
Q
Соответственно, предельнаячастная выгода (МРВ), предельная внешняя выгода (МЕВ) и предельнаясоциальная выгода (MSB) — это прирост частной, внешней и социальной выгоды, вызванныйувеличением производства и потребления данного продукта на некоторуювеличину (DQ):
MPB = ΔPB / ΔQ;
MEB = ΔEB / ΔQ;
MSB = ΔSB / ΔQ.
При небольшихсоответствующих изменениях, непрерывности и дифференцируемости функцийвыгоды — это производные соответствующих функций общей выгоды:
MPB = ∂PB / ∂Q;
MEB = ∂EB / ∂Q;
MSB = ∂SB / ∂Q;
MSB = MPB + MEB(рис. 4)
/> B
/>
/>
/> MEB
MSB
/> MEB
MPB
/> Рисунок 4
Q
Такимобразом, к частным благам мы можем отнести блага с высокой конкурентностьюв потреблении, достаточной для того, чтобы сосредоточить в руках потребляющегоих субъекта основную часть из набора полезных свойств подобного блага.Аналогичным образом можно поступить и со второй их рассматриваемойхарактеристикой. Здесь черту можно провести между высокой и низкойисключаемостью в потреблении. Частными при этом будут считаться блага с высокойисключаемостью, достаточной для того, чтобы воспрепятствовать всемостальным экономическим субъектам, не являющимися владельцами данного блага,участвовать в его потреблении. Точнее будет сказать, что запретить остальнымлицам потреблять частное благо можно с достаточно низкими издержками,и чем выше исключаемость блага, тем ниже, разумеется, при прочих равныхусловиях, уровень подобных издержек запрета.
Чистыми общественными благами будутсчитаться такие, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой)конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов изпотребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, чтопредельные издержки предоставления такого блага каждому дополнительномупотребителю равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нискольконе увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемостьобщественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всегодействительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцевне может (а точнее недостаточно материально заинтересован) воспрепятствоватьпотреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.
Высокаяконкурентность в сочетании с низкой исключаемостью дает общие (совместнопотребляемые) блага. История предоставляет здесь много примеров: общинныеземли, леса, воды и т.п. В современном мире подобных благ осталось уже не такмного. Можно привести общественные парки для отдыха и сохранения уголковнетронутой природы, общественные водоемы с рыбой и иными продуктами подводногомира и т.д. Причиной сокращения числа подобных случаев служит именно высокаяконкурентность общих благ: на всех их часто просто не хватает (пойманная мной втаком озере рыба уже никому другому не достанется), и поэтому здесь действуетдавно установившееся правило «primus veni, primus occupavi» — «первый пришел, первыйзанял» со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Иногдаобщие блага также называют коммунальными. Нам хорошо известен такой примерпроблем, возникающих в связи с использованием общих благ, как порождаемыхкоммунальными квартирами.
Обратнаяситуация возникает в случае низкой конкурентности, но достаточно высокойисключаемости благ. Здесь реально возможен контроль собственника над процессомпотребления подобных благ, хотя такой процесс часто протекает в различныхколлективных формах. Поэтому подобные блага часто называют исключаемымиобщественными.
Последнееопределение наводит на мысль, что не исключаемость выступает в качестверешающего свойства для выделения общественных благ в особую группу, хотя оначасто является более распространенным источником практических проблем и поэтомуиногда кажется более важной экономистам с прагматической (позитивной)методологической ориентацией, но единодушия в этом вопросе нет. Все жевозможность распространять выгоду от потребления неконкурентных благ надополнительных экономических субъектов с практически нулевыми предельнымииздержками имеет более существенное значение, тем более, что под этуособенность подпадает такое важное в современных условиях благо, как информация.
/>В итоге мы можем свестиполученные результаты в таблицу. Но се существенным отличиембудет являться то обстоятельство, что ее вертикальная игоризонтальная протяженность будут скорее представлять собойразбитые на общие по качеству отрезки измерения (например, от 0%до 100% — как области на графике), чем простую группировкупризнаков в матрице:Исключаемость Высокая Исключаемые общественные блага Чистые частные блага Низкая Чистые общественные блага Общие (совместные) блага
/> Низкая Высокая Конкурентность
Вернемсяеще раз к определению общественных благ. Чисто общественное благо – это такоеблаго, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того,платят люди за него или нет. Чисто общественное благо характеризуется двумясвойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Такимисвойствами обладает, например, национальная оборона.
Свойствонеизбирательности в потреблении означает, что потребление чисто общественногоблага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие благанеконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителяравны нулю.
Свойствонеисключаемости в потреблении означает, что ни один человек не может быть недопущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Чистообщественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: кактолько кто-нибудь начинает его потреблять, оно становиться доступным для всех.
