Реферат по предмету "Педагогика"


Классный час на тему "Здоровое питание – залог здоровья"

ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТКЛАССНОГО ЧАСА
Группа 2.5(10 «Д»)
Тема: Здоровоепитание – залог здоровья
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Классное руководство: Смурякова Е. Е.
Групповой руководитель: Магсумов.Т.А.
Оценка за урок
НабережныеЧелны, 2009 г.

Литература, использованнаяпо теме
1. www.medlinks.ru/article.php?sid=17770
2.http://www.ami-tass.ru/article
3. www.cafesoloha.ru/interesting/16-interesting/24-2009-11-05-22-43-15

Классный час: Группа 2.5(11 «Д»)
Тема: Здоровое питание –залог здоровья
Вид классного часа: Урок- Беседа
Цель классного часа:
1. Познавательная,образовательная цель – рассказать кадетам основные составляющиесбалансированного питания и важность питания в целом для развивающегосяорганизма.
2. Развивающая цель –содействовать кадетам в понимании важности соблюдения четырехразовового режимапитания и способствовать в выработке устремлений и предпочтений в правильномпитании.
3. Воспитывающая цель –формирование у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и в будущемздоровье своих детей и членов семьи.
Оборудование: класснаядоска, мел, наглядность.
Вид доски на уроке:
ХОРОШЕЕ ПИТАНИЕ –ЗАЛОГЗДОРОВЬЯ!
План классного часа:
1. Жизнедеятельность организма человека.
2. Географический фактор вкусовыхпристрастий.
3. Школьное питание – это залог здоровьяподрастающего поколения.
Ход классного часа:
1.Жизнедеятельность организма человека.
В процессежизнедеятельности организма в нем происходит, с одной стороны, разрушение(диссимиляция) веществ, входящих в состав тканей и клеток, с другой —постоянное обновление, воссоздание и перестройка ранее разрушенных веществ засчет питательных веществ, поступающих с пищей (ассимиляция).
Эти двапроцесса, из которых складывается обмен веществ, тесно связаны между собой,находятся во взаимозависимости и состоянии подвижного равновесия, в результатечего клетки и ткани сохраняют свой относительно постоянный состав.
Приразрушении веществ в организме происходит окисление сложных органическихвеществ, входящих в состав тканей и выделение при этом энергии, необходимой длямышечной работы организма, поддержания на определенном уровне температуры телаи других жизненно необходимых процессов. Эта же энергия, освобождаемая во времяразрушения, необходима и для обеспечения процессов воссоздания, во времякоторых происходит образование из простых органических соединений сложных,обладающих большим запасом энергии. Этот процесс называется обменом веществ ворганизме. Он является основой всех физиологических функций организма, ккоторым относятся дыхание, кровообращение, пищеварение, нервная деятельность ит.д. Все эти проявления деятельности организма находятся под регулирующим влияниемнервной системы. Необходимо знать, что процессы жизнедеятельности организманаходятся в тесной зависимости от питания человека. Считается, что питательныевещества, такие как белки, углеводы и жиры, являются составными частями клетоки тканей организма. В состав клеток и тканей входят и другие элементы пищи —минеральные соли и витамины. При этом некоторые из витаминов являютсясоставными частями так называемых ферментов, участвующих в процессахрасщепления, перестройки и образования новых, сложных органических веществ,входящих в состав организма.
Такимобразом, питание является важнейшим фактором внешней среды, воздействующим насостояние организма и его развитие. Для правильной жизнедеятельности организманеобходимо, чтобы питание было рациональным, правильным, физиологическиполноценным. Это означает, что как по количеству, так и по своему качественномусоставу пища должна отвечать физиологическим требованиям организма.
Теперьпосмотрим, что собой представляют отдельные пищевые вещества, содержащиеся впродуктах питания.
