Эта книга о том, как можно победить страшную беду, сопровождающуючеловечество многие века, – пристрастие к алкоголю.
Книга может служить учебным пособием клюбому курсу по здоровому образу жизни, в том числе – и по воспитаниюантиалкогольного мировоззрения.
Книга рассчитана на широкий кругчитателей, но в особенности на родителей, педагогов и детей старшего школьноговозраста.
Авторы ставили задачу убедить читателя вненормальности нынешнего мира, разрушающего себя алкоголем.
Эта задача узкая, не касающаяся другихаспектов самоуничтожения человечества (наркомания, курение и т. п.), узкая, ноне маловажная.
Авторы пытаются убедить людей, которымпредстоит формировать мир XXI в., в том, что мир этот необходимо изменять,начиная с изменения личного мировоззрения каждого из нас. А “имеющий уши, дауслышит...”
ПРЕДИСЛОВИЕ
Читатель, познакомившись с этой книгой, Выузнаете, как Ваша здоровая душа может помочь Вам и Вашим близким отвратитьбеду, в народе называемую алкоголизмом.Не прочитав книгу, Вы останетесь в наивном неведении о причинах многихжизненных невзгод – как своих собственных, так и Ваших близких, и будете похожина страуса, спрятавшего голову в песок при опасности, и не узнаете еще многочего полезного и жизненно необходимого любому человеку.
Не удивляйтесь, что прочтение этой книгиможет вызвать у Вас противоречивые чувства страха и надежды. Надежды – потому,что Вы узнаете о людях, которые совсем не употребляют спиртного и рассматриваютэто как единственно правильную жизнь, данную от рождения. Страха – потому, чтоВы наивно думали, что алкоголь Вас спасал от стрессов жизни, а оказалось, чтоон сам вызывает хронический стресс. Но надежда важнее...
Необычность авторского подхода заключаетсяв том, что человеку от рождения вообще не свойственно стремление искусственноизменять свое сознание с помощью алкоголя или других наркотических веществ.Однако в медицинской практике в лечебных целях (например, при хроническихгастритах, анемии, общем охлаждении и приготовлении лекарств) применяютвещества, Содержащие алкоголь. Как же быть в этих случаях? Ответ достаточносложен и неоднозначен. Ведь яд может быть и лекарством, и смертельным ядом.Существенное отличие алкогольного яда от других ядов заключается в том, что онобладает наркотическим свойством и способен включаться в обмен веществ,становясь необходимым для организма человека.
Вопросы алкоголизма интересуют сегодня нетолько специалистов – врачей-наркологов, психиатров, психологов, работниковправоохранительных органов, – но и общественность. Это в значительной мереобусловлено тем, что в нашей стране количество людей, употребляющих алкоголь,резко возросло в последние годы. Все большее число молодых людей приобщается калкоголю, что причиняет неисчислимые страдания как им самим, так и людям, ихокружающим. Опасность алкоголизма общепризнанна, но эффективных методов борьбыс ним, к сожалению, нет. Причина заключается в том, что вся борьба салкоголизмом сводится либо к обучению “культурному” употреблению алкогольных “напитков”,либо к улучшению качества алкогольных изделий, но в этой “борьбе” нет основноюполитики, направленной на формирование трезвенническогомировоззрения с детства. Предлагаемая читателю книга необходима впервую очередь родителям, имеющим или собирающимся иметь детей. В нейсодержатся чрезвычайно важные сведения орастущем с возрастом положительном восприятии алкоголя. Это подтверждают наши наблюдения над тем, что наибольшее количество алкоголиковформируется в семьях, где культура семьи пронизана алкогольными традициями идети не видят негативных последствийдействия алкоголя. Знакомство ребенка с проявлениями алкоголизма(семейные ссоры, драки) может привести к формированию резко негативного отношения к употреблению алкоголя в юношеском возрасте. Семья, где вообще неупотребляю! алкогольных “напитков”, также формирует негативное отношение калкоголю. Таким образом, у ребенка в будущем может реализоваться положительноепли отрицательное влияние семьи и социальногоокружения на прием алкоголя.