Чтобыглубже понять особенности чисто общественного блага, сравним его с чисточастным благом. Чисто частное благо – это такое благо, каждая единица которогоможет быть продана за отдельную плату. В отличие от чисто частного блага чистообщественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзявыпускать “мелкими” партиями) и быть продано по частям. Невозможностьопределения цены на отдельные единицы чисто общественного блага объясняетособенности определения совокупного спроса на чисто общественное благо. (рис.5)
/>/>/>P (тыс. руб. заед.) P (тыс. руб. за ед.) Dсов=∑q1
/>/> 30
/>
/>/>/>/> DБ DВ Dсов=∑q1
/>/> DА
/>/>/>/>/>/> 15
P
/> 10 DВ
/> DБ
5
DА
/>
/>
0 2 4 6 12 Q 0 Qs=12 Q
а) Чисто частное благо б)Чисто общественное благо
Рисунок 5
Ценав данном случае не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса начисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося егоналичного объема. Все потребители (в нашем примере их трое: Андреев, Борисов иВасильев) должны потребить весь объем выпущенного блага целиком. В отличие отсовокупного спроса чисто частных благ (который получается путем сложения кривыхиндивидуального спроса по горизонтали) совокупный спрос чисто общественных благопределяется путем суммирования предельных выгод (получаемых от имеющегосяналичного объема) по вертикали.
Потреблениечисто общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза отэтого потребления различна. В нашем примере индивиды получают различную выгоду:наименьшую — Андреев, наибольшую — Васильев. Такая ситуация предполагаетналичие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако вреальной действительности наличие такой информации — большая редкость
Еслиоплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии спредельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы длясокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемыхвыгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чистообщественного блага независимо от того, платят они за него или нет, товозникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такаяситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».
Проблемабезбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, таккак там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. Врезультате существования проблемы безбилетника производство чисто общественныхблаг бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться сэтой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогаетгосударство.
Такимобразом, необходимость в чистых общественных благах ставит перед экономикой двепроблемы: как достичь экономически эффективного объема производства таких благи как обеспечить их производство при наличии «безбилетников».
Эффективныйобъем производстватовара индивидуального потребления определяется сравнением предельного выигрышаот производства дополнительного товара с предельными издержками производстваэтого товара. Эффективность достигается тогда, когда предельный выигрыш ипредельные издержки равны. Тот же принцип применим и к общественным товарам, нометод анализа при этом другой иной. Для товаров индивидуального потребленияпредельный выигрыш измеряется выгодой, получаемой потребителем. Рассматриваяобщественные товары, мы должны ответить на вопрос, как оценивает каждый человекдополнительную единицу продукции. Предельный выигрыш получается сложением этихоценок для всех людей, пользующихся этим товаром. Для достижения эффективного использования ресурсов общественноеблаго должно производиться в таком объеме, при котором, по обычному правилупринятия оптимальных экономических решений, предельная выгода отпотребления блага равна предельным издержкам выпуска данногоблага.
Таким образом, существует некоторый однозначноопределяемый оптимальный объем общественного блага, который обеспечиваетнаибольшую эффективность использования ресурсов. Он может быть определен поформуле:
MSB (Qs) — МС (Qs),
где MSB (Qs) — предельная общественная выгода от потребления данногообщественного блага в количестве Qs,МС(Qs) — предельныеиздержки производства и обеспечения потребителей даннымобщественным благом в количестве Qs.(рис. 6).
/>
/> P
/>
MC
/>/> PS
MSB
/> Рисунок 6
QS Q
Итак, для эффективного размещения благ в экономике данное общественноеблаго должно производиться в таком объеме, когда предельнаяобщественная выгода от потребления данного объема станетравной предельным издержкам выпуска дополнительного количестваданного блага до общего объема выпуска Qs.Другими словами, данное общественное благо должно выпускаться дотакого количества Qs,пока общественная (напомним, суммарная)готовность оплатитьэто количество (в размере Ps) нестанет равной предельным издержкам выпуска этого количества данногоблага (в размере МС (Qs)).Для определения этого объема нужно точно знатьобщественныепредпочтения в отношении общественного блага. Приведемпример. На рисунке 7 можно определить оптимальное количество общественноготовара.