Белкиявляются одной из главных составных частей всех клеток и тканей организма.Поступая с пищей в организм, они расщепляются в пищеварительном тракте до такназываемых составных аминокислот, и организм использует их для построениясобственных специфических белков, клеток и тканей, а также для энергетическихцелей. Для удовлетворения потребности человека в аминокислотах необходимо,чтобы с пищей поступали различные белки. Часть аминокислот должна поступать ворганизм с определенными продуктами питания, потому что они не образуются внем. Эти аминокислоты называются незаменимыми. Они содержатся преимущественно вбелках пищевых продуктов животного происхождения — мясе, рыбе, молоке, молочныхпродуктах, яйцах и пр., а также в белках некоторых растительных продуктов,например — сое, фасоли, горохе, картофеле, но в меньших количествах.
Важно знать,что если в белках пищи недостает одной или нескольких незаменимых аминокислот,то невозможно образование специфических белков организма человека и возникаеттак называемая белковая недостаточность. Это чаще всего бывает при однообразнойпище. Сколько же нужно белка для удовлетворения потребности взрослоготрудоспособного человека в незаменимых аминокислотах? Немногим больше половиныот полагающейся нормы потреблять за счет животных пищевых продуктов, остальноеже за счет растительных. Например, если для мужчины 30—39 лет в день необходимо88 г белка, то 48 г из них должны быть за счет продуктов животногопроисхождения и 40 г — растительного.
Жиры. Сжирами поступают в организм растворимые в нем витамины (A, D, Е, К), а такженезаменимые жирные кислоты и другие вещества.
Жиры обладаютвысокой калорийностью, превышающей примерно в 2 раза белки и углеводы. Врастительных маслах содержится значительное количество незаменимых жирныхкислот, без которых нормальная жизнедеятельность организма невозможна. Имибогаты рыбий жир и подсолнечное, кукурузное, соевое и другие масла. Небольшоеколичество их содержится в свином сале и молочном жире. Бараний и говяжий жирыих почти не содержат.
Пищевойрацион человека биологически полноценен тогда, когда в состав его входитмолочный жир — сливочное масло, содержащее витамины А и D, и растительныемасла. Необходимо в суточном рационе соблюдать соотношение: 1/3 растительныхмасел и 2/3 животных жиров. Например, если для мужчины 30—39 лет в деньнеобходимо 99 г жира, то 33 г из них должны быть за счет растительногопроисхождения. Для пожилых людей 1:1.
Углеводы —это сахара. Они содержатся, главным образом, в растительных продуктах в видепростых Сахаров — глюкозы, фруктозы и сахарозы, а также сложных Сахаров —крахмала, пектина и гликогена. Все простые углеводы легко усваиваютсяорганизмом. Источниками их являются фрукты, ягоды, мед, кондитерские изделия идр. Основным источником сахарозы является обычный свекловичный сахар, а такженекоторые овощи и плоды (свекла, морковь, дыня, арбузы и др.).
Крахмал —основной углевод пищи. Он составляет 70—80% всех углеводов пищи. В пшеничноймуке, изделиях из нее, а также рисе, крупах содержится 55—75%, а в картофеле до20% крахмала. Крахмал медленно расщепляется в пищеварительном тракте и медленновсасывается, этим он и ценен.
Важноезначение в питании имеет клетчатка. Она содержится в растительных продуктах.Отсутствие ее в пище приводит к запорам. Клетчатка содержится преимущественново всех овощах и фруктах. Пищевой рацион должен в среднем содержать не менее 25г клетчатки, свекловичный сахар должен составлять одну четвертую часть отобщего количества углеводов в пищевом рационе и три четверти — крахмал.Например, если для мужчины 30—39 лет в день установлена норма углеводов 365 г,то 90 из них должны быть сахара и сахаристые продукты и 275 г — крахмалистые,мучнистые продукты.