Особое внимание уделено малоисследованнымвопросам -воздействию алкоголя на левое и правое полушарие мозга. Человек каксоциальное существо, в отличие от всех других представителей животного мира, имеет ярко выраженную асимметриюмозга. Психосоматические заболевания могут снизить функциональную асимметриюмозга. Прием алкоголя также снижает функциональную асимметрию мозга. Такимобразом, и психосоматические заболевания, и алкоголь имеют одно общее свойство –искажать природную функциональную асимметрию мозга. Но принципиальное отличиезаключается в том, что искажение асимметриимозга при алкоголизме не восстанавливается, и человек начинает походитьна животное. Авторы, правда, предлагают несколько другое объяснение влиянияалкоголя на функциональную асимметрию мозга, но и такая постановка вопроса о влиянии алкоголя на левое и правоеполушария заслуживает пристального внимания исследователей.
Книга, несомненно, полезна широкому кругучитателей и представляет собой практическое руководство для тех, кто хочетпомочь себе и своим близким справиться с алкогольной зависимостью. Онапредставляет несомненный интерес для преподавателей средней школы и учениковстарших классов. Авторам удалось создать научно-популярную книгу, котораянаписана легким, доступным и понятным языком и с удовольствием читается.
ОТ АВТОРОВ
Страсть все объяснять
не всегда состоит
в уровне со способностью
к объяснению
Карл дю Прель,немецкий ученый. XVIII в.
Так получилось, что на нашей планете одноиз довольно ядовитых веществ, алкоголь, превратилось в необходимого спутникажизни, пронизало все поры общества, вошло в праздники и ритуалы, стало “социальной смазкой” в деловых и“советчиком” во многих жизненных вопросах.
Те страны (их большинство), где алкогольприобрел столь высокое значение в субкультуре народов, называются алкоголефильными(от латинского слова “phileo” “люблю”).
Небольшая группа государств,придерживающихся абсолютной чрезвости, эторяд исламских стран (Ирак, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и др.), вкоторых за употребление спиртного следует суровое наказание, вплоть до смертнойказни, – называются алкоголефобными (phobos – боязнь) или трезвенн ическими.
Поскольку читателю нетрудно увидеть, чтоРоссия принадлежит к странам алкоголефильным, то вторая группа обществ намирассматриваться не будет.
В алкоголефильном обществе, со временирождения человека и по мере его взросления, происходит удивительная метаморфозапо отношению к алкоголю. Рождается ребенок абсолютным трезвенником, потребностив спирте не испытывает, а превратившись в сознательного индивида, рано илипоздно становится, как правило, потреби телем зелья в той или иной мере.
Первое употребление алкоголя обычно имеетритуальный характер (праздники или важные события общественного и личногохарактера). Эти, пока еще редкие, случаи употребления алкоголя формируют лишьпривычку к нему. Со временем у многих людей привычка может перейти впотребность. Если привычка –эторитуал, то с потребностью – дело сложнее, ибо это уже физиологическая илипсихологическая необходимость, т. е. зависимость. В строгом смысле слова потребность– это то, что направлено на поддержание жизни существа: еда, сон, дыхание и т.д. Приобрести потребность, не предусмотренную природой, т. е. потребность ктому, что направлено на разрушение жизни, – надо умудриться, но homo sapiens(человек разумный) делает это с легкостью необыкновенной (слово “разумность” вэтом случае так и просится в кавычки). Особенно легко приобрести алкогольнуюзависимость в алкоголефильном обществе, в котором с древних времен алкогольназывали “аква вита” (вода жизни).
Эта “живая вода” способствует приобретениючеловеком новых качеств:
1. Человек постепенно отучается от общения сдругими людьми без помощи алкоголя – сначала в ритуальных обстоятельствах(праздники, события и т. д.), а затем и в обычных ситуациях.