/> P
/> S
/>
/>/> 5
/>/>/> 3 D
/> 2 3 4 Q
/>/> Коллективный спрос ипредложение
/>/>4
/>/>2 D2
/> 0 2 4
Бенсон
/>
/>
/>/> 3
D1
/>/>/> 1
0 2 4
Адамс Рисунок7
Для коротких периодоввремени применим закон убывающей отдачи, который определяетвосходящий характер кривой предложения, независимо оттого, производятся ракеты (общественные товары) или варежки(товары, предназначенные для индивидуального потребления). В данном случае оптимальноеколичество общественного товара составит 3 единицы — на этоуказывает пересечение кривых коллективного спроса и предложения. Помняо том, что кривая предложения отражает предельные издержки, мы увидим,что, если, например, произведены 2 единицы, коллективная готовность платить завторую единицу (7 дол.) превысит предельные издержки производстваданного товара (3 дол.). Такая ситуация означаетнедопроизводство этого товара, а следовательно, и недовложениересурсовв его производство, С другой стороны, сумма,которуюАдаме и Бенсон вместе готовы заплатить за четвертуюединицу общественного товара (3 дол.), меньше предельных издержек на данную единицу (7 дол.), поэтому четвертаяединица означает перепроизводствоэтого товара и перерасход ресурсовна его производство. Оптимальное количество общественного товара составляет 3единицы, когда общаяготовность потребителей платить за дополнительную единицу — общая выгода для двух потребителей — как раз соответствуетпредельным издержкампроизводства этой единицы (5 дол. = 5 дол.). Следовательно, принцип соответствия предельной выгоды предельным издержкам,использованный для определения оптимального количества общественного товара, аналогиченправилу MR = МСдля выпуска продукции и правилу MRP = MRC для определения затрат, которые необходимы для максимизацииприбыли.
Спросна общественные блага не во всем идентичен спросу на частные блага. Преждевсего, каждый потребитель не может произвольно изменять количествоиспользуемого им общественного блага, а вынужден потреблять данное количествоцеликом. Например, все жители данной страны пользуются одним и тем жеколичеством военных самолетов, защищающих их от внешнего нападения.
Общаякривая спроса на общественное благо может быть получена путем вертикальногосуммирования индивидуальных кривых спроса, выражающих индивидуальную готовностькаждого из потребителей оплатить данное количество общественного блага всоответствии со своей индивидуальной выгодой от потребления этого блага.
Нарис. 8 общая кривая спроса D наобъем Qs данного общественного благаполучается в результате вертикального сложения двух кривых индивидуальногоспроса d1 и d2, причем цена Ps,которую данное общество готово заплатить за данный объем Qs, складывается из индивидуальных ценР1 и Р2 потребителей:
Ps=P1+P2
/> P
/>
/>/>/> Ps D(>MSB)
/>/> P2
/> d2(>MB2)
/> P1 d1(>MB1)
Рисунок 8
Qs Q
2.Внешние эффекты в рыночной экономике.
Внешние (побочные) эффекты(экстерналии) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражениев ценах. Они называются «внешними», так как касаются не толькоучаствующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц.Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Побочныеэффекты — это издержки или выгоды, которые выпадают на долю отдельных лиц илигрупп некоей третьей стороны, не участвующей в рыночной сделке. Примеромпобочных издержек может служить загрязнение окружающей среды, а примеромпобочных выгод — прививки.
Внешние эффекты делятся на положительные иотрицательные:
Отрицательный внешнийэффект (negative externality) возникаетвслучае,если деятельность одного экономического агента вызываетиздержкидругих.Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажныйкомбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды вреку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объемупроизводства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязненияокружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полнойочистки воды, его предельные частныеиздержки оказываются ниже предельныхобщественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений. Это приводитк тому, что количество выпускаемой продукции превышает эффективный объем выпуска (рис. 9).
/>/> MSC=MPC+MEC
P
/> S=MPC
/>/> A
/>/>
E2
MEC
/>/> P1
E1
/> P2
D=MSB
/>
Рисунок9
0 Q2 Q1 Q
Без очистных сооруженийколичество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене P1.Рыночноеравновесие устанавливается в точке Е1, вкоторой предложение, равное предельным частным издержкам МРС,пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т.е. МРС = MSB.
Между тем предельныесоциальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельныевнешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпускасократился бы до Q2 приросте цены до Р2. Вточке Е2предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
Обратим внимание на то, чтои в точке Е2 неустраняются полностью последствия загрязнения окружающейсреды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционаленобъему производства, а объем производствацеллюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю).Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельныечастные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благопродается и покупается в большем по сравнениюс эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешнимиэффектами.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает вслучае, если деятельность одного экономического агентаприносит выгоды другим.
/>
MSB=MPB+MEB
/>/> S=MSC
A
/>/>/>/>
/>/> P2 E2 MEB
/> P1 E1
D=MPB
/> Рисунок10
0 Q1 Q2 Q
MSB = МРВ + МЕВ, (рис. 10)
где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit);
MPB — предельныечастные выгоды (marginal private benefit);
МЕВ — предельные внешние выгоды (marginal external benefit).
Развитие образования даетпрекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществекаждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование.Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования,вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом.Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные сполучением хорошего образования, и тевыгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, чтоинвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 10). Рыночное равновесие E1 устанавливаетсяв точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек:МРВ = MSC.