Витамины —это сложные биологически активные вещества. Они принимают участие во всехжизненных процессах организма. Некоторые из них не образуются в организмечеловека или образуются в недостаточных количествах. Длительное отсутствиевитаминов в пище вызывает тяжелые заболевания, но чаще возникают так называемыегиповитаминозы в результате недостаточного содержания их в пище или вследствиеповышенной потребности в них. Недостаточность витаминов в питании приводит кослаблению организма, понижению его работоспособности и сопротивляемости кзаболеваниям. Поэтому необходимо широко использовать в питании продукты,содержащие витамины. Витамины могут быть водорастворимые и жирорастворимые. Кпервой группе относят ряд витаминов и в том числе аскорбиновую кислоту (витаминС). Недостаток ее может вызывать быструю утомляемость, снижениеработоспособности, сонливость (особенно в осенне-зимний период), разрыхленностьдесен и т.д. Этот витамин содержится главным образом в овощах, особенно многоего в зеленом и красном перце, укропе, ягодах (облепихе, черной смородине,сушеном шиповнике и др.). Тиамин (витамин B) — недостаток в пище может вызыватьповышенную раздражительность, быструю утомляемость, недостаточную концентрациювнимания и пр. Содержится в хлебе грубого помола, крупах (гречневой, овсяной),фасоли, горохе, зеленом горошке, рыбе, мясе) рибофлавин (витамин В2) —недостаток его в пище может вызывать мышечную слабость, трещины на слизистыхгуб и пр. Содержится в хлебе грубого помола, крупах (гречневой, овсяной),мясных продуктах, в молоке, сыре, яйцах, рыбе и др. Ниацин (витамин РР) —недостаток в пище может вызывать болезненный, увеличенный ярко-красный язык,слюнотечение, нарушение ощущения вкуса, слабость. Содержится в тех жепродуктах, что и предыдущие витамины. Кроме перечисленных, в группуводорастворимых входят и другие витамины.
Витаминыжирорастворимые — к ним относится ретинол (витамин А). Недостаток его в пищевызывает «куриную» слепоту, сухость кожи, сухость слизистых.Содержится в рыбьем жире, молоке, масле, жирном твороге, яйцах, а также в видекаротина (желтого пигмента) во многих овощах и фруктах. Кальциферолы (витаминD, D2 и D3). Недостаток в пище вызывает возникновение рахита у детей. Витаминысодержатся в сыром молоке, молочных продуктах, сливочном масле. Токоферол(витамин Е) — недостаток в пище вызывает изменения в мышцах, у беременныхженщин может наступить выкидыш, у кормящих матерей может нарушиться образованиемолока. Содержится в хлебе грубого помола, макаронных изделиях, жирном твороге,во всех растительных маслах, маргарине, немного в мясе, овощах, бахчевых,фруктах, ягодах.
Минеральныевещества. В продуктах питания содержатся также биологически важные компоненты —минеральные вещества. Без них невозможны нормальные процессы, протекающие ворганизме. Они участвуют в формировании новых клеток, тканей и органов, вкроветворении, образовании пищеварительных соков и пр. Очень важно широкоиспользовать в пищу продукты, содержащие минеральные вещества. Одни минеральныевещества, такие как кальций, магний, фосфор, содержатся в тканях в относительнобольших количествах. Другие — йод, медь, кобальт, марганец, фтор, хром, цинк ижелезо — в весьма небольших количествах. Минеральные вещества необходимы дляпостроения и прочности скелета и зубов. Они необходимы в период ростаорганизма, беременности. Некоторые минеральные вещества действуют на нервнуюсистему, уменьшают спазм кровеносных сосудов, регулируют содержание воды втканях, способствуют выделению мочи и т.д. Наоборот, другие веществаспособствуют задержке воды в тканях (поваренная соль) и развитию отеков, чтовредно отражается на деятельности сердечно-сосудистой системы. Поэтому следуетограничивать употребление в пищу поваренной соли и солевых продуктов.
Источникамиминеральных веществ являются:
— хлеб ихлебобулочные изделия (преимущественно из муки грубого помола). — овощи(картофель, зелень и др.), фрукты, — ягоды, грибы, продукты моря, в том числеморская рыба, морская капуста, печень животных, зернобобовые, крупы (в основномгречневая и овсяная), творог, твердые сыры и т.п.
2. Географический фактор вкусовыхпристрастий.
Основной потребностьючеловека всегда была пища. Вкусовые пристрастия определялись территориально,т.е. по месту жительства. Например, русская кухня всегда использовала зерновыекаши, овощи и кисели. Подтверждением этому может служить русская пословица: «Щида каша – пища наша». Уже потом некоторые блюда получили иностранныеназвания, например, французское: «суп». А ведь раньше, русскую пищуготовили совсем по-другому. Топилась большая русская печь и в горшках особойформы запекалась пища. Такой способ, изредка, можно встретить и сегодня.