2. В убеждениях человека медленно, нонеуклонно все жизненные ценности, не связанные с алкоголем, сдвигаются всторону уменьшения их важности. Но зато все большее значение придается самомуупотреблению спиртного. Происходит процесс, отображенный на рисунке 1.
Цель 1 – начальная цель употребленияалкоголя (веселье, общение).
Цель 2 – конечная цель употребленияалкоголя (получение эйфории, снятие дискомфорта).
В точке А, где первая цель употребления(общение) и конечная цель (само употребление) сравниваются, Э = О, видимо,и находится граница между привычкой и потребностью, т. е. между “культурным”потреблением и “алкоголизмом” в медицинском понимании последнего. После точки Апроисходит смена приоритетов целей, т. е.большее значение приобретает само употребление и связанные с ним ощущения, чемобщение.
Человек рождается не в пустомпространстве, а в мире, где уже веками сформированы определенные привычки,устои и традиции, т. е. то, что наука называет информационным состояниемобщества или базовым сознанием.
Это и помогает человеку – благодарявоспитателям, учителям и окружению – приобрести определенное мировоззрение покакому-то вопросу. Иными словами, установитьдля себя, “что такое хорошо и что такое плохо”.
Дадим теперь более строгое определениеинформационного состояния (базового сознания) алкоголефильного общества.
Алкоголефильным условимся называть такоеобщество, в котором более 80% взрослого населения к алкоголю относитсяположительно. (Имеется в виду не степень пристрастия к алкоголю, а простоотношение к ритуалу.) Мы подчеркиваем, что важен сам факт положительногоотношения к спиртному, а не количественное его употребление (“культурно” – “некультурно”),ибо в любом случае алкоголь, вмешавшись в жизнь человека, в той или иной меременяет его судьбу.
Представим наш жизненный путь в видегоризонтальной прямой, т. е. луча, начинающегося в точке О (рождение) изаканчивающегося точкой К (окончание жизни), (см. рис. 2).
Пусть в некоторой точке Н происходитпервое столкновение с алкоголем, вмешательствокоторого даже на уровне “культурного” употребления приведет, во-первых,к искажению жизненного пути (пунктирная кривая), а во-вторых – к более раннемуконцу из-за дополнительного разрушения организма алкоголем (точка К1).
Не трудно увидеть, что зависимость оталкоголя на уровне потребности (начиная от точки А) еще сильнее уводит путь всторону погибели (жирная кривая) и еще больше сокращает жизнь (точка К2).
Да простит нам читатель примитивизмпредложенной схемы, но для пьющего общества очевидность ее вовсе не так очевидна.А ведь по сути пьющий человек, своими руками сокращающий свою жизнь, являетсясамоубийцей, что, как известно, является величайшим грехом.
Конечно, мы имеем ввиду не те вариантысмерти, когда жизнь обрывается обстоятельствами(например, катастрофой), а только случаи разрушения организма собственными руками.
Статистика утверждает, что процент взрослогонаселения, положительно относящегося к алкогольному ритуалу, намного вышепредложенного нами уровня алкоголефильности.
Поскольку алкоголефильность нашей странысомнений не вызывает, нам теперь трудно будет обвинить “человека пьющего” нетолько в том, что он употребляет спиртное, но и в том, что он алкоголик. Да и можно ли установить критерий, покоторому человек из “нормально” пьющего превращается в “больного алкоголизмом”(по наркологической терминологии)?
Исследовательская группа ВсемирнойОрганизации Здравоохранения (ВОЗ) предложила считать алкоголиками тех, у кого “потреблениеалкоголя перестает соответствовать общепринятым в данной среде нормам не толькосточки зрения частоты и количества выпитого, но также с точки зрения времени иповода приема” (1, стр. 9)[1].
Не нужно быть специалистом, чтобы видетьтуманность и расплывчатость такой формулировки. Народный юмор тут жеоткликнулся своим определением – считать алкоголиком того, кто пьет большелечащего его нарколога… Но обвинять специалистов ВОЗ мы не вправе, ибограницу между пьянством и алкоголизмом установить действительно трудно, если неневозможно.