Между тем предельныесоциальные выгоды больше предельных частных выгод на величинупредельных внешних выгод. Поэтому эффективное для обществаравновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальныхвыгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективностьувеличивается на площади треугольника AE1E2.
Таким образом, при наличии положительноговнешнегоэффекта экономическое благопродается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товарови услуг с положительными внешними эффектами.
Сущность проблемы внешних эффектовзаключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов вэкономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной иобщественной выгоды.
Принципрешения проблемы внешних эффектов заключается поэтому в достижении равенствапредельных общественных издержек предельной общественной выгоде: MSC=MSB
ПосколькуMSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то
MPC + MEC=MPB + MEB
Приотрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий впринципе выглядит так:
МРС +МЕС =MSB.
Приположительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципетаково:
MSC = MPB + MEB.
Важноподчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффектыполучают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже длянепосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняетцены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы враспределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то жевремя означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются вовнутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.
Теорема Коузагласит, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении правсобственности, независимо от того, как эти права распределены междуэкономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другимисловами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо отраспределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобыиздержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров идостижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. Врезультате таких переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетахресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тотэкономический субъект, которому это наиболее выгодно.
Действительно,если права собственности принадлежат источнику негативной экстерналии, товозможная плата получателя внешнего эффекта за снижение объема выпускапорождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социальнооптимального его количества Qsбудет выше, чем разница между предельной выгодой и частными предельнымииздержками производителя такого продукта.
Еслиже права собственности принадлежат получателю негативной экстерналии, товозможная плата источника внешнего эффекта за доведение объема выпускапорождающего внешний эффект продукта вплоть до достижения социальнооптимального его количества Qsбудет выше, чем предельные внешние издержки.
Итогомже переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данногоблага Qs, что и следует из теоремы Коуза.
Вчастном секторе экономики проблема экстерналий в определенных случаях можетбыть решена в ходе функционирования самого рыночного механизма без постороннеговмешательства. Этому могут способствовать соответствующие действияэкономических субъектов, вовлеченных в такие ситуации.
Решениюпроблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединенияпроизводителей и получателей внешних эффектов в одно целое, — например, фирму,общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматическистановятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов итехнологий производства соответствующих благ.
Индивидуальноесоглашение строитсяпо следующему принципу: Согласно теореме Коуза, названной так по имени ееавтора Рональда Коуза, положительные и отрицательные побочные результаты нетребуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четкоопределены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей и 3)стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должнасводится к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или группами.Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то соглашениемежду ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочныхрезультатов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену побочногорезультата, создавая вмененные издержки для обеих сторон. Поэтому у нихвозникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочныхрезультатов.
Распространенныйпример. Предположим, что владелец большого участка леса собирается заключитьконтракт с лесозаготовительной компанией на полную очистку тысячи акров землиот старых хвойных деревьев. Сложность состоит в том, что лесу есть озеро, наберегу которого находится известный всей стране курорт. Курорт расположен наземле, принадлежащей его владельцу. Первозданная красота этого места привлекаеттуристов со всей страны. Должно ли правительство штата или муниципалитеткаким-то образом вмешаться в эту ситуацию?
Потеореме Коуза, владельцы леса и курорта могут решить эту проблему безвмешательства правительства. Как? Если одна из сторон имеет право на то, чтоявляется предметом спора, то у обеих сторон есть стимул договориться оприемлемом для них решении. В нашем примере владелец лесного участка обладаетправом собственности на землю, которая должна быть расчищена от леса. Поэтому увладельца курорта есть стимул для достижения соглашения с владельцем леса,чтобы уменьшить последствия вырубки. Ясно, что из-за выруби очень большогоучастка леса, окружающего курорт, наплыв туристов сократится, а следовательно,уменьшатся и доходы владельца курорта.
Менееочевидны, но столь же сильны экономические стимулы, побуждающие владельца лесаиспользовать возможность для заключения соглашения с владельцем курорта.Почему? К ответу на этот вопрос нас подводит понятие вмененных издержек. Однаиз существенных потерь, которую понесет владелец лесного участка в случаевырубки, заключается в том, что он не получит возмещения (на которое он мог бырассчитывать) от владельца курорта за согласие не вырубать хвойный лес.Владелец курорта, безусловно, был бы готов заплатить единовременно илиежегодно выплачивать определенную сумму владельцу леса, чтобы ликвидировать илиминимизировать побочные издержки. Или, возможно, владелец курорта захотел быкупить лесной участок за сравнительно высокую цену, чтобы помешать вырубкелеса. С точки зрения владельца леса, плата за предотвращение вырубки илизакупочная цена, превышающая стоимость земли вместе с лесом, составляетиздержки от вырубки леса.
Можнопредсказать, что в этой ситуации обе стороны сочтут более целесообразнымдостичь соглашения, чем вырубать хвойный лес. По теореме Коуза, правительствуне надо будет вмешиваться, чтобы скорректировать этот потенциальный побочныйрезультат.
