Реферат по предмету "История"


Древние города Казахстана

Города и поселения в VI—первой половине IXвека
На обширной территории Казахстана издревле выделяютсякрупные историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века игородской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье. Южный Казахстан,или Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степя­миЦентрального Казахстан, на юге — Таласским Алатау, на востоке — Джувалинскимплоскогорьем, на западе — песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось до VI— VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар, Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишьв XVI в. вновь приобре­тает популярность её первоначальноеназвание Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейшихисторических проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, городаи степи. В науке существует так называе­мое евроцентристское направление, вкотором кочевники пред­ставлены как варвары в противовес цивилизованнымземледель­цам.
В последние годы появились и другие взгляды напроблему, несколько идеализируя кочевников, исследователи отмечают та­кие их качества,как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать «кочевой мир» обособленно от соседнего с нимоседлого и городского, между которыми испокон веков существовали и разви­валисьтесные этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос напродукты животноводства были важными причинами расширения скотоводческогохозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции ремесла и сельского хозяйствабыло заинтересовано население и города и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцевбыли мирными. Имеется множество исторических фактов об опустошительных набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о не менее жестоких посвоему характеру походах владетелей оседлых народов на степняков. История знаетв то же время примеры, когда кочевники и горожане выступали вместе противвнешних врагов. В целом же историческая законо­мерность развития, оседлыхобластей и городов Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определяласьтесными эконо­мическими связями. Их взаимоотношения были явлением, стиму­лирующимразвитие и тех и других, зачастую в рамках одного государства, однойэкономической структуры. Отмечается еще одна важная закономерность: то, что навсем протяжении древней и средневековой истории под влиянием различных факторовнаблюдается переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежитбуддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город нареке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно живутторговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе находится несколькодесятков одиночных городов и в каждом из них свой старейшина. Хотя они независят один от другого, но все они подчиняются тудзюю (кагану). Страна отгорода Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее население также носитэто имя… Тех, кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческаякультура на территории Семиречья появилась в результате согдийской колони­зации.Существует и противоположная, автохтонная модель проис­хождения городскойкультуры Семиречья, по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не былобъектом колонизации Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим значительную роль в исторических и эконо­мических судьбахнародов Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с позицийэтногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение ифункции города как центра ремесла, торговли и сельского хозяйст­ва.Показательно сложение городского быта, который в археологи­ческих материалахпредставлен устойчивыми канонами жилой архитектуры, терракотой, керамическиминаборами, надписями на керамике, монетами, погребальными сооружениями и обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного пере­селения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семи­речье,на юге Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурныйкомплекс, представленный в археологичес­ких материалах такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение, предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой половине IX вв. вСемиречье и Средней Азии складывается своеобразный культурный комплекс, которыйможно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фонеэтногенети­ческих процессов. Таким образом, в период раннего средневековья наюге Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культу­ра, котораяинтегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский культурныйкомплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции наблюдается в культурегорода".
Археологическими исследованиями на юге Казахстаназафик­сировано 25 городищ со слоями VI— IX вв., которыеможно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб,Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются: арк(цитадель), шахристан (внутренний го­род) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),по археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в бельшинствесвоем отождествляются с летописными городами Таразом, Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топографиясемиреченских иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая изцитадели и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной.Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI —первой половины VII вв. был застроен кварталами, что характерно дляфеодального города со свойствен­ным ему замыканием людей в группы, связанныеродственными узами, общей профессией, религией. Городское жилище здесьхарактеризуется двумя типами домов. К первому относятся квад­ратные либопрямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типаявляются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагалисьсуфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглениемчасти напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, вкоторых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения вряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщалиськомнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей,ин­терьер которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кромемежду­народной торговли получила развитие местная областная торговля и торговляс кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживалимеждународную и областную торгов­лю. В его среде получили распространениеразличные религии. В процессе сложения городской культуры тюркские племенаприни­мали самое активное участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура являлась одним из слагаемых враннесредневековой городской культуре всего среднеазиатско-казахстанскогорегиона.
Местные особенности развития городской культуры на югеКазахстана и юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографиюгородищ, городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и всейобласти в целом.