Нарколог И. Н. Пятницкая подтверждает, чтонынешнее знание “не позволяет нам пока назвать биологический рубеж междупьянством и алкоголизмом” (2, стр. 67).
Настоящая книга явилась результатоммноголетней работы авторов по избавлению людей от пьянства с помощью удивительногометода, разработанного ученым Геннадием Андреевичем Шичко.
К сожалению, опыт и концепция Г. А. Шичко,пользующиеся широкой популярностью в общественных трезвеннических организациях(“Союз борьбы за народную трезвость”, “Опти-малист”, различные Обществатрезвости и др.), до настоящего времени замалчиваются в научной литературе(медицинской, психологической и педагогической). Популярной же литературы поэтому вопросу почти не существует. Авторы, по мере сил, попытались восполнитьэтот пробел и в какой-то мере осветить некоторые грани метода Г. А. Шичко,который уже на практике доказал право на существование.
О лечении алкоголизма, борьбе с пьянствоми вреде спиртного написаны горы книг, да и сами пьющие вряд ли не знают овреде “зеленого змия”, поэтому, если бы мы ставили целью убедить читателя, что “пить– здоровью вредить”, не стоило бы начинать эту книгу, ибо, как заметили И. Ильфи Е. Петров, “полезнее выметать улицы, чем бороться за чистоту”.
Мы попытаемся раскрытьсоциально-мировоззренческую и нравственную стороны пьянства и показать, чточеловек самостоятельно может справиться с этой бедой. То, что это возможно,подтверждаю! результаты нашей работы по избавлению людей от алкогольнойзависимости.
И дай Бог, чтобы эта книга помогла кому-товымести пьяный мусор с улицы своей души.
Читатель, однако, не должен обольщаться:трезвенник вовсе не означает “праведник”. Трезвость является лишь первойступенькой к духовному совершенствованию.
Мы должны предупредить читателя, что книганаша предназначена не для развлекательного чтения, а для работы. Мы будемрешать с Вами не просто вопросы здоровья и благополучия, а вопрос глобальный –вопрос жизни и смерти, поэтому призываем отнестись к излагаемому с полнойсерьезностью. Прежде чем мы приступим к разрешению столь важной проблемы,попробуем ответить на три предварительных вопроса, которые позволят намвзглянуть на алкогольное “питье” как бы с другой стороны относительноустановившегося в алкоголефилыюм обществе стереотипа.
Вопрос 1. Что мы “пьем”, т. е. какое действиепроизводит алкоголь в нашем организме? Этот вопрос относится только кфизиологии организма и живой клетки.
Вопрос 2. Как мы “пьем”, т. е. в какой степенизависимости от алкоголя может находиться человек?
Вопрос 3. Для чего мы “пьем”? Этот вопрос касаетсятого удовольствия, удовлетворения, которые испытывает человек при опьянении.Это – “эйфория'“ (ныне общепринят вульгаризм “кайф”).
Решим для себя и еще один важный вопрос:что же такое алкоголизм: БОЛЕЗНЬ,РАСПУЩЕННОСТЬ ИЛИ УБЕЖДЕНИЕ?
ГЛАВА 1
ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
в которой читатель узнает о“радостях”,
приносимых алкоголем организму человека
Люди впускают врага в свои уста,
который похищает их мозг.
В. Шекспир
Сначала давайте выясним, что такое ядвообще и, как говорится, с чем его едят. Ведь действительно, поедаем мыдостаточно большое количество ядов: нитриты и нитраты, пестициды и гербициды,соли металлов и радионуклиды и т. д. Поедаем с овощами и фруктами, с мясом ирыбой, запивая при этом водами и соками с консервантами, и… ничего. Едим и незамечаем. В строгом смысле любое лекарство тоже является ядом: одно лечит(например, простуду), другое – калечит (например, печень).
Малые дозы ядов для нас незаметны потому,что организм с ними прекрасно справляется: разрушает, нейтрализует и выводит.Львиная доля работы по разрушению ядовитых веществ в организме приходится напечень.