Болеетого, поразительная черта этой ситуации состоит в том, что эффективныйрезультат не зависят от того, какая из двух сторон обладает правомсобственности. Сделаем почти невероятное допущение: правительство заранее далоправо «собственности» владельцу курорта, наложив юридический запретна вырубку леса в пределах нескольких миль от курорта без разрешения еговладельца. Тогда можно предположить, что владелец лесного участка будетстремиться к обсуждению ситуации с владельцем курорта. А последний обнаружитновые вмененные издержки. При новом распределении имущественных прав владелецкурорта будет иметь возможность получать возмещение от владельца лесногоучастка в обмен на разрешение, скажем, проводить ежегодную выборочную вырубкуболее старых деревьев. С точки зрения владельца курорта, эта потенциальнаявыплата представляет собой вмененные издержки, связанные с отсутствиемразрешения на вырубку леса. И опять же у обеих сторон появятся экономическиестимулы достичь взаимоприемлемого соглашения, благодаря которому ониликвидируют или уменьшат побочный результат.
Ксожалению, многие негативные побочные результаты затрагивают значительное числозаинтересованных сторон и связаны с крупными сделками. Поэтому частныесоглашения не могут исправить такие негативные побочные эффекты. Одним изпримеров может служить проблема кислотных дождей в Соединенных Штатах и Канаде,которая затрагивает много миллионов людей, живущих в обеих странах. Нельзяожидать, что огромное число заинтересованных сторон каким-то образомсамостоятельно достигнут соглашения, в результате которого уменьшится этотпобочный эффект. Более того, возникнут трудности с общественным товаром,состоящие в том, чтобы заставить людей добровольно заплатить свою долю суммы,которой хватило бы «виновникам» этой проблемы на изменение технологииили масштабов производства. Ведь все заинтересованные стороны извлекут выгодуиз достигнутого соглашения по уменьшению кислотных дождей независимо от того,платили они за это или нет. В подобных обстоятельствах мы должны полагатьсяглавным образом на правительство или правительства, чтобы найти решениепроблемы побочного результата. Темне менее теорема Коуза напоминаетнам, что точное определение прав собственности может служить факторомуменьшения или ликвидации побочных эффектов.
Далее,проблема экстерналий может решаться путем формирования и действия общественныхобычаев — внеэкономических методов решения экономических проблем, таких какморальные нормы, традиции и т.п. способы влияния на поведение экономическихсубъектов, порождающее внешние эффекты. Эти способы, издавна используемыечеловечеством, реализуются через воспитание, общественное мнение. Вопределенных обстоятельствах они ведут к корректировке поведения таких лиц,поскольку издержки на устранение причин внешних эффектов оказываются меньшепотерь, связанных с утратой репутации, в том числе порой ведущих к прямомуэкономическому ущербу игнорирующих принятые в данном обществе правилаповедения. Именно к этим средствам относится «золотое правиломорали»: «Поступай с другим так, как хотелось бы, чтобы он поступал стобой».
Выяснениеи перераспределение соответствующих прав собственности, способствующее решениюпроблемы экстерналий, может происходить путем переговоров вовлеченных впроблему внешних эффектов лиц. Иногда, в случае споров, при этом могутпривлекаться и судебные инстанции, например, для определения и защиты правсобственности. После того, как права собственности на соответствующие ресурсы ипродукты и ресурсы выяснены, их владельцы могут либо сами использовать их дляпроизводства и потребления соответствующей продукции, либо продать ихзаинтересованным лицам. В любом случае «невидимые» прежде длярыночного механизма блага получают денежную оценку и вовлекаются в рыночныйоборот, что и приводит к перераспределению ресурсов и продуктов ивосстановлению эффективного их размещения.
3. Экономические функции правительства.
Рынокпредставляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это,однако не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Идеальная модельэкономического устройства общества предполагает использование механизмагосударственного регулирования для решения тех задач, с которыми рыночныймеханизм успешно справиться не может. Это касается правового обеспеченияфункционирования рыночного механизма. Государство разрабатывает законы:
· по защите правсобственности, в том числе и интеллектуальной ;
· по деятельностибанковской системы и других форм предпринимательства;
· по организации встране денежного обращения;
· по ограничению встране монопольной власти;
· по защите правпотребителей на приобретение ими качественной продукции и т.д.
Механизмрынка нацелен только на удовлетворение тех потребностей, которые выражаютсячерез спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах.Рынок пройдет мимо таких потребностей (оборона и охрана общественного порядка;государственное управление; единая экономическая система; дороги; дорожнаяразметка и знаки; социальная сфера и т.д.).