Ученые проводилиисследования и пришли к выводу, что для человека, наиболее полезной будет пищаего предков, а именно тот рацион, который веками формировался в даннойместности. Вот, например, возьмем южные народы. Почему в их рационе многоострых специй и соусов? А потому, что в жарком климате, подобная пища выступаетодновременно, как консервант и стимулятор органов пищеварения. И наоборот, вхолодных условиях люди предпочитают мясо, потому как оно обогащает организмэнергией, без который в мороз не выжить. Увлекаясь чужестранной пищей, Выломаете рефлексы организма, формировавшиеся столетиями. Это часто приводит ктому, что человек сам того не понимая, резко начинает полнеть или худеть.Развиваются заболевания пищевых органов и многое другое.
3. Школьное питание – это залог здоровьяподрастающего поколения.
Согласно сведениям,которые мы получили, на начало года в 57 регионах нашей страны около 50% школне имеют собственных столовых. Вследствие чего, 43,4% обучающихся не обеспеченыгорячим питанием. Например, в астраханской области услугами столовых пользуютсятолько 30-35% учащихся, в том числе 12% старшеклассников. В 25% образовательныхучреждениях Брянской области школьное питание не соответствует установленнымтребованиям.
Технологическоеоборудование пищеблоков в школах обновляется крайне медленно. Износоборудования в школах составляет от 80% до 90%.
Пищевая ценность школьныхзавтраков и обедов, реализуемых в большинстве школ РФ, не соответствует возрастными физиологическим потребностям детей и подростков, принципам сбалансированногоздорового питания.
Основным недостатком ворганизации питания школьников является тот факт, что меню составляется сучетом стоимости продуктов питания, а не физиологических потребностей детей вбиологически ценных веществах. Кроме того, в ряде регионов, например, вТульской области, в Алтайском крае, республике Бурятия и других, отмечаетсятревожная тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией.
Низкий уровень материальногодостатка многих семей не позволяет родителям обеспечить детей полноценнымпитанием дома и оплачивать их питание в образовательных учреждениях. В связи сэтим во многих регионах осуществляются дополнительные выплаты отдельнымкатегориям учащихся. Выплаты из региональных и местных бюджетов на эти целисоставляют от 1,5 до 33 рублей на одного ребенка в день. В целом по страневыплаты получают от 40 до 55% от общей численности учащихся.
В целях осуществлениядополнительных выплат на питание школьников в большинстве субъектов РФпринимаются соответствующие нормативно-правовые акты, а также региональные имуниципальные программы, направленные на совершенствование системы питания.Так, в соответствии с региональными нормативными правовыми актами, в Ханты-мансийскомАО на обеспечение свыше 200 тысяч школьников горячим питанием из бюджета округана 2007 год выделен миллиард рублей.
По даннымРоспотребнадзора накануне нового учебного года в большинстве субъектов РФособое внимание было уделено подготовке пищеблоков для организации питания. Вряде субъектов были выделены значительные средства на приобретение новоготехнологического оборудования. На улучшение школьного питания направлены такжесоответствующие региональные программы. Вместе с тем 5500 школ России ещенуждаются в приобретении оборудования для пищеблоков.
В целях совершенствованияорганизации питания учащихся, а также для отработки модели реорганизациисистемы питания на основе современных технологий, принято решение осуществить в2008-2009 годах в ряде субъектов РФ в рамках национального проекта «Образование»экспериментальные проекты по организации питания учащихся. Для их реализациипри Совете по приоритетным национальным проектам создана рабочая группа,которую возглавил начальник экспертного управления Аркадий Дворкович.
К настоящему времени этойгруппой разработан проект постановления правительства РФ о мерахгосударственной поддержки реализации экспериментальных проектов посовершенствованию организации питания учащихся, а также параметры и условияреализации указанных проектов, включая вопросы конкурсного отбора субъектов РФ.Согласование по организации этого конкурса получены нами от всех министерств иведомств.
Главная цель проведенияэтого эксперимента – получить необходимые для нас материалы — организационно-управленческие, финансово-экономические, нормативно-правовые — для того, чтобы в ближайшей перспективе в рамках национального проекта «Образование»запустить новое направление «Школьное питание». Для этого в нашемДепартаменте уже создана межведомственная рабочая группа из представителейзаинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Института питанииРФ, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, парламентского центра «Здоровьенации» и других структур.