Дадим определение ядам. Яды что “вещества,способные при воздействии на живой организм вызвать резкое нарушение нормальнойего жизнедеятельности – отравление” (3).
Мы будем подразумевать под ядом любоевещество, разрушающее или парализующее живую клетку.
В многочисленном семейсгве клеточных ядовимеется особый вид ядов, которые разрушают только нервные клетки – нейроны.Такие яды выделяются в особый разряд и называются нейротропными.
Однако наше представление о ядах будетнеполным, если мы не выделим из них “особый” вид, отличающийся некойстранностью: употребление этих ядов может привести к зависимости от нихчеловека – или в сфере физической (потребность организма), или в сферепсихической (пристрастие). Такаякатегория ядов называется наркотиками.
Теперь посмотрим, как ведет себя алкогольпри соприкосновении с живой клеткой, этой сложнейшей биохимической фабрикой,призванной поддерживать целостность нашего организма, его стабильность. Длянормальной работы этой фабрики требуется кислород, который, соединяясь сразличными веществами (процесс окисления), поставляет клетке необходимую для ееработы энергию. Энергия эта, благодаря дыханию, поступает в каждую клеткунепрерывно. Лиши человека кислорода, и гибель клеток обеспечена через короткоевремя (несколько минут). Читатель может себе представить, сколь сложна системажизнеобеспечения клеток, если к каждой из миллиардов клеток подходит тончайшийкровеносный сосуд – капилляр.
Теперь внимание! В кровь проник алкоголь.Электрохимические свойства этой жидкости (алкоголя) таковы, что она мгновенноначинает притягивать, соединять, склеивать плотные тельца крови (эритроциты и лейкоциты), в результатечего они сплавляются в сгустки, которые не проходят через тонкие сосуды.Образуется затор – тромб.
Обратите внимание на рис. За, 36 и Зв.
В отличие от клетки с нормальным “обеспечением”энергией (рис. 36), клетка, изображенная на рисунке Зв, обречена: поток энергииперекрыт. Поскольку самые тонкие капилляры подходят к нервным клеткам(нейронам), то их гибель наиболее вероятна от микротромбов, вызванныхвоздействием алкоголя. Поэтому и называется алкоголь ядом нейротропным[2].Да, не зря ученый Г. А. Шичко в одной из своих работ написал ужасающую фразу: “Страшенмозг алкоголика: он похож на побитый молью валенок”. Один грамм алкоголя,просочившийся в мозг, безнаказанно умертвляет 200 нейронов. Запомним.
Однако убийство клеток путем их “удушения”не единственное преступление молекул спирта в организме. Второе по тяжестидеяние определяется физическими свойствами алкоголя как растворителя жиров.Защитная оболочка клегки (мембрана) как раз и состоит в основном из жировыхвеществ (липидов). При достаточном количестве атакующих клетку молекул спиртамембраны клетки просто-напросто растворяются в нем, и клетки гибнут (леваячасть рис. Зв). Это выяснили еще исследователи прошлого века (4). Есликоличества спирта недостаточно для поллого растворения клетки, то его молекулы,проникая внутрь, начинают свою разрушительную работу на молекулярном уровне.Если алкоголь пробрался в ядро клетки, где хранится “аппарат” с программой еедеятельности (хромосомы и гены), то даже одна молекула алкоголя может произвестидействие более опасное, чем уничтожение клетки, – изменить ее информационнуюпрограмму (вызван, мутацию).
Чем обернется такой захват врагом “святая святых” клеток хромосом?Обычной болезнью или злокачественной опухолью, предсказать не беремся. Отметимпопутно, что если человек еще и курит, то алкоголь своей проникаемостьюспособствует внедрению в клетки множества канцерогенов табачного дыма[3],а потому союз этих “друзей” увеличивает опасность не вдвое, а многократно.Учитывая же, что человек в состоянии опьянения увеличивает частоту курениявплоть до “одна за другой”, то не нужно быть генетиком, чтобы определить, какон, “радуясь и веселясь”, бодренько сокращает генетически обусловленный сроксвоего пребывания на Земле.