Напомним, что исключаемые общественныеблага одновременно являются и исключаемыми. Вотличие от чистых общественных благ, доступ к ним легко ограничить.Следовательно, несмотря на то, что их потребление происходитколлективно, проблема «безбилетника» в таких случаяхне возникает. Это означает, что исключаемые общественные блага могутпроизводиться и нередко действительно производятся в частном порядке, неприбегая к привлечению государственных институтов. Типичным примером рыночногообеспечения исключаемыми общественными благами является шоу-бизнес, процветающий вомногих странах.
Существует достаточно много благ,имеющих некоторые характеристики общественных. Степеньнеконкурентности их потребления может быть различной вразных условиях, это же относится и к степени их исключаемое™. Многое здесьзависит от характера рыночных условий, в том числе от развития рыночной инфраструктуры,и от уровня развития соответствующих технологий. Такие блага называютусловными общественными благами. В определенных случаях они также могутприобретать необходимую степень исключаемости для того, чтобы их производствои продажа стали возможными для рыночного сектора экономики.
Например, некоторые из условныхобщественных благ становятся конкурентными в потреблении придостижении определенного уровня объема таких благ, приходящегосяна одного потребителя, или, что то же самое, при превышенииколичеством потребителей данного объема таких благ определенной пограничнойвеличины, или величины перегрузки. После этого предельныеиздержки, приходящиеся на каждого следующего потребителя данного объемаблага, становятся выше нуля. При этом предельная выгода для каждого следующегопотребителя начинает снижаться. Если такие блага начинают обладать достаточнойисключаемостью для установления цен на них, уровень цены может бытьиспользован для регулирования количества потребителей такого перегружаемогообщественного блага. Типичный пример таких благ —общественные помещения: библиотечные, лекционные и т.д. Онииспользуются без проблем при количестве потребителей (читателей,слушателей и т. д.), не превышающем их нормальную вместимость, котораяи является величинойперегрузки. Дорожное движение также сильноосложняется после достижения определенного числа одновременно проезжающихпо данной дороге автомобилей вплоть до возникновения «пробок».
Еще одним интересным способомподключения рыночного механизма к производству условных иисключаемых общественных благ является объединение потребителей такихблаг в специально создаваемые для этого организации — клубы. Онивыступают во внешнем вполне «рыночном» мире как обычныепокупатели подобных благ, а во внутренней сфере ограничивают доступпотенциальных потребителей к подобным благам, обуславливая его необходимостьювступления в ряды членов клуба, одновременно сокращая индивидуальныезатраты таких членов на получение подобных клубных благ.
В определенных случаях даже обладающиекрайне низкой исключаемостью чистые общественные блага могутпроизводиться и продаваться в частном секторе экономики. Для этого.применяется прием, называемый пакетированием (увязыванием).Сутьего заключается в объединении подобногочистого общественного блага с другим благом, обладающимдостаточной степенью исключаемости, в единый набор, пакет,для участия всего пакета в рыночных сделках. Классический пример пакетирования, исследованныйРональдом Коузом, — частное владение маяками в Англии в XVII — XIX веках, когда маячные пошлины собирались в портах при оказании судампортовых услуг.
Во всех остальных случаях, и прежде всего, когда степеньисключаемости общественных благ недостаточно высока для их производства вчастном секторе экономики, они могутпроизводиться в государственном секторе, а издержки их производства при этом покрываются из налоговых поступлений.Это позволяет избежать последствий проблемы «безбилетника».Невозможность обойтись без государства вданном случае признается даже самыми крайними либеральными экономистами.
Однако далеко не всепроизводимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественнымиблагами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким длятого, чтобы их производство (и последующаяпродажа) стало возможным и в частном секторе, а некоторые и вовсе представляютсобой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разнымпричинам. Одна из них — высокийуровеньположительных внешних эффектовот таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к ихустойчивому недопроизводству. Примеромтаких благ могут послужить здравоохранение и образование.
Вместе с тем важноподчеркнуть, что производство благ в государственном секторе вовсе не означаетавтоматического достижения выпускаемым их количеством экономическиэффективного объема, хотя и является часто наиболее целесообразным способомобеспечения ими потребителей.
Итак,на практике видно, что неизбежны как некоторые ограничения в допуске, так ииздержки потребителя, в том числе и трансакционные. Более точно, видимо, вследза рядом авторов определять общественные товары через неограниченность ихиспользования. Тогда можно сказать, что общественными являются товары, имеющиедва основных свойства: 1) их использование невозможно ограничить; 2) такоеограничение для государства нежелательно. Принципиально важно и то, чтопроизводство и распределение общественных благ (как с точки зрения объема, таки в отношении структуры) органически связаны с вмешательством государства врыночную экономику. Это особая группа товаров, производство и распределениекоторой, исходя из самой их природы, подлежит государственному контролю.