Важные документы,связанные с нормативно-правовым обеспечением организации школьного питания встране уже разработаны или разрабатываются. Обновлен и утверждены главнымсанитарным врачом РФ Геннадием Онищенко перечень продуктов питания,рекомендованных к использованию в школьном питании, среднесуточные наборыпродукты питания для детей 7-11, 11-18 лет, типовые меню. Совместно сМинсельхозом и Минздравсоцразвития России разработаны рекомендации пореализации в рамках существующих региональных программ совершенствованияпитания в общеобразовательных учреждениях под программой «Школьное молоко».
В рамках реализациикомплексных проектов модернизации в 21 субъекте РФ осуществляется мероприятиепо реорганизации системы школьного питания. Отрабатываются следующие моделипитания:
1.        Модель питания,при которой весь цикл организуется на базе школьной столовой.
2.        Часть школобъединяется вокруг школьной базовой столовой (до 15 школ).
3.        Школьный комбинатберет на себя полную организацию питания, и в школы доставляется либо полностьюготовая продукция, либо в полуфабрикатном виде.
К 2009 году каждый изсубъектов должен отработать избранные модели и обеспечить стопроцентное обеспечениегорячим питанием школьников.
На здоровье человекавлияет очень много факторов. Это и состояние окружающей среды, и образ жизни, исоциальный статус, и качество питания. Когда мы говорим о детях, набор этихфакторов несколько изменяется и на одно из первых мест выходит организацияпитания. В РФ более 58 тысяч школ, 14 млн. школьников. Питание для детей имеетряд отличий от питания взрослых по влиянию на здоровье. От правильного питанияподрастающего организма зависит и его формирование. То состояние дел, котороемы имеем на настоящий момент, вызывает у специалистов большое беспокойство.Более чем у 10% детей наблюдается ожирение. Регистрируется повышенноеколичество случаев сахарного диабета. Школа – это то место, где дети проводятзначительную часть времени. Если мы сможем организовать благоприятное дляздоровья детей школьное питание в масштабах каждого города, района, мы темсамым увидим здоровых выпускников.
Говоря об организациишкольного питания, врачи всегда настаивают на том, что питание должносоответствовать основным требованиям. В первую очередь, оно должно бытьбезопасным. К сожалению, встречаются случаи отравления в общеобразовательныхучреждениях, как правило, это связанно с неправильной организацией техническихпроцессов, несоблюдением санитарно-гигиенических норм и правил. Также оченьважно организовать качественное сбалансированное питание, чтобы дети получалидостаточное количество калорий. Должно присутствовать достаточное количествомикроэлементов и витаминов, которые нужны для нормального развития организма.
Проблема питания не имеетоднозначного решения. В каждом регионе РФ есть свои особенности. Существуют иэкономические проблемы. У нас есть ряд нормативных документов. Например, естьутвержденные среднесуточные наборы питания для детей от 7 до 11 лет и от 11 до18 лет. Утверждены методические рекомендации по составлению меню для школьникови рекомендации по ассортиментному перечню продуктов для организации школьногопитания.
Ученые из Институтапитания, из НИИ охраны здоровья детей совместно со специалистамиРоспотребнадзора разрабатывают санитарные правила, которые будут содержать рядобязательных требований. Специалисты нашей службы приняли активное участие всовещании, которое проводил первый заместитель председателя правительстваДмитрий Медведев в апреле этого года. После этого были проведены совещания порегионам (в Татарстане, в Красноярске), где специалисты Роспотребнадзора вместесо специалистами из Министерства образования и из субъектов РФ обсуждаливопросы организации школьного питания. На сегодняшний день предусматриваетсянесколько экспериментальных моделей организации питания, из которых можно будетвыбрать оптимальные.
Геннадием Онищенко провелзаседание, на которое были приглашены представители минобразования, специалистыпо организации школьного питания, специалисты из субъектов РФ. По результатамподготовлены распорядительные документы, которые дают прямые порученияисполнителям. Издан приказ Роспотребнадзора от 27 февраля 2007 года №54.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.