По вышеописанному способу воздействия наклетку разъедание ее защитнойоболочки алкоголь относят к ядам прото плазматическим. Вот теперь мы можем датьстрогое определение алкоголя, который отныне будем называть, как его именуютхимики и медики, – этанол.
Этанол (этиловыйили винный спирт, С2Н5ОН) –нейротропный,прогоплазматический яд, наркотик, воздействующий на нервную систему и всеорганы человека и разрушающий их структуры на клеточном и молекулярном уровнях.
И нот от такой-то ядовитой жидкостичеловек научился получать некое удовольствие, называемое наукой “эйфорией”, а вбыту “кайфом”! За удовольствия,однако, надо платить, и чаще всего – страданием. Если переиначить определениепонятия “прогресс”, данное в нашем веке философом Н. Федоровым, то,применительно к алкоголю, тоже попадем в точку: пьянство есть “та форма жизни,при которой человеческий род может вкусить наибольшую сумму страданий, стремясьдостигнуть наибольшей суммы наслаждений”.
Ответив на вопрос “Что мы пьем?”, читателюпредлагается ответить еще на два вопроса:
1. Можно ли яд инаркотик употреблять культурно?
2. Можно линазывать жидкости, содержащие упомянутый яд, напитками?
Однозначный ответ на них – “нет”. Есличитатель над нашим ответом хотя бы задумался, то перейдем к следующей теме.
ГЛАВА 2
УЛИТКА НА СКЛОНЕ
с помощью которой читатель может определить,
есть ли (и какая) у него зависимость от этанола
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай!
А. С. Пушкин
Первое столкновение с рюмкой всегдаритуально. Этопраздник илидругое “эпохальное” событие для подростка или для его окружения. И хотя к этомумоменту психология “начинающего” уже давно подготовлена к первому глотку,всегда существует первый соблазнитель, от уличного или школьного “старшеготоварища” до любящих свое чадо родителей. Говорят, грех соблазнителя большегреха соблазненного, и “горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (17,Матф., 18,7). Да, в том-то и беда, что зачастую соблазнитель вовсе не считаетсебя таковым и “плеснуть” повзрослевшим дочке-сыну чего-нибудь “легкого” вдень, к примеру, совершеннолетия в грех себе не возводит. Так или иначе, но вот“первая ласточка” – порция этанола – попадает в желудок, а печень приобретаетпервый “опыт” по нейтрализации нового для нее ядохимиката. У человекасуществует некая граница в потреблении любого яда, выше которой его организмили получает отравление, или гибнет.
Понятно, что если человек сразу начнет сбутылки водки, то и помереть недолго, ибо существует такое понятие, какпереносимость[4] яда.Границей переносимости считается такая доза яда, с которой организм справитьсяне в состоянии (с помощью или без помощи медиков – в данном случае значения неимеет), т. е. перебор яда выше переносимости однозначно влечет за собой смерть.Такая граница есть и у яда алкоголя. Начинают поэтому, как правило, с малыхдоз.
Получив первый урок по-нейтрализацииэтанола, к следующей порции, хоть и отнесенной по времени, печень уженесколько подготовлена, а потому дозу можно и увеличить. То есть происходитпостепенное повышение переносимости яда – этанола. Легче всего проследитьдинамику изменения такой переносимости алкоголя на графике (рис. 4), поодной оси которого будем отмечать “переносимость” (в неких уагговных единицах),а по другой – прожитые нами годы “со врагами в веселии суетном” (из молитвы).