Многиеэкстерналии существуют в экономике длительное время. Это означает, чтотрансакционные издержки на выяснение и перераспределение прав собственностисущественны, и ими нельзя пренебречь. Если такие издержки превышают выгоду отпереговоров, то экстерналии не будут устранены. К такому же результату ведетслишком большое число вовлеченных в проблему экстерналий субъектов, трудности вопределении конкретных источников внешних эффектов, асимметричная информацияотносительно издержек и выгод участников переговоров. Когда экстерналииустойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечьгосударство. При этом возможны следующие формы государственного воздействия:
Наиболеераспространенным методом является административное регулирование, котороезаключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнениявовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляетсямощью государственного аппарата принуждения. Оно осуществляется, например, вформе установления стандартов и предельных норм вредных воздействий наокружающую среду. Такие меры позволяют сократить размеры экстерналий, но неприводят, как правило, к оптимальному размещению ресурсов, так как не учитываютиндивидуальных особенностей вовлеченных в подобные ситуации экономическихсубъектов.
Конечно,регулирующие деятельность продуцирующих внешние эффекты экономических субъектовадминистративные органы теоретически могли бы установить каждому такомусубъекту индивидуальные параметры деятельности (количество продукции, предельнодопустимые концентрации выброса вредных веществ и т.д.), но это было бы связаносо слишком высокими административными издержками на получение необходимойинформации, определение таких параметров и проверку выполнения административныхрешений. К тому же число регулируемых таким образом экономических субъектовслишком велико. Поэтому в реальных экономических условиях это не осуществимо.Недавняя практика административного регулирования деятельности предприятий внашей стране подтверждает этот вывод.
2)Название «чисто общественный товар» вряд ли вполне корректно – хотя бы по тому,что явно небезупречен тезис о бесплатности общественных благ. Так, расходы наоборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов,формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий инаселения (прямых и косвенных). В данном отношении услуги оборонного комплексадля каждого потребителя вовсе не бесплатны. Что касается маяков, то во многихстранах (в том числе и России) государством утверждаются ставки «маячногосбора», который платят владельцы судов за каждый кубометр условного объемасудна при каждом входе в порт или транзитном проходе. Большинство общественныхблаг требуют весьма значительных затрат на производство и распределение,которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тотфакт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало)общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства.Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественныхблаг – предмет не только концептуальных дискуссий, но и жарких бюджетныхбаталий парламентариев.
Каждыйпроизводитель негативной экстерналии обязан платить корректирующие налоги исубсидии. Корректирующий налог (налог Пигу) устанавливается в размере, равномпредельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции :
Т =МЕС,
где Т- размер корректирующего налога.
ТогдаMPC + T = MSC, икривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривойпредельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции сотрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qt = Qs (рис. 11).
/>/> P ST
/>/>
/>
T=MEC S1
/> PT
/>
/>/> PS
/> QT QS Рисунок 11
Q
Корректирующая субсидияустанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицувыпускаемой продукции с позитивными экстерналиями :
G = MEB,
где G — размер корректирующей субсидии.
ТогдаMPB + G = MSB, икривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать скривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производствапродукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зренияразмещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 12).
/> P
/>/>/>
G=MEB S
/>
/>/>
/>/> Dg
D1
/>
Qs Qg Q Рисунок12
Однакопрактические проблемы установления корректирующих налогов и субсидий такжезначительны. Это тоже связано с высокими административными и трансакционнымииздержками сбора необходимой информации, в том числе установления конкретныхсубъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретныхразмеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов ватмосферу) и т.д. Свою роль играет и противоречие интересов вовлеченных в такиепроблемы сторон — производителей и потребителей продукции и получателей внешнихэффектов. Корректирующиеналоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодарясуществованию внешних
эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислитьпредельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяютсяв ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. Инаконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующиеналоги, которые платят производители благ,характеризующихся отрицательными внешнимиэффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределилокритику корректирующих налогов и субсидийи попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Тем не менее некоторые налоги исубсидии уже используются в практике отдельных стран.