Города и поселения вовторой половине IX— начале XIIIвв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие нажизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под властьарабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная теснымиэкономически­ми и культурными связями со Средней Азией, она испытала сильноевоздействие мусульманской культуры, которая распрос­транилась в первую очередьв среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличениичисла городов в указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этимданным, появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в Отрарском оазисе — горОда Кедер,Весидж и Бурук, в округе Шавгар — Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; внизовь­ях Сырдарьи — Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они сформировались вгородские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов такжеувели­чилось. В Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культу­ры всеверо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизньраспространяется в Центральном Казахстане. Города и поселения располагались вдолинах Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, вдолине Иртыша. Письменные источники сообщают, что эти города при­надлежаликимакам. Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя (хакана).Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус, Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, вдолинах Урйла. Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях вих застройке, которые произошли по сравнению с предыдущим пери­одом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарьеоткрыты остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из нихнасчитывалось соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопан­ных кварталовгорода имел ремесленную специализацию — был заселен гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречьепо­казали, что и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их былабольшей, чем на Куйруктобе. Дома группирова­лись вдоль участка магистральнойулочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети.Известно сообщение автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети вгороде Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованыархеологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстанаи Семиречья, как и других городов Востока, были общественные бани. Две из нихоткрыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типыжилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по длин­ной оси(анфиладная планировка), дом с помещениями на пересе­кающихся осях(крестообразная планировка) и дом с помещения­ми, поставленными в ряд, длиннойосью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линиюразвития южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа —круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическиморнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западногоСемиречья. Для них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственныепомещения группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка былахарактерна для рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—-XIIвв. северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все домаотносятся к одному типу. Они состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений идвора. Основания стен сложены из каменных валу­нов. В строительствеиспользовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них былизагоны для скота и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворахнекоторых талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья сдвором для скота, наличие юрт свидетельству­ет о сохранении в жизни горожансеверо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресса керамическом ремесле. Посравнению с периодом раннего средневековья, доля лепной посуды резко сни­жается.Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение их приходится на X—XIIвв. Наиболее распрос­траненными видами изделий были графины, кувшины, чаши, кубки,кружки, флаконы. Из стекла изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных вгороде. О его развитии, технических возможностях дают представление мас­совыенаходки железных изделий. Производство изделий из меди было распространено вгородах повсеместно, тем более разработки на полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском иДжунгарском Алатау. Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.Зачастую они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно иювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработкакамня. Из кости и рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные резныморнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костя­ные шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время торговля.Международ­ная торговля по Шелковому пути известна по сведениям средневе­ковыхавторов. При раскопках и в кладах найдены импортные изделия — художественнаяпосуда, монеты. Крупными торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,Тараз, Навакет, Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна, караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами изСамарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцыиз Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и степью.Известны некоторые из товаров, которые попадали в казахстанские города изстепи, — козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений,вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в Исфиджабе, Отраре,Таразе, Яссах,
Рост городского населения потребовал увеличениятоварности сельского хозяйства. Поэтому совершенствовалась система искус­ственногоорошения. Ее развитие хорошо прослежено на материа­лах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство,огородничество, полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйствегорожан.
В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитиигородской культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических,экономических и культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры стала играть новая религия — ислам.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проведення Польщею політики асиміляції та фальсифікації щодо українців
Реферат Native Americans And Aztecs Essay Research Paper
Реферат «Урбанизация в России сегодня»
Реферат Business Ethics Essay Research Paper Business EthicsWhat
Реферат Гигиена классной комнаты
Реферат Аналіз регуляторного впливу до проекту розпорядження Київської обласної державної адміністрації
Реферат Гидростатика, давление, закон Паскаля, гидростатическое давление
Реферат Финансы Украины
Реферат Инвестиционная политика коммерческих банков
Реферат Практический психолог и эффективность кадров. Исследование расхождений в представлениях об основных составляющих профессии между студентами и педагогическим коллективом вуза с целью оптимизации учебного процесса
Реферат Анализ показателй по труду на предприятии торговли.
Реферат Пензенский край в 17 - начале 18 вв.
Реферат Лирика Ахматовой, Пастернака, Твардовского (сравнительная характеристика)
Реферат Мероприятия по повышению эффективности системы безналичных расчето
Реферат Позиковий капітал у системі товарних відносин. Банки - інструмент руху позикового капіталу