За начало отсчета (точка 0) принимаетсяпервая в жизни рюмка[5].Повышение переносимости от точки 0 до точки А считается, к сожалению, за “культурное”употребление. Но настоящая беда начинается после этой пресловутой точки А.Происходит следующее: печень настолько “обучается” перерабатывать этанол, чтоей уже нетрудно нейтрализовать все большие и большие дозы яда, и тогда происходитлавинообразное повышение переносимости. Здесь срабатывает закон, которым мы всепренебрегали: переход количества в качество. Мы (вернее, наша печень) приобрелиновое качество: можно нить все больше (от точки А до точки В) и без особогоосложнения. Здесь бы и забить тревогу, да где там! Как раз наоборот, человек считает себя более здоровым, бьет себяв грудь: мол, раньше был слабак, а теперь могу пить много и почти не пьянею, ноэто уже первая сгадия зависимости от алкоголя. Далее, со временем, наступает “насыщение”,когда печень просто не в состоянии перерабатывать этанола больше, чем человек стремится употребить, вследствие ограниченностиее физических возможностей. Между организмом и уже сформировавшейсяполребностью устанавливается как бы равновесие, некий консенсус, “норма”потребления стабилизируется. Это вторая сгадия зависимости от алкоголя (отточкиВ до точки С). Здесь остановимся.
Стадия № 2 обладает как бы противоположнымисвойствами – как в известнойпесенке: “Не плохо очень с одной стороны, Но очень плохо с другой...”
С одной стороны, именно в этот периоджизни чаще всего гибнут пьющие люди как по причинам, прямо связанным салкогольным разрушением организма (инфаркт,инсульт, цирроз печени и пр.), так и по косвенным причинам (убийства,самоубийства, аварии и пр.). В этом смыслеэто довольно опасная стадия.
Но с другой стороны, эта сгадия самаяблагоприятная, ибо тот дискомфорт, который уже получен от алкоголя пьющимчеловеком (болезни, разводы, милиция), превышает “кайф”, который он получает отэтанола. Поэтому именно на ней, на этой стадии, у многих срабатывает инстинктсамосохранения, когда – вдруг начинаем задумываться: “А может мы жили не так,может можно по-другому?” Можно, но не опоздайте, потому что далее (но рис. 4)следует стадия №3, когда возвращение к нормальной жизни уже практическиневозможно от точки С и далее. Во всяком случае чаще всего именно вторая стадия“заставляет” человека предпринимать какие-то шаги по своему спасению, пустьзачастую безрезультатные.
Теперь давайте пройдемся по графику (рис. 4)с целью определения стадии нашей личной зависимости от алкоголя, предварительнодав определение этих стадий. В литературе стадии алкоголизации описаныдостаточно подробно, поэтому мы дадим лишь основные моменты:
а) предварительнаястадия (т. е. “культурное “или “умеренное” употребление) периодмежду точками 0 и А – характеризуется медленным повышением переносимостиалкоголя и приобретением привычки к нему. Употребление, как правило, ритуальное(события, праздники) и коллективное. Целью употребления является общение, “красивое”проведение времени, веселье… Стадия заканчивается устойчиво сформированным ощущениемудовольствия от опьянения и уменьшением отрицательных последствий пьянки(рвота, головная боль и т. п.);
б) первая сгадия алкоголизма (участок А – В) начинается настолько плавно и незаметно, что невызывает тревоги ни у самого человека, ни у окружения, более того, создастиллюзию улучшающегося здоровья, т. к. переносимость алкоголя резко повышается,и человек склонен считать, что раньше он был “слабее”.
Этому способствует не только безнаказанноеувеличение доз этанола и практически исчезновение рвотной реакции, но иповышение “социального статуса” пьянок, происходящих уже не дома и вподворотнях, а в коллективах, ссоответствующим “оформлением” – поздравлениями и подарками, выездами “наприроду”. В конце стадии переносимость возрастает более чем в три раза посравнению с ее началом, а сформировавшаяся привычка начинает переходить впотребность. На этой стадии происходит то страшное явление, которое называют “сдвигомцели”. Действительно, на “культурной” стадии целью выпивки является общение,праздник в компании, веселье, танцы, знакомства, душевные разговоры, выясненияотношений и т. д., но постепенно эти факторы утрачивают свою значимость, ицелью все более становится получение удовольствия от этанола, т. е. сам процесс“выпивания” и состояние опьянения – “кайф”. Общение уходит на второй план иявляется, скорее, уже средством, а не целью. Такой сдвиг цели (см. рис. 5) собщественно-ритуальной (цель 1) на личностную (цель 2) можно, пожалуй, иопределить как переход от пьянства к алкоголизму или, другими словами, отпривычки к потребности. Мы здесь намеренно повторяем рис. 1 в более строгомварианте с целью закрепления этой важной информации.
в) вторая стадияалкоголизма (В – С, рис. 4).Переносимость максимальная, а потребность так велика, что человеку трудно с нейсправиться. Ему уже нужна помощь. Какая, этот вопрос еще будет рассмотрен.
Кроме высокой переносимости, проявляютсядополнительные признаки: ослабление рвотной реакции на “перебор”, забываниесобытий в период опьянения, потеря контроля над поведением, явно выраженноепохмельное состояние (похмельный синдром), различного рода психозы и неврозы.Конечно, психическими отклонениями от нормы может страдать и не употребляющийалкоголь человек, но мы имеем в виду психозы, наработанные именно подвоздействием алкоголя. Психозы, связанные с другими причинами, рассматривать небудем, но научимся различать те нервные состояния, которые определяютсянепрерывным потреблением этанола, и те, которые обусловлены патологией мозга.Психозы от алкоголя исчезают, как только человек обретает трезвость, хотя и несразу, но через относительно короткое время.
Если же она (трезвость) не обретается, тоалкогольные психозы проявляются в самых различных формах, например:
· бредревности (я пью, зато ты изменяешь);
· манияпреследования (мне строят козни, хотят наказать, обидеть, уволить и т. д.);
· маниявеличия (я намного лучше других, умней, талантливей, чем обо мне думают);
· мания“падения” (да, я пропащий, изгой и буду падать дальше)и т. д. и т. п.
Вторая стадия определяется индивидуальнымиособенностями и здоровьем человека до того момента, когда разрушение организманачинается лавинообразно возрастать. Стадия может длиться многие годы.
Вобщем, как уже говорилось, вторая стадия является самой опасной – с однойстороны, но с другой – на этой стадии у людей, как правило, срабатываетинстинкт самосохранения: не пора ли повернуть свою жизнь на тот “луч”, окотором мы говорили в предисловии. Происходит осознание, что жизнь, которуючеловек считал за “зебру” (то черная, то белая полоса), на самом деле была егоже “вилянием” из света во тьму и обратно. Пойдем по лучу – и все у нас будетполучаться...
Ну, а если не пошли, то предстоит: г)третья стадия алкоголизма, предсказать начало которой практически невозможно.
Начинается она сточки С (рис. 4).Главный признак третьей стадии – резкое снижение переносимости. Если Вы доточки С не добрались – перекреститесь, ибо далее наступают необратимыепроцессы. Алкоголизм третьей стадии перекрывает пути к возрождению потому, чтоактивная часть мозга (вернее, ее остаток) уже не может пробиться к “резерву”,проход к нему “съеден”, и человек, если его еще можно назвать человеком, вместесо всеми своими 17-ю миллиардами клеток (нейронов) мозга становится некойбиологической сущностью типа говорящей обезьяны. К этому времени переносимостьэтанола резко падает по причине изношенности организма и разрушения всех егозащитных систем. Алкоголики третьей стадии пьют часто и маленькими дозами. Приэтом почти перед каждым употреблением срабатывает рвотный рефлекс. Физическаязависимость от этанола так велика, что все жизненные цели сводятся к выпивке скорееуже как к “лекарству”, чем к удовольствию, ибо ни о какой эйфории уже и речинет. Деградация, разрушение личности приводят к потере работы и семьи. Натретьей стадии люди становятся похожими – не только поведенчески, но и внешне:цвет лица, походка, бессмысленно-пустой, “рыбий” взгляд (этанол со временемобесцвечивает радужную оболочку гл