Одним из самых распространенныхотрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. Восновном загрязнения связаны с производственной деятельностью фирм ипредприятий. Оно возникает потому, что ядовитые газы, токсичные элементы игруды твердого вещества являются побочными продуктами многих производственных итехнологических процессов. Здесь важную роль играет формирование рынка правна побочные эффекты:
Одиниз самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных побочныхэффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого подхода заключается вформировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте ограничим наши рассужденияпроблемой загрязнения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другимпобочным результатам. Основная причина для формирования рынка прав назагрязнение окружающей среды состоит в том, что воздух, реки, озера, океаны и гocyдарственные земельные участки, такие,как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку правапользования этими ресурсами либо принадлежат всему обществу, либо нерегулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимуловограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту или качество,потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов на подобнуюдеятельность. Мы сохраняем свою собственность — периодически красим иремонтируем свой дом отчасти потому, что получим назад стоимость этихулучшений, когда будем ее продавать. Но пока «права» на воздух, водуи некоторые земельные ресурсы принадлежат всем, и все ими свободно пользуются,не будет стимулов, чтобы их сохранять или ограничивать их использование.Вследствие этого природные ресурсы «чрезмерно потребляются» и темсамым загрязняются. Поэтому вносится предложение, чтобы соответствующееведомство, контролирующее загрязнение окружающей среды, определяло количество загрязняющихвеществ, которое может быть выброшено в воду или в воздух в данном районе втечение года при сохранении качества воды или воздуха на определенномприемлемом уровне. Загрязнение окружающей среды должно контролироватьсягосударственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ,которое атмосфера или водоем могут «переработать», и подающим это ограниченноеколичество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель этой меры состоит втом, чтобы превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определеннуюцену.
Вбудущем с развитием экономики и ростом населения спрос на права загрязнениявозрастет, но это приведет не к увеличению загрязнения, а повышению цен направа загрязнения. Например, ведомство определяет, что 500 т загрязняющихвеществ может быть сброшено в столичное озеро и «переработано»природой. Следовательно, 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволяетих владельцу в данном году сбрасывать в озеро 1 т загрязнителей, ежегоднопредлагаются для продажи. Суммарное предложение прав на загрязнение неизменяется, поэтому оно абсолютно неэластично, как показано на рисунке 13.
/> P
/>/> D(2000) S
D(1990)
/>
/> 200
/> 100
/>
500 750 100 Q
Рисунок 13
Криваяспроса на права загрязнения будет нисходящей, как и кривая спроса на любыедругие ресурсы. При высоких ценах те, кто загрязняют окружающую среду, либоперестанут ее загрязнять, либо будут загрязнять ее меньше, приобретя очистноеоборудование. Таким образом, устанавливается равновесная рыночная цена на правазагрязнения — в данном случае 100 дол., по которой права на загрязнение вколичестве, позволяющем сохранить окружающую среду, выдаются тем, кто еезагрязняет. Заметим, что без такого рынка, то есть если бы использование озерадля сбросов было бесплатным, в него было бы сброшено 750 т загрязнителей и оноподверглось бы «избыточному потреблению» или загрязнению в объеме 250т.
И современем, по мере увеличения численности населения и предпринимателей, спросувеличится с D(1990) до D(2000). Без рынка прав на загрязнение к 2000 г. загрязнениена 500 т превысило бы тот уровень, который может быть усвоен природой. Приналичии рынка прав на загрязнение их цена повысится со 100 до 200 дол., а объемзагрязняющих веществ останется прежним, а именно 500 т — объем, который может«переработать» озеро.
Такойплан имеет ряд преимуществ. Потенциальные «загрязнители» получаютявный материальный стимул для охраны окружающей среды: в противном случае онивынуждены покупать права на загрязнение. Сторонники охраны окружающей средымогут бороться с загрязнением, скупая права и удерживая их в своих руках. а темсамым уменьшая фактическое загрязнение по сравнению с нормами, установленнымиправительством. По мере увеличения спроса на права загрязнения растущие доходыот продажи данного количества прав могут быть использованы для природоохранныхмероприятий. В итоге растущие с течением времени цены на права загрязнениябудут стимулировать поиск усовершенствованных методов контроля за загрязнением.
Заключение
Взаключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Итак,государственное регулирование является вынужденной необходимостью. Существуетцелый ряд категорий, которые не контролируются рыночным механизмом, что в своюочередь может привести к несостоятельности организационной структуры общества.Я попыталась рассмотреть отдельные сферы данного вопроса.
Нонеобходимо отметить также, что развитие мирового сообщества не стоит на месте.Международные организации играют все большую роль в жизни всего населенияпланеты. На одном из первых мест стоит острая проблема загрязнения окружающейсреды. Следовательно, важно отметить перспективные тенденции в развитииобщественных благ:
Современныйуровень и перспектива эволюции общественных благ определяются совокупностьюразличных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это,во-первых, достигнутый в мире уровень промышленного развития, который позволяетговорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически передовыхстранах, соответственно о создании нового круга общественных благ и механизмових распределения – локальных и общенациональных. Эти блага связаны, преждевсего, с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами,а также с поддержанием естественной среды.
Во-вторых,- интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом,детерминировавшие появление феномена международных общественных благ. К ихчислу сегодня относятся международные: экономическую и экологическуюустойчивость, безопасность и политическую устойчивость, гуманитарную помощь изнания, формы обмена общественными благами, деньги, методы макроэкономическойполитики (в том числе антикризисной), и т.п.
Этирасширительные подходы, очевидно, предъявляют дополнительные требования косвещению проблемы общественных благ в курсе экономической